ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3500/11 от 28.10.2011 Истринского городского суда (Московская область)

№ 2-3500/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Истра (Дата обезличена)

Истринский городской суд Московской области в составе

председательствующего судьи Григорьева Ф.Г.,

при секретаре Гаджиеве Р.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Истринского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Обушковское РЭП ЖКХ», третье лицо Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу, об устранении нарушений природоохранного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Истринский городской прокурор обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Обушковское РЭП ЖКХ» об устранении нарушений природоохранного законодательства.

В обоснование своих требований истец ссылался на то, что в ходе проверки, проведенной Департаментом Росприроднадзора на основании приказа от (Дата обезличена), было выявлено, что очистные сооружения хозяйственно-бытовых сточных вод, расположенные в (адрес), работают ненормативно, концентрации загрязняющих веществ в сточных водах на выходе очистных сооружений превышают концентрации, определенные Разрешением на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водный объект) от (Дата обезличена)(№). МУП «Обушковское РЭП ЖКХ» предписано довести качество сбрасываемых сточных вод с очистных сооружений в де(адрес) до концентраций, установленных указанным Разрешением, было выдано предписание (№) (далее - Разрешение) со сроком устранения нарушения до (Дата обезличена).

В ходе проведенной Департаментом Росприроднадзора проверки от (Дата обезличена) установлено, что предписание не было выполнено, было выдано повторное предписание со сроком устранения ранее выявленного нарушения до (Дата обезличена).

(Дата обезличена) вновь была проведена проверка, в ходе которой директором МУП «Обушковское РЭП ЖКХ» была представлена копия протокола количественного химического анализа сточных и природных вод. Показатели концентраций указывают на неисполнение предписания. По результатам проверки в отношении МУП «Обушковское РЭП ЖКХ» было возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Согласно показателям концентраций, обозначенных в протоколе количественного химического анализа от (Дата обезличена), МУП «Обушковское РЭП ЖКХ» не исполнило предписание от (Дата обезличена), поскольку концентрация загрязняющих веществ не соответствует Разрешению.

Допущенные ответчиком нарушения требований природоохранного законодательства, выразившиеся в превышении концентраций загрязняющих веществ в сточных водах на выходе очистных сооружений, определенных к сбросу Разрешением, создают угрозу жизни и здоровью людей и причиняют вред окружающей среде.

На основании изложенного прокурор просил обязать МУП «Обушковское РЭП ЖКХ» в течение 5 месяцев с момента вступления в силу решения устранить допущенные нарушения требований природоохранного законодательства, а именно привести качество сбрасываемых сточных вод, поступающих с очистных сооружений в де(адрес), в соответствие с концентрациями загрязняющих веществ, установленных Разрешением.

В судебном заседании прокурор Сорокина А.В. поддержала исковые требования в полном объеме.

Директор МУП «Обушковское РЭП ЖКХ» Иванов М.С. исковые требования не признал, пояснил, что допущенные нарушения были устранены, предписание выполнено, концентрация загрязняющих веществ в сточных водах соответствует Разрешению.

Третье лицо Департамент Росприроднадзора по ЦФО в судебное заседание не явилось, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя (л.д. (№)).

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

На основании ч. 4 ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В силу ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В соответствие с ч. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

На основании п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов

Согласно п. 9 постановления Правительства РФ от 25 декабря 2006 года №801 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов"

При осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов государственные инспекторы по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов имеют право:

а) осуществлять проверки объектов, подлежащих контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов;

б) проверять соблюдение требований к использованию и охране водных объектов;

в) составлять по результатам проверок акты и представлять их для ознакомления водопользователям;

г) осматривать в установленном порядке и при необходимости задерживать суда (в том числе иностранные) и другие плавучие средства, допустившие загрязнение с судов нефтью, вредными веществами, сточными водами или мусором либо не принявшие необходимых мер по предотвращению такого загрязнения водных объектов;

д) давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений условий использования водных объектов и контролировать исполнение указанных предписаний в установленные сроки;

е) уведомлять в письменной форме стороны, заключившие договор водопользования, о результатах проверок и выявленных нарушениях условий использования водных объектов.

Согласно п. 4.2 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденного приказом Минприроды РФ № 288 от 31 октября 2008 года:

В разрешениях на сбросы загрязняющих веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в окружающую среду для хозяйствующего субъекта устанавливаются количества загрязняющих веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов), допускаемых к сбросу в окружающую среду (в водные объекты) (допустимая концентрация вещества в пределах нормативов допустимых сбросов, допустимая концентрация вещества в пределах лимита на сброс, показатели сброса загрязняющих веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) (т/год; Бк/год) и утвержденный расход сточных вод (м3 в час) отдельно по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод:

- в пределах утвержденных нормативов допустимых сбросов;

- в пределах установленных лимитов на сбросы (далее - лимиты на сбросы).

При наличии утвержденных нормативов допустимых сбросов и при условии, что достижение нормативов допустимых сбросов обеспечивается, разрешение на сбросы выдается на срок действия указанных нормативов допустимых сбросов, если лимиты на сбросы не устанавливались.

Судом установлено, что (Дата обезличена) МУП «Обушковское РЭП ЖКХ» выдано Разрешение (№) на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водный объект), которым ответчику разрешен сброс загрязняющих веществ в составе сточных и дренажных вод в р. <данные изъяты> в де(адрес), установлено количество разрешенных к сбросу загрязняющих веществ по каждому наименованию таких веществ (л.д. (№)).

(Дата обезличена) МУП «Обушковское РЭП ЖКХ» было выдано предписание Департамента Росприроднадзора по ЦФО, которым ответчик обязывался довести качество сбрасываемых сточных вод с очистных сооружений, расположенных по адресу: <данные изъяты>, до концентраций загрязняющих веществ, установленных Разрешением в срок до (Дата обезличена) (л.д. (№)).

В результате проверки соблюдения природоохранного законодательства, проведенной (Дата обезличена) было установлено, что предписание не было выполнено (л.д. (№)).

(Дата обезличена) МУП «Обушковское РЭП ЖКХ» было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок вышеуказанного предписания (л.д. (№)).

В судебное заседание ответчиком представлен Акт проверки соблюдения природоохранного законодательства от (Дата обезличена)(№)-А, из которого следует, что предписание от (Дата обезличена) выполнено, очистные сооружения в де(адрес) работают удовлетворительно, наблюдается превышение по нитрат-иону (л.д. (№)).

Таким образом, суду представлены доказательства в подтверждение того, что на момент рассмотрения дела ответчиком были устранены превышения количества сбрасываемых загрязняющих веществ по всем показателям, кроме нитрат-иона.

Следовательно, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора должны быть удовлетворены частично, МУП «Обушковское РЭП ЖКХ» должно быть обязано привести показатель количества нитрат-иона в сбрасываемых сточных водах, поступающих с очистных сооружений в де(адрес), до допустимых показателей, установленных Разрешением.

На основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым установить ответчику разумный срок, в течение которого решение в части удовлетворения исковых требований должно быть исполнено - до (Дата обезличена).

В удовлетворении требований прокурора в части обязания ответчика привести качество сбрасываемых сточных вод по остальным показателям количества загрязняющих веществ в соответствие с Разрешением должно быть отказано, поскольку суду представлены доказательства, подтверждающие выполнение МУП «Обушковское РЭП ЖКХ» ранее данного предписания по всем показателям, кроме нитрат-иона.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Истринского городского прокурора - удовлетворить частично.

Обязать МУП «Обушковское РЭП ЖКХ» до (Дата обезличена) привести показатель количества нитрат-иона в сбрасываемых сточных водах, поступающих с очистных сооружений в де(адрес), до допустимых показателей, установленных Разрешением на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водный объект) от (Дата обезличена)(№).

В удовлетворении иска Истринского городского прокурора к МУП «Обушковское РЭП ЖКХ» об обязании привести качество сбрасываемых сточных вод по остальным показателям количества загрязняющих веществ в соответствие с Разрешением на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водный объект) от (Дата обезличена)(№) - отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Истринский городской суд Московской области в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Ф.Г. Григорьев

Мотивированное решение составлено (Дата обезличена)