ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-34/15 от 31.03.2015 Максатихинского районного суда (Тверская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Лесной районный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Москалева Ю.Н.,

при секретаре Малиновской Т. В.,

с участием:

заместителя прокурора Лесного района Вихровой Е.С.,

представителя заинтересованного лица – главы администрации Лесного сельского поселения Лесного района Тверской области ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Лесное Тверской области материалы гражданского дела № 2-34/2015 по заявлению прокурора Лесного района о признании незаконным бездействия администрации Лесного сельского поселения Лесного района Тверской области,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Лесного района обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Лесного сельского поселения Лесного района Тверской области по непроведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

Заявленные требования мотивированы тем, что прокуратурой Лесного района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в администрации Лесного сельского поселения. Установлено, что постановлением администрации Лесного сельского поселения № 30/1 от 19.05.2011 года утверждены Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов. За проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов администрации Лесного сельского поселения (и их проектов) в соответствии постановлением № 4-па от 11.01.2013 года назначено ответственное лицо - должностное лицо администрации ФИО8 В ходе проведенной проверки установлено, что антикоррупционная экспертиза, действующих на территории МО Лесное сельское поселение нормативных правовых актов и их проектов, изданных администрацией Лесного сельского поселения, не проводится. Согласно информации Главы администрации Лесного сельского поселения с 2011 года по настоящее время антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов администрацией Лесного сельского поселения не проводилась. Ссылаясь на законодательство Российской Федерации в области противодействия коррупции, прокурор приходит к выводу о том, что невыполнение требований законодательства о проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов администрацией Лесного сельского поселения нарушает права и свободы неопределенного круга лиц. Бездействие органов местного самоуправления по проведению антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов (и их проектов) может повлечь за собой наличие в нормативных правовых актах и в их проектах коррупциогенных факторов, устанавливающих для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, создающие условия для проявления коррупции, тем самым нарушаются права и свободы человека и гражданина. Просит суд: признать незаконным бездействие администрации Лесного сельского поселения Лесного района Тверской области по непроведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (и их проектов); обязать администрацию Лесного сельского поселения Лесного района Тверской области принять меры к проведению антикоррупционной экспертизы издаваемых нормативных правовых актов (и их проектов).

В судебном заседании заместитель прокурора Вихрова Е.С. поддержала заявление по изложенным в нем основаниям, просила удовлетворить требования прокурора.

Глава администрации Лесного сельского поселения Лесного района Тверской области ФИО1 согласилась с требованиями прокурора Лесного района, пояснила, что антикоррупционная экспертиза издаваемых нормативных правовых актов (и их проектов) с 2011 года не проводилась.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Постановлением администрации Лесного сельского поселения Лесного района Тверской области от 19.05.2011 года № 30/1утверждены Правила проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и проектов правовых актов администрации муниципального образования Лесное сельское поселение Лесного района Тверской области (далее Правила); в пункте 2.1 Правил указано, что антикоррупционной экспертизе в обязательном порядке подлежат правовые акты, регулирующие отношения в сферах защиты прав и свобод человека и гражданина, расходования бюджетных средств, управления муниципальной собственностью размещения муниципального заказа, осуществления контрольных, разрешительных и регистрационных полномочий, муниципальной службы; как указано в пункте 2.5 Правил по результатам проведения антикоррупционной экспертизы готовится письменное экспертное заключение о результатах антикоррупционной экспертизы (л.д. 8-12).

Согласно информации главы администрации Лесного сельского поселения от 20.03.2015 года № 432 антикоррупционная экспертиза правовых актов и проектов правовых актов поселения с 2011 года по настоящее время не проводилась (л.д. 7).

Судом исследованы: постановление администрации Лесного сельского поселения Лесного района Тверской области от 11.01.2013 года № 4-па (л.д. 13).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее Федеральный закон № 273-ФЗ) правовую основу противодействия коррупции, наряду с Конституцией Российской Федерации, в частности, составляют и муниципальные правовые акты.

Одной из мер профилактики коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов (ст. 6 Федерального закона № 273-ФЗ).

Статьей 3 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» предусмотрена обязанность проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), в том числе органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации; органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.

Поскольку, как установлено в судебном заседании, антикоррупционная экспертиза муниципальных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) в соответствии с п. 2.1 Правил администрацией муниципального образования Лесного сельского поселения Лесного района Тверской области с 2011 года не проводилась, суд соглашается с доводами прокурора о том, что бездействие органов местного самоуправления по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов может повлечь наличие в нормативных правовых актах и в их проектах коррупциогенных факторов, устанавливающих для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положений, содержащих неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых, в частности, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Поскольку, бездействием органа местного самоуправления по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов (проектов муниципальных правовых актов) созданы препятствия к осуществлению гражданами их прав и свобод, а право прокурора обратиться в суд в защиту прав неопределенного круга лиц предусмотрено ст. 45 ГПК РФ, заявление прокурора Лесного района о признании незаконным бездействия администрации Лесного сельского поселения Лесного района Тверской области по непроведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч. 3 ст. 258 ГПК РФ в суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 настоящего Кодекса.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Лесного района Тверской области о признании незаконным бездействия администрации Лесного сельского поселения Лесного района Тверской области по непроведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов удовлетворить.

Признать бездействие администрации Лесного сельского поселения Лесного района Тверской области по непроведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (и их проектов) незаконным.

Обязать администрацию Лесного сельского поселения Лесного района Тверской области принять меры к проведению антикоррупционной экспертизы издаваемых нормативных правовых актов (и их проектов).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Лесной районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Ю.Н. Москалев

Решение в окончательной форме принято 01 апреля 2015 года.

1версия для печатиДело № 2-34/2015 ~ М-28/2015 (Решение)