ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-349/2022УИД220051-01-2022-000387-49 от 31.05.2022 Тальменского районного суда (Алтайский край)

Дело №2-349/2022 УИД 22RS0051-01-2022-000387-49

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 мая 2022 года р.п.Тальменка

Тальменский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Гусевой Л.В.,

при секретаре Абросимовой С.В.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «Каскад» о признании незаконными действий по начислению задолженности за коммунальные услуги и прекращению подачи водоснабжения, признании незаконным бездействия по учету компенсации на оплату коммунальных услуг, взыскании компенсации морального вреда и штрафа,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к ООО «Каскад» о признании незаконными действий по начислению задолженности за коммунальные услуги и прекращению подачи водоснабжения, признании незаконным бездействия по учету компенсации на оплату коммунальных услуг, взыскании компенсации морального вреда и штрафа.

В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что между ним и ответчиком 01.05.2020 года был заключен договор холодного водоснабжения по адресу проживания: в , в котором было указано количество проживающих лиц: 1 человек, степень благоустройства: кран, баня, 0,5 сотки земельного участка. Но по концессионному соглашению, заключенному между ООО «Каскад» и МУП «Новая Эра», МУП «Новая Эра» предало ООО «Каскад» электронную базу потребителей, согласно которой истцу производилось начисление за полив 1 сотки земельного участка, а внутридомовое благоустройство включало в себя баню, кран, выгребную яму.

В связи с образовавшейся у истца задолженностью в размере 2110 рублей 69 коп. 05.07.2021 года генеральным директором ООО «Каскад» было направлено уведомление в адрес истца об отключении подачи холодного водоснабжения с 09.08.2021 года, получено истцом данное уведомление 23.07.2021 года, а прекращена подача холодной воды была 15.12.2021 года, что подтверждается Актом.

Плата за холодное водоснабжение рассчитывалась истцу по нормативу потребления, утвержденному Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен от 28.04.2018 года №54, так как до 15.12.2021 года у истца по месту его проживания отсутствовал прибор учета потребленной воды, а за полив земельного участка в течение 4 месяцев (май июнь, июль, август) плата устанавливалась по нормативу, утвержденному Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен от 17.06.2015 года №80.

Просит признать незаконным начисление ему ответчиком задолженности за полив земельного участка и обязать произвести перерасчет.

Просит признать незаконным начисление оплаты за выгребную яму и обязать ответчика произвести перерасчет.

Просит признать незаконным прекращение подачи водоснабжения по Акту от 15.12.2021 года и взыскать денежные средства за отключение и подключение холодного водоснабжения.

Просит признать незаконным бездействие, выраженное в неучете компенсации в размере 50 процентов на оплату коммунальных услуг, исходя из установленных нормативов потребления как ветерану труда, и обязать произвести перерасчет; взыскать компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей и штрафа.

В судебном заседании истец ФИО1 поддержал исковые требования в полном объеме, пояснив, что до ответчика ООО «Каскад» услуги по водоснабжению и иные коммунальные услуги ему предоставляло МУП «Новая Эра», а с 01.05.2020 года услуги стало оказывать ООО «Каскад», но, как оказалось, МУП «Новая Эра» передало ООО «Каскад» электронную базу потребителей, согласно которой, начисление за полив земельного участка по адресу его проживания начислялся за 1 сотку, а плата за водоснабжение включала в себя благоустройство домовладения – баню, кран, выгребную яму. При заключении договора с МУП «Новая Эра» он действительно указывал 1 сотку земельного участка по услуге «полив земельного участка», так как на момент заключения договора он проживал с женой и под огородные культуры, требующие полива, они использовали 1 сотку земельного участка, и эту услугу он добросовестно и своевременно оплачивал. А общая площадь участка составляет 34 сотки. Но на момент заключения договора с ООО «Каскад» его жена умерла, поэтому в договоре он для полива указал 0,5 сотки земельного участка, и с момента заключения договора добросовестно и своевременно оплачивал эту услугу, наравне с другими услугами, предусмотренными этим договором, что подтверждается квитанциями. Платежи принимало уполномоченное ООО «Каскад» лицо, находящееся на территории с.Лушниково. Однако 23.07.2021 года он получил от ООО «Каскад» уведомление, датированное 05.07.2021г., о наличии задолженности по оплате водоснабжения в размере 2110 рублей 69 коп. с предупреждением о прекращении подачи холодной воды с 09.08.2021 года в случае непогашения задолженности. Он не был согласен с этим уведомлением, так как задолженности не имел, но так как фактически 09.08.2021 года подачу воды ему не прекратили, он ничего предпринимать не стал. Однако 15.12.2021 года ему прекратили подачу водоснабжения, и он вынужден был обратиться в прокуратуру за консультацией, так как без подпитки водой у него перестал бы работать газовый котел. Ему посоветовали в прокуратуре, что лучше оплатить задолженность, которую выставил ему ООО «Каскад», а также оплатить отключение и подключение водоснабжения, а потом уже обращаться в суд за восстановлением нарушенных прав, что он и сделал. О том, что у него имеется льгота за полив земельного участка, он узнал из ответа прокурора на его жалобу на МУП «Новая Эра». Никакого письма от ООО «Каскад», кроме уведомления о предстоящем отключении водоснабжения, он не получал, поэтому о том, что ему начисляется плата за полив одной сотки земли, а не за 0,5 сотки, он не знал. Подтверждает, что на момент отключения подачи водоснабжения у него не был установлен водосчетчик, поэтому платы за воду ему начисляли по нормативу, что им не оспаривается. Но он не согласен с тем, что ему производилось начисление оплаты за выгребную яму, так как яма у него имеется, но он обслуживает ее сам, а если ответчик берет с него плату за выгребную яму, то должен ее и обслуживать. О том, что он платил за выгребную яму, не знал, так как в квитанции плата за холодную воду и канализацию указана в одной строке, он понимал, что платит за холодную воду в доме и в бане, но когда от работника ООО «Каскад» он получил ведомость по оплате за воду, то увидел, что с него берут плату и за выгребную яму. МУП «Новая Эра» не начисляло ему плату за выгребную яму, что подтверждается договором от 01.04.2019 года. Доводы ответчика о том, что договор фактически был подписан в ноябре 2020 года, а не 01.05.2020 года, не соответствуют действительности. Договор был заключен именно 01.05.2020 года, как в нем и указано, и при заключении договора с ООО «Каскад» он не запрещал контролеру осматривать его земельный участок, никакой акт не составлялся.

Представитель ответчика ООО «Каскад» ФИО3 и ранее участвовавшая в судебном заседании представитель ФИО4 возражали против удовлетворения исковых требований, пояснив следующие обстоятельства. При заключении договора условия были вписаны в договор со слов ФИО1, так как он контролера ООО «Каскад» в свое домовладение не впустил, что подтверждается Актом от 25 ноября 2020 года. Этот акт был составлен в день заключения договора, бланк акта контролер всегда имеет с собой вместе с бланком договора, на тот случай, если потребитель будет отказываться от подписания договора. Договор между ООО «Каскад» и ФИО1 фактически был заключен не 01.05.2020 года, как указано в договоре, а в ноябре 2020 года, в это время директором уже был Бельков, но бланки договоров использовались старые, где директором значится ФИО5 и уже имелась подпись ФИО5. Договор ФИО1 подписал, а в акте отказался расписаться. После заключения договора ООО «Каскад» делало запрос в сельскую администрацию, чтобы получить сведения о площади земельного участка, принадлежащего ФИО1, но такая информация сельсоветом не была предоставлена, поэтому организация стала использовать для начисления платы электронную базу потребителей, переданную от МУП «Новая Эра», в которой указана была поливочная площадь земельного участка ФИО1 1 сотка. Истцу было направлено в августе 2021 года письмо №331, в котором было указано о доначислении платы за полив в расчете на 1 поливочную сотку и указан размер задолженности – 1828 рублей 80 коп., и эта задолженность была погашена истцом после отключения подачи водоснабжения. Доказательств направления истцу этого письма не имеется, оно направлялось простой почтой. У истца в собственности находится 35 соток земли, поэтому по новому законодательству, применяемому с 2021 года, поливочной площадью считается площадь земельного участка за минусом площади, находящейся под постройками. Считают, что истец намерено не доплачивал за полив 0,5 сотки, так как соцзащита отказала ему в предоставлении компенсации за полив, он как раз 50 процентов не доплачивал. Задолженность у истца образовалась за период май-июль 2020 года, поэтому было направлено уведомление об отключении подачи воды. Задолженность образовалась как при расчете платы на 1 сотку поливочной земли, так и в расчете платы на 0,5 сотки поливочной земли, так как платежные квитанции контролер сдает в ООО «Каскад» не сразу после оплаты услуги потребителем, а в конце месяца, т.е. если истец оплатил услуги за май до 10 июня, то квитанция об оплате передается контролером в ООО «Каскад» значительно позднее, и пока квитанции нет в организации, за потребителем числится задолженность, соответственно, на момент направления истцу уведомления от 05.07.2021 года о прекращении подачи воды (направлено это уведомление почтой 16.07.2021 года), в организации не было квитанций, подтверждающих оплату истца за май, июнь 2021 года. Кроме того, оплата вносилась не полностью, а только за 0,5 сотки, а должен был платить истец за полив 1 сотки, так как начисление за полив производилось ему в соответствии с данными электронной базы потребителей, переданной в ООО «Каскад» из МУП «Новая Эра». До мая 2021 года у истца не было задолженности, а начисления оплаты за полив земельного участка уже с 01.05.2020 года производились в расчете на 1 сотку, а не на 0,5 соток. Оплату истцу за выгребную яму МУП «Новая Эра» тоже начисляло, и истец эту услугу оплачивал, что подтверждается электронной базой, переданной МУП «Новая Эра» в ООО «Каскад» по акту приема-передачи. В ООО «Каскад» истец тоже вносил плату за выгребную яму. Постановлением Правительства РФ установлены нормативы потребления воды, поэтому при наличии канализации (выгребной ямы) устанавливается повышенная оплата водопотребления. За полив нет льготы, поэтому ООО «Каскад» не предоставляет в соцзащиту сведения об оплате за полив, и в соглашении, заключенном между ООО «Каскад» и соцзащитой такая услуга не предусмотрена. Льгота предоставляется только на внутридомовое водопотребление, водоснабжение бани и полив земельного участка не включаются в льготу.

Представитель третьего лица на стороне ответчика МУП «Новая Эра» в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, предприятие находится в стадии банкротства, конкурсный управляющий ФИО6 представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что документы ему бывшим руководителем МУП «Новая Эра» не переданы, поэтому сведениями о показаниях счетчиков он не располагает.

Представитель Управления социальной защиты населения по Тальменскому району, привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, представил отзыв на иск, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, возражал против удовлетворения исковых требований в части признания незаконным бездействие, выраженное в неучете компенсации в размере 50 процентов на оплату коммунальных услуг, исходя из установленных нормативов потребления как ветерану труда, и обязать произвести перерасчет, указав следующее. ФИО1 состоит на учете в Управлении социальной защиты населения по Тальменскому району как Ветеран труда Алтайского края; с 01.08.2014 года он является получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по услугам «электроснабжение», «холодное водоснабжение», «вывоз ЖБО», «сжиженный газ в баллонах», «обращение с ТКО», «твердое топливо». Расходы ФИО1 на полив земельного участка компенсации не подлежат, об этом указано в п.77 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года №354. Соответственно, данная услуга не предусмотрена в Соглашении об информационном обмене от 06.05.2020 года №01/2020, заключенном между Управлением соцзащиты и ООО «Каскад». По сведениям поставщика услуг ООО «Каскад» компенсация по услуге «холодное водоснабжение» ФИО1 выплачена за период с 01.06.2020 года по 31.12.2020 года (оплата с 01.05.2020 года по 30.11.2020 года) в сумме 181 рубль 97 коп.; за период с 01.01.2021 года по 31.12.2021 года (оплата с 01.12.2020 года по 30.11.2021 года) в сумме 431 рубль 23 коп., исходя из фактически оплаченных услуг. На основании изложенного, ООО «Каскад» права ФИО1 в части учета компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50% не нарушили и в этой части исковые требования удовлетворению не подлежат.

Представитель третьего лица Министерства социальной защиты Алтайского края в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, против удовлетворения исковых требований возражал, излагая доводы, аналогичные доводам Управления социальной защиты населения по Тальменскому району.

Выслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, и, оценив каждое доказательство в отдельности и в их совокупности, суд приходит к следующему.

Подпунктом 9 п.1 ст.1 Закона Алтайского края от 27.12.2007 года №156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» установлено, что настоящий закон определяет порядок и условия предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных законом Алтайского края от 03.12.2004 года №61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов», в соответствии с ч.3, 4 ст.1 которого ветераны труда Алтайского края имеют право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим Законом для ветеранов труда для ветеранов труда Алтайского края, после назначения им страховой пенсии по старости либо по достижении возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.

В соответствии с п. «д» ч.1.2 ст.3, ч.1.3 ст.3, ч.1.4 ст.3 указанного закона ветеранам труда Алтайского края предоставляется компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за отопление, в том числе оплаты стоимости твердого топлива при отсутствии в жилом помещении центрального отопления, в пределах установленных нормативов потребления услуги (норм твердого топлива, установленных для продажи населению) и краевых стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых при предоставлении мер социальной поддержки, с учетом транспортных расходов по доставке топлива.

Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются ветеранам труда Алтайского края, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.

Меры социальной поддержки, указанные в частях 1, 1.2 настоящей статьи, предоставляются в натуральной форме или в виде компенсации либо в твердой денежной сумме.

В соответствии с п.1, 4, 5 ст.6 указанного закона гражданам, одновременно относящимся к нескольким категориям граждан, для которых законодательством Российской Федерации и Алтайского края предусмотрена социальная поддержка (далее - льготные категории), меры социальной поддержки предоставляются в объеме, установленном для одной льготной категории по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Меры социальной поддержки ветеранов труда Алтайского края предоставляются с месяца подачи заявления со всеми необходимыми документами. Порядок предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда Алтайского края устанавливается Правительством Алтайского края.

В соответствии со ст.3, 4 Закона Алтайского края от 27.12.2007 года №156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» компенсация предоставляется гражданам, проживающим на территории Алтайского края. Компенсация назначается на основании перечисленных в указанной статье документов, в том числе, документов, содержащих сведения о лицах, зарегистрированных совместно с гражданином по месту его жительства (пребывания).

Компенсация назначается краевыми государственными казенными учреждениями управлениями социальной защиты населения по городским округам и (или) муниципальным районам (округам) по месту жительства (пребывания).

Размер компенсации определяется управлением как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона. Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - организации-поставщики услуг). Выплата компенсаций осуществляется ежемесячно до установленного в соответствии с частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации срока внесения населением платы за жилое помещение и коммунальные услуги по выбору гражданина путем перечисления сумм компенсаций на имеющиеся или открываемые в выбранных гражданином банках личные счета либо через организации федеральной почтовой связи. При совместном проживании двух и более граждан, имеющих право на получение компенсации, назначение и выплата компенсации производится каждому из них.

В соответствии со 6 указанного закона финансирование расходов на выплату компенсации осуществляется через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения.

Правилами определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям в Алтайском крае, утвержденными Постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008 года №126 (с последующими дополнениями и изменениями) во исполнение закона Алтайского края от 27.12.2007 года №156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" предусмотрено следующее.

Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - "компенсация") назначается гражданину (далее - "льготополучатель") по одному жилому помещению по месту жительства или по месту пребывания (п.2).

В случае реализации права на получение компенсации по месту пребывания компенсация назначается соответствующим управлением социальной защиты населения при неполучении льготополучателем мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту жительства (п.3).

В случае совместного проживания в семье двух и более льготополучателей назначение и выплата компенсации производится каждому из них (п.9).

Льготополучатель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов (п.13).

Размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг (далее - "денежный эквивалент"), на которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края ему установлены данные меры, по формуле: К = ДЭ1 + ДЭ2 +.. . + ДЭn, где: К - размер компенсации (в рублях); ДЭ1, ДЭ2,.. ., ДЭn - денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате всех (от 1 до n) потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг (в рублях) (п.14).

Расчет денежного эквивалента производят организации - поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края, устанавливающими компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (п.15).

Денежный эквивалент определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге, исходя из платежа за жилое помещение и коммунальные услуги, определенного в соответствии с законодательством в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и жилищным законодательством (рассчитанного без учета повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг) и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента (п.16).

Размер денежного эквивалента по коммунальным услугам определяется исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более установленных нормативов потребления. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из установленных нормативов потребления коммунальных услуг (п.16).

Управление социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями - поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии. Типовая форма соглашения о взаимодействии устанавливается Министерством социальной защиты Алтайского края (п.27).

Организации - поставщики услуг в срок до 12 числа текущего месяца направляют в управление социальной защиты населения для каждого льготополучателя, указанного в переданном управлением социальной защиты населения списке, по установленной форме сведения о денежных эквивалентах и наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг (п.29).

Формы списков, сведений о денежных эквивалентах, о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, указанных в пунктах 28, 29 настоящих Правил, заявления о назначении компенсации, указанного в статье 3 Закона Алтайского края N 156-ЗС, устанавливаются Министерством социальной защиты Алтайского края (п.30).

Финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется из краевого бюджета, в том числе за счет средств, выделяемых на указанные цели из федерального бюджета, через Министерство социальной защиты Алтайского края на основании заявок и отчетов указанного министерства (п.31).

Ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг (п.37).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1, имея звание «Ветеран труда Алтайского края», с 01.08.2014 года является получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по услугам «электроснабжение», «холодное водоснабжение», «вывоз ЖБО», «сжиженный газ в баллонах», «обращение с ТКО», «твердое топливо».

Договором холодного водоснабжения, заключенным между ФИО1 и ООО «Каскад» 01.05.2020 года, предусмотрено, что по адресу проживания ФИО1: , в расчете на одного проживающего (т.е. самого ФИО1) при степени благоустройства домовладения – кран, баня, 0,5 сотки поливочной площади земельного участка, ресурсоснабжающей организацией ООО «Каскад» предоставляет коммунальную услугу в виде холодного водоснабжения. Размер платы за коммунальную услугу рассчитывается в порядке, установленном законодательством РФ, по тарифам (ценам), устанавливаемым законодательством РФ о государственном регулировании цен (тарифов).

До 15.12.2021 года в домовладении истца отсутствовал индивидуальный прибор учета расходования холодной воды, что указано в исковом заявлении самим истцом, соответственно, расчет потребленной воды производился по установленным нормативам.

Соглашением об информационном обмене, заключенном между ООО «Каскад» и Управлением социальной защиты населения по Тальменскому району 06.05.2020 года, предметом которого являются совместные действия поставщика ООО «Каскад» и Управления соцзащиты по информационному обмену в формате, предусмотренном Приложением №1 к Соглашению, при предоставлении компенсации расходов за холодное водоснабжение и водоотведение отдельным категориям граждан, предусмотрена обязанность ООО «Каскад» направлять Управлению ежемесячно в срок до 5 числа списки льготополучателей для осуществления им расчетов денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате за холодное водоснабжение и водоотведение.

Доводы третьего лица Управления социальной защиты населения по Тальменскому району, изложенные в отзыве на иск, о том, что компенсация по услуге «холодное водоснабжение» выплачена ФИО1 за период с 01.06.2020 года по 31.12.2020 года (оплата с 01.05.2020 года по 30.11.2020 года) в сумме 181 рубль 97 коп.; за период с 01.01.2021 года по 31.12.2021 года (оплата с 01.12.2020 года по 30.11.2021 года) в сумме 431 рубль 23 коп., исходя из фактически оплаченных услуг, - истцом не оспариваются. Однако истец считает, что по услуге «холодное водоснабжение» ему должны компенсироваться расходы на полив земельного участка.

Указанный довод истца не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку в соответствии с п.77 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» потребителям коммунальных услуг, имеющим льготы, компенсация расходов по оплате коммунальных услуг предусмотрена в отношении платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом помещении и на общедомовые нужды в многоквартирном доме и в жилом помещении в домовладении.

Понятие "домовладение" определено в п.2 указанного Постановления Правительства РФ, - это жилой дом (часть жилого дома) и примыкающие к нему и (или) отдельно стоящие на общем с жилым домом (частью жилого дома) земельном участке надворные постройки (гараж, баня (сауна, бассейн), теплица (зимний сад), помещения для содержания домашнего скота и птицы, иные объекты).

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что земельный участок не входит в состав домовладения, соответственно, плата за полив земельного участка не является льготируемой коммунальной услугой, в связи с чем, требование истца о признании незаконным бездействия ответчика, выраженное в неучете компенсации в размере 50 процентов на оплату коммунальных услуг, исходя из установленных нормативов потребления как ветерану труда, и обязать произвести перерасчет, удовлетворению не подлежит.

Исковые требования о признании незаконными действий ответчика по начислению истцу задолженности за полив земельного участка в 2021 году в размере 2110 рублей 69 коп., указанной в уведомлении от 05.07.2021 года о приостановлении подачи холодного водоснабжения, и возложении обязанности на ответчика произвести перерасчет, о признании незаконными действий ответчика, выраженных в приостановлении подачи холодного водоснабжения по Акту от 15.12.2021 года, по адресу проживания истца и взыскании расходов на отключение и подключение холодного водоснабжения в сумме 3000 рублей 00 коп. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.153 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с п.2 ст.548 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 41 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011г. N354, потребитель коммунальных услуг в домовладении вносит плату за коммунальные услуги, в составе которой оплачиваются коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом помещении, а также коммунальные услуги, потребленные при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.

В силу подпункта "к" пункта 34 Правил N354 потребитель обязан при отсутствии индивидуального прибора учета в домовладении уведомлять исполнителя о целях потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек (освещение, приготовление пищи, отопление, подогрев воды, приготовление кормов для скота, полив и т.д.), видов и количества сельскохозяйственных животных и птиц (при наличии), площади земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками, режима водопотребления на полив земельного участка, а также мощности применяемых устройств, с помощью которых осуществляется потребление коммунальных ресурсов, а если такие данные были указаны в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, то уведомлять исполнителя об их изменении в течение 10 рабочих дней со дня наступления указанных изменений.

При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N2 к настоящим Правилам, исходя из нормативов потребления коммунальной услуги (пункт 42 Правил N354).

Если домовладение не оборудовано индивидуальным прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, то потребитель дополнительно к рассчитанной в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил плате за коммунальную услугу, предоставленную в жилом помещении, оплачивает коммунальную услугу, предоставленную ему при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек. Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек, рассчитывается в соответствии с формулой 22 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек. Расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек, осуществляется начиная:

с даты, указанной в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, или в заявлении потребителя, поданном исполнителю в соответствии с подпунктом "к" пункта 34 настоящих Правил, о начале потребления предоставляемой исполнителем коммунальной услуги при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек в случае отсутствия у потребителя индивидуального прибора учета;

с даты, указанной в акте о выявлении факта отсутствия у потребителя индивидуального прибора учета и о потреблении им предоставляемой исполнителем коммунальной услуги при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек. Такой акт составляется исполнителем в присутствии потребителя и не менее чем 2 незаинтересованных лиц. Исполнитель обязан указать в составляемом акте возражения потребителя и не вправе препятствовать потребителю в привлечении к участию в проверке других незаинтересованных лиц, сведения о которых, в случае их привлечения потребителем, также должны быть включены в составляемый исполнителем акт (пункт 49 Правил N354).

В соответствии с пунктом 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 (далее - Правила N 306), "норматив потребления коммунальной услуги при использовании земельного участка и надворных построек" - норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.

Согласно пункту 48 Правил N306 нормативы потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и надворных построек определяются в отношении каждого из направлений использования коммунальных услуг.

В силу пункта 49 Правил N 306 норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек определяется отдельно по каждому из следующих направлений использования: полив земельного участка; водоснабжение и приготовление пищи для сельскохозяйственных животных; водоснабжение открытых (крытых) летних бассейнов различных типов и конструкций, а также бань, саун, закрытых бассейнов, примыкающих к жилому дому и (или) отдельно стоящих на общем с жилым домом земельном участке; водоснабжение иных надворных построек, в том числе гаражей, теплиц (зимних садов), иных объектов.

Судом установлено, что действующим с момента заключения (01.05.2020 года) по настоящее время договором холодного водоснабжения согласованный сторонами земельный участок для полива составляет 0,5 сотки.

Данное условие договора является существенным, соответственно одностороннее изменение этого условия договора не допускается.

В соответствии со ст.452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное.

Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.

Установленный указанной правовой нормой порядок и форма изменения условий договора ответчиком не соблюден, соответственно, договор должен исполняться на тех условиях, которые были согласованы истцом и ответчиком на момент заключения договора, т.е. оплачиваемая поливочная площадь земельного участка истца составляет 0,5 сотки.

Доводы ответчика о том, что истец препятствовал осмотру земельного участка, и о том, что договор фактически заключен в ноябре 2020 года не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что ответчиком ООО «Каскад» нарушен порядок расчета платы за коммунальную услугу «холодное водоснабжение для полива земельного участка», действия ответчика нарушают прав истца и признаются судом незаконными, начисление истцу задолженности за полив земельного участка в 2021 году в размере 2110 рублей 69 коп., указанной в уведомлении от 05.07.2021 года о приостановлении подачи холодного водоснабжения подлежит перерасчету.

Требование истца о взыскании с ответчика уплаченной им суммы задолженности в размере 1815 рублей, заявленное в судебном заседании вместо требования о перерасчете оплаты, не может быть учтено судом, так как не соблюдена процессуальная форма изменения исковых требований.

На основании изложенного, суд признает незаконными действия ООО «Каскад», выраженные в приостановлении подачи холодного водоснабжения по Акту от 15.12.2021 года, по адресу проживания ФИО1: в , поскольку, как было указано выше, по условиям договора оплачиваемая поливочная площадь земельного участка составляла 0,5 сотки, и ни на момент направления истцу уведомления о предстоящем прекращении подачи холодного водоснабжения (05.07.2021 года), ни на момент прекращения подачи водоснабжения (15.12.2020 года) задолженности у истца перед ответчиком не имелось, что подтверждается представленными в материалы дела квитанциями. Оплата производилась до 10 числа следующего за отчетным месяца.

Доводы ответчика о том, что платежные документы поступают в организацию значительно позднее после приема платежей от потребителей, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку это обстоятельство не является юридически значимым и свидетельствует о ненадлежащей организации работы самого ответчика.

В связи с незаконностью действий ответчика по прекращению подачи водоснабжения, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию понесенные истцом расходы на отключение и подключение холодного водоснабжения в сумме 3000 рублей 00 коп.

Заявленные истцом требования о компенсации морального вреда подлежат частичному удовлетворению.

Согласно ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

В пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012г. N17 «О рассмотрении судами дел по спорам о защите прав потребителей» указано, что при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.

Суд полагает, что с учетом принципов разумности и справедливости, обстоятельств дела, индивидуальных особенностей истца, характера причиненных истцу нравственных и физических страданий, размер компенсации морального вреда следует определить в сумме 500 рублей.

В соответствии с п.6 ст.13 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Как следует из Обзора судебной практики по делам о защите прав потребителей, утв. Президиумом Верховного Суда, Российской Федерации 20.10.2021 (пункт 7), штраф не взыскивается только в одном случае - при отказе истца от иска в связи с добровольным удовлетворением иска ответчиком в ходе рассмотрения дела и прекращении на этом основании производства по делу.

Соответственно, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию штраф в размере 50 процентов от присужденной судом суммы.

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2007 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 01.08.2007г., дано разъяснение о том, что размер присужденной судом компенсации морального вреда должен учитываться при определении размера штрафа, взыскиваемого с изготовителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, установленных законом.

Норма закона о защите прав потребителей о взыскании штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя носит императивный характер, т.е. не зависит от усмотрения сторон и права суда.

Взысканными судом суммами являются 3000 рублей и 500 рублей, итого: 3500 рублей, соответственно, штраф, подлежащий взысканию с ответчика в пользу истца, составляет 1750 рублей 00 коп.

Требование истца о признании незаконным начисления оплаты за выгребную яму и возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет удовлетворению не подлежат, так как наличие выгребной ямы истцом не оспаривается, а Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях общего имущества в многоквартирном доме» предусмотрена повышенная оплата коммунальной услуги «холодное водоснабжение» при наличии в жилом помещении канализации. Истец подтвердил в судебном заседании, что у него в доме имеется кран, вода стекает из него в выгребную яму. Выгребная яма – это и есть канализация упрощенного вида, используемая в частных жилых домах.

На основании изложенного, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

С ответчика в доход муниципального бюджета Тальменский район подлежит взысканию госпошлина в общей сумме 700 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «Каскад» удовлетворить частично.

Признать незаконными действия Общества с ограниченной ответственностью «Каскад» по начислению ФИО1 задолженности за полив земельного участка в 2021 году в размере 2110 рублей 69 коп., указанной в уведомлении от 05.07.2021 года о приостановлении подачи холодного водоснабжения; обязать Общество с ограниченной ответственностью «Каскад» произвести перерасчет.

Признать незаконными действия Общества с ограниченной ответственностью «Каскад», выраженные в приостановлении подачи холодного водоснабжения по Акту от 15.12.2021 года, по адресу проживания ФИО1: в .

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Каскад» в пользу ФИО2 расходы на отключение и подключение холодного водоснабжения в сумме 3000 рублей 00 коп.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Каскад» в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в размере 500 рублей, штраф в размере 1750 рублей 00 коп.

В удовлетворении остальных требований отказать.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Каскад» в доход муниципального бюджета госпошлину в общей сумме 700 рублей.

Решение может быть обжаловано ввой суд через Тальменский районный судв течение месяца после изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Л.В.Гусева