Дело № 2-34/2019 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 13.03.2019, Мотивированное решение вынесено 14.03.2019 с. Усть - Ишим Омской области 13 марта 2019 г. Усть- Ишимский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Лапиной И.С., при секретаре судебного заседания Павлюченико А.В., с участим истца, представителя ответчика, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ОМВД России по Усть - Ишимскому району о возложении обязанности произвести перерасчет выслуги лет в льготном исчислении, УСТАНОВИЛ: ФИО1 обратился в суд с иском к ОМВД России по Усть - Ишимскому району о возложении обязанности произвести перерасчет выслуги лет в льготном исчислении, указав в обоснование, что 14.05.2018 между ним и ОМВД России по Усть - Ишимскому району расторгнут контракт, он уволен из органов внутренних дел РФ, согласно расчета выслуги лет для увольнения из органов внутренних дел, выслуга лет по состоянию на 14.05.2018 составила в календарном исчислении 20 лет 00 месяцев 27 дней, в льготном исчислении 22 года 06 месяцев 14 дней. Не согласившись с расчетом, истец обратился за разъяснениями порядка расчета выслуги лет по последнему месту службы. Согласно письменного ответа за подписью Врио начальника ОМВД России по Усть-Ишимскому району кадровое подразделение не может зачесть период службы с 04.02.2001 до 01.11.2004 в льготном исчислении, ссылаясь на то, что в приказе МВД РФ от 20.12.2016 № 868 «Об утверждении Перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий», ранее занимаемые истцом должности не входят в перечень, для ее начисления на льготных условиях. ОМВД России по Усть-Ишимскому району Омской области полагает, что периоды службы истца с 04.02.2001 до 01.11.2004 должны засчитываться в календарном исчислении. Полагает, что ответчиком вследствие неправильного толкования нормы права нарушаются его права на льготное исчисление выслуги лет, неверное наименование должности не может служить основанием для отказа в зачете выслуги лет в льготном исчислении. Просит обязать ОМВД России по Усть-Ишимскому району зачесть в выслугу лет период с 04.02.2001 до 01.11.2004 в льготном исчислении один месяц службы за полтора месяца службы, кадровому подразделению ОМВД России по Усть-Ишимскому району внести изменения в расчет выслуги лет для назначения пенсии и направить данный расчет в отдел пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения УМВД России по Омской области с момента назначения пенсии для ее начисления. Истец ФИО1 в судебном заседании поддержал требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске. Представители ответчика ОМВД России по Усть - Ишимскому району ФИО2, ФИО3 исковые требования не признали, по доводам, изложенным в письменных возражениях. Дополнительно пояснив, что в период с 04.02.2001 по 01.11.2004 в Штатном расписании ОВД Усть-Ишнмского района отсутствовал взвод (отделение) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых, в связи с чем указанные истцом периоды подлежат зачету- в календарном исчислении. Представитель третьего лица УМВД России по <адрес>ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, представила отзыв на иск, согласно которому исковые требования не признала, указав, что поскольку наименование должностей, на которых проходил службу истец не соответствует должностям, поименованным в Перечне, отсутствуют правовые основания для исчисления спорного периода службы истца в льготном исчислении. Выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему; в силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется различными способами, в том числе путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения, пресечение действий, нарушающих право или создающего угрозу его нарушения. Определяя категории лиц, имеющих право на пенсию по выслуге лет, в ст. 18 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» указано, что порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии таким лицам определяется Правительством Российской Федерации. Правительством Российской Федерации издано Постановление от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной пожарной службе, учреждениях и органов уголовно-исправительной системы, и их семьям в Российской Федерации". В соответствии с пунктом 1 (абзац четвертый) вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации N 941 в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается: служба в милиции (полиции), исправительно-трудовых учреждениях, военизированной пожарной охране, других учреждениях и формированиях органов внутренних дел (охраны общественного порядка) Российской Федерации и бывшего Союза ССР в должностях офицерского, сержантского, рядового и начальствующего состава (в том числе в должностях стажеров). В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.09.2000 N 690 Постановление от 22.09.1993 N 941 было дополнено абзацем 45 подпункта "г" пункта 3, которым установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, засчитывается на льготных условиях из расчета один месяц службы за полтора месяца служба в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 01.01.2001 по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации. Во исполнение указанного постановления Министерство внутренних дел РФ приказом от 09.10.2004 N 640 утвердило Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий. Приказом Министра внутренних дел России N 868 от 20.12.2016 утвержден Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий. В Перечне, утвержденном Приказом МВД России от 20.12.2016 N 868, имеется список должностей, введенных до 23.08.2014, где указаны должность старшины и милиционера изолятора временного содержания, но нет указания на должность старшины и милиционера охранно-конвойной службы изолятора временного содержания. Однако, в примечании к данному Приказу указано, что право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий предоставляется лицам, замещавшим должности в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых (в том числе в территориальных органах МВД России, при условии непосредственного осуществления ими в соответствии с должностными регламентами (должностными инструкциями) функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Аналогичные условия исчисления выслуги лет в льготном порядке предусматривались и ранее действовавшим законодательством. Следовательно, нормами действующего законодательства установлено, что с 01.01.2001 и по настоящее время необходимыми условиями исчисления выслуги лет в льготном порядке является служба сотрудника в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, связанных с выполнением обязанностей по непосредственному осуществлению ими функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Кроме того, правовое положение сотрудников органов внутренних дел в указанный выше период определялось Законом Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции", Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 N 4202-1 и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими службу в органах внутренних дел. В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" - милиция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, конституциями, уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий. Положение о службе в органах внутренних дел регулирует порядок и условия прохождения государственной службы сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации. В соответствии со ст.9 Закона РФ «О милиции» в состав милиции общественной безопасности (местной милиции) входят дежурные части, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и иные подразделения, необходимые для решения стоящих перед ней задач. В соответствии с абзацем четвертым ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 103-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями милиции общественной безопасности (местной милиции). Положение о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 12.02.1993 N 209, определяет, что милиция общественной безопасности является составной частью милиции Российской Федерации и входит в структуру Министерства внутренних дел Российской Федерации, в частности в ее состав входят дежурные части, ИВС. Приказом МВД Российской Федерации от 20.12.2016 № 868 «Об утверждении Перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий» должности отделения (группы) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых горрайоргана (линейного органа) внутренних дел, не имеющего ИВС включена в данный перечень (позиция 178,179,180). Из материалов дела и установлено, что истец проходил службу в период с 04.02.2001 по 05.12.2002 в должности «милиционер-водитель изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых охранно-конвойной службы милиции общественной безопасности отдела внутренних дел Усть-Ишимского района Омской области», с 05.12.2002 по 01.04.2003 - «старший конвоя конвойного отделения изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых охранно-конвойной службы милиции общественной безопасности отдела внутренних дел Усть-Ипшмского района Омской области», с 01.04.2003 по 12.05.2004- «старший конвоя конвойного отделения изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых милиции общественной безопасности отдела внутренних дел Усть-Ишимского района Омской области»; с 12.05.2004 по 01.06.2004 - «милиционер охранно-конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых милиции общественной безопасности отдела внутренних дел Усть-Ишимского района Омской области», с 01.06.2004 по 01.11.2004 «старший конвоя конвойного отделения изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых милиции общественной безопасности отдела внутренних дел Усть-Ишимского района Омской области». Согласно приказа по личному составу начальника ОМВД России по Усть-Ишимскому району подполковника полиции ФИО4 № 132 л/с от 14.05.2018 расторгнут контракт, истец уволен из органов внутренних дел Российской Федерации по пункту 4 части 2 статьи 82 ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ" по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. Согласно расчета выслуги лет для увольнения из органов внутренних дел, выслуга лет по состоянию на 14.05.2018 г составила в календарном исчислении 20 лет 00 месяцев 27 дней, в льготном исчислении 22 года 06 месяцев 14 дней. В период работы истца в органах внутренних дел действовало Постановление Правительства РФ от 15.09.2000 № 690, основным условием для льготного исчисления пенсии в котором являлось выполнение обязанностей, связанных с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. В судебном заседании установлено, что период с период с 04.02.2001 по 05.12.2002 истец работал в должности милиционер-водитель изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых охранно-конвойной службы милиции общественной безопасности отдела внутренних дел Усть-Ишимского района Омской области, при этом должностной инструкцией милиционера - водителя отделения охраны и конвоирования Усть - Ишимского РОВД Омской области, утвержденной и.о. начальника ОВД Усть - Ишимского района 05.02.2001, предусматривалась непосредственная охрана и конвоирование подозреваемых и обвиняемых п. 5.6 (л.д.28). В период с 05.12.2002 по 01.04.2003 в должности «старший конвоя конвойного отделения изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых охранно-конвойной службы милиции общественной безопасности отдела внутренних дел Усть-Ипшмского района Омской области», при этом должностной инструкцией старшего конвоя конвойной службы милиции Усть - Ишимского ОВД Омской области, утвержденной начальником ОВД Усть - Ишимского района 05.12.2002, предусматривалась непосредственная охрана и конвоирование подозреваемых и обвиняемых п. 5.3 (л.д.29). В период с 01.04.2003 по 12.05.2004 в должности «старший конвоя конвойного отделения изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых милиции общественной безопасности отдела внутренних дел Усть-Ишимского района Омской области», при этом должностной инструкцией старшего конвоя конвойной службы милиции Усть - Ишимского ОВД Омской области, утвержденной начальником ОВД Усть - Ишимского района 12.05.2003, предусматривалась непосредственная охрана и конвоирование подозреваемых и обвиняемых п. 5.3 (л.д.30). В период с 12.05.2004 по 01.06.2004 в должности «милиционер охранно-конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых милиции общественной безопасности отдела внутренних дел Усть-Ишимского района Омской области», при этом должностной инструкцией милиционера охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых милиции общественной безопасности ОВД Усть - Ишимского района Омской области, утвержденной начальником ОВД Усть - Ишимского района 10.05.2004, предусматривалась непосредственное выполнение функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых п. 5.3 (л.д. 31). В период с 01.06.2004 по 01.11.2004 в должности «старший конвоя конвойного отделения изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых милиции общественной безопасности отдела внутренних дел Усть-Ишимского района Омской области», при этом должностной инструкцией старшего конвоя конвойной службы милиции общественной безопасности ОВД Усть - Ишимского района Омской области, утвержденной начальником ОВД Усть - Ишимского района 04.06.2004, предусматривалась непосредственное выполнение функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых п. 5.3 (л.д. 32). Таким образом, безусловно установлено, что в функциональных обязанностях истца по должностным инструкциям указано о непосредственном осуществлении охраны и конвоировании подозреваемых и обвиняемых и несении персональной ответственности за выполнение возложенных обязанностей. Согласно штату, утвержденному приказом УВД Омской области от 20.05.1997 № 06 в изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых охранно - конвойнной службы милиции общественной безопасности отдела внутренних дел Усть - Ишимского района Омской области значились должности: начальник ИВС, заместитель начальника ИВС, он же командир конвойного отделения, старшина, милиционер - охранно - конвойной службы, милиционер - водитель. В конвойном отделении ИВС значились должности: командир конвойного отделения, он же заместитель начальника ИВС, старшина конвоя, милиционер охранно - конвойной службы, милиционер - водитель. С 31.03.2003 вышеуказанное штатное расписание утратило силу. С 1.04.2003 в составе изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых милиции общественной безопасности отдела внутренних дел Усть - Ишимского района Омской области значились должности: начальник изолятора временного содержания, заместитель начальника ИВС - командир конвойного отделения, милиционер охранно -конвойной службы (мил. ф/б), милиционер охранно- конвойной службы (мил м/б (С), В конвойном отделении ИВС значились должности: командир конвойного отделения - заместитель начальника ИВС, старший конвоя, милиционер охранно- конвойной службы, милиционер - водитель. Таким образом, суд, установив, что в спорные периоды работы истец осуществлял функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений приходит к выводу о незаконности оспариваемого расчета в части указания выслуги лет истца на момент его увольнения. С учетом изложенного, совокупности представленных доказательств, применительно к вышеуказанным положениям законодательства, суд считает установленным в судебном заседании факт непосредственного осуществления истцом функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений при прохождении службы в периоды с 04.02.2001 по 05.12.2002 в должности - милиционер-водитель изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых охранно-конвойной службы милиции общественной безопасности отдела внутренних дел Усть-Ишимского района Омской области, с 05.12.2002 по 01.04.2003 в должности старший конвоя конвойного отделения изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых охранно-конвойной службы милиции общественной безопасности отдела внутренних дел Усть-Ипшмского района Омской области, с 01.04.2003 по 12.05.2004- старший конвоя конвойного отделения изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых милиции общественной безопасности отдела внутренних дел Усть-Ишимского района Омской области; с 12.05.2004 по 01.06.2004 - милиционер охранно-конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых милиции общественной безопасности отдела внутренних дел Усть-Ишимского района Омской области, с 01.06.2004 по 01.11.2004 старший конвоя конвойного отделения изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых милиции общественной безопасности отдела внутренних дел Усть-Ишимского района Омской области. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, при этом, отклоняет доводы ответчика об отсутствии в Перечне, занимаемых истцом в спорные периоды должностей, как несостоятельные, поскольку неправильное наименование должностей истца не может лишать его права на обеспечение в виде льготного исчисления заявленных периодов службы. Также суд полагает необходимым отметить, что иное толкование пенсионного законодательства повлечет ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Применительно к ранее действовавшему абзацу 45 подпункта "г" пункта 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 941, с учетом разъяснений Конституционного суда РФ, суд приходит к выводу о зачете спорных периодов в льготном исчислении из расчета 1 месяц службы за 1,5 месяца, при этом перерасчет размера пенсии следует производить с момента нарушения права, а именно с момента увольнения истца. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования ФИО1 к ОМВД России по Усть - Ишимскому району о возложении обязанности произвести перерасчет выслуги лет в льготном исчислении удовлетворить. Обязать ОМВД России по Усть-Ишимскому району зачесть в выслугу лет ФИО1 период с 04.02.2001 по 01.11.2004 в льготном исчислении один месяц службы за полтора месяца службы; кадровому подразделению ОМВД России по Усть-Ишимскому району внести изменения в расчет выслуги лет для назначения пенсии и направить данный расчет в отдел пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения УМВД России по Омской области с момента назначения пенсии для ее начисления. Решение может быть обжаловано (опротестовано) в апелляционном порядке в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Усть-Ишимский районный суд Омской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме. Судья И.С. Лапина |