ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-34/2022 от 20.01.2022 Ленинскогого районного суда г. Омска (Омская область)

55RS0003-01-2021-005697-81

2-34/2022 (2-3822/2021)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Омск 20 января 2022 года

Ленинский районный суд г. Омска

в составе председательствующего судьи Савчук А.Л.,

при секретаре судебного заседания Зыбаревой Е.В.

с участием помощника судьи Вилкс Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области о возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по иному основанию, осуществить перерасчет размера назначенной пенсии,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ Управление ПФ РФ в Ленинском АО г. Омска, в обоснование указав, что 06.04.2021 им было подано заявление ответчику о переводе страховой пенсии по старости с основания, предусмотренного п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ на страховую пенсию по старости по основанию, предусмотренному п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ, при этом просил руководствоваться решением суда № 2-723/2020 от 26.02.2020, апелляционным определением № 33-3970/2020 от 25.08.2020, кассационным определением № 8-931/2021 от 21.01.2021, уменьшить возраст возникновения права на страховую пенсию по старости по основанию п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ на 8 месяцев за два полных года работы в РКС сверх даты по состоянию на 12.01.2019, в связи с тем, что по настоящее время он продолжает работать вахтовым методом, что отражено на его лицевом счете. До момента обращения в суд какое-либо решение ответчика, заверенное подписью и печатью, им не получено. Просил обязать ГУ Управление ПФ РФ в Ленинском АО г. Омска назначить ему досрочную пенсию по старости по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ со дня подачи заявления от 06.04.2021.

В ходе судебного разбирательства в связи с реорганизацией ответчика с согласия истца произведена замена ГУ Управление ПФ РФ в Ленинском АО г. Омска его правопреемником ГУ Отделение ПФ РФ по Омской области.

В ходе судебного разбирательства ФИО1 исковые требования неоднократно дополнял и уточнил, окончательно просит обязать ответчика вновь, как впервые, назначить пенсию по наиболее выгодному для него варианту суммирования ст. 33 Федерального закона № 400-ФЗ: советского стажа до 01.01.1992 п. 2 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ со стажем п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ; для нового, как впервые назначения пенсии, пенсию по п. 2 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ за работу в тяжелых условиях труда отменить, как наихудший вариант пенсионного обеспечения, установить возникшее право на пенсию при наилучшем варианте суммирования на 12.05.2018, для исключения громоздкого перерасчета пенсию назначить с даты подачи заявления, поданного им на назначение страховой пенсии по старости с 05.03.2020 с выплатой размера назначенной пенсии за весь период выплат, установить для расчета назначенной пенсии время дожития, установленное законодательством на 2018 год; установить повышенный коэффициент отношения заработков до 1,8, установить повышенную фиксированную выплату как за работу в РКС согласно ст. 17 или ст. 12 Федерального закона № 400-ФЗ, установить повышающий индивидуальный коэффициент за срок отложенной пенсии. В обоснование требований указал, что стаж по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ является полностью советским до 01.01.1992 и в отношении него должно применяться законодательство, действовавшее в тот период. Полагает, что решением Верховного Суда РФ № АКПИ 16-452 внесены изменения в законодательные акты о порядке включения в специальный стаж для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда периодов обучения, службы в армии, выборочной работы и т.п., согласно которым советский стаж до 01.01.1992 является абсолютным, без каких-либо изъятий, буквален и расширительному или урезанному принятию не подлежит. Суммирование стажа должно осуществляться по наиболее выгодному варианту. С 05.03.2020 ему назначена пенсия по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ за работу в тяжелых условиях труда, при этом заведенный в систему ПТК НВП стаж составил по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ – 12 лет 2 месяцев 2 дня советского стажа, имевшего место до 01.01.1992, по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ – 5 лет 6 месяцев 2 дня, выработанного до 01.01.2019. При суммировании стажа, его стаж по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ составит 17 лет 8 месяцев 4 дня на дату 31.12.2018, чего достаточно для выхода на пенсию в возрасте 54 года 4 месяца, при оценке прав в 2018 году. Данного возраста он достиг 12.05.2018. Поскольку право возникло до 01.01.2019, на него не распространяется закон о повышении пенсионного возраста граждан. Полагает, что имеет право на установление соотношения заработков при расчете пенсии в повышенном размере, поскольку по состоянию на 01.01.2002 работал в РКС. Кроме того полагает, что приобрел право на установление повышенной фиксированной выплаты в размере 50 %, так как при суммировании стажа весь стаж является фактической трудовой деятельностью в районах Крайнего Севера.

В судебном заседании ФИО1 исковые требования поддержал по доводам, изложенным в уточненном исковом заявлении и дополнении к нему. Полагал, что действиями ответчика нарушены его пенсионные права.

Ответчик ГУ Отделение ПФ РФ по Омской области при надлежащем извещении представителя в судебное заседание не направил, представил письменные возражения на иск, в которых в удовлетворении исковых требований просил отказать. Учитывая характер и условия выполняемых работ в течение всей трудовой деятельности, право на пенсию по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ у ФИО1 могло наступить не ранее 01.03.2020. Само по себе назначение истцу пенсии по Списку № 2, а не по основанию, предусмотренному п.6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ прав истца не нарушает, поскольку в любом случае пенсия бы была назначена с даты обращения при условии наступления права на нее, т.е. с 05.03.2020. при этом размер пенсии был бы идентичен независимо от основания назначения досрочной страховой пенсии по старости. Поскольку на 2018 год у истца отсутствовало право на пенсию, оснований для установления для расчета пенсии время дожития, установленного законодательством 2018 года, не имеется. Учитывая, что истец по состоянию на 01.01.2002 не проживал в районах Крайнего Север, права на установление повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к заработной плате по стране не имеется. Право на установление фиксированной выплаты в повышенном размере у ФИО1 также отсутствует, поскольку при определении стажа работы в РКС и МКС для установления таковой не предусмотрен учет периодов работы по Списку № 2 и в плавсоставе. Стаж работы продолжительностью 15 лет в РКС или 20 лет в МКС у истца отсутствует, к иным категориям, имеющим право на получение фиксированной выплаты в повышенном размере, он также не относится.

Исследовав материалы дел, заслушав истца, проверив доводы сторон, суд приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Закон о страховых пенсиях).

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет (часть 1 статьи 8 Закон о страховых пенсиях в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).

Законом о страховых пенсиях также установлены случаи досрочного назначения страховой пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста.

Пунктом 2 части 1 статьи 30 Закон о страховых пенсиях установлено, что досрочная пенсия по старости, при соблюдении прочих условий, назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста 60 лет на один год за каждые два года и 6 месяцев такой работы;

Пунктом 9 части 1 статьи 30 приведенного Закона установлено, что досрочная пенсия по старости, при соблюдении прочих условий, назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

Возможность снижения возраста выхода на пенсию пропорционально имеющемуся неполному специальному стажу данным пунктом статьи 30 Закона Закон о страховых пенсиях не предусмотрена.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 32 Закона о страховых пенсиях (в редакции, действующей до 31.12.2018) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Закона о страховых пенсиях, в редакции, действующей с 01.01.2019, досрочная пенсия по старости, при соблюдении прочих условий, назначается мужчинам достижения возраста 60 лет (с учетом переходных положений, предусмотренных приложением к Закону № 400-ФЗ), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Гражданам, проработавшим в РКС не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением общеустановленного возраста на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в МКС, а также в МКС и РКС каждый календарный год работы в МКС, считается за девять месяцев работы в РКС.

В силу части 1 статьи 33 Закона о страховых пенсиях при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства от 14 июля 2014 года № 651 утвержден такой порядок, согласно которому приравнивания к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении стажа работы в указанных районах и местностях работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» осуществляется путем суммирования стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и стажа на соответствующих видах работ (пункт 1 Порядка).

В случае если стаж на соответствующих видах работ (отдельные его периоды) выработан в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, такой стаж в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии с пунктами 2 и 6 части 1 статьи 32 Федерального закона учитывается как время работы соответственно в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях (пункт 2 Порядка).

Таким образом, к стажу работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях приравнивается путем суммирования работа, в том числе в тяжелых условиях труда (пункт 2 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях) и в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) (пункт 9 части 1 статьи 30 названного закона).

Пунктом 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на назначение досрочной пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516, предусмотрено суммирование стажа работы в РКС со стажем работы по Списку № 2 и в плавсоставе.

Пунктом 13 Правил №516, предусмотрен индивидуальный порядок исчисления специального стажа в отношении периодов работы в плавсоставе при определении права на досрочную пенсию за работу в указанных условиях, а именно работа в течение полного навигационного периода на водном транспорте учитывается с таким расчетом, чтобы при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, продолжительность стажа на соответствующих видах работ в соответствующем календарном году составила полный год.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Как установлено в ходе судебного разбирательства и следует из материалов дела, 24 декабря 2018 года ФИО1 обратился в ГУ УПФ РФ в Ленинском АО г. Омска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Закона о страховых пенсиях.

Решением ГУ УПФ РФ в Ленинском АО г. Омска от 10 января 2019 года истцу отказано в назначении данной пенсии по причине отсутствия необходимого страхового стажа на соответствующих видах работ.

При этом по расчетам органа пенсионного обеспечения стаж на соответствующих видах работ ФИО1, засчитываемый при назначении страховой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера, с учетом применения части 3 и 4 статьи 30 Закона о страховых пенсиях, составляет 4 года 6 месяцев 7 дней. Страховой стаж по пункту 6 части 1 статьи 32 Закона о страховых пенсиях составил 15 лет 10 месяцев 28 дней (определен с учетом периодов работы в календарном порядке), с учетом применения части 3 и 4 статьи 30 Закона о страховых пенсиях - 16 лет 2 месяца 8 дней (определен с учетом периода учебы, периода службы в армии, работы в календарном порядке), с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П составил 20 лет 7 месяцев 28 дней (определен с учетом периода учебы, периода службы в армии в льготном исчислении, работы в календарном порядке).

Полагая указанное решение органа пенсионного обеспечения нарушающим его пенсионные права, ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Ленинском АО г. Омска о включении не зачтенных периодов работы в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, о возложении обязанности назначить ему такую пенсию.

Решением Ленинского районного суда г. Омска от 25 апреля 2019 года, вступившим в законную силу 31 мая 2019 года, заявленные требования удовлетворены частично: ряд периодов работы истца зачтен ему в страховой стаж (с 25 октября 1993 года по 2 октября 1999 года, с 20 декабря 1999 года по 20 февраля 2006 года, с 21 февраля 2006 года по 14 марта 2007 года, с 17 марта 2007 года по 27 марта 2010 года); в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера либо в приравненных к ним местностях, зачтены периоды его работы в плавсоставе на судах речного флота:

- с 03 мая по 12 ноября 1981 года на Омском судоремонтно – судостроительном заводе (плавательная практика мотористом – рулевым теплохода «В. Иванов») как 1 год;

- с 11 мая по 5 ноября 1982 года в Омском судоремонтном – судостроительном заводе мотористом – рулевым теплохода «В. Иванов» как 1 год;

- с 01 августа по 26 октября 1985 года в Омском судоремонтном – судостроительном заводе 3 штурманом - 3 помощником механика теплохода «ОТА -948» как 1 год;

- с 06 мая по 30 ноября 1986 года в Омском судоремонтном – судостроительном заводе 2 штурманом - 2 помощником механика теплохода «ОТА -903» как 1 год;

- с 01 апреля по 3 ноября 1987 года в Омском судоремонтном – судостроительном заводе 1 помощником механика – 2 штурманом теплохода «ОТА -903» как 1 год;

- с 4 ноября 1987 года по 15 июня 1988 года в Омском судоремонтном – судостроительном заводе 1 помощником механика – 2 штурманом теплохода «ОТА -903»;

- с 16 июня 1988 года по 11 июля 1989 года 1 штурманом – 3 помощником механика теплохода «ОТ -2009»;

- с 20 ноября 1989 года по 14 мая 1991 года в Иртышской ремонтно-эксплуатационной базе флота ОАО «Иртышское пароходство» 1 штурманом – 2 помощником механика теплохода «Волгоград ГЭС», 1 штурманом – 3 помощником механика теплохода «Ленанефть – 2012».

При этом указанным решением истцу разъяснено, что по смыслу действующего пенсионного законодательства право на досрочную страховую пенсию по старости на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Закона о страховых пенсиях наступает по достижении возраста 55 лет, а поскольку истец достиг такого возраста 12 января 2019 года, то не ранее чем по истечении 6 месяцев с указанной даты в соответствии с изменениями пенсионного законодательства, вступившимися в действие с 1 января 2019 года, ему может быть назначена страховая пенсия по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера.

Таким образом, суд указал, что ФИО1 необходимо обратиться в территориальный орган пенсионного обеспечения после 12 июля 2019 года (в решении суда ошибочно указано «июня») с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Закона о страховых пенсиях, с приложением предусмотренного законом пакета документов.

Поскольку при рассмотрении данного спора оценка пенсионных прав ФИО1 происходила без учета положений Списков работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда (Список № 2 1956 года, Список № 2 1991 года), он вновь обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Ленинском АО г. Омска о включении указанных выше периодов его работы в плавсоставе на судах речного флота только уже в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с работой в тяжелых условиях труда, также просил зачесть в такой стаж период службы в рядах Советской Армии и периоды обучения.

Решением Ленинского районного суда г. Омска от 22 июля 2019 года, вступившим в законную силу 30 августа 2019 года, названные требования истца удовлетворены частично: ФИО1 в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с работой в тяжелых условиях труда, включены вышеуказанные периоды работы в плавсоставе на судах речного флота (при полной отработки навигационного периода – в исчислении как 1 год, в случае не полной отработки, исходя фактической продолжительности обработанного периода), а также период учебы в СПТУ №15 г. Омска с 01 сентября 1979 года по 16 июля 1982 года; период учебы в школе командного состава с 27 декабря 1982 года по 06 апреля 1983 года; период службы в рядах Советской Армии с 23 мая 1983 года по 26 июня 1985 года (данный период также зачтен судом в общий страховой стаж); в удовлетворении остальной части иска судом отказано.

3 сентября 2019 года ФИО1 вновь обратился в ГУ УПФ РФ в Ленинском АО г. Омска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Закона о страховых пенсиях, представив ответчику оба указанных выше решения суда.

Решением ГУ УПФ РФ в Ленинском АО г. Омска от 11 декабря 2019 года истцу снова отказано в назначении данной пенсии.

При этом по расчетам ответчика стаж на соответствующих видах работ истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера по пункту 6 части 1 статьи 32 Закона о страховых пенсиях, составил 16 лет 8 месяцев 7 дней, по пункту 9 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях за работу в плавсоставе 12 лет 2 месяца 2 дня.

В качестве основания для отказа в назначении данного вида пенсии органом пенсионного обеспечения указано, что страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Закона о страховых пенсиях при наличии решения суда, вступившего в законную силу в 2019 году, может назначаться не ранее чем через 6 месяцев, а с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к указанному Закону и учитывая, что право на указанный вид пенсии наступило 31 августа 2019 года (дата вступления в законную силу решения суда от 22 июля 2019 года), страховая пенсия по старости может быть назначена истцу не ранее чем 1 марта 2020 года.

Не согласившись с указанным решением органа пенсионного обеспечения, полагая, что все необходимые условия для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера были выполнены на момент повторного обращения к ответчику с соответствующим заявлением, ФИО1 вновь обратился в суд с иском.

Решением Ленинского районного суда г. Омска от 26 февраля 2020 года, вступившим в законную силу 25 августа 2020 года, в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.

Решением территориального пенсионного органа истцу назначена досрочная страховая пенсия по старости с 05.03.2020 в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В рамках настоящего спора истец претендует на назначение пенсии по иному основанию – в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотренной пунктом 6 части 1 статьи 32 Закона о страховых пенсиях, ссылаясь на наличие оснований для суммирования стажа до 01.01.1992 по п. 2 ст. 30 Закона о страховых пенсиях со стажем по п. 6 ч. 1 ст. 32 указанного Закона, полагая его наиболее выгодным для себя.

Такой вид пенсии также был предусмотрен и ранее действующим законодательством.

Подпунктом «д» пункта 16 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий от 03 августа 1972 года № 590 было определено, что на льготных условиях имеют право на пенсию по старости также имеют право рабочие и служащие, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера: мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

Пенсии по старости на льготных условиях в соответствии с подпунктом "д" пункта 16 настоящего Положения назначаются независимо от места последней работы, если не менее 15 календарных лет стажа, необходимого для назначения пенсии по старости, приходится на работы в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет - в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, либо не менее 20 календарных лет в общей сложности приходится на работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. При этом применяется действующий ко дню обращения за назначением пенсии перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Советом Министров СССР (абзац 4).Как следует из пункта 109 названного Положения кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также: обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации; служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МТБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции. Пребывание военнослужащего в плену засчитывается в стаж работы в установленном порядке (подпункты «з», «к»).

Согласно абзацу четырнадцатому пункта 109 Положения при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

В случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах (подпункты "а", "б" и "в" пункта 91) работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах (абзац 16).

В силу подпункта «а» пункта 16 и подпункта «а» пункта 91 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 03 августа 1972 года № 590, на льготных условиях имеют право на пенсию по старости рабочие и служащие на других работах с тяжелыми условиями труда - по списку производств, цехов, профессий и должностей, утверждаемому Советом Министров СССР:

мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет;

женщины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет;

При этом из пункта 92 Положения следует, что рабочим и служащим на других работах с тяжелыми условиями труда пенсии по старости назначаются на льготных условиях, если не менее половины всего стажа, необходимого им для назначения пенсии по старости (подпункт "б" пункта 16), приходится на эти работы или в общей сложности на эти работы и на подземные работы, на работы с вредными условиями труда и в горячих цехах (независимо от места последней работы) (абзац 2).

Таким образом, данные периоды (учеба в училищах системы профессионально-технического образования и служба в рядах Советской Армии) могут приравниваться к периодам работы, дающим право на назначение льготных пенсий по подпунктам "а", "б" (тяжелые условия труда) или "в", исключительно в целях назначения пенсии по указанным основаниям.

Вместе с тем пункт 109 Положения, определяющий порядок исчисления стажа, дающего право на пенсию, приравнивания периодов обучения и прохождения военной службы по призыву к работе в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не предусматривал.

В названной связи оснований для определения продолжительности стажа работы в тяжелых условиях труда с учетом периода службы в армии и учебы для суммирования с работой в районах Крайнего Севера в целях досрочного назначения истцу пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера не имеется.

Ссылки истца на решение Верховного Суда Российской Федерации от 09 июня 2016 года № АКПИ16-452, которым признано недействующим положение абз. 2 п. 11 Указания Министерства социальной защиты населения РСФСР от 20 апреля 1992 года №1-28-У «О порядке применения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет», в котором определено, что периоды приравниваемой деятельности по ранее действовавшему законодательству (учеба, служба в армии, выборочная работа и т.п.) не включаются в специальный трудовой стаж при назначении льготной пенсии после 01 января 1992 года, приведённых выше выводов не опровергают.

Согласно правовой позиции, изложенной в данном решении, и действующему в настоящее время законодательству, предусмотрено исчисление специального трудового стажа с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ или иной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды (учета, военная служба и прочее) в стаж для назначения пенсии на льготных условиях.

Между тем как указано выше действовавшее ранее законодательство, в том числе п. 109 Положения, определяющий порядок исчисления стажа, дающего право на пенсию, приравнивания периодов обучения и прохождения военной службы по призыву к работе в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не предусматривал.

Суммирование работ с вредными и тяжелыми условиями труда и работ в районах Крайнего Севера впервые появилось 1 января 1992 года в Законе Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Абзацем 4 статьи 14 названного Закона было предусмотрено, что к работе на Крайнем Севере приравнивается трудовая деятельность, указанная в статье 12 Закона (в связи с особыми (в том числе с тяжелыми) условиями труда).

При этом приведенные выше положения части 1 статьи 33 Закона о страховых пенсиях, действующего в настоящее время (аналогичные положения были предусмотрены ранее действовавшим Федеральным законом № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ»), в совокупности с нормами пунктов 1-4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, Постановления Правительства от 14 июля 2014 года № 651, предусматривают суммирование стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и стажа на соответствующих видах работ, в том числе в связи с тяжелыми условиями труда, с зачетом только периодов фактической трудовой деятельности.

Доводы истца о необходимости определения продолжительности его специального стажа по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ продолжительностью 5 лет 6 месяцев 2 дня со стажем по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ продолжительностью 12 лет 2 месяцев 2 дня основаны на ошибочном понимании, приведённых выше правовых норм.

Решением Ленинского районного суда г. Омска от 26 февраля 2020 года и апелляционным определением Омского областного суда от 25 августа 2020 года определена продолжительность стажа истца по пункту 6 части 1 статьи 32 Закона о страховых пенсиях по состоянию на 12 января 2019 года, которая с учетом непосредственного осуществления трудовой деятельности в районах Крайнего Севера продолжительностью 5 лет 6 месяцев 18 дней и суммирования к нему стажа работы в тяжелых условиях труда продолжительностью периодов фактической трудовой деятельности составляла полных 12 лет.

Вместе с тем после указанной даты (12.01.2019) ФИО1 продолжал работать в районах Крайнего Севера, что подтверждается сведениями индивидуального лицевого счета застрахованного лица и по состоянию на 05.03.2020 выработал дополнительно соответствующий стаж продолжительностью 1 год 1 месяц 22 дня.

Таким образом, на момент повторного обращения в орган пенсионного обеспечения 05.03.2020 с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Закона о страховых пенсиях продолжительность страхового стажа работы в районах Крайнего Севера с учетом суммирования к нему стажа работы в тяжелых условиях труда составляла полных 13 лет, что менее установленной законом продолжительности, необходимой для назначения такого вида пенсии.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Закона о страховых пенсиях гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.

При наличии стажа работы в районах Крайнего Севера продолжительностью 13 лет, право на досрочную страховую пенсию по старости по пункту 6 части 1 статьи 32 Закона о страховых пенсиях возникает по достижении возраста 55 лет 8 месяцев. Указанного возраста ФИО1 достиг 12.09.2019.

При этом согласно положениям п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях» возраст досрочного выхода на пенсию данной категории граждан определяется с учетом положений, предусмотренных приложение 6 к настоящему Федеральному закону.

В Приложении 6 к Федеральному закону «О страховых пенсиях» определено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 ФЗ «О страховых пенсиях» при возникновении права на страховую пенсию по старости в 2019 году назначается не ранее чем через 12 месяцев со дня достижения возраста, с которого возникает право на страховую пенсию в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, в 2020 году не ранее чем через 24 месяцев со дня достижения возраста, с которого возникает право на страховую пенсию в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года.

На основании п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

В приведенной связи с учетом обстоятельств, установленных вступившими в законную силу судебными актами по ранее рассмотренным спорам между теми же сторонами, выводы которых в силу ст. 61 ГПК РФ имеют преюдициальное значение, по состоянию на 05.03.2020 (дата повторного обращения в пенсионный орган) ФИО1 имел право на назначение досрочной страховой пенсии по старости как по пункту 2 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях, так и по пункту 6 части 1 статьи 32 Закона о страховых пенсиях.

Действующим пенсионным законодательством каких-либо отличий при определении размеров пенсий, назначенных в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 и пунктом 6 части 1 статьи 32 Закона № 400-ФЗ не имеется, поскольку все перечисленные истцом надбавки и повышения устанавливаются к пенсии независимо от основания ее назначения.

Ранее не согласившись с размером назначенной пенсионным органом пенсии, ФИО1 обращался в суд с иском к ГУ – УПФ РФ в ЛАО г. Омска.

Решением Ленинского районного суда г. Омска от 18 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 24 февраля 2021 года, в удовлетворении исковых требований ФИО1 о перерасчете пенсии отказано.

В настоящем исковом заявлении ФИО1 вновь ссылается на наличие оснований для установления ему фиксированной выплаты к страховой пенсии в повышенном размере за Работу в районах Крайнего Севера.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) имеющим право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частями 3 и 3.1 настоящей статьи, повышения фиксированной выплаты, предусмотренные частями 1 - 3.1 настоящей статьи, дополнительно увеличиваются на сумму, равную 50 процентам суммы соответствующего повышения фиксированной выплаты (часть 4).

Лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 30 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) имеющим право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частями 3 и 3.1 настоящей статьи, повышения фиксированной выплаты, предусмотренные частями 1 - 3.1 настоящей статьи, дополнительно увеличиваются на сумму, равную 30 процентам суммы соответствующего повышения фиксированной выплаты (часть 5).

В силу ч. 6 названной статьи лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренное ч. 4 и ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», устанавливается независимо от места жительства застрахованного лица (ч. 12 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Стаж работы продолжительностью 15 лет в РКС или 20 лет в МКС у ФИО1 отсутствует, в связи с чем, права на установление данного повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии не имеется и не имелось бы при установлении пенсии по пункту 6 части 1 статьи 32 Закона о страховых пенсиях.

В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

В абзаце одиннадцатом пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:

не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;

не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;

не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 24 декабря 2020 года № 3035-О, рассмотрев заявление об оспаривании конституционности пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", закрепляющего один из установленных в этой статье вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии в целях оценки пенсионных прав застрахованного лица и предусматривающего для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 данного Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, учет при расчете размера пенсии отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в повышенных размерах (от 1,4 до 1,9), указал следующее.

Определяя в законе основания и условия назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая предоставление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой (с 1 января 2015 года - страховой) пенсии по старости, в том числе исчисления расчетного размера пенсии при оценке пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 года с учетом повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации.

Положения пункта 3 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» направлены на обеспечение сохранения права граждан на применение повышенного отношения среднемесячной заработной платы застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации при установлении расчетного размера пенсии по состоянию на 1 января 2002 года для лиц, проживавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на указанную дату, в равной степени распространяются на всех лиц, которые приобрели пенсионные права до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), а потому сами по себе не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя.

Таким образом, отношение заработков в повышенном размере при определении размера страховой пенсии может быть установлено следующим категориям:

лицам, проживавшим по состоянию на 01.01.2002 в РКС или МКС, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате;

лицам, работавшим по состоянию на 01.01.2002 в РКС или МКС, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате;

мужчинам, имеющим на 01.01.2002 15 лет стажа работы в РКС или 20 лет в МКС, а также 25 лет страхового стажа.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО1 не относится ни к одной из вышеперечисленных категорий застрахованных лиц, поскольку по состоянию на 01.01.2002 не проживал и не работал в РКС или МКС, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, 15 лет стажа работы в РКС или 20 лет в МКС, а также 25 лет страхового стажа по состоянию на 01.01.2002 не имел и права на пенсию к указанной дате не приобрел, в связи с чем истец не имеет права на применение повышенного отношения заработков.

В соответствии с положениями пункта 1 части 15 статьи 15 Федерального закона «О страховых пенсиях» коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости применяется в случае назначения страховой пенсии по старости впервые (в том числе досрочно) позднее возникновения права на указанную пенсию.

В соответствии с частью 4 статьи 16 Федерального закона «О страховых пенсиях» при назначении страховой пенсии по старости (в том числе досрочно) позднее возникновения права на указанную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) в случае отказа от получения назначенной страховой пенсии по старости (в том числе досрочно) при определении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости применяется коэффициент повышения размера фиксированной выплаты, установленный в соответствии с частью 5 настоящей статьи.

Согласно части 5 статьи 16 Федерального закона «О страховых пенсиях» коэффициент повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости определяется исходя из числа полных месяцев, истекших со дня возникновения права на страховую пенсию по старости (в том числе досрочно), но не ранее чем с 1 января 2015 г. до дня ее назначения и (или) истекших со дня прекращения выплаты страховой пенсии по старости в связи с отказом от получения установленной страховой пенсии по старости, в том числе назначенной досрочно, но не ранее чем с 1 января 2015 г. до дня ее восстановления либо назначения указанной пенсии вновь, по таблице согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.

Коэффициенты повышения индивидуального пенсионного коэффициента и фиксированной выплаты устанавливаются в случае обращения за назначением пенсии позднее дня возникновения права на нее. При этом число полных месяцев, истекших со дня возникновения права на страховую пенсию по старости согласно приложению 2 к названному Федеральному закону не должно быть менее 12.

С момента возникновения у ФИО1 права на назначение пенсии до момента ее назначения прошло менее 12 полных месяцев, в связи с чем оснований для установления коэффициента повышения индивидуального пенсионного коэффициента и фиксированной выплаты не имеется.

Доводы истца о наличии у него необходимого специального стажа и возникновении у него права на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 6 части 1 статьи 32 Закона о страховых пенсиях в 2018 году подлежат отклонению как необоснованные и опровергающийся материалами дела. При этом в любом случае право на назначение пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера могло возникнуть не ранее достижения истцом 55 летнего возраста, который наступил 12.01.2019.

Количество месяцев ожидаемого периода выплаты досрочной пенсии по старости, используемое при расчете размера страховой пенсии, определяется на дату назначения пенсии. Поскольку в 2018 году право на назначение пенсии у истца отсутствовало, требования об установлении для расчета «времени дожития», определенного законодательством на 2018 год удовлетворению не подлежат.

При изложенном в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ГУ Отделение ПФ РФ по Омской области следует отказать в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области о возложении обязанности досрочную страховую пенсию по иному основанию, осуществить перерасчет размера назначенной пенсии отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Омский областной суд через Ленинский районный суд города Омска в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья А.Л. Савчук

Мотивированный текст решения изготовлен 27 января 2022 года.

Судья А.Л. Савчук