ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-34/20 от 23.01.2020 Братского районного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Братск 23 января 2020 года

Братский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Громовой Е.Н.,

при секретаре судебного заседания Бурда Н.Н.,

с участием истца – старшего помощника

прокурора Братского района Иркутской области Петакчян А.Г.,

ответчика ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-34/2020 по иску прокурора Братского района Иркутской области в защиту интересов Российской Федерации, Иркутской области, неопределенного круга лиц, к ФИО1, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство лесного комплекса Иркутской области, о взыскании ущерба, причиненного охотничьим ресурсам и среде их обитания вследствие незаконной рубки лесных насаждений,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Братского района Иркутской области обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации, Иркутской области, неопределенного круга лиц, с иском о взыскании с ФИО1, **.**.**** года рождения, уроженца ..., в пользу муниципального образования «Братский район» в возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам и среде их обитания вследствие незаконной рубки лесных насаждений 65261,10 руб. (Реквизиты: Банк получателя - Отделение Иркутск г. Иркутск, БИК: 042520001, счет: 40101810900000010001, ОКТМО 25604000, КБК 991 1 16 35030 05 0000 140 «Сумма по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежащие зачислению в бюджеты муниципальных районов», реквизиты получателя: ИНН <***>, КПП 382301001, УФК по Иркутской области (администрация муниципального образования «Братский район», л/с <***>).

В обоснование исковых требований прокурор Братского района Иркутской области в защиту интересов Российской Федерации, Иркутской области, неопределенного круга лиц, указал, что в рамках осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране лесов от пожаров, в сфере сохранения охотничьих ресурсов установлено следующее.

Так, ФИО1 02.03.2019 в период времени с 10 часов 30 минут и не позднее 12 часов 50 минут, совершил незаконную рубку лесных насаждений на лесном участке, расположенном в квартале №160 выделе №24 тезнического участка №6 Тангуйского участкового лесничества Братского лесничества, спилив имеющейся при себе бензопилой сырорастущие деревья породы лиственница в количестве 3 штук общим объемом 3,030 м3, находящихся в федеральной собственности, по целевому назначению относящихся к категории эксплуатационных лесов, с причинением лесному фонду Российской Федерации ущерба, с нарушением требований действующего законодательства: ст. 9 ЛК РФ, предусматривающей право постоянного (бессрочного) пользования, право ограниченного пользования чужими лесными участками, право аренды лесных участков или право безвозмездного срочного пользования лесными участками; ч.1 ст. 24 ЛК РФ, предусматривающей использование лесов с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов; ч. 8 ст. 29 ЛК в соответствии с которой граждане осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков; ч. 4 cт. 30 ЛК РФ в соответствии с которой граждане осуществлю заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров куп, продажи лесных насаждений; ч. 2 ст. 94 ЛК РФ в соответствии с которой за использование лесов вносится арендная плата или плата договору купли-продажи лесных насаждений; п. 4 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарк указанных в ст. 23 ЛК РФ, утвержденных приказ Минприроды России от 13.09.2016 №474 (Правила заготовки древесины) соответствии с которыми заготовка древесины осуществляется соответствии с Правилами заготовки древесины, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией; п. 5 Правил заготовки древесины, соответствии с которым, граждане вправе заготавливать древесины для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд; граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

Своими действиями ФИО1 совершил преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 260 УК РФ, то есть незаконную рубку лесных насаждений в значительном размере. Факт незаконной рубки ФИО1 лесных насаждений в указанное время на указанном лесном участке подтверждается вступившим в законна силу постановлением о прекращении уголовного преследования уголовного дела в связи с деятельным раскаянием, вынесенным 07.05.2019 мировым судьей по 52 судебному участку Братского района Иркутске области.

Согласно расчету ущерба (вреда), произведенному территориальным управлением министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству, в результате незаконных действий ФИО1 причинен охотничьим ресурсам в размере 65 261,10 руб.

Поскольку до настоящего времени вред, причиненный охотничьим ресурсам и среде их обитания в результате уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов ФИО1, не возмещен, ущерб, причиненный охотничьим ресурсам и среде их обитания в указанном размере, должен быть взыскан в судебном порядке.

Ответчик своими незаконными действиями, выразившимися в незаконной рубке лесных насаждений (среды обитания охотничьих ресурсов), в результате уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов на участке охотничьих угодий нарушил интересы Российской Федерации как собственника лесных участков пользоваться, владеть и распоряжаться лесными участками и тесными насаждениями; интересы Российской Федерации и Иркутской области, поскольку в результате уничтожения ответчиком среды обитания охотничьих ресурсов в федеральный и областной бюджеты не поступили и не поступят средства от использования животного мира. В результате незаконных действий ответчика была уничтожена среда обитания животных и других организмов, чем нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц (граждан), осуществляющих охоту в данном охотничьем угодье согласно нормам действующего законодательства, на защиту окружающей среды от негативного воздействия.

Определением судьи Братского районного суда Иркутской области от 04.12.2019 исковое заявление принято к производству суда, возбуждено гражданское дело, проведена подготовка дела к рассмотрению, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 232.2. ГПК РФ.

В порядке подготовки гражданского дела к рассмотрению в срок до 26.12.2019 ответчику было предложено представить в суд, рассматривающий дело, и направить истцу свои возражения на иск и доказательства, подтверждающие обоснованность возражений; в случае несогласия с расчетом ущерба, представленным истцом, представить свой расчет подлежащего взысканию ущерба.

В срок до 24.01.2020 стороны вправе представить в суд, рассматривающий дело, и направить друг другу дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции. Такие документы не должны содержать ссылки на доказательства, которые не были представлены в срок до 26.12.2019.

23.12.2019 в Братский районный суд Иркутской области от ответчика поступили возражения на исковое заявление, в которых ФИО1 указал, что с заявленными требованиями прокурора Братского района не согласен.

Определением Братского районного суда Иркутской области от 26.12.2019 гражданское дело по исковому заявлению прокурора Братского района Иркутской области в защиту интересов Российской Федерации, Иркутской области, неопределенного круга лиц, к ФИО1, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство лесного комплекса Иркутской области, о взыскании ущерба, причиненного охотничьим ресурсам и среде их обитания вследствие незаконной рубки лесных насаждений, назначено к рассмотрению по общим правилам искового производства.

В судебном заседании старший помощник прокурора Братского района Иркутской области Петакчян А.Г. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд исковые требования удовлетворить.

В судебном заседании ответчик ФИО1 исковые требования не признал, просил суд в удовлетворении исковых требований отказать, по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление. В возражениях на исковое заявление ФИО1 указал что, в отношении его было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 260 УК РФ, которое впоследствии было прекращено в связи с деятельным раскаянием постановлением мирового судьи от 07.05.2019, ущерб в размере 19 350,00 руб. им возмещен в полном объеме. Согласно доводам, изложенным в исковом заявлении, в результате его действий нанесен вред охотничьим ресурсам в конкретной местности, а именно, в квартале №160 выделе 24 тезнического участка №6 Тангуйского участкового лесничества Братского лесничества. После того, как постановление мирового судьи о прекращении в отношении его уголовного дела вступило в законную силу, ему стало известно, что органами следствия было неправильно определено место совершения им незаконной рубки лесных насаждений, о чем он ранее указал в возражениях истцу письмом, направленном в его адрес. Также указал, что из текста искового заявления следует, что он своими незаконными действиями нанес вред охотничьим ресурсам в конкретной местности, на основании общей оценки ущерба (вреда) объектам животного мира, отнесенным к объектам охоты, в результате чего была уничтожена среда обитания животных и других организмов, чем нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц, осуществляющих охоту в данном охотничьем угодье. Однако, истцом не представлено доказательств того, что место незаконной рубки лесных насаждений является территорией охотничьих угодий. Согласно приказу Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 12.11.2010 №503 «Об утверждении Порядка установления границ зон охраны охотничьих ресурсов», вступившего в силу 28.01.2011, определена процедура обозначения на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов, которые обозначаются на местности специальными информационными знаками, дополнительно наносится схема границ зоны охотничьих ресурсов. Специальные информационные знаки устанавливаются по периметру границ зоны охраны охотничьих ресурсов, на въездах, выездах в зону охраны охотничьих ресурсов, в местах предполагаемого проезда (прохода) людей, а также внутри зон охраны охотничьих ресурсов (п. 8 Приказа). Информационные знаки в месте рубки им лесных насаждений отсутствовали, в связи, с чем он не знал и не мог знать, что данная территория является зоной охраны охотничьих ресурсов. К исковому заявлению приложена таблица, в которой указаны виды охотничьего ресурса, состоящая из перечисления особей животного мира, обитающей на конкретной территории, установлена фактическая численность, такса исчисления размера вреда. В приложении №1 указано, что видовой состав объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и показатели после промысловой средней плотности их населения в Братском районе Иркутской области определен с учетом данных зимнего маршрутного сезона и иных специальных методов учета. Однако, никаких документов, подтверждающих указанные данные, не представлено. Таким образом, в обоснование иска истцом не представлено полной характеристики животного мира в зоне воздействия объекта. Также указал, что он охотник с большим стажем, всю свою жизнь живет в п. Покосный Братского района Иркутской области и может с полной ответственностью утверждать, что перечисленных особей животного мира в данной местности нет и никогда не было. Он является пенсионером по старости, получает пенсию в размере 16 126,41 руб., которая необходима для поддержания жизни, других доходов не имеет, его имущественное положение не позволяет возместить указанную в иске сумму ущерба.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство лесного комплекса Иркутской области в судебное заседание не явилось, о дате, времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом. Территориальное управление Министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству представило отзыв на возражения на исковое заявление, указав, что 03.03.2019 был составлен акт о лесонарушении №4 начальником участкового отдела Тангуйского лесничества - старшим государственным лесным инспектором ФИО2 из которого следует, что ФИО1 совместно с сотрудниками полиции в эксплуатационных лесах квартале 160, выдел 24, технического участка №6, Тангуйского участкового лесничества была обнаружена незаконная рубка лесных насаждений, гражданином лесонарушителем которой является ФИО1 К данному акту имеется схема лесонарушения.

Суд, с учетом мнения старшего помощника прокурора Братского района Иркутской области Петакчян А.Г., ответчика ФИО1, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте судебного заседания, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав старшего помощника прокурора Братского района Иркутской области Петакчян А.Г., ответчика ФИО1, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно преамбуле Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Также Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

В силу ч. 1 ст. 56 Федеральный закон от 24.04.1995 №52-ФЗ «О животном мире» юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется Федеральным законом от 24.07.2009 №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» охотничьи ресурсы - объекты животного мира, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты.

В соответствии со ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам, осуществляется в добровольном порядке или в судебном порядке на основании утвержденных в соответствии с Федеральным законом «О животном мире» такс и методик исчисления ущерба, причиненного животному миру, а при их отсутствии - исходя из затрат на воспроизводство охотничьих ресурсов.

В судебном заседании установлено, что постановлением мирового судьи по 52 судебному участку Братского района Иркутской области от 07.05.2019, вступившим в законную силу 18.05.2019, прекращено уголовное преследование и уголовное дело в отношении ФИО1 обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 260 УК РФ, в связи с деятельным раскаянием на основании ст. 28 УПК РФ.

Постановлением мирового судьи по 52 судебному участку Братского района Иркутской области от 07.05.2019 установлено, что ФИО1 03.03.2019 в период времени с 10 часов 30 минут и не позднее 12 часов 50 минут, находясь в квартале №160 выделе №24 технического участка №6 Тангуйского участкового лесничества Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству, расположенного в 7 километре от с. Покосное Братского района Иркутской области в сторону старая Александровка Братского района Иркутской области, действуя умышленно, из корыстных побуждений, имея преступный умысел на незаконную рубку лесных насаждений, не имея права аренды или права безвозмездного срочного пользования лесным участком, имеющейся при нем бензопилой «STIHLMS 361» серийный номер №61202648 выборочным способом совершил незаконную рубку лесных насаждений - сырорастущих деревьев породы лиственница в количестве 3 штук, находящийся в Федеральной собственности, по целевому назначению относящихся к категории эксплуатационных лесов, чем причинил ущерб лесному фонду Российской Федерации на сумму 19 350,00 руб., что является крупным размером.

Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Согласно абз. 3 п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 №23 «О судебном решении» под судебным постановлением, указанным в ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, понимается любое судебное постановление, которое согласно ч. 1 ст. 13 ГПК РФ принимает суд (судебный приказ, решение суда, определение суда).

Таким образом, данные обстоятельства, установленные вступившим в законную силу постановлением мирового судьи по 52 судебному участку Братского района Иркутской области от 07.05.2019, в силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ являются обязательными для суда при рассмотрении данного спора и не требуют доказывания в данном деле.

В соответствии со ст. 99 ЛК РФ лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 100 ЛК РФ возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, осуществляется добровольно или в судебном порядке. Размер возмещения имущественного вреда, причиненного лесным участкам и имущественным правам, возникающим при использовании лесов, определяется на основе оценки лесов, осуществляемой в соответствии со статьей 95 настоящего Кодекса. Размер возмещения вреда, причиненного лесам как экологической системе, определяется исходя из присущих лесам природных свойств (уникальности, способности к возобновлению, местоположения и других свойств) в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Особенности возмещения вреда, включая таксы и методики определения размера возмещения такого вреда, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Также в судебном заседании установлено, что Постановлением Правительства Иркутской области от 27.02.2018 №155-пп «О министерстве лесного комплекса Иркутской области» (вместе с «Положением о министерстве лесного комплекса Иркутской области») утверждено Положение о Министерстве лесного комплекса Иркутской области, согласно которому Министерство лесного комплекса Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного хозяйства, лесопромышленного комплекса на территории Иркутской области, а также по управлению в сфере охраны и использования объектов животного мира, в том числе в сфере охоты, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания в Иркутской области, государственному управлению и контролю в области организации и функционирования государственных природных заказников регионального значения, осуществляющим полномочия Российской Федерации в области охраны и использования животного мира, в том числе в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

На основании п. п. 57 п. 8 Положения о Министерстве лесного комплекса Иркутской области Министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет функцию по подготовке расчета размера ущерба (вреда), нанесенного (причиненного) объектам животного мира и среде их обитания, охотничьим ресурсам, природным комплексам и их компонентам государственных природных заказников регионального значения, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 06.10.2017 №90-мпр «Об утверждении Положений о территориальных управлениях министерства лесного комплекса Иркутской области» утверждено Положение о территориальных управлениях министерства лесного комплекса Иркутской области, в том числе по Братскому лесничеству.

Согласно п. 1 Положения о территориальном управлении министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству является территориальным подразделением министерства лесного комплекса Иркутской области по управлению в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, исполнению отдельных полномочий уполномоченного исполнительного органа государственной власти Иркутской области в рамках реализации Закона Иркутской области от 30.11.2016 №100-ОЗ «Об организации деятельности пунктов приема, переработки и отгрузки древесины на территории Иркутской области»; осуществлению федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Иркутской области, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, расположенных на территории Иркутской области; федерального государственного охотничьего надзора на территории Иркутской области, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения; государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (государственные природные заказники регионального значения); охране и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, в том числе охотничьих ресурсов; предоставлению в пользование объектов животного мира, в том числе охотничьих ресурсов, физическим лицам и юридическим лицам; государственному управлению и контролю в области организации и функционирования государственных природных заказников регионального значения.

В соответствии с п. п. 4 п. 8.3 Положения о территориальном управлении министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству Территориальное управление в соответствии с возложенной на него задачей по охране и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, в том числе охотничьих ресурсов, на территории Иркутской области осуществляет функцию по подготовке расчета размера ущерба (вреда), нанесенного (причиненного) объектам животного мира и среде их обитания, охотничьим ресурсам, природным комплексам и их компонентам государственных природных заказников регионального значения, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Приказом Минприроды России от 08.12.2011 №948 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам» утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам.

Согласно п. 6 Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, размер вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов в отношении одного вида охотничьих ресурсов на территории воздействия (суммарный вред, причиненный одному виду охотничьих ресурсов от хозяйственной и иной деятельности на территории воздействия) исчисляется как сумма вреда одному виду охотничьих ресурсов по каждой территории воздействия (территория необратимой трансформации, территория сильного воздействия, территория среднего воздействия и территория слабого воздействия).

В судебном заседании установлено, что взд начальника ТУ МЛК Иркутской области по Братскому лесничеству ФИО3 произведен расчет ущерба (вреда) объектам животного мира, отнесенным к объектам охоты, причиненного в результате незаконной вырубки лесных насаждений ФИО1 на участке, расположенном в Братском районе Иркутской области (квартал №160, выдел №24, технического участка №6, Тангуйского участкового лесничества территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству), 03.03.2019.

Согласно данному расчету общий размер ущерба (вреда), причиненного ФИО1 объектам животного мира, отнесенным к объектам охоты, и среде их обитания в результате уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов и воздействия фактора беспокойства на участке лесных охотничьих угодий, расположенном в Братском районе Иркутской области (квартал №160, выдел №24, технического участка №6, Тангуйского участкового лесничества территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству) составляет 65 261,10 руб.

Суд принимает расчет ущерба (вреда) объектам животного мира, отнесенным к объектам охоты, причиненного в результате незаконной вырубки лесных насаждений ФИО1, представленный истцом, поскольку данный расчет произведен в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной Приказом Минприроды России от 08.12.2011 №948, при этом суд учитывает, что ответчиком не оспорены наличие и размер ущерба (вреда), причиненный объектам животного мира, отнесенным к объектам охоты, доказательств, подтверждающих уплату указанного ущерба либо его части, суду не представлено.

В силу ч. 1 ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в соответствии с земельным законодательством и лесным законодательством, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 42 Федерального закона от 24.07.2009 №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» плата за пользование охотничьими ресурсами устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу п. 1 ст. 333.1 НК РФ плательщиками сбора за пользование объектами животного мира, за исключением объектов животного мира, относящихся к объектам водных биологических ресурсов (далее в настоящей главе - плательщики), признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на добычу объектов животного мира на территории Российской Федерации.

Таким образом, ответчик своими незаконными действиями, выразившимися в незаконной рубке лесных насаждений (среды обитания охотничьих ресурсов), в результате уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов на участке охотничьих угодий, нарушил интересы Российской Федерации как собственника лесных участков пользоваться, владеть и распоряжаться лесными участками и лесными насаждениями; интересы Российской Федерации и Иркутской области, поскольку в результате уничтожения ответчиком среды обитания охотничьих ресурсов в федеральный и областной бюджеты не поступили и не поступят средства от использования животного мира.

Кроме того, в результате незаконных действий ответчика была уничтожена среда обитания животных и других организмов, чем нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц (граждан), осуществляющих охоту в данном охотничьем угодье согласно нормам действующего законодательства, на защиту окружающей среды от негативного воздействия.

В судебном заседании установлено, что до настоящего времени ущерб, причиненный охотничьим ресурсам и среде их обитания в результате уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов ФИО1 не возмещен.

Оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства и перечисленные нормы закона, суд приходит к выводу, что поскольку в результате незаконных действий ФИО1, выразившихся в причинении ущерба (вреда) охотничьим ресурсам и среде их обитания в результате уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов, в результате незаконной рубки лесных насаждений Российской Федерации причинен ущерб в размере 65 261,10 руб., то исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в интересах Российской Федерации, Иркутской области, неопределенного круга о взыскании с ФИО1 ущерба, причиненного охотничьим ресурсам и среде их обитания незаконной рубкой лесных насаждений, в размере 65 261,10 руб., законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.

Доводы ответчика, что им в полном объеме возмещен ущерб в размере 19 350,00 руб., суд находит несостоятельными, поскольку материалы гражданского дела не содержат документов, подтверждающих, что указанная сумма была оплачена в счет возмещения ущерба, причинно охотничьим ресурсам и среде их обитания.

Как следует из постановления мирового судьи по 52 судебному участку Братского района Иркутской области от 07.05.2019 действиями ответчика причинен ущерб лесным насаждениям лесного фонда Российской федерации в размере 19 350,00 руб., который ответчиком возмещен в полном объеме.

Таким образом, ФИО1 возместил материальный ущерб, причиненный по факту незаконной рубки, а не охотничьим ресурсам и среде их обитания, следовательно, ущерб, причиненный охотничьим ресурсам и среде их обитания вследствие незаконной рубки лесных насаждений, расположенных в квартале №160 выделе №24 тезнического участка №6 Тангуйского участкового лесничества Братского лесничества, ФИО1 возмещен не был.

Доводы ответчика, что после того, как постановление мирового судьи о прекращении в отношении его уголовного дела вступило в законную силу, ему стало известно, что органами следствия было неправильно определено место совершения им незаконной рубки лесных насаждений, суд находит несостоятельными, поскольку факт совершения ответчиком незаконной рубки лесных насаждений в вышеуказанном месте и его виновность в совершении данного преступления установлены, ответчиком не оспариваются и не подлежат повторному установлению и доказыванию.

Доводы ответчика, что информационные знаки в месте рубки им лесных насаждений отсутствовали, в связи, с чем он не знал и не мог знать, что данная территория является зоной охраны охотничьих ресурсов, суд также находит несостоятельными, поскольку само по себе отсутствие информационных знаков и не знание, что данная территория является зоной охраны охотничьих ресурсов не освобождало ФИО1 от необходимости соблюдения установленных законом ограничений, следовательно, не может являться основанием для освобождения его от ответственности, поскольку ФИО1 как гражданин Российской Федерации должен соблюдать требования законодательства.

Доводы ответчика, что истцом не представлено полной характеристики животного мира в зоне воздействия объекта, суд находит несостоятельными, поскольку истцом представлены все необходимые для принятия решения доказательства, подтверждающие ущерб, причиненный ответчиком охотничьим ресурсам и среде их обитания незаконной рубкой лесных насаждений.

Доводы ответчика о трудном материальном положении судом проверены, приняты во внимание, вместе тем действующее законодательство не содержит правовых оснований для освобождения ФИО1 от ответственности по данному основанию.

Иные доводы ФИО1 правового значения для разрешения настоящего дела не имеют.

Согласно п. 6 ст. 46 БК РФ суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в интересах Российской Федерации, Иркутской области, неопределенного круга, о взыскании с ФИО1 ущерба, причиненного охотничьим ресурсам и среде их обитания, вследствие незаконной рубки лесных насаждений в размере 65 261,10 руб. в пользу муниципального образования «Братский район» (Реквизиты: Банк получателя - Отделение Иркутск г. Иркутск, БИК: 042520001, счет: 40101810900000010001, ОКТМО 25604000, КБК 991 1 16 35030 05 0000 140 «Сумма по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежащие зачислению в бюджеты муниципальных районов», реквизиты получателя: ИНН <***>, КПП 382301001, УФК по Иркутской области (администрация муниципального образования «Братский район», л/с <***>), подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно п. п. 1 п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, госпошлина при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска от 20 001 рубля до 100 000 рублей - 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей.

Таким образом, государственная пошлина в размере 2 157,83 руб. подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в интересах Российской Федерации, Иркутской области, неопределенного круга лиц удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, **.**.**** года рождения, уроженца ..., в пользу муниципального образования «Братский район» в возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам и среде их обитания вследствие незаконной рубки лесных насаждений 65 261,10 руб. с зачислением денежных средств по следующим реквизитам:

Банк получателя - Отделение Иркутск г. Иркутск,

БИК: 042520001, счет: 40101810900000010001, ОКТМО 25604000,

КБК 991 1 16 35030 05 0000 140 «сумма по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежащие зачислению в бюджет муниципальных районов»,

Реквизиты получателя: ИНН <***>, КПП 382301001,

УФК по Иркутской области (администрация муниципального образования «Братский район», л/с <***>)

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 2 157,83 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.Н. Громова

Дата изготовления мотивированного решения суда - 30.01.2020.