66RS0004-01-2020-008872-09
Гражданское дело № 2-349/2021 (29)
Мотивированное решение изготовлено 26.01.2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 января 2021 г. г. Екатеринбург
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
в составе председательствующего судьи Тяжовой Т.А. при секретаре Степановой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации г. Екатеринбурга о признании незаконным бездействия, возложении обязанности, отмене постановления о снятии с учета граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства, возложении обязанности восстановить в очереди на получение бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, компенсации морального вреда,
установил:
истец обратилась в суд с иском к ответчику, просила признать незаконными действия (бездействие), выразившееся в непредоставлении в собственность бесплатного земельного участка для индивидуального жилищного строительства, находящегося в собственности муниципального образования «город Екатеринбург», на основании Закона Свердловской области от 07.07.2004 № 18-ОЗ «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области», возложении обязанности возместить стоимость непредоставленного земельного участка, взыскать компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.
В обоснование заявленного иска истец указала, что с 2001 года семья истца является многодетной. 23.11.2007 распоряжением № 1311-р истец была принята на учет граждан, признанных малоимущими и нуждающимися в предоставлении жилых помещений муниципального жилого фонда по договору социального найма. По состоянию на 2008 год номер очереди № 1888, в письмах от 16.03.2010 и 17.11.2010 истцу сообщено, что номер очереди 1846. 09.04.2010 истцом подано заявление о принятии на учет граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, в очередь истец была включена только постановлением Главы Екатеринбурга от 01.11.2010 № 5043 с номером очереди истца в общем списке № 1841. Право истца ответчиком нарушено, поскольку на учет истец была поставлена только через семь месяцев с даты подачи заявления. Кроме того, истец ответчиком не была проинформирована о возможности получения земельного участка или о предоставлении социальной выплаты, так как истец на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состояла с 2007 года. В период проживания на территории г. Екатеринбурга ответчик обязан был предоставить земельный участок. В сентябре 2019 истцу было направлено уведомление о предоставлении социальной выплаты в размере 200000 рублей взамен предоставления в собственность земельного участка. По телефону истцу было сообщено о том, что права на выплату истец не имеет ввиду того, что в г. Екатеринбурге не проживает. 18.09.2020 Администрацией г. Екатеринбурга в лице Главы город Екатеринбурга вынесено постановление № 1790, на основании которого истец снята с учета по причине выезда в другой субъект РФ. Снятием с учета, отказом в предоставлении социальной выплаты, непредоставлением земельного участка нарушено право истца на получение земельного участка в период проживания истца в г. Екатеринбург.
В процессе рассмотрения определениями суда от 03.12.2020 и 25.12.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ФИО2 и Департамент архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации г. Екатеринбурга.
В ходе рассмотрения дела истец требования уточнила, просила отменить Постановление Главы города Екатеринбурга № 1790 от 18.09.2020, на основании которого истец была снята с учета граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства на основании Закона Свердловской области от 07.07.2004 № 18-ОЗ «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области», восстановлении истца в очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также на учете граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства, возложении на ответчика обязанности предоставить истцу земельный участок или возместить стоимость непредоставленного земельного участка в размере 3122130 рублей.
В обоснование уточненного иска истец указала, что на восьмерых членов семьи истца в квартире, в которой семья проживала, приходилось 5,7 кв.м. общей площади квартиры. Не получив помощи от ответчика, семья вынуждена была продать имевшуюся в собственности квартиру и переехать на постоянное место жительства в Саратовскую область в сельскую местность, приобретя благоустроенное жилье большей площади. Дети в результате переезда потеряли возможность посещения культурно-развлекательных мероприятий. Стоимость подлежащего предоставлению земельного участка площадью 0,3 га составляет 3122130 рублей.
Истец, третьи лица ФИО2 и Департамент архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации г. Екатеринбурга в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены в срок и надлежащим образом. В письменных заявлениях истец просила о рассмотрении дела в отсутствие истца. ФИО2 направил в суд заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, в качестве своего адреса указал адрес: <адрес>
Представитель ответчика по доверенности ФИО3 исковые требования не признала, полагала их не подлежащими удовлетворению, указала на то, что с заявлением о предоставлении социальной выплаты в виде денежных средств истец не обращалась. Постановлением Главы Екатеринбурга от 01.11.2010 № 5043 ФИО2 и ФИО1 включены в очередь на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства по категории - граждане, являющиеся на день подачи заявления о постановке на учет и предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно родителями или лицами, из заменяющими, воспитывающими трех и более несовершеннолетних детей в случае их совместного обращения с указанным заявлением. На дату подачи заявления (09.04.2010) ФИО2 и ФИО1 состояли на регистрационном учете по месту жительства по адресу: <адрес>. Постановлением Главы Екатеринбурга от 03.02.2010 № 437 «О реализации Закона Свердловской области от 20.11.2009 № 103-ОЗ «О внесении изменений в Закон Свердловской области «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области», Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 12.02.2016 № 291 «Об организации работы по предоставлению земельных участков гражданам, имеющим право на получение земельных участков в собственность бесплатно» Комитет по жилищной политике Администрации города Екатеринбурга определен уполномоченным органом по ведению учета лиц, имеющих право на приобретение земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно, органом, уполномоченным на формирование и предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства, определен Департамент архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации города Екатеринбурга, являющийся самостоятельным юридическим лицом. Материалы дела не содержат достоверных доказательств наличия в собственности, а, следовательно, наличия возможности предоставления семье истца земельного участка соответствующего по параметрам земельному участку, на предоставление которого у истца возникло право. Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 14.03.2019 № 505 «О предоставлении отдельной категории граждан дополнительной меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями» (далее - Положение) была установлена дополнительная мера социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями в виде социальной выплаты взамен земельного участка, предоставляемого для индивидуального жилищного строительства в собственность однократно бесплатно. В соответствии с пунктом 9 Положения в целях предоставления социальной выплаты МКУ «Центр муниципальных услуг» направляет многодетной семье уведомление о возможности получения социальной выплаты взамен земельного участка, предоставляемого для индивидуального жилищного строительства в собственность однократно бесплатно, такое уведомление истцу было направлено. В ходе проверки учетного дела истца установлено, что из информации, полученной в результате межведомственного взаимодействия, следует, что ФИО2 и ФИО1 состоят на регистрационном учете по месту жительства по адресу: <адрес>. Поскольку ФИО2 и ФИО1 выехали на постоянное место жительства в другой субъект Российской Федерации Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 18.09.2020 № 1790 ФИО2, ФИО1 сняты с учета граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Оспариваемое решение органа местного самоуправления соответствует действующему законодательству.
С учетом мнения представителя ответчика судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие истца и третьих лиц.
Заслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
На территории Свердловской области условия и порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Свердловской области, регулируются Законом Свердловской области от 07 июля 2004 года N 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области" (статья 1).
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность бесплатно в следующих случаях: гражданам, имеющим в соответствии с федеральным законодательством право на первоочередное или внеочередное предоставление в собственность бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства (абзац 4 подпункта 3 пункта 2 статьи 22 Закона Свердловской области от 07.07.2004 N 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области").
По смыслу пункта 4 статьи 22 Закона Свердловской области от 07 июля 2004 года N 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношен отношений на территории Свердловской области", Постановления Правительства Свердловской области от 10.08.2018 N 492-ПП "О реализации пункта 4 статьи 22 Закона Свердловской области от 7 июля 2004 года N 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области" социальная выплата предоставляется именно взамен земельного участка, находящегося в государственной собственности Свердловской области, предоставляемого для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно, и не является дополнительной льготой. В связи с этим подразумевается, что лица, имеющие право на предоставление земельного участка, имеют такое же право и на социальную выплату при условии письменного отказа от получения земельного участка.
Пунктом 1 постановления Правительства Свердловской области от 10.08.2018 N 492-ПП "О реализации пункта 4 статьи 22 Закона Свердловской области от 7 июля 2004 года N 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области" установлен размер социальной выплаты гражданам, имеющим трех и более детей, взамен земельного участка, находящегося в государственной собственности Свердловской области, предоставляемого для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно, составляет 200 тыс. рублей.
Согласно п. 2 условий и порядка предоставления социальной выплаты, утвержденных указанным выше постановлением, предусмотрено, что условиями предоставления социальной выплаты являются нахождение многодетной семьи на учете граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной собственности Свердловской области (далее - учет), и письменный отказ многодетной семьи от предоставления для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной собственности Свердловской области.
Решение о несоответствии принимается в случаях, являющихся основаниями для снятия с учета граждан, состоящих на учете граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной собственности Свердловской области, установленными в статье 25 Закона Свердловской области от 7 июля 2004 года N 18-ОЗ (абзац 2 пункта 8 условий и порядка предоставления социальной выплаты).
Согласно п. п. 1, 2, 5 ст. 54-7 Закона Свердловской области от 07.07.2004 N 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области" (в редакции, действовавшей на момент постановки истца на учет) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются однократно бесплатно в собственность граждан вне зависимости от места их постоянного проживания на территории Свердловской области для индивидуального жилищного строительства в следующих случаях: если граждане постоянно проживают на территории Свердловской области и состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; если граждане постоянно проживают на территории Свердловской области и относятся к категориям граждан, имеющих в соответствии с федеральными законами право на первоочередное или внеочередное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства; если граждане постоянно проживают на территории Свердловской области, являются родителями или лицами, их заменяющими, воспитывающими трех или более несовершеннолетних детей, и совместно обратились за предоставлением земельного участка.
Согласно подпункта 3 пункта 2 статьи 22 Закона Свердловской области от 07.07.2004 N 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области" правом на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, наделены граждане, являющиеся на день подачи заявления, указанного в части первой пункта 3 статьи 25 настоящего Закона Свердловской области, родителями или лицами, их заменяющими, воспитывающими трех и более несовершеннолетних детей, в случае их совместного обращения с указанным заявлением либо в случае обращения с этим заявлением одного из родителей или лиц, их заменяющих, с которым совместно постоянно проживают трое и более несовершеннолетних детей.
Пунктом 2 Постановления Администрации г. Екатеринбурга от 12.02.2016 N 291 "Об организации работы по предоставлению земельных участков гражданам, имеющим право на получение земельных участков в собственность бесплатно" Департамент архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации города Екатеринбурга определен уполномоченным органом по подготовке проектов постановлений Администрации города Екатеринбурга об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, о предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно и выдаче копий постановлений Администрации города Екатеринбурга о предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно.
В силу пункта 1 статьи 25 Закона Свердловской области от 07 июля 2004 года N 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области" учет граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, ведется путем принятия граждан на такой учет, ведения очереди граждан, состоящих на таком учете, снятия граждан, состоящих на таком учете, с учета. Учету в порядке, установленном в настоящей статье, подлежат граждане, указанные в подпункте 4 пункта 2 статьи 22 настоящего Закона Свердловской области.
Как следует из материалов дела и установлено судом 09.04.2010 ФИО2 и ФИО1 обратились к заместителю Главы Екатеринбурга с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно, представили копии Распоряжения от 23.11.2007 № 1311-р о принятии на учет признанных малоимущими и нуждающимися в предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору социального найма ФИО1, ФИО2, <данные изъяты>, удостоверения многодетной семьи, паспортов, копии свидетельств о рождении детей, о браке.
Из письма Администрации г. Екатеринбурга от 08.11.2010 следует, что в очередь на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно ФИО2 и ФИО1 включены на основании Постановления Главы Екатеринбурга от 01.11.2010 № 5043.
Постановлением Администрации г. Екатеринбурга № 451 от 11.03.2020 утверждены списки заявителей, в том числе включенных в очередь граждан, состоящих на учете граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства, принятых на учет в качестве лиц, имеющих право на внеочередное предоставление в собственность бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства, согласно которым очередь ФИО2 и ФИО1 № 1672 и № 100 соответственно.
Из протокола заседания комиссии по ведению очереди на предоставление в собственность однократно бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства от 28.08.2020 следует, что на дату подачи заявления (09.04.2010) ФИО2 и ФИО1 состояли на регистрационном учете по месту жительства по адресу: <адрес>. По информации, полученной в результате межведомственного взаимодействия, следует, что ФИО2 и ФИО1 состоят на регистрационном учете по месту жительства по адресу: <адрес>. Принято решение снять ФИО1 и ФИО2 с учета граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление однократно бесплатно в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства, на основании части третьей пункта 8 статьи 25 Закона свердловской области от 07.07.2004 № 18-ОЗ.
Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 18.09.2020 № 1790 ФИО2 и ФИО1 сняты с учета граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Согласно содержащимся в материалах учетного дела сведениям, ФИО1 зарегистрирована по месту жительства 19.08.2014 по адресу: <адрес>, ФИО2 зарегистрирован по указанному адресу 12.11.2012.
Из ответа на судебный запрос от 18.11.2020 следует, что ФИО1, <данные изъяты> зарегистрированы 19.08.2014 по адресу: <адрес>, ФИО2 по учетам не значится.
В силу пункта 18 Положения о порядке ведения очереди граждан, состоящих на учете в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность однократно бесплатно земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, расположенных на территории муниципального образования «город Екатеринбург», для индивидуального жилищного строительства, утвержденного Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 28.09.2015 № 2683, граждане, состоящие на учете в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность однократно бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства, снимаются с такого учета в случаях, установленных Законом Свердловской области от 07.07.2004 № 18-ОЗ «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области».
Согласно части 3 пункта 8 статьи 25 Закона Свердловской области от 07.07.2004 № 18-ОЗ граждане, состоящие на учете граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной собственности Свердловской области, снимаются с учета также в случае их выезда на место жительства в другой субъект Российской Федерации, за пределы Российской Федерации.
Оспариваемое истцом постановление Администрации г. Екатеринбурга от 18.09.2020 № 1790, которым ФИО2 и ФИО1 сняты с учета граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства, принято в связи с установлением постоянного места жительства ФИО2 и ФИО1 на территории другого субъекта Российской Федерации.
То обстоятельство, что истец, ее супруг ФИО2 и дети на территории Свердловской области не проживают, а постоянно проживают в Саратовской области, истец не оспаривала, указала об этом в уточненном иске.
Учитывая то, что истец и члены ее семьи выехали на постоянное место жительства в другой субъект Российской Федерации, истец, ФИО2 и дети сняты с регистрационного учета в Свердловской области 21.06.2011 (л.д. 33-34), на территории Свердловской области истец и члены ее семьи не проживают, суд приходит к выводу о наличии у ответчика установленных законом оснований для принятия соответствующего решения о снятии с учета граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной собственности Свердловской области на основании части 3 пункта 8 статьи 25 Закона Свердловской области от 07.07.2004 № 18-ОЗ.
Поскольку оснований для признания постановления Администрации г. Екатеринбурга от 18.09.2020 № 1790 незаконным судом при изложенных обстоятельствах дела не установлено, суд оснований для восстановления истца на учете и в очереди граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной собственности Свердловской области, а также возложения на ответчика обязанности предоставить истцу земельный участок или социальную выплату в указанном истцом размере не усматривает.
В материалы дела не представлено доказательств того, что Муниципальное образование "город Екатеринбург" в период с момента обращения истца о принятии на учет на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно до переезда истца на постоянное место жительства в другой субъект Российской Федерации располагало свободными земельными участками с разрешенным видом использования "для строительства индивидуального жилого дома".
Сведений о том, что в указанный период истец обращалась за защитой своих прав, связанных с длительным непредоставлением земельного участка, как до момента выезда в Саратовскую область, так и до принятия оспариваемого истцом постановления от 18.09.2020 № 1790, материалы дела также не содержат.
Согласно ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Исходя из принципа диспозитивности гражданского судопроизводства заинтересованное лицо по своему усмотрению выбирает формы и способы защиты своих прав, не запрещенные законом.
В статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации указаны способы защиты нарушенных гражданских прав, а также указано, что защита гражданских прав осуществляется иными способами предусмотренными законом.
Заявленные истцом требования о признании бездействия ответчика, выразившегося в непредоставлении земельного участка истцу в период проживания на территории Свердловской области, с учетом установленных по делу обстоятельств, отсутствии у истца права на получение социальной выплаты ввиду снятия с учета постановленияем Администрации г. Екатеринбурга от 18.09.2020 № 1790, суд полагает не направленными к восстановлению нарушенных прав истца и не подлежащими удовлетворению.
Также истцом заявлены требования о взыскании компенсации морального вреда в размере 10000 рублей.
В силу ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Согласно ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
Статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, на которую истец ссылается в иске, предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Наличие оснований для компенсации морального вреда, предусмотренных ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (причинение физических или нравственных страданий в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов) подлежит доказыванию в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказать указанные обстоятельства возлагается на истца.
Стороной истца в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлены доказательства того, что действия (бездействия) ответчика повлекли нарушение личных неимущественных прав истца, а также что данное обстоятельство причинило ей нравственные переживания, влекущие возмещение морального вреда; также не доказано наличие причинной связи между вредом и противоправными действиями ответчика.
Основания для освобождения истца от доказывания факта причинения нравственных страданий и наличия причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчика и наступившими последствиями, определенные в статье 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по делу не установлены и истцом не приведены.
В связи с изложенным заявленные истцом требования суд полагает не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО1 к Администрации г. Екатеринбурга о признании незаконным бездействия, возложении обязанности, отмене постановления о снятии с учета граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства, возложении обязанности восстановить в очереди на получение бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья Тяжова Т.А.