ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3503(2022 от 28.09.2022 Мотовилихинского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело №2 – 3503(2022)

59RS0005-01-2022-003424-17

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 сентября 2022 года г. Пермь

Мотовилихинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Вязовской М. Е.,

при ведении протокола помощником судьи Вегелиной Л.Р.,

с участием истца Волкова А.Е., представителя истца по ходатайству Череповой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Волкова Александра Евгеньевича к Банк ВТБ (ПАО) о взыскании денежных средств,

у с т а н о в и л:

Волков А.Е. обратился в суд с исковыми требованиями к ПАО «Банк ВТБ» о взыскании денежных средств. Требования мотивированы тем, что истец Волков А.Е. является клиентом ПАО «Банк ВТБ», то есть является потребителем банковских услуг. 06.05.2022 путем введения истца в заблуждение, путем обмана и злоупотребления доверием, с помощью мобильной связи и сети интернет, неустановленное лицо похитило у истца с банковского счета денежные средства в размере 600 000 рублей.

В соответствии с Постановлением о возбуждении уголовного дела от 11.05.2022, по указанному происшествию было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 159 УК РФ.

Указанные противоправные действия в отношении истца, были совершены из-за действий сотрудников банка, то есть ответчика, так как он во время не блокировал операции по банковской карте истца, то есть не блокировал денежные переводы истца.

Согласно п. 1-3 ст. 845 ГК РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

Банк может использовать имеющиеся на счете денежные средства, гарантируя право клиента беспрепятственно распоряжаться этими средствами.

Банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие, не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.

На основании статьи 847 ГК РФ, права лиц, осуществляющих от имени клиента распоряжения о перечислении и выдаче средств со счета удостоверяется клиентом путем представления банку документов, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и договором банковского счета.

Клиент может дать банку распоряжение о списании денежных средств со счета по требованию третьих лиц, в том числе связанному с исполнением клиентом своих обязательств перед этими лицами. Банк принимает эти распоряжения при условии указания в них в письменной форме необходимых данных, позволяющих при предъявлении соответствующего требования идентифицировать лицо, имеющее право на его предъявление.

Договором может быть предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными суммами, находящимися на счете, электронными средствами платежа и другими документами с использованием в них аналогов собственноручной подписи, кодов паролей и иных средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом.

В силу статьи 848 ГК РФ банк обязан совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота, если договором банковского счета не предусмотрено иное.

В соответствии со ст. 854 ГК РФ списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента.

Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.

В соответствии с требованиями статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускается.

Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», к сфере регулирования Закона о защите прав потребителей относятся споры, связанные с осуществлением финансовой услуги, под которой следует понимать услугу, оказываемую физическому лицу в связи с предоставлением, привлечением и (или) размещением денежных средств и их эквивалентов, выступающих в качестве самостоятельных объектов гражданских прав (предоставление кредитов (займов), открытие и ведение текущих и иных банковских счетов, привлечение банковских вкладов (депозитов), обслуживание банковских карт, ломбардные операции и т.п.).

В силу статьи 4 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» исполнитель обязан оказывать потребителю услугу, качество которой соответствует договору.

В части 1,2 статьи 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» указано, что потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях не причиняла вред имуществу потребителя. Вред, причиненный имуществу потребителя вследствие не обеспечения безопасности услуги, подлежит возмещению в соответствии со ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителей».

В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 17 от 28.06.2012 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при разрешении требований потребителей следует учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе) (пункт 4 статьи 13, пункт 5 ст. 23.1, пункт 6 ст. 28 Закона о защите прав потребителей.

ПАО «Банк ВТБ», выполняя одну из основных обязанностей по обеспечению сохранности денежных средств граждан, обязан совместно со своими контрагентами создать такую систему выполнения электронных платежей, которая будет обеспечивать неукоснительную сохранность денежных средств клиентов и исключать несанкционированные операции с их денежными средствами. Риск несовершенства системы электронных платежей обязан нести ПАО «Банк ВТБ», предоставляющий данную систему своим клиентам.

Истцом не были утрачены банковские карты, телефон, сим-карта, к которым подключена услуга «Мобильный Банк», телефон и карта не передавались третьим лицам.

Статья 1095 ГК РФ предусматривает обязанность исполнителя по возмещению вреда, причиненного имуществу гражданина вследствие недостатков услуги.

В соответствии с п. 1 ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги).

На основании изложенного, истец просит взыскать с ответчика – ПАО «Банк ВТБ» в свою пользу сумму в размере 600 000 рублей.

Истец в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал, пояснил, что на его мобильный телефон поступил звонок, представились сотрудниками компании «Теле2». Истец хотел сменить оператора, поэтому звонок его не насторожил. Пришло смс с кодом, который его попросили продиктовать. Затем, через пару минут он позвонил на горячую линию «Теле2», ему сообщили, что включена переадресация звонков и смс-сообщений, предложили отключить данную услугу самостоятельно, набрав определенные команды. Он хотел зайти в личный кабинет ВТБ, но вход был невозможен. Он снова позвонил на горячую линию «Теле2», объяснил ситуацию, ему предложили отключить услугу через приложение. После отключения переадресации звонков и смс-сообщений, ему стали приходить сообщения о списании денежных средств. Списание было 2 раза по 300 000 рублей. Он позвонил в банк, попросил отменить перевод, ему посоветовали обратиться в отделение банка, взять выписку о переводе денежных средств и обратиться в полицию. Из выписки следовало, что переводы были выполнены клиентом банка. Он написал заявление в полицию, было возбуждено уголовное дело по факту мошенничества. Также он направлял претензию в банк, в ответе банком указано, что все операции выполнены по правилам, с смс подтверждением. Считает, что банк был обязан отменить перевод. При перечислении крупной денежной суммы, банк мог попросить подтверждение. Считает, что банк должен вернуть похищенные денежные средства.

Представитель истца в судебном заседании поддержала заявленные требования. Пояснила, что банк нарушил положения ст. 847 ГК РФ, касающиеся соглашения клиента о перечислении денежных средств. Первая операция на 300 000 рублей не была приостановлена до выяснения распоряжения клиента. Вход в личный кабинет производился с другого носителя, банк должен был установить данные обстоятельства.

Представитель ответчика ПАО «Банк ВТБ» в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, ранее направили письменные возражения на исковое заявление, из которых следует 24.03.2016г. между Истцом и Банком был заключен Договор Комплексного обслуживания физических лиц в Банке ВТБ (ПАО) путем присоединения в порядке, предусмотренном ст. 428 ГК РФ к действующей редакции Правил комплексного обслуживания (Правила КО), Правил дистанционного банковского обслуживания, Правилам совершения операций по счетам физических лиц в Банке ВТБ (ПАО), Правил предоставления и использования Банковских карт, а также Клиенту предоставлен доступ в систему ВТБ-Онлайн, Клиент подтвердил, что ознакомлен с указанными документами. Истцу, в рамках договора Комплексного обслуживания открыты счета в Банке, выдана банковская карта, предоставлен доступ и возможность использования дистанционного банковского обслуживания, предоставлен доступ к дополнительным информационным услугам по Мастер-счету/Счетам, открытым на имя Клиента в Банке, по следующим Каналам доступа: Телефон, Интернет, Мобильный банк, Устройства самообслуживания. В качестве доверенного номера телефона, на который Банк будет направлять информацию, Клиент в этом заявлении указал . В соответствии с указанным договором Клиент принял на себя обязательство: «Клиент самостоятельно знакомиться с информацией, публикуемой Банком в порядке, установленном настоящими Правилами комплексного обслуживания физических лиц в Банке ВТБ (ПАО), в том числе, путем обращения в Банк, для получения информации об изменении Правил и/или Тарифов Банка в соответствии с пунктом 5.4. настоящих Правил КО (стр. 17). Проведение Клиентом Операций по Банковским продуктам, оформленным в рамках Дистанционного банковского обслуживания, является согласием Клиента с новой редакцией Правил и/или с применением новых Тарифов Банка. Если до вступления в силу новой редакции Правил и/или Тарифов Банка Банком не получено от Клиента письменное заявление о расторжении ДКО, данное обстоятельство является согласием Клиента с новой редакцией Правил и Тарифов Банка в соответствии с п.2 ст.438 Гражданского кодекса Российской Федерации», (п.п.5.4., 5.5. Правилами комплексного обслуживания физических лиц в Банке ВТБ (ПАО) стр. 17). В предмет доказывания по настоящему делу входят вопросы надлежащего исполнения Банком и Клиентом своих обязанностей по договору дистанционного банковского обслуживания, наличие на стороне Истца убытков в виде материального ущерба в сумме 600 000 руб. и причинно-следственная связь между действиями Банка и возникновением убытков у Клиента. В соответствии с действующим договором, заключенным Банком Истцом порядок действия сторон договора при дистанционном банковском обслуживании определяется Правилами дистанционного банковского обслуживания физических лиц в Банке ВТБ (ПАО). 06.05.2022г. Клиент через канал дистанционного доступа к ВТБ-Онлайн - Мобильное приложение осуществил вход в ВТБ-Онлайн. В системе ВТБ-Онлайн зафиксирована успешная аутентификация и последующий вход в учетную запись клиента, что подтверждается системным протоколом клиента в ВТБ-Онлайн, копия которого представлена Банком в материалы дела. Банк обращает внимание суда на пункт 3.3.9. Правил (стр. 20), согласно которому протоколы работы Систем ДБО, в которых зафиксирована информация об успешной Идентификации, Аутентификации Клиента, о создании Электронного документа, о подписании Электронного документа Клиентом с использованием Средства подтверждения и о передаче их в Банк, являются достаточным доказательством и могут использоваться Банком в качестве свидетельства факта подписания/передачи Электронного документа в соответствии с параметрами, содержащимися в протоколах работы Системы ДБО, а также целостности (неизменности) Электронного документа соответственно. Согласно Правилам Клиенту предоставлено право осуществлять вход в личный кабинет ВТБ-Онлайн по следующим каналам связи (п. 1.3 Правил стр. 5, 6, приложение № 1 к Правилам, стр. 34): 1) Интернет-банк - Канал дистанционного доступа к ВТБ-Онлайн, позволяющий Клиентам через сеть Интернет, в том числе получать информацию по Банковским продуктам, использовать Партнерские сервисы и проводить Операции с использованием в качестве Средства доступа персонального компьютера или другого Средства доступа. Доступ к Интернет-банку осуществляется через интернет-сайт ВТБ-Онлайн, размещенный по адресу: <данные изъяты> в сети Интернет. Канал дистанционного доступа - каналы связи, посредством которых осуществляется дистанционное банковское обслуживание, в том числе для целей предоставления в Банк Распоряжений/Заявлений П/У/заключения Кредитного договора, и предоставления Клиентам Партнерских сервисов. Предоставление Онлайн-сервисов в ВТБ-Онлайн осуществляется по следующим Каналам дистанционного доступа: Интернет-банк, Мобильное приложение, УС, Телефонный банк. 2) Канал дистанционного доступа к ВТБ-Онлайн - Мобильное приложение, это версия программного обеспечения, созданная для установки на Мобильных устройствах под управлением операционных систем Android, iOS, позволяющая осуществлять доступ к ВТБ-Онлайн через сеть Интернет с таких Мобильных устройств. Мобильное приложение размещается Банком только в интернет-магазинах GooglePlay Маркет, Apple AppStore, AppGallery и других источниках, перечень которых размещен на Сайте Банка. Банк обращает внимание суда, что при совершении спорных операций был использован Канал дистанционного доступа к ВТБ-Онлайн - Мобильное приложение. В соответствии с п. 1.3 Правил стр. 9 средством доступа к ВТБ-Онлайн является персональный компьютер, Мобильное или другое устройство. Мобильное устройство это портативное (переносное) электронное устройство, позволяющее осуществлять телефонные звонки посредством сотовой связи и/или обладающее функцией доступа в сеть Интернет (смартфон, планшетный компьютер, мобильный телефон, карманный персональный компьютер и т.п.). При этом Банк обращает внимание суда на то, что, Правилами не ограничивается право клиента на использование нескольких мобильных устройств для использовании канала дистанционного доступа к ВТБ-Онлайн - Мобильное приложение. Клиент вправе использовать для входа ВТБ-Онлайн через Мобильное приложение любое мобильное устройство, в т.ч. и мобильное устройство, на котором не стоит SIM-карта с доверенным номером телефона, на который Банком направляется SMS - уведомления. В соответствии с п. 1.3 Правил (ср. 12) Push-сообщение - сообщение, направляемое Банком по технологии «Push-notifications» на конкретное, ранее зарегистрированное в Банке Мобильное устройство Клиента и состоящее из буквенно-цифровых символов. Для передачи Push-сообщений необходимо наличие подключения к сети Интернет Мобильного устройства Клиента. Регистрация Мобильного устройства в целях получения Push-сообщений осуществляется в Банке по факту успешной Аутентификации Клиента в Мобильном приложении, установленном на Мобильном устройстве Клиента, и выбора Клиентом в настройках Мобильного приложения данного Мобильного устройства для целей получения Push-сообщений. Push-сообщение отображается на экране Мобильного устройства в виде всплывающего сообщения и может быть впоследствии просмотрено Клиентом в Мобильном приложении. По смыслу указанного пункта, для получения Push-сообщений клиент не обязан лично явиться в Банк, Клиенту достаточно осуществить вход ВТБ-Онлайн через Мобильное приложение и выбрать/добавить в настройках Мобильного приложения конкретное Мобильное устройство по своему выбору. После добавления этого конкретного мобильного устройства к Push-уведомлениям, Push-сообщение будет отображаться на экране этого выбранного клиентом Мобильного устройства в виде всплывающего сообщения и может быть впоследствии просмотрено Клиентом в Мобильном приложении. В подтверждение использования Клиентом мобильного приложения и добавления мобильного устройства также и ранее совершения спорных операций, Банк представляет в материалы дела скриншот из программы Банка с историей направления Банком уведомлений на доверенный номер телефона Клиента (детализация уведомлений), согласно которому: 06.05.2022г. в 12 ч. 24 мин. 32 сек. (вр. мск.) по запросу Клиента Банком на доверенный номер телефона Клиента направлено SMS с текстом: «Код для смены пароля в ВТБ Онлайн: 499157. Никому не говорите его!», Имя устройства - HUAWEI STK-LX1, что подтверждается детализацией уведомлений. После подтверждения Клиентом этого кода, 06.05.2022г. в 12 ч. 24 мин. 32 сек. (вр. мск.) Банком на доверенный номер телефона Клиента направлено SMS с текстом: «Вы инициировали восстановление пароля для доступа в ВТБ-Online. Если вы этого не делали, срочно обратитесь в банк». В соответствии с пунктами 4.4.2., 4.4.3., 5.4. Приложения к Правилам (стр. 35 - 40) вторая и последующая Авторизации в Мобильном приложении осуществляются с использованием Passcode путем его непосредственного ввода Клиентом в интерфейсе Мобильного приложения, при условии успешной Идентификации на основании идентификатора Клиента в Мобильном приложении, созданного при назначении Клиентом Passcode в порядке, установленном пунктом 5.4 настоящих Правил, и Аутентификации на основании одноразового пароля (One Time Password), генерация которого выполняется средствами Мобильного приложения в случае успешной проверки Банком идентификатора Клиента в Мобильном приложении. Passcode назначается Клиентом самостоятельно после успешной Авторизации в Мобильном приложении в порядке, установленном пунктом 4.4 настоящих Условий. Для каждого Мобильного устройства Клиентом назначается свой Passcode. При назначении Клиентом Passcode программными средствами в автоматизированном режиме Формируется уникальный параметр - идентификатор Клиента в Мобильном приложении (соответствует Мобильному устройству, на котором установлено Мобильное приложение, и УНК), который не сообщается Клиенту, а программными средствами в автоматическом режиме в случае корректного ввода Клиентом Passcode используется в дальнейшем при Идентификации для работы в Мобильном приложении, а также создания Простой электронной подписи (ПЭП) для подписания Распоряжений в виде Электронных документов с использованием Passcode. В случае ввода в интерфейсе Мобильного приложения Клиентом Passcode, применение (ввод) Идентификатора (УНК/Логина/номера Карты) и SMS/Push-кода при Идентификации и Аутентификации в Мобильном приложении и/или при подписании Распоряжений в виде Электронных документов не требуется. Применение Passcode в целях формирования ПЭП при подписании Распоряжений возможно исключительно в рамках сеанса связи в Мобильном приложении, Идентификация и Аутентификация для работы в котором выполнена также с применением Passcode. Как уже указано выше доказательствами фиксации в программном обеспечении Банка 06.05.2022 г. в системе ВТБ-Онлайн успешной аутентификации и последующего входа в учетную запись Клиента является системный протокол Клиента в ВТБ-Онлайн, копия которого представлена Банком в материалы дела. Банк представляет в материалы дела выписку по счету Клиента в Банке, а также копию детализации уведомлений направленных Банком Клиенту о совершении следующих операций по счету: 1) 06.05.2022 г. 12 ч. 29 мин. 56 сек. (мск. вр.) по запросу Клиента Банком на доверенный номер телефона Клиента направлено SMS с текстом: «Перевод другому клиенту ВТБ 300 000.00 RUR на . Никому не сообщайте этот код : 437846.». 2) После подтверждения Клиентом этого кода, 06.05.2022г. в 12 ч. 30 мин. 55 сек. (вр. мск.) Банком на доверенный номер телефона Клиента направлено SMS с текстом: «Списано 300000,00р Счет* Баланс 626901.75р 12:30». 3) 06.05.2022 г. 12 ч. 31 мин. 29 сек. (мск. вр.) по запросу Клиента Банком на доверенный номер телефона Клиента направлено SMS с текстом: «Перевод другому клиенту ВТБ 300 000,00 RUR на . Никому не сообщайте этот код : ». 4) После подтверждения Клиентом этого кода, 06.05.2022г. в 12 ч. 30 мин. 55 сек. (вр. мск.) Банком на доверенный номер телефона Клиента направлено SMS с текстом: «Списано 300000,00р Счет* Баланс 326901.75р 12:31». 5) 06.05.2022 г. 12 ч. 34 мин. 05 сек. (мск. вр.) Банком на доверенный номер телефона Клиента направлено SMS с текстом: «В целях безопасности ваших средств операции по карте/счету в ВТБ Онлайн ограничены. Для снятия ограничений позвоните в банк по номеру, указанному на оборотной стороне вашей карты, или по номеру 1000.». Указанные распоряжения по переводу 300 000 руб., 300 000 руб. были сформированы и подписаны Клиентом через Систему дистанционного банковского обслуживания в ВТБ-Онлайн с надлежащей проверкой Банком подлинности простой электронной подписи Клиента, операции подтверждены введением ПИН-кода, что подтверждается протоколам Клиента в ВТБ-Онлайн, а также детализацией уведомлений, направленных на доверенный номер телефона Клиента. В соответствии с п. 1.3 Правил (стр. 7) простая электронная подпись (ПЭП) это электронная подпись, сформированная Клиентом для подписания Электронного документа в Системе ДБО (как присоединенная, так и иным образом связанная с Электронным документом в случаях, предусмотренных ДКО и Договором ДБО), соответствующая признакам и требованиям, предъявляемым к простой электронной подписи Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-Ф3 «Об электронной подписи», и используемая для определения лица, подписавшего Электронный документ. Распоряжение это поручение Клиента о совершении Операции по Счету (включая, периодичность и условия ее совершения) в виде Электронного документа, составленное по форме, установленной Банком, оформленное Клиентом самостоятельно с использованием Системы ДБО или по Технологии Безбумажный офис, подписанное Клиентом с использованием Средства подтверждения и направленное в Банк с использованием Системы ДБО в соответствии с Договором ДБО. В соответствии с п.п. 5.1., 5.2, 5.3.1., 5.3.2. Приложения № 1 Правил (стр. 38, 39): подписание Распоряжений в ВТБ-Онлайн производится Клиентом при помощи следующих Средств подтверждения: SMS/Push-кодов, в случае использования Мобильного приложения, в том числе при помощи Passcode, в случае использования УС при помощи ПИН-кода. Средства подтверждения, указанные в настоящем пункте Условий, также могут использоваться для Аутентификации Клиента и подписания Заявлений П/У и подтверждения других действий (например, изменение номера телефона (за исключением Доверенного номера телефона) для направления информации в рамках Договора ДБО, ДКО, сохранение Шаблона и иное), совершенных Клиентом в ВТБ-Онлайн, в том числе с использованием Мобильного приложения. Клиент вправе в ВТБ-Онлайн использовать для подписания Распоряжений/ Заявлений П/У несколько Средств подтверждения, указанных в пункте 5.1 настоящих Условий. Если Распоряжение/Заявление П/У Клиента в ВТБ-Онлайн может быть подписано с использованием SMS/Push-кода или Passcode - в Мобильном приложении, Клиент самостоятельно осуществляет выбор Средства подтверждения при передаче Распоряжения/Заявления П/У. Банк предоставляет Клиенту SMS/Push-коды, формируемые и направляемые средствами ВТБ-Онлайн по запросу Клиента на Доверенный номер телефона/ранее зарегистрированное в Банке Мобильное устройство Клиента. Для Аутентификации, подписания Распоряжения/Заявления П/У или подтверждения других совершаемых действий в ВТБ-Онлайн, в том числе с использованием Мобильного приложения, Клиент сообщает Банку код - SMS/Push-код, содержащийся в SMS/Push- сообщении, правильность которого проверяется Банком. Получив по своему запросу сообщение с SMS/Push-кодом, Клиент обязан сверить данные совершаемой Операции/проводимого действия с информацией, содержащейся в сообщении, и вводить SMS/Push-код только при условии согласия Клиента с проводимой Операцией/действием, Положительный результат проверки SMS/Push-кода Банком означает, что Распоряжение/Заявление П/У или иное действие Клиента в ВТБ-Онлайн подтверждено, а соответствующий Электронный документ подписан ПЭП Клиента. 06.05.2022г. после совершения спорных операций, Клиент обратился в офис Банка с обращением, в котором указал, что 06.05.2022 г. с его счета в Банке было списано 600 000 руб. в этот день ему звонило третье лицо, которое представилось сотрудником Tele-2 и сообщило, что у него заканчивается срок действия договора с Tele-2, что ему нужно подтвердить пароль, поступивший ему в приложение-мессенджер Viber. Истец назвал этому третьему лицу поступивший пароль, после чего его телефон перестал работать. Далее он позвонил оператору Tele-2 и отменил переадресацию SMS, позвонил на горячую линию банка и заблокировал карты и личный кабинет. В соответствии с пунктом 7.1.1. Правил дистанционного банковского обслуживания (стр. 26) Клиент несет ответственность за: - несвоевременное и/или неполное письменное уведомление Банка об обстоятельствах, предусмотренных Договором ДБО, в том числе о возникновении внештатных ситуаций, связанных с работой Систем ДБО, о компрометации/ подозрении на компрометацию Логина/Пароля/Средства подтверждения и/или о несанкционированном доступе к Системе ДБО/подозрении на несанкционированный доступ к Системе ДБО, об изменении ранее сообщенных Банку сведений; - за убытки, возникшие у Банка в результате исполнения Распоряжений/Заявлений П/У, переданных в Банк от имени Клиента неуполномоченным лицом, при условии, что это стало возможно по вине Клиента; - за несанкционированный доступ третьих лиц к Мобильному устройству, на который Банк направляет Пароль, SMS/Push-коды и/или уведомления/ Генератору паролей и Карте, с использованием которых формируются Средства подтверждения - коды подтверждения; - за правильность данных, указанных в Распоряжениях оформляемых в рамках Договора ДБО. В соответствии с пунктом 7.1.2. Правил (стр. 27) Клиент поставлен в известность, в полной мере осознает и соглашается, что: - сеть Интернет, канал связи, используемый Мобильным устройством, являются незащищенными каналами связи; - передача конфиденциальной информации на указанные Клиентом почтовый адрес, номер мобильного телефона, адрес электронной почты, иная передача информации с использованием сети Интернет и/или каналов мобильной связи влечет риск несанкционированного доступа к такой информации третьих лиц; -самостоятельно несет все риски, связанные с возможным нарушением конфиденциальности информации, переданной в сообщениях по незащищенным каналам связи; -самостоятельно несет все риски, связанные с получением услуг по организации доступа к сети Интернет/мобильной связи и ее использованию, с получением банковских услуг посредством Мобильного устройства, с использованием Специального порядка аутентификации/Входа через Bluetooth-устройство; -предоставляя третьим лицам сведения о номере мобильного телефона, определенном Клиентом в Банке в качестве Доверенного номера телефона, для целей осуществления перевода денежных средств с использованием Сервиса МПС/СБП по факту исполнения соответствующего поручения третьего лица о переводе денежных средств, денежные средства будут зачислены Банком на Карточный счет, к которому выпущена Карта, указанная в Связке «ДНТ+Карта»/на Мастер-счет, открытый в рублях Российской Федерации, указанный в Связке «ДНТ+Мастер-счет». В соответствии с пунктом 7.1.2. Правил дистанционного банковского обслуживания (стр. 26) Клиент обязуется: - не реже одного раза в 5 (пять) календарных дней знакомиться с информацией, публикуемой Банком в соответствии с пунктом 1.7 настоящих Правил, а также с рекомендациями по безопасности использования Системы ДБО; - при возникновении внештатных ситуаций, связанных с работой Систем ДБО, незамедлительно известить об этом Банк и принять решение относительно дальнейшего исполнения Распоряжения, по которому в ходе его исполнения Банком не наступила безотзывность (в этом случае Клиент должен предоставить в Банк документ, оформленный на бумажном носителе в установленном Банком порядке); - самостоятельно за свой счет обеспечить подключение своего Средства доступа к сети Интернет и доступ в сеть Интернет. Обеспечивать безопасность и целостность программных средств на своем Средстве доступа, не допускать несанкционированного доступа третьих лиц к программным средствам, с помощью которых осуществляется обмен Электронными документами с Банком в соответствии с Договором ДБО; -соблюдать конфиденциальность Средств подтверждения, Пароля, Passcode, используемых в Системе ДБО; - исключить доступ третьих лиц к Мобильному устройству, посредством которого передаются Распоряжения/Заявления П/У в Банк; - в случае подозрения на компрометацию Логина/Пароля/Средства подтверждения и/или подозрения о несанкционированном доступе к Системе ДБО незамедлительно информировать об этом Банк в целях блокировки Системы ДБО, в настройках Мобильного приложения отключить (при наличии технической возможности) все Мобильные устройства, подключенные для Авторизации с использованием Passcode, для получения Push-кодов и Push-сообщений; - при использовании приложений, предлагаемых Банком, осуществлять установку и обновление приложений только в интернет-магазинах GooglePlay Маркет, Apple AppStore. AppGallery, не устанавливать и не обновлять приложения на других интернет-сайтах, не переходить по ссылкам с других интернет-сайтов и т.п.; -не вносить изменений в программное обеспечение, предоставленное Банком. Использовать предоставленное Банком программное обеспечение только для целей, определенных настоящими Правилами; - не подвергать программное обеспечение и/или Мобильное устройство, посредством которого осуществляется доступ в Мобильное приложение, модификациям, нарушающим пользовательское соглашение, заключенное между Клиентом и производителем программного обеспечения и/или Мобильного устройства; - при активировании и использовании Специального порядка аутентификации проверять наличие в Мобильном устройстве зарегистрированных изображений лиц/отпечатков пальцев третьих лиц. При установлении данного факта незамедлительно отключить в Мобильном приложении возможность использования Специального порядка аутентификации либо удалить в Мобильном устройстве изображения лиц/отпечатки пальцев третьих лиц; - при утрате Доверенного Bluetooth-устройства незамедлительно отключить в Мобильном приложении Вход через Bluetooth-устройство либо назначить в Мобильном приложении новое Доверенное Bluetooth-устройство; - при утрате Мобильного устройства, номер которого подключен к Системе ДБО (Доверенный номер телефона), обратиться к своему сотовому оператору для блокировки номера мобильного телефона и замены SIM-карты, а также обратиться в Банк для выявления возможных несанкционированных Операций и приостановления оказания услуг по Системе ДБО; - самостоятельно ознакомиться с правилами финансовой безопасности при использовании электронных средств платежа, размещенными на официальном Сайте Банка по адресу: <данные изъяты>. Непредставление Банку сведений о произошедших изменениях, равно как и непредставление подтверждения об отсутствии указанных изменений, свидетельствует об актуальности и достоверности представленных для Идентификации ПОД/ФТ и ФРОМУ документов и сведений, в связи с чем Банк не несет гражданско-правовой ответственности при совершении операций, направлении юридически значимой информации с использованием данных документов и сведений. В соответствии с пунктами 7.2.3., 7.2.5. Правил дистанционного банковского обслуживания (стр. 30, 31, 32) Банк не несет ответственности: - в случае если информация, связанная с использованием Клиентом Системы ДБО, станет известной третьим лицам во время использования Клиентом Системы ДБО в результате доступа к информации при ее передаче по каналам связи, находящимся вне зоны ответственности Банка; -за ущерб, возникший вследствие несанкционированного доступа к Системе ДБО по вине Клиента, если данные для доступа в Систему ДБО (Аутентификации) и/или Средства подтверждения были скомпрометированы, Средства доступа и/или Средства получения кодов и/или Доверенное Bluetooth-устройство были утрачены и/или доступны для использования третьими лицами; - за техническое состояние Средства доступа Клиента, за сбои в работе почты, интернета, сетей связи, возникшие по не зависящим от Банка причинам и повлекшие за собой несвоевременное получение или неполучение Клиентом уведомлений Банка. Банк не несет ответственности по рискам Клиента, связанным с получением Клиентом услуг мобильной связи/по организации доступа к сети Интернет и ее использованию, в соответствии с договором между Клиентом и поставщиком услуг мобильной связи/Интернет (провайдером), в том числе Банк не отвечает за убытки Клиента, возникшие в результате обращения Клиента к Системе ДБО с использованием сети Интернет. Как следует из положений ст. 848 ГК РФ банк обязан совершать для клиентов операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота, если договором банковского счета не предусмотрено иное. Федеральный закон от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" устанавливает правовые и организационные основы национальной платежной системы, регулирует порядок оказания платежных услуг, в том числе осуществления перевода денежных средств, использования электронных средств платежа (ст. 1). В соответствии с п. 1 ст. 5 указанного Федерального закона оператор по переводу денежных средств осуществляет перевод денежных средств по распоряжению клиента (плательщика или получателя средств), оформленному в рамках применяемой формы безналичных расчетов (далее - распоряжение клиента). Перевод электронных денежных средств осуществляется на основании распоряжений плательщиков в пользу получателей средств (п. 7 ст. 7 Закона). Согласно п. 13 ст. 5 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ обязанность оператора по переводу денежных средств по направлению клиенту уведомлений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, считается исполненной при направлении уведомления в соответствии с имеющейся у оператора по переводу денежных средств информацией для связи с клиентом. Перевод электронных денежных средств становится безотзывным и окончательным после осуществления оператором электронных денежных средств действий, указанных в части 10 или 11 настоящей статьи (п. 13 ст. 5). До заключения с клиентом договора об использовании электронного средства платежа оператор по переводу денежных средств обязан информировать клиента об условиях использования электронного средства платежа, в частности, о любых ограничениях способов и мест использования, случаях повышенного риска использования электронного средства платежа (п. 3 ст. 9). В силу п. 13 ст. 7, п. 4 ст. 9 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ оператор по переводу денежных средств обязан информировать клиента о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа путем направления клиенту соответствующего уведомления в порядке, установленном договором с клиентом. В соответствии с п. 11 ст. 9 данного Федерального закона в случае утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента клиент обязан направить соответствующее уведомление оператору по переводу денежных средств в предусмотренной договором форме незамедлительно после обнаружения факта утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента, но не позднее дня, следующего за днем получения от оператора по переводу денежных средств уведомления о совершенной операции. После получения оператором по переводу денежных средств уведомления клиента в соответствии с частью 11 настоящей статьи оператор по переводу денежных средств обязан возместить клиенту сумму операции, совершенной без согласия клиента после получения указанного уведомления (п. 12 ст. 9 Закона). В случае же, если оператор по переводу денежных средств исполняет обязанность по уведомлению клиента - физического лица о совершенной операции в соответствии с частью 4 настоящей статьи и клиент - физическое лицо направил оператору по переводу денежных средств уведомление в соответствии с частью 11 настоящей статьи, оператор по переводу денежных средств, в силу п. 15 ст. 9 Закона, должен возместить клиенту сумму указанной операции, совершенной без согласия клиента до момента направления клиентом - физическим лицом уведомления. В указанном случае оператор по переводу денежных средств обязан возместить сумму операции, совершенной без согласия клиента, если не докажет, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа, что повлекло совершение операции без согласия клиента - физического лица. На момент проведения спорных операций доступ в ВТБ-Онлайн у Истца заблокирован не был, с заявлением об оспаривании операций Истец обратился в Банк ВТБ (ПАО) после проведения спорных операций, что указано им в обращении. В соответствии с п. п. 3.5.1., 3.5.2., 3.5.3 Правил (стр. 21,22) Клиент может отменить свое Распоряжение, подав в Банк письменное уведомление до наступления безотзывности и окончательности перевода денежных средств в соответствии с Федеральным законом от 27.06,2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе». Банк вправе отказать в отмене ранее переданного Клиентом Распоряжения, если в ходе исполнения этого Распоряжения Банком были произведены действия, в результате которых отмена Распоряжения невозможна в связи с наступлением безотзывности перевода денежных средств. Отмена Заявления П/У подписанного Клиентом ПЭП с использованием Средства подтверждения и принятого Банком к исполнению не осуществляется. Учитывая изложенное, Банк, осуществляя спорные операции, действовал в рамках действующего законодательства, исполняя свои обязательства в силу закона и в соответствии с условиями договор с Клиентом, в связи с чем, отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований к Банку. Оспариваемые Клиентом операции были совершены после успешной аутентификации Клиента, на момент совершения спорных операций Банк не располагал сведениями о неправомерности перевода денежных средств, в то же время выполненные операции подтвержден личным распоряжением Клиента путем введения правильных средств подтверждения и подписания распоряжений простой электронной подписью. Требование Клиента о возвращении денег не может быть принято во внимание, поскольку после списания денег со счета операция обладала признаком безотзывности, а потому обращение Клиента по окончании операции не могло приостановить операции по зачислению спорной суммы на счет третьего лица. Банк не несет ответственность за ущерб, возникший вследствие несанкционированного использования третьими лицами Идентификаторов и/или Средств подтверждения Клиента, если такое использование стало возможным не по вине Банка. У клиента имеется право предъявления лицу, на счет которого перечислены денежные средства, требования о возвращении денежных средств, и в случае отказа в выполнении этого требования, у него имеется право обратиться в суд с заявлением к этому лицу о взыскании неосновательного обогащения. Банк на своем официальном сайте в общем доступе, для неопределенного круга лиц разместил в разделе «правила финансовой безопасности» Памятку по обеспечению безопасности при работе с ВТБ-Онлайн. Так, согласно данной Памятке, Банк рекомендует своим клиентам соблюдать меры безопасности при проведении операций в Интернете, рекомендует отключить функцию «удаленного восстановления пароля» в настройках личного профиля ВТБ-Онлайн в разделе смены пароля. Истец не представил суду доказательств наличия причинно-следственной связи между действиями Банка и возникновением у него убытков. Довод Истца о том, что противоправные действия в отношении Истца были совершены из-за действий сотрудников Банка, в настоящем деле не доказаны, возбужденное уголовное дело не завершено, какие-либо обстоятельства применительно к Банку не установлены. В удовлетворении исковых требований просят отказать.

Выслушав истца, представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.п.1-3 ст. 845 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

Банк может использовать имеющиеся на счете денежные средства, гарантируя право клиента беспрепятственно распоряжаться этими средствами.

Банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения права клиента распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.

Согласно п. 1 ст. 848 ГК РФ банк обязан совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями, если договором банковского счета не предусмотрено иное.

Согласно ст. 854 ГК РФ списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента.

Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.

Согласно п. 4 ст. 847 ГК РФ договором может быть предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными суммами, находящимися на счете, электронными средствами платежа и иными способами с использованием в них аналогов собственноручной подписи (пункт 2 статьи 160), кодов, паролей и других средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом.

Согласно ч.7,8,8.1 ст. 7 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" перевод электронных денежных средств осуществляется на основании распоряжений плательщиков в пользу получателей средств. В случаях, предусмотренных договорами между плательщиком и оператором электронных денежных средств, между плательщиком и получателем средств, перевод электронных денежных средств может осуществляться на основании требований получателей средств в соответствии со статьей 6 настоящего Федерального закона с учетом особенностей перевода электронных денежных средств, за исключением случаев использования электронных средств платежа, предусмотренных частью 4 статьи 10 настоящего Федерального закона.

Перевод электронных денежных средств может осуществляться между плательщиками и получателями средств, являющимися клиентами одного оператора электронных денежных средств или нескольких операторов электронных денежных средств.

При переводе электронных денежных средств клиент - физическое лицо может выступать плательщиком в пользу юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также при условии использования клиентом - физическим лицом электронного средства платежа, указанного в части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, либо при условии проведения упрощенной идентификации указанного физического лица вправе переводить денежные средства другому физическому лицу - получателю денежных средств.

Согласно ч. 4, 5, 9, 10,11 ст. 8 указанного ФЗ при приеме к исполнению распоряжения клиента оператор по переводу денежных средств обязан удостовериться в праве клиента распоряжаться денежными средствами, проверить реквизиты перевода, достаточность денежных средств для исполнения распоряжения клиента, а также выполнить иные процедуры приема к исполнению распоряжений клиентов, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Если право клиента распоряжаться денежными средствами не удостоверено, а также если реквизиты перевода не соответствуют установленным требованиям, оператор по переводу денежных средств не принимает распоряжение клиента к исполнению и направляет клиенту уведомление об этом не позднее дня, следующего за днем получения распоряжения клиента.

Распоряжение клиента может быть до наступления безотзывности перевода денежных средств отозвано клиентом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и договором.

Распоряжение клиента исполняется оператором по переводу денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов в размере суммы, указанной в распоряжении клиента. Вознаграждение оператора по переводу денежных средств (при его взимании) не может быть удержано из суммы перевода денежных средств, за исключением случаев осуществления трансграничных переводов денежных средств.

Исполнение распоряжения клиента подтверждается оператором по переводу денежных средств клиенту в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и договором.

Согласно п. 4,11,13 ст. 9 указанного ФЗ оператор по переводу денежных средств обязан информировать клиента о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа путем направления клиенту соответствующего уведомления в порядке, установленном договором с клиентом.

В случае утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента клиент обязан направить соответствующее уведомление оператору по переводу денежных средств в предусмотренной договором форме незамедлительно после обнаружения факта утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента, но не позднее дня, следующего за днем получения от оператора по переводу денежных средств уведомления о совершенной операции.

В случае, если оператор по переводу денежных средств не исполняет обязанность по информированию клиента о совершенной операции в соответствии с частью 4 настоящей статьи, оператор по переводу денежных средств обязан возместить клиенту сумму операции, о которой клиент не был проинформирован и которая была совершена без согласия клиента.

Согласно п.2 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации (далее - нормативные правовые акты) или соглашением между участниками электронного взаимодействия, в том числе правилами платежных систем (далее - соглашения между участниками электронного взаимодействия). Нормативные правовые акты и соглашения между участниками электронного взаимодействия, устанавливающие случаи признания электронных документов, подписанных неквалифицированной электронной подписью, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью, должны предусматривать порядок проверки электронной подписи. Нормативные правовые акты и соглашения между участниками электронного взаимодействия, устанавливающие случаи признания электронных документов, подписанных простой электронной подписью, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью, должны соответствовать требованиям статьи 9 настоящего Федерального закона.

Материалами дела установлено, что 24.03.2016 между ПАО ВТБ и Волковым А.Е. заключен Договор Комплексного обслуживания физических лиц в Банке ВТБ (ПАО) путем присоединения в порядке, предусмотренном ст. 428 ГК РФ к действующей редакции Правил комплексного обслуживания (Правила КО), Правил дистанционного банковского обслуживания, Правилам совершения операций по счетам физических лиц в Банке ВТБ (ПАО), Правил предоставления и использования Банковских карт, а также Клиенту предоставлен доступ в систему ВТБ-Онлайн.

В рамках исполнения договора истцу открыт счет , выдана банковская карта для осуществления операций с денежными средствами, поступающими на его счет.

Согласно выписки по состоянию на 06.05.2022 на указанном счете истца находились собственные денежные средства в размере 926 901,75 руб.

Порядок совершения банковских операций с использованием системы ВТБ-Онлайн определен в Правилах комплексного обслуживания физических лиц в Банке ВТБ (ПАО), в Правилах дистанционного банковского обслуживания физических лиц в Банке ВТБ (ПАО) (л.д. 52-89).

Банк обязался предоставить клиенту онлайн-сервисы, включая совершение операций, предоставление продуктов и услуг посредством системы ВТБ – Онлайн на основании распоряжений, переданных клиентом по каналам дистанционного доступа, в том числе через интернет-банк, мобильная версия, мобильное приложение, телефонный банк.

В соответствии с Правилами дистанционного банковского обслуживания физических лиц в Банке ВТБ (ПАО) доступ клиента в систему дистанционного банковского обслуживания (ДБО) осуществляется при условии его успешной идентификации, аутентификации в порядке, установленном условиями системы ДБО (пункт 3.1.1).

Согласно п. 3.3.9. Правил, протоколы работы Систем ДБО, в которых зафиксирована информация об успешной Идентификации, Аутентификации Клиента, о создании Электронного Документа, о подписании электронного документа Клиентом с использованием Средства подтверждения и о передаче их в Банк, а также результаты сравнения Хеш-сумм Электронных документов, переданных Клиентом Банку по Технологии Безбумажный офис, зафиксированных в протоколах работы Системы «TSC Paperless FrontOffice New Frontier Group», и Хеш-сумм документов, загруженных для сравнения в Систему «TSC Paperless FrontOffice New Frontier Group», являются достаточным доказательством и могут использоваться Банком в качестве свидетельства факта подписания передачи Электронного документа в соответствии с параметрами, содержащимися в протоколах работы Системы ДБО, а также целостности (неизменности) Электронного документа соответственно.

В рамках Правил используются термины:

Passcode - код в виде цифровой последовательности, назначаемый Клиентом в целях применения для последующей Аутентификации в мобильном приложении и подтверждения Операций. Для каждого Мобильного устройства Клиентом назначается свой Passcode, Passcode невозможно восстановить. В случае если Клиент забыл Passcode, требуется новая Авторизация в Мобильном приложении и назначение Клиентом нового Passcode.

Push-сообщение - сообщение, направляемое Банком по технологии «Push-notifications» на конкретное, ранее зарегистрированное в Банке Мобильное устройство Клиента и состоящее из буквенно-цифровых символов. Для передачи Рush-сообщений необходимо наличие подключения к сети Интернет Мобильного устройства Клиента. Регистрация Мобильного устройства в целях получения Push-сообщений осуществляется в Банке по факту успешной Аутентификации Клиента в Мобильном приложении, установленном на Мобильном устройстве Клиента, и выбора Клиентом в настройках Мобильного приложения данного Мобильного устройства для целей получения Push-сообщений. Push-сообщение отображается на экране Мобильного устройства в виде всплывающего сообщения и может быть впоследствии просмотрено Клиентом в Мобильном приложении.

SMS-сообщение - сообщение, направляемое Банком по технологии сотовой связи «Short Message Service» на Мобильное устройство Клиента и состоящее из буквенно-цифровых символов.

SMS/Push-код - Средство подтверждения, используемое для Аутентификации и подписания Электронных документов в ВТБ-Онлайн по каналам доступа Интернет- банк/Мобильное приложение. SMS/Push-код представляет собой код (последовательность символов, используемых однократно), содержащийся в SMS/Push сообщении. В SMS/Push-сообщении также содержится информация об Операции Клиента, дата и время проведения Операции.

В соответствии с пунктом 7.1.1. Правил дистанционного банковского обслуживания, Клиент несет ответственность за:

- несвоевременное и/или неполное письменное уведомление Банка об обстоятельствах, предусмотренных Договором ДБО, в том числе о возникновении внештатных ситуаций, связанных с работой Систем ДБО, о компрометации/ подозрении на компрометацию Логина/Пароля/Средства подтверждения и/или о несанкционированном доступе к Системе ДБО/подозрении на несанкционированный доступ к Системе ДБО, об изменении ранее сообщенных Банку сведений;

- за несанкционированный доступ третьих лиц к Мобильному устройству, на который Банк направляет Пароль, SMS/Push-коды и/или уведомления/ Генератору паролей и Карте, с использованием которых формируются Средства подтверждения - коды подтверждения….

В соответствии с пунктом 7.1.3. Правил дистанционного банковского обслуживания Клиент обязуется:

- при возникновении внештатных ситуаций, связанных с работой Систем ДБО, незамедлительно известить об этом Банк и принять решение относительно дальнейшего исполнения Распоряжения, по которому в ходе его исполнения Банком не наступила безотзывность (в этом случае Клиент должен предоставить в Банк документ, оформленный на бумажном носителе в установленном Банком порядке);

- самостоятельно за свой счет обеспечить подключение своего Средства доступа к сети Интернет и доступ в сеть Интернет. Обеспечивать безопасность и целостность программных средств на своем Средстве доступа, не допускать несанкционированного доступа третьих лиц к программным средствам, с помощью которых осуществляется обмен Электронными документами с Банком в соответствии с Договором ДБО;

- соблюдать конфиденциальность Средств подтверждения, Пароля, Passcode, используемых в Системе ДБО;

- исключить доступ третьих лиц к Мобильному устройству, посредством которого передаются Распоряжения/Заявления П/У в Банк;

- в случае подозрения на компрометацию Логина/Пароля/Средства подтверждения и/или подозрения о несанкционированном доступе к Системе ДБО незамедлительно информировать об этом Банк в целях блокировки Системы ДБО, в настройках Мобильного приложения отключить (при наличии технической возможности) все Мобильные устройства, подключенные для Авторизации с использованием Passcode, для получения Push-кодов и Push-сообщений;…

Непредставление Банку сведений о произошедших изменениях, равно как и непредставление подтверждения об отсутствии указанных изменений, свидетельствует об актуальности и достоверности представленных для Идентификации ПОД/ФТ и ФРОМУ документов и сведений, в связи с чем Банк не несет гражданско-правовой ответственности при совершении операций, направлении юридически значимой информации с использованием данных документов и сведений.

В соответствии с пунктами 7.2.3., 7.2.5. Правил дистанционного банковского обслуживания Банк не несет ответственности:

- за ущерб, возникший вследствие несанкционированного доступа к Системе ДБО по вине Клиента, если данные для доступа в Систему ДБО (Аутентификации) и/или Средства подтверждения были скомпрометированы, Средства доступа и/или Средства получения кодов и/или Доверенное Bluetooth-устройство были утрачены и/или доступны для использования третьими лицами;

- за техническое состояние Средства доступа Клиента, за сбои в работе почты, интернета, сетей связи, возникшие по не зависящим от Банка причинам и повлекшие за собой несвоевременное получение или неполучение Клиентом уведомлений Банка.

- по рискам Клиента, связанным с получением Клиентом услуг мобильной связи/ по организации доступа к сети Интернет и ее использованию, в соответствии с договором между Клиентом и поставщиком услуг мобильной связи/интернет (провайдером), в том числе Бане не отвечает за убытки Клиента, возникшие в результате обращения Клиента к Системе ДБО с использованием сети Интернет.

Перечень мер информационной безопасности, которые следует соблюдать Держателю карты, подробно приведен в Памятке клиентам Банка ВТБ (ПАО) о соблюдении финансовой безопасности. Присоединяясь к договору о выпуске и обслуживании банковских карт, истец должен был ознакомиться с имеющимися в банке и размещенными на сайте документами, в том числе регламентирующими соблюдение безопасности при использовании карты.

При заключении Договора Комплексного обслуживания физических лиц в Банке ВТБ (ПАО), в качестве доверенного номера телефона, на который Банк будет направлять информацию, Волков А.Е. указал .

Из материалов дела следует, что согласно данным системного протокола ПО Банка 06.05.2022г. в 12 ч. 24 мин. 32 сек. (вр. мск.) по запросу клиента Банком на доверенный номер телефона клиента направлено смс с текстом: «Код для смены пароля в ВТБ Онлайн: . Никому не говорите его!».

После подтверждения Клиентом этого кода, 06.05.2022г. в 12 ч. 24 мин. 32 сек. (вр. мск.) Банком на доверенный номер телефона клиента направлено смс с текстом: «Вы инициировали восстановление пароля для доступа в ВТБ-Online. Если вы этого не делали, срочно обратитесь в банк».

06.05.2022 г. 12 ч. 29 мин. 56 сек. (мск. вр.) по запросу клиента Банком на доверенный номер телефона клиента направлено смс с текстом: «Перевод другому клиенту ВТБ 300 000,00 руб. на . Никому не сообщайте этот код: .».

После подтверждения Клиентом этого кода, 06.05.2022г. в 12 ч. 30 мин. 55 сек. (вр. мск.) Банком на доверенный номер телефона клиента направлено смс с текстом: «Списано 300 000 руб. Счет* Баланс 626901,75руб. 12:30».

06.05.2022 г. 12 ч. 31 мин. 29 сек. (мск. вр.) по запросу Клиента Банком на доверенный номер телефона Клиента направлено SMS с текстом: «Перевод другому клиенту ВТБ 300 000.00 руб. на . Никому не сообщайте этот код: ».

После подтверждения Клиентом этого кода, 06.05.2022г. в 12 ч. 30 мин. 55 сек. (вр. мск.) Банком на доверенный номер телефона Клиента направлено SMS с текстом: «Списано 300 000 руб. Счет* Баланс 326901,75 руб. 12:31».

06.05.2022 г. 12 ч. 34 мин. 05 сек. (мск. вр.) Банком на доверенный номер телефона Клиента направлено SMS с текстом: «В целях безопасности ваших средств операции по карте/счету в ВТБ Онлайн ограничены. Для снятия ограничений позвоните в банк по номеру, указанному на оборотной стороне вашей карты, или по номеру 1000».

06.05.2022 истец обратился в отделение банка с заявлением о возврате ему банком денежных средств в размере 600 000,00 руб. на его счет.

26.05.2022 банком дан ответ об отказе в удовлетворении требования, поскольку в системе ВТБ-Онлайн зафиксирована успешная аутентификация Истца и последующий вход в учетную запись, также успешно подтверждены операции по переводу денежных средств с использованием действительного средства подтверждения.

Из анализа представленных ответчиком письменных доказательств и пояснений истца следует, что спорные операции были совершены после незаконного получения доступа к учетной записи истца в системе Онлай-банк третьими лицами путем предоставления этого доступа самим истцом. В частности, истец сам назвал пароль «злоумышленникам», полагая, что передает информацию сотрудникам оператора Теле2, в результате чего третьи лица получили возможность осуществить переадресацию с телефона истца лишив его тем самым возможность получать направляемую банком информацию для идентификации клиента, а также информацию по расходным операциям.

Суд полагает, что в действиях ответчика отсутствует вина в причинении убытков истцу, поскольку Банк действовал на основании заключенного с истцом договора, при этом спорные операции произведены установленным способом, операции авторизированы и являлись успешными, оснований полагать, что распоряжение на снятие денежных средств было дано неуполномоченным лицом, у банка не имелось, установленные банковскими правилами и договором процедуры позволили банку идентифицировать выдачу распоряжения уполномоченным лицом.

Таким образом, оснований для неисполнения поручений клиента по проведению операций по счету у банка не имелось, списание денежных средств было произведено в соответствии с договором и нормами действующего законодательства. Ответственность банка за совершение третьими лицами операций с использованием конфиденциальной информации, которая предоставлена самим клиентом, не предусмотрена ни договором, ни нормами действующего законодательства. В связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Волкова А.Е. к Банку ВТБ (ПАО) о взыскании суммы в размере 600 000 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Волкову Александру Евгеньевичу в удовлетворении исковых требований к Банк ВТБ (ПАО) о взыскании денежной суммы в размере 600 000 (шестьсот тысяч) рублей отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой через Мотовилихинский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья: подпись

Копия верна. Судья: