ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-34/2017 от 18.01.2017 Калачеевского районного суда (Воронежская область)

Дело № 2-34/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Калач 18 января 2017 г.

Калачеевский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего Тронева Р.А.,

с участием истца ФИО1 и его представителя ФИО2,

представителя ответчика ГУ-УПФ РФ по Калачеевскому району

Воронежской области по доверенности ФИО3,

при секретаре Краснолуцкой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Калачеевского районного суда Воронежской области гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ-УПФ РФ по Калачеевскому району Воронежской области о включении в специальный стаж периода военной службы и периодов работы, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ – УПФ РФ по Калачеевскому району Воронежской области о признании решения ответчика от ДД.ММ.ГГГГ незаконным в части невключения в его стаж периодов, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; об обязании ответчика засчитать ФИО1 в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; об обязании ответчика назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований ФИО1 указал, что решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении досрочной пенсии по старости как лицу, проработавшему в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев (п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях»). Его специальный стаж по подсчету ответчика составляет 05 лет 10 месяцев и 5 дней. Ответчик не включил в специальный стаж истца следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 11 месяцев 3 дня) - период службы в звании лейтенанта-инженера в воинской части <адрес> в должности начальника строительного (специализированного) участка; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период работы в должности заместителя директора в <адрес> ООО «<данные изъяты>»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период работы в должности начальника участка в <адрес> ООО «<данные изъяты>»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период работы в должности начальника <адрес> ЗАО «<данные изъяты>». Истец считает, что указанные периоды подлежат включению в его специальный трудовой стаж, по следующим основаниям: согласно архивной справки МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в силу приказа от ДД.ММ.ГГГГ истец был зачислен в звании лейтенанта-инженера военной части для прохождения службы в должности начальника строительного (специализированного) участка. На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ истец был уволен с действительной военной службы в запас по выслуге срока действия военной службы и с ДД.ММ.ГГГГ был исключен из списков личного состава воинской части . Согласно архивной справки МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ, приказом от ДД.ММ.ГГГГ истец был принят мастером строительно-монтажного участка. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ истец был уволен. Таким образом, истец проходил службу в рядах вооруженных сил в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 11 месяцев 3 дня). Не позднее трех месяцев со дня увольнения с военной службы он поступил на работу в организацию, также расположенную в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Ответчик отказал во включении указанного периода в специальный стаж, так как по его мнению не выполняется условие постановления Совета Министров СССР от 25.03.1968 г. № 181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях», поскольку он проходил службу в Советской Армии в должности лейтенанта, которая не предусмотрена указанным нормативным актом. Истец считает, что ответчиком допущены нарушения норм материального права. Президиумом Верховного Совета СССР 10 февраля 1960 г. был принят Указ «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», которым были предусмотрены льготы и компенсации для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и распространении этих льгот на всех рабочих и служащих указанных районов, в том числе исчисление одного года работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за один год и шесть месяцев работы при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности. Постановлением Совета Министров СССР от 4 апреля 1961 г. N 286 «Об исчислении непрерывного стажа работы уволенным в запас или в отставку офицерам и военнослужащим сверхсрочной службы, а также лицам, начальствующего и рядового состава органов МВД РСФСР, проходившим службу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и поступившим на работу в этих районах и местностях» установлено, что офицерам и военнослужащим сверхсрочной службы Советской Армии и Военно-Морского Флота, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР и Министерства внутренних дел РСФСР, а также лицам начальствующего и рядового состава органов Министерства внутренних дел РСФСР, уволенным, начиная с 1960 года в запас или в отставку из воинских частей, учреждений, предприятий и организаций, находящихся в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время и непрерывной службы (но не ранее чем с 1 августа 1945 г.) в указанных районах и местностях засчитывается в непрерывный стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", если они поступили на работу в этих районах и местностях и позднее трех месяцев после увольнения в запас или в отставку. Во изменение и дополнение к Указу Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» Президиумом Верховного Совета СССР был принят Указ от 26 сентября 1967 г. № 1908-VII «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», пунктом 2 которого предусмотрено рабочим и служащим, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - не менее 20 календарных лет, пенсии по старости назначать мужчинам по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет. В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 25 марта 1968 г. № 181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях» установлено, что солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совет СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г., если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Согласно ст. 78 Закона СССР от 12 октября 1967 г. «О всеобщей воинской обязанности», введенного в действие с 1 января 1968 г. и действующего в спорный период времени, время нахождения граждан на действительной военной службе в рядах Вооруженных Сил СССР зачитывается в их трудовой стаж. Солдатам, матросам, сержантам и старшинам срочной службы, и лицам, призванным на офицерские должности в соответствии с п. 2 ст. 66 настоящего Закона, время их действительной военной службы, кроме того, засчитывается и в стаж работы по специальности при условии, если они не позднее 3-месячного срока после увольнения в запас приступят к работе по полученной до призыва специальности (п. 2). Из военного билета истца видно, что воинское звание лейтенант-инженер запаса ему было присвоено ДД.ММ.ГГГГ приказом МО СССР после получения высшего образования по специальности «Промышленное и гражданское строительство» в Воронежском инженерно-строительном институте и прохождения военной подготовки при инженерно-строительном институте в 1981 году. На военную службу истец был призван на 2 года в соответствии с пунктом 2 ст. 66 Закона СССР «О всеобщей воинской обязанности». Согласно ст. 62 Законом СССР «О всеобщей воинской обязанности», лица офицерского става запаса могут быть определены в мирное время на действительную военную службу я использования на офицерских должностях: 2) по призыву - на два-три года из числа лиц, имеющих возраст не более 30 лет, в количестве и по военно-учетным специальностям, определяемым Советом Министров СССР. Таким образом, истец считает, что он в полной мере соответствует требованиям, установленным п. 2 ст. 78 Закона СССР «О всеобщей воинской обязанности», в связи с чем, полагает, что спорный период подлежит включению в специальный стаж. Также ответчик не засчитал ряд периодов работы истца в районах Крайнего Севера, а именно: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности заместителя директора в <адрес> ООО «<данные изъяты>» (11 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности начальника участка в <адрес> ООО «<данные изъяты>» (6 месяцев 16 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности начальника <адрес> ЗАО «<данные изъяты>» (5 месяцев 15 дней). Согласно Постановлению Совмина СССР от 03.01.1983 № 12 (ред. от 18.07.1994) "О несении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029" (вместе с "Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях", утв. Постановлением Совмина СССР от 10.11.1967 № 1029), к районам Крайнего Севера отнесен Усинский район Коми АССР. Таким образом, истец полагает, что периоды его работы в <адрес> относятся к периодам работы в районах Крайнего Севера и согласно п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" должны быть включены в специальный стаж.

В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель ФИО2 заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просят суд иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика по доверенности ФИО3 иск не признала, считает заявленные истцом требования необоснованными по основаниям, изложенным в возражении на исковое заявление, при этом суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в ГУ–УПФ РФ по Калачеевскому району Воронежской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истцу в назначении пенсии было отказано, так как у истца отсутствует необходимый для назначения досрочной пенсии по старости стаж (необходимо не менее 7 лет 6 месяцев, имеется 5 лет 10 месяцев 5 дней). Согласно п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400 – ФЗ, гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. Истцу не включен в специальный стаж период: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период прохождения срочной военной службы в войсковой части <адрес>, в званиях лейтенанта, старшего лейтенанта, так как не выполняется условие постановления Совета Министров СССР от 25.03.1968 г. № 181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях». Согласно данному постановлению солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным начиная с 1968 года с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 года, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 года, предусматривались льготы определенной категории работников в виде надбавок к месячному заработку, дополнительных отпусков, выплате суточных, обеспечения жилой площадью, а также праве на назначение пенсии по старости со снижением возраста. Таким образом, из анализа данных нормативных актов следует, что лицам, перечисленным в Постановлении Совета Министров СССР от 25.03.1968 года № 181, период их действительной военной службы засчитывался в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. ФИО1 действительно проходил в спорный период срочную военную службу в районах Крайнего Севера, не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступил на работу в организацию, также расположенную в районах Крайнего Севера, однако, учитывая его должность, относящуюся к офицерскому составу, он не может быть отнесен к лицам, перечисленным в Постановлении Совета Министров СССР от 25.03.1968 года № 181, следовательно, истец не имеется законных оснований для включения в специальный стаж спорного периода прохождения военной службы. Кроме этого, представитель ответчика суду пояснил, что спорные периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - периоды работы истца в <адрес> ответчиком на предмет включения их в специальный стаж, дающий право для назначения ФИО1 досрочной страховой пенсии не рассматривались, поскольку организации, в которых работал истец, были зарегистрированы на территории Калачеевского района.

Выслушав стороны, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему:

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

В силу ст. 33 Федерального закона "О страховых пенсиях" при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в ГУ-УПФ РФ по Калачеевскому району с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости (л.д. 33-34).

Решением ГУ - УПФ РФ по Калачеевскому району Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ истцу в назначении пенсии в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" было отказано, так как у истца нет необходимого для назначения досрочной страховой пенсии по старости специального стажа (необходимо 7 лет 6 месяцев, имеется 5 лет 10 месяцев 05 дней).

В специальный стаж истца не включен период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период прохождения военной службы в войсковой части <адрес> в званиях лейтенанта, старшего лейтенанта, так как согласно Постановлению Совета Министров СССР от 25.03.1968 г. № 181, в стаж работы, дающей право на получение льгот, установленных за работу в районах крайнего Севера засчитывается время действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, начиная с ДД.ММ.ГГГГ г. Время службы в званиях лейтенанта, старшего лейтенанта в стаж работы, дающей право на получение льгот, вышеуказанным постановлением не предусмотрено. Данный вывод ответчика нельзя признать законным и обоснованным.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Президиумом Верховного Совета СССР 10 февраля 1960 г. был принят Указ "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", которым были предусмотрены льготы и компенсации для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и распространении этих льгот на всех рабочих и служащих указанных районов, в том числе исчисление одного года работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за один год и шесть месяцев работы при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности.

Постановлением Совета Министров СССР от 4 апреля 1961 г. N 286 "Об исчислении непрерывного стажа работы уволенным в запас или в отставку офицерам и военнослужащим сверхсрочной службы, а также лицам, начальствующего и рядового состава органов МВД РСФСР, проходившим службу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и поступившим на работу в этих районах и местностях" установлено, что офицерам и военнослужащим сверхсрочной службы Советской Армии и Военно-Морского Флота, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР и Министерства внутренних дел РСФСР, а также лицам начальствующего и рядового состава органов Министерства внутренних дел РСФСР, уволенным, начиная с 1960 года, в запас или в отставку из воинских частей, учреждений, предприятий и организаций, находящихся в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их непрерывной службы (но не ранее чем с 1 августа 1945 г.) в указанных районах и местностях засчитывается в непрерывный стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", если они поступили на работу в этих районах и местностях не позднее трех месяцев после увольнения в запас или в отставку.

Во изменение и дополнение к Указу Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" Президиумом Верховного Совета СССР был принят Указ от 26 сентября 1967 г. N 1908-VII"О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", пунктом 2 которого предусмотрено рабочим и служащим, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - не менее 20 календарных лет, пенсии по старости назначать мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет.

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 25 марта 1968 г. N 181 "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в района Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях" установлено, что солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г., если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Согласно ст. 78 Закона СССР от 12 октября 1967 г. "О всеобщей воинской обязанности", введенного в действие с 1 января 1968 г. и действующего в спорный период времени, время нахождения граждан на действительной военной службе в рядах Вооруженных Сил СССР засчитывается в их трудовой стаж.

Солдатам, матросам, сержантам и старшинам срочной службы, и лицам, призванным на офицерские должности в соответствии с п. 2 ст. 66 настоящего Закона, время их действительной военной службы, кроме того, засчитывается и в стаж работы по специальности при условии, если они не позднее 3-месячного срока после увольнения в запас приступят к работе по полученной до призыва специальности.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 11 мес. 3 дня) проходил военную службу в ВС СССР в звании лейтенанта – инженера в должности начальника строительного (специализированного участка) в войсковой части расположенной в <адрес>, относящемся к районам Крайнего Севера, что подтверждается военным билетом истца (л.д. 11-12); архивной справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ФГКУ Центральный архив – архивный отдел (на Северном флоте <адрес>) (л.д. 13); справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной отделом военного комиссариата Воронежской области по Калачеевскому и Петропавловскому районам (л.д. 38).

При этом из материалов дела видно, что лейтенант-инженер запаса ФИО1 был призван на действительную военную службу на 2 года в соответствии с пунктом 2 ст. 66 Закона СССР "О всеобщей воинской обязанности".

В соответствии с Законом СССР "О всеобщей воинской обязанности" все мужчины - граждане СССР, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР. Воинская служба состоит из действительной военной службы и службы в запасе Вооруженных Сил СССР (ст. ст. 3, 5 Закона).

Согласно ст. 62 названного Закона порядок прохождения воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР определяется Советом Министров СССР в соответствии с настоящим Законом. Лица офицерского состава Вооруженных Сил СССР состоят на действительной военной службе и в запасе Вооруженных Сил СССР до установленных законом предельных возрастов.

В соответствии со ст. 66 Закона лица офицерского состава запаса могут быть определены в мирное время на действительную военную службу для использования на офицерских должностях:

1) в добровольном порядке - решением Министра обороны СССР;

2) по призыву - на два - три года из числа лиц, имеющих возраст не более 30 лет, в количестве и по военно-учетным специальностям, определяемым Советом Министров СССР.

То обстоятельство, что действительная военная служба по призыву истца в спорный период проходила в районе Крайнего Севера, подтверждается материалами дела и ответчиком не оспорено.

Согласно материалам дела, в 1981 г. истец окончил Воронежский инженерно-строительный институт по специальности: промышленное и гражданское строительство. ФИО1 присвоена квалификация инженера – строителя, что подтверждается дипломом института (л.д. 51), а также военным билетом истца (л.д. 11-12).

Из архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ФГКУ Центральный архив – архивный отдел (на Северном флоте <адрес>) следует, что на основании приказа воинской части от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ принят мастером строительно-монтажного участка. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ истец уволен с ДД.ММ.ГГГГ в связи с переводом с его согласия в исполнительный комитет городского Совета народных депутатов Мурманска – 140 по согласованию руководителей организаций (л.д. 13 оборотная сторона). Факт работы истца в должности мастера в воинской части также подтверждается трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14).

Таким образом, истец в полной мере соответствует требованиям, установленным п. 2 ст. 78 Закона СССР "О всеобщей воинской обязанности".

При указанных обстоятельствах имеются основания для включения спорного периода в специальный стаж истца.

Разрешая заявленные истцом требования о включении в специальный стаж периодов работы в районах Крайнего Севера: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности заместителя директора ООО «<данные изъяты>» в <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности начальника участка ООО «<данные изъяты>» в <адрес> ООО; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности начальника <адрес> ЗАО «<данные изъяты>» суд исходит из следующего:

В соответствии с ч. ч. 1, 20 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией. Решения об установлении или отказе в установлении страховой пенсии, о выплате этой пенсии, об удержаниях из указанной пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм страховой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.

В судебном заседании установлено, что ответчиком не рассматривались оспариваемые периоды работы истца в <адрес> на предмет включения их в специальный стаж, дающий право для назначения ФИО1 досрочной страховой пенсии, поскольку организации, в которых работал истец, были зарегистрированы на территории Калачеевского района.

В качестве доказательств, подтверждающих требования ФИО1 о включении в его специальный стаж периодов работы в районе Крайнего Севера – в <адрес>, истцом представлены: трудовая книжка (л.д. 8-10); архивная справка от ДД.ММ.ГГГГ, выданная архивным отделом администрации Калачеевского муниципального района Воронежской области (л.д. 15); приказ по ООО «<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16 оборотная сторона); приказ по ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17 оборотная сторона); сберегательная книжка, открытая в филиале в <адрес> (л.д. 37).

В материалы гражданского дела также представлена выписка из лицевого счета застрахованного лица, сформированная ответчиком ДД.ММ.ГГГГ из которой следует, что ФИО1 зарегистрирован в качестве застрахованного лица ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 39-50).

Из представленных материалов следует, что на основании приказа ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принят на работу заместителем директора в <адрес>. Приказом ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ истец переведен начальником участка промышленного строительства в <адрес>. Приказом ЗАО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принят на работу в порядке перевода из ООО «<данные изъяты>» на должность начальника Усинского участка. ДД.ММ.ГГГГ истец уволен по собственному желанию (приказ от ДД.ММ.ГГГГ).

Как следует из положений ст. 14 ФЗ "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1). При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2). При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (ч. 3).

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», судам разъяснено, что рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации. Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ).

Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Таким образом, периоды работы истца после регистрации в качестве застрахованного лица могут быть подтверждены выпиской из индивидуального лицевого счета. Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица СНИЛС сведения в отношении спорных периодов работы ФИО1 представлены ООО «<данные изъяты>» и ЗАО «<данные изъяты>» в пенсионный фонд без наличия особых условий труда, дающих право на досрочную страховую пенсию. Таким образом, данное обстоятельство подтверждает, что представители работодателя ФИО1 не считали работу истца в спорные периоды льготной.

Кроме этого, приведенные выше положения закона свидетельствуют о том, что пенсионное законодательство предполагает, что досрочное назначение страховой пенсии по старости может быть произведено пенсионным органом на основании документов, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере работы обусловленного тем, что такая работа является строго индивидуализированной и зависит от ряда обстоятельств - количества отработанного времени, объема проделанной работы, квалификации (разряда) работника, режима работы, временной нетрудоспособности, обучения, выполнения необходимого объема работы, различных системы оплаты труда и премирования и т.д.

Таких документов, в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истцом представлено не было.

Учитывая изложенное, оценив и сопоставив представленные доказательства, суд полагает, что заявленные ФИО1 требования о включении в специальный стаж периодов работы в районе Крайнего Севера: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности заместителя директора ООО «<данные изъяты>» в <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности начальника участка ООО «<данные изъяты>» в <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности начальника Усинского участка <адрес> ЗАО «<данные изъяты>» являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

При включении спорного периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 11 мес. 3 дня)

в специальный стаж истца, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ФИО1 на дату обращения в ГУ – УПФ РФ по Калачеевскому району Воронежской области (ДД.ММ.ГГГГ) имел все необходимые условия для назначения ему страховой пенсии по старости, следовательно, ответчик обязан назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости на основании ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» со дня обращения за указанной пенсией, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение ГУ – Управление Пенсионного Фонда РФ по Калачеевскому району Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ в части невключения в специальный стаж, дающий право для назначения ФИО1 досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г.

Обязать ГУ – Управление Пенсионного Фонда РФ по Калачеевскому району Воронежской области включить в специальный стаж, дающий право для назначения ФИО1 досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г.

Обязать ГУ – Управление Пенсионного Фонда РФ по Калачеевскому району Воронежской области назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» со дня обращения, то есть с 18.11.2016 г.

В удовлетворении остальной части заявленных требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Р.А. Тронев

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья Р.А. Тронев