ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-349/2022 от 01.03.2022 Бирского районного суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2-349/2022

УИД 03RS0032-01-2022-000372-24

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 марта 2022 г. Бирск

Бирский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Коровиной О.А., при секретаре Шамсутдиновой И.Д.,

С участием истца ФИО1, его представителя ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, к ГУ – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, о возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости,

У с т а н о в и л:

ФИО3. обратился в суд с вышеуказанным иском, указав на то, что в 2021 году он обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в Бирском районе и г. Бирске Республики Башкортостан, для назначения досрочной трудовой пенсии по старости по п.6 ч.1 ст.32 ФЗ от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Однако в назначении досрочной трудовой пенсии решением пенсионного органа от 10.02.2021 года отказано, в связи отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.

Ответчиком не засчитаны в специальный стаж следующие периоды работы истца в районах Крайнего Севера:

- с 21.01.2004 по 30.12.2004 в должности водителя 2 класса на все марки автомобилей в ООО «<данные изъяты>», в связи с отсутствием документального подтверждения постоянной занятости в течение полного рабочего дня на выполнении работ в РКС, не указан код территориального условия в предоставленных страхователем индивидуальных сведениях за период после регистрации в качестве застрахованного лица,

- с 01.01.2006 по 17.11.2006 в должности водителя 2 класса вахтовым методом работ в ЗАО «<данные изъяты>», в связи с отсутствием документального подтверждения постоянной занятости в течение полного рабочего дня на выполнении работ в РКС, а также работодателем не представлены сведения о стаже работы и о заработной плате после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования.

Истец не согласен с решением ответчика, считает, что указанные периоды подлежат включению в его специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.

Истец просит суд признать незаконным решение от 10.02.2021 об отказе в установлении пенсии, вынесенное ГУ – УПФ РФ в Бирском районе и г.Бирск. включить в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, периоды работы ФИО3 с 01.01.2006 по 17.11.2006 в должности водителя 2 класса вахтовым методом работ в ЗАО «<данные изъяты>», с 21.01.2004 по 30.12.2004 в должности водителя 2 класса на все марки автомобилей в ООО «<данные изъяты>». Возложить на ГУ – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан обязанность назначить досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения за её назначением.

В судебном заседании истец ФИО3 и его представитель ФИО2 исковые требования поддержали, суду пояснили, что справок, уточняющих характер работы истца не имеется, других доказательств, подтверждающих заявленные требования не имеется.

В судебное заседание ответчик ГУ – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан своего представителя не направил, извещен о времени и месте рассмотрения дела, в суд направил возражение на иск, в котором просил отказать истцу в удовлетворении требований, представленными истцом документами не подтверждается занятость истца на работах в определенных условиях труда (РКС).

Выслушав истца, его представителя, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему:

ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается его паспортными данными.

ФИО3 25.12.2020 года обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии, на дату обращения ему исполнилось 56 лет.

В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ, по общему правилу, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет и женщины, достигшие возраста 60 лет, (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

В соответствии с положениями п. 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 60 лет, женщинам, достигшим возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Установленные статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правила о допустимости доказательств носят императивный характер.

Как разъяснено в пункте 15 постановления Пленума Верховного ("уда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.

Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными).

Правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, установлены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

Статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой стаж.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравосоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.Согласно ст. 3 ФЗ РФ от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", целями индивидуального (персонифицированного) учета являются: создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; упрощение порядка и ускорение процедуры назначения трудовых пенсий застрахованным лицам.

В соответствии со ст. 1 указанного Федерального закона, страхователями являются юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

Контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации (ст. 8 ФЗ РФ N 27-ФЗ).

Согласно Правилам подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утв. Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. N 1015, в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии со ст.28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и выписки по индивидуальном счету застрахованного лица, ФИО1 зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 24.06.1998.

Указанная выписка не содержит коды территориальных условий в периоды работы истца с 21.01.2004 по 30.12.2004 в ООО «<данные изъяты>». Таким образом, работодателями предоставлены сведения о работающем у него гражданине в Пенсионный фонд РФ с обычными условиями труда.

За период с 01.01.2006 по 17.11.2006 сведения о страховом стаже не предоставлялись, начисление страховых взносов не производилось, факт работы отсутствует.

Справка работодателя, уточняющая особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии и подтверждающая постоянную занятость на льготной работе, по спорным периодам работы истцом в материалы дела не предоставлена.

Доводы истца и его представителя о необходимости включения оспариваемых периодов в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, поскольку указанные периоды подтверждаются записями трудовой книжки, судом отклоняются как необоснованные.

Как разъяснено в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.

Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными).

В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Как усматривается из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, указаний на коды льготных условий в спорный период работы с 21.01.2004 по 30.12.2004 год не имеется, индивидуальные сведения на истца представлены страхователем на общих основаниях.

За период с 01.01.2006 по 17.11.2006 сведения о страховом стаже не предоставлялись, начисление страховых взносов не производилось, факт работы отсутствует.

Обязанность по предоставлению доказательств в подтверждение периодов работы на соответствующих видах работы при включении их в специальный стаж возложена на гражданина, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии, а не на пенсионный орган.

Судом истцу было предложено предоставить доказательства, подтверждающие заявленные требования, данные доказательства у истца не имеются.

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований истца и возложения на ответчика обязанности по включению в специальный стаж ФИО1 периодов работы с 01.01.2006 по 17.11.2006 в должности водителя 2 класса вахтовым методом работ в ЗАО «<данные изъяты>», с 21.01.2004 по 30.12.2004 в должности водителя 2 класса на все марки автомобилей в ООО «<данные изъяты>».

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом исковых требований.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ГУ – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, о возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Бирский межрайонный суд Республики Башкортостан.

Мотивированное решение составлено 03 марта 2022 года.

Председательствующий судья: подпись. О.А. Коровина

Копия верна. Судья: О.А. Коровина

Подлинник решения находится в деле

№ 2-349/2022 Бирского межрайонного суда РБ