ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-34/2022 от 14.02.2022 Верховского районного суда (Орловская область)

Дело №2-34/2022 (2-340/2021)

УИД 57RS0002-01-2021-000532-59

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 февраля 2022 года пгт. Верховье

Верховский районный суд Орловской области в составе председательствующего судьи Лазаревой Л.В., с участием истца Москаленку Е.В. и его представителя адвоката Безносиковой К.Д., представившей удостоверение №0709 от 16.12.2013 и ордер № 26 от 1512.2021, представителей ответчика Маркарян Р.Н. на основании доверенности № 254 от 07.12.2021 и Шуссер В.В. на основании доверенности №183 от 01.10.2021, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поляковой Л.В., секретарем Всеволодовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний районного суда гражданское дело по исковому заявлению Москаленку Е.В. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Москаленку Е.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области (далее ОПФ РФ по Орловской области, Пенсионный фонд) о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости. В обоснование исковых требований, уточненных в ходе рассмотрения дела, указал, что 21 января 2021 года обратился в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Верховском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Верховском районе Орловской области (межрайонное) в назначении досрочной страховой пенсии было отказано по причине отсутствия необходимого льготного стажа. К зачету в льготный стаж принято 5 лет 6 месяцев, при требуемом 6 лет 3 месяца. При подсчете специального стажа ответчиком не включен период работы с 17.01.1983 по 24.12.1984 в должности заливщика 2 разряда литейного цеха на «Кишиневском тракторном заводе» в связи с отсутствием документального подтверждения занятости в течение полного рабочего дня. Считает отказ ответчика незаконным, поскольку наличие трудового стажа с17.01.1983 по 24.12.1984 в должности заливщика 2 разряда литейного цеха на «Кишиневском тракторном заводе». Подтверждается записями в трудовой книжке, архивными справками, уточняющей справкой АО «Траком». Республика Молдова является участником Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, в соответствии со ст.ст.6, 11.которого для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации. Указывает, что Списком № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 22.08.1956 № 1173, предусмотрено наименование должности «Заливщики металла, старшие заливщики» (раздел XI «Металлообработка» раздел 1. Литейное производство). Просит суд обязать ответчика включить в страховой стаж период работы с 17.01.1983 по 24.12.1984 в должности заливщика металла литейного цеха 2 разряда на «Кишиневском тракторном заводе» и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30.Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента обращения – с 21 января 2021 года.

В судебном заседании истец Москаленку Е.В. и его представитель адвокат Безносикова К.Д. исковые требования поддержали по доводам, изложенным в иске и уточненном исковом заявлении. Пояснили, что в спорный период истец осуществлял работу в должности заливщика металла 2 разряда литейного цеха на Кишиневском тракторном заводе. Данная должность предусмотрена Списком № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 22.08.1956 № 1173 и дает право на назначение страховой пенсии с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев. Соглашением о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 предусмотрено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Российская Федерация и Республика Молдова являются участниками данного Соглашения, в связи с чем период с.17.01.1983 по 24.12.1984 в должности заливщика литейного цеха Кишиневского тракторного завода подлежит зачету в специальный стаж.

Представители ответчика Маркарян Р.Н. и Шуссер.В.В. в судебном заседании исковые требования не признали, пояснив, что в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам. На момент обращения истца по вопросу назначения досрочной страховой пенсии по старости, его стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» составил 5 лет 6 месяцев при требуемом – 6 лет 3 месяца. Правовых оснований для назначения досрочной страховой пенсии истцу с 21 января 2021 года не имелось.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 № 11-П в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).

Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.

Из Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 24.05.2001 №8-П, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2002 №320-О, Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 №2-П следует, что при разрешении вопроса о назначении досрочной трудовой пенсии по старости должны применяться нормативные правовые акты, действовавшие в спорные периоды трудовой деятельности лица, предусматривающие право на включение работы в определенных должностях и учреждениях на момент возникновения у работника такого права в связи с осуществлением им определенной трудовой деятельности, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения пенсии до введения в действие нового правового регулирования.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

По общим правилам, закрепленным в статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет, при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ.страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Согласно части 3 статьи 30 названного Федерального закона периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Аналогичные положения содержались в подпункте 5 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 01.01.2015.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

Согласно ч. 2 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 года 3 665 утверждены Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.

В соответствии с пп. «а» п. 1 указанного Постановления Правительства РФ при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 ФЗ «О страховых пенсиях» применяются: при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах:

Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее - Список № 1 от 1991 года);

Список № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.

Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 года № 1005, определено, что основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При этом все записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения.

Согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 19 марта 2004 года, если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должности прямо предусмотрено Списками № 1 и № 2, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 или постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, то период работы в данной организации и должности, протекавшей до 1 января 1992 года рекомендуется засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер. Письмом ГУ ПФР РФ № 06/18593 от 6 октября 2003 года «О назначении пенсии» также было установлено, что периоды работы до 1 января 1992 года необходимо засчитывать в льготный стаж без проверки полной занятости, принимая во внимание основного документа о трудовой деятельности и трудовом стаже, каковым, в силу статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации, является трудовая книжка установленного образца.

Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости» в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года предусмотрено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актам. При этом в стаж включатся период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

Списком № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, предусмотрено, что правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются плавильщики, их подручные, старшие плавильщики и бригадиры плавильщиков (раздел XI «Металлообработка» подраздел 1 «Литейное производство»).

Под занятостью полный рабочий день понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включается период выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

Подтверждением занятости работника на работах, дающих право на пенсионные льготы, могут служить любые первичные учетные документы предприятия, которыми он может подтвердить право конкретного работника на льготное пенсионное обеспечение, именно: штатное расписание, штатная расстановка, должностная/рабочая инструкция, журнал учета личного состава отдела, цеха, бригады и других структурных подразделений, наряды на выполнение соответствующих работ, лицевые счета, табели учета рабочего времени, расчетно-платежные ведомости на заработную плату, карты аттестации рабочих мест по условиям труда; журналы заданий и прочие документы.

Согласно ч.3 ст.2 ФЗ «О страховых пенсиях» в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

13 марта 1992г. между государствами - участниками СНГ: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова было подписано Соглашение «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (далее - Соглашение), ст. 1 которого предусматривалось, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В силу п. п. 2, 3 ст.6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.

Из буквального толкования указанного положения Соглашения и Письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1994 № 1-369-18 (зарегистрировано в МЮ РФ 21.02.1994 № 497) следует, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13.03.1992, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992г.

Как следует из Письма Министерства Социальной защиты населения РФ от 31.01.1994 № 1-369-18 пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 г. производится в порядке, предусмотренном указанным Соглашением.

В силу п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (Приложение № 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 г. № 99р (в ред. от 28.01.2005 г.) «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР»), для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств участников Соглашением от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29.01.2003 г. № 203-16).

В соответствии с п.15 Указания Министерства социальной защиты населения РФ от 18.01.1996 г. № 1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР» (зарегистрировано в Минюсте РФ 21.03.1996 г., регистрационный № 1056) документы о стаже работы и заработке, предоставляемые из государств - бывших республик СССР должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вышеизложенное означает, что данные документы, в частности, должны содержать все необходимые реквизиты, заполнение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом, форма документа может быть произвольной.

В качестве документов, подтверждающих трудовой (страховой) стаж и заработок могут приниматься: справки, оформление компетентными учреждениями (органами) справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника соглашения. Вышеперечисленные международные соглашения содержат положения о том, что компетентные учреждения (органы) сторон принимают меры к устранению обстоятельств, необходимых для определения права на пенсию и ее размеры (ст.10 Соглашения от 13.03.1992 г.).

В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации и пунктом 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 года № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, 21 января 2021 года Москаленко Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Верховском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Верховском районе (межрайонное) №210000004558/14316/21 Москаленку Е.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием необходимой продолжительности льготного стажа работы (л.д.10).

В уведомлении №404 от 04.05.2021 пенсионный орган сообщил истцу, что льготный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, составляет 5 лет 6 месяцев; страховой стаж на дату обращения составляет 29 лет 6 месяцев 24 дня. В специальный стаж Москаленку Е.В. не зачтен, в том числе период работы в должности заливщика 2 разряда литейного цеха на «Кишиневском тракторном заводе» Республики Молдова в период с17.01.1983 по 24.12.1984. Стаж на соответствующих видах работ составляет 5 лет 6 месяцев, при требуемом 6 лет три месяца (л.д.11-15).

В соответствии с записями в трудовой книжке истец с 29.11.1982 принят на работу в литейный цех. Кишиневского тракторного завода шихтовщиком 2 разряда; с 17.01.1983 переведен заливщиком 2 разряда в этом же цехе; 25.12.1984 присвоена смежная профессия стропальщика (л.д.16-22)

Согласно справкам №4428 от 19.08.2021, №55 от 12.08.2021, №051/005 от 25.01.2022 Москаленку Е.В. работал на Кишиневском тракторном заводе, в настоящее время переименованном в АО «ТРАКОМ» в Литейном цехе с 19.11.1982 по 17.01.1983 в качестве шихтовщика 2 разряда. С 17.01.1983 работал заливщиком металла 2 разряда того же цеха (Приказ №07/05-к от 21.01.1983) по 12.08.1985 (Приказ №59 от 12.08.1985). Данная работа выполнялась постоянно, полный рабочий день, что дает право на оформление Государственной пенсии на льготных условиях по Списку №2, строка 204010а-19614- шихтовщик и по Списку №1, строка 1110100а-12176- заливщик металла, Утвержденному Постановлением Республики Молдова №822 от 15.12.1992. Отвлечений от работы не имел (л.д.24,25).

Достоверность представленных работодателем справок уточняющий характер работы истца, подтверждена компетентным органом Республики Молдова - Национальной кассой Социального Страхования Республики Молдова. (л.д.23).

Верховный Суд РФ в своем Определении от 31.10.2008 № 82-В08-6, разъяснил период применения Соглашения от 13.03.1992, и указал, что, поскольку никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось, то оно применимо из буквального толкования п. 2 ст. 6 Соглашения от 13.03.1992 для трудового стажа, приобретенного за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 г., а после распада этих государств - до 13 марта 1992 г.

В случае приобретения права на пенсионное обеспечение на территории государства, входящего в Содружество Независимых Государств, реализация данного приобретенного права возможна не только на территории приобретения права, но и на территории государств-участников Соглашения, коим является Российская Федерации, при условии переселения.

Согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 19 марта 2004 г., если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должности прямо предусмотрено Списками № 1 и № 2, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 или постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, то период работы в данной организации и должности, протекавшей до 01 января 1992 г., рекомендуется засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер.

Поскольку судом установлено, что истец осуществлял трудовую деятельность в период с 17.01.1983 по 24.12.1984 в должности заливщика металла 2 разряда Литейного цеха Кишиневского тракторного завода, в трудовой книжке имеются записи о приеме его на работу и увольнении с указанием соответствующих приказов, печати предприятия читаемы, данные записи подтверждаются справками, уточняющими особый характер работы, данная работа выполнялась постоянно, полный рабочий день, суд приходит к выводу о зачете данного периода в специальный стаж Москаленку Е.В.

С учетом включенных ответчиком периодов работы (5 лет 6 месяцев), и периода, установленного судом (1 год 11 месяцев 8 дней) специальный стаж Москаленку Е.В. на дату его обращения с заявлением в территориальный пенсионный орган составляет 7 лет 5 месяцев 8 дней.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

За назначением досрочной страховой пенсии по старости истец Москаленку Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в пенсионный фонд 21 января 2021 года. На дату обращения истца за назначением пенсии, специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии с учетом включения в него спорного периода, составил более семи при требуемом шесть лет три месяца, страховой стаж истца 29 лет 6 месяцев 24 дня, следовательно, истец имеет право на досрочное назначение пенсии по старости с учетом снижения возраста для назначения пенсии.

При этом, суд учитывает, что наличие у истца необходимых страхового стажа и индивидуального пенсионного коэффициента ответчиком не оспаривается.

На момент обращения к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости – ДД.ММ.ГГГГ, Москаленку Е.В. исполнилось 60 лет, в связи с чем право на указанную пенсию у истца возникло с момента обращения – с 21 января 2021 года.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ расходы, понесенные Москаленку Е.В. по уплате госпошлины в сумме 300 рублей, подлежат взысканию с ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194 –199.ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Москаленку Е.В. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области включить в стаж, дающий право Москаленку Е.В. на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы с 17 января 1983 года по 24 декабря 1984 года в должности заливщика литейного цеха 2 разряда на «Кишиневском тракторном заводе» Республики Молдова.

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области назначить Москаленку Е.В. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 21 января 2021 года.

Взыскать с Государственного Учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области в пользу Москаленку Е.В. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Орловского областного суда через Верховский районный суд Орловской области в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.

Мотивированное решение изготовлено 21 февраля 2022 года.

..

Председательствующий Л.В. Лазарева