2-34/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пгт Грибановский 10 марта 2016 года
Грибановский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Силина А.К.,
при секретаре Маковой Е.В.,
с участием представителя истца, политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», Мячиной Т.Я.,
представителя ответчика, администрации Грибановского муниципального района Воронежской области, Труфановой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» к Грибановскому муниципальному району Воронежской области в лице администрации Грибановского муниципального района Воронежской области об истребовании из незаконного владения здания по адресу: <адрес>, признании права собственности политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» на указанное здание,
установил:
Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации» обратилась в суд с иском, указывая, что постановлением Воронежского областного комитета коммунистической партии Советского Союза № 15/9 от ДД.ММ.ГГГГ утвержден проект строительства здания Грибановского РК КПСС и смета в сумме <данные изъяты>.
В техническом паспорте на здание РК КПСС по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в качестве владельца указан РК КПСС. Год постройки - 1962. Как следует из справки исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной БТИ <адрес>, здание РК КПСС по адресу: <адрес> включает в себя лит. А, А1, Г1, Г2, Г3, Г5.
Согласно выписок из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ право собственности на здание и входящие в его состав гаражи лит. Г1, Г2, Г3 не зарегистрировано.
Из письма администрации Грибановского муниципального района Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ№ и приложенной к нему выписки из реестра муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что по мнению администрации здание находится в муниципальной собственности.
Истец считает, что основания для прекращения права собственности КПРФ на спорное здание и возникновения права собственности ответчика отсутствуют.
Приложение 3 к Постановлению ВС РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 содержит перечень объектов, относящихся к муниципальной собственности. Критерием отнесения к объектам муниципальной собственности является нахождение в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов.
В соответствии с п. 1 Указа Президента РСФСР от 25 августа 1991 года № 90 «Об имуществе КПСС и Коммунистической партии РСФСР» государственной собственностью РСФСР объявлено все принадлежащее КПСС и Коммунистической партии РСФСР недвижимое и движимое имущество, включая денежные средства в рублях и иностранной валюте, помещенные в банках, страховых, акционерных обществах, совместных предприятиях и иных учреждениях и организациях, расположенных на территории РСФСР и за границей.
Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 30 ноября 1992 года № 9-П при оценке конституционности данного Указа Президента Конституционный Суд счел возможным использовать двойственный подход: признал его конституционным применительно к той части имущества, собственником которой являлось государство, но которая на момент издания Указа фактически находилась во владении, пользовании и распоряжении органов и организаций КПСС и КП РСФСР, и неконституционным применительно к той части имущества, собственником которой являлась КПСС, а также к той части имущества, которая на момент издания Указа фактически находилась во владении, пользовании и распоряжении органов и организаций КПСС и КП РСФСР, но собственник которой не был определен.
Как следует из постановления Воронежского областного комитета коммунистической партии Советского Союза № от ДД.ММ.ГГГГ спорное здание было построено на средства КПСС и впоследствии находилось во владении КПСС.
По данным архива БТИ Грибановского района Воронежской области, согласно данным инвентаризации на ДД.ММ.ГГГГ здание принадлежит РК КПСС.
Истец не отчуждал спорное здание, не отказывался от своего права на него, следовательно основания для прекращения права собственности КПСС на здание и передачи его в муниципальную собственность Грибановского муниципального района Воронежской области отсутствовали.
В связи с этим просит суд истребовать из незаконного владения Грибановского муниципального района Воронежской области в лице администрации Грибановского муниципального района Воронежской области спорные помещения и признать на них право собственности Коммунистической партии Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца, политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», Мячина Т.Я. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске (л.д. 3-6) и письменных пояснениях (л.д. 144-145, 235-236, 243-244).
Представитель ответчика, администрации Грибановского муниципального района Воронежской области, Труфанова Е.А.иск не признала. Полагала, что спорное здание состоит в реестре муниципальной собственности на законных основаниях. Права на здание в ЕГРП не зарегистрированы, однако подготовка документов для процедуры регистрации начата. Полагала, что политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации» не является правопреемником коммунистической партии Советского Союза. Никаких доказательств, что спорное здание находилось в собственности КПСС, что было построено на средства КПСС, полученные за счет членских взносов и издательской деятельности, истцом не представлено. Потому оснований для удовлетворения иска нет. Кроме того, просила в иске отказать в связи с пропуском срока исковой давности.
Третье лицо, отдел по образованию и молодежной политике администрации Грибановского муниципального района Воронежской области, при надлежащем уведомлении о времени и месте судебного заседания своего представителя в суд не направил, о причинах неявки не уведомил.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с протоколом №17 исполкома Грибановского районного Совета депутатов трудящихся Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ в связи с новым строительством здания Грибановского РК КПСС, исполком райсовета депутатов трудящихся решил: выделить участок земли в количестве 0,40 га из земель госфонда Грибановского райцентра по ул. Центральной между зданиями райисполкома и коммунальным домом №5 для строительства здания Грибановского РК КПСС (л.д. 65-67).
Постановлением секретариата Воронежского областного комитета коммунистической партии Советского Союза от ДД.ММ.ГГГГ: 1) утвержден представленный финхозсектором обкома КПСС повторно применяемый проект строительства здания Грибановского РК КПСС и смета в сумме <данные изъяты>; 2) утверждены проекты и сметы на строительство домов для работников РК КПСС в различных районах Воронежской области на общую сумму <данные изъяты>; 3) решено просить Управление делами ЦК КПСС выделить на строительство здания Грибановского райкома КПСС и жилых домов ассигнования в сумме <данные изъяты> (л.д.14).
Согласно запрошенному по ходатайству истца и исследованному в ходе судебного заседания инвентаризационному делу № на здание РК КПСС № по <адрес>, год постройки указанного здания - 1962. Сведений о застройщике, о приеме здания в эксплуатацию, о регистрации, выдаче регистрационного удостоверения материалы инвентаризационного дела не содержат. В разделе «регистрация права собственности» оформленном в виде таблицы в столбце «дата записи» имеется запись «18/II-83 г», в столбце «полное наименование учреждения предприятия или организации» - запись «РК КПСС», столбец «документы, устанавливающие право собственности с указанием кем, когда и за каким номером выданы» не заполнен, в столбце «долевое участие при общей собственности» имеется цифра «1», в столбце «подпись лица, свидетельствующего правильность записи» имеется неразборчивая подпись без расшифровки. Есть сведения о проведении инвентаризаций 15 ноября 1972 года, 18 февраля 1983 года и 22 марта 1990 года. Имеются отметки в разделе «Общие сведения по строению»: владелец - «РК КПСС», основное назначение строения - «РК КПСС», преимущественное использование - «РК КПСС» (л.д. 198-209).
Исходя из указанных документов строительство спорного здания начато не ранее 10 апреля 1961 года и завершено не позднее 31 декабря 1962 года.
Впоследствии здание находилось во владении и пользовании Грибановского районного комитета коммунистической партии Советского Союза.
Решением исполнительного комитета Грибановского районного Совета народных депутатов Воронежской области №275 от 03 сентября 1991 года, принятым во исполнение Указа Президента РСФСР от 25 августа 1991 года №90 «Об имуществе КПСС и Коммунистической партии РСФСР» в частности решен вопрос о передаче исполкому районного Совета народных депутатов права полного хозяйственного ведения имуществом и средствами комитета КПСС (л.д.237-238).
26 сентября 1991 года решено принять на баланс исполкома районного Совета народных депутатов основные средства и малоценный инвентарь согласно актов комиссии по приему недвижимого и движимого имущества РК КПСС (решение исполнительного комитета Грибановского районного совета народных депутатов Воронежской области №277) (л.д.239).
10 октября 1991 года решено основные средства и малоценный инвентарь передать безвозмездно на баланс районного отдела народного образования для Дома пионеров (решение исполнительного комитета Грибановского районного совета народных депутатов Воронежской области №291) (л.д. 240).
Постановлением районного Совета народных депутатов Грибановского района Воронежской области от 28 июня 2000 года №35 утвержден реестр муниципального имущества Грибановского района согласно приложениям №№1-4. В приложении №1 «Реестр юридических лиц муниципальной собственности Грибановского района Воронежской области в пунктах №22 и №32 указано здание по адресу: пгт Грибановский ул. Центральная, д.7, отнесенное к отделу образования и муниципальному учреждению дополнительного образования «Районная станция юных техников» (л.д. 42-44).
В настоящее время спорное здание по указанному адресу используется отделом по образованию и молодежной политике администрации Грибановского муниципального района Воронежской области.
Право собственности на нежилое здание по адресу: <адрес>, на текущий момент не зарегистрировано, что подтверждается уведомлениями об отсутствии записи в ЕГРП по состоянию на 14 и ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30,31) и не оспаривается ответчиком.
Рассматривая вопрос наличия у истца прав собственности в отношении спорного имущества, суд исходит из следующих обстоятельств.
Согласно Указов Президента РСФСР от 25 августа 1991 года № 90 «Об имуществе КПСС и коммунистической партии РСФСР, от 06 ноября 1991 года № 169 «О деятельности КПСС и КП РСФСР», имущество КПСС и Коммунистической партии РСФСР было объявлено государственной собственностью и передавалось соответствующим органам государственной власти в РСФСР, на территории которых находится.
Эти Указы признаны Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 30 ноября 1992 года № 9-П «По делу о проверке конституционности Указов Президента Российской Федерации от 23 августа 1991 года №79 «О приостановлении деятельности коммунистической партии РСФСР», от 25 августа 1991 года № 90 «Об имуществе КПСС и коммунистической партии РСФСР» и от 6 ноября 1991 года № 169 «О деятельности КПСС и КП РСФСР», а также о проверке конституционности КПСС и КП РСФСР» (далее Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 30 ноября 1992 года № 9-П) соответствующими Конституции Российской Федерации в редакции от 01 ноября 1991 года применительно к той части имущества, собственником которой являлось государство, но которая на момент издания Указов фактически находилась во владении, пользовании и распоряжении органов и организаций КПСС и КП РСФСР.
Применительно к той части имущества, собственником которой являлась КПСС, а также к той части имущества, которая на момент издания Указа фактически находилась во владении, пользовании и распоряжении органов и организаций КПСС и КП РСФСР, но собственник которой не был определен, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30 ноября 1992 года № 9-П названные выше Указы Президента Российской Федерации были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в редакции от 01 ноября 1991 годы.
Споры о правоотношениях, вытекающих из права собственности на имущество, собственником которого не является государство и которое на момент издания Указов фактически находилось во владении, пользовании и распоряжении органов и организаций КПСС и КП РСФСР, согласно п. 2 раздела V Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 ноября 1992 года № 9-П, могут быть решены на общих основаниях в судебном порядке.
Применяя при разрешении настоящего спора положения Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 30 ноября 1992 года № 9-П о признании не соответствующими Конституции Российской Федерации Указов Президента, суд исходит из установленных обстоятельств и выводов, содержащихся в указанном Постановлении Конституционного Суда.
Как установлено Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 30 ноября 1992 года № 9-П, точное определение субъекта права собственности на тот или иной имущественный объект, находившийся в управлении органов и учреждений КПСС, затруднено вследствие огосударствления основной массы национального богатства.
Конституция СССР 1977 года установила в статье 10, что наряду с государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственностью социалистической собственностью является также имущество профсоюзных и иных общественных организаций, необходимое для осуществления уставных задач. Систематическое толкование норм Конституции СССР и Конституции Российской Федерации, а также Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик и Гражданского кодекса Российской Федерации приводит Суд к заключению, что понятие «Общественные организации» в данном контексте не включало КПСС. Законодатель в то время не мог включить КПСС в понятие «другие общественные организации», так как противоречило бы фактическому положению КПСС как «руководящей и направляющей силы общества». В статье 6 Конституции СССР КПСС определялась как «ядро политической системы советского общества, государственных и общественных организаций». А в статье 7 Конституции СССР КПСС среди общественных организаций не называлась.
Неопределенность субъектов права собственности на имущество, находившееся в управлении КПСС и КП РСФСР, не позволяет однозначно признать их собственниками.
Конституционный Суд, констатируя невозможность выяснения в судебном разбирательстве итоговым решением по которому стало Постановление от 30 ноября 1992 года № 9-П, подлинной воли собственника при передаче имущества от государства к КПСС, рассматривает имущество, управлявшееся КПСС, как находившееся в ее распоряжении без правового основания. Эта констатация не исключает принципиальной возможности того, что часть имущества, находившегося в управлении КПСС, законно принадлежала ей на праве собственности.
Признавая не соответствующим Конституции Российской Федерации Указ Президента РСФСР от 25 августа 1991 год № 90 применительно к той части имущества, собственником которой являлась КПСС, а также к той части имущества, которая на момент издания Указа фактически находилась во владении, пользовании и распоряжении органов и организаций КПСС и КП РСФСР, но собственник которой не был определен, Конституционный Суд указывает, что нельзя признать правомерным безоговорочное объявление государственной собственностью той части находившегося в управлении КПСС имущества, право собственности на которое принадлежало ей как общественному объединению (членские взносы, доходы от издательской деятельности), а равно той части указанного имущества, собственник которой был неизвестен.
Как следует из материалов дела, здание по адресу: <адрес>, на момент издания Указа Президента РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об имуществе КПСС и коммунистической партии РСФСР» находилось во владении и пользовании Грибановского районного комитета коммунистической партии Советского Союза. Документов, подтверждающих регистрацию права собственности на это здание в соответствии с действующим на указанный период времени законодательством, суду не представлено.
По заявлению истца, спорное имущество построено на членские взносы членов КПСС и доходы от издательской деятельности.
В подтверждении этого истцом представлены копии следующих документов: объяснительной записки к финансовому отчету об исполнении партийного бюджета за 1962 год (л.д.222-227), баланса Воронежского обкома КПСС на 01 июля 1961 года и баланса Воронежского обкома КПСС на 01 января 1963 года (л.д. 215-218, 219-221) из которых видно, что бюджет областной партийной организации пополнялся за счет членских взносов и типографской продукции; ведомости расходов на строительство зданий парторганов и жилых домов по Воронежской области за 1 полугодие 1961 года, за 1 полугодие 1962 года, за 1962 год (л.д. 211-212, 213-214, 229-230) из которых усматривается, что на строительство здания райкома КПСС Грибановского района было затрачено <данные изъяты>, в том числе <данные изъяты> в 1962 году.
При этом, согласно постановлению секретариата Воронежского областного комитета Коммунистической партии Советского союза от ДД.ММ.ГГГГ, было решено: «просить Управление делами ЦК КПСС выделить на строительство здания Грибановского райкома КПСС и жилых домов ассигнования в сумме <данные изъяты>» (л.д. 14). То есть финансирование строительства планировалось за счет ЦК КПСС, что противоречит утверждению представителя истца о поступлении средств на строительство из бюджета Воронежского обкома КПСС, сформированного из взносов его членов, а также доходов от издательской деятельности.
Согласно балансу Воронежского обкома КПСС на ДД.ММ.ГГГГ доходы партийного бюджета составили: поступления членских партийных взносов - <данные изъяты>, отчисления партийных издательств - <данные изъяты>, а в сумме - <данные изъяты>. На эту же дату расходы составили: на содержание партийных органов - <данные изъяты>, на партийную пропаганду - <данные изъяты>, на содержание партшкол и совпартшкол - <данные изъяты>, на содержание партийных архивов - <данные изъяты>, что в совокупности составило <данные изъяты>. Из этого следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не связанные со строительством бюджетные расходы Воронежского обкома КПСС превышали доходы от поступления членских взносов и отчислений партийных издательств. Сведения о бюджетных расходах Воронежского обкома КПСС за иной отрезок времени, в течение которого велось строительство здания Грибановского райкома КПСС, суду не представлено.
То есть копии перечисленных документов свидетельствуют о фактически понесенных затратах на строительство здания райкома КПСС Грибановского района, но не подтверждают безоговорочно того обстоятельства, что строительство велось исключительно за счет членских взносов и (или) доходов от издательской деятельности Воронежского обкома КПСС.
При таких обстоятельствах, в свете выводов Конституционного Суда Российской Федерации, приведенных в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ№-П, суд приходит к убеждению, что бесспорные доказательства возникновения у КПСС права собственности в отношении спорного здания, истцом не представлены.
Оценивая доводы истца о правопреемстве между КПСС и КПРФ суд исходит из следующих обстоятельств.
Согласно уставу политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» - данная политическая партия создана на добровольных началах гражданами Российской Федерации, объединившимися на основе общности интересов для реализации ее программных и уставных целей. Образованная по инициативе коммунистов, первичных организаций КП РСФСР и КПСС, Коммунистическая партия Российской Федерации продолжает дело КПСС и КП РСФСР, являясь их идейным преемником. Коммунистическая партия Российской Федерации преобразована из Общероссийской политической организации «Коммунистическая партия Российской Федерации», устав которой был принят II Чрезвычайным Съездом КПРФ ДД.ММ.ГГГГ с изменениями и дополнениями, утвержденными IV Съездом КПРФ ДД.ММ.ГГГГ, V (внеочередным) Съездом КПРФ ДД.ММ.ГГГГ, VIII (внеочередным) Съездом КПРФ ДД.ММ.ГГГГ, XI (внеочередным) Съездом КПРФ ДД.ММ.ГГГГ, IX (внеочередным) Съездом КПРФ ДД.ММ.ГГГГ и является её правопреемником. Коммунистическая партия Российской Федерации является юридическим лицом с момента государственной регистрации (л.д.70-115).
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации, запись о некоммерческой организации политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации» внесена в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ (л.д.69).
В представленной истцом редакции устава Коммунистической партии Российской Федерации, опубликованной в Правде ДД.ММ.ГГГГ, нет указания на то, что данная политическая организация создана посредством реорганизации. В абзаце втором названной редакции устава использована следующая формулировка «Возникшая по инициативе коммунистов в составе КПСС, Компартия РСФСР возобновляет свою деятельность и организационно оформляется в самостоятельную Коммунистическую партию Российской Федерации (КП РФ)» (л.д.162-176).
Статьей 16 «Основ законодательства Союза ССР и республик», в редакции, действовавшей на момент возникновения спорного правоотношения, предусмотрено, что реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) производится по решению собственника его имущества или уполномоченного собственником органа, а также по решению органа, уполномоченного учредительными документами юридического лица. Законодательство об отдельных видах юридических лиц может предусматривать и другие основания реорганизации.
Правопреемство между юридическими лицами определяется в соответствии с передаточным актом или разделительным балансом.
В соответствии со статьей 37 ГК РСФСР (в редакции 1964 года) правопреемство возникало при реорганизации юридических лиц. Такого решения в данном случае не принималось.
Имеющим преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела Постановлении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ установлено, что КП РСФСР создавалась как часть КПСС. Все документы КП РСФСР свидетельствуют о том, что она рассматривала себя в качестве структурной части КПСС. Регистрация КП РСФСР, следовательно, не предусматривалось. КП РСФСР не обладала и правами юридического лица. Будучи составной частью КПСС, Компартия РСФСР не могла помимо КПСС стать самостоятельным собственником имущества. К ноябрю 1991 года в результате роспуска, приостановления, запрета и других преобразований коммунистические партии республик прекратили свое существование. Это означало, что КПСС перестала отвечать признакам общесоюзной политической партии, предусмотренным частью второй статьи 6 Закона СССР «Об общественных объединениях». Что касается КП РСФСР, то, как отмечалось выше, она до самого момента издания рассматриваемых Указов Президента Российской Федерации оставалась составной частью КПСС и в самостоятельную политическую партию не оформлялась. Фактически КПСС и КП РСФСР прекратили свою деятельность в 1991 году.
Таким образом ни Общероссийская политическая общественная организация «Коммунистическая партия Российской Федерации», созданная в 1993 году, ни КПРФ не могли являться их правопреемниками.
Наличие идейного правопреемства между КПСС, КП РСФСР и КПРФ не означает наличие правопреемства в вопросах собственности между указанными лицами, которое осуществляется в порядке, установленном для юридических лиц гражданским законодательством.
Соответственно, истец является вновь созданной организацией и не является правопреемником КПСС.
Одностороннее объявление субъектом права о его преемстве прав другого лица, содержащееся в п. 37 устава Коммунистической партии Российской Федерации (л.д. 175), не порождает правовых последствий.
Поскольку истцом не доказано правопреемство между КПСС и КПРФ, наличие у КПСС права собственности в отношении спорного имущества, заявленные исковые требования подлежат отклонению.
Кроме того, представителем ответчика заявлено ходатайство о применении срока исковой давности. Оснований для отказа в удовлетворении данного ходатайства не имеется.
Доводы представителя истца о том, что течение срока исковой давности следует исчислять с сентября 2015 года, когда ею были направлены запросы о принадлежности спорного имущества в архивы, поскольку до этого о нарушении прав истца не было известно, суд находит несостоятельными. В рассматриваемых правоотношениях началом течения срока исковой давности следует считать дату провозглашения Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
В силу пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
На основании изложенного,руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» к Грибановскому муниципальному району Воронежской области в лице администрации Грибановского муниципального района Воронежской области об истребовании из незаконного владения здания по адресу: <адрес>, признании права собственности политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» на указанное здание, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: п/п А.К. Силин
Копия верна: Судья:
Секретарь:
Мотивированное решение изготовлено 15 марта 2016 года.