ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-349/2022 от 31.01.2022 Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Дело № 2-349/2022

УИД 66RS0002-02-2021-003942-30

В окончательной форме решение изготовлено 31.01.2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

26 января 2022 года г. Екатеринбург

Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Масловой С.А.,

при секретаре Пинчук О.К.,

с участием представителя истца ФИО1, представителей ответчика ФИО2, ФИО3, ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искуФИО5 к обществу с ограниченной ответственностью «АСМОТО МБ» о взыскании неустойки, компенсации морального вреда, штрафа,

установил:

истец ФИО5 обратился в суд с иском к ООО «АСМОТО МБ» о взыскании неустойки за нарушение срока устранения недостатков товара в рамках гарантийных обязательств ответчика на 100 дней в сумме 925000 руб., компенсации морального вреда в сумме 30000 руб., штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 50% от присужденной суммы.

В обоснование иска истец указал на то, что 10.07.2020 по договору купли-продажи он приобрел у ответчика автомобиль Mercedes-BenzX 350 d 4MATICVIN: *** по цене 3700000 руб.. 19.03.2021 автомобиль передан ответчику для устранения недостатков в рамках предоставленного ответчиком при продаже автомобиля пакета «Постгарантийный». По окончании ремонтных работ автомобиль возвращен истцу 11.08.2021, в связи с чем, срок ремонта составил 145 дней, что на 100 дней превышает 45-дневный срок для устранения недостатков, установленный п. 1 ст. 20 Закона РФ "О защите прав потребителей", в связи с чем, истец полагал, что его права потребителя нарушены, а потому он вправе требовать от ответчика неустойку за нарушение указанногосрока по ставке 1% от стоимости автомобиля за каждый день просрочки на основании ст. 23 Закона РФ "О защите прав потребителей", компенсацию морального вреда на основании ст. 15 названного закона, а также установленный п. 6 ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей" штраф, в связи с отказом удовлетворить добровольнотребования его претензии относительно указанных выплат, направленной ответчику 23.08.2021.

В судебном заседании представитель истца на удовлетворении исковых требований настаивал, полагая, что обязательства ответчика, принятые им в рамках пакета «Постгарантийный», полностью соответствуют существу гарантийных обязательств продавца, предусмотренных законом, по своей природе являются продлением гарантии и предоставляет истцу те же права в части защиты своих прав и законных интересов, что и в период действия гарантийных обязательств.Полагал, что обязательства в рамках пакета «Постгарантийный» предоставлены ответчиком в порядке п. 7 ст. 5 Закона РФ "О защите прав потребителей", однако исполнены были с существенным нарушением установленного законом срока.

Ответчик ООО «АСМОТО МБ» исковые требования не признал, просил в удовлетворении исковых требований отказать, не соглашаясь с тем, что принятые в рамках пакета «Постгарантийный» (ПСП) обязательства продлевают установленный законом гарантийный срок обязательств по устранению недостатков товара, который для товара по указанному истцом договору начался 19.01.2019, а окончился 18.01.2021. Стоимость данного пакета включена в стоимость автомобиля, соответственно, устранение недостатков товара не является бесплатным для покупателя. По нему действуют дополнительные условия, исключения и ограничения по сравнению с гарантийными обязательствами (иной, ограниченный перечень элементов, узлов, агрегатов; срок действия пакета не продлевается если продлевается гарантия завода-изготовителя на автомобиль; стоимость ремонта не может превышать стоимость автомобиля на момент обращения; действуют дополнительные исключения из пакета работ, не являющихся исключением из гарантийных обязательств; работы по ПСП ограничиваются только ремонтом или заменой деталей, и иные требования (замена товара, уменьшение покупной цены, возврат товара) в рамках его действия предъявлены быть не могут. По данному пакету сервисное обслуживание осуществляется по завершению гарантийного срока, что нашло отражение и в названии пакета, информация об этом доведена до потребителей и на официальном сайте АО «Меседес-Бенц Рус», и дилерами, к которым относится ответчик. Условия постгарантийного сервисного пакета являются стандартными для всех дилеров марки Мерседес. АО «Меседес-Бенц Рус», как представитель изготовителя автомобилей марки Мерседес в России, разъясняет дилерам о недопустимости отнесения действий в рамках программы постгарантийного обслуживания автомобилей к гарантийным обязательствам, исходит того, что «Постгарантийный сервисный пакет» гарантийные обязательства не продлевает, о чем информирует пользователей на своем сайте. Работы по этому пакету в отношении автомобиля выполнялись по программе «доброй воли», после окончания гарантийных обязательства, о чем истец был информирован. Поэтому полагал, что положенияст. 20 Закона РФ "О защите прав потребителей", устанавливающие требования к срокам ремонта товаров в гарантийном периоде, к спорным правоотношениям не применимы. Отметил, что при приемке автомобиля в ремонт срок его выполнения не оговаривался, и не мог быть определен, поскольку был обусловлен сроком исполнения заказа по доставке деталей с завода-изготовителя, находящегося удаленно, при этом по причине локдаунов из-за распространения коронавирусной инфекции имела место задержка в поступлении необходимых для ремонта деталей. Ответчик же предпринимал все меры для скорейшего завершения работ. Отметил, что выявленные в автомобиле неисправности свидетельствуют о невыполнении истцом условий инструкции по эксплуатации автомобиля (о качестве топлива, особенностях запуска автомобиля в холодное время года), что является основанием для отказа в проведении работ, как по гарантии, так и в рамках постгарантийного сервисного пакета.Однако в рамках проведения политики «доброй воли» ООО «АСМОТО МБ» и АО «Мерседес-Бенц РУС» приняли решение о проведении ремонта данного автомобиля. В связи с чем, полагал, что истец допускает злоупотреблением своими правами. Полагал, что удовлетворение исковых требований, учитывая совокупный размер требований, превышающей стоимости автомобиля, в такой ситуации приведет к необоснованной имущественной выгоде истца, многократно превышающей его имущественные потери от якобы имевшего места нарушения. С учетом данных обстоятельств, в случае удовлетворения иска просил снизить размер штрафных санкций на основании ст. 333 ГК РФ, сумму компенсации морального вреда, указывая, что данное заявление не свидетельствует о признании обоснованности иска.

Третье лицо без самостоятельных требований АО «Мерседес-Бенц РУС» явку представителя в суд не обеспечило, заявив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, представив письменные возражения, по существу повторяющие процессуальную позицию ответчика, из которых следует, что общество полагает, что истец допускает неверное применение норм материального права, в частности ст. 20 Закона РФ "О защите прав потребителей", поскольку гарантийный срок на автомобиль истек 18.01.2021, до обращения истца по вопросу ремонта автомобиля. Осуществление ремонтных работ в рамках постгарантийного сервисного пакета, которые являются платной услугой, не входит в обязательства продавца, поскольку является коммерческой услугой производителя. Пакет активируется лишь после истечения гарантийного срока и в него не включается, при этом срок гарантии не продлевает. С условиями предоставления постгарантийного сервисного пакета истец был ознакомлен. Характер выявленных неисправностей автомобиля свидетельствует о нарушении истцом правил его эксплуатации, что является основанием для отказа в проведении ремонта и по гарантии, и в рамках постгарантийного сервисного пакета, однако в отношении клиента проявлена лояльность и услуга оказана. Просил признать требования незаконными, необоснованными и отклонить.

Оценив доводы сторон и представленные доказательства, суд приход к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом на основании объяснений сторон и исследованных документов, которые не оспорены, не опорочены, 10.07.2020 между продавцом ООО «АСМОТО МБ» и покупателем ФИО5 заключен договор купли-продажи, по которому истец приобрел у ответчика автомобиль Mercedes-Benz X 350 d 4MATIC VIN: ***, 2018 г. выпуска, ранее находившийся в эксплуатации (пробег 1650 км), по цене 3700000 руб..

Согласно п. 6.1., п. 6.2. общий гарантийный срок на новый автомобиль составляет 2 года, который действует 2 года с даты передачи автомобиля первому покупателю или с даты его первой постановки на учет, в зависимости от того, что наступит ранее.

В приложении № 1 к договору указано, что начало гарантии 19.01.2021, окончание гарантии 18.01.2021.

В приложении № 5 к договору указано, что продавец обязуется передать одновременно с автомобилем покупателю, а покупатель принять на возмездной основе сервисный пакет «Постгарантийный (ПСП)», который входит в стоимость автомобиля, по которому продавец обязуется в случае обоснованного обращения клиента организовать в объеме рекомендаций завод-изготовителя («Даймлер АГ») выполнение работ/оказание услуг по ремонту автомобиля, необходимость выполнения которого возникла при обычном режиме эксплуатации. В ПСП входят услуги/работы по ремонту и/или замене основных компонентов и агрегатов автомобиля и запчасти, и материалы, необходимые для такого ремонта/замены.

Вданном приложении приведенперечень основных компонентов и агрегатов автомобиля; перечень исключений из ремонта/замены. Указано, что обязанности продавца по выполнению работ/оказанию услуг ПСП действуют 2 года с даты истечения основного срока заводской гарантии на автомобиль без ограничения по пробегу. При досрочном прекращении заводской гарантии на автомобиль по любым основаниям (при снятии автомобиля с гарантии) ПСП аннулируется в день досрочного прекращения гарантии. Указано, что оказание услуг/выполнение работ производится в любом официальном сервисном центре Мерседес-Бенц (СТОА МБ) на территории России. Указано, что стоимость ремонта в рамках ПСП не может превышать действительную стоимость автомобиля на день обращения. Приведены исключения из пакета работ. Предусмотрено, что оказание услуг производится при соблюдении клиентом правил эксплуатации автомобиля, Правил дорожного движения, рекомендаций МБ, являющихся условием сохранения гарантии на автомобиль, требований по соблюдению максимально допустимого числа оборотов и скорости, текущего контроля. Объем услуг/работ в рамках ПСП выполняется при условии, если клиент может подтвердить своевременное выполнение работ по плановому техобслуживанию в соответствие с рекомендациями завода-изготовителя, а также иного текущего и восстановительного ремонта на СТОА МБ. Затраты на ремонт изношенных и вышедших из строя узлов и агрегатов автомобиля, возникшие вследствие нарушения правила о запрете использования автомобиля в целях участия в гонках или спортивных мероприятиях, в поездках на пересеченной местности, предоставления услуг найма, коммерческих перевозок, для транспортных услуг специального назначения, не покрываются ПСП. Покупатель должен своевременно договариваться со СТОА МБ о сроках проведения работ, своевременно предоставлять автомобиль для их проведения. При продаже автомобиля и смене владельца обязательства по организации выполнения работ в рамках ПСП в отношении автомобиля не прекращаются, но сохранятся в случаесоблюдения всех условий, указанных в данном дополнительном соглашении, с которыми покупатель был ознакомлен и согласен, что удостоверено его подписью, не оспорено.

Из спецификации заказа *** от 13.07.2018 в отношении указанного автомобиля следует, что его продавец АО «Мерседес-Бенц РУС» включает в стоимость автомобиля (не выделяя цену) постгарантийный сервисный пакет на 3-4 годы эксплуатации.

Из информации, размещенной на сайте АО «Мерседес-Бенц РУС» в телекоммуникационной сети Интернет (https://www. mercedes-benz.ru), следует, что Постгарантийный сервисный пакет Мерседес-Бенц предлагается в отношении неисправностей основных агрегатов силовой линии на 3-й и 4-й годы с целью расширения спектра и качества послепродажного обслуживания автомобилей, при этом он не является продлением гарантии. Действуют дополнительные условия и ограничения. Приводится информация об общих условиях покрытия продукта.

В программе поддержки продаж для дилерских предприятий МБ в 2017 г. от 30,12.2016 подтверждается, что исполнение обязательств по Постгарантийному сервисному пакету берет на себя АО «Мерседес-Бенц РУС». В него входит определенный перечень услуг по ремонту автомобилей на 3-м и 4-м году эксплуатации, включенный в стоимость нового автомобиля.

Из текста соглашения о работе с Сервисными Контрактами, Сервисными Пакетами и Сертификатами для легковых автомобилей, заключаемых между АО «Мерседес-Бенц РУС» и контрагентами следует, что данным соглашением постгарантийный сервисный пакет определен перечень услуг по ремонту автомобиля клиента, включенный в стоимость легкового автомобиля (за исключением автомобилей V-класса и Смарт) на 3-м и 4-м году эксплуатации автомобиля.

Из материалов дела следует, что 19.03.2021 ООО «АСМОТО МБ» по обращению истца открыл ремонтный заказ-наряд № *** в рамках сервисного пакета «Постгарантийный», то есть в счет исполнения вышеприведенных условий договора, согласно которому начало ремонта 19.03.2021, окончание 11.08.2021, дата выдачи автомобиля 12.08.2021. Стоимость отдельных работ и материалов, составили 35096 руб., затраченное время 42,6 ч. Также затрачено 250,05 часов на работы и материалы, стоимость которых не указана в заказ-наряде, однако из пояснений представителей ответчика, платежных поручения от 12.11.2021 № ***, от 17.09.2021 № ***, перечня обработанных заявок следует, что расходы на ремонт этого автомобиля составили по данному заказ-наряду 597810 руб. 24 коп., из которых 428627 руб. 65 коп.в счет исполнения обязательств по ПСП, 169182 руб. 59 коп. по «акту доброй воли». Указанные расходы возмещены ООО «АСМОТО МБ» за счет АО «Мерседес-Бенц РУС».

Указанные работы выполнены, а заказчиком приняты по акту выполненных работ, в котором истец указал на наличие у него претензий по срокам ремонта, в связи с чем, истец предъявил ответчику претензию от 23.08.2021, затем от 06.09.2021,с требованием выплаты неустойки за нарушение установленного законом 45-дневного срока ремонта автомобиля, на которое 27.08.2021, затем 10.09.2021, последовали отрицательные ответы с доводами, которые ответчик приводит в отзыве на иск, указывая на то, что срок ремонта в данной ситуации был разумным, с учетом ограничительных мер, введенных в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, отсутствием оснований для его проведения по пакету ПСП в связи с характером неисправностей, свидетельствующих о невыполнении условий эксплуатации автомобиля, в связи с чем, ремонт проведен по программе «доброй воли».

Из положений п. 1 ст. 9, п.1, п. 2 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.

Согласно п. 1 ст. 702 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В силу ст. 708Гражданского кодекса Российской Федерации, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы (п. 1).

Указанные в договоре подряда начальный, конечный и промежуточные сроки выполнения работы могут быть изменены в случаях и в порядке, предусмотренных договором (п. 2).

Указанные в пункте 2 статьи 405 настоящего Кодекса последствия просрочки исполнения (Если вследствие просрочки должника исполнение утратило интерес для кредитора, он может отказаться от принятия исполнения и требовать возмещения убытков) наступают при нарушении конечного срока выполнения работы, а также иных установленных договором подряда сроков (п.3).

Таким образом, требования гражданского законодательства об определении периода выполнения работ по договору подряда как существенного условия этого договора установлены с целью недопущения неопределенности в отношениях сторон.

Если стороны не согласовали какое-либо условие договора, относящееся к существенным, но затем совместными действиями по исполнению договора и его принятию устранили необходимость согласования такого условия, то договор считается заключенным.

Из установленных по делу обстоятельств следует, что принимая автомобиль в ремонт, в том числе в рамках обязательств по пакету «Постгарантийный», стороны не согласовали срок его проведения, в связи с чем договор нельзя было бы считать заключенным.Однако последующими действиями по ожиданию ремонта, его проведению, принятию результата работ стороны тем самым подтвердили как факт заключения, так и факт исполнения договора подряда.

В силу п. 1 ст. 329Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом

В силу п. 1 ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

В силу п. 2 ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.

В силу ст. 331 Гражданского кодекса Российской Федерации соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства.

Несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения о неустойке.

В силу п. 1 ст. 332 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.

В силу ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (п. 1).

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2).

Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств (п. 3).

В пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что наступление обстоятельств непреодолимой силы само по себе не прекращает обязательство должника, если исполнение остается возможным после того, как они отпали. Кредитор не лишен права отказаться от договора, если вследствие просрочки, объективно возникшей в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы, он утратил интерес в исполнении. При этом должник не отвечает перед кредитором за убытки, причиненные просрочкой исполнения обязательств вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401, пункт 2 статьи 405 ГК РФ).

Если обстоятельства непреодолимой силы носят временный характер, то сторона может быть освобождена от ответственности на разумный период, когда обстоятельства непреодолимой силы препятствуют исполнению обязательств стороны.

Таким образом, если иное не установлено законами, для освобождения от ответственности за неисполнение своих обязательств сторона должна доказать:а) наличие и продолжительность обстоятельств непреодолимой силы;б) наличие причинно-следственной связи между возникшими обстоятельствами непреодолимой силы и невозможностью либо задержкой исполнения обязательств;в) непричастность стороны к созданию обстоятельств непреодолимой силы;г) добросовестное принятие стороной разумно ожидаемых мер для предотвращения (минимизации) возможных рисков.

Как пояснили представители ответчика, большая часть времени выполнения данного заказа затрачена на ожидание заказанных у иностранного производителя автомобилей марки Мерседес деталей, материалов, необходимых для ремонтных работ, что также подтверждено электронной перепиской работников ответчика с поставщиками деталей, не оспорено, объяснимо введенными властями в государствах ограничительных мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, объявлением локдаунов, приостановлением работы.Наличие указанных обстоятельств в период марта – августа 2021 г. является общеизвестным и не подлежат доказыванию в силу п. 1 ст. 61 ГПК РФ, в связи с чем, увеличение срока ремонта относительно ожидаемого истцом при сдаче автомобиля в ремонт не может признаваться судом обстоятельством, нарушающим права истца по вине ответчика, что, в совокупности с отсутствующим в договоре условием о сроках выполнения работ исключает установление факта просрочки ответчика по его вине, а, следовательно, ответственность в виде неустойки за нарушение срока выполнения работ.

Пункт 1 ст. 23 Закона РФ "О защите прав потребителей" устанавливает ответственность продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за нарушение предусмотренных статьями 20,21 и 22 настоящего Закона сроков. Лица, допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.

Цена товара определяется, исходя из его цены, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было.

Как установлено судом, истец требует привлечения ответчика к ответственности в виде законной неустойки, предусмотренной п. 1 ст. 23 Закона РФ "О защите прав потребителей", за нарушение срока, установленного п. 1 ст. 20названного Закона, которым установлено, если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальнымпредпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней.

В случае, если во время устранения недостатков товара станет очевидным, что они не будут устранены в определенный соглашением сторон срок, стороны могут заключить соглашение о новом сроке устранения недостатков, товара. При этом отсутствие необходимых для устранения недостатков товара запасных частей (деталей, материалов), оборудования или подобные причины не являются основанием для заключения соглашения о таком новом сроке и не освобождают от ответственности за нарушение срока, определенного соглашением сторон первоначально.

В силу ст. 13 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором (п.1).

Изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом (п.4).

Требования потребителя об уплате неустойки (пени), предусмотренной законом или договором, подлежат удовлетворению изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в добровольном порядке (п. 5).

При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с продавца (исполнителя, изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (п.6).

В соответствии со статьей 15 Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем /исполнителем, продавцом/ или организацией, выполняющей функции изготовителя /продавца/ на основании договора с ним, прав потребителя, предусмотренных законами или правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области зашиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

В силу ст. 4 Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», который применим к спорным правоотношениям исходя из содержания вышеуказанного договора и состава его участников, продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору (п. 1). При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется (п. 2).

Согласно п. 1 статьи 5 Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» на товар, предназначенный для длительного использования, изготовитель вправе устанавливать срок службы - период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки на основании пункта 6 статьи 19 данного Закона.

Согласно п. 2 статьи 5 Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», изготовитель обязан устанавливать срок службы товара длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде (пункт 2).

В силу п. 6 ст. 5Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать на товар (работу) гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные статьями 18 и 29 настоящего Закона.

Изготовитель вправе принять обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении установленного им гарантийного срока (дополнительное обязательство).

Содержание дополнительного обязательства изготовителя, срок действия такого обязательства и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются изготовителем.

В силу п. 7 ст. 5Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»,продавец вправе установить на товар гарантийный срок, если он не установлен изготовителем.

Продавец вправе принять обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении гарантийного срока, установленного изготовителем (дополнительное обязательство).

Содержание дополнительного обязательства продавца, срок действия такого обязательства и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются договором между потребителем и продавцом.

В силу п. 8 ст. 5Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»,изготовитель (продавец) несет ответственность за недостатки товара, обнаруженные в течение срока действия дополнительного обязательства, в соответствии с абзацем вторым пункта 6 статьи 18 настоящего Закона (В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы), а после окончания срока действия дополнительного обязательства - в соответствии с пунктом 5 статьи 19 настоящего Закона (В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные статьей 18 настоящего Закона, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента).

В силу п. 2 ст. 19Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляется со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара.

П. 2 ст. 23 Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» устанавливает, что в случае невыполнения требований потребителя в сроки, предусмотренные статьями 20 - 22 настоящего Закона, потребитель вправе по своему выбору предъявить иные требования, установленные статьей 18 настоящего Закона.

Пунктом 1 статьи 18Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» установлено, что в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

Абзацами 8 - 11 пункта 1 статьи 18Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» установлено, что в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

В соответствии с положениями пункта 3 статьи 18 Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», регулирующего права потребителя при обнаружении в товаре недостатков, потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе предъявить изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру требования о замене товара на товар этой же марки (этихже модели и (или) артикула), потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление третьим лицом.

Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю или импортеру товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.

Из вышеизложенных положений Закона следует, что потребитель в течение гарантийного срока вправе возвратить импортеру технически сложный товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы в случаях, установленных абзацами 9 - 11 пункта 1 статьи 18 Закона о защите прав потребителей, либо избрать иной способ защиты нарушенных прав.

В силу абз. 1 пункта 1 статьи 19Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 этого закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.

В силу пунктов 1-5 ст. 421 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. К договору, не предусмотренному законом или иными правовыми актами, при отсутствии признаков, указанных в пункте 3 настоящей статьи, правила об отдельных видах договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, не применяются, что не исключает возможности применения правил об аналогии закона (пункт 1 статьи 6) к отдельным отношениям сторон по договору.

Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.

Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

Если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями, применимыми к отношениям сторон.

Согласно ст. 431 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.

Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон.

Суд находит ошибочным мнение истца о том, что приобретая по заключенному с ответчиком договору услуги по ремонту за счет продавца транспортного средства в течение 3-го и 4-го года его эксплуатации в рамках пакета «Постгарантийный», он приобрел все права потребителя, предоставленные ему Закона РФ "О защите прав потребителей" в период установленного этим законом гарантийного срока изготовителя, поскольку ни из буквального содержания условий договора, регулирующих условия и порядок предоставления данного пакета, ни из действительной воли обеих сторон договора это не следует. Напротив, ответчиком, как дилером (агентом), АО «Мерседес-Бенц РУС», как представителем изготовителя товара в России, и продавцом этого пакета однозначно было заявлено, и необходимая информация понятным доступным способом доведена до истца, что действия пакета «Постгарантийный» не продляет гарантийные обязательства изготовителя (продавца) в том смысле, как это предусмотрено Закона РФ "О защите прав потребителей". Данные обязательства имеют усеченный объем по сравнению с тем, который установлен данным законом, поскольку предоставляют владельцу автомобиля лишь право на ремонт по определенному перечню и при выполнении определенных условий.

Таким образом, производитель, предоставляя покупателю автомобиля через дилера (ответчика) пакет «Постгарантийный», реализовал свое правопо установлению дополнительного обязательства изготовителя, установленногоп. 6 ст. 5 Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», содержание которого в рамках пакета «Постгарантийный» определяет сам изготовительтовара, но из исследованных доказательств не следует, что он принимал на себя обязательство по ремонту автомобиля в срок не позднее 45 дней со дня сдачи автомобиля в ремонт, соответственно, не понимал и не мог понимать о наличии ответственности в виде неустойки за нарушение такого срока.

Как следует из абз. 3 п. 7 ст. 5 Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», содержание дополнительного обязательства продавца, срок действия такого обязательства и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются договором между потребителем и продавцом.Однако из буквального содержания исследованного договора по реализации пакета «Постгарантийный», заключенного между сторонами спора, также не следует принятие ответчиком на себя обязательств в объеме гарантийных обязательств, установленных данным законом, в том числе по сроку устранения недостатков товара, выявленных в пределах гарантийного срока, ограниченному 45 днями.

Предусмотренныеп. 6, п. 7 ст. 5 Закона РФ "О защите прав потребителей"дополнительные обязательства изготовителя или продавца не продлевают гарантийный срок на автомобиль. Обращение истца к ответчику по вопросу устранения недостатков транспортного средства имело место после окончания гарантийного срока, по иным основаниям. Поэтому суд приходит к выводу о том, что к спорным правоотношениям положения пункта 1 ст. 20, пункта 1 ст. 23 Закона РФ "О защите прав потребителей" не применимы, что исключает удовлетворения требований иска, как в части взысканий законной неустойки, так и в части производных требований о компенсации морального вреда, штрафа.

Руководствуясь статьями 194-199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований ФИО5 к обществу с ограниченной ответственностью «АСМОТО МБ» о взыскании неустойки, компенсации морального вреда, штрафа отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Судья С.А. Маслова