ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-34/19 от 26.03.2019 Усть-большерецкого районного суда (Камчатский край)

Дело № 2-34/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Усть-Большерецк Камчатский край 26 марта 2019 года

Усть-Большерецкий районный суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Архиповича А.А.,

при секретаре Никитиной Е.В.,

с участием представителя Камчатского транспортного прокурора – старшего помощника прокурора Усть-Большерецкого района Заплутахина В.В.,

представителя ответчика по доверенности ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Камчатского транспортного прокурора, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Рыболовецкая артель «Народы Севера» об обязании разработать и предоставить планы обеспечения транспортной безопасности транспортных средств

У С Т А Н О В И Л:

Камчатский транспортный прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Рыболовецкая артель «Народы Севера» (далее – ООО «РА «Народы Севера», Общество) с иском об обязании разработать и предоставить в Федеральное агентство морского и речного транспорта планы обеспечения транспортной безопасности транспортных средств – морских судов МРС-150-027, МРС-150-066, Ж-309, Ж-2000, КЖ «Маяк» в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Мотивировав свои требования тем, что в ходе проведения анализа состояния законности в сфере антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств установлены нарушения требований законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности в ООО «РА «Народы Севера», а именно Обществом до настоящего времени не разработаны и не представлены в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности (Федеральное агентство морского и речного транспорта) планы обеспечения транспортной безопасности транспортных средств – морских судов МРС-150-027, МРС-150-066, Ж-309, Ж-2000, КЖ «Маяк». Результаты оценки уязвимости указанных транспортных средств утверждены Росморречфлотом еще 12.05.2017. Выданы заключения об утверждении оценки уязвимости судов соответственно № 1885-ОС (Р), № 1886-ОС (С), № 1887-ОС (С), № 1888-ОС (Р). Между тем, в нарушение требований законодательства Общество не разработало и не представило в Росморречфлот планы обеспечения транспортной безопасности судов в течение 3 месяцев с даты утверждения результатов оценки уязвимости транспортных средств.

В судебном заседании представитель Камчатского транспортного прокурора – старший помощник прокурора Усть-Большерецкого района Заплутахин В.В. исковые требования поддержал в полном объёме. Просил исковые требования удовлетворить, поскольку у ответчика имелась возможность заранее исполнить требования закона, кроме того, имеется возможность и предоставить отсрочку исполнения решения суда, в случае необходимости.

Представитель ответчика ООО «РК «Народы Севера» исковые требования признал, просил продлить срок их исполнения до 1 декабря 2019 года, пояснив, что специфика предприятия такова, что работы сезонные и члены экипажей судов набираются только на путину. С 1 апреля будут зачислены в штат новые работники, которые должны будут пройти обучение в течении 3 недель, затем документы пойдут на рассмотрение в Москву где это займет от 1 до 3 месяцев. Компания уже начала проводить обучение набранных сотрудников, однако это займет больше времени.

Третье лицо Федеральное агентство морского и речного транспорта при надлежащем извещении о времени и месте судебного заседания в суд представителя не направило, сведений об уважительности неявки суду не представило.

Суд, с учетом положения ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

По смыслу п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Из содержания ст. 45 ГПК РФ следует, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

Заявление по данному делу подано прокурором в интересах неопределенного круга лиц, в соответствии с полномочиями, предоставленными ему федеральным законодательством.

В силу ст. 1 Федерального закона от 09 февраля 2007 Г. N 16-ФЗ (ред. от 03 августа 2018 г.) «О транспортной безопасности» (далее - Закон N 16-ФЗ) транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства;

обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства;

оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства;

субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании;

транспортные средства - устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя, в том числе, суда, используемые на внутренних водных путях для перевозки пассажиров, за исключением прогулочных судов, спортивных парусных судов, и (или) для перевозки грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;

уровень безопасности - степень защищенности транспортного комплекса, соответствующая степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства.

На основании ч. 4 Закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора. Оценка уязвимости морского судна включает в себя оценку охраны морского судна и проводится с учетом требований, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 5 Закона N 16-ФЗ).

В соответствии со ст. 6 Закона N 16-ФЗ объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства подлежат обязательному категорированию с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В силу ст. 9 Закона N 16-ФЗ на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств осуществляется поэтапно. Количество этапов реализации планов и сроки их реализации определяются соответствующим планом обеспечения транспортной безопасности.

План обеспечения транспортной безопасности морского судна является планом охраны морского судна, предусмотренным международными договорами Российской Федерации, и разрабатывается с учетом требований, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, зарегистрированный в Минюсте РФ 24 марта 2010 г. N 16708, утвержден Приказом Минтранса РФ от 11 февраля 2010 г. N 34.

План обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства (далее - План) разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности (далее - компетентный орган).

План разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористической операции (п. 2, 3 Порядка).

Согласно пп. 6, 7 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2016 г. N 678 "О требованиях по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта" Субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны, в том числе, на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры представить в Федеральное агентство морского и речного транспорта план объекта транспортной инфраструктуры в течение 3 месяцев с даты утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры; реализовать план объекта транспортной инфраструктуры поэтапно в предусмотренные этим планом сроки в отношении объектов транспортной инфраструктуры III и IV категорий - не позднее одного года с даты присвоения категории объекту транспортной инфраструктуры.

Согласно ст. 1 Постановления Правительства РФ от 23 июля 2004 г. N 371 (ред. от 13 октября 2017 г.) «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта» Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского (включая морские порты, за исключением морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота) и речного транспорта, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере.

В судебном заседании установлено, что основным видом деятельности ООО «РА «Народы Севера» является морское рыболовство. Обществу на праве собственности принадлежат морские суда МРС-150-027, МРС-150-066, Ж-309, Ж-2000, КЖ «Маяк», зарегистрированные в морском порту Петропавловск-Камчатский.

Федеральным агентством морского и речного транспорта вышеуказанным судам присвоена 4 категория по транспортной безопасности. Суда включены в реестр категорированных транспортных средств 24 августа 2016 года, реестровые номера соответственно МНС-0003660, МНС-0003661, МНС-0003662, МНС-0003663, МНС-0003664.

Данные обстоятельства подтверждены: выпиской из ЕГРЮЛ ООО «РА «Народы Севера» (л.д. 27-31), сведениями о присвоении категории транспортным средствам на официальном сайте Федерального агентства морского и речного транспорта www.morflot.ru., выписками из Государственного судового реестра (л.д. 22-26).

Таким образом, Общество является субъектом транспортной инфраструктуры, эксплуатирующим транспортные средства.

Также в судебном заседании установлено, что ООО «РА «Народы Севера» 12 мая 2017 года Федеральным агентством морского и речного транспорта выданы заключения об утверждении оценки уязвимости судов № 1885-ОС (Р) (МРС-150-027), № 1886-ОС (С) (Ж-309), № 1887-ОС (С) (Ж-2000), № 1888-ОС (Р) (КЖ Маяк) (л.д. 16-20)

Между тем, в установленный законом срок Общество не разработало и не представило в Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) планы обеспечения транспортной безопасности судов в течение 3 месяцев с даты утверждения результатов оценки уязвимости транспортных средств, что следует из анализа информации полученной Камчатской транспортной прокуратурой при проведении проверочных мероприятий в отношении Общества (л.д. 9, 10-11, 12, 13, 14, 15).

Таким образом, суд находит не состоятельным довод представителя ответчика о необходимости продлить срок исполнения обязанности юридического лица касающегося безопасности транспортных средств, а соответственно и безопасности людей.

Доказательств обратного, суду не представлено.

Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем исполнении ООО «РА «Народы Севера» обязанностей в сфере обеспечения транспортной безопасности, что не позволяет реализовать в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, принадлежащих ответчику, цели и задачи обеспечения транспортной безопасности, определенные действующим законодательством.

Длительное непринятие мер по разработке плана обеспечения транспортной безопасности и утверждение в компетентном органе, влечет невозможность его реализации, т.е. невозможность реализации мер по обеспечению транспортной безопасности.

Вышеуказанное в свою очередь влечет создание предпосылок для совершения актов незаконного вмешательства в отношении транспортных средств, что может создать угрозу для осуществления нормальной хозяйственной деятельности самой организации и, в конечном итоге, влияет на состояние транспортной безопасности в целом на объектах инфраструктуры и транспортных средствах, эксплуатируемых в акватории морского порта Петропавловск-Камчатский.

Таким образом, оценив исследованные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что требование Камчатского транспортного прокуратура, является обоснованным и подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, устанавливает в нем срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

Решая вопрос о сроках организации указанных мероприятий с учетом объема мероприятий, суд полагает, что срок – четыре месяца с момента вступления в законную силу решения суда будет соответствовать принципу разумности.

На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Камчатского транспортного прокурора, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Рыболовецкая артель «Народы Севера» об обязании разработать и предоставить планы обеспечения транспортной безопасности транспортных средств - удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Рыболовецкая артель «Народы Севера» разработать и предоставить в Федеральное агентство морского и речного транспорта планы обеспечения транспортной безопасности транспортных средств – морских судов МРС-150-027, МРС-150-066, Ж-309, Ж-2000, КЖ «Маяк» в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Рыболовецкая артель «Народы Севера» в доход Усть-Большерецкого муниципального района Камчатского края государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Усть-Большерецкий районный суд в течение месяца.

Председательствующий судья А.А. Архипович