№ 2-3501/2018
Копия
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Красноярск 10 мая 2018 года
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Шабалиной Н.В.,
при секретаре Решетниковой Е.А.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к прокуратуре Красноярского края о возложении обязанности по включению периода работы в выслугу лет для назначения пенсии по выслуге лет, признании права на пенсию по выслуге лет, возложении обязанности по назначению и выплате ежемесячной надбавки к денежному содержанию
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с иском к прокуратуре Красноярского края о возложении обязанности по включению периода работы в выслугу лет для назначения пенсии по выслуге лет, признании права на пенсию по выслуге лет, мотивируя свои требования следующим.
Приказом прокурора Красноярского края № 361-к от 19.11.1999 года истец принят на работу в органы прокуратуры Красноярского края, назначен на должность следователя Шарыповской межрайонной прокуратуры. В дальнейшем истец занимал должности помощника, заместителя прокурора, прокурора Ирбейского района Красноярского края, с января 2007 года должность Шарыповского межрайонного прокурора. Приказом Генерального прокурора РФ № 994-к от 10.06.2015 года срок полномочий истца в должности Шарыповского межрайонного прокурора продлен до 28 декабря 2016 года.
25.12.2015 года с истцом был заключен трудовой договор № 49-2015, в котором указана дата начала службы в занимаемой должности 28.12.2006 года, а также указан срок трудового договора – до 28.12.2016 года.
02.12.2016 года у истца родился сын, и истец обратился к прокурору края с рапортом о предоставлении ему отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Приказом прокурора Красноярского края № 161-д/о от 14.12.2016 года истцу был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 26.12.2016 года по 02.12.2019 года. При этом отпуск был предоставлен истцу, как Шарыповскому межрайонному прокурору.
Приказом прокурора Красноярского края от 22.12.2016 года № 170-д/о дополнен приказ о предоставлении истцу отпуска по уходу за ребенком, исполнение служебных обязанностей истца Шарыповского межрайонного прокурора с 26.12.2016 года возложены на заместителя межрайонного прокурора Кулешова А.О..
Приказом Генерального прокурора Российской Федерации № 2-к от 09.01.2017 года истец освобожден от должности Шарыповского межрайонного прокурора в связи с истечением срока полномочий.
В настоящее время истец состоит в трудовых отношениях с прокуратурой Красноярского края, что не оспаривается ответчиком.
В связи с наступлением 20-летней выслуги лет в прокуратуре, истцом 03.05.2017 года на имя прокурора края направлен запрос о разъяснении ситуации с его правом на пенсию по выслуге лет, и возможностью получения ежемесячной надбавки к денежному содержанию в размере 50 процентов пенсии.
В ответ истец получил два письма из прокуратуры края, в одном из которых ему разъяснялась нормативно-правовая база по этому вопросу, второе являлось сопроводительным письмом к расчету выслуги лет, в соответствии с которым по состоянию на 23.06.2017 года выслуга лет истца в прокуратуре составила 20 лет.
07.07.2017 года в связи с тем, что истца не уведомили о том, что он имеет право на пенсию по выслуге лет, а также ему не начислили и не выплатили ежемесячную надбавку к денежному содержанию в размере 50 процентов пенсии, истец вновь обратился к прокурору края с просьбой разъяснить ситуацию.
В ответ на его обращение ему было направлено письмо за № 64-16-2017 от 28.07.2017 года, в котором указано, что период работы истца с 28.12.2016 года по настоящее время не был засчитан в выслугу лет для назначения пенсии, поскольку с 28.12.2016 года он освобожден от должности Шарыповского межрайонного прокурора и других должностей, указанных в п.3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 942, не занимал, соответственно право на пенсию по выслуге лет у истца не возникло.
С указанной позицией работодателя истец не согласен.
В ч.1 ст.40 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» не указано, что прокурорский работник должен быть назначен на должности и должен занимать определенную должность. Определяющим моментом в определении статуса прокурорского работника является не занятие, нахождение в конкретной должности, а исполнение обязанностей по должности федеральной государственной службы. В свою очередь пункт 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 года № 942, в случае истца, сужает действия Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» путем ограничения круга лиц, имеющих право на пенсию по выслуге лет, тем самым нарушает права истца.
Отпуск по уходу за ребенком был предоставлен истцу, как Шарыповскому межрайонному прокурору, до даты предоставления отпуска истец исполнял обязанности по должности федеральной государственной службы и из его денежного содержания производилось удержание для дальнейшего пенсионного обеспечения. Освобождение истца от должности в период нахождения его в отпуске по уходу за ребенком, не должно препятствовать зачислению периода нахождения в отпуске в выслугу лет для назначения пенсии по выслуге лет. Пенсия должна исчисляться от денежного содержания по последней должности, по которой истец исполнял свои обязанности, то есть по должности Шарыповского межрайонного прокурора.
По истечении указанного в трудовом договоре № 49-2015 от 25.12.2015 года срока 28.12.2016 года, ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия, соответственно указанный трудовой договор не расторгнут в установленном трудовым законодательством порядке, соответственно он считается заключенным на неопределенный срок.
В настоящее время истец состоит в трудовых отношениях с прокуратурой Красноярского края, ответчик это не отрицает, при этом какого-либо иного трудового договора, регулирующего правоотношения сторон, не имеется.
В указанном трудовом договоре определен статус истца и размер его денежного содержания, соответственно его пенсионное обеспечение должно определяться, исходя из условий данного договора.
Просит зачесть в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет период времени с 28.12.2016 года по настоящее время, в котором истец находится в отпуске по уходу за ребенком, признать за ним право на пенсию по выслуге лет с 24.06.2017 года с исчислением размера пенсии из денежного довольствия по последней занимаемой должности – должности Шарыповского межрайонного прокурора.
В дальнейшем истец уточнил свои требования, указав, что приказом прокурора Красноярского края от 30.01.2018 года он был назначен на должность заместителя прокурора Емельяновского района и с ним заключен трудовой договор № 2-2018 от 30.01.2018 года, просит зачесть в выслугу лет для назначения пенсии по выслуге лет период с 28.12.2016 года по 31.01.2018 года, в котором он находился в отпуске по уходу за ребенком, признать за ним право на пенсию по выслуге лет, пенсионное обеспечение, предусмотренное ч.2 ст.44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» с 23.06.2017 года с исчислением размера пенсии из денежного довольствия по последней занимаемой должности – должности Шарыповского межрайонного прокурора, обязать назначить и выплачивать ему ежемесячную надбавку к денежному содержанию в размере 50% пенсии, которая могла быть ему назначена, предусмотренную ч.2 ст.44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
В судебном заседании истец ФИО1 требования поддержал в полном объеме по изложенным выше основаниям.
Представитель ответчика ФИО2, действующий на основании доверенности от 10.03.2017 года, исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела. В обоснование возражений указал, что из анализа действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения следует, что в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам прокуратуры засчитывается только стаж работы в должностях, указанных в пункте 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 г. № 942. Периоды нахождения в трудовых отношениях с учреждениями прокуратуры без занятия какой-либо должности, равно как и время работы в иных должностях в выслугу лет для назначения данной пенсии не засчитываются. Истец был освобожден от занимаемой должности Шарыповского межрайонного прокурора Красноярского края 28.12.2016 года. Несмотря на предложение ему иных должностей, свое волеизъявление на их замещение он не высказал. С 26.12.2016 года находится в отпуске по уходу за ребенком. Соответственно период с 28.12.2016 года, когда истец не замещал должности, включенные в указанный выше перечень, не может быть засчитан в выслугу лет для назначения пенсии по выслуге лет. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав представленные суду доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в силу следующего.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 с 19.11.1999 года принят на службу в органы прокуратуры Красноярского края следователем Шарыповской межрайонной прокуратуры, в дальнейшем занимал должности помощника, заместителя Шарыповского межрайонного прокурора, прокурора Ирбейского района (приказы № 361-к от 19.11.1999 года, № 771-к от 10.09.2002 года, № 968-к от 10.11.2002 года, № 832-к от 02.11.2004 года, № 662-к от 09.11.2004 года.
28.12.2006 года приказом № 1218-к истец был назначен на должность Шарыповского межрайонного прокурора, 25.12.2015 года между сторонами был заключен трудовой договор № 49-2015, согласно которому был установлен срок его действия до 28.12.21016 года.
Приказом № 161-д/о от 14.12.2016 года ФИО1 был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 26.12.2016 года по 02.12.2019 года.
Приказом № 2-к от 09.01.2017 года Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО1 28.12.2016 года освобожден от должности Шарыповского межрайонного прокурора Красноярского края в связи с истечением срока полномочий.
Истец, полагая, что 23.06.2017 года выслуга лет, дающая ему право на назначение пенсии по выслуге лет, составила 20 лет, обратился к ответчику за соответствующим разъяснениями.
Письмом № 64-16-2017 от 28.07.2017 года заместитель прокурора края Белогуров С.В. разъяснил истцу о невозможности включения в выслугу лет для назначения пенсии периода с 28.12.2016 года, поскольку истец с этой даты был освобожден от занимаемой должности Шарыповского межрайонного прокурора, иных должностей, включенных в перечень пункта 3 Положения, не занимал, соответственно право на пенсию по выслуге лет у истца не возникло.
Приказом № 37-к от 30.01.2018 года ФИО1 назначен на должность заместителя прокурора Емельяновского района, в связи с чем, между сторонами был заключен трудовой договор № 2-2018, согласно которому дата начала службы прокурорского работника является 01.02.2018 года.
Разрешая вопрос о наличии оснований для включения в выслугу лет истца, дающей право на назначение пенсии по выслуге лет периода с 28.12.2016 года по 31.01.2018 года, суд приходит к следующему.
Согласно положениям части 2 статьи 44 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» пенсионное обеспечение прокуроров, научных и педагогических работников и членов их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей (за исключением положений части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"), с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Прокурорам, научным и педагогическим работникам, имеющим право на пенсионное обеспечение, предусмотренное настоящим пунктом, выслугу не менее 20 лет и не получающим какую-либо пенсию, выплачивается ежемесячная надбавка к денежному содержанию в размере 50 процентов пенсии, которая могла быть им назначена.
Положениями п. «а» ч.1 ст.13 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1), предусмотрено, что право на пенсию за выслугу лет имеют: лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации 20 лет и более.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации (статья 18 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1).
Особенности исчисления выслуги лет назначения и выплаты пенсий прокурорам, следователям, научным и педагогическим работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям определены Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 № 942, утвердившего Положение об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям,, научным и педагогическим работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, имеющих классные чины, и их семьям (далее Положение).
Так, в силу п. 1.1 раздела 1 «исчисление выслуги лет» Положения, в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" засчитываются периоды службы (работы, учебы) на день увольнения из системы органов и организаций прокуратуры Российской Федерации в должностях, указанных в пункте 3 настоящего Положения, со дня назначения на должность, а также в качестве стажеров и помощников следователей.
Пункт 3 Положения включает перечень лиц, имеющих право на пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Положением, в том числе: Генеральный прокурор Российской Федерации, его первый заместитель, заместители, советники, старшие помощники и помощники, старшие помощники по особым поручениям и помощники по особым поручениям, все нижестоящие прокуроры, их первые заместители, заместители, старшие помощники и помощники, помощники по особым поручениям, начальники управлений и отделов органов прокуратуры и их заместители, старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов и их семьи.
Как было указано выше 28.12.2016 года истец был освобожден от замещаемой должности Шарыповского межрайонного прокурора Красноярского края, с 26.12.2016 года находился в отпуске по уходу за ребенком, после его освобождения от должности ответчиком истцу неоднократно предлагались для замещения должности, в том числе заместителя прокурора Емельяновского района, заместителя прокурора Эвенкийского района, прокурора отдела аппарата прокуратуры края, старшего помощника прокурора города Красноярска (уведомления за № 6-23-2016 от 14.10.2016 года, № 6-23-2017 от 17.02.2017 года, № 6-23-2017 от 11.10.2017 года, № 6-23-2017 от 19.12.2017 года, ), однако истец свое волеизъявление на замещение какой-либо из предложенных должностей не высказал. Был назначен на должность заместителя прокурора Емельяновского района 01.02.2018 года.
Соответственно в период с 28.12.2016 года по 31.01.2018 года ФИО1 какую-либо должность, входящую в перечень должностей, указанных в п. 3 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 № 942, не замещал, в силу чего этот период не может быть зачтен ему в выслугу лет, дающую право на назначении пенсии по выслуге лет.
Как следует из калькуляции сроков выслуги лет, подготовленного ведущим специалистом ФИО3, выслуга лет истца по состоянию на 28.12.2016 года составила 19 лет 6 месяцев 5 дней. Поскольку период с 28.12.2016 года в выслугу лет для назначения пенсии не включается, по состоянию на 23.06.2017 года (дата, с которой истец просит признать его право на пенсию по выслуге лет), выслуга лет истца для назначения пенсии осталась неизменной.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для включения спорного периода в стаж службы истца, дающего право на пенсию за выслугу лет, и соответственно для признания за ним права на пенсию с 23.06.2017 года.
Поскольку по состоянию на 23.06.2017 года у истца отсутствует право на пенсию по выслуге лет, у него также отсутствует право на получение ежемесячной надбавки к денежному содержанию, предусмотренную статьей 44 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
При этом доводы истца со ссылкой на наличие трудовых отношений с прокуратурой Красноярского края, предоставление ему отпуска по уходу за ребенком в период нахождения его в должности Шарыповского межрайонного прокурора, отсутствие иных заключенных между сторонами трудовых договоров, наличие у него удостоверения Шарыповского межрайонного прокурора Красноярского края, не могут являться основанием для удовлетворения его требований, поскольку из приведенных положений нормативных правовых актов следует, что периоды работы в органах прокуратуры могут быть зачтены в выслугу лет для назначения пенсии только тем сотрудникам, работа которых осуществлялась в должностях, указанных в п. 3 Положения об исчислении выслуги лет, соответственно сам факт наличия трудовых отношений без замещения соответствующей должности правового значения в данном случае не имеет.
Ссылка истца на лист выслуги лет, составленной старшим прокурором отдела по вопросам государственной службы и кадров ФИО4 от 11.05.2017 года, согласно которому выслуга лет ФИО1 по состоянию на 23.06.2017 года составила 20 лет, также является несостоятельной, поскольку указанная выслуга была рассчитана для назначения истцу ежемесячной доплаты к должностному окладу, порядок исчисления которой регулируется Положением о доплате за выслугу лет прокурорским работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, утвержденным Приказом Генпрокуратуры России от 21.05.2012 № 213 и к выслуге лет для назначения пенсии по выслуге лет отношения не имеет.
С учетом изложенного, суд отказывает ФИО1 в удовлетворении его исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
ФИО1 в удовлетворении исковых требований к прокуратуре Красноярского края о возложении обязанности по включению периода работы в выслугу лет для назначения пенсии по выслуге лет, признании права на пенсию по выслуг лет, возложении обязанности по назначению и выплате ежемесячной надбавки к денежному содержанию, отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд г.Красноярска.
Председательствующий /подпись/ Шабалина Н.В.
КОПИЯ ВЕРНА
Председательствующий: Шабалина Н.В.