ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-34/2022 от 31.05.2022 Гвардейского районного суда (Калининградская область)

Дело

УИД 39RS0-92

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 мая 2022 года г. Гвардейск

Гвардейский районный суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Клименко М.Ю.,

при секретаре Бедке К.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жерносек Виталия Анатольевича к администрации МО «Гвардейский муниципальный район Калининградской области» об обеспечении строительства автомобильной дороги общего пользования,

УСТАНОВИЛ:

Жерносек В.А. обратился в суд с исковым заявлением к администрации МО «Гвардейский городской округ» об обеспечении строительства автомобильной дороги общего пользования, согласно которому, 28.08.2020 за ним зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером , площадью 1000 кв.м., на землях населенных пунктов, назначение земельного участка - для индивидуального жилищного строительства, для индивидуальной жилой застройки. Согласно опубликованной на официальном Интернет-сайте Администрации МО "Гвардейский ГО" карте градостроительного зонирования территории, являющейся приложением к "Правилам землепользования и застройки в МО "Озерковское сельское поселение", восточная граница вышеуказанного земельного участка примыкает к зоне транспортной инфраструктуры - к дороге местного значения, расположенной на <адрес>, при этом до настоящего времени указанная дорога в полном объёме не построена и сооружена лишь на участке от <адрес>. Не построенным остаётся примыкающий к вышеуказанному земельному участку отрезок дороги протяжённостью около 280 метров от дома <адрес> в юго-восточном направлении до точки примыкания к существующей дороге, имеющей следующие координаты: широта - 54,6107°, долгота - 21,0371°. При обращении к ответчику с заявлением о строительстве вышеуказанного участка автомобильной дороги, он получил отказ, согласно которому капитальное строительство дороги на указанном в заявлении участке жилой застройки нецелесообразно в связи с тем, что по этой территории "в целях строительства жилых домов и подведения к ним коммуникаций, осуществляется проезд специальной техники для строительства и подвоза строительных материалов". Также Ответчиком в данном письме сообщается, что "вопрос по формированию и строительству дорожной инфраструктуры в кадастровом квартале , в районе вновь сформированной жилой застройки, будет рассмотрен при завершении строительства 2/3 части домовладений". Осуществление строительства дорог в населенных пунктах, находящихся в границах Гвардейского городского округа, в виде автомобильных дорог общего пользования, относится к полномочиям Ответчика. К вышеуказанному земельному участку отсутствует какая-либо подъездная дорога, что препятствует использованию земельного участка по назначению. Таким образом, Ответчиком, как органом местного самоуправления, не исполнена обязанность по устройству автомобильной дороги местного значения на территории, в границах которой расположен находящийся в его собственности земельный участок. В связи с чем, он просит обязать администрацию МО «Гвардейский городской округ» не позднее истечения 18 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, обеспечить строительство автомобильной дороги общего пользования протяженностью около 280 метров от дома <адрес> в юго-восточном направлении до точки примыкания к существующей дороге, имеющей следующие координаты: широта – 54,6107°, долгота -21,0371°, соответствующей требованиям, предусмотренным СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85 «Автомобильные дороги».

Истец Жерносек В.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, а также в отсутствие своего представителя.

Представитель ответчика администрации МО «Гвардейский муниципальный район Калининградской области» Гребенюкова О.А., действующая на основании доверенности, в суде просила отказать в иске.

Выслушав стороны, изучив представленные сторонами доказательства и письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу положений части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесены в т.ч.: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4); дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5).

Статьей 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Закон N 257-ФЗ) определены полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, к ним, в частности, относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. При этом под дорожной деятельностью в рамках данного закона понимается деятельность по проектированию, строительству и реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6 ст. 3 указанного закона).

Пунктом 3 статьи 15 Закона N 257-ФЗ предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 3 Устава МО «Гвардейский городской округ», принятого Решением Совета депутатов Гвардейского района от ДД.ММ.ГГГГ, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа отнесена к вопросам местного значения Гвардейского городского округа.

В п. 4 ст. 11.9 ЗК РФ предусмотрено, что не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

Защита гражданских прав осуществляется судом путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; иными способами, предусмотренными законом. (ст. ст. 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Как следует из представленных материалов, Жерносек В.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 1000+/- 22 кв.м., месторасположение участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира <адрес>, вид разрешенного пользования - для индивидуального жилищного строительства, для индивидуальной жилой застройки, запись регистрации -39/021/2020-8 от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-002/2020-17644563.

Право собственности на земельный участок с КН зарегистрировано за Жерносек В.А. на основании договора купли-продажи недвижимого имущества, заключенного с Банком ВТБ (ПАО). В свою очередь, право собственности за Банком ВТБ (ПАО) зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ на основании передаточного акта и договора присоединения Банка ВТБ 24 (ПАО) к Банку ВТБ (ПАО).

Согласно опубликованной на официальном Интернет-сайте Администрации МО "Гвардейский ГО" карте градостроительного зонирования территории, являющейся приложением к "Правилам землепользования и застройки в МО "Озерковское сельское поселение", восточная граница вышеуказанного земельного участка примыкает к зоне транспортной инфраструктуры - к дороге местного значения, расположенной на <адрес> в посёлке Заречье, при этом до настоящего времени указанная дорога в полном объёме не построена и сооружена лишь на участке от <адрес> до <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к главе Администрации Муниципального образования "Гвардейский городской округ" с заявлением о строительстве автомобильной дороги местного значения протяжённостью около 280 метров от <адрес> посёлка Заречье в юго-восточном направлении до точки примыкания к существующей дороге, имеющей следующие координаты: широта - 54,6107°. долгота - 21.0371° (почтовый идентификатор отправления 23602958013050).

Согласно ответу Администрации Муниципального образования "Гвардейский городской округ" (далее - "Ответчик") на вышеуказанное заявление (исх. от ДД.ММ.ГГГГ) земельный участок с кадастровым номером был образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером , находящегося в собственности физического лица. Местоположение и границы при формировании и разделе данных земельных участков с администрацией МО «Гвардейский городской округ» не согласовывались. Вышеуказанный земельный участок истцу на каком-либо праве администрацией МО «Гвардейский городской округ» не предоставлялся. Данный земельный участок расположен на территории, планируемой для размещения объектов индивидуально-жилищного строительства в кадастровом квартале . Образование земельных участков и подъездных путей в кадастровом квартале не завершено. Формирование подъездных путей в кадастровом квартале будет проведено при межевании земельных участков, для последующего проектирования дорожной инфраструктуры. Учитывая, что в целях строительства жилых домов и подведения к ним коммуникаций, осуществляется проезд специальной техники для строительства и подвоза строительных материалов, на сегодняшний день капитальное строительство дороги на указанном участке жилой застройки нецелесообразно. Вопрос по формированию и строительству дорожной инфраструктуры в кадастровом квартале , в районе вновь сформированной жилой застройки, будет рассмотрен при завершении строительства 2/3 части домовладений. В настоящее время администрацией муниципального образования «Гвардейский городской округ» ведется работа по формированию (уточнению) границ автомобильной дороги для сверки данных с реестром автомобильных дорог местного значения. После проведения указанных работ и окончания формирования земельных участков в вышеуказанном земельном квартале, вышеуказанная дорога будет включена в перспективный план капитального ремонта дорог.

С данным ответом истец не согласен, к вышеуказанному земельному участку отсутствует какая- либо подъездная дорога, что препятствует использованию земельного участка по назначению. Отсутствие дорожного сообщения с указанным выделенным под индивидуальную жилищную застройку земельным участком не оспаривается ответчиком в письме ответчика исх. от ДД.ММ.ГГГГ.

Конституция Российской Федерации также исходит из признания и гарантирования самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) и определяет решение вопросов местного значения предметной сферой его деятельности (статья 130, часть 1), предполагая при этом связанность местного самоуправления требованиями Конституции Российской Федерации и законов (статья 15, части 1 и 2) и необходимость взаимодействия между органами местного самоуправления и органами государственной власти для наиболее эффективного решения общих задач, непосредственно связанных с вопросами местного значения. Наряду с этим допускается наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (статья 132, часть 2, Конституции Российской Федерации), а также иные формы участия органов местного самоуправления в осуществлении совместно с органами государственной власти функций государства на конкретной территории.

Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, конституционная природа местного самоуправления как публичной власти, наиболее приближенной к населению и ориентированной, в том числе на выполнение задач социального государства, связанных с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения муниципальных образований, обусловливает необходимость учета особенностей данной публичной власти; это предопределяет необходимость достижения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий, с одной стороны, и гарантированность, гражданам соответствующих социальных прав, включая права, приобретенные на основании закона, независимо от того, на территории какого муниципального образования они проживают, - с другой (постановления от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ-П, от ДД.ММ.ГГГГ-П, от ДД.ММ.ГГГГ-П и др.).

Решение вопросов благоустройства территорий, включая инфраструктурные аспекты, является одним из традиционных направлений реализации функций местного самоуправления, основным предназначением которого является обеспечение удовлетворения основных жизненных потребностей населения конкретных муниципальных образований.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливая в соответствии с Конституцией Российской Федерации государственные гарантии осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, а также общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы его организации (преамбула), определяет и нормативную основу компетенции муниципальных образований, включая определение вопросов местного значения и их дифференциацию по видам муниципальных образований.

В числе вопросов местного значения городского округа в части 1 статьи 16 этого Федерального закона закреплены, в частности: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4); дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5).

Конституционный Суд Российской Федерации уже обращался к определению полномочий и финансовых обязательств муниципальных образований в связи с анализом поименованных в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», включая его статью 16, вопросов местного значения. Смысл правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 29 марта 2011 года № 2-П, от 13 октября 2015 года № 26-П, от 26 апреля 2016 года № 13-П и Определении от 28 марта 2017 года № 720-О, сводится к следующему.

Направления деятельности администраций городских округов - в рамках общих принципов правового регулирования компетенции муниципальных образований - выражены в правовых нормах общего характера, поэтому содержание такой деятельности, включая конкретные способы, методы, средства решения вопросов местного значения, должно раскрываться во взаимосвязи с положениями специального отраслевого, в том числе бюджетного, законодательства. Понятие «организация», используемое для целей определения вопросов местного значения, подразумевает необходимость решения органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера, в том числе регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организованно-властного воздействия, в целях реализации системы мер жизнеобеспечения населения в конкретной сфере и гарантирования соответствующих публично значимых услуг. Термин «организация» в любом случае не может трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности, поскольку в противном случае допускалась бы как возможность произвольного возложения на муниципальные образования публично-правовых обязательств, так и возможность выхода муниципальных образований за пределы своей компетенции. Поэтому содержательное наполнение компетенции муниципальных образований, определяемое указанным термином, не может раскрываться в отрыве от содержания компетенции иных территориальных уровней публичной власти, а также вне связи с обязанностями, которые могут быть возложены на участников гражданского оборота с учетом особенностей той или иной сферы отношений.

Соответственно, на положения пунктов 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относящие часть определяемых посредством термина «организация» вопросов в сфере отдельных вопросов в сфере дорожной деятельности к перечню вопросов местного значения городских округов, с тем чтобы гражданам, проживающим на данной территории, обеспечивался бесперебойный доступ к необходимому для нормальной жизнедеятельности объему соответствующих публичных услуг надлежащего качества и к транспортной инфраструктуре общего пользования, служащей необходимой предпосылкой для реализации закрепленных Конституцией Российской Федерации прав и свобод, распространяется правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, выраженная в Постановлении от 20 декабря 2010 года № 22-П, в силу которой основная цель местного самоуправления - удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований. При этом названные законоположения, прямо отсылающие к отраслевому законодательству, предполагают лишь определенную степень участия городских округов в реализации соответствующих публичных задач и не ограничивают органы местного самоуправления в определении оптимальных вариантов их решения, в частности с учетом существующих финансовых возможностей муниципального образования.

Поскольку земельные участки предоставляются для индивидуального жилищного строительства, подлежит учету нормативное регулирование застройки территорий городских и сельских поселений, которое должно осуществляться в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и основанными на его положениях актами территориального планирования, а также документами градостроительного зонирования - правилами землепользования и застройки, включающими в себя градостроительные регламенты (пункт 3 части 2 статьи 30 данного Кодекса). В таких регламентах, как следует из пункта 4 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются, в том числе расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур.

Строительство новых автомобильных дорог общего пользования осуществляется в соответствии со строительными нормами и правилами «Автомобильные дороги» СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85. утвержденными постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 20.08.1985 года № 133.

Таким образом, ответчиком, как органом местного самоуправления, не исполнена обязанность по устройству автомобильной дороги местного значения на территории, в границах которой расположен находящийся в собственности истца земельный участок. Тогда как согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 20.12.2010 № 22-П. основная цель местного самоуправления - решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и тем самым удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.

Анализируя вышеуказанные положения закона, суд находит, что администрация МО «Гвардейский муниципальный округ Калининградской области» в целях индивидуального жилищного строительства, должна разрешить вопрос с оснащенностью земельных участков объектами необходимой транспортной инфраструктуры.

Однако, как следует из материалов дела земельный участок с КН , площадью 1000+/- 22 кв.м., месторасположение участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира <адрес>, не имеет какой-либо транспортной инфраструктуры, поскольку не оборудован дорогой местного значения, либо иными подъездными путями.

В связи с чем, суд находит, что исковые требования подлежат удовлетворению.

При этом, суд находит, что ответчику надлежит подготовить проектно-сметную документацию, в соответствии с которой будет осуществляться строительство дороги местного значения с твердым покрытием в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, действующими строительными нормами и правилами, обеспечивающую проезд к земельному участку с кадастровым номером

На основании Методологических положений по статистике транспорта, утв. Приказом Росстата от 29.12.2017 № 887 (разд. 4), в зависимости от типа покрытия автомобильные дороги разделяются на автомобильные дороги с твердым покрытием и грунтовые автомобильные дороги. К твердому покрытию автомобильных дорог относится усовершенствованное покрытие (цементобетонное, асфальтобетонное, из щебня и гравия, обработанных вяжущими материалами) и покрытие переходного типа (из щебня и гравия (шлака), не обработанных вяжущими материалами, каменные мостовые; из грунтов и местных малопрочных материалов, обработанных вяжущими материалами)).

Выбор твердого покрытия для строительства дороги местного значения около спорного земельного участка, а также протяженность надлежит возложить на ответчика в соответствии с той проектной и рабочей документацией, которую администрации МО «Гвардейский муниципальный округ Калининградской области» надлежит подготовить.

Определяя сроки для исполнения решения суда в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд находит, что срок предложенный истцом достаточен для исполнения исковых требований, поскольку строительству дороги предшествует подготовка проектно-сметной документации, в связи, с чем суд считает достаточным для полного исполнения исковых требований срок не позднее 18 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Согласно статьям 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Согласно части 1 статьи 314 ГК РФ. если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд устанавливает ответчикам срок для исполнения решения суда – не позднее 18 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

В порядке ст. 308.3 ГК РФ истец просит присудить в свою пользу на случай неисполнения решения суда судебную неустойку: в случае неисполнения решения суда взыскать с администрации МО «Гвардейский муниципальный район Калининградской области» в пользу Жерносек Виталия Анатольевича судебную неустойку в размере 100 рублей за каждый день просрочки.

На основании п. 1 ст. 380.3 ГК РФ, ст. 35 ГПК РФ, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца на случай неисполнения им решения суда денежную сумму в размере 100 руб. в день, начиная со дня, следующего за днем окончания срока исполнения решения, установленного судом, в случае неисполнения решения суда.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить исковые требования Жерносек Виталия Анатольевича к администрации МО «Гвардейский муниципальный район Калининградской области» об обеспечении строительства автомобильной дороги общего пользования.

Обязать администрацию МО «Гвардейский муниципальный район Калининградской области» не позднее 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу построить дорогу местного значения с твердым покрытием в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, действующими строительными нормами и правилами, обеспечивающую проезд к земельному участку с кадастровым номером .

Установить порядок взыскания судебной неустойки: в случае неисполнения решения суда взыскать с администрации МО «Гвардейский муниципальный район Калининградской области» в пользу Жерносек Виталия Анатольевича судебную неустойку в размере 100 рублей за каждый день просрочки.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Гвардейский районный суд Калининградской области в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения суда.

Дата изготовления мотивированного решения суда – ДД.ММ.ГГГГ.

Судья М.Ю. Клименко