РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новоалександровск 30 января 2020 года
Новоалександровский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Белокопытова А.П.,
при секретаре Иноземцеве И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Новоалександровскому району Ставропольского края (межрайонное) о признании незаконным решения в части отказа в перерасчете пенсии с учетом коэффициента, установленного для районов Крайнего Севера, и возложении обязанности произвести перерасчет пенсии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к ГУ - УПФ РФ по Новоалександровскому району Ставропольского края (межрайонное) о признании незаконным решения в части отказа в перерасчете пенсии с учетом коэффициента, установленного для районов Крайнего Севера, и возложении обязанности произвести перерасчет пенсии. Требования мотивированы тем, что истцу была назначена страховая пенсия по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации». 03.07.2019 Управление ПФР по Новоалександровскому району Ставропольского края направило в адрес истца ответ за № 03-16/32 на запрос о предоставлении аргументированного разъяснения о том, почему размер пенсии на сегодняшний день составляет 10 562,62 рублей. В данном документе, в частности, указано, что для исчисления пенсии истца указана ответчиком продолжительность трудового стажа 10 лет 10 месяцев 11 дней. Согласно данному письму, исчислена пенсия за период трудовой деятельности с 2000 по 2001. В своём ответе ГУ - УПФ РФ по Новоалександровскому району Ставропольского края указало, что отношение заработков за вышеуказанный период составило 1,329, и при этом замечает, что в соответствии с действующим законодательством отношение заработков применяется не выше 1,2. Далее ответчик приводит обоснование того размера пенсии, который был назначен истцу: 72,960 x 74,27 (страховая пенсия) + 4 558,93 рублей = 9 977,67 рублей. Начиная с августа 2017 истцу производится без заявительный перерасчёт в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 18 Закона № 400-ФЗ, как работающему гражданину, при этом уточнено, что максимальное значение ИПК при перерасчёте страховой пенсии учитывается в размере не выше 3,0. В заявлении истца в адрес ответчика было выставлено требование о перерасчёте пенсии с учётом повышенного отношения заработков. В ответе сослались на ст. 30 Закона № 173-ФЗ, сообщив, что отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной зарплате в Российской Федерации учитывается не выше 1,2. На дату назначения пенсии, 30.05.2016, по расчетам ответчика, стаж работы истца в районах Крайнего Севера составляет 10 лет 10 месяцев 15 дней, а необходимо 15 календарных лет. То есть ФИО1, по мнению ГУ – УПФ РФ по Новоалександровскому району Ставропольского края, не может рассчитывать на установление пенсии с учётом повышенного отношения заработков. Считает, что при назначении пенсии районный коэффициент в расчёт не был принят, несмотря на то, что у него имелся необходимый трудовой стаж 24 года 3 месяца 15 дней (при 20 годах положенных) и Северный стаж - 14 лет 1 месяц 9 дней (при положенных 7 годах 6 месяцах). В данном случае оценка пенсионных прав производится исходя из стажа на соответствующих видах работ (Список № 1), а к расчетному размеру пенсии может применяться повышенное отношение заработков - 1,7. Досрочная пенсия истцу была назначена решением ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ по Новоалександровскому району Ставропольского края без учета коэффициента, но с учетом списка № 1 + РКС. По мнению истца, ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Новоалександровскому району Ставропольского края изначально неверно рассчитало размер пенсии ФИО1 Просит суд признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по Новоалександровскому району Ставропольского края в части отказа в перерасчете размера пенсии ФИО1 в соответствии со ст. 18 ФЗ от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с учетом коэффициента, установленного для районов Крайнего Севера - 1,8, начиная с 30.05.2016, и обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Новоалександровскому району Ставропольского края рассчитать пенсию в соответствии со ст. 18 ФЗ от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с учетом коэффициента, установленного для районов Крайнего Севера - 1,8, начиная с 30.05.2016.
На исковое заявление ФИО1 ответчиком ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Новоалександровскому району Ставропольского края (межрайонное) представлен письменный мотивированный отзыв, из содержания которого следует, что ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ) с 30.05.2016. 05.06.2019 ФИО1 обращался в Управление с заявлением о предоставлении полного расчета пенсии. 03.07.2019 Управлением был дан письменный ответ на обращение ФИО1 по вопросу пенсионного обеспечения. С заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости и документами, необходимыми для такого перерасчета в соответствии с и. 1 ч. 2 ст. 18 Закона № 400-ФЗ, истец в Управление не обращался, соответственно Решение об отказе в перерасчете страховой пенсии по старости не выносилось. Просят отказать в удовлетворении искового заявления ФИО1 в полном объеме.
В судебное заседание истец ФИО1 не явился, по неизвестной суду причине, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель истца ФИО1 по доверенности ФИО2 настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В судебном заседании представитель ГУ - УПФ Российской Федерации по Новоалександровскому району Ставропольского края (межрайонное) по доверенности ФИО3 возражала против удовлетворения требований ФИО1 по основаниям, указанным в отзыве на исковое заявление.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01.01.2015.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 5 лет страхового стажа.
Положениями пп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Суд, в ходе рассмотрения спора по существу установил, что ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 30.05.2016. По документам выплатного дела продолжительность стажа на 31.12.2001, учтенного для исчисления пенсии истца, составила 10 лет 10 месяцев 11 дней. Пенсия исчислена за период трудовой деятельности 2000-2001.
Сумма индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) на дату назначения пенсии истцу составила 72,960. Согласно заявлению истца, поступившему по почте в УПФ, истцу с 01.06.2019 произведен перерасчет страховой пенсии в связи с увеличением ИПК, добавлен стаж за период получения пособия по безработице. После всех перерасчетов ИПК истца на 01.06.2019 составляет 80,836.
07.05.2019 (дата заполнения заявления), ФИО1 обратился в ГУ - УПФ РФ по Новоалександровскому району Ставропольского края (межрайонное) с заявлением о перерасчете размера пенсии.
05.06.2019 (вх. № 03-16/28-Б), посредством почтовой связи, ФИО1 обратился в ГУ - УПФ РФ по Новоалександровскому району Ставропольского края (межрайонное) с заявлением о предоставлении полного расчета пенсии, где он просил, в установленный законом срок, письменно по указанному им адресу, сообщить подробно, каким образом произведен расчет размера его пенсии и по какой причине снижен размер районного коэффициента, а также выслать ему выписку из лицевого счёта пенсионера.
03.07.2019 Управлением был дан письменный ответ (исх. 03.07.2019 № 03-16/32) на обращение ФИО1 по вопросу пенсионного обеспечения. ФИО1 разъяснено, что по документам выплатного дела продолжительность его стажа на 31.12.2001, учтенного для исчисления пенсии, составила 10 лет 10 месяцев 11 дней. Пенсия исчислена за период трудовой деятельности 2000-2001. Отношение заработков за вышеуказанный период составило 1,329. Сумма индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) на дату назначения составила 72,960. Ежегодно, начиная с августа 2017, истцу производится беззаявительный перерасчет в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 18 Закона № 400-ФЗ (как работающему). Максимальное значение ИПК при перерасчете страховой пенсии учитывается в размере не свыше 3,0.
Кроме того, согласно его заявлению, поступившему по почте, истцу с 01.06.2019 произведен перерасчет страховой пенсии в связи с увеличением ИПК, добавлен стаж за период получения пособия по безработице. После всех перерасчетов ИПК на 01.06.2019 составляет 80,836.
Также истцу разъяснено, что гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абз. 2 настоящего подпункта настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения ст. 28.1 настоящего Федерального закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В соответствии со ст. 30 Закона № 173-ФЗ, в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. На дату назначения пенсии, 30.05.2016, стаж работы истца в районах Крайнего Севера составлял 10 лет 10 месяцев 15 дней, что не дает права на установление пенсии с учетом повышенного отношения заработков. Размер пенсии исчислен и выплачивается верно, в соответствии с действующем законодательством и документами выплатного дела.
Не соглашаясь с вышеуказанным ответом, ФИО1 обратился в суд с настоящим иском, реализуя свое право на судебную защиту.
Статьей 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрена возможность перерасчета размера страховой пенсии, в том числе в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 (п. 1 ч. 2 ст. 18).
Статьей 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения (п. 2 ч. 1 ст. 23).
Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (ч. 2 ст. 2).
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 884н от 17 ноября 2014 утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному социальному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила), которые определяют порядок обращения за страховой пенсией, рассмотрения этих обращений, порядок назначения пенсии, перерасчета и корректировки размера пенсии, а также правила проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ.
Пунктами 3, 48 Правил закреплен заявительный характер обращения гражданина за перерасчетом размера пенсии.
Пунктом 49 Правил установлено, что заявление о перерасчете размера пенсии и документы, необходимые для такого перерасчета, подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий выплату пенсии.
Заявление о перерасчете размера пенсии принимается при условии представления всех документов, необходимых для такого перерасчета, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе проверить обоснованность выдачи документов (сведений), необходимых для установления пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (п. 63).
Разрешая заявленные ФИО1 исковые требования в части признания незаконным решения ответчика в части отказа в перерасчете размера пенсии истца с учетом коэффициента, установленного для районов Крайнего Севера - 1,8, начиная с 30.05.2016, и возложении на пенсионный орган обязанности рассчитать его пенсию с учетом коэффициента, установленного для районов Крайнего Севера - 1,8, начиная с 30.05.2016, суд принимает во внимание тот факт, что ответ ГУ - УПФ РФ по Новоалександровскому району Ставропольского края (межрайонное) от 03.07.2019 (исх. № 03-16/32) не может расцениваться как отказ в перерасчете размера пенсии, а фактически является разъяснением на обращение ФИО1 от 08.05.2019 (вх. № 03-16/28-Б от 05.06.2019). При этом судом установлено, что в обращении истца от 08.05.2019 в пенсионный орган последний произвести перерасчет размера пенсии не просил.
Согласно приведенным положениям пенсионного законодательства, предоставляя гражданам право на обеспечение повышения уровня страховой пенсии в виде перерасчета ее размера, федеральный законодатель связывает возможность его реализации с субъективным правом пенсионера по собственному волеизъявлению обратиться с соответствующим заявлением. Таким образом, перерасчет размера пенсии в сторону увеличения носит заявительный характер.
Пенсионный орган не правомочен самостоятельно определять порядок расчета пенсии, а в своей деятельности обязан руководствоваться правовыми нормами, действующими на момент рассмотрения поступающих к нему заявлений.
В рассматриваемом случае для перерасчета пенсии истца на основании ФЗ № 400 необходимо его собственноручное заявление с приложением пакета документов.
Установив, что со стороны руководства пенсионного органа, нарушений норм закона не допущено, поскольку на письменное обращение ФИО1 в УПФ РФ от 08.05.2019 (вх. № 03-16/28-Б от 05.06.2019), 03.07.2019 в его адрес направлен ответ (исх. № 03-16/32), руководствуясь вышеприведенными нормами, суд правовых оснований для удовлетворения требований истца не находит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Новоалександровскому району Ставропольского края (межрайонное) о признании незаконным решения в части отказа в перерасчете пенсии с учетом коэффициента, установленного для районов Крайнего Севера, и возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Новоалександровский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда.
Судья А.П. Белокопытов