ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3502/2021 от 15.12.2021 Иркутского районного суда (Иркутская область)

УИД 38RS0031-01-2021-004474-72

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 декабря 2021 г. г. Иркутск

Иркутский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Суровцевой Ю.В., при секретаре Седановой Э.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3502/2021 по иску прокурора .... в интересах неопределенного круга лиц к администрации Большереченского муниципального образования об обязании устранить нарушения законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Истец прокурор .... в интересах неопределенного круга лиц обратился в Иркутский районный суд ...., в котором просит с учетом уточнения обязать администрацию Большереченского муниципального образования .... в срок не позднее 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить возможностьпредоставления муниципальных услуг через Единый портал государственных и муниципальных услуг.

В обоснование заявленных исковых требований указал, что прокуратурой .... в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг выявлены нарушения в деятельности администрации Большереченского муниципального образования, выраженные в непринятии мер по организации предоставления муниципальных услуг в электронной форме.

.... установлено, что администрацией Большереченского муниципального образования, в нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона №210-ФЗ, возможность получения заявителями предоставляемых муниципальных услуг в электронной форме не обеспечена, что подтверждается отсутствием размещенных сведений о предоставляемых муниципальных услугах на Портале государственных и муниципальных услуг в сети Интернет (https://www.qosusluqi.ru).

Неисполнения администрацией Большереченского муниципального образования указанных требований законодательства в сфере оказания муниципальных услуг влечет нарушение прав граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на получение муниципальных услуг в электронной форме, что недопустимо, поскольку такая возможность отнесена к числу основных принципов, на которых основано законодательство в сфере предоставления таких услуг. Неисполнение такой обязанности также влечет невозможность обеспечения принципа доступности обращения за предоставлением муниципальных услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Возможность предоставления муниципальных услуг имеет особую общественную значимость и необходимость в связи с пандемией.

Бездействие администрации Большереченского муниципального образования выражается в непринятии достаточных мер к организации оказания муниципальных услуг в электронной форме. Что нарушает права граждан, юридических лиц, в том числе субъектов предпринимательской деятельности, круг которых определить и индивидуализировать невозможно.

Уточнив исковые требования в порядке гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор указал, что ответчиком указано, что возможность предоставления муниципальных услуг в электронной форме фактически обеспечена через официальный сайт администрации поселения в сети «Интернет».

В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона от **/**/**** №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» при предоставлении отдельных государственных и муниципальных услуг по определенному Правительством Российской Федерации перечню в электронной форме посредством обращения заявителей через официальные сайты органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, должна обеспечиваться в установленном Правительством Российской Федерации порядке равноценная возможность предоставления таких государственных и муниципальных услуг в электронной форме посредством обращения заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг.

Вместе с тем возможность предоставления муниципальных услуг в электронной форме через Единый портал государственных и муниципальных услуг не обеспечена.

В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора ....ФИО2 заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, подтвердив доводы, изложенные в иске, просила удовлетворить.

Ответчик администрация Большереченского муниципального образования о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представленным заявлением представитель по доверенности ФИО3 просила отказать в удовлетворении требований, рассмотреть дело в отсутствие представителя. В обоснование возражений ссылалась на дотационность бюджета муниципального образования, запуск услуг из ЕПГУ.

Выслушав пояснения представителя истца, изучив письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований, исходя из следующего.

Одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг, закрепленных в пункте 6 статьи 4 Федерального закона от **/**/**** №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее Федеральный закон №210-ФЗ) являются возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

Право на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случаев, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме предусмотрено в пункте 3 статьи 5 Федерального закона.

Исходя из пункта 2 статьи 2 Федерального закона №210-ФЗ муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральнымзакономот **/**/**** № 131-ФЗ «Обобщих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральнымзакономправ органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии состатьей 19указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме - предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. В целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут использоваться другие средства информационно-телекоммуникационных технологий в случаях и порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации (пункт 6 статьи 2 Федерального закона №210-ФЗ).

Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона №210-ФЗ предусмотрено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

По основаниям пункт 1.1 статьи 7 Федерального закона №210-ФЗ в электронной форме государственные и муниципальные услуги предоставляются способами, предусмотреннымичастью 2 статьи 19настоящего Федерального закона, с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, региональных порталов государственных и муниципальных услуг, официальных сайтов указанных органов в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг.

Согласно распоряжению Правительства РФ от **/**/****-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде» утвержден сводный перечень первоочередных муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления в электронном виде, а также рекомендовано органам местного самоуправления при переходе на первоочередных муниципальных услуг руководствоваться этапами перехода на предоставление услуг (функций) в электронном виде согласно приложениям согласно приложениям данного распоряжения. В силу приложения указанного распоряжения Правительства РФ органу местного самоуправления до **/**/**** необходимо обеспечить возможность для заявителей осуществить в использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг мониторинг хода предоставления услуги, а до **/**/**** обеспечить возможность получения результатов предоставления услуги в электронном виде, если это не запрещено законом.

Ответчик, возражая против удовлетворения исковых требований, ссылался на необходимость денежных средств для разработки портальной формы и размещением на ЕПГУ, поскольку бюджет администрации является дотационным и предусмотреть источники дохода не представляется возможным. Учитывая вертикаль интеграции муниципальных услуг Министерством цифрового развития .... в муниципалитетах разного уровня в ЕПГУ, а также потребность в приобретении лицензированного программного обеспечения и обучения сотрудников, администрацией запланированы вынесение данного вопроса на Думу Большереченского муниципального образования, для внесения изменений и формирование бюджета на 2022 г. с целью реализации электронных услуг для доступа граждан. В случае удовлетворения исковых требований, истец просил увеличить срок исполнения до 6 месяцев, поскольку трехмесячный срок исполнения решения суда является недостаточным из-за отсутствия финансирования указанного мероприятия в 2021 г. и необходимостью внесения в финансовый план Большереченского МО на 2022 г.

Исходя из принципа диспозитивности, состязательности сторон, в силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые ссылается в обоснование доводов и возражений.

Вместе с тем, поскольку в ходе судебного разбирательства доводы истца нашли свое подтверждение, доказательств, опровергающих заявленные доводы ответчиком не представлено, изложенные возражения не признаются судом надлежащими доказательствами, в связи с чем суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора .... в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию Большереченского муниципального образования .... в срок не позднее 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить возможность предоставления муниципальных услуг через Единый портал государственных и муниципальных услуг.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский районный суд .... в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда изготовлено **/**/****

Судья Суровцева Ю.В.