ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-34/13 от 21.03.2013 Катангского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 марта 2013 года село Ербогачен

Катангский районный суд Иркутской области в составе судьи Шайдуллина Р.С. единолично, при секретаре судебного заседания Юрьевой Т.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-34/2013 по заявлению ФИО1 о признании незаконными действия Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Катангскому району,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действия Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Катангскому району, указав в обоснование своих требований следующее. Постановлением мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении списков граждан проработавших в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях не менее 10 лет и желающих получить жилищные субсидии на строительство или приобретение жилья по <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ утвержден список вышеуказанных граждан по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ согласно данному постановлению под номером значилась заявитель с составом семьи <данные изъяты> человека, стаж работы <данные изъяты> лет, дата подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ в списки на получение жилищной субсидии заявитель включена поскольку с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год проживала в <адрес>. В целях получения сведений о состоянии очередности заявитель обратилась в Управление министерства социального развития, опеки и попечительства <адрес> с соответствующим запросом. Письмом -а от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком заявителю было сообщено, что в списках преданных администрацией Катангского района Управлению министерства социального развития. Опеки и попечительства Иркутской области по Катангскому району заявитель не значится. При этом ссылка на распоряжение администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ра «О передаче документов», согласно которому переданы документы, где заявитель была включена в списки на получение жилья несостоятельна, поскольку постановление мэра Катангского района Иркутской области № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ г. об утверждении списков граждан проработавших в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях не менее 10 лет и желающих получить безвозмездные жилищные субсидии на строительство или приобретение жилья по Катангскому району является нормативным актом органа местного самоуправления. Данный акт является обязательным для исполнения на территории Катангского района. Своими незаконными действиями, выразившимися в неисполнении постановления мэра Катанского района Иркутской области отДД.ММ.ГГГГ об утверждении списков граждан проработавших в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях не менее 10 лет и желающих получить безвозмездные жилищные субсидии на строительство или приобретение жилья по Катанскому району нарушено право на жилье, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ, согласно которой органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Заявитель просила признать действия Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Катангскому району по отказу во внесение ФИО1 в списки граждан, проработавших в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях не менее 10 лет и желающих получить безвозмездные жилищные субсидии на строительство или приобретение жилья по Катангскому району. Обязать Управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Катангскому району включить ФИО1 в списки граждан, проработавших в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях не менее 10 лет и желающих получить безвозмездные жилищные субсидии на строительство или приобретение жилья по Катангскому району.

В судебное заседание ФИО1 не явилась, извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Временно замещающая должность начальника Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Катангскому району Кронштейн ОИ, действующая на основании Распоряжения -рл-к от ДД.ММ.ГГГГ, с заявленными требованиями не согласилась и суду пояснила, что социальные выплаты на предоставление жилья гражданам, выезжающим (выехавшим) предоставляются в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей» (далее по тексту – Федеральный закон № 125-ФЗ). Порядок регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей устанавливается положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года № 879 (далее по тексту- порядок) в соответствует с пунктами 10, 14, 16, 17 порядка заявления, поданные гражданами регистрируется в книге регистрации учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. В книге регистрации и учета производится запись о постановке на учет с указанием номера и даты принятия решения о постановке на учет. На каждого гражданина, поставленного на учет, заводится учетное дело, формируются списки. Согласно пункта 4 порядка организации работы в Иркутской области по предоставлению социальных выплат на приобретение жилья гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительством Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ-пп. Постановка на учет граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья в соответствии с федеральным законодательством, осуществление их регистрации и ведение учета, формирования списков очередности граждан, а также определение размера социальных выплат для приобретения жилья гражданам, с марта 2005 года производятся Управлениями министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по месту жительства граждан. В соответствии с распоряжением администрации Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ-ра «О передаче документов» списки и учетные дела граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, состоящих в администрации Катангского района, на учете по предоставлению безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета, в 2005 году преданы в районные Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по месту жительства граждан. В списках (утвержденных и.о. мэра муниципального образования «Катангский район» от <данные изъяты>) переданных администрацией Катангского района, ФИО1 не значится. Учетное дело ФИО1 Управлению не передавалось. Управление не принимало никаких действий по исключению из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья ФИО1, считают, что исковые требования о признании действий Управления незаконными - безосновательны, просят отказать в удовлетворении заявленных требований. Кроме того, заинтересованное лицо указала на то, что заявителем пропущен трехмесячный срок обращения в суд с данным заявлением.

Заслушав объяснения представителя Управления, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований.

На основании ч. 1 ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных, либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Заявитель считает действия Управления по отказу во внесение ее в списки граждан, состоящих на учете на получение жилищной субсидии в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей незаконными.

Данный довод суд находит несостоятельным по следующим основаниям.

Социальные выплаты на представление жилья гражданам, выезжающим (выехавшим) предоставляются в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ –ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (деле по тексту- федеральный закон –ФЗ). Согласно пункта 4 Порядка организации работы в Иркутской области по предоставлению социальных выплат на приобретение жилья гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>-пп, постановка на учет граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья в соответствии с федеральным законодательством. Осуществление их регистрации и ведение учета, формирование списков очередности граждан, а также определение размера социальных выплат для приобретения жилья гражданам с марта 2005 года производятся Управлениями Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по месту жительства граждан.

В соответствии с распоряжением администрации Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ-ра «О передаче документов» списки и учетные дела граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, состоящих в Администрации Катанского района, на учете по предоставлению безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета, в 2005 году переданы в районные Управления министерства социального развития, опеки и попечительства <адрес> по месту жительства граждан, что подтверждено исследованным в судебном заседании распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ и.о. мэра «Катангский район» ФИО6 «О передаче документов».

Из переданного в Управление списка граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, утвержденного распоряжением и.о. мэра МО «Катангский район» от ДД.ММ.ГГГГ г. судом установлено, что имя заявителя ФИО1 не значится.

В связи с этим суд не усматривает действия Управления незаконными, так как информация от ДД.ММ.ГГГГ г. № -а носит разъяснительный характер, каких-либо действий по отказу во внесение заявителя в списки граждан, проработавших в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях не менее 10 лет и желающих получить безвозмездные жилищные субсидии на строительство или приобретение жилья по Катангскому району Управление не принимало, при таких обстоятельствах заявление ФИО1 не подлежит удовлетворению.

Кроме того, ФИО1 обратилась с заявлением в суд с нарушением трехмесячного срока, установленного статьей 256 ГПК РФ. Так, ФИО1 письмом от ДД.ММ.ГГГГ г. сообщено Управлением о том, что она не значится в списках, и лишь 12.03.2013 г. заявитель обратилась в суд с соответствующим заявлением о защите своих прав.

Заявитель не просила восстановить процессуальный срок, предусмотренный ст. 256 ГПК РФ, не представила доказательств, свидетельствующих об уважительных причинах пропуска указанного срока.

Судом также не установлены уважительные причины пропуска срока обращения в суд ФИО1 с заявлением о признании незаконными действий Управления. Поскольку уважительные причины пропуска срока обращения в суд не установлены, также имеются основания к вынесению судом решения об отказе в удовлетворении требований заявителя по причине пропуска срока обращения в суд без уважительной причины.

В силу ст. 256 ГПК РФ пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением является основанием для отказа в удовлетворении заявления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования ФИО1 о признании незаконными действия Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Катангскому району по отказу во внесение заявителя в списки граждан проработавших в районах Крайнего Севра и приравненных к нему местностях не менее 10 лет и желающих получить безвозмездные жилищные субсидии на строительство или приобретение жилья по Катангскому району и об обязании Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Катангскому району включить ФИО1 в списки граждан, проработавших в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях не менее 10 лет и желающих получить безвозмездные жилищные субсидии на строительство или приобретение жилья по Катангскому району – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Катангский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: Р.С.Шайдуллин