ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-34/20 от 23.01.2020 Дновского районного суда (Псковская область)

Дело № 2-34/2020г.

60RS0008-012019-000843-59

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

дд.мм.гг. 2020 года г.Дно Псковской области

Дновский районный суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Купташкиной И.Н.,

при секретаре Закатовой М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Комитета по экономическому развитию и инвестиционной политике *** о признании движимого имущества бесхозяйным и направлении на уничтожение,

У С Т А Н О В И Л:

Комитет по экономическому развитию и инвестиционной политике *** (далее Комитет) обратился в суд с заявлением о признании движимого имущества бесхозяйным и направлении на уничтожение.

В обоснование заявления указано, что заместителем председателя Комитета ФИО1 было вынесено постановление № *** от дд.мм.гг. по административному правонарушению, предусмотренному ст.14.19 КоАП РФ в отношении ИП ИвА. А.В.. Актом приема-передачи продуктов и (или) предметов № *** алкогольная продукция, изъятая в ходе административного производства, передана на ответственное хранение в ОАО «***», расположенное по адресу: ***. В связи с тем, что основанием для уничтожения бесхозяйной вещи может явиться только решение суда, а по делу об административном правонарушении подобное решение не принималось, то быть уничтоженной или конфискованной в доход РФ в рамках КоАП РФ продукция не может быть. Отсутствие судебного решения возлагает на бюджет дополнительные расходы по оплате услуг хранения изъятой продукции.

Заявитель просит признать бесхозяйной и направить на уничтожение в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства от дд.мм.гг. N 1027, изъятую и переданную на хранение ОАО "***" согласно акту приема-передачи № *** от дд.мм.гг., алкогольную продукцию: пиво «***» объемом 0,5 л в количестве 12 штук (в жестяной банке); пиво «***» объемом 0,5 л в количестве 10 штук (в жестяной банке); пиво «***» объемом 0,5 л в количестве 13 штук (в стеклянной бутылке).

Представитель заявителя Комитета по экономическому развитию и инвестиционной политике *** в судебное заседание не явился, будучи извещен о времени и месте его проведения, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором также просил удовлетворить заявленные требования.

Представитель привлеченного судом в качестве заинтересованного лица Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, причины неявки суду не сообщил, не ходатайствовал об отложении судебного разбирательства, представителя в судебное заседание не направил.

Привлеченная судом в качестве заинтересованного лица ИвА. А.В., извещенная надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие и о разрешении заявленных требований на усмотрение суда.

*** в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Поскольку неявка в судебное заседание представителей заявителя, заинтересованных лиц, прокурора не препятствует рассмотрению дела, суд, с учетом положений ст.167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежаще извещенных, но не явившихся сторон.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления по следующим основаниям.

В силу п.4 ч.1 ст.8 ГК РФ одним из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей является приобретение имущества по основаниям, допускаемым законом.

Согласно ч.3 ст.218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных ГК РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

В соответствии со ст.225, ст.226 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность.

В силу пп.2 п.2 ст.235 ГК РФ, принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, в том числе когда производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу. На основании п.3 ст.238 ГК РФ, если в собственности гражданина или юридического лица по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может принадлежать данному собственнику.

Конституционный суд РФ в Постановлении от дд.мм.гг. N 9-П разъяснил, что в системе действующего правового регулирования безвозмездно изъятое согласно ст.25 Федерального закона от дд.мм.гг. N 171-ФЗ из незаконного оборота движимое имущество подлежит уничтожению или реализации по решению суда. Такой порядок, исключающий возмещение их стоимости бывшим собственникам, - при формальном соблюдении конституционного требования о прекращении права собственности только по судебному решению - влечет для юридического лица прекращение права собственности на принадлежащее ему имущество, которое в данном случае не является санкцией за совершение им административного правонарушения и по своему содержанию сопоставимо с гражданско-правовым институтом принудительного изъятия имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу.

В отношение специфических объектов, гражданских оборот которых регулируется Федеральным законом от дд.мм.гг. N 171-ФЗ, установлено специальное правовое регулирование, обусловленное необходимостью защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов РФ, и обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней. На данные объекты могут не в полной мере распространяться правила о возмездном изъятии у лица имущества, которое в силу закона не может ему принадлежать, предусмотренные пп.2 п.2 ст.235 и ст.238 ГК РФ.

Согласно ст.25 Федерального закона от дд.мм.гг. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (Федеральный закон N 171-ФЗ), в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежат в том числе, этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, являющиеся бесхозяйным имуществом.

Постановление N 1027 от дд.мм.гг. устанавливает Правила уничтожения по решению суда изъятых или конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в пп.1 - 3 п.1 ст.25 Федерального закона от дд.мм.гг. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", конфискованных в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (продукция), а также сырья, полуфабрикатов, производственной тары (упаковки), этикеток, средств укупорки потребительской тары, используемых для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральных специальных марок и акцизных марок (в том числе поддельных) для маркировки алкогольной продукции, а именно: этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если их производство и (или) оборот осуществляются: без соответствующих лицензий, за исключением случая, предусмотренного п.5 ст.20 настоящего Федерального закона; без маркировки в соответствии со ст.12 настоящего Федерального закона или с маркировкой поддельными марками; без соответствия государственным стандартам и техническим условиям; без фиксации и передачи информации об объеме производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему, за исключением случаев, предусмотренных п.2.1 ст.8 настоящего Федерального закона; без документов, подтверждающих легальность производства и (или) оборота такой продукции; с содержанием в своем составе виноматериалов, произведенных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями, из приобретенных у других лиц винограда, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, являющиеся бесхозяйным имуществом.

Согласно Постановлению N 1027, уничтожение продукции осуществляется организациями, привлекаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (организации).

Орган, уполномоченный на исполнение вступившего в законную силу судебного акта, предусматривающего уничтожение изъятой, конфискованной продукции и (или) предметов, в течение 5 рабочих дней со дня поступления в указанный орган судебного акта направляет его копию в территориальный орган Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, расположенный на наименьшем расстоянии от местонахождения продукции.

Территориальный орган в течение 5 рабочих дней со дня получения копии судебного акта от органа, уполномоченного на исполнение судебного акта, направляет организации заявку о необходимости осуществить уничтожение продукции и (или) предметов, а также копию судебного акта.

Организация в течение 5 рабочих дней со дня получения указанной заявки направляет в орган, уполномоченный на исполнение судебного акта, уведомление о наличии у нее продукции и (или) предметов, указанных в копии судебного акта.

Уничтожение продукции и (или) предметов осуществляется организацией в течение 1 месяца со дня получения заявки, указанной в п.4 настоящих Правил, с извещением должностного лица (должностных лиц) территориального органа для обеспечения его (их) участия в уничтожении продукции и (или) предметов.

Таким образом, исходя из выше приведенных норм закона, для решения вопроса об уничтожении, переработке или реализации движимого имущества, изъятого из оборота в силу Федерального закона от дд.мм.гг. N 171-ФЗ, и являющегося бесхозяйным, уполномоченному государственному органу необходимо получить судебное постановление о признании его таковым, с последующей, соответственно, его передачей уполномоченному органу для организации уничтожения, переработки или реализации в порядке установленном Правительством РФ.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что дд.мм.гг. прокурором *** было принято решение № *** о проведении проверки исполнения законодательства, регулирующего оборот спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в отношении ИП ИвА. А.В., в период с дд.мм.гг. по дд.мм.гг., по заданию прокуратуры *** от дд.мм.гг.№ *** (л.д.13).

Согласно выписке из КУСП № *** от дд.мм.гг., в ОП по ***дд.мм.гг. поступило сообщение из прокуратуры района о том, что в магазине ИП «ИвА. А.В.», расположенного по адресу: ******, реализуется пиво без внесения сведений в ЕГАИС, в нарушение требований ст.14.19 КоАП РФ (л.д.14).

Протоколом осмотра места происшествия от дд.мм.гг., с фототаблицей, проведенного в магазине ИП «ИвА. А.В.», расположенного по адресу: ***, подтверждено изъятие алкогольной продукции, а именно: пиво «***» объемом 0,5 л, в жестяной банке, в количестве 12 штук; пиво «***» классическое, объемом 0,5 л, в жестяной банке, в количестве 10 штук; пиво «***» объемом 0,5 л, в стеклянной бутылке, в количестве 13 штук (л.д.15-20).

дд.мм.гг. прокурором *** вынесено постановление о возбуждении дела об административном производстве в отношении ИП ИвА. А.В., по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного ст.14.19 КоАП РФ, поскольку в ходе проведенной проверки дд.мм.гг. выявлен факт нарушения требований законодательства об обороте алкогольной продукции, а именно, дд.мм.гг. в 16 час. 00 мин. в период проведения прокуратурой *** проверки в магазине ИП ИвА. А.В., расположенного по адресу: ***, ***, ***, в котором осуществляется розничная продажа пива, ИП ИвА. А.В. допущено нарушение, выразившееся в не подключении указанного магазина к Единой государственной автоматизированной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее ЕГАИС) для подтверждения факта закупки алкогольной и спиртосодержащей продукции. По информации, содержащейся в ЕГАИС, полученной посредством портала сервисов Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, данные о подключении магазина ИП ИвА. А.В., расположенного по адресу: ******, к ЕГАИС для подтверждения факта закупки алкогольной и спиртосодержащей продукции также отсутствуют.

Материал проверки, вместе с изъятой алкогольной продукцией, передан на рассмотрение в Государственный комитет *** по экономическому развитию и инвестиционной политике (л.д.22-23, 24-36).

дд.мм.гг. постановлением по делу об административном правонарушении № *** вынесенным заместителем председателя Государственного комитета *** по экономическому развитию и инвестиционной политике, ИП ИвА. А.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.14.19 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, а именно изъятой дд.мм.гг. УУП ОП по ***, алкогольной продукции: пиво «***» объемом 0,5 л, в жестяной банке, в количестве 12 штук; пиво «***» классическое, объемом 0,5 л, в жестяной банке, в количестве 10 штук; пиво «***» объемом 0,5 л, в стеклянной бутылке, в количестве 13 штук (л.д.41-44).

дд.мм.гг. председателем Государственного комитета *** по экономическому развитию и инвестиционной политике в адрес руководителя Межрегионального Управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу направлено уведомление о том, что поскольку Комитетом было вынесено постановление по делу об административном правонарушении № *** от дд.мм.гг. в отношении ИП ИвА. А.В., согласно которому признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.14.19 КоАП РФ, и назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, а именно изъятой дд.мм.гг. УУП ОП по *** в магазине, расположенном по адресу: ***, ******, алкогольной продукции, которую необходимо уничтожить. В связи с чем, Комитет просил выделить сотрудников Межрегионального Управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу для проведения процедуры приема-передачи алкогольной продукции, изъятой и хранящейся в Комитете (л.д.49-50).

дд.мм.гг. руководителем Межрегионального Управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу в адрес Государственного комитета *** по экономическому развитию и инвестиционной политике направлена информация, из которой следует, что указанная алкогольная и спиртосодержащая продукция, изъятая или конфискованная подлежит уничтожению только по решению суда, в порядке, установленном Правительством РФ. Правила вывоза и хранения вне места изъятия изъятых этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденные Постановлением Правительства РФ от дд.мм.гг.№ *** «О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», регламентируют вывоз и хранение продукции с момента изъятия из оборота до принятия судебного акта по делу и не предусматривают возможность уничтожения продукции (предметов) без судебного решения. МРУ Росалкогольрегулирования по Северо-Западному федеральному округу на основании постановления об административном правонарушении была сформирована Заявка о вывозе и приеме на хранение продукции и (или) предметов от дд.мм.гг. № у2-141/01-13, которая направлена для исполнения в ОАО «Росспиртпром» (л.д.51-52, 58, 59).

Согласно Акту приема-передачи продукции и (или) предметов № *** от дд.мм.гг. представитель Государственного комитета *** по экономическому развитию и инвестиционной политике (уполномоченный орган) передал, а представитель Открытого акционерного общества «Росспиртпром» (исполнитель) принял на ответственное хранение алкогольную и спиртосодержащую продукцию, изъятую у ИП ИвА. А.В.дд.мм.гг. УУП Оп по ***. Исполнителю сообщено о необходимости содержания переданной продукции и (или) предметов в полной сохранности до момента их уничтожения (л.д.53, 54-55).

дд.мм.гг. МРУ Росалкогольрегулирования по Северо-Западному федеральному округу в адрес Государственного комитета *** по экономическому развитию и инвестиционной политике направило запрос о предоставлении информации, в том числе о направлении в их адрес судебного решения, об изъятой и алкогольной продукции, а затем переданной на хранение согласно Акту приема-передачи продукции и (или) предметов № *** от дд.мм.гг. в АО «***», для уничтожения, поскольку Росалкогольрегулирование несет издержки, связанные с длительным хранением переданного на хранение имущества. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от дд.мм.гг.№ *** «О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», вывоз, хранение и уничтожение вне места изъятия изъятых этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществляется организацией, привлекаемой Росалкогольрегулированием в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Росалкогольрегулированием ежегодно заключаются соответствующие контракты, исполнителем которых до настоящего времени является АО «Росспиртпром». В настоящее время на хранении в АО «Росспиртпром» находится алкогольная продукция, изъятая и переданная Комитетом согласно акту приема-передачи, по которым отсутствуют судебные решения (л.д.60-61, 62).

Таким образом, судом установлено, что изъятая алкогольная продукция передана на ответственное хранение в ОАО «***». Место хранения изъятой продукции - *** (акт приема-передачи № *** от дд.мм.гг.).

Из представленных заявителем доказательств следует, что данные объекты длительное время являются бесхозяйными. По настоящее время за изъятой алкогольной продукцией никто не обращался.

В связи с тем, что основанием для уничтожения бесхозяйной вещи может явиться только решение суда, а по делу об административном правонарушении подобное решение не принималось, то быть уничтоженной или конфискованной в доход Российской Федерации в рамках КоАП РФ продукция быть не может.

Отсутствие судебного решения возлагает на бюджет дополнительные расходы по оплате услуг хранения изъятой продукции, и как следствие, нарушению права Российской Федерации на получение денежных средств от реализации данного имущества в полном объеме.

Выявленная алкогольная продукция находится в нелегальном обороте, тем самым согласно ст.25 ФЗ-N 171 подлежит изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных, в соответствии с законодательством Российской Федерации, органов и уничтожению в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от дд.мм.гг. N 1027 "О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".

Согласно абз.2 п.2 ст.25 ФЗ N 171-ФЗ, изъятая вышеуказанная спиртосодержащая продукция, подлежит уничтожению по решению суда в порядке установленным Постановлением N 1027.

Кроме того, изъятая спиртосодержащая продукция не имеет сопроводительных документов, а потому, на основании п.2 ст.10.2 ФЗ N 171-ФЗ, считается в незаконном обороте, и подлежит уничтожению по решению суда в порядке, установленном Постановлением N 1027.

Представленные заявителем доказательства являются относимыми, допустимыми, не вызывают у суда сомнения в их достоверности и в совокупности полностью подтверждают обстоятельства заявителя, на которые он ссылается как на основания своих требований, в связи с чем, суд полагает заявленные Комитетом по экономическому развитию и инвестиционной политике *** требования подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 293, ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Комитета по экономическому развитию и инвестиционной политике *** удовлетворить.

Признать бесхозяйной и направить на уничтожение в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства от дд.мм.гг. N ***, изъятую и переданную на ответственное хранение ОАО "***" согласно акту приема-передачи № *** от дд.мм.гг., следующую алкогольную продукцию: пиво «***» объемом 0,5 л в количестве 12 штук (в жестяной банке); пиво «***» объемом 0,5 л в количестве 10 штук (в жестяной банке); пиво «***» объемом 0,5 л в количестве 13 штук (в стеклянной бутылке).

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Дновский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Решение принято судом в окончательной форме: дд.мм.гг..

Председательствующий: И.Н. Купташкина