ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-34/2024 от 24.01.2024 Бокситогорского городского суда (Ленинградская область)

(УИД 47RS0001-01-2023-000779-41)

Решение

по делу № 2-34/2024

Именем Российской Федерации

24 января 2024 года г. Бокситогорск

Бокситогорский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Гусаровой И.М.,

при секретаре Поповой В.Ю.,

с участием представителя истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области по доверенности ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области к Ефимовскому потребительскому обществу о признании действий противоправными и обязании устранить выявленные нарушения,-

установил:

Истец Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в интересах неопределенного круга потребителей обратился в суд с иском к ответчику Ефимовское потребительское общество о признании противоправными действий юридического лица, выразившихся в недобросовестном обороте товаров, путем непредставления достоверной информации неопределенному кругу потребителей, при реализации повторных продаж товаров легкой промышленности по индивидуальному регистрационному номеру; обязании прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей, в части реализации повторных продаж товаров легкой промышленности по индивидуальному регистрационному номеру и обязании довести до сведения потребителей в установленный судом срок решение суда по данному делу через средства массовой информации, согласно абзацу 2 ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Свои исковые требования истец основывает на том, что на основании задания руководителя Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области № 7 от 16.01.2023 в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) без взаимодействия с контролируемым лицом, при осуществлении сбора и анализа данных об объекте контроля юридического лица Ефимовское потребительское общество, ОГРН: <***>, ИНН: <***>, содержащихся в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров «Честный знак. Гос» (далее – ГИС МТ), в сети интернет https://gov.crpt.ru, установлено 6 отклонений по фактам реализации товаров легкой промышленности путем повторных продаж по одному и тому же индивидуальному регистрационному номеру (коду идентификации). На сумму 870 руб. 00 коп. Категория товара: предметы одежды, белье постельное, столовое, туалетное и кухонное.

Повторные продажи товаров легкой промышленности реализовались по фактическому адресу осуществления деятельности юридического лица: 187620, Ленинградская область, Бокситогорский район, пгт. ФИО2, ул. Гагарина д.5. Дата регистрации в системе участника оборота товаров Ефимовское потребительское общество.- 14.05.2019. Данные отклонения (нарушения) отражены в системе ГИС МТ за период с 01.02.2023 по 31.03.2023г.

Повторные продажи могут возникать, в частности, в случае, если один и тот же код маркировки нанесен на разные единицы товаров (продажа второй единицы такого товара фиксируется как отклонение в ГИС МТ); если один и тот же код считывается два и более раза.

Повторное сканирование кода идентификации, который является уникальным для каждого экземпляра, и повторная передача данных о «выводе из оборота» экземпляра товара возможна при нанесении одного и того же кода идентификации на два и более экземпляра товара, что недопустимо, такой товар считается немаркированными и не может находиться в обороте.

Так как, цифровая маркировка призвана бороться с некачественной и нелегальной продукцией. Индивидуальный штрихкод Data Matrix сопровождает изделие с момента пошива на фабрике до продажи в магазине. Все действия фиксируются в системе «Честный Знак» - путь каждого товара. В связи, с чем появление на рынке нелегальной продукции должно сводится к минимуму.

С появлением маркировки Data Matrix потребитель должен приобретать безопасную продукцию, с прозрачностью всех действий на всём пути, до прилавка магазина и его реализацией. Достоверную информацию о товаре потребители вправе получить, отсканировав индивидуальный код маркировки в специальном бесплатном мобильном приложении «Честный Знак».

Поступление в ГИС МТ информации о повторной продаже одного и того же экземпляра товара (с повторными кодами маркировки), указывают на предоставление неопределенному кругу потребителей, недостоверной информации по приобретенному товару в предприятии торговли Ефимовское потребительское общество, с нарушением установленного порядка предусмотренной законодательством Российской Федерации, соответствующей маркировки и (или) нанесения информации в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны.

Вместе с тем, у неопределенного круга потребителей отсутствует возможность пользоваться своим законным правом и быть уверенными в легальности и в безопасности приобретаемой продукции.

В данной связи в предприятии торговли Ефимовское потребительское общество осуществляется недобросовестная реализация товаров легкой промышленности, что противоречит требованиям законодательства Российской Федерации. В данной связи, юридическое лицо Ефимовское потребительское общество неоднократно информировалось о недопустимости нарушений обязательных требований, предостережения: № 47-02-59/23 от 12.05.2023; № 47-02-45/22 от 24.11.2022. Согласно выписки из ЕГРИП по состоянию на 19.06.2023 года юридическое лицо Ефимовское потребительское общество ведет деятельность с 04.06.2007 г. код ОКВЭД 47.19, торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах.

Таким образом, при осуществлении экономической деятельности по ОКВЭД 47.19 юридическое лицо Ефимовское потребительское общество осуществляет розничную торговлю неопределенному кругу лиц, являющимися потребителями товаров, т.е. неопределенному кругу граждан- потребителей.

В судебном заседании представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области по доверенности ФИО1 исковые требования поддержка в полном объеме и просила их удовлетворить. Дополнительно пояснила, что разница между продажами исчислялась в несколько дней, что является подтверждением, того что дублированный код после первой продажи был повторно отсканирован при продаже последующего товара, с целью минимизировать затраты и в целом упростить работу ответчика. Доводы ответчика о том, что продажа (считывание) кодов, корректность передачи данных, напрямую завит от уровня сигнала в сети Интернет, не может иметь под собой основы, так как согласно п. 35 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 № 1956 «Об утверждении Правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении товаров легкой промышленности», следует, что Информационная система мониторинга не допускает повторного формирования (генерации) кода маркировки при маркировке товаров. Также пояснила, что при сканировании кода маркировки потребитель в системе «Честный знак» должен видеть всю цепочку от производителя до реализации, а также состав, вес и др. После продажи товара вся информация, которая вложена в этот код, исчезает вместе с выводом из оборота этого товара и у потребителя уже нет возможности ознакомиться с достоверной информацией по этому товару. У ответчика эти товары по его утверждению были выведены из оборота для собственных нужд. Вывод товара из оборота не предполагает его дальнейшую реализацию или продажу товара. Скорее всего ответчик этот товар использовал для собственных нужд, а маркировку с товара наклеил на аналогичный и осуществил продажу этого товара.

Ответчик- представитель Ефимовского потребительского общества в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется расписка, представил в суд письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Также ответчиком представлен отзыв на иск, согласно которого с исковыми требованиями ответчик не согласен. Ефимовское потребительское общество ведет свою деятельность, в том числе и по обороту маркированных товаров в соответствии с нормами действующего законодательства. В системе Честный знак Ефимовское ПО зарегистрировано 14.05.2019г. ID: 572287158 Ефимовское ПО, как розничный продавец четко выполняет инструкции по проведению маркированного товара через систему «Честный знак». Обучение работе в системе «Честный знак» проводилось на официальных Webinar, проводимых разработчиками «Честного Знака». Из разъяснений специалистов системы «Честный знак» следует, что стабильный интернет - главная составляющая для работы с кодами маркировки на кассах. При возникновении ошибок рекомендовано в первую очередь проверить интернет-подключение, без которого касса не сможет связаться с системой. Все магазины потребительского общества расположены в сельских поселениях, в деревнях. Сбои в интернете происходят на постоянной основе. Между тем, после получения предупреждения от Управления Общество приняло участие в семинаре, который дал возможность более подробного ознакомления работы с новой системой, а также произвело внутреннею проверку, на кассах включили проверку марок. С продавцами проведен инструктаж о правильности продажи маркированного товара.

Кроме того, функциональные возможности пользователей системы «Честный знак» не позволяют выявить и соответственно пресечь нарушения в маркировке товара, система не блокирует товары с некорректной или повторной маркировкой, не высылает уведомления о произошедших нарушениях и все эти факты добросовестный пользователь (продавец, поставщик) может узнать только после проверок органами Роспотребнадзора – программа контролирующих органов имеет более широкие функциональные возможности. Ссылки на нарушения (реестры ошибок), указанные в исковом заявлении в системе пользователя открыть невозможно, ознакомиться с предъявленными нарушениями представитель ответчика смог только при личном визите в отдел Роспотребнадзора.

Таким образом, ответчик не имеет возможности ни контролировать процесс оборота маркированных товаров, ни пресекать данные правонарушения, для этого необходимо доработать программу «Честный знак» или предоставить доступ к детальному просмотру в личном кабинете, для более конкретного и расширенного контроля и возможности выявления нарушений маркировки как на этапе получения товара, так и при его реализации.

Обязательная маркировка одежды в соответствии с действующим законодательством стартовала с 01 января 2021года. Как и во всех остальных случаях процесс проходит при помощи функционала, представленного в системе «Честный знак». В распоряжении Правительства РФ №792-р и Постановлении Правительства РФ №1956 указаны категории подлежащие маркировке.

Обществом были приобретены через ТЦ «Вектор» г. Тихвин коды идентификации в количестве 250 штук для маркированных (учтенных) товаров легкой промышленности. Сведения о маркировке товаров были предоставлены в систему мониторинга 26.01.2021г. Маркировка была осуществлена специалистом общества путем наклеивания кода идентификации на единицу товара в торговых предприятиях.

Поставка товаров легкой промышленности (постельного белья, полотенец) осуществляется от ООО «Невский текстильный дом» по договору посредством ЭДО. Все документы имеют статус «Обработан успешно».

До 2022 года контрольно-кассовая техника в торговых предприятиях Ефимовского ПО применялась в режиме, не предусматривающем обязательную передачу фискальных документов в налоговые органы и оператору маркировки в электронной форме через оператора фискальных данных (ОФД) (статья 2.п.7 ФЗ-54), т.е. применялась в автономном режиме. В случаях применения ККТ в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов, а также, если участник оборота подпадает под действие положений п. 3 ст.2 ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», участник оборота может подать сведения о выводе из оборота товара через личный кабинет в ГИС МТ в ручном режиме или с помощью загрузки файлов формата XML.

Вывод из оборота маркированной продукции осуществлялся путем скачивания из ККТ на USB-носитель сохраненных файлов о продаже маркированных товаров и ручной загрузки этих данных в систему ГИС МТ. Путем проведения наблюдений и контроля за выводом из оборота проданной маркированной продукции в системе ГИС МТ обнаружились факты, когда товар не выводился из оборота в системе после загрузки файлов. В целях корректировки остатков были составлены акты вывода из оборота кодов маркировки вручную. Согласно полученного предостережения оказалось, что по данному товару имеют место двойные продажи. Причина этого нам не известна, на лицо некорректная работа сайта.

В течение 2021года по мере замены фискальных накопителей в связи с окончанием срока их действия ККТ была поэтапно переведена в режим работы передачи сведений через оператора фискальных данных. Сейчас обработку фискальных данных осуществляет ООО «Такском».

Корректность передачи данных напрямую зависит от уровня сигнала в сети Интернет:

- При продаже маркированного товара кассир считывает 2D-сканером код Data Martix каждой единицы маркированной одежды или белья (если продается комплект или набор, на который нанесено свое средство идентификации, то можно сканировать только его);

- Информация о считанном коде со средства идентификации передается в онлайн-кассу, которая формирует кассовый чек и отправляет его ОФД;

- ОФД передает электронный кассовый чек в ФНС, а также информацию о продаже маркированного товара с указанием его кода маркировки в систему «Честный Знак».

Со своей стороны, Ефимовского потребительского общества в данный момент ведет переговоры с компаниями, обслуживающими кассовую технику, для установки дополнительного оборудования, для блокировки дублирующих кодов маркировки при продаже, по крайней мере, в рамках одного торгового предприятия. Ефимовское потребительское общество считает, что не осуществляло противоправных действий, и исковые требования не подлежат удовлетворению.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя истца, суд приходит к следующему:

Как установлено судом и подтверждается представленными суду документами, Ефимовское потребительское общество осуществляет деятельность по розничной торговле товаров легкой промышленности по адресу: 187620, Ленинградская область, Бокситогорский район, пгт. ФИО2, ул. Гагарина д.5.

Согласно выписки из ЕГРИП по состоянию на 19.06.2023 года юридическое лицо Ефимовское потребительское общество ведет деятельность с 04.06.2007г. код ОКВЭД 47.19, торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах.

Таким образом, при осуществлении экономической деятельности по ОКВЭД 47.19 юридическое лицо Ефимовское потребительское общество осуществляет розничную торговлю неопределенному кругу лиц, являющимися потребителями товаров, т.е. неопределенному кругу граждан- потребителей.

На основании задания руководителя Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области № 7 от 16.01.2023 в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) без взаимодействия с контролируемым лицом, при осуществлении сбора и анализа данных об объекте контроля юридического лица Ефимовское потребительское общество, ОГРН: <***>, ИНН: <***>, содержащихся в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров «Честный знак. Гос» (далее – ГИС МТ), в сети интернет https://gov.crpt.ru, установлено 6 отклонений по фактам реализации товаров легкой промышленности путем повторных продаж по одному и тому же индивидуальному регистрационному номеру (коду идентификации) на сумму 870 руб. 00 коп. Категория товара: предметы одежды, белье постельное, столовое, туалетное и кухонное.

Повторные продажи товаров легкой промышленности реализовались по фактическому адресу осуществления деятельности юридического лица: 187620, Ленинградская область, Бокситогорский район, пгт. ФИО2, ул. Гагарина д.5. Дата регистрации в системе участника оборота товаров Ефимовское потребительское общество- 14.05.2019. Данные отклонения (нарушения) отражены в системе ГИС МТ за период с 01.02.2023 по 31.03.2023г.

В силу вступивших положений п.п. 3, 9 Постановления Правительства от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, производство и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях в отношении субъектов предпринимательской деятельности, приостановлено до 31.12.2023.

Юридическое лицо Ефимовское потребительское общество неоднократно информировалось о недопустимости нарушений обязательных требований, предостережения: № 47-02-59/23 от 12.05.2023; № 47-02-45/22 от 24.11.2022; в соответствии с ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (номера КНМ в ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» 78230791000106090741; 78220791000104279876), суть которых сводилась к предложению обеспечить предоставление полной и достоверной информации о реализуемых товарах, а именно осуществлять реализацию товаров легкой промышленности, с нанесением средств идентификации (маркировки), а также исключить повторную реализацию одного и того же экземпляра товара.

Обязанность размещения, которых в силу положений п. 1 ст. 8, п. 1 ст. 10 Закона №2300-1 и Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 № 1956 «Об утверждении Правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении товаров легкой промышленности», возложена на продавцов товаров.

Предостережение № 47-02-59/23 от 12.05.2023 направлено на электронный адрес юридического лица 12.05.2023 г.

Предостережение № 47-02-45/22 от 24.11.2022 на электронный адрес юридического лица 24.11.2022 г.

Из текста искового заявления и объяснений представителя истца следует, что повторные продажи могут возникать, в частности, в случае, если один и тот же код маркировки нанесен на разные единицы товаров (продажа второй единицы такого товара фиксируется как отклонение в ГИС МТ); если один и тот же код считывается два и более раза. Повторное сканирование кода идентификации, который является уникальным для каждого экземпляра, и повторная передача данных о «выводе из оборота» экземпляра товара возможна при нанесении одного и того же кода идентификации на два и более экземпляра товара, что недопустимо, такой товар считается немаркированными и не может находиться в обороте. Так как, цифровая маркировка призвана бороться с некачественной и нелегальной продукцией. Индивидуальный штрихкод Data Matrix сопровождает изделие с момента пошива на фабрике до продажи в магазине. Все действия фиксируются в системе «Честный Знак» - путь каждого товара. В связи, с чем появление на рынке нелегальной продукции должно сводится к минимуму. С появлением маркировки Data Matrix потребитель должен приобретать безопасную продукцию, с прозрачностью всех действий на всём пути, до прилавка магазина и его реализацией. Достоверную информацию о товаре потребители вправе получить, отсканировав индивидуальный код маркировки в специальном бесплатном мобильном приложении «Честный Знак». Поступление в ГИС МТ информации о повторной продаже одного и того же экземпляра товара (с повторными кодами маркировки), указывают на предоставление неопределенному кругу потребителей, недостоверной информации по приобретенному товару в предприятии торговли Ефимовское потребительское общество, с нарушением установленного порядка предусмотренной законодательством Российской Федерации, соответствующей маркировки и (или) нанесения информации в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны. Вместе с тем, у неопределенного круга потребителей отсутствует возможность пользоваться своим законным правом и быть уверенными в легальности и в безопасности приобретаемой продукции.

Маркировке средствами идентификации подлежат товары, включенные в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 N 792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации», к ним относятся товары легкой промышленности (п. 8).

В силу п. 1 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (ГИС МТ), - государственная информационная система, создаваемая в целях автоматизации процессов сбора и обработки информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, хранения такой информации, обеспечения доступа к ней, ее предоставления и распространения, повышения эффективности обмена информацией об обороте таких товаров и обеспечения их прослеживаемости, а также в иных целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

Действующими нормативными актами установлено, что обязанность осуществлять маркирование товаров возлагается на участников оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. Данная норма определена статьей 9 Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе, пунктом 19 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

Согласно п. 19 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации это хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, связанную с приобретением и продажей товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, а также хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе производители этих товаров. (далее – Закон №381 ФЗ).

В соответствии с п. 5, 16 ст. 20.1 Закона N 381-ФЗ участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, обязаны передавать информацию об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации, в информационную систему мониторинга и несут ответственность за полноту, достоверность и своевременность передачи ими информации об обороте таких товаров в информационную систему мониторинга в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 10 ч.3 Положения о государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (Постановление Правительства РФ от 26 апреля 2019 г. N 515 "О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров"), контролирующими органами являются федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие с использованием информационной системы мониторинга функции по контролю (надзору) в сфере обращения товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации.

Согласно пункту 10 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 N 515 товары, сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации) не переданы в информационную систему мониторинга или переданы с нарушением требований установленных законодательством Российской Федерации, считаются немаркированными.

В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 31.12.2019 № 1956 "Об утверждении Правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении товаров легкой промышленности " (далее по тексту Постановление): на территории Российской Федерации ввод в оборот товаров легкой промышленности без нанесения на них средств идентификации и передачи в информационную систему мониторинга сведений о маркировке товаров легкой промышленности средствами идентификации, а также оборот и вывод из оборота товаров легкой промышленности, не маркированных средствами идентификации, допускается до 1 января 2021 г., за исключением случаев, указанных в подпунктах "е" и "ж" пункта 2 настоящего постановления.

В соответствии с пунктом 2 абзац. (е) Постановления при наличии по состоянию на 1 января 2021 г. нереализованных товаров легкой промышленности, введенных в оборот до 1 января 2021 г., в срок до 1 февраля 2021 г. осуществляют их маркировку средствами идентификации и представляют сведения о маркировке таких товаров легкой промышленности средствами идентификации в информационную систему мониторинга в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением;

Действующие Правила маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации устанавливают, что участники оборота товаров в соответствии с утвержденными настоящим постановлением Правилами:

осуществляют регистрацию в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее - информационная система мониторинга), в течение 7 календарных дней со дня возникновения необходимости осуществления участниками оборота товаров легкой промышленности деятельности, связанной с вводом в оборот, и (или) оборотом, и (или) розничной продажей маркированных товаров легкой промышленности;

с 1 марта 2021 г. организации оптовой торговли, приобретающие шины непосредственно у производителей и импортеров, а также прочие организации оптовой торговли и участники оборота, осуществляющие розничную продажу шин, вносят в информационную систему мониторинга сведения в отношении всех действий по обороту шин;

с 1 января 2021 г. в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением, вносят в информационную систему мониторинга сведения о маркировке товаров легкой промышленности, а также о вводе товаров легкой промышленности в оборот, их обороте и выводе из оборота (коды 14.11.10, 14.14.13, 14.13.21, 14.13.31, 13.92.12, 13.92.13 и 13.92.14 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности и коды 4203 10 000, 6106, 6201, 6202 и 6302 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза). При этом в случае, если участники оборота товаров легкой промышленности наносят средства идентификации на потребительскую упаковку, или на товары легкой промышленности, или ярлык, или этикетку начиная с даты вступления в силу настоящего постановления, то с указанной даты они вправе представлять сведения о нанесении средств идентификации в информационную систему мониторинга; (абз. (а), (д), п.2 Постановления).

"участники оборота товаров" - юридические лица, индивидуальные предприниматели и аккредитованные филиалы иностранных юридических лиц в Российской Федерации, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, осуществляющие ввод товаров в оборот, оборот и (или) вывод из оборота товаров.

"белье" - продукция, относящаяся к товарной группе "Отдельные позиции товаров легкой промышленности", соответствующая коду 6302 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и кодам 13.92.12, 13.92.13 и 13.92.14 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности, белье постельное, столовое, туалетное и кухонное и определяющая товары легкой промышленности, в отношении которых принято решение о маркировке средствами идентификации, а также комплекты и наборы указанных товаров, на которые распространяется действие настоящих Правил;

"предметы одежды" - продукция, относящаяся к товарной группе "Отдельные позиции товаров легкой промышленности", соответствующая кодам 4203 10 000, 6106,6201 и 6202 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и кодам 14.11.10, 14.14.13, 14.13.21 и 14.13.31 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности, предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи, блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек, пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские или для мальчиков, пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия женские или для девочек, и определяющая товары, в отношении которых принято решение о маркировке средствами идентификации, а также комплекты и наборы указанных товаров, на которые распространяется действие настоящих Правил.(пункт 2 Правил)

Пунктом 17 Правил предусмотрено, что документы и сведения, направляемые участниками оборота товаров в информационную систему мониторинга, соответствующие требованиям настоящих Правил, подлежат отражению в информационной системе мониторинга.

На основании пункта 29 Правил средство идентификации товаров легкой промышленности наносится, в виде двумерного штрихового кода в соответствии с требованиями национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ИСО/МЭК 16022-2008 "Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Спецификация символики Data Matrix", утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2008 г. N 509-ст.

В соответствии с 6 абзац. пункта 30 Правил средство идентификации предоставляется в виде двумерного штрихового кода в формате DataMatrix.

На основании пункта 46 Правил средство идентификации наносится на товар, или на потребительскую упаковку, или этикетку, или ярлык методом, не допускающим отделения средства идентификации.

Информационная система мониторинга не допускает повторного формирования (генерации) кода маркировки при маркировке товаров (пункт 35 Правил).

Согласно нормам пункта 47 Правил, производители товаров до предложения этих товаров для реализации (продажи), в том числе до их выставления в месте реализации (продажи), демонстрации их образцов (за исключением представления сведений о них при продаже товаров дистанционным способом), вносят в информационную систему мониторинга следующие сведения:

а) идентификационный номер налогоплательщика производителя;

б) 10-значный код товарной номенклатуры маркированных товаров;

в) код идентификации товара, или код идентификации комплекта, или код идентификации набора, или код идентификации транспортной упаковки;

г) тип производственного заказа (собственное производство, контрактное производство);

д) идентификационный номер налогоплательщика собственника (в случае контрактного производства);

е) вид документа, подтверждающего соответствие товара (сертификат соответствия/декларация о соответствии), номер и дата документа при наличии требований о подтверждении соответствия товара (если требуется подтверждение соответствия);

ж) сведения о передаче собственнику товаров, выпущенных в рамках контрактного производства, которые включают:

идентификационный номер налогоплательщика собственника товаров;

реквизиты первичного документа, подтверждающего передачу товаров производителем собственнику товаров;

коды идентификации товаров, или коды идентификации комплектов, или коды идентификации наборов, или коды идентификации транспортной упаковки;

з) сведения о предложении к реализации товаров, выпущенных в рамках контрактного производства, которые включают:

идентификационный номер налогоплательщика собственника товаров;

реквизиты первичного документа, подтверждающего передачу товаров производителем собственнику товаров;

коды идентификации товаров, или коды идентификации комплектов, или коды идентификации наборов, или коды идентификации транспортной упаковки.

Согласно п. 54 Правил следует что, участники оборота товаров, являющиеся собственниками товара, вносят в информационную систему мониторинга сведения, содержащие в отношении каждой единицы товаров, не реализованных на дату введения обязательной маркировки (за исключением информации об остатках товаров, полученных от физических лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, при осуществлении комиссионной торговли)

В силу пункта 69 Правил, участники оборота товаров, осуществляющие оптовую и розничную продажу маркированных товаров, направляют в информационную систему мониторинга информацию о выводе из оборота товаров с применением контрольно-кассовой техники, за исключением участников оборота товаров, которые вправе не применять контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Согласно пункта 69(1) Правил, участники оборота товаров, осуществляющие оптовую и розничную продажу маркированных товаров и операцию корректировки первично поданной информации о выбытии товара через контрольно-кассовую технику, направляют в информационную систему мониторинга информацию о корректировке вывода из оборота товаров с применением контрольно-кассовой техники.

Согласно пункта 81 Правил, в случае утраты или повреждения средств идентификации, нанесенных на потребительскую упаковку, или ярлык, или этикетку, участники оборота товаров до предложения этих товаров для реализации (продажи), в том числе до их выставления в месте реализации (продажи), демонстрации их образцов (за исключением представления сведений о них при продаже товаров дистанционным способом), осуществляют перемаркировку товаров средствами идентификации и вносят в информационную систему мониторинга следующие сведения:

а) коды идентификации нового средства идентификации, или коды идентификации комплектов нового средства идентификации, или коды идентификации наборов нового средства идентификации товаров;

б) коды идентификации, или коды идентификации комплектов, или коды идентификации наборов испорченного (утраченного, уничтоженного) средства идентификации (при наличии).

Согласно пункта 88 Правил, при возврате потребителем товаров с поврежденным средством идентификации либо без средства идентификации (возможность идентифицировать товар отсутствует) участник оборота товаров осуществляет перемаркировку товаров в соответствии с разделом VII настоящих Правил до предложения этих товаров для реализации (продажи), в том числе до их выставления в месте реализации (продажи), демонстрации их образцов (за исключением представления сведений о них при продаже товаров дистанционным способом), и передает в информационную систему мониторинга следующие сведения:

а) идентификационный номер налогоплательщика участника оборота товаров, принимающего товары;

б) новый код идентификации, или код идентификации комплекта, или код идентификации набора;

в) реквизиты документов, подтверждающих возврат маркированных товаров.

Частью 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300- 1 «О защите прав потребителей» установлено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» государственный контроль (надзор) должны быть направлены на достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований.

Доводы ответчика о том, что продажа (считывание) кодов, корректность передачи данных, напрямую завит от уровня сигнала в сети Интернет, не могут приняты быть судом во внимание, так как согласно п. 35 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 № 1956 «Об утверждении Правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении товаров легкой промышленности», следует, что Информационная система мониторинга не допускает повторного формирования (генерации) кода маркировки при маркировке товаров.

В соответствии со ст. 43 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, продавец несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С учетом вышеизложенного, принимая во внимание, что предприятием торговли Ефимовским потребительским обществом были осуществлены повторные продажи товара по одному и тому же индивидуальному регистрационному номеру (коду идентификации), что противоречит требованиям законодательства Российской Федерации и нарушает положения установленные ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1), Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 № 1956 «Об утверждении Правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении товаров легкой промышленности», а именно: п.2 Постановления, п. 6 Постановления, п. 47 Правил, п. 54 Правил, п. 69 Правил, п.69 (1) Правил, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, действия юридического лица Ефимовского обительского общества, выразившиеся в недобросовестном обороте товаров, путем непредставления достоверной информации неопределенному кругу потребителей, при реализации повторных продаж товаров легкой промышленности по индивидуальному регистрационному номеру подлежат признанию противоправными и на ответчика надлежит возложить обязать прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей, в части реализации повторных продаж товаров легкой промышленности по индивидуальному регистрационному номеру.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07 февраля 1992 года № 2300-1 при удовлетворении иска о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина, по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, подлежит зачислению в бюджет муниципального района.

В связи с изложенным суд считает необходимым взыскать с ответчика государственную пошлину в доход бюджета Бокситогорского муниципального района в размере 300 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области удовлетворить.

Признать противоправными действий юридического лица Ефимовское обительское общество (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) выразившихся в недобросовестном обороте товаров, путем непредставления достоверной информации неопределенному кругу потребителей, при реализации повторных продаж товаров легкой промышленности по индивидуальному регистрационному номеру.

Обязать юридическое лицо Ефимовское обительское общество (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей, в части реализации повторных продаж товаров легкой промышленности по индивидуальному регистрационному номеру.

Обязать юридическое лицо Ефимовское обительское общество (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) в соответствии со ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07 февраля 1992 года № 2300-1 довести до сведения потребителей через средства массовой информации Бокситогорского района Ленинградской области настоящее решение суда в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с юридического лица Ефимовское обительское общество (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) в доход бюджета Бокситогорского муниципального района Ленинградской области государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Бокситогорский городской суд.

Решение в окончательной форме принято 29 января 2024 года.

Судья: подпись

Копия верна, судья:

Секретарь: