ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3503/2016 от 28.11.2016 Тракторозаводского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 2-3503/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Волгоград «28» ноября 2016 года

Тракторозаводский районный суд г. Волгограда

в составе :

председательствующего судьи Малышевой Е.А.,

при секретаре Мусиенко Е.С.,

с участием :

истца Петровой Т.А.,

представителя ответчика ООО «УК «Волга-КомСервис» - Шаталовой Т.Ю., представителя ответчика Администрации Волгограда – Антонова А.В., представителя ответчика Администрации Тракторозаводского района г. Волгограда – Марченко Н.В.,

представителя третьего лица - Департамента ЖКХ и ТЭК Администрации Волгограда – Сиделевой Е.В.,

представителя третьего лица - МБУ «Жилищно-коммунальное хозяйство Тракторозаводского района г. Волгограда» - Полонской Т.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании 28 ноября 2016 года гражданское дело по иску Петровой ФИО11 к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «ВолгаКомСервис» Администрации Тракторозаводского района Волгограда, Администрации Волгограда об обязании произвести ремонт в муниципальном жилом помещении,

У С Т А Н О В И Л:

Первоначально Петрова Т.А. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что она является нанимателем муниципального жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме по адресу: гор. Волгоград, ул. АДРЕС ИЗЪЯТ, д. 6 комнаты №№ 84-85. ДАТА ИЗЪЯТА в этом доме произошел пожар в комнате № ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по вине жильца этой комнаты, который в результате пожара погиб. Комната № ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ расположена на их этаже указанного дома, в результате пожара в комнате № ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ, в том числе, пострадали комнаты №№ ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ,ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ, в которых проживает истец и члены ее семьи, а именно : их комнаты после пожара были покрыты сажей и копотью, которые свисали с потолка и на стенах. Отмыть стены и потолок от сажи и копоти не удалось. Окна и оконные рамы в комнатах также были повреждены при их открывании после пожара, двери в комнаты также были повреждены, поскольку двери пожарные выбивали. В комнате проходит вентиляционный короб, который был поврежден (разбит), когда после пожара производилась замена электропроводки. Согласно ответа МБУ «ЖКХ Тракторозаводского района Волгограда» от 28 августа 2014 года сметная стоимость ремонтных работ по устранению последствий пожара в комнатах № ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ, ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ составила 88 140 рублей. Ремонт их комнат администрацией г. Волгограда планировался на втором этапе на основании постановления администрации Волгограда от 31 мая 2011г. № 1297 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на капитальный ремонт жилищного фонда за счет средств бюджета Волгограда», согласно которому управляющая организация должна предоставить в адрес департамента ЖКХ и ТЭК Волгограда пакет документов на предоставление субсидий на выполнение этого ремонта. До 01 июля 2014г. их дом находился в управлении управляющей компании ООО «УК Новострой», в связи с банкротством которой с 01 июля 2014г. их дом находится в управлении управляющей компании ООО «ВолгаКомСервис», которая до сих пор не представила необходимые документы в департамент ЖКХ и ТЭК для получения субсидий на ремонт их комнат. За период с января 2014 года и по 2016 год истец получала многочисленные ответы из администрации Волгограда, департамента ЖКХ и ТЭК, администрации Тракторозаводского района о том, что ремонт ее комнат после пожара планируется ежегодно. Однако, до сих пор ремонт в ее комнатах не произведен, в связи с чем комнаты после пожара фактически непригодны для проживания. Истец является многодетной матерью, ее супруг является инвалидом третьей группы. Истец полагает, что поскольку указанные комнаты относятся к муниципальному жилищному фонду, администрация г. Волгограда, как собственник муниципального жилья, обязана привести эти комнаты в надлежащее состояние после пожара. Поэтому истец просит суд обязать ООО «Волгакомсервис», Администрацию Волгограда, Администрацию Тракторозаводского района произвести в муниципальном жилом помещении – жилых комнатах по адресу: г. Волгоград, ул. АДРЕС ИЗЪЯТ, д. 6, ком. 84, 85, ремонтные работы для устранения последствий пожара.

В уточненном исковом заявлении от 19 июля 2016г. Петрова Т.А. просит указанных ответчиков выполнить в ее комнатах следующие ремонтные работы для устранения последствий пожара : покраска стен и деревянных полов, штукатурка потоков, установка входных дверей, оклейка обоев, замена подоконников и окон (л.д.28-29).

В дополненном исковом заявлении от 14 ноября 2016 года истец Петрова Т.А. просит обязать : ООО УК «Волгакомсервис» выполнить ремонтные работы в комнатах № ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ, ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ за счет средств муниципального бюджета. Обязать администрацию Волгограда выделить денежные средства для выполнения ремонтных работ в комнатах № ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ, ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ. Обязать администрацию Тракторозаводского района г. Волгограда, как главного распорядителя бюджетных средств района, осуществить планирование соответствующих бюджетных расходов и контроль за правильным использованием выделенных средств для выполнения ремонтных работ в комнатах 84, 85 дома ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по ул. АДРЕС ИЗЪЯТ г. Волгограда (л.д.220).

Истец Петрова Т.А. в судебном заседании измененный иск поддержала.

Представитель ответчика ООО «УК «Волга-Ком-Сервис» в судебном заседании иск не признала, суду пояснила, что муниципальное жилье – это собственность муниципалитета, в связи с чем ремонт муниципальной квартиры после пожара ложится на администрацию муниципального образования и производится за счет средств бюджета муниципального образования. Представить пакет документов в департамент ЖКХ и ТЭК на получение субсидий из бюджета города на ремонт муниципального жилья после пожара они не могут, поскольку эти документы у них отсутствуют. Прежняя управляющая компания, которая ликвидирована в связи с банкротством, такие документы им не передавала.

Представитель ответчика Администрации Волгограда в судебном заседании иск не признал, суду пояснил, что ремонтные работы, которые истец просит выполнить в ее комнатах за счет бюджета города, относятся к текущему ремонту, обязанность по выполнению которого законом возложена на нанимателя муниципального жилья, то есть Петрова Т.А. за свой счет обязана выполнить этот текущий ремонт в занимаемых ею комнатах. Кроме того, управляющая организация не представила им документы на получение субсидий для выполнения ремонтных работ капитального характера в этих комнатах после пожара, в связи с чем они не могут выделить денежные средства на этот ремонт.

Представитель ответчика Администрации Тракторозаводского района г. Волгограда в судебном заседании иск не признал, суду пояснил, что в полномочия администрации района входит планирование расходов на выполнение капитального ремонта муниципального жилья. В период с 2014г. по 2016г. администрация района ежегодно планировала выполнение ремонта в комнатах истца, однако, денежные средства из бюджета города на этот ремонт не выделялись в связи с отсутствием денег.

Представитель третьего лица Департамента ЖКХ и ТЭК Администрации Волгограда в судебном заседании с иском не согласен по тем же основаниям, указанным ответчиком администрации Волгограда. Дополнительно пояснил, что не может объяснить, почему Петровой Т.А. за прошедшие три года направлялись многочисленные письма с обещанием в каждом году выполнить ремонт ее комнат после пожара за счет бюджета Волгограда.

Представитель третьего лица - МБУ «Жилищно-коммунальное хозяйство Тракторозаводского района г. Волгограда» в судебном заседании пояснил, что по смете расходов на 01.03.2016г. стоимость ремонтных работ комнат Петровой Т.А. после пожара составляет 98331 руб. Этот расчет ими был сделан для того, чтобы отремонтировать указанные комнаты за счет бюджета Волгограда. Однако, аукцион для проведения ремонтных работ капитального характера муниципального жилья, в том числе комнат Петровой Т.А., не состоялся из-за отсутствия денег в муниципальном бюджете.

Суд, выслушав истца, представителей ответчиков, представителей третьих лиц, находит исковые требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Согласно ст. 61 ЖК РФ пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения.

На основании п. 2,3 ч. 2 ст. 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан в том числе : принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения;

В силу ст.66 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма, не исполняющий обязанностей, предусмотренных жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения, несет ответственность, предусмотренную законодательством.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке, в том числе, требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с постановлением администрации Волгограда от 14.07.2006 № 1499 «О разграничении полномочий между департаментом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда и департаментом муниципального имущества администрации Волгограда в целях реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации» функции наймодателя при заключении договоров социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда социального использования от имени администрации Волгограда делегированы муниципальным бюджетным учреждениям жилищно-коммунального хозяйства районов. МБУ ЖКХ районов Волгограда подведомственны администрациям районов Волгограда.

Согласно «Порядка предоставления субсидий на капитальный ремонт многоквартирных домов за счет средств бюджета Волгограда», утвержденный постановлением администрации Волгограда от 31 мая 2011 года № 1297 указанным документом предусмотрен порядок предоставления субсидий на капитальный ремонт многоквартирных домов за счет средств бюджета Волгограда, направленный на предотвращение либо ликвидацию последствий аварийных ситуаций или ситуаций, ведущих к разрушению строительных конструкций и внутренних инженерных систем многоквартирных домов, создающих угрозу жизни и здоровью населению Волгограда (пункт 1.1).

Этим же «Порядком…» предусмотрены условия и порядок предоставления субсидий, указанные в пункте 2.1., согласно которого заявка на получение субсидий подается юридическим лицом (в том числе, управляющей организацией) в уполномоченный орган с приложением необходимых документов, указанных в пункте 2.6. этого «Порядка» (л.д.85-99).

Судом установлено следующее:

Предметом спора являются две комнаты №№ ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ,ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ, расположенные в жилом доме коридорного типа (бывшее общежитие) ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по ул. АДРЕС ИЗЪЯТ в Тракторозаводском районе г. Волгограда, ранее принадлежавшее Волгоградскому тракторному заводу, впоследствии переданное в муниципальную собственность Волгограда.

Указанные две комнаты имеют статус муниципального жилого помещения, в этих комнатах с 2000 года и по настоящее время проживают и зарегистрированы истец Петрова Т.А. (многодетная мать (л.д.22), ее супруг (ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ (л.д.5), их четверо детей (уже совершеннолетние) и ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ, а всего 7 человек, что подтверждается справкой МФЦ о лицах, зарегистрированных в этих комнатах (л.д.21), договором найма жилого помещения, заключенного с истцом (л.д.17-20,112).

На одном этаже с комнатами истца расположена комната № ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ, в которой проживал ФИО14 В комнате № ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ в ночь с 14 на 15 декабря 2013 года произошел пожар по причине неосторожности при курении жильца комнаты ФИО15, который погиб при пожаре. В результате этого пожара имущество, находящееся в комнатах №№ ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ и ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ, и сами комнаты были закопчены, что подтверждается справкой МЧС по Волгоградской области Тракторозаводский отдел (л.д.65), справкой этого же отдела МСЧ от 16.12.2013 года (л.д.8) и не оспаривается ответчиками.

В результате указанного пожара, возникшего в комнате № ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ, в жилом доме ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по ул. АДРЕС ИЗЪЯТ пострадало значительное количество жилых помещений, в том числе комнаты №№ ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ,ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ. Специалистами МБУ «ЖКХ Тракторозаводского района» г. Волгограда по поручению администрации Волгограда было проведено обследование жилых помещений, пострадавших в результате пожара, составлены сметные расчеты на ремонт пострадавших комнат и общего имущества этого жилого дома. По состоянию на 30 декабря 2013 года за счет средств бюджета г. Волгограда был выполнен капитальный ремонт двенадцати комнат, пострадавших от пожара, и общедомового имущества, также пострадавшего от пожара. Ремонт комнат №№ ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ и ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ планировалось выполнить в ходе второго этапа ремонтных работ, однако, в связи со сменой управляющей организации, работы по ремонту комнат ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ и ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ до сих пор не произведены. В связи с тем, что комнаты №№ ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ и ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ относятся к муниципальному жилищному фонду, уполномоченным органом - МБУ «ЖКХ Тракторозаводского района Волгограда» работы по ремонту этих комнат в связи с указанным пожаром были включены в проект плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения на 2015 год, на 2016 год. Однако, в связи с недостаточным бюджетным финансированием в 2015 году, в 2016 году работы по ремонту этих комнат не были включены в план деятельности МБУ «ЖКХ ТЗР» на 2015,2016 годы.

Указанные обстоятельства подтверждаются следующими письменными доказательствами :

- письмом департаменты ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда от 16.01.2014г., которым было предписано директору МБУ «ЖКХ ТЗР Волгограда» провести обследование пострадавших комнат с участием жильцов, принять действенные меры с учетом статуса комнат, в срок до 31.01.2014г. представить в департамент информацию по рассмотрению обращения Петровой Т.А. с приложением необходимых документов (л.д.122).

- письмом МБУ «ЖКХ ТЗР Волгограда» от 21.01.2014г. в адрес департамента ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда о том, что по факту обращения Петровой Т.А. проведено обследование комнат, пострадавших от пожара, в которых проживает Петрова Т.А., составлен сметный расчет на ремонт этих комнат, который включен во второй этап ремонтных работ. В адрес управляющей организации направлено письмо о подготовке пакета документов для предоставления субсидий на ремонтные работы (л.д.215);

- письмом МБУ «ЖКХ ТЗР Волгограда» от 14.07.2014г. и письмом департамента ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда от 22.07.20174г. в адрес Петровой Т.А., о том, что ремонт ее комнат включен во второй этап ремонтных работ (л.д.9,101,131,217);

- аналогичным письмом администрации Тракторозаводского района г. Волгограда от 23.07.2014г., направленным в адрес Петровой Т.А. (л.д.213).

- аналогичным письмом департамента ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда от 18.08.2014г. в адрес Петровой Т.А. о том, что ремонт комнат № ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ и ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ, пострадавших во время пожара, планировалось выполнить в ходе второго этапа, однако в связи со сменой управляющей организации работы по ремонту комнат до сих пор не начаты. С 01 июля 2014г. управление жилым домом ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по ул. АДРЕС ИЗЪЯТ осуществляет ООО «ВолгаКомСервис», которой разъяснён порядок возмещения затрат на устранение чрезвычайной ситуации, возникшей в результате пожара 15.12.2013г. в рамках постановления администрации Волгограда от 31 мая 2011г. № 1297 (л.д.10-11,129-130);

- письмом МБУ «ЖКХ ТЗР Волгограда» от 28.08.2014г. в адрес Петровой Т.А. о том, что сметная стоимость ремонтных работ комнат № ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ и ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ, пострадавших от пожара, составляет 88140 рублей. Работы по ремонту этих комнат включены во второй этап. В адрес управляющей организации направлено письмо о предоставлении пакета документов на выделение средств из бюджета Волгограда на ремонтные работы по постановлению № 1297 (л.д.15):

- аналогичным письмом за подписью Главы администрации Волгограда от 30.09.2014г. в адрес Петровой Т.А. и депутату областной Думы (л.д.16,100);

- письмом администрации Волгограда от 15.10.2014г. в адрес Главы администрации Тракторозаводского района г. Волгограда о том, что администрация Тракторозаводского района г. Волгограда исполняет полномочия главного распорядителя бюджетных средств в районе, который осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, то есть имеет возможность предусмотреть необходимый для выполнения работ по ремонту муниципальных комнат № ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ и ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ объем денежных средств. В связи с чем администрации Тракторозаводского района г. Волгограда предписано предусмотреть бюджетные средства на выполнение капитального ремонта муниципальных комнат № ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ и ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ в доме ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по ул. АДРЕС ИЗЪЯТ (л.д.102-103);

- аналогичным письмом департамента ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда от 29.10.2014г. в адрес Петровой Т.А. о том, что по поводу ремонта муниципальных комнат № ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ и ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ, пострадавших во время пожара 15.12.2013г., в 2013г. специалистами МБУ «ЖКХ ТЗР Волгограда» совместно с управляющей организацией было проведено обследование и составлен сметный расчет на ремонт комнат № ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ и ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ. Ремонт указанных комнат был включен во второй этап ремонтных работ, который в связи со сменой управляющей организации до сих пор не выполнен. Новой управляющей организации был разъяснен порядок возмещения затрат в рамках постановления № 1297, однако, документы на возмещение затрат на этот ремонт в департамент до сих пор не представлены. Учитывая, что комнаты № ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ и ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ относятся к муниципальному жилому фонду, администрацией Волгограда в адрес администрации Тракторзаводского района направлено письмо о необходимости предусмотреть в расходной части бюджета района на 2015г. финансирование работ по ремонту указанных комнат (л.д.12,128);

- аналогичным письмом департамента ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда от 13.11.2014г. в адрес Петровой Т.А. о включении работ по ремонту комнат № ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ и ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ в проект плана финансово-хозяйственной деятельности МБУ «ЖКХ ТЗР Волгограда» на 2015г. (л.д.13,127);

- письмом администрации Тракторозаводского района г. Волгограда от 24.11.2014г. в адрес Петровой Т.А. и депутату городской Думы г. Волгограда о том, что вопрос финансирования капитального ремонта комнат № ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ и ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по ул. АДРЕС ИЗЪЯТ,6 будет рассмотрен при составлении плана хозяйственной деятельности на 2015 год (л.д.113,123,214);

- письмом МБУ «ЖКХ Тракторозаводского района Волгограда от 09 апреля 2015 года о том, что сметная стоимость ремонтных работ в комнатах № ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ и ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ составляет 92 761 руб. Данная информация направлялась в Администрацию Тракторозаводского района Волгограда для определения источника финансирования (т. 1 л.д. 218).

- письмом Администрации Тракторозаводского района Волгограда от 17 апреля 2015 года адресованном Петровой Т.А. о том, что сметная стоимость работ по ремонту комнат №№ ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ, ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ дома ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по ул. АДРЕС ИЗЪЯТ по состоянию на второй квартал 2014 года составляет 92 761 тыс. руб. В план работ МБУ «ЖКХ ТЗР Волгограда» на 2015 год ремонт указанных помещений не включен, решение данного вопроса возможно в случае выделения дополнительного бюджетного финансирования (т. 1 л.д. 212);

- аналогичным письмом Департамента ЖКХ и ТЭК Администрации Волгограда от 08 мая 2015 года в адрес Петровой Т.А. о том, что в связи с недостаточным финансированием в 2015 года, главным распорядителем бюджетных средств района не предоставлены субсидии на выполнение в 2015 году работ по ремонту жилых помещений (комнат) №№ ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ, ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по ул. АДРЕС ИЗЪЯТ. При формировании плана работ на 2016 год данные работы будут учтены главным распорядителем бюджетных средств Тракторозаводского района Волгограда (т. 1 л.д.14, 126);

- аналогичным письмом департамента ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда от 02.10.2015г. в адрес прокурора Тракторозаводского района г. Волгограда о том, что ремонтные работы в комнатах № ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ и ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ после пожара планируется включить в проект плана финансово-хозяйственной деятельности МБУ «ЖКХ ТЗР Волгограда» на 2015 год, но которые не включены в этот план в связи с недостаточным бюджетным финансированием в 2015 году (л.д.104-105);

- письмами департамента ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда от 27.11.2015г., от 14.12.2015г. в адрес Петровой Т.А. о необходимости включения в план работ на 2016 год ремонт жилых комнат ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ и ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по ул. АДРЕС ИЗЪЯТ,6 после пожара (л.д.115-116,125);

- письмом Департамента ЖКХ и ТЭК Администрации Волгограда от 27.11.2015г. в адрес МБУ «ЖКХ Тракторозаводского района Волгограда» указано, что при формировании плана работ на 2016 год работы по ремонту жилых комнат № ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ, ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ дома ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по ул. АДРЕС ИЗЪЯТ Волгограда, пострадавших во время пожара, будут учтены главным распорядителем бюджетных средств Тракторозаводского района Волгограда (т. 1 л.д. 125);

- письмом МБУ «ЖКХ Тракторозаводского района Волгограда от 09 декабря 2015 года, адресованном департаменту ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда о том, что сметная стоимость ремонтных работ комнат № ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ и ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ в доме ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по ул. АДРЕС ИЗЪЯТ, пострадавших в результате пожара, по состоянию на второй квартал 2015г. составляет 98 331 руб. Данная информация направлена в Администрацию Тракторозаводского района Волгограда для решения вопроса о включении ремонта указанных комнат в план работ на 2016 год (т. 1 л.д. 216).

По смыслу указанного выше «Порядка предоставления субсидий на капитальный ремонт многоквартирных домов за счет средств бюджета Волгограда» № 1297 ликвидация последствий аварийных ситуаций (в том числе, после пожара) производится путем капитального ремонта жилищного фонда (пункт 1.1.) (л.д.ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ).

То обстоятельство, что жилые комнаты № ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ и ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ, в которых проживает истец, после пожара нуждались и нуждаются до сих пор именно в капитальном ремонте, подтверждается вышеуказанными письмами ответчиков и 3-х лиц, в которых не оспаривалась необходимость капитального ремонта комнат истца после пожара за счет бюджета Волгограда, а также документами, представленными департаментом ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда, о выполнении в иных 14-ти комнатах этого же этажа, также пострадавших в результате этого пожара, этого же жилого дома ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по ул. АДРЕС ИЗЪЯТ - капитального ремонта, в ходе которого в отремонтированных 14-ти комнатах были выполнены следующие работы : ремонт штукатурки, клеевая окраска, оклейка стен обоями, замена покрытий полов, смена оконных и дверных заполнения, что следует из заключения МБУ «ЖКХ ТЗР Волгограда» от 12.03.2014г. (л.д.132,147,149-150), из акта приемки выполненных работ от 31.01.2014г., в котором указаны вышеназванные виды капитальных работ по каждом комнате отдельно (л.д.156-190), а также из общего журнала работ, в котором перечислены все выполненные работы (аналогичные с работами, которые просит сделать истец) по каждой комнате отдельно, в том числе в комнате № ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ, где произошел пожар по вине жильца этой комнаты (л.д.191-207).

В силу ст.ст.40,45 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

Как следует из содержания «Всеобщей декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.

То обстоятельство, что жилые комнаты № ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ и ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ, в которых проживает истец, после пожара нуждались и нуждаются именно в капитальном ремонте, подтверждается многочисленными письмами, указанными выше, исходящими от муниципальных органов власти и исполнительных муниципальных органов : администрации Волгограда, департамента ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда, администрации Тракторозаводского района г. Волгограда, МБУ «ЖКХ ТЗР Волгограда», которые по роду своей деятельности должны хорошо разбираться в видах ремонта после пожара и которые в течение 3-х лет со дня пожара и до дня предъявления данного иска обещали Петровой Т.А. произвести в ее комнатах, пострадавших от пожара, капитальный ремонт за счет средств бюджета Волгограда.

Ссылка представителя ответчика администрации Волгограда на постановление госкомитета Госсстроя и ЖКХ № 170 от 27.09.2003г. «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», как на доказательство отнесения видов работ, заявленных истцом в иске, к текущему ремонту, который в силу жилищного законодательства должен выполнять истец, как наниматель муниципального жилого помещения, судом не может быть принята во внимание, поскольку в указанном постановлении ничего не сказано о виде работ (текущий либо капитальный), которые необходимо выполнить для ликвидации последствий аварийных ситуаций, например, для ликвидации последствий пожара в жилом помещении муниципального жилого фонда. Более того, в разделе втором указанных «Правил» содержится понятие «текущего ремонта жилого дома», из которого следует, что текущий ремонт – это комплекс строительных мероприятий с целью устранения неисправностей элементов, оборудования, инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей. Отсюда следует, что текущий ремонт – это ремонтные работы, производимые при обычных условиях для поддержания нормального состояния жилого помещения. Ремонтные работы в жилом помещении после пожара не охватываются понятием текущего ремонта, поскольку эти ремонтные работы необходимы для восстановления нормального состояния жилого помещения для проживания в нем.

Кроме того, ответчиком администрацией Волгограда при рассмотрении данного спора в силу ст.56 ГПК РФ не представлены суду надлежащие и достоверные доказательства в подтверждении своих доводов о том, что комнаты истца после пожара не нуждаются в капитальном ремонте, а нуждаются в обычном текущем ремонте, а именно, ответчиком не представлен акт осмотра жилых комнат № ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ и ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ (муниципальных), составленный непосредственно после пожара управляющей организацией и МБУ «ЖКХ ТЗР Волгограда», в котором были отражены повреждения, образовавшиеся в этих комнатах в результате пожара, который как следует из справок департамента ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда и МБУ «ЖКХ ТЗР Волгограда» у них не сохранился.

Доводы Петровой Т.А., изложенные в исковом заявлении и оглашенные в судебном заседании, о том, что в результате пожара в ее комнатах стены, потолок были закопчены в такой степени, что копоть свисала с потолка, что от высокой температуры стекла в окнах лопнули, что при открывании окон после пожара оконные рамы были разбиты, что входные двери в комнаты были разбиты при их открывании при тушении пожара, ответчиком администрацией Волгограда в суде не оспаривались.

Доводы ответчика администрации Волгограда о том, что муниципальные комнаты № ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ и ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ после пожара не нуждаются в капитальном ремонте, не нашли своего подтверждения в судебном заседании и опровергаются письменными доказательствами, изложенными выше.

В соответствии с Положением «Об Администрациях районов Волгограда», утвержденным решением Волгоградской городской Думы от 24.12.2010 № 40/1252 администрация Тракторозаводского района Волгограда является территориальным структурным подразделением администрации Волгограда, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции управления на территории Тракторозаводского района Волгограда. Администрация района, в том числе, исполняет в порядке, установленном действующим законодательством, функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств Волгограда, предусмотренных на реализацию возложенных на нее функций, осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета Волгограда, составляет обоснования бюджетных ассигнований (пункт 2.1.1.1.)

Согласно ст. 4 приложения к решению Волгоградской городской Думы от 15.12.2015 № 37/1149 «О бюджете Волгограда на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» - Положение о бюджетном процессе в Волгограде, бюджет Волгограда разрабатывается и утверждается в форме решения Волгоградской городской Думы о бюджете Волгограда на очередной финансовый год и плановый период.

На основании ст.ст. 6,11,31,69 Бюджетного кодекса РФ бюджет муниципального образования (местный бюджет) – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований. Статьями 69 и 78 Бюджетного кодекса РФ также предусмотрено получение бюджетных средств в счет оплаты работ по государственным (муниципальным) контрактам.

В соответствии со ст.5 Устава города-героя Волгограда к вопросам местного значения городского округа Волгоград относятся, в том числе, составление и рассмотрение проекта бюджета Волгограда, утверждение и исполнение бюджета Волгограда, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета Волгограда.

Судом также установлено, что по поручению администрации Волгограда администрация Тракторозаводского района г. Волгограда и МБУ «ЖКХ ТЗР Волгограда» в 2015 и 2016 году предпринимали попытки включить капитальный ремонт в указанных комнатах истца, пострадавших от пожара в 2013 году, в план финансово-хозяйственной деятельности района на 2015 и 2016 годы.

Указанные обстоятельства подтверждаются многочисленными письмами администрации Волгограда, департамента ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда, изложенными выше, а также следующими письменными доказательствами :

- соглашением № 18, подписанного 31 декабря 2015г. между администрацией Тракторозаводского района Волгограда и МБУ «ЖКХ ТЗР Волгограда», и финансово-экономическим обоснованием к соглашению № 18, утвержденного МБУ «ЖКХ ТЗР», из которых следует, что Администрация Тракторозаводского района Волгограда обязуется перечислять учреждению субсидию за счет средств бюджета Волгограда на капитальный ремонт муниципального жилищного фонда в размере 2 650 000 рублей, в том числе, на ремонт после пожара муниципальных комнат № ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ и ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ в доме ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по ул. АДРЕС ИЗЪЯТ в сумме 98 331 руб. (т. 1 л.д. 208-209,210-211);

- сметным расчетом, составленным МБУ «ЖКХ ТЗР» в апреле 2016 года, на капитальный ремонт муниципальных жилых помещений – комнат № ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ и ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по ул. АДРЕС ИЗЪЯТ,6, согласно которого сметная стоимость ремонтных работ по указанным комнатам в ценах по состоянию на третий квартал 2015г. составляет – 98331 руб. (т.2 л.д.19-23);

- заявкой МБУ «ЖКХ Тракторозаводского района Волгограда», поданной на проведение электронного аукциона на 2016 год на проведение капитального ремонта муниципальных жилых помещения, в том числе комнат № ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ, ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ дома ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по ул. АДРЕС ИЗЪЯТ гор. Волгограда. Статус указанной заявки – «Отказано» (т. 2 л.д. 12-18, 35).

С учетом изложенных обстоятельств и требований законов, принимая во внимание, что в силу ст. 65 жилищного кодекса РФ наймодатель (собственник жилого помещения муниципального жилого фонда в лице администрации Волгограда) обязан осуществлять капитальный ремонт муниципального жилого помещения, в том числе и после пожара, суд приходит к выводу о том, что на администрацию Волгограда в пределах ее полномочий следует возложить обязанность по выделению денежных средств на выполнение капитального ремонта после пожара муниципальных комнат № ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ и ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по ул. АДРЕС ИЗЪЯТ,6, в которых проживает истец, в 2-х месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Поскольку на администрацию Тракторозаводского района Волгограда администрацией города возложены полномочия главного распорядителя бюджетных средств района, суд находит, что следует обязать администрацию Тракторозаводского района осуществить планирование, а именно – предусмотреть в плане бюджетные средства на выполнение капитального ремонта после пожара муниципального жилого помещения – комнат № ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ и ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по ул. АДРЕС ИЗЪЯТ,6, - в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда.

Доводы ответчика администрации Волгограда о том, что нет вины администрации Волгограда в том, что в результате указанного пожара в комнатах истца образовались повреждения, требующие ремонта, не являются основанием для освобождения администрации Волгограда от выделения денежных средств для выполнения капитального ремонта указанных комнат, которые имеют статус муниципального жилого фонда, поскольку жилищным законодательством (ст.65 ЖК РФ) на наймодателя возложена обязанность по капитальному ремонту жилого помещения независимо от вины, так как администрация Волгограда, как собственник муниципального жилья, обязана производить его капитальный ремонт в случае возникновения такой необходимости.

При этом, ответчик администрация Волгограда не лишена возможности обратиться в суд к виновнику пожара (если он жив), либо к собственнику жилого помещения, в котором жил виновник пожара (при наличии их вины) с иском о взыскании с них материального ущерба в связи с ремонтом муниципального жилья, пострадавшего в результате этого пожара.

В части измененного иска Петровой Т.А. от 14.11.2016г. в части возложения на управляющую организацию ООО «УК ВолгаКомСервис» обязанности выполнить ремонтные работы в комнатах № ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ и ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ за счет средств муниципального бюджета, судом установлено и подтверждается материалами дела, что на день пожара (14-15.12.2013г.) и по июнь 2014 года жилой дом ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по ул. АДРЕС ИЗЪЯТ находился в управлении ООО «УК «Новострой», которое прекратило свое существование в связи с банкротством. В связи с чем с 01 июля 2014г. указанный жилом дом находился в управлении управляющей организации ООО «ВолгаКомСервис», которая в 2015 году прекратила свое существование в связи с банкротством. В настоящее время указанный жилой дом находится в управлении управляющей организации ООО «УК «ВолгаКомСервис», у которой отсутствуют документы о повреждении жилых комнат, в том числе комнат истца, в результате пожара, происшедшего 14-15.12.2013г., необходимые для представления в департамент ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда для получения субсидий на капитальный ремонт этих комнат из средств бюджета Волгограда согласно постановлению администрации Волгограда № 1297. Необходимые документы для получения субсидий на капитальный ремонт муниципального жилья после пожара прежней управляющей организацией ООО «УК «Новострой» никому не переданы, возможность получения указанных документов от ООО «УК «Новострой» после его ликвидации утрачена.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что в иске к ООО «УК «ВолгаКомСервис» о возложении обязанности по выполнению ремонтных работ после пожара в комнатах № ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ,ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ Петровой Т.А. следует отказать.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Петровой Татьяны Александровны удовлетворить частично.

Обязать администрацию Тракторозаводского района Волгограда, как главного распорядителя бюджетных средств района, осуществить планирование – предусмотреть в плане бюджетные средства на выполнение капитального ремонта после пожара муниципального жилого помещения – комнат № ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ, ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ в доме ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по улице АДРЕС ИЗЪЯТ Тракторозаводского района города Волгограда, нанимателем которых является Петрова ФИО16, - в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию Волгограда выделить денежные средства для выполнения капитального ремонта после пожара муниципального жилого помещения – комнат № ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ, ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ в доме ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по улице АДРЕС ИЗЪЯТ Тракторозаводского района города Волгограда, нанимателем которых является Петрова ФИО17, - в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

В иске к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «ВолгаКомСервис» о понуждении выполнить ремонтные работы после пожара в жилых комнатах № ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ, ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ дома ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по улице АДРЕС ИЗЪЯТ Тракторозаводского района города Волгограда за счет средств муниципального бюджета Петровой ФИО18 – отказать.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в месячный срок через Тракторозаводский районный суд г. Волгограда.

Судья: Е.А. Малышева