Дело № 2-34/2023 (2-542/2023)
УИД:32RS0020-01-2022-000599-30
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
рп. Навля Брянской области 27 ноября 2023 г.
Навлинский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Цыганок О.С.
при секретаре Савельевой Е.В.,
с участием представителя истца помощника прокурора Навлинского района Брянской области Карпиковой М.А., представителя ответчика ГКУ Брянской области «Навлинское лесничество» и представителя третьего лица Управления лесами Брянской области Артюховой О.М., представителя третьего лица ГУ МЧС России по Брянской области Корнеева С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Навлинского района Брянской области, выступающего в защиту интересов неопределенного круга лиц к государственному казенному учреждению Брянской области «Навлинское лесничество» о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Навлинского района Брянской области, выступающий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным исковым заявлением к ГКУ БО «Навлинское лесничество», в котором указывает, что во исполнение поручения Прокуратуры Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «О проведении проверки защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в собственности <адрес>» прокуратурой Навлинского района Брянской области с участием специалиста ОНДПР по Навлинскому району была проведена проверка соблюдения законодательства в сфере гражданской обороны, в ходе которой установлено, что ГКУ БО «Навлинское лесничество» эксплуатирует административное здание, расположенное по адресу: <адрес>, в цокольном этаже которого расположено защитное сооружение гражданской обороны (инвентарный номер №).
Однако ГКУ БО «Навлинское лесничество» требования законодательства по отношению к защитным сооружениям гражданской обороны не выполняет, к приему укрываемых лиц защитное сооружение гражданской обороны не готово, требование о постоянной готовности помещений и оборудования не соблюдается.
Прокуратурой района в адрес ГКУ БО «Навлинское лесничество» ДД.ММ.ГГГГ внесено проб устранении нарушений законодательства при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес>.
До настоящего момента указанные выше нарушения не устранены.
На основании изложенного, истец просит суд обязать ответчика в пределах своей компетенции выполнить мероприятия, устранить нарушения законодательства при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес>, а именно: определить статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта ГО наличием паспорта убежища (ПРУ), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО, заверенных органами технической инвентаризации. Создать звенья по обслуживанию ЗС ГО для их обслуживания в мирное время. Обеспечить средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом согласно нормам оснащения (табелизации). Оснастить ЗС ГО аптечками коллективными на расчетное количество укрываемых. Поверхности стен помещений убежища окрасить масляной краской светлых тонов с матовой поверхностью.
Разработать следующую документацию: паспорт убежища (ПРУ) с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений; журнал проверки состояния убежища (ПРУ); сигналы оповещения гражданской обороны; план перевода ЗС ГО на режим убежища (ПРУ); план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО; эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО; эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО; эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО; инструкция по технике безопасности при обслуживании оборудования; инструкция по использованию средств индивидуальной защиты; инструкция по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами; инструкция по обслуживанию ДЭС; инструкция по противопожарной безопасности; правила поведения укрываемых в ЗС ГО; журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ); журнал учета обращений, укрываемых за медицинской помощью; журнал учета работы ДЭС; журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; схема эвакуации укрываемых из очага поражения; список телефонов.
Подтвердить статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта ГО наличием паспорта ЗС ГО, заверенного органом управления по делам гражданской обороны, привести в исправное состояние, приготовить к использованию по назначению.
ДД.ММ.ГГГГ протокольным определением Навлинского районного суда Брянской области к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно заявленного спора привлечена администрация Навлинского района Брянской области.
ДД.ММ.ГГГГ протокольным определением Навлинского районного суда Брянской области к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно заявленного спора привлечено МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Навлинского района Брянской области Карпикова М.А. заявленные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ГКУ БО «Навлинское лесничество» и представитель третьего лица Управления лесами Брянской области Артюхова О.М. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска прокурора Навлинского района Брянской области. Представила отзыв на исковое заявление и при рассмотрении дела пояснила, что свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что ГКУ БО «Навлинское лесничество» использует здание конторы, расположенное по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. на праве оперативного управления. Здание конторы было передано в соответствии с приказом Управления имущественных отношений Брянской области № от ДД.ММ.ГГГГ, акт приема передачи здания (сооружения) утвержден ДД.ММ.ГГГГ, и закреплено за ГУ «Навлинский лесхоз» на праве оперативного управления. Здание построено в ДД.ММ.ГГГГ году, площадь <данные изъяты> кв.м. включает в себя только лишь помещения двух этажей конторы, что подтверждается планом и экспликацией технических паспортов, ЗС ГО не входит в указанную площадь, оно не передавалось ГКУ БО «Навлинское лесничество», не стоит на учете и балансе и ими не эксплуатируется. ГКУ БО «Навлинское лесничество» получает финансирование в соответствии с переданными полномочиями, в том числе и на содержание объектов, находящихся у него на праве оперативного управления, осуществление расходов на ЗО ГС, который находился на балансе ГУП «Навлинский лесхоз» будет являться нецелевым использованием денежных средств.
Кроме того, в представленных возражениях № от ДД.ММ.ГГГГ начальник Управления лесами Брянской области Дзубан В.И. просит отказать в удовлетворении исковых требований, указывает, что за ГКУ БО «Навлинское лесничество» ЗС ГО никогда не числилось и не передавалось, оно осталось в пользовании ГУП «Навлинский лесхоз», и ГКУ БО «Навлинское лесничество» не может осуществлять расходы на его содержание, так как это будет являться нецелевым использованием денежных средств, что в соответствии с ч. 6 ст. 83 ЛК РФ не допускается.
Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Брянской области Корнеев С.А. в судебном заседании подтвердил факты выявленных нарушений и показал, что по адресу: <адрес>, в подвальном помещении имеется защитное сооружение гражданской обороны, данный объект проверялся им ранее, сооружение паспортизировано, инв. №, но паспорт на ЗС ГО отсутствует.
Представитель третьего лица Управления имущественных отношений по Брянской области, извещенный о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, представили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие. При рассмотрении дела представитель третьего лица Савенко О.В. пояснила, что согласно первичной карте учета государственного имущества Брянской области, имеющийся у ГУ «Навлинский лесхоз» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ объект недвижимости – семенная станция, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. находился у ГУ «Навлинский лесхоз» на праве оперативного управления, при передаче из федеральной собственности в собственность Брянской области юридическому лицу имущественный комплекс был передан с прежними характеристиками. Несоответствие сведений о площади объекта в ЕГРН и техническом паспорте не свидетельствуют о том, что помещение в цокольном этаже не было передано в составе здания, уточнения о площади с последующими внесениями изменений в сведения ЕГРН отнесены на титульных владельцев объектов недвижимости. Представленный акт обследования ЗС ГО от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает факт того, что фактически ЗС ГО находится в подвальном помещении ГКУ БО «Навлинское лесничество». Считают, что здание лесосеменной станции передавалось как единый объект ГКУ БО «Навлинское лесничество», без выделения помещений, в состав которого входило ЗС ГО, и оно не могло быть оставлено в пользовании ГУП «Навлинский лесхоз».
Представитель третьего лица администрации Навлинского района Брянской области о месте и времени судебного заседания извещен, в суд не явился, причина неявки не известна, заявлений и ходатайств не поступило.
Представитель третьего лица МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях извещенный о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, представили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, из отзыва и.о. руководителя Федорова А.Н. следует, что объект ЗС ГО расположен в административном здании ГКУ БО «Навлинское лесничество», полномочия по сохранности существующих объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности возложены на органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления на соответствующих территориях. Также предусмотрена обязанность организаций обеспечивать сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимать меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию. Полагают, что исковые требования заявлены к надлежащему ответчику.
Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлениями, если того требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в иных обстоятельствах, если нарушение приобрело особое общественное значение.
Частью 1 ст. 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании п. 9 ст. 2 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» организация обороны включает планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» установлено, что организации независимо от форм собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации обеспечивают и принимают участие в выполнении мероприятий по гражданской и территориальной обороне.
Согласно ст. ст. 1, 2 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 12.02.1988 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяется Правительством Российской Федерации.
Статьями 7 - 9 ФЗ от 12.02.1988 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» закреплено, что федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и организации в соответствии с представленными полномочиями обязаны поддерживать в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
В силу абз. 2 п. 1 ст. 9 ФЗ от 12.02.1988 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время.
В соответствии с п. 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 (далее Порядок № 1309), к объектам гражданской обороны относятся убежища; противорадиационные укрытия - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускающее непрерывное пребывание в нем укрываемых в течение нормативного времени; укрытия; специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны; санитарно-обмывочные пункты; станции обеззараживания одежды; станции обеззараживания техники, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
В силу п. 10 Порядка № 1309 организации обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, в том числе сооружений метрополитенов, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
На основании п. 14 Порядка № 1309 Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по изменению типов защитных сооружений гражданской обороны, созданию и эксплуатации объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны; осуществляет методическое руководство и контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.
В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее Правила № 583).
В соответствии с п. 1.2 Правил № 583 требования указанных Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны (ЗС ГО) – убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.
В соответствии с п. 1.3, 1.5, 1.6, 1.7, 1.8 Правил № 583 организации, эксплуатирующие ЗС ГО, обязаны обеспечивать сохранность и готовность ЗС ГО к приему укрываемых, своевременное техническое обслуживание, ремонт и замену защитных устройств внутреннего инженерно-технического оборудования, в организациях, эксплуатирующих ЗС ГО, назначаются ответственные должностные лица, которые разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ.
Группы (звенья) по обслуживанию ЗС ГО обеспечиваются средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом согласно примерным нормам оснащения (табелизации).
Согласно п. 2.1 Правил № 583 учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО.
Пунктом 2.2 Правил № 583 установлено, что документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт ЗС ГО, в котором указываются его основные характеристики перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией – балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Паспорт ЗС ГО оформляется в следующих случаях: после ввода ЗС ГО в эксплуатацию; при изменении типа ЗС ГО; при отсутствии паспорта ЗС ГО по итогам инвентаризации ЗС ГО после его закрепления за эксплуатирующей организацией. При отсутствии паспорта ЗС ГО основанием для учета ЗС ГО являются проектная и техническая документация, объемно-планировочные, конструктивные решения, наличие специального инженерно-технического оборудования, позволяющие сделать вывод о принадлежности помещения к ЗС ГО.
Пунктами 3.1.1 и 3.2.1 Правил № 583 установлено, что при режиме повседневной деятельности ЗС ГО должны использовать для нужд организаций, а также для обслуживания населения по решению руководителей (руководителей ГО) объектов экономики или органов местного самоуправления по согласованию (заключению) с органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
В режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, при этом должна быть обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств, герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п. 3.2.11 Правил № 583 инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.
В соответствии с п. 3.6 Правил № 583 установлено, что в ЗС ГО должен быть: паспорт ЗС ГО с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений; журнал оценки технического состояния ЗС ГО; сигналы оповещения гражданской обороны; план перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых; план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО; эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО; эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО; эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО; инструкции по использованию средств индивидуальной защиты; инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами; инструкция по обслуживанию ДЭС; инструкция о мерах пожарной безопасности; правила поведения укрываемых в ЗС ГО; журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ); журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью; журнал учета работы ДЭС; журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; схема эвакуации укрываемых из очага поражения; список телефонов.
В силу п. 5.1 Правил № 583 установлено техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт технических систем с установленной периодичностью, результаты которых отражаются в журналах оценки технического состояния ЗС ГО.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в ходе проведения проверки прокуратурой Навлинского района Брянской области с участием специалиста ОНДПР по Навлинскому району соблюдения законодательства в сфере гражданской обороны было установлено, что ГКУ БО «Навлинское лесничество» эксплуатирует административное здание, расположенное по адресу: <адрес>, в цокольном этаже которого расположено защитное сооружение гражданской обороны (инвентарный номер №).
Согласно письму дознавателя ОНДПР по Навлинскому району Корнеева С.А. от ДД.ММ.ГГГГ№ по результатам проверки было установлено, что ГКУ БО «Навлинское лесничество» требования законодательства по отношению к защитным сооружениям гражданской обороны не выполняет, к приему укрываемых лиц защитное сооружение гражданской обороны не готово, требование о постоянной готовности помещений и оборудования не соблюдается, а именно:
- в нарушение требований п. 1.1, п. 2.2 Приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» не определен статус ЗС ГО как объекта ГО наличием паспорта убежища (ПРУ), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам ГО ЧС с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО, заверенных органами технической инвентаризации;
- в нарушение требований п. 1.4 Приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» не созданы звенья по обслуживанию ЗС ГО для их обслуживания в мирное время;
- в нарушение требований п. 1.5 Приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» группы (звенья) по обслуживанию ЗС ГО не обеспечены средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом согласно нормам оснащения (табелизации);
- в нарушение требований п. 1.6 Приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» не предусмотрено оснащение ЗС ГО аптечками коллективными на расчетное количество укрываемых;
- в нарушение требований п. 3.2.9 Приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» поверхность стен помещений убежища не окрашена масляной краской светлых тонов с матовой поверхностью;
- в нарушение требований п. 3.6 Приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» не представлена следующая документация: паспорт убежища (ПРУ) с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений; журнал проверки состояния убежища (ПРУ); сигналы оповещения гражданской обороны; план перевода ЗС ГО в режим убежища; план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в нем оборудования и путей эвакуации; план внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО; эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО; эксплуатационная схема систем водоснабжения и канализации ЗС ГО; эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО; инструкция по технике безопасности при обслуживании оборудования; инструкция по использованию средств индивидуальной защиты; инструкция по эксплуатации фильтрационного и другого инженерного оборудования; правила пользования приборами; инструкция по обслуживанию ДЭС; инструкция по противопожарной безопасности; правила поведения укрываемых в ЗС ГО; журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ); журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью; журнал учета работы ДЭС; журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; схема эвакуации укрываемых из очага поражения; список телефонов.
Таким образом, было установлено, что состояние ЗС ГО (ПРУ), расположенного по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям законодательства.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес ГКУ БО «Навлинское лесничество» внесено представление об устранении нарушений законодательства при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ГКУ БО «Навлинское лесничество» был направлен ответ в прокуратуру Навлинского района Брянской области о том, что исполнить требования, изложенные в представлении, не представляется возможным.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права №№ от ДД.ММ.ГГГГ на основании акта о приеме-передаче здания (сооружения) от ДД.ММ.ГГГГ№, Приказа Управления имущественных отношений Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ№, лесосеменная станция (контора), назначение нежилое, 2-этажный, общая площадь <данные изъяты> кв.м., лит А, адрес объекта: <адрес>, находится в оперативном управлении ГКУ Брянской области «Навлинское лесничество».
Из выписки ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № № следует, что Лесосеменная станция, расположена по адресу: <адрес>, имеет площадь <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, право собственности – субъект Российской Федерации Брянская область, оперативное управление - ГКУ Брянской области «Навлинское лесничество».
Согласно перечня имущества, предлагаемого к передаче из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в государственную собственность Брянской области принят ФГУ «Навлинский лесхоз» в имуществе которого значился объект недвижимости - семенная станция, расположенная по адресу: <адрес>, с указанием в графе «индивидуальные характеристики» <данные изъяты>,00.
Распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Территориального Управления по Брянской области № от ДД.ММ.ГГГГ осуществлена безвозмездная передача федеральных государственных учреждений (лесхозов) и ФГУ «Музей «Брянский лес», как имущественных комплексов, в государственную собственность Брянской области, в том числе ФКУ «Навлинский лесхоз», расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ федеральных государственных учреждений (лесхозов) и ФГУ «Музей «Брянский лес», как имущественных комплексов, в государственную собственность Брянской области, ТУ Росимущества по Брянской области передало, а Управление имущественных отношений Брянской области приняло имущественные комплексы организаций, в том числе и ФКУ «Навлинский лесхоз», расположенного по адресу: <адрес>.
Приказом Управления имущественных отношений Брянской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении государственным имуществом ГУ «Навлинское лесничество»» на праве оперативного управления закреплено имущество, указанное в п. 1 Приложения № настоящего приказа, в том числе под № № - Лесосеменная станция (контора), расположенная по адресу: <адрес>, балансовая стоимость <данные изъяты>
Согласно карте учета государственного имущества Брянской области и перечню объектов недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, имеющегося у ГУ «Навлинский лесхоз», находился объект недвижимости – семенная станция, расположенный по адресу: <адрес>, балансовая стоимость <данные изъяты>., общая площадь <данные изъяты> кв.м., этажность – <данные изъяты>
Из ведомости переоценки стоимости зданий и сооружений на ДД.ММ.ГГГГ ГУ «Навлинский лесхоз» следует, что лесосеменная станция имела до переоценки балансовую стоимость <данные изъяты> руб., а после переоценки стала иметь балансовую стоимость <данные изъяты> руб.
Согласно акту приема-передачи утвержденному ДД.ММ.ГГГГ ГУ «Навлинский лесхоз» были переданы и ГУ «Навлинское лесничество» были приняты следующие фонды, в том числе: № № - Лесосеменная станция (контора), расположенная по адресу: <адрес>, балансовая стоимость <данные изъяты>.
В техническом паспорте от ДД.ММ.ГГГГ контора, расположенная по адресу: <адрес>, имеет площадь <данные изъяты> кв.м., учет площади был определен согласно этажности.
Согласно техническому паспорту здания (строения) от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, административное здание имеет <данные изъяты> этажа, площадь <данные изъяты> кв.м., уточнение площадей здания не производилось.
Согласно техническому паспорту ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» Навлинский филиал от ДД.ММ.ГГГГ лесосеменная станция (контора) имеет площадь <данные изъяты> кв.м. по зданию (<данные изъяты> этажи), учет площади определен согласно этажности.
При этом, при составлении технической документации подвальное помещение подлежало включению в общую площадь здания.
Согласно инвентаризационной ведомости противорадиационных укрытий гражданской обороны, находящихся на территории Навлинского района по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в ГКУ «Навлинское лесничество», по адресу: <адрес>, под инвентарным номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположено ПРУ, год ввода в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, форма собственности «Г»/ вид правообладания ОУ.
Согласно акта инвентаризации, оценки содержания и использования ПРУ инв. № от ДД.ММ.ГГГГ, комиссионным обследованием установлено, что ЗС ГО (ПРУ), расположенное по адресу: <адрес>, инв№ принято в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году и находится на балансе ГКУ «Навлинское лесничество», площадь <данные изъяты> кв.м., встроенное в двухэтажное здание, группа ПРУ – <данные изъяты>, ПРУ не готово к приему укрываемых. Рекомендовано руководству ГКУ «Навлинское лесничество» осуществлять техническое обслуживание и ремонт ПРУ в соответствии с годовыми планами планово-предупредительных ремонтов. Выводы комиссии: проектная и техническая документация подвального помещения ГКУ «Навлинское лесничество» (включающего ЗС ГО), объемно-планировочные, конструктивные решения, отсутствие специального инженерно-технического оборудования позволили комиссии сделать вывод об отсутствии принадлежности обследуемых помещений к ЗС ГО. Постановление Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» потребность в ЗС ГО отсутствует. Для укрытия населения Навлинского района (проживающего в безопасном районе), используется и приспосабливается в период мобилизации и в военное время заглубленные помещения и другие сооружения подземного пространства. Учитывая, что ЗС ГО не готово к приему укрываемых, приведение его в готовность потребует значительных финансовых затрат, а потребность в ЗС ГО отсутствует, комиссия считает целесообразным ЗС ГО снять с учета и использовать для укрытия населения в качестве заглубленного помещения подземного пространства.
Указанные действия ГКУ «Навлинское лесничество» с ДД.ММ.ГГГГ года и по настоящее время произведены не были, также не представлено сведений о том, что ГКУ «Навлинское лесничество» обращалось с заявлением о снятии ЗС ГО с учета.
Поскольку в материалах дела доказательства снятия с учета указанного ЗС ГО в порядке, предусмотренном Правилами № 583, отсутствует, то учреждение обязано обеспечить готовность и использование объекта ЗС ГО по предназначению. При этом сведения о нецелесообразности эксплуатации ЗС ГО сами по себе не свидетельствуют об основаниях, освобождающих учреждение от выполнения требований, установленными правилами № 583.
Согласно ответу Департамента региональной безопасности Брянской области №-№ от ДД.ММ.ГГГГ паспорт ЗС ГО по защитному сооружению гражданской обороны, расположенному по адресу: <адрес> (инв. №) в департаменте региональной безопасности отсутствует. В соответствии с п. 2.4 раздела II приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ№ для присвоения инвентарных номеров организации предоставляют в Главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации данные о месте расположения ЗС ГО и копии паспортов, копию паспорта возможно запросить у собственника сооружения или в Главном управлении МЧС России по Брянской области.
Из акта обследования защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ комиссионно установлено, что документация отсутствует, лицо, ответственное за содержание защитного сооружения не назначалось; ЗС ГО находится в подвальном помещении здания ГКУ БО «Навлинское лесничество», проведены короба вентиляции, система забора и фильтрации воздуха отсутствует; электрический кабель по подвальному помещению проложен, освещение отсутствует, установлен полный износ электрического кабеля; в наличии только труба на месте ввода водопровода в подвальное помещение, разводки по подвалу водопровода нет, трубы ржавые, система водоснабжения не функционирует; канализация отсутствует; в подвальном помещении, на месте входа в здание теплотрассы, присутствуют трещины и нарушена герметичность, во время дождей вода поступает в подвальное помещение, помещение сырое, стены и пол покрыты плесенью, стены частично оштукатурены, штукатурка отсырела и местами отвалилась, по периметру на бетонных блоках штукатурка отсутствует, потолок сделан из бетонных плит перекрытия, штукатурка на потолке отсутствует, двери на отдельных помещениях отсутствуют, санузел не оборудован, система отопления отсутствует. В помещение ЗС ГО имеется отдельный вход, механизмы двери и дверь входа с улицы проржавели. Помещение ЗС ГО не эксплуатируется. Выводы: в настоящее время ЗС ГО не пригодно для эксплуатации и размещения людей. Предложения комиссии: ЗС ГО фактически является подвальным помещением и подлежит снятию с учета.
Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ проведенного помощником прокурора Навлинского района Брянской области Мурзаковым И.С. установлено, что осмотру подлежал цокольный этаж административного здания, расположенного по адресу: <адрес> здания ГКУ БО «Навлинское лесничество». Осматриваемое помещение <данные изъяты>.
Из ответа администрации Навлинского района Брянской области № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что паспорта ЗС ГО (инв. номер №) административного здания по адресу: <адрес>, не имеется.
Из сообщения МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что указанное ЗС ГО в реестре федерального имущества не значится и к федеральной собственности не относится. Обеспечение мероприятий регионального уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий субъектов РФ является расходным обязательством субъекта РФ, в соответствии с п. 2 ст. 18 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ.
Согласно перечня объектов, содержащих защитные сооружения ГО, находящихся в собственности Брянской области (Приложение к письму управления имущественных отношений Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ № №) объектом ЗС ГО или объектом недвижимости, в котором размещено ЗС ГО числится Лесосеменная станция, расположенная по адресу: <адрес>, площадь объекта ЗС ГО или объекта, в котором размещено ЗС ГО, <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, балансодержатель объекта ЗС ГО или объекта, в котором размещено ЗС ГО ГКУ БО «Навлинское лесничество», характеристики ЗС ГО (<данные изъяты> (т. 1 л.д. 22).
Суд приходит к выводу о том, что обязанность по приведению ЗС ГО в надлежащее состояние должна быть возложена на ГКУ БО «Навлинское лесничество», в силу действующего законодательства, поскольку здание конторы и расположенное под ним ЗС ГО находится на праве оперативного управления ГКУ БО «Навлинское лесничество».
По техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ учет площади объекта недвижимости – контора, был определен согласно этажности, в последующем при составлении технических паспортов, уточнение площадей здания не производилось.
Довод ответчика и представителя третьего лица Управления лесами Брянской области о том, что ЗС ГО было оставлено в пользовании ГУП «Навлинский лесхоз», не нашел своего подтверждения в рамках рассмотрения дела, судом установлено, что ГКУ БО «Навлинское лесничество» на праве оперативного управления был передан весь имущественный комплекс – лесосеменная станция, с прежними характеристиками. Несоответствие сведений о площади объекта в ЕГРН и техническом паспорте не свидетельствуют о том, что помещение в цокольном этаже не было передано в составе здания.
Пунктом 1 ст. 296 ГК РФ предусмотрено, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Следовательно, лицо, владеющее имуществом на праве оперативного управления, обременено обязанностями по содержанию такого имущества, в том числе по обеспечению эксплуатации ЗС ГО, аналогичными обязанностями собственника.
В абз. 2 п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» указано, что в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Согласно п. 1 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Таким образом, уточнение о площади и последующее внесение изменений в сведения ЕГРН отнесены на титульных владельцев объектов недвижимости. Представленный акт обследования ЗС ГО от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает факт того, что фактически ЗС ГО находится в подвальном помещении ГКУ БО «Навлинское лесничество» по адресу: <адрес>, является сооружением гражданской обороны, эксплуатирующей данное сооружение гражданской обороны в мирное время организацией является ГКУ Брянской области «Навлинское лесничество».
Из ответа Управления имущественных отношений Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что в реестре государственного имущества Брянской области учитывается нежилое здание – лесосеменная станции общей площадью <данные изъяты>,00 кв.м., при этом подвальное помещение по адресу: <адрес>, как самостоятельный объект учета в реестре государственного имущества Брянской области не значится.
Иных собственников и эксплуатантов сооружения не имеется и не установлено.
Из акта выездной внеплановой проверки № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что государственным инспектором Навлинского района по пожарному надзору (дознавателем отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Навлинскому району) Корнеевым С.А. на основании решения врио главного государственного инспектора Навлинского района по пожарному надзору (врио начальника ОНДПР по Навлинскому району) от ДД.ММ.ГГГГ была проведена выездная внеплановая проверка соблюдения ГКУ Брянской области «Навлинское лесничество» требований законодательства в области гражданской обороны по адресу: <адрес>, по результатам которой выявлены следующие нарушения обязательных требований в области гражданской обороны:
- в нарушение требований п. 3.2.11 Приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» инженерно-техническое оборудование ЗС ГО (фильтровентиляционное оборудование) находится в неисправном состоянии и не готовности по назначению;
- в нарушение требований п. 1.1, п. 2.2 Приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» не определен статус ЗС ГО как объекта ГО наличием паспорта убежища (ПРУ), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам ГО ЧС с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО, заверенных органами технической инвентаризации;
- в нарушение требований п. 1.4 Приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» не созданы звенья по обслуживанию ЗС ГО для их обслуживания в мирное время;
- в нарушение требований п. 1.5 Приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» группы (звенья) по обслуживанию ЗС ГО не обеспечены средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом согласно нормам оснащения (табелизации);
- в нарушение требований п. 1.6 Приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» не предусмотрено оснащение ЗС ГО аптечками коллективными на расчетное количество укрываемых;
- в нарушение требований п. 3.2.9 Приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» поверхность стен помещений убежища не окрашена масляной краской светлых тонов с матовой поверхностью;
- в нарушение требований п. 3.6 Приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» не представлена следующая документация: паспорт убежища (ПРУ) с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений; журнал проверки состояния убежища (ПРУ); сигналы оповещения гражданской обороны; план перевода ЗС ГО в режим убежища; план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в нем оборудования и путей эвакуации; план внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО; эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО; эксплуатационная схема систем водоснабжения и канализации ЗС ГО; эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО; инструкция по технике безопасности при обслуживании оборудования; инструкция по использованию средств индивидуальной защиты; инструкция по эксплуатации фильтрационного и другого инженерного оборудования; правила пользования приборами; инструкция по обслуживанию ДЭС; инструкция по противопожарной безопасности; правила поведения укрываемых в ЗС ГО; журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ); журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью; журнал учета работы ДЭС; журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; схема эвакуации укрываемых из очага поражения; список телефонов.
Дознавателем отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Навлинскому району (государственным инспектором Навлинского района по пожарному надзору) Корнеевым С.А. ДД.ММ.ГГГГ было выдано предписание № № об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Данное предписание № от ДД.ММ.ГГГГ ГКУ Брянской области «Навлинское лесничество» оспаривалось в Арбитражном суде Брянской области.
Решением Арбитражного суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ заявление ГКУ Брянской области «Навлинское лесничество» о признании недействительным предписания ОНДПР по Навлинскому району Главного управления МЧС России по Брянской области № от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без удовлетворения (дело № А09-1201/2023).
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Арбитражного суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № № оставлено без изменения.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ дознавателем отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Навлинскому району Корнеевым С.А. составлен протокол об административном правонарушении № в отношении должностного лица – директора ГКУ Брянской области «Навлинское лесничество» Лыкова С.Е. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ.
Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № 43 Навлинского судебного района Брянской области мирового судьи судебного участка № 44 Навлинского судебного района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо - директор Государственного казенного учреждения Брянской области «Навлинское лесничество» Лыков С.Е. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты другой специальной техники и имущества гражданской обороны), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000,00 руб.
Решением Навлинского районного суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 43 Навлинского судебного района Брянской области мирового судьи судебного участка № 44 Навлинского судебного района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.
Таким образом, ответчиком до настоящего времени требования законодательства по отношению к защитным сооружениям гражданской обороны не выполнены, к приему укрываемых лиц защитное сооружение гражданской обороны не готово, требование о постоянной готовности помещений и оборудования не соблюдено, а также не представлено безусловных доказательств, свидетельствующих об отсутствии у ГКУ «Навлинское лесничество» объекта – защитного сооружения гражданской обороны.
Учитывая, что защитное сооружение находится в ненадлежащем состоянии, препятствующем его использованию для целей защиты укрываемых, поскольку сооружение находится в оперативном управлении ответчика, именно он должен нести обязанность по надлежащему его содержанию.
Разрешая заявленные требования прокурора, суд приходит к выводу о необходимости приведения ЗС ГО в соответствие с требованиями действующего законодательства, в том числе строительных норм и правил, поскольку невыполнение законодательных и нормативных актов, непринятие соответствующих мер по выполнению существующих требований по содержанию ЗС ГО, влечет наступление неблагоприятных (вредных, тяжких) последствий в области обеспечения гражданской обороны (защиты) на территории района, чем существенно повышается реальная угроза возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий, а также причинения вреда жизни и здоровью населения, проживающего на территории Навлинского района Брянской области.
В связи с изложенным, заявленные прокурором Навлинского района Брянской области требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Навлинского района Брянской области, выступающего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к государственному казенному учреждению Брянской области «Навлинское лесничество» о понуждении к совершению действий - удовлетворить.
Обязать государственное казенное учреждение Брянской области «Навлинское лесничество» (ИНН №, ОГРН №) определить статус защитного сооружения гражданской обороны (инв. №), расположенного в цокольном (подвальном) помещении административного здания, расположенного по адресу: <адрес>, как объекта ГО, наличием паспорта убежища (ПРУ), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО, заверенных органами технической инвентаризации. Создать звенья по обслуживанию ЗС ГО для их обслуживания в мирное время. Обеспечить средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом согласно нормам оснащения (табелизации). Оснастить ЗС ГО аптечками коллективными на расчетное количество укрываемых. Поверхности стен помещений убежища окрасить масляной краской светлых тонов с матовой поверхностью.
Обязать государственное казенное учреждение Брянской области «Навлинское лесничество» (ИНН №, ОГРН №) разработать следующую документацию: паспорт убежища (ПРУ) с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений; журнал проверки состояния убежища (ПРУ); сигналы оповещения гражданской обороны; план перевода ЗС ГО на режим убежища (ПРУ); план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО; эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО; эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО; эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО; инструкция по технике безопасности при обслуживании оборудования; инструкция по использованию средств индивидуальной защиты; инструкция по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами; инструкция по обслуживанию ДЭС; инструкция по противопожарной безопасности; правила поведения укрываемых в ЗС ГО; журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ); журнал учета обращений, укрываемых за медицинской помощью; журнал учета работы ДЭС; журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; схема эвакуации укрываемых из очага поражения; список телефонов.
Обязать государственное казенное учреждение Брянской области «Навлинское лесничество» (ИНН № ОГРН №) подтвердить статус защитного сооружения гражданской обороны (инв. №), расположенного в цокольном (подвальном) помещении административного здания, расположенного по адресу: <адрес>, как объекта ГО, наличием паспорта ЗС ГО, заверенного органом управления по делам гражданской обороны, привести в исправное состояние, приготовить к использованию по назначению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Навлинский районный суд Брянской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Председательствующий О.С. Цыганок
Резолютивная часть оглашена 27.11.2023
Мотивированное решение составлено 29.11.2023