ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-349/2022 от 31.10.2022 Вачского районного суда (Нижегородская область)

Дело № 2 -349/2022г.

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Решение в окончательной форме принято 31 октября 2022 года

р.п. Вача 25 октября 2022 года

Вачский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Бариновой Н.С.,

при секретаре судебного заседания Лузиной И.А.,

с участием процессуального истца зам. прокурора Вачского района Нижегородской области Владимировой С.С.,

представителя третьего лица администрации Вачского муниципального района Нижегородской области Х. ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Вачского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство» об обязании устранить нарушения требований законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов, а именно получить лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации взрывоопасных и химически опасных производственных объектов, обеспечить разработку и утверждение плана по локализации последствий аварии на опасных производственных объектах,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Вачского района Нижегородской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство» об обязании устранить нарушения требований законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов, а именно получить лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации взрывоопасных и химически опасных производственных объектов, обеспечить разработку и утверждение плана по локализации последствий аварии на опасных производственных объектах, указывая, что прокуратурой Вачского района по заданию прокуратуры области проведена проверка исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, в ходе которой установлено, что МУП «ЖКХ» осуществляет деятельность по производству пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными.

МУП «ЖКХ» на праве хозяйственного ведения эксплуатирует опасные производственные объекты:

- газовая котельная с оборудованием, расположенная по адресу: \»;

- газовая котельная с оборудованием, расположенная по адресу: \;

- газовая котельная с оборудованием, расположенная по адресу: \А;

- газовая котельная с оборудованием, расположенная по адресу: \а»;

- газовая котельная с оборудованием, расположенная по адресу: \А;

- газовая котельная с оборудованием, расположенная по адресу: \, у \;

- газовая котельная с оборудованием, расположенная по адресу: \А;

- модульная газовая котельная с оборудованием, расположенная по адресу: \А;

- газовая котельная с оборудованием, расположенная по адресу: \, \, \а;

- модульная газовая котельная с оборудованием, расположенная по адресу: \;

- центральная котельная, расположенная по адресу: \, р.\, у \;

- газовая котельная с оборудованием, расположенная по адресу: \, р.\, у \;

- наружный газопровод высокого давления II категории, проложенный от точки врезки в существующих газопровод высокого давления II категории до газорегуляторной установки котельной МУП «ЖКХ» по адресу: \, р.\, у \;

- наружный газопровод высокого давления II категории, проложенный от точки врезки в существующих газопровод высокого давления II категории до пункта шкафного газорегуляторного ПШГР (КМ-1048) по адресу: \, \, \;

- наружный газопровод высокого давления II категории, проложенный от точки врезки в существующих газопровод высокого давления II категории до пункта шкафного газорегуляторного ПШГР (КМ-1048) по адресу: \;

- наружный газопровод высокого давления II категории, проложенный от точки врезки в существующих газопровод высокого давления II категории до пункта шкафного газорегуляторного ПШГР-1-01 по адресу: \.

Однако, в нарушение требований законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов, МУП «ЖКХ» эксплуатирует опасные производственные объекты II и III класса опасности без соответствующей лицензии, наличие которой является обязательной в силу закона.

\ прокурором района внесено представление в адрес директора МУП «ЖКХ» об устранении нарушений законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов, выявленных в ходе проведенной проверки соблюдения требований законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Деятельность по эксплуатации взрывоопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности подлежит лицензированию (п.п 12 ст. 12 Федерального закона № 116-ФЗ).

Однако, до настоящего времени МУП «ЖКХ» использует вышеперечисленные объекты, отнесенные к числу взрывоопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности в отсутствии лицензии на осуществление вида деятельности «эксплуатация взрывоопасных и химически опасных производственных объектов», обязанность по получению которой возложена на ответчика ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ.

В МУП «ЖКХ» в нарушение требований законодательства не разработан план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий.

Выявленные нарушения требований промышленной безопасности создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, нарушают их права на благоприятные и безопасные условия нахождения в общественных местах, а также создают опасность причинения вреда в будущем неопределенному кругу лиц.

В данном судебном заседании процессуальный истец зам. прокурора Вачского района Нижегородской области Владимирова С.С. исковые требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в иске, просила:

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство» устранить нарушения требований законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов, а именно:

- получить лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации взрывоопасных и химически опасных производственных объектов;

- обеспечить разработку и утверждение плана по локализации последствий аварии на опасных производственных объектах.

В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установить ответчику срок для совершения указанных действий - 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, сведения о надлежащем извещении о дате, месте и времени судебного заседания в материалах дела имеются.

Представитель третьего лица администрации Вачского муниципального района Нижегородской области Х. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований.

Согласно ч. 1 ст. 233 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

При указанных обстоятельствах, суд в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, ст. 233 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося ответчика, в порядке заочного производства.

Суд, выслушав пояснения зам. прокурора Владимировой С.С., представителя третьего лица, проверив материалы дела, установив юридически значимые для разрешения спора обстоятельства, исследовав и оценив в совокупности доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся по делу доказательств в соответствии со ст. ст. 67,71 ГПК РФ, считает исковые требования прокурора Вачского района Нижегородской области обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 4 ст. 27, ч. 3 ст. 34 Федерального закона от 17.12.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурору предоставлено право на обращение в суд с заявлением, если этот требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

Положением ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор наделен правом обращения в суд с заявлением в интересах прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ) промышленная безопасность опасных производственных объектов представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности (часть 1 статьи 3 указанного закона).

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2 Федерального закона № 116-ФЗ, опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В подпункте «в» пункта 1 Приложения 1 к указанному Федеральному закону указано, что к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

Согласно данному приложению к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля: пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии); воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия; иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля.

В силу п. 2 ст. 2 Федерального закона № 116-ФЗ, опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Пунктом 4 Приложения № 2 «Классификация опасных производственных объектов» к Федеральному закону № 116-ФЗ предусмотрено, что для опасных производственных объектов, указанных в пункте 2 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, для газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления устанавливаются следующие классы опасности:

1) II класс опасности - для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 1,2 мегапаскаля или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 мегапаскаля;

2) III класс опасности - для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,2 мегапаскаля включительно или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,6 мегапаскаля включительно.

В соответствии с п. 7 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 870, под сетью газораспределения понимается единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя наружные газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, расположенные на наружных газопроводах, и предназначенный для транспортировки природного газа от отключающего устройства, установленного на выходе из газораспределительной станции, до отключающего устройства, расположенного на границе газораспределения и сети газопотребления.

В Приложении № 1 к Техническому регламенту имеется классификация наружных и внутренних газопроводов по давлению в сетях газораспределения и газопотребления: газопроводы высокого давления 1а категории (свыше 1,2 МПа); газопроводы высокого давления 1 категории (свыше 0,6 до 1,2 МПа включительно); газопроводы высокого давления 2 категории (свыше 0,3 до 0,6 МПа включительно); газопроводы среднего давления (свыше 0,005 до 0,3 МПа включительно), газопроводы низкого давления (до 0,005 МПа включительно).

Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон №116-ФЗ), к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности.

Статьей 9 Федерального закона № 116-ФЗ установлены требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, в том числе обязанность организации иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» также предусмотрено, что эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности подлежит обязательному лицензированию.

Таким образом, требование о наличии лицензии на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, является одним из необходимых требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что МУП «ЖКХ» осуществляет деятельность по производству пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными.

МУП «ЖКХ» на праве хозяйственного ведения эксплуатирует опасные производственные объекты:

- газовая котельная с оборудованием, расположенная по адресу: \»;

- газовая котельная с оборудованием, расположенная по адресу: \;

- газовая котельная с оборудованием, расположенная по адресу: \А;

- газовая котельная с оборудованием, расположенная по адресу: \а»;

- газовая котельная с оборудованием, расположенная по адресу: \А;

- газовая котельная с оборудованием, расположенная по адресу: \, у \;

- газовая котельная с оборудованием, расположенная по адресу: \А;

- модульная газовая котельная с оборудованием, расположенная по адресу: \А;

- газовая котельная с оборудованием, расположенная по адресу: \, \, \а;

- модульная газовая котельная с оборудованием, расположенная по адресу: \;

- центральная котельная, расположенная по адресу: \, р.\, у \;

- газовая котельная с оборудованием, расположенная по адресу: \, р.\, у \;

- наружный газопровод высокого давления II категории, проложенный от точки врезки в существующих газопровод высокого давления II категории до газорегуляторной установки котельной МУП «ЖКХ» по адресу: \, р.\, у \;

- наружный газопровод высокого давления II категории, проложенный от точки врезки в существующих газопровод высокого давления II категории до пункта шкафного газорегуляторного ПШГР (КМ-1048) по адресу: \, д. Звягино, \;

- наружный газопровод высокого давления II категории, проложенный от точки врезки в существующих газопровод высокого давления II категории до пункта шкафного газорегуляторного ПШГР (КМ-1048) по адресу: \;

- наружный газопровод высокого давления II категории, проложенный от точки врезки в существующих газопровод высокого давления II категории до пункта шкафного газорегуляторного ПШГР-1-01 по адресу: \.

Вместе с тем, в нарушение требований законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов, МУП «ЖКХ» эксплуатирует опасные производственные объекты II и III класса опасности без соответствующей лицензии, наличие которой является обязательной в силу закона.

Деятельность по эксплуатации взрывоопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности подлежит лицензированию (п.п 12 ст. 12 Федерального закона № 116-ФЗ).

В силу п. 1 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 116-Фз для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором, в том числе, указываются адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии.

Однако, судом установлено, что до настоящего времени МУП «ЖКХ» использует вышеперечисленные объекты, отнесенные к числу взрывоопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности в отсутствии лицензии на осуществление вида деятельности «эксплуатация взрывоопасных и химически опасных производственных объектов», обязанность по получению которой возложена на ответчика ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ.

В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 116-ФЗ планирование мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II и III классов опасности, предусмотренных пунктами 1, 4, 5 и 6 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, осуществляется посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких опасных производственных объектах.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года № 730 утверждено Положение о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах (далее - Положение).

Однако, в МУП «ЖКХ» в нарушение вышеприведенных требований законодательства не разработан план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности (абз. 2).

Выявленные нарушения требований промышленной безопасности создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, нарушают их права на благоприятные и безопасные условия нахождения в общественных местах, а также создают опасность причинения вреда в будущем неопределенному кругу лиц.

Исходя из установленных по делу обстоятельств и приведенных норм права, суд приходит к выводу о необходимости обязать Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство» устранить нарушения требований законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов, а именно:- получить лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации взрывоопасных и химически опасных производственных объектов; - обеспечить разработку и утверждение плана по локализации последствий аварии на опасных производственных объектах, удовлетворив тем самым исковые требования прокурора.

Руководствуясь положениями ст. 206 ГПК РФ, исходя из характера требований, учитывая объем мероприятий, который необходимо выполнить ответчику, в отсутствии возражений последнего, суд считает необходимым предоставить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Согласно ст. 103 ч. 1 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 333.20 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей: в случае, если истец, административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком, административным ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, административных исковых требований, а в случаях, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, в полном объеме;

Таким образом, в силу действующего законодательства прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции.

Каких либо документов, подтверждающих обстоятельства для освобождения ответчика от уплаты государственной пошлины суду не представлено и в материалах дела не имеется.

Как следует из искового заявления, требования истца носят неимущественный характер.

Принимая во внимание, что истец по данному иску прокурор Вачского района освобожден от уплаты государственной пошлины согласно ст. 333. 19 ч. 1 НК РФ, то государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в сумме 300,00 руб.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Прокурора Вачского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство», удовлетворить.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов, а именно:

- получить лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации взрывоопасных и химически опасных производственных объектов;

- обеспечить разработку и утверждение плана по локализации последствий аварии на опасных производственных объектах.

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство» госпошлину в доход бюджета Вачского муниципального района Нижегородской области в размере 300,00 рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Срок обжалования заочного решения в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Вачский районный суд - Ответчиком в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда. Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья - подпись

Копия верна: судья Н. С. Баринова