Дело № 2-349/2022
67RS0007-01-2022-000722-57
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 22 апреля 2022 г.
Сафоновский районный суд С.<адрес> в составе:
председательствующего судьи Павловой О.О., при секретаре Ашуровой Д.М.,
с участием помощника Сафоновского межрайонного прокурора С.<адрес>Ридигер А.В., представителя ответчика ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сафоновского межрайонного прокурора С.<адрес> к администрации муниципального образования «<адрес>» С.<адрес> о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Сафоновский межрайонный прокурор С.<адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «<адрес>» С.<адрес>, в котором просил обязать Администрацию МО «<адрес>» С.<адрес> создать условия инвалидам, гражданам с ограниченными физическими возможностями для беспрепятственного пользования городским общественным транспортом путем включения в документацию при проведении торгов на право оказания услуг по перевозке пассажиров городским электрическим и (или) автомобильным пассажирским транспортом общего пользования, в критерии их отбора наличие транспортных средств, предназначенных для перевозки маломобильных групп населения; обязать Администрацию МО при заключении договоров на право осуществления пассажирских перевозок городским транспортом общего пользования предусматривать обязанность перевозчика приобрести либо оборудовать необходимое количество транспортных средств в соответствии с требованиями, установленными техническими регламентами и государственными стандартами для перевозки инвалидов; обязать Администрацию МО приобрести или переоборудовать достаточное количество транспортных средств в соответствии с требованиями, установленными техническими регламентами и государственными стандартами для перевозки инвалидов. В обоснование иска прокурор указал, что Сафоновской межрайонной прокуратурой проводилась проверка исполнения Администрацией МО законодательства в сфере социальной защиты инвалидов, в ходе которой выявлены нарушения. На территории <адрес> отсутствует транспорт общего пользования, оборудованный приспособлениями, обеспечивающими доступ маломобильных групп населения к объектам транспортной инфраструктуры. Постановлением Администрации С.<адрес> от дд.мм.гггг№ ххх утвержден План мероприятий «Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в С.<адрес> (2014-2040 годы)». В силу Плана для повышения качества жизни инвалидов, обеспечения условий их жизнедеятельности на территории С.<адрес> был принят ряд социальных программ, в рамках реализации которых 13,4 % парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования к 2017 году должно быть оборудовано для перевозки инвалидов и других маломобильных групп населения.
В последующем прокурор уточнил свои исковые требования и просил обязать Администрацию муниципального образования «<адрес>» С.<адрес> создать условия инвалидам, гражданам с ограниченными физическими возможностями для беспрепятственного пользования городским общественным транспортом, путем включения в документацию при проведении торгов на право оказания услуг по перевозке пассажиров городским электрическим и(или) автомобильным пассажирским транспортом общего пользования, осуществляющим перевозку, в критерии их отбора, наличие транспортных средств, предназначенных для перевозки маломобильных групп населения.
Определением суда от дд.мм.гггг к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Д. С.<адрес> по социальному развитию и Д. С.<адрес> по транспорту и дорожному хозяйству.
В судебном заседании помощник Сафоновского межрайонного прокурора Ридигер А.В. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, на их удовлетворении настаивала по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации МО «<адрес>» С.<адрес> – ФИО1, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Пояснила, что вопросы, относящиеся к предмету иска, урегулированы Федеральным законом от дд.мм.гггг N 131-ФЗ (ред. от дд.мм.гггг) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также Федеральным законом от дд.мм.гггг N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации…." При этом указала, что условия проведения открытого конкурса по перевозке пассажиров, перечень участников и требования к ним определены положениями ст.ст.21, 24 Федерального закона № 220-ФЗ, выйти за пределы этих критериев органы местного самоуправления самостоятельно не могут. Постановлением АМО от дд.мм.гггг№ ххх утверждено Положение о порядке проведения открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах муниципального образования «<адрес>» С.<адрес> и документации по проведению открытого конкурса. Одним из критериев оценки заявок на участие в открытом конкурсе, влияющим на качество перевозок, за который участнику конкурса добавляется 10 баллов, является наличие единицы подвижного состава с учетом перевозки маломобильных групп населения.
Представитель Д. С.<адрес> по социальному развитию в судебное заседание не явился, рассмотреть дело в свое отсутствие не просил, возражений на иск и ходатайств об отложении дела в суд не представил.
Представитель Д. С.<адрес> по транспорту и дорожному хозяйству в процесс не явился, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствие.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 45 ГПК РФ, предусмотрено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч.ч.1, 2 ст.7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "ж" части 1, Конституции Российской Федерации).
В то же время органы местного самоуправления в силу своего конституционного предназначения, как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130 - 133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19).
Конституция Российской Федерации непосредственно не закрепляет полномочия органов публичной власти разного уровня в сфере социальной защиты инвалидов, - их установление в конституционно заданных пределах относится к ведению федерального законодателя, который на основании и в соответствии с Конституцией Российской Федерации вправе определять содержание и объем соответствующей компетенции, как органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, так и органов местного самоуправления.
Декларацией о правах инвалидов, утвержденной Резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 09.12.1075 года, установлено, что инвалиды должны пользоваться всеми правами без каких бы то ни было исключений и различий.
Ст. ст. 5, 8 Декларации определено, что инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать им возможность приобрести как можно большую самостоятельность, а также на то, чтобы их особые нужды принимались во внимание на всех стадиях экономического и социального планирования.
В силу положений ст.9 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 28.06.2021) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам, в том числе: 1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; 2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации); 3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом потребностей инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации. Организации, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивают оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.
В силу п.25) ч.1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ, к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе: утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.
Согласно п.7) ч.1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального, городского округа относится к вопросам местного значения.
В силу ч. 2 ст. 18 указанного Федерального закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
В силу положений ч.1 ст. 23 Федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации…." от 13.07.2015 N 220-ФЗ к участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие следующим требованиям: 1) наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров в случае, если наличие указанной лицензии предусмотрено законодательством Российской Федерации; 2) принятие на себя обязательства в случае предоставления участнику открытого конкурса права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок подтвердить в сроки, определенные конкурсной документацией, наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе; 3) непроведение ликвидации участника открытого конкурса - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании банкротом участника открытого конкурса - юридического лица или индивидуального предпринимателя и об открытии конкурсного производства; 4) отсутствие у участника конкурса задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний завершенный отчетный период; 5) наличие договора простого товарищества в письменной форме (для участников договора простого товарищества); 6) отсутствие в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя, участника договора простого товарищества обстоятельств, предусмотренных частью 8 статьи 29 настоящего Федерального закона.
Установив в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, в том числе органов местного самоуправления, по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной и транспортной инфраструктуры.
Закрепляющее названную обязанность положение части 1 статьи 15 указанного Федерального закона носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения уполномоченными субъектами, в том числе органами местного самоуправления, равно как и не разграничивает ответственность за ее осуществление между названными субъектами. Это положение не ограничивает самостоятельность органов местного самоуправления в выборе средств осуществления данной обязанности, поскольку непосредственно не предусматривает объем расходов местных бюджетов на мероприятия по созданию условий инвалидам для доступа к объектам социальной и транспортной инфраструктуры и сроки решения поставленных задач. В то же время, конкретизация данного положения в законодательстве о местном самоуправлении определяет деятельность органов местного самоуправления и иных управомоченных субъектов в указанной сфере.
Судом установлено, что по обращению ФИО2 Сафоновской межрайонной прокуратурой проводилась проверка по вопросу исполнения администрацией МО «<адрес>» С.<адрес> законодательства, направленного на обеспечение доступности общественного транспорта для инвалидов, а также лиц с ограниченными возможностями.
В соответствии с п.7 ч. 1 ст. 7 Устава Сафоновского городского поселения <адрес>С.<адрес> (далее - Устав) к вопросам местного значения городского поселения относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского поселения.
На основании ч.4 ст. 19 Устава исполнение полномочий администрации Сафоновского городского поселения по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьей 7 Устава, и полномочий по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, Сафоновского городского поселения федеральными и областными законами, возложены на Администрацию муниципального образования «<адрес>» С.<адрес>.
В силу ч.3 ст. 29 Устава муниципального образования «<адрес>» С.<адрес> на администрацию муниципального образования возлагается исполнение полномочий Администрации Сафоновского городского поселения по решению вопросов местного значения и по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Сафоновского городского поселения федеральными законами и областными законами. Администрация муниципального образования в пределах компетенции администрации поселения исполняет полномочия администрации поселения, закрепленные в Уставе Сафоновского городского поселения.
Согласно информации заместителя председателя <адрес> совета депутатов от 09.11.2021г. № ххх, в истекшем периоде 2021 года на заседаниях <адрес> Совета депутатов вопрос о проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам и наличия у перевозчиков оборудования для перевозки пассажиров с ограниченными возможностями не рассматривался и нормативные акты по данному вопросу не принимались.
Вместе с тем, из пояснений представителя ответчика ФИО1, данных в судебном заседании, следует, что на территории <адрес> зарегистрировано 85 человек – колясочников, по сельским поселениям АМО – еще 31 человек.
Постановлением Администрации С.<адрес> от дд.мм.гггг№ ххх утвержден План мероприятий «Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в С.<адрес> (2014-2040 годы)».
В силу Плана для повышения качества жизни инвалидов, обеспечения условий их жизнедеятельности на территории С.<адрес> был принят ряд социальных программ, в рамках реализации которых 13,4 % парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования к 2017 году должны быть оборудованы для перевозки инвалидов и других маломобильных групп населения.
В Положение о порядке проведения открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах муниципального образования «<адрес>» С.<адрес>, утв. Постановлением АМО «<адрес>» С.<адрес> от дд.мм.гггг№ ххх не включены в критерии отбора на право получения свидетельства об осуществлении перевозок, наличие транспортных средств, предназначенных для перевозки маломобильных групп населения.
На территории <адрес> отсутствует транспорт общего пользования, оборудованный приспособлениями, обеспечивающими доступ маломобильных групп населения к объектам транспортной инфраструктуры.
Таким образом, функции органов местного самоуправления по созданию условий инвалидам и иным маломобильным группам населения для беспрепятственного пользования всеми видами городского транспорта на территории <адрес>С.<адрес> не реализованы, что свидетельствует о бездействии администрации муниципального образования «<адрес>» С.<адрес> по данному вопросу.
Приказом Росстандарта от дд.мм.гггг N 1333-ст "Об утверждении национального стандарта" утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 51090-2017 "Средства общественного пассажирского транспорта. Общие технические требования доступности и безопасности для инвалидов", которому должны соответствовать транспортные средства, предназначенные для перевозки инвалидов.
Данные требования являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей.
Неисполнение администрацией муниципального образования требований федерального законодательства о социальной защите инвалидов, а также вышеуказанных норм-гарантий влечет за собой нарушение прав и законных интересов данной категории граждан, лишает их возможности участия в жизни общества, осуществления полноценной жизни наравне с другими людьми.
На основании изложенного суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Сафоновского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации МО «<адрес>» С.<адрес> об обязывании создать условия инвалидам, гражданам с ограниченными физическими возможностями для беспрепятственного пользования городским общественным транспортом, путем включения в документацию при проведении торгов на право оказания услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования, в критерии их отбора, наличие транспортных средств, предназначенных для перевозки маломобильных групп населения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Сафоновского межрайонного прокурора С.<адрес> к администрации муниципального образования «<адрес>» С.<адрес> о понуждении к совершению действий, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» С.<адрес> создать условия инвалидам, гражданам с ограниченными физическими возможностями для беспрепятственного пользования городским общественным транспортом путем включения в документацию при проведении торгов на право оказания услуг по перевозке пассажиров городским электрическим и (или) автомобильным пассажирским транспортом общего пользования, осуществляющим перевозку, в критерии их отбора наличие транспортных средств, предназначенных для перевозки маломобильных групп населения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в С. областной суд через Сафоновский районный суд С.<адрес> в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: О.О. Павлова
(решение в окончательной форме изготовлено дд.мм.гггг)