Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 января 2019 года <адрес>
Бийский районный суд Алтайского края в составе председательствующего судьи Шавердиной Л.А.,
при секретаре Лычагиной С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Левченко Михаила Александровича, Левченко Галины Михайловны к Муниципальному унитарному предприятию «Зональное МОКХ» о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с указанным иском к ответчику.
В обоснование своих требований истцы указывают на то, что являются собственниками <адрес>, №, в с<адрес><адрес>, и являются потребителями холодной воды, оплату за которую производят в МУП «Зональное МОКХ».
ДД.ММ.ГГГГ они установили счетчик потребления холодной воды и согласно правил, предусмотренных Постановлением Правительства РФ № в редакции 03.2018 года, в этот же день обратились в МУП Зональное МОКХ с заявлением на опломбирование. Дополнительно были предоставлены копии техпаспорта приборов и копия паспорта заявителя. Замечаний по форме заявления и предоставленных документов не было.
В МУП Зональное МОКХ пояснили, что специалист по опломбированию работает по пятницам. Однако, в течение всего месяца (июня) счетчик не был опломбирован, специалист не приходил. Беседы со специалистами МУП Зональное МОКХ по телефону результатов не дали.
ДД.ММ.ГГГГ Левченко М.А. на прием к начальнику Коваль В.В. не попал, в связи с его отсутствием. Юрист МУП Зональное МОКХ Малышкина Ю.С. на просьбу решить вопрос по опломбировке счетчика повела себя некорректно, потребовала произвести оплату за вызов специалиста. Доводы и ссылка на постановление Правительства о том, что опломбировка счетчика производится бесплатно во внимание не взяла.
В связи с грубым поведением юриста Малышкиной Ю.С., отказом в пломбировке счетчика, требованием денег за вызов специалиста, у истца Левченко М.А. произошел гипертонический криз, с вызовом скорой помощи. ДД.ММ.ГГГГ в МУП Зональное МОКХ пошла супруга - Левченко Г.М. Начальник МОКХ Коваль В.В. претензии по качеству обслуживания не принял, пообещал направить специалиста по опломбировке, который так и не пришел.
В связи с неисполнением МУП Зональное МОКХ обязанностей по опломбировке счетчика, истцы приняли решение о защите своих прав, как потребителей и запросили необходимые для этого документы: справки, копию заявления, прайс-листом платных услуг.
Данное заявление осталось без ответа. Вместе с тем, МУП Зональное МОКХ потребовало дополнительные документы, не предусмотренные законодательством для пломбировки приборов учета расхода холодной воды, в частности - технические условия на подключение к сетям водоснабжения.
Полагают, что требования МУП Зональное МОКХ незаконны, т.к. дом был сдан в 1991 году, у квартиры сменилось 3 собственника. Выдача технических условий -обязанность водоснабжающей организации при сдаче в эксплуатацию жилого дома (ФЗ РФ № ст.18). Утвержденными Постановлением Правительства РФ № Правилами п.29-т, снабжающая организация не должна препятствовать в реализации права потребителя на установку приборов учета. Кроме того, в районной администрации нет схемы водопроводной сети по <адрес>. МУП Зональное МОКХ предъявляет к оплате счета за воду по нормативам, которые отличаются от фактически потребленной воды. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ разница составила 443 руб.79 коп.
Вышеуказанными действиями ответчика им был причинен материальный и моральный вред. Материальный вред исчисляется разницей между предъявленной и исчисленной по счетчикам суммой с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и составляет -443 рублей 79 копейки.
В результате незаконных действий ответчика здоровье истца ухудшилось. Моральный вред оценивает в 5000 (пять тысяч) рублей.
Просят:
Истец Левченко Г.М. в судебном заседании поддержала ранее заявленные требования с учетом их уточнения, просила кроме прочего признать действия ответчика по отказу в опломбировке приборов учета незаконными. В качестве разницы в оплате водоснабжения согласно приборам учета просила взыскать сумму 853,81 рубля. Настаивала на компенсации морального вреда в заявленном размере.
Аналогичную позицию по делу высказал соистец Левченко М.А., отметивший, что из-за грубого обращения сотрудников организации-ответчика, ухудшилось состояние его здоровья, он обращался за медицинской помощью из-за повышенного давления, вызывал «Скорую помощь».
Ответчик по данному делу МУП «Зональное МОКХ» представил письменный отзыв на иск, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ в МУП «Зональное МОКХ» поступило исковое заявление в защиту прав потребителей, обязании опломбировать прибор учета, компенсации морального вреда и уплату штрафа в пользу истца-Левченко Михаила Александровича и соистца - Левченко Галины Михайловны, МУП «Зональное МОКХ» не согласно с предъявленным иском по следующим основаниям:
На основании Муниципального контракта № на обеспечение услугами водоснабжения и водоотведения физических и юридических лиц расположенных на территории муниципального образования Зональный сельсовет Зонального района Алтайского края, заключенного между Администрацией Зонального сельсовета Зонального района Алтайского края и Муниципальным унитарным предприятием «Зональное многоотраслевое коммунальное хозяйство» (МУП «Зональное МОКХ»), с ДД.ММ.ГГГГ, МУП «Зональное МОКХ» является исполнителем услуг по водоснабжению и водоотведению для физических и юридических лиц на территории Зонального сельсовета Зонального района Алтайского края.
ДД.ММ.ГГГГ в МУП «Зональное МОКХ» поступило заявление под номером № от Левченко М.А, проживающего по адресу: <адрес>, в <адрес>, с просьбой провести проверку 2-х счетчиков и опломбировать приборы учета.
МУП «Зональное МОКХ» приняв заявление и рассмотрев его, направило истцу встречный запрос на предоставление недостающих документов к заявлению, и получению технических условий для установки прибора учета холодного водоснабжения согласно действующего порядка, в соответствии с п.8 Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод».
Документы истцом не предоставлены согласно списка, истец предоставил копии паспортов на приборы учета ДД.ММ.ГГГГ, что зафиксировано в журнале входящей корреспонденции под №.
ДД.ММ.ГГГГ от истца поступило 2 заявления, с разъяснением, что потребитель не обязан предоставлять какие-либо документы с заявкой на пломбировку прибора учета холодного водоснабжения. Так же истец просил заключить договор на холодное водоснабжение, путем выдачи типового договора, к одному из заявлений прилагалась копия паспорта Левченко Михаила Александровича.
На что МУП «Зональное МОКХ» ДД.ММ.ГГГГ направило письмо с разъяснениями о необходимости предоставления документов для разработки договора холодного водоснабжения в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения утвержденными Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно п.8: Основанием для заключения договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения является заявка абонента на заключение такого договора. В п.16-17 Правил содержится перечень сведений, которые должны содержаться в заявке, а также список документов прилагаемых к заявке. Документов на заключение договора холодного водоснабжения от истца, МУП «Зональное МОКХ» не получало.
ДД.ММ.ГГГГ Левченко М.А направлено письмо с отказом от рассмотрения заявления на опломбировку приборов учета, в связи с отсутствием полного пакета документов на получение технических условий на установку приборов учета воды.
МУП «Зональное МОКХ» считает, что истец нарушил порядок процедуры установки прибора учета холодного водоснабжения для абонента - физического лица.
Иные высказывания в исковом заявлении считают недостоверными.
Просит отказать в удовлетворении заявленных требований полном объеме.
В дальнейшем, стороной ответчика по данному делу были представлены дополнительные возражения на иск, согласно которым МУП «Зональное МОКХ» в обоснование своего отказа в опломбировке 2-х приборов учета холодного водоснабжения по заявлению истца, разъясняет, и свои доводы излагает в следующем:
Истец нарушил порядок по установке прибора учета холодного водоснабжения в своем домовладении, т.к.:
Отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ (Далее - Правила №), принятыми в соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса РФ.
Из раздела II Правил № следует, что коммунальные услуги предоставляются потребителям в порядке, в том числе, предусмотренном настоящими Правилами, и на основании договора, содержащего условия предоставления и оплаты коммунальных услуг, заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы
подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Пунктом 34 Правил № предусмотрена обязанность потребителя использовать соответствующие приборы учета в целях учета потребленных коммунальных услуг.
Согласно пункту 33 Правил № потребитель имеет право принимать решение об установке соответствующего прибора учета и обращаться за выполнением действий по установке такого прибора учета к лицам, осуществляющим соответствующий вид деятельности, а также требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.
При этом законом предусмотрена обязанность исполнителя, в том числе проводить проверки состояния приборов учета и достоверности ранее предоставленных потребителем сведений о показаниях приборов учета, последствиях несанкционированного вмешательства в работу приборов учета, повлекших искажение их показаний или их повреждение, и несанкционированного подключения оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения; а на потребителя лишь возложена обязанность по обеспечению допуска исполнителя для выполнения вышеизложенных мероприятий (п.п. 31, 34 Правил №).
Из системного толкования пунктов 81 - 81(9) Правил № следует, что ввод установленного прибора учета в эксплуатацию представляет собой документальное оформление указанного прибора учета в качестве такового и осуществляется исполнителем на основании соответствующей заявки собственника жилого или нежилого помещения. Данные работы включают в себя непосредственно выход специалиста в адрес потребителя, оформление и подписание акта обследования и ввода прибора учета в эксплуатацию, перед подписанием которого осуществляется установка контрольных пломб на приборе учета.
В силу пункта 81(9) Правил №, ввод приборов учета в эксплуатацию осуществляется исполнителем без взимания платы, однако истец утверждает, что МУП «Зональное МОКХ» осуществляет взимание платы, но ответчик берет плату за вызов сантехника, который проводит консультацию и осмотр водопроводной систему на объекте заявителя до получения технических условий на установку прибора учета.
Учитывая, что ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета водоснабжения МУП «Зональное МОКХ», в силу части 1 статьи 157 ЖК РФ, производит для исполнения возложенной на него обязанности рассчитывать размер платы за коммунальные услуги исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям установленных приборов учета, а также с целью реализации своего права на контроль за их использованием, то именно на ресурсоснабжающую организацию МУП «Зональное МОКХ» возложено бремя затрат, связанных с проведением таких мероприятий. Только после этого у потребителя, согласно подпункту «б» пункта 34 Правил №, возникает обязанность обеспечить сохранность пломб на индивидуальных приборах учета, установленных в его жилом помещении.
Согласно п. 9 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения» выдача технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется без взимания платы.
Пунктом 29 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод» предусмотрена обязанность выдачи технических условий на проектирование узла учета организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, в течение 10 рабочих дней со дня получения от абонента или транзитной организации заявки на выдачу технических условий, содержащей сведения, необходимые для выдачи технических условий (объем потребляемой воды, отводимых сточных вод, схема размещения объектов абонента, схема прокладки сетей).
Приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Порядок заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов (далее - Порядок).
Указанный Порядок распространяется на отношения, возникающие в связи с заключением договоров с организациями, обязанными в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации средств измерения, предназначенных для определения данных о количественном значении произведенных, переданных, потребленных энергетических ресурсов, на основании которых осуществляются расчеты за энергетические ресурсы.
Из анализа положений указанного Порядка, следует, что действующим законодательством предусмотрено заключение договора по установке прибора.
Согласно п. 7 для заключения договора заказчик - физическое лицо направляет исполнителю письменную заявку, которая должна содержать:
К заявке заказчика - физического лица прилагаются копии документов, подтверждающих право собственности на объект, подлежащий оснащению прибором учета, документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявку, если заявка подписана не собственником.
При наличии технической возможности выполнить указанные в заявке работы (оказать услуги), указанные в заявке, и при предоставлении заказчиком документов, предусмотренных пунктами 7-9 настоящего Порядка, исполнитель в срок не более 15 рабочих дней со дня проведения осмотра объекта направляет заказчику подписанный со своей стороны проект договора (в двух экземплярах), а также технические условия в случае установки (замены) прибора учета (п. 11 Порядка).
Таким образом, Порядком предусмотрена обязанность исполнителя до заключения договора предоставить технические условия в случае установки (замены) прибора учета, но так как заявки не поступало, ответчик не выдавал технические условия.
В то же время из материалов дела следует, что истец Левченко М.А. самостоятельно уставил приборы учета холодного водоснабжения без получения технических условий на установку индивидуального прибора учета холодной воды в домовладении и в колодце центральной системы на летний водопровод.
Но так как на одно домовладение законодательством предусмотрено разовое присоединение объекта, то ответчик полагает, что истцом произведена незаконная врезка в центральный водопровод и пользование водоснабжением по 2 врезкам, данный факт является не законным.
При этом между МУП «Зональное МОКХ» и истцами договор, регулирующий условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета, не заключался и с заявкой о его заключении истец Левченко М.А к ответчику обратился в ДД.ММ.ГГГГ, на что ответчиком был дан ответ, на что истец не отреагировал в полном объеме.
Так же ссылка на штрафные санкции в отношении должностного лица не имеют места быть, т.к. доказательной базы истцом не представлено, и должностное лицо вело себя с истцом в рамках должностных инструкций.
Просит:
Кроме прочего, представитель ответчика по доверенности Малышкина Ю.С. пояснила, что ответ на первичное заявление на опломбировку счетчиков был дан истцам с нарушением трехдневного срока по причине нахождения компетентных лиц на больничном и в отпуске. Указала, что плата за выезд сантехника на место взимается только за консультирование. Услуги по опломбированию осуществляются бесплатно. Отметила, что установка более двух приборов учета противоречит нормам действующего Законодательства. Кроме того, пояснила суду, что колодец, в котором истцы установили счетчик, обслуживается МУП «Зональное МОКХ», однако с письменными ходатайствами (заявлениями) о предоставлении доступа для осмотра колодца до ДД.ММ.ГГГГ (согласовывалась дата на ДД.ММ.ГГГГ с 8-00 до 10-00 часов), они к истцам не обращались.
Исследовав материалы дела, принимая во внимание заявленную сторонами позицию по делу, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, а так же не оспаривается сторонами, что истцам Левченко Г.М. и Левченко М.А. на основании договора купли-продажи земельного участка с расположенной на нем квартирой на праве общей долевой собственности в равных долях принадлежит земельный участок площадью 1553 кв.м., кадастровый № объекта №, с обособленным помещением с отдельным входом, определенным как <адрес> хозяйственными постройками при ней, согласно техническому паспорту по адресу: с. Зональное <адрес>.
Не оспаривается сторонами факт того, что в соответствии с Муниципальным контрактом № на обеспечение услугами водоснабжения и водоотведения физических и юридических лиц, расположенных на территории муниципального образования Зональный сельсовет Зонального <адрес>, заключенного между Администрацией Зонального сельсовета Зонального <адрес> и Муниципальным унитарным предприятием «Зональное многоотраслевое коммунальное хозяйство» (МУП «Зональное МОКХ»), с ДД.ММ.ГГГГ, МУП «Зональное МОКХ» является исполнителем услуг по водоснабжению и водоотведению для физических и юридических лиц на территории Зонального сельсовета Зонального <адрес>.
Левченко Г.М. и Левченко М.А. являясь потребителем коммунального ресурса (холодной воды) из сетей водопровода, находящихся на обслуживании МУП «Зональное МОКХ», установили приборы учета потребляемой воды в точке разграничения балансовой принадлежности (колодце), а так же в принадлежащей им квартире. Как следует из пояснений истцов, установка означенных приборов учета, по их мнению, соответствует требованиям действующего законодательства.
В соответствии со ст. 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Согласно ст. 540 Гражданского кодекса РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса.
В силу п. 2 ст. 543 Гражданского кодекса РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с положениями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№: в жилых домах внутридомовые инженерные системы включают расположенные в пределах земельного участка, на котором расположен жилой дом, а также находящиеся в жилом доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, с использованием которых осуществляется потребление коммунальных услуг;
- под домовладением понимается жилой дом (часть жилого дома) и примыкающие к нему и (или) отдельно стоящие на общем с жилым домом (частью жилого дома) земельном участке надворные постройки (гараж, баня (сауна, бассейн), теплица (зимний сад), помещения для содержания домашнего скота и птицы, иные объекты);
- индивидуальным прибором учета является средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении;
- потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг, в том числе, холодное водоснабжение, то есть снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение);
- предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил;
- договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия);
- договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами;
- ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида: собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) - со дня первого фактического подключения жилого дома (домовладения) в установленном порядке к централизованной сети инженерно-технического обеспечения непосредственно или через сети инженерно-технического обеспечения, связывающие несколько жилых домов (домовладений), расположенных на близлежащих земельных участках, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, за исключением периода времени, в течение которого между собственником жилого дома (домовладения) и организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, в письменной форме заключен и исполняется договор о предоставлении коммунальных услуг и такой договор не расторгнут;
- договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, должен включать, помимо прочего, сведения о наличии и типе установленных индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, дату и место их установки (введения в эксплуатацию), дату опломбирования прибора учета заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей последнюю поверку прибора учета, установленный срок проведения очередной поверки, а также порядок и условия приема показаний приборов учета;
- договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления, заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида;
- исполнитель обязан, в том числе, осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета;
- потребитель имеет право требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за днем его установки, а также требовать осуществления расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию; требовать от исполнителя совершения действий по техническому обслуживанию индивидуальных, общих (квартирных) или комнатных приборов учета в случае, когда исполнитель принял на себя такую обязанность по договору, содержащему положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с п. 12 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (с последующими изменениями и дополнениями), в случае обращения правообладателя земельного участка, который намерен осуществить подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, если технические условия на его подключение отсутствовали либо истек срок их действия, организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, определяет технические условия, в том числе, с учетом принятых такой организацией в соответствии с ранее выданными техническими условиями обязательств по обеспечению подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а в отношении сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения также с учетом схем тепло-, водоснабжения и водоотведения.
Согласно представленным в материалы дела документам, ДД.ММ.ГГГГ Левченко М.А. обратился в МУП «Зональное МОКХ» с заявлением о проведении проверки и опломбировании двух приборов учета по адресу: <адрес>, <адрес>.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрено, что ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
В заявке указывается следующая информация:
сведения о потребителе (для физического лица - фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон, для юридического лица - наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации, контактный телефон); предлагаемая дата и время ввода установленного прибора учета в эксплуатацию; тип и заводской номер установленного прибора учета, место его установки; сведения об организации, осуществившей монтаж прибора учета; показания прибора учета на момент его установки; дата следующей поверки.
К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета).
Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета и порядок ее заполнения утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Исполнитель обязан рассмотреть предложенные в заявке дату и время осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию и в случае невозможности исполнения заявки в указанный срок согласовать с потребителем иные дату и время проведения ввода в эксплуатацию установленного прибора учета.
При этом, предложение о новых дате и времени осуществления работ направляется потребителю не позднее чем через 3 рабочих дня со дня получения заявки, а предложенная новая дата осуществления работ не может быть позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки.
Как было доподлинно установлено в судебном заседании, на момент подачи заявки (заявления) замечаний к ее оформлению стороной ответчика не высказывалось, заявка (заявление) на опломбирование и проверку 2-х счетчиков выполнена на типовом бланке МУП «Зональное МОКХ». Указана дата установки - ДД.ММ.ГГГГ.
Материалами дела подтверждается, не оспаривается сторонами и подтверждается показаниями допрошенного в судебном заседании представителя ответчика Малышкиной Ю.С., что ответ на данную заявку (заявление) был направлен истцам в форме встречного запроса на предоставление недостающих документов к заявлению и получению технических условий для установки прибора учета холодного водоснабжения ДД.ММ.ГГГГ, то есть спустя 25 дней со дня поступления заявки, вместо предусмотренного срока в 3 дня. Доказательств согласования иной даты на проведение работ суду не представлено.
При этом ссылка ответчика на то, что указанная заявка (заявление) рассмотрена в сроки и согласно действующему порядку, в соответствии с п.8 Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод», по мнению суда, является не состоятельной, противоречащей фактическим обстоятельствам данного дела и нормам права.
По мнению суда, ответчиком по данному делу несоблюдением сроков и порядка рассмотрения заявки нарушены права и законные требования истцов, как потребителей.
При этом, приведенные в дополнительном возражении на иск доводы ответчика о том, что … предусмотрена обязанность выдачи технических условий на проектирование узла учета организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, в течение 10 рабочих дней со дня получения от абонента или транзитной организации заявки на выдачу технических условий, содержащей сведения, необходимые для выдачи технических условий (объем потребляемой воды, отводимых сточных вод, схема размещения объектов абонента, схема прокладки сетей) и т.п., по мнению суда не относятся к предмету рассматриваемого спора, поскольку ответчиком были нарушены права потребителя в части несоблюдения сроков рассмотрения заявления о проверке и опломбировке приборов учета.
Вместе с тем, как было установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, один из приборов учета располагается в колодце на вводе холодной воды на приусадебной территории истцов по данному делу.
Положениями ч.1 ч.5 ст.13 Федерального закон от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» и ч.8 ч.9 ст.20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что потребляемые энергетические ресурсы, в том числе водоснабжение, подлежат обязательному учету с применением соответствующих приборов учета. Место установки приборов учета должно соответствовать требованиям обеспечивающих учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к системам энергообеспечения. На собственников жилых домов возлагается обязанность обеспечить: оснащение этих жилых домов приборами учета; ввод установленных приборов учета в эксплуатацию; доступ представителям организации осуществляющей холодное водоснабжение, с которой заключены договоры, к узлам учета и приборам учета, в том числе для опломбирования приборов учета, снятия показаний приборов учета.
Согласно СП 30.013330.2016. СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85* "Свод правил. Внутренний водопровод и канализация зданий" (утвержденным и введенным в действие Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 951/пр) (далее - СП 30.013330.2016. СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85*) прибором учета воды является устройство для измерения водопотребления, установленное на вводах систем горячего и холодного водоснабжения (п. ДД.ММ.ГГГГ). Счетчики воды устанавливают на вводах трубопроводов холодного и горячего водопровода в каждое здание и сооружение, в каждую квартиру жилых зданий и на ответвлениях трубопроводов в любые нежилые помещения, встроенные или пристроенные к жилым, общественным или производственным зданиям. На ответвлениях трубопроводов к отдельным помещениям, а также на подводках к отдельным санитарно-техническим приборам и к технологическому оборудованию счетчики воды устанавливают по заданию на проектирование. При этом должен быть обеспечен раздельный учет водоразбора в системах водопроводов холодной и горячей воды. Счетчики горячей воды (для воды с температурой до 90 °C) устанавливаются на подающем и циркуляционном трубопроводах горячего водоснабжения с установкой обратного клапана на циркуляционном трубопроводе. Перед счетчиками (по ходу движения воды) предусматривается установка механических или магнитно-механических фильтров. Потери давления в фильтре не должны превышать 50% потерь давления в счетчиках. Счетчики на вводах холодной (горячей) воды в зданиях и сооружениях должны быть установлены в помещениях с искусственным или естественным освещением и температурой воздуха не ниже 5 °C. Счетчики необходимо размещать так, чтобы к ним был доступ для считывания показаний, обслуживания, снятия и разборки на месте установки, для метрологической поверки. Для счетчиков с массой более 25 кг должно быть предусмотрено достаточное пространство над счетчиками для установки подъемного механизма. Пол помещения для установки счетчиков должен быть ровным и жестким (п. 7.2.2). При невозможности размещения счетчиков холодной и/или горячей воды в здании допускается устанавливать их вне здания, в специальных колодцах только в том случае, если в паспорте счетчика указано, что он может работать в условиях затопления (п. 7.2.3). Счетчики воды должны быть защищены от вибрации (допустимые параметры вибрации принимаются в соответствии с данными паспортов приборов). Счетчики не должны подвергаться механическим напряжениям под воздействием трубопроводов и запорной арматуры и должны быть смонтированы на подставке или кронштейнах (п. 7.2.4).
Истцом в материалы дела представлена копии паспортов счетчика холодной воды на два прибора учета, согласно которым изготовитель гарантирует соответствие счетчика требованиям ТУ № и признан годным к эксплуатации при соблюдении потребителем условий хранения, транспортирования, монтажа и эксплуатации. Одним из условий эксплуатации является: температура окружающего воздуха от 5 до 50 градусов Цельсия.
При этом, данные технического паспорта обоих приборов учета свидетельствуют о требованиях к их установке - помещение, с температурой окружающего воздуха от 5 до 50 градусов Цельсия, а так же о том, что не допускается эксплуатация счетчика в местах, где они могут быть погружены в воду.
Таким образом, размещение прибора учета холодного водоснабжения в колодце не соответствует кроме прочего требованиям завода изготовителя. В нарушение требований Свода правил СП не обеспечивается требование о том, что счетчик холодного водоснабжения должен устанавливаться только в помещении и эксплуатироваться при температуре воздуха не ниже 5°С. Колодец не является помещением, зданием (сооружением). Указанный свод правил не запрещает размещать счетчик ХВС в специальном колодце, но такой способ размещения допускается только в случае отсутствия возможности разместить счетчик вне здания, при этом в паспорте этого счетчика должно быть предусмотрено, что он может работать в условиях затопления.
В связи с вышеуказанным, суд приходит к выводу о том, что требования истцов о опломбировании прибора учета холодной воды в колодце удовлетворению не подлежат.
Вместе с тем, суд полагает, что возникшие спорные правоотношения в этой части могут быть урегулированы при соблюдении требований законодательства и соответствующих правил (составление акта осмотра, определение балансовой принадлежности колодца, установка прибора учета надлежащей модели и др.).
При этом, суд обращает внимание сторон на тот факт, что материалы дела (со слов представителя ответчика) содержат практически полный перечень необходимой документации для урегулирования данного спора.
Анализ изложенного позволяет суду сделать вывод о том, что на ответчика по данному делу должна быть возложена обязанность по опломбированию прибора учета, размещенного в домовладении истцов.
Действия ответчика по отказу в опломбировке указанного прибора учета признаются судом недействительными.
При этом, суд не находит оснований ко взысканию с ответчика разницы (перерасчета) за потребленную воду, поскольку доподлинных достоверных сведений о показаниях приборов учета суду не представлено, в предусмотренном законом порядке они (показания) не зафиксированы. В этой части исковые требования удовлетворению не подлежат.
Довод стороны ответчика о несостоятельности заявленных требований о взыскании компенсации морального вреда суд признает необоснованным, поскольку ответчик на основании п.п. 6, 8, 10 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, является исполнителем услуги водоснабжения и водоотведения по отношению к истцу. Соответственно, в силу подп. «у» п. 31 данных Правил обязан по заявлению потребителя произвести ввод в эксплуатацию установленного индивидуального прибора учета, осуществив это на условиях, определенных указанными Правила, то есть без взимания платы.
Поскольку требования в добровольном порядке не были удовлетворены, указанные действия ответчика привели к нарушению прав истцов как потребителей.
Статьей 15 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О защите прав потребителей» предусмотрено, что моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Согласно п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Вместе с тем, размер компенсации морального вреда, указанный в иске, по мнению суда, не отвечает требованиям разумности и справедливости и подлежит уменьшению с учетом объема и характера причиненных истцу нравственных или физических страданий исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, которыми подтверждено нарушение прав истца как потребителя до 2000 рублей. Сумма компенсации морального вреда подлежит взысканию в пользу Левченко М.А., согласно требованиям уточненного иска.
В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
В соответствии с требованиями вышеуказанной статьи, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию штраф в размере 1000 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку истцы были освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче иска, суд считает необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину, в размере 600 руб.
Руководствуясь 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Левченко Михаила Александровича, Левченко Галины Михайловны к Муниципальному унитарному предприятию «Зональное МОКХ» о защите прав потребителей удовлетворить в части.
Признать действия Муниципального унитарного предприятия «Зональное МОКХ» по отказу в опломбировании счетчика незаконными и обязать МУП «Зональное МОКХ» произвести пломбировку счетчика учета расхода холодной воды в <адрес><адрес>.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Зональное МОКХ» в пользу Левченко Михаила Александровича, компенсацию морального вреда в сумме 2000 (две тысячи) рублей.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Зональное МОКХ» в пользу Левченко Михаила Александровича штраф в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Зональное МОКХ» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 600 рублей.
В остальных исковых требованиях Левченко Михаила Александровича, Левченко Галины Михайловны к Муниципальному унитарному предприятию «Зональное МОКХ» о защите прав потребителей отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Бийский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Л.А.Шавердина
Решение в окончательной форме вынесено 01 февраля 2019 года.
Судья Л.А.Шавердина