ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-35 от 18.01.2012 Бобровского районного суда (Воронежская область)

                                                                                    Бобровский районный суд Воронежской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Бобровский районный суд Воронежской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-35/2012 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Бобров 18 января 2012 г.

Бобровский районный суд Воронежской области

в составе: председательствующего Е.Р. Половец,

при секретаре Е.Н. Касаткиной,

с участием помощника прокурора Бобровского района Воронежской области А.А. Катцына,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению прокурора Бобровского района Воронежской области, действующего в интересах муниципального образования Сухо-Березовское сельское поселение Бобровского муниципального района Воронежской области, об оспаривании нормативного правового акта (в части),

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Бобровского района Воронежской области обратился в суд с заявлением в интересах муниципального образования Сухо-Березовское сельское поселение Бобровского муниципального района Воронежской области (далее Сухо-Березовское сельское поселение) о признании нормативного правового акта противоречащим закону (в части) (л.д. 4-7).

Согласно заявлению решением Совета народных депутатов Сухо-Березовского сельского поселения от 15.12.2009 г. № 127 утверждено Положение о бюджетном процессе в Сухо-Березовском сельском поселении (далее Положение). По мнению прокурора, отдельные нормы оспариваемого нормативного акта противоречат Бюджетному Кодексу РФ (далее БК РФ), нарушают права и охраняемые законом интересы муниципального образования и поэтому подлежат исключению. Так, ч. 4 ст. 47 Положения в нарушение требований ч. 4 ст. 219 БК РФ после слов «оперативно-розыскных мероприятий» не дополнена словами «и осуществлением мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Кроме того, ч. 1 ст. 24 Положения содержит понятие муниципальных заимствований, которое не соответствует аналогичному понятию, изложенному в ч. 7 ст. 103 БК РФ. Также абзац 16 ст. 1 Положения содержит понятие расходных обязательств, которое не соответствует аналогичному понятию, изложенному в ст. 6 БК РФ. Основания возникновения расходных обязательств муниципального образования, указанные в ч. 1 ст. 14 Положения, также существенным образом противоречат нормам закона, изложенным в ч. 1 ст. 86 БК РФ. Кроме того, ч. 2 ст. 14 Положения содержит иной перечень расходных обязательств поселения, устанавливаемых органами местного самоуправления поселения самостоятельно и исполняемых за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита поселения, в сравнении с расходными обязательствами, указанными в ч. 2 ст. 86 БК РФ.

Прокурор просит суд признать абзац 16 ст. 1, ч. 1,2 ст. 14, ч.1 ст. 24, ч. 4 ст. 47 Положения о бюджетном процессе в Сухо-Березовском сельском поселении, утвержденного решением Совета народных депутатов Сухо-Березовского сельского поселения от 15.12.2009 г. № 127, недействующими с момента вступления решения суда в законную силу (л.д. 4-7).

Помощник прокурора Бобровского района Воронежской области Катцын А.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, просит их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица Совета народных депутатов Сухо-Березовского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области - глава Сухо-Березовского сельского поселения Титов А.Н., надлежаще извещенный о дате и времени слушания дела (л.д.22), в судебное заседание не явился, ходатайствует о рассмотрении заявления в его отсутствие, не возражает против удовлетворения заявленных требований (л.д.23).

Выслушав объяснения участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании принятого и опубликованного в установленном порядке нормативного правового акта органа местного самоуправления, которым нарушаются права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, противоречащим закону полностью или в части.

Ст. 15 Конституции РФ закрепляет, что органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Согласно ст. 7 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты не должны противоречить конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

В соответствии со ст. 2 БК РФ бюджетное законодательство состоит, в том числе, из муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в ст. 1 настоящего Кодекса, при этом муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований не могут противоречить настоящему Кодексу.

Решением Совета народных депутатов Сухо-Березовского сельского поселения от 15.12.2009 г. № 127 утверждено Положение о бюджетном процессе в Сухо-Березовском сельском поселении (л.д. 9).

Оспариваемый нормативный правовой акт - Положение о бюджетном процессе в Сухо-Березовском сельском поселении - в соответствии с Уставом Сухо-Березовского сельского поселения (далее Устав) принят представительным органом поселения, в пределах его компетенции, в надлежащей форме, с соблюдением правил введения его в действие, в том числе с соблюдением правил его обнародования (л.д. 15,16-19).

В соответствии с ч. 4 ст. 219 БК РФ получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты, а в случаях, связанных с выполнением оперативно-розыскных мероприятий и осуществлением мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, в соответствии с платежными документами.

В ч. 4 ст. 47 Положения указано, что получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты, а в случаях, связанных с выполнением оперативно-розыскных мероприятий, в соответствии с платежными документами.

Таким образом, ч. 4 ст. 47 Положения в нарушение требований ч. 4 ст. 219 БК РФ после слов «оперативно-розыскных мероприятий» не дополнена словами «и осуществлением мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

Согласно ч. 7 ст. 103 БК РФ под муниципальными заимствованиями понимаются муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, и кредиты, привлекаемые в соответствии с положениями настоящего Кодекса в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и от кредитных организаций, по которым возникают муниципальные долговые обязательства.

Согласно ч. 1 ст. 24 Положения под муниципальными заимствованиями Сухо-Березовского сельского поселения понимаются кредиты, привлекаемые в соответствии с положениями БК РФ в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредитных организаций, по которым возникают долговые обязательства Сухо-Березовского сельского поселения.

Таким образом, понятие муниципальных заимствований, данное в Положении, не соответствует аналогичному понятию в БК РФ.

Согласно ст. 6 БК РФ под расходными обязательствами понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

Согласно абзацу 16 ст. 1 Положения под расходными обязательствами понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением муниципального образования обязательства предоставить физическим или юридическим лицам, органам местного самоуправления средства из соответствующего бюджета.

Таким образом, понятие расходных обязательств, данное в Положении, не соответствует аналогичному понятию в БК РФ.

Согласно ч.1,2 ст. 86 БК РФ:

1. Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:

принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам;

(в ред. ФЗ от 26.04.2007 № 63-ФЗ)

принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;

(в ред. ФЗ от 26.04.2007 № 63-ФЗ)

заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями.

(абзац введен ФЗ от 26.04.2007 № 63-ФЗ, в ред. ФЗ от 08.05.2010 № 83-ФЗ)

2. Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзацах втором и четвертом ч. 1 настоящей статьи, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Согласно ч. 1,2 ст. 14 Положения:

1. Расходные обязательства Сухо-Березовского сельского поселения возникают в результате:

- принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления, а также заключения Сухо-Березовского сельского поселения (от имени Сухо-Березовского сельского поселения) договоров (соглашений) при осуществлении органами местного самоуправления Сухо-Березовского сельского поселения полномочий по предметам ведения Сухо-Березовского сельского поселения;

- заключения от имени Сухо-Березовского сельского поселения договоров (соглашений) бюджетными учреждениями Бобровского муниципального района;

- принятия нормативных правовых актов органами местного самоуправления, предусматривающих предоставление из бюджета межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренном БК РФ, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств поселений в связи с наделением поселений отдельными полномочиями Сухо-Березовского сельского поселения;

- принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления при осуществлении органами местного самоуправления поселения переданных им полномочий РФ или Воронежской области.

2. Расходные обязательства Сухо-Березовского сельского поселения, указанные в абзацах втором-третьем ч. 1 настоящей статьи, устанавливаются органами местного самоуправления Сухо-Березовского сельского поселения самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета поселения.

Таким образом, основания возникновения расходных обязательств муниципального образования Сухо-Березовского сельского поселения, указанные в ч. 1 ст. 14 Положения, не соответствуют аналогичным основаниям, указанным в ч. 1 ст. 86 БК РФ. Также ч. 2 ст. 14 Положения содержит иной перечень расходных обязательств Сухо-Березовского сельского поселения, устанавливаемых органами местного самоуправления поселения самостоятельно и исполняемых за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита поселения, в сравнении с расходными обязательствами муниципального образования, указанными в ч. 2 ст. 86 БК РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Таким образом, абзац 16 ст. 1, ч. 1,2 ст. 14, ч.1 ст. 24, ч. 4 ст. 47 Положения о бюджетном процессе в Сухо-Березовском сельском поселении противоречат соответственно ст. 6, ч.1,2 ст. 86, ч. 7 ст. 103, ч. 4 ст. 219 БК РФ и подлежат признанию недействующими с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку спорный нормативный правовой акт применялся до вынесения решения суда и на его основании были реализованы права граждан и организаций.

В соответствии с ч. 3 ст. 253 ГПК РФ сообщение о решении суда о признании недействующими абзаца 16 ст. 1, ч. 1,2 ст. 14, ч.1 ст. 24, ч. 4 ст. 47 Положения о бюджетном процессе в Сухо-Березовском сельском поселении подлежит доведению до сведения населения путем размещения данной информации в соответствии с положениями Устава  поселения в общедоступных для жителей местах.

В связи с чем, на основании ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым возложить на главу Сухо-Березовского сельского поселения обязанность представления в суд в месячный срок акта обнародования данного решения суда.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ заинтересованное лицо Совет народных депутатов Сухо-Березовского сельского поселения подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины как орган местного самоуправления.

Руководствуясь ст. 194-198, 251-253 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить заявление прокурора Бобровского района Воронежской области, действующего в интересах муниципального образования Сухо-Березовское сельское поселение Бобровского муниципального района Воронежской области.

Признать абзац 16 ст. 1, ч. 1,2 ст. 14, ч.1 ст. 24, ч. 4 ст. 47 Положения о бюджетном процессе в Сухо-Березовском сельском поселении Бобровского муниципального района Воронежской области, принятого решением Совета народных депутатов Сухо-Березовского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области от 15.12.2009 г. № 127, недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать главу Сухо-Березовского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области довести до сведения населения Сухо-Березовского сельского поселения Бобровского района Воронежской области сообщение о данном решении суда путем размещения информации в общедоступных для жителей местах и в месячный срок представить в суд акт обнародования данного решения суда.

С мотивированным решением участники процесса вправе ознакомиться 23.01.2012 г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Бобровский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Е.Р. Половец.