ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-34/2017 от 31.01.2017 Сковородинского районного суда (Амурская область)

Дело № 2-34/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 января 2017 года г. Сковородино

Сковородинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Федорчук Н.Б.,

при секретаре Юрочкиной Г.В.,

с участием заместителя прокурора Сковородинского района ФИО4,

представителя ответчика – администрации города Сковородино – ФИО5, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сковородинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц – жителей г. Сковородино к администрации города Сковородино об обязании обеспечить объекты жилищно-коммунального хозяйства г. Сковородино вторым независимым взаимно резервирующим источником питания,

у с т а н о в и л:

Прокурор Сковородинского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц – жителей г. Сковородино обратился с иском к администрации города Сковородино об обязании обеспечить объекты жилищно-коммунального хозяйства г. Сковородино вторым независимым взаимно резервирующим источником питания, в обоснование которого указал, что прокуратурой Сковородинского района с привлечением специалиста Дальневосточным управлением Ростехнадзора проведена проверка по факту неоднократного отключения электроснабжения центрального теплового пункта № 1 (ЦТП-1) г. Сковородино. В ходе проверки установлено, что объекты жилищно-коммунального хозяйства г. Сковородино такие как: котельная КЕ мощностью 535 кВт; котельная 5 км мощностью 325 кВт; центральный тепловой пункт № 1 (ЦТП-1) мощностью 350 кВт; ЦТП-2 мощностью 69 кВт; ЦТП-3 мощностью 100 кВт, согласно актов разграничения балансовой принадлежности электросети и ответственности за эксплуатацию электроустановок между сетевой организацией и потребителем являются потребителем III категории надежности электроснабжения (п. VI актов разграничения). Сетевой организацией является Сковородинская дистанция электроснабжения. Объекты жилищно-коммунального хозяйства г. Сковородино такие как: котельная КЕ, котельная 5 км, центральный тепловой пункт № 1 (ЦТП-1), ЦТП-2, ЦТП-3, относятся к потребителям II категории надежности электроснабжения, которые в свою очередь не обеспечены вторым независимым взаимно резервирующим источников питания. В случае прекращения энергоснабжения указанных объектов во время осенне-зимнего периода возможно возникновение чрезвычайной ситуации, поскольку все вспомогательное оборудование котельных - дутьевые вентиляторы, дымососы, питательные сетевые и другие насосы имеют электропривод. Следовательно, при аварийном отключении электроэнергии произойдет остановка котельного оборудования, снижение параметров теплоносителя, что в условиях пониженной температуры может привести к выходу из строя тепловых сетей и как следствие, к нарушению прав жителей города Сковородино (около 9500 человек) на бесперебойное получение теплоснабжения надлежащего качества. Не принятие, администрацией города Сковородино как мер по обеспечению объектов жилищно-коммунального хозяйства г. Сковородино таких как: котельная КЕ, котельная 5 км, центральный тепловой пункт № 1 (ЦТП-1), ЦТП-2, ЦТП-3 резервными источниками энергоснабжения, создает угрозу прохождения отопительного периода, бесперебойного теплоснабжения потребителей - жильцов многоквартирных домов, учащихся образовательных учреждений, работе органов власти. На основании изложенного, просит обязать муниципальное образование администрацию города Сковородино обеспечить объекты жилищно-коммунального хозяйства г. Сковородино такие как: котельная КЕ, котельная 5 км, центральный тепловой пункт № 1 (ЦТП-1), ЦТП-2, ЦТП-3 вторым независимым взаимно резервирующим источников питания.

В судебном заседании заместитель прокурора Сковородинского района Дидик А.А. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в иске.

Представитель ответчика – администрации города Сковородино ФИО5, действующая на основании прав по должности исковые требования признала.

Третье лицо – представитель ООО «ЖКХ-Ресурс» надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, не явился, согласно заявления просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд, руководствуясь положениями ч.3 ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица – ООО «ЖКХ-Ресурс».

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Поскольку указанные обстоятельства нарушают права неопределенного круга лиц – жителей <адрес> на благоприятные и безопасные условия проживания, то прокурор Сковородинского района вправе обратиться в суд с данным исковым заявлением.

В силу п.4 ч.1 ст.14 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Согласно п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения обязательств.

Судом установлено, что 02 декабря 2016 года прокуратурой Сковородинского района с привлечением специалиста Дальневосточного управления Ростехнадзора, на основании требования прокурора Амурской области № 7/1-31-2016/7080 от 24.11.2016 года, была проведена проверка по факту неоднократного отключения электроснабжения центрального теплового пункта № 1 (ЦТП-1) г. Сковородино. В ходе проверки установлено, что объекты жилищно-коммунального хозяйства г. Сковородино: котельная КЕ мощностью 535 кВт; котельная 5 км мощностью 325 кВт; центральный тепловой пункт № 1 (ЦТП-1) мощностью 350 кВт; ЦТП-2 мощностью 69 кВт; ЦТП-3 мощностью 100 кВт, согласно актов разграничения балансовой принадлежности электросети и ответственности за эксплуатацию электроустановок между сетевой организацией и потребителем являются потребителем III категории надежности электроснабжения. Объекты жилищно-коммунального хозяйства г. Сковородино: котельная КЕ мощностью 535 кВт; котельная 5 км мощностью 325 кВт; центральный тепловой пункт № 1 (ЦТП-1) мощностью 350 кВт; ЦТП-2 мощностью 69 кВт; ЦТП-3 мощностью 100 кВт, относятся к потребителям II категории надежности электроснабжения, что фактически не соответствует действительности. Необходимо привести электроснабжение объектов ЖКХ г. Сковородино в соответствие II категории надежности электроснабжения.

Из актов разграничения границ балансовой принадлежности электросети и ответственности за эксплуатацию электроустановок между сетевой организацией и потребителем следует, что объекты жилищно-коммунального хозяйства г. Сковородино являются потребителем III категории надежности электроснабжения. Сетевой организацией является Сковородинская дистанция электроснабжения.

Согласно п.1.2.10. Правил устройства электроустановок (ПУЭ), утвержденных Министерством энергетики Российской Федерации Приказ от 8 июля 2002 года № 204, независимый источник питания - источник питания, на котором сохраняется напряжение в послеаварийном режимев регламентированных пределах при исчезновении его на другом или других источниках питания.

К числу независимых источников питания относятся две секции или системы шин одной или двух электростанций и подстанций при одновременном соблюдении следующих двух условий:

1) каждая из секций или систем шин в свою очередь имеет питание от независимого источника питания;

2) секции (системы) шин не связаны между собой или имеют связь, автоматически отключающуюся при нарушении нормальной работы одной из секций (систем) шин.

На основании п. 1.2.18 ПУЭ в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на следующие три категории.

Электроприемники первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.

Из состава электроприемников первой категории выделяется особая группаэлектроприемников, бесперебойная работа которых необходима для безаварийного останова производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров.

Электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.

Электроприемники третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий.

1.2.19. Электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания.

Для электроснабжения особой группы электроприемников первой категории должно предусматриваться дополнительное питание от третьего независимого взаимно резервирующего источника питания.

В качестве третьего независимого источника питания для особой группы электроприемников и в качестве второго независимого источника питания для остальных электроприемников первой категории могут быть использованы местные электростанции, электростанции энергосистем (в частности, шины генераторного напряжения), предназначенные для этих целей агрегаты бесперебойного питания, аккумуляторные батареи и т. п..

Если резервированием электроснабжения нельзя обеспечить непрерывность технологического процесса или если резервирование электроснабжения экономически нецелесообразно быть осуществлено технологическое резервирование, например, путем установки взаимно резервирующих технологических агрегатов, специальных устройств безаварийного останова технологического процесса, действующих при нарушении электроснабжения.

В соответствии с п. 1.2.20 ПУЭ электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно
резервирующих источников питания. Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.

Согласно строительных норм и правил (СНиП II -35-76 утвержденных
постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по
делам строительства от 31 декабря 1976 г. № 229 (с изменениями)) п. 1.12.
котельные по надежности отпуска тепла потребителям относятся: к первой
категории - котельные, являющиеся единственным источником тепла системы теплоснабжения и обеспечивающие потребителей первой категории, не имеющих индивидуальных резервных источников тепла; ко второй категории - остальные котельные. Пункт 14.1. электроприемники котельных по надежности электроснабжения относятся к первой или второй категориям, определяемым в соответствии с ПУЭ и п. 1.12 настоящих норм и правил.

Таким образом, судом установлено, что объекты жилищно-коммунального хозяйства г. Сковородино: котельная КЕ, котельная 5 км, центральный тепловой пункт № 1 (ЦТП-1), ЦТП-2, ЦТП-3, относятся к потребителям II категории надежности электроснабжения, которые в свою очередь не обеспечены вторым независимым взаимно резервирующим источников питания.

Так же судом установлено, что на основании свидетельства о государственной регистрации права 28АА 276880 от 07 июля 2009 года, котельная 3 КЕ-25-14С, расположенная по адресу: <...> находится в собственности муниципального образования города Сковородино на основании договора пожертвования имущества от 09 апреля 2007 года.

Согласно свидетельства о государственной регистрации права от 10 августа 2010 года, ЦТП № 1 (центральный тепловой пункт), расположенный по адресу: <...> находится в собственности муниципального образования города Сковородино на основании постановления Правительства Амурской области от 20 июля 2009 года № 309, постановления главы г. Сковородино Амурской области от 25 августа 2009 года .

Свидетельством о государственной регистрации права от 30 августа 2010 года установлено, что здание котельной, расположенной по адресу: <...> находится в собственности муниципального образования города Сковородино на основании постановления Правительства Амурской области от 20 июля 2009 года , постановления главы г. Сковородино Амурской области от 25 августа 2009 года .

Как следует из ответа администрации города Сковородино от 30 ноября 2016 года, котельная КЕ-25 г. Сковородино, котельная 5 км г. Сковородино, ЦТП-1 г. Сковородино, здание станции 2 подъема 5 км, канализационная насосная станция (КНС) г. Сковородино, насосная станция ул. Красноармейская, 66А, насосная станция ул. Победы находятся в собственности администрации города Сковородино. Право собственности на ЦТП-2 находится на стадии регистрации. Право собственности на ЦТП-3, отсутствует. По факту расследования возникшей 08 ноября 2016 года аварийной ситуации, было проведено рабочее совещание. Администрацией города Сковородино проведено расследование по вопросу не обеспечения координации деятельности по предотвращению чрезвычайных ситуаций в городе и принятию необходимых мер для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не соблюдения пункта 3 распоряжения Правительства Амурской области от 08.11.2012 года № 157-р «Об информационном взаимодействии при прохождении отопительных периодов в Амурской области». По представлению прокуратуры Сковородинского района от 22.11.2016 года приняты меры, а именно объекты ЖКХ обеспечены дополнительными источниками электроснабжения. В наличии имеется 4 дизельные электростанции, переданные из администрации Сковородинского района по договору субхранения.

Согласно ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения поселения также относит участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», предупреждение чрезвычайных ситуаций включает в себя комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

При таких обстоятельствах, непринятие администрацией города Сковородино мер по обеспечению объектов жилищно-коммунального хозяйства г. Сковородино: котельной КЕ, котельной 5 км, центрального теплового пункта № 1 (ЦТП-1), ЦТП-2, ЦТП-3 резервными источниками энергоснабжения, создает угрозу прохождения отопительного периода, бесперебойного теплоснабжения потребителей - жильцов многоквартирных домов, учащихся образовательных учреждений, работе органов власти.

Поскольку, судом установлен факт необходимости обеспечения объектов жилищно-коммунального хозяйства г. Сковородино: КЕ, котельной 5 км, центрального теплового пункта № 1 (ЦТП-1), ЦТП-2, ЦТП-3 вторым независимым взаимно резервирующим источником питания, указанные объекты жилищно-коммунального хозяйства г. Сковородино находятся в собственности муниципального образования администрации города Сковородино, то именно администрация г. Сковородино должна принять меры по обеспечению указанных объектов жилищно-коммунального хозяйства вторым независимым взаимно резервирующим источником питания. В связи с чем, исковые требования прокурора Сковородинского района подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора Сковородинского района в интересах неопределенного круга лиц - жителей г. Сковородино к администрации г. Сковородино Амурской области об обязании обеспечить объекты жилищно-коммунального хозяйства г. Сковородино вторым независимым взаимно резервирующим источником питания - удовлетворить.

Обязать администрацию города Сковородино обеспечить объекты жилищно-коммунального хозяйства г. Сковородино такие как: КЕ, котельная 5 км, центральный тепловой пункт № 1 (ЦТП-1), ЦТП-2, ЦТП-3 вторым независимым взаимно резервирующим источником питания.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Сковородинский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.

Председательствующий Н.Б. Федорчук