ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-34/2021ГОДА от 10.02.2021 Чаплыгинского районного суда (Липецкая область)

Дело № 2- 34/2021 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 февраля 2021 года г.Чаплыгин

Чаплыгинский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Плехова Ю.В.

при секретаре Котовой Е.А.

с участием помощника прокурора Чаплыгинского района Липецкой области Агафонова Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Чаплыгинского района Липецкой области в интересах субъекта Российской Федерации к ФИО3 о взыскании суммы полученной социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Чаплыгинского района Липецкой области в интересах субъекта Российской Федерации обратился в Чаплыгинский районный суд с иском к ФИО3 о взыскании суммы полученной социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности.

Исковые требования мотивировал тем, что в ходе проведенной прокурорской проверки был выявлен факт нецелевого использования бюджетных средств при получении и расходовании социальной выплаты на строительство жилья ФИО3

В соответствии с федеральной целевой программой "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 № 598, предоставлялись социальные выплаты на строительство жилья в сельской местности молодым семьям, в которых один из супругов является работником по трудового договору или осуществляет предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или в социальной сфере.

На основании предоставленных документов Управлением сельского хозяйства области ФИО3 с учетом очередности обеспечения выплатами работников АПК 23.06.2015 выдано свидетельство № 404 о предоставлении социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности на общую сумму 1770854,40 рублей (из них 1109086,11 руб. из федерального бюджета, 661768.29 руб. из средств областного бюджета). В тот же день между Управлением сельского хозяйства, работодателем в лице ИП ФИО2, ФИО3 заключен трёхсторонний договор № 180 об обеспечении жильем молодой семьи, согласно п. 3.2.4. которого ФИО3 обязан работать в сфере сельского хозяйства по трудовому договору у работодателя не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты. В случае невыполнения указанного условия договор предусматривает досрочное его прекращение с возвратом суммы социальной выплаты в бюджет (п. 5.1). С условиями договора ФИО3 был ознакомлен, согласен с ними, в связи с чем заключил договор.

Денежные средства в указанной сумме ФИО3 в 2015 году на приобретение строительных материалов получил и освоил в полном объёме на строительство жилого дома.

Вместе с тем, как показала проведенная прокурорская проверка, ФИО3 не соблюдены условия получения и использования социальной выплаты.

В частности, ФИО3 не выполнено существенное условие использования социальной выплаты на приобретение жилья, поскольку он нарушил принятое на себя обязательство в рамках реализации федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» и п. 3.2.4 трёхстороннего договора отработать по трудовому договору у работодателя в сельской местности в течение 5 лет с момента получения социальной выплаты. Правовых оснований для сохранения за ответчиком права на социальную выплату в рамках программы не имеется, поскольку после расторжения трудового договора в срок, не превышающий 6 месяцев, не заключен трудовой договор с другим работодателем или не организована иная индивидуальная предпринимательская деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности.

Согласно п. 3.2.1 Договора об обеспечении жильём молодой семьи (молодого специалиста) от 23.06.2015 № 180, свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности № 404, ФИО3 социальная выплата в сумме 1770854,40 рублей была предоставлена на строительство жилого дома в сельской местности по адресу: <адрес>.

Однако данное условие предоставления и использования социальной выплаты ФИО3 не выполнено, поскольку установлено, что ФИО3 жилой дом построен не в сельской местности, а в <адрес> по адресу: <адрес>

Кроме того, ФИО3 не выполнено ещё одно условие для предоставления и использования социальной выплаты в соответствии с п.п. 4, 33 Типового положения - это постоянное проживание в сельской местности, в которой в которой хотя бы один из членов молодой семьи работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере.

Таким образом, ФИО3 не выполнены обязательства, на основании которых у последнего возникает законное право на использование полученной социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам РФ, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям в соответствии с федеральной целевой программой "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", утверждённой постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 № 598, ФИО3 незаконно использовал денежные средства в виде социальной выплаты в сумме 1770854,40 рублей, до настоящего времени ФИО3 указанную сумму в областной бюджет не вернул.

В судебном заседании помощник прокурора Чаплыгинского района Липецкой области Агафонов Е.Ю. исковые требования поддержал в полном объёме и просил их удовлетворить, по доводам, изложенных в исковом заявлении с учетом уточнения.

Ответчик ФИО3 в судебное заседание не явился, надлежаще извещался о времени, дате и месте судебного заседания. Возражений на исковое заявление, заявления об отложении судебного заседания в суд не представил.

Представитель третьего лица Управления сельского хозяйства по Липецкой области в судебное заседание не явился, надлежаще извещался о времени, дате и месте судебного заседания, в представленном в суд заявлении просили удовлетворить исковые требования и рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Суд, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив доказательства, считает, что исковые требования заместителя прокурора Чаплыгинского района Липецкой области в интересах субъекта Российской Федерации к ФИО3 о взыскании суммы полученной социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности подлежат удовлетворению.

К такому выводу суд приходит по следующим основаниям.

В рамках федеральной целевой программой "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 № 598, предоставлялись социальные выплаты на строительство жилья в сельской местности молодым семьям, в которых один из супругов является работником по трудового договору или осуществляет предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или в социальной сфере.

Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее - Типовое положение), являющимся приложением № 4 к названной Программе, определена очередность выплат, согласно которой в первую очередь средства предоставляются занятым в агропромышленном комплексе, а после обеспечения данной категории лиц - в социальной сфере. В занятых в АПК, последние 3 года выплаты работникам социальной сферы не осуществлялись и, учитывая очередь и размер ежегодно выделяемых денежных средств, в ближайшие года не предполагаются.

При этом, исходя из содержания п. 36 Типового положения и ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", под АПК понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, у которых доля дохода от реализации произведенной или переработанной ими сельскохозяйственной продукции за календарный год составляет не менее 70 % от общего дохода.

В соответствии с п. 4 Типового положения право на получение социальной выплаты гражданин имеет при соблюдении в совокупности следующих условий:

а) постоянное проживание в сельской местности;

б) работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, по форме согласно приложению № 6 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (далее соответственно - Программа, заявление);

в) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 13 настоящего Типового положения, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 18 настоящего Типового положения. Доля собственных и (или) заемных средств в процентах от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, в том числе отдельно по гражданам и молодым семьям (молодым специалистам), устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В случае если указанная доля установлена в размере менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, разница компенсируется за счет средств регионального (местного) бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования). При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. № 862 "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий";

г) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий. В целях настоящего Типового положения признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно п. 33 Типового положения право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных настоящим разделом, имеют:

а) молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица в возрасте на дату подачи заявления в соответствии с пунктом 39 настоящего Типового положения не старше 35 лет или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:

работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности;

постоянное проживание в сельской местности, в которой хотя бы один из членов молодой семьи работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере;

признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 4 настоящего Типового положения;

наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств в соответствии с пунктом 4 настоящего Типового положения.

В соответствии с п.п. 42, 43 Типового положения в случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты орган исполнительной власти (орган местного самоуправления - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования), член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты.

На основании предоставленных документов Управлением сельского хозяйства области ФИО3 с учетом очередности обеспечения выплатами работников АПК 23.06.2015 выдано свидетельство № 404 о предоставлении социальной выплаты на строительство жилого дома в <адрес>, на общую сумму 1770854,40 рублей.

В тот же день между Управлением сельского хозяйства, работодателем в лице ИП ФИО2, ФИО3 заключен трёхсторонний договор № 180 об обеспечении жильем молодой семьи, согласно п. 3.2.4. которого ФИО3 обязан работать в сфере сельского хозяйства по трудовому договору у работодателя не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты. В случае невыполнения указанного условия договор предусматривает досрочное его прекращение с возвратом суммы социальной выплаты в бюджет (п. 5.1). С условиями договора ФИО3 был ознакомлен, согласен с ними, в связи с чем заключил договор.

Денежные средства в указанной сумме ФИО3 в 2015 году на приобретение строительных материалов получил и освоил в полном объёме на строительство жилого дома.

Материалами прокурорской проверки, актом № 67 по результатам проверки соблюдения условий трёхстороннего договора об обеспечении жильём молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты, а также проверки документов, предоставляемых для получения социальной выплаты с выездом по адресу нахождения жилого помещения либо земельного участка, предоставленного для строительства жилья, согласно которого в ходе выездной проверки было установлено фактическое отсутствие построенного жилого дома по адресу: <адрес>.

Установлено, что ФИО3 жилой дом построен в <адрес> по адресу: <адрес>.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, за ФИО3 зарегистрировано право собственности на жилой дом площадью 111,3 кв. м. по адресу: <адрес>ёжная, <адрес>, дата государственной регистрации права 18.11.2015, номер государственной регистрации права собственности .

Существенными условиями договора, указанного в пункте 42 настоящего Типового положения, являются:

а) обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты;

б) право органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае невыполнения членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательств, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта.

Материалами дела установлено, что 12.02.2012 года ФИО3 был принят на работу к ИП ФИО2 на должность водителя, данное обстоятельство подтверждается копией трудовой книжки ФИО3, объяснениями ФИО3, ФИО1 (супруги покойного работодателя ФИО3 - ИП ФИО2)

Проработав у ИП ФИО2 до конца 2015 года ФИО3 уволился по собственному желанию и в последующем ни у ИП ФИО2, ни какой-либо другой организации, либо ИП больше по трудовому договору, в т.ч. в сфере АПК в сельской местности, нигде по настоящее время не работал и не работает. Подтвердить либо опровергнуть факт осуществления ФИО3 трудовой деятельности у ИП ФИО2 не представляется возможным, поскольку, согласно объяснениям ФИО1, 11.05.017 в их доме случился пожар, вся документация, в том числе по данному вопросу, была уничтожена огнём.

Согласно сведениям, полученным из ФНС о доходах физических лиц, выплаченных налоговыми агентами следует, что в 2012 году ФИО3 получил доходы в сумме <данные изъяты> руб. в ЗАО «Связной Логистика»; в 2013 году - ООО «Раненбургские ночи» в сумме <данные изъяты>., ЗАО «Связной Логистика» в сумме <данные изъяты> руб., в 2014 г.- филиал «Воронеж» АО «Банк Русский Стандарт» в сумме <данные изъяты> руб.; в 2015 году- АО «Чаплыгинский крахмальный завод» в сумме <данные изъяты> руб.; за 2016 и 2017 годы - данных не имеется; 2018 год - АО «Инвестиционная компания «АЙ ТИ ИНВЕСТ» в сумме <данные изъяты>.

Таким образом, ИП ФИО2 справки 2-НДФЛ подтверждающей осуществление трудовой деятельности ФИО3 в АПК за период с 2012 г. по 2018 г. не предоставлялись, что позволяет сделать вывод о том, что ФИО3 у ИП ФИО2 был трудоустроен фиктивно без реального осуществления трудовой деятельности.

Кроме того, ФИО3 нарушено и другое условие трехстороннего договора, а именно, не предоставление сведений в соответствии с п.п. 4, 33 Типового положения - постоянное проживание в сельской местности, в которой хотя бы один из членов молодой семьи работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере. Таких сведений ответчиком не предоставлено.

Достоверность и достаточность представленных суду доказательств, документов, письменных доказательств, имеющихся в деле, судом проверялись и признаны допустимыми, в качестве средств обоснования выводов суда.

Согласно ст.103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.п.3 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в вышеназванные суды, в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.

С учетом размера удовлетворенных исковых требований имущественного характера с ответчика в пользу дохода бюджета Чаплыгинского муниципального района подлежит взысканию государственная пошлина в размере 17 054 (семнадцать тысяч пятьдесят четыре рубля) 27 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования заместителя прокурора Чаплыгинского района Липецкой области в интересах субъекта Российской Федерации к ФИО3 о взыскании суммы полученной социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности удовлетворить.

Взыскать с ФИО3 в пользу Управления сельского хозяйства Липецкой области сумму полученной социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 № 598, в сумме 1 770 854 (один миллион семьсот семьдесят тысяч восемьсот пятьдесят четыре) рубля 40 копеек.

Взыскать с ФИО3 в доход бюджета Чаплыгинского муниципального района государственную пошлину в размер 17 054 (семнадцать тысяч пятьдесят четыре рубля) 27 копеек.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Чаплыгинский районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Председательствующий: Ю.В.Плехов

Решение в окончательной форме изготовлено: 17 февраля 2021 года.