ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3500/2016 от 11.10.2016 Ворошиловского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 2-3500/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 октября 2016 года г.Волгоград

Ворошиловский районный суд г.Волгограда

в составе: председательствующего судьи Чуриной Е.В.,

при секретаре судебного заседания Соколовой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Котельниковского района Волгоградской области в интересах ФИО1 ФИО9 к Комитету строительства Волгоградской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности обеспечить жилым помещением из специализированного жилищного фонда,

установил:

Прокурор Котельниковского района Волгоградской области обратился в суд в интересах ФИО3 к Комитету строительства Волгоградской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности обеспечить жилым помещением из специализированного жилищного фонда.

В обоснование требований указав, что ФИО3 относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать ФИО4 погибла, а отец ФИО2 лишен родительских прав в отношении ФИО3 В соответствии с приказом Комитета образования и науки Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, формируемый Комитетом образования и науки Волгоградской области. Однако, как следует из обращения ФИО3, поступившего в прокуратуру Котельниковского района Волгоградской области, жилое помещение заявителю до настоящего времени не предоставлено. Полагает, что сложившееся положение дел существенно нарушает жилищные права ФИО3, которая не имеет возможности реализовать своё право на получение гарантированного ей государством жилья.

Заместитель прокурора Ворошиловского района г. Волгограда Поливанова О.С. в судебном заседании исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении в полном объеме.

Истец ФИО3 в судебное заседание не явилась, о дате и времени рассмотрения дела по существу извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомлен.

Представитель ответчика Комитета строительства Волгоградской области – ФИО5, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований прокурора возражал, пояснив, что для предоставления жилого помещения в специализированном жилищном фонде необходимо соблюдение процедуры и условий предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, установленных нормативно-правовыми актами. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 включена в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в ДД.ММ.ГГГГ году, под по <адрес>, под по <адрес>. В настоящее время в <адрес> свободные (нераспределенные) жилые помещения специализированного жилищного фонда отсутствуют. Приобретение жилых помещений на территории <адрес> осуществляется исходя из бюджетного финансирования и наличия жилья на рынке жилой недвижимости города. В целях обеспечения детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями Комитетом строительства <адрес> заключены государственные контракты на приобретение 99 жилых помещений: в <адрес> – 5 кв., в <адрес> – 8 кв., в <адрес> – 3 кв., в <адрес> – 1 кв., в <адрес> – 6 кв., в <адрес> – 1 кв., в <адрес> – 16 кв., в <адрес> – 4 кв., в <адрес> – 15 кв., в <адрес> – 8 кв., в <адрес> – 1 кв., в <адрес> – 24 кв., в <адрес> – 3 кв., в <адрес> – 4 кв. Из них уже предоставлены детям – сиротам в <адрес> – 8 кв., в <адрес> – 2 кв., в <адрес> – 2 кв., в <адрес> – 5 кв., в <адрес> – 2 кв., в <адрес> – 1 кв., в <адрес> – 4 кв. В настоящее время проводятся мероприятия по оформлению остальных жилых помещений в государственную собственность <адрес>, по завершению которых квартиры будут предоставлены детям – сиротам по исполнение вступивших в законную силу судебных решений. В <адрес> ведется строительство 11 домов блокированной застройки на 22 квартиры. В <адрес> ведется строительство 6 домов блокированной застройки на 12 квартир. В 2016 году Комитетом строительства <адрес> планируется приобретение жилых помещений в следующих районах: в <адрес> – 2 кв., в <адрес> – 4 кв., в <адрес> – 5 кв., в <адрес> – 2 кв., в <адрес> – 3 кв., в <адрес> – 3 кв., в <адрес> – 5 кв., в <адрес> – 14 кв. После принятия указанных жилых помещений в государственную собственность <адрес>, ФИО3 будет предоставлено жилое помещение. Полагает, что со своей стороны Комитетом приняты все предусмотренные законом меры, направленные на обеспечение ФИО3 жилым помещением.

Представитель третьего лица Комитета образования и науки Волгоградской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомлен.

Представитель третьего лица органа опеки и попечительства Котельниковского муниципального района Волгоградской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомлен.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.

Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулируются отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 1 указанного Федерального закона лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

В частности, данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).

В соответствии со статьей 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Таким образом, федеральным законодательством обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений детям-сиротам возложена на субъекты Российской Федерации, которым предоставлены полномочия по установлению порядка предоставления жилых помещений данной категории лиц.

В целях реализации приведенных выше законоположений, Волгоградской областной Думой принят Закон Волгоградской области от 05 февраля 2013 года №5-ОД «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Волгоградской области».

В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО3 является дочерью ФИО3 и ФИО4, что подтверждается копией свидетельства о рождении от ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ умерла мать ФИО2 – ФИО6, что подтверждается свидетельством о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ.

Вступившим в законную силу решением Котельниковского суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ отец ФИО2 лишен родительских прав в отношении своей дочери ФИО3

Постановлением администрации Котельниковского района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ об установлении опеки над несовершеннолетней ФИО3, опекуном назначена ФИО7, определено место проживания подопечной с опекуном в <адрес>.

Из заключения администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО3 необходимо включить в список лиц подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда Волгоградской области по договору найма специализированного жилого помещения. Также из данного заключения усматривается, что в настоящее время ФИО3 является студенткой ФГОУ СПО «Волгоградский технологический колледж».

Исходя из этого, ФИО3 необходимо отнести к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, а, следовательно, на нее распространяются гарантии, предусмотренные Законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с приказом Комитета образования и науки Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Согласно выписке из приказа Министерства образования и молодежной политики Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) ФИО3 включена в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2016 году под по <адрес>, под по <адрес>.

Сведения о принадлежности ФИО3 на праве собственности жилого помещения в материалах дела отсутствуют.

Проанализировав с учетом вышеприведенных норм указанные обстоятельства, пояснения участвующих в деле лиц, исследованные письменные доказательства и дав этому оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, то есть по их относимости, допустимости, достоверности, как каждого в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что непредоставление ФИО3 жилого помещения нарушает ее конституционное право на предоставление жилья, в связи с чем, на Комитет строительства Волгоградской области должна быть возложена обязанность предоставить ФИО3 жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, применительно к соответствующему населенному пункту и отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Указанная норма не ставит предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия финансирования областного бюджета и свободных жилых помещений у администрации городского округа.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Как следует из преамбулы к указанному Закону, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.

Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

Материалами дела также установлено, что ФИО3 достигла совершеннолетия, следовательно, у нее возникло право на обеспечение жилым помещением в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В этой связи, доводы ответчика на то обстоятельство, что Комитет строительства Волгоградской области не бездействует, а предпринимает комплекс мер по обеспечению детей - сирот жилыми помещениями, в том числе путем проведения аукционных процедур и заключения государственных контрактов на приобретение жилья и после принятия жилых помещений в государственную собственность ФИО3 будет предоставлена квартира, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении иска.

Обеспечение жилыми помещениями указанных категорий граждан не ставится законом в зависимость от времени включения граждан в список, наличия других граждан, имеющих такое же право на обеспечение жилыми помещениями, соблюдения между гражданами очередности или финансового обеспечения государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.

Таким образом, проанализировав приведенные нормы закона, изучив письменные материалы дела в их совокупности и дав правовой анализ доводам сторон, суд приходит к выводу о нарушении прав ФИО3 на предоставление жилого помещения, так как оспариваемые стороной истца действия ответчика, а фактически – бездействие, нарушают права и законные интересы ФИО3, тем самым, создавая препятствия в реализации гарантированного государством права.

При таких обстоятельствах, суд полагает исковые требования прокурора Котельниковского района Волгоградской области в интересах ФИО3 к Комитету строительства Волгоградской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности обеспечить жилым помещением из специализированного жилищного фонда, подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Котельниковского района Волгоградской области в интересах ФИО1 ФИО10 к Комитету строительства Волгоградской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности обеспечить жилым помещением из специализированного жилищного фонда – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Комитета строительства Волгоградской области по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений ФИО1 ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Обязать Комитет строительства Волгоградской области предоставить ФИО1 ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям для проживания по договору найма специализированного жилого помещения на территории <адрес>

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Справка: решение принято в окончательной форме 17 октября 2016 года в виду того, что пятый день, установленный ст.199 ГПК РФ пришелся на выходной день.

Председательствующий: Чурина Е.В.