ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3504/14 от 26.06.2014 Ленинскогого районного суда г. Омска (Омская область)

               Дело № 2-3504/14

    РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

  Ленинский районный суд города Омска в составе:

 председательствующего судьи Свотиной О.В.

 при секретаре Меркуловой И.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 26 июня 2014 г. гражданское дело по заявлению Тимошенко А.С. об оспаривании бездействия департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска

 УСТАНОВИЛ:

 Тимошенко А.С. обратился суд с заявлением об оспаривании бездействия департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, ссылаясь на то, что **.****.**** г. Тимошенко А.С. обратился в Главное управление по земельным ресурсам Омской области с заявлением о выборе земельного участка площадью *** кв.м. под строительство коммунально-складского объекта, не требующего создания санитарно-защитной зоны, расположенного северо-западнее строения №*** по *** г. *** и предварительном согласовании места размещения объекта «коммунально-складского объекта, не требующего создания санитарно- защитной зоны».

 На момент подачи Тимошенко А.С. заявки, ГУЗР Омской области было тем компетентным органом, которое было уполномочено рассматривать заявления граждан и юридических лиц о предоставлении земельных участков и принимать решение о предварительном согласовании места размещении объекта при предоставлении земельного участка согласно Положению о Главном управлении по земельном ресурсам Омской области, утвержденному Указом Губернатора Омской области от 16 июня 2006 года №95.

 Указом Губернатора Омской области от 07 февраля 2013 года №17 Главное управление по земельным ресурсам Омской области было ликвидировано. В связи с этим соответствующими функциями был наделен департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска. Так, согласно Решения Омского городского Совета от 27 февраля 2013 года № 111 в Положение о Департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска были внесены изменения, согласно которым департамент принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка или решение об отказе в размещении объекта как в отношении земельных участков, расположенных в городе Омске, находящихся в муниципальной собственности, так и в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

 **.****.**** г. на заседании комиссии по градостроительству и землепользованию на территории города Омска департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (выписка из протокола № *** от **.****.**** г.) вопрос о возможности использования земельного участка по заявлению Тимошенко А.С. рассмотрен положительно, обеспечивается процедура выбора земельного участка для строительства коммунально-складского объекта, не требующего создания санитарно-защитной зоны в порядке статьи 31 Земельного Кодекса РФ.

 Далее, департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска подготовил схему земельного участка площадью *** кв.м, в соответствии с которой и с перечнем №*** от **.****.**** года заявитель получил технические условия и согласования, необходимые для подготовки проектной документации.

 По долгу службы заявитель Тимошенко А.С. работает за границей в Таджикистане. В г. Омск он приехал в отпуск в мае 2014 г. и обнаружил письмо Департамента архитектуры а градостроительства Администрации города Омска в котором сообщалось, что в соответствии с п. 63 ст. 2 Решения Омского городского Совета от 19 июня 2013 года № 131 «Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах» строительство коммунально-складских объектов, не требующих создания санитарно-защитной зоны, включено в указанный перечень. С учетом положений Постановления Омского городского Совета от 20 ноября 2013 года № 655 «Об официальном толковании применения во времени Решения Омского городского Совета от 19 июня 2013 года № 131», принятие решения в соответствии с пунктом 6 статьи 31 Земельного Кодекса РФ по обращению Тимошенко А.С. не представляется возможным.

 Тимошенко А.С. считает, что такие действия департамента нарушают его законные права и интересы.

 Поданное Тимошенко А.С. в ГУЗР Омской области заявление является одним из оснований для предоставления земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов». Процедура выбора земельного участка начинается с заявления о выборе земельного участка и заканчивается решением о предварительном согласовании места размещения объекта.

 Департамент должен был завершить процедуру выбора земельного участка по заявке Тимошенко А.С. и выдать заявителю распоряжение о предварительном согласовании места размещения объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта, учитывая обращение Тимошенко А.С. от **.****.**** года ГУЗР должен был принять не позднее **.****.**** г., соответственно департамент - **.****.**** года, однако, результаты рассмотрения заявления Тимошенко А.С. не оформлены до сих пор.

 Заявитель просит суд признать незаконным бездействие департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, выразившееся в непринятии решения о предварительном согласовании места для строительства коммунально-складского объекта, не требующего создания санитарно-защитной зоны местоположение которого установлено северо-западнее строения №*** по *** в ***, утверждающее акт о выборе земельного участка.

 Обязать департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска: оформить результаты выбора земельного участка площадью *** кв.м, актом о выборе земельного участка под строительство коммунально-складского объекта, не требующего создания санитарно-защитной зоны местоположение которого установлено северо-западнее строения №*** по ***

 Принять решение о предварительном согласовании места размещения коммунально - складского объекта, не требующего создания санитарно-защитной зоны местоположение которого установлено северо-западнее строения №*** по ***, утверждающее акт о выборе земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

 В судебное заседание Тимошенко А.С. не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

 Представитель Тимошенко А.С. по доверенности Исмаилов М.А. требовании поддержал в полном объеме.

 Представитель департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска по доверенности Немыкина К.С. требования не признала, ссылаясь на то, что, в порядке, установленном постановлением Правительства Омской области от 16.06.2006 № 73-п «О мерах по совершенствованию регулирования земельных отношений на территории города Омска», на основании заявления Тимошенко А.С. от **.****.**** вх. № ***, Главное управление по земельным ресурсам Омской области обратилось в департамент архитектуры с заявлением от 27.04.2012 о выборе земельного участка площадью *** га. для размещения коммунально-складского объекта, не требующего создания санитарно-защитных зон, северо - западнее ***.

 Указанное обращение **.****.**** г. рассмотрено на заседании комиссии по градостроительству и землепользованию на территории города Омска. По результатам рассмотрения принято решение о возможности использования указанной территории для строительства в порядке статьи 31 Земельного кодекса РФ.

 В рамках обеспечения процедуры выбора испрашиваемого земельного участка, распоряжением департамента архитектуры от **.****.**** № *** утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории для строительства коммунально-складского объекта, не требующего создания санитарно-защитной зоны северо-западнее строение № ***.

 **.****.**** года в адрес Тимошенко департаментом архитектуры был направлен ответ исх. № ***, в котором изложена следующая позиция департамента архитектуры.

 В соответствии с пунктом 1.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.

 Решением Омского городского Совета от 19 июня 2013 года № 131 (далее - Решение № 131) установлен перечень случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах. В соответствии с пунктом 63 статьи 2 Решения № 131 строительство коммунально-складских объектов, не требующих создания санитарно-защитной зоны, включено в указанный перечень.

 Решение № *** принято в силу прямого указания закона, в соответствии с пунктом 1.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации и на основании Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Решение № 131 вступило в силу 29 июня 2013 года.

 Согласно Постановлению Омского городского Совета от 20.11.2013 № 655 «Об официальном толковании применения во времени Решения Омского городского Совета от19.06.2013 № 131 «Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах» со дня вступления в силу Решения № 131, в случае поступления в уполномоченный орган заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, а также при наличии на дату вступления в силу Решения № 131 в уполномоченном органе таких заявлений, независимо от стадии выполнения процедуры выбора земельного участка до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, уполномоченный орган не вправе принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в случае намерения заявителя осуществить строительство объекта, включенного в утвержденный Решением №131 перечень.

 В силу пункта 2 Постановления № 655 толкование, данное в настоящем Постановлении, является обязательным для всех лиц, применяющих Решение Омского городского Совета от 19.06.2013 № 131 «Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах».

 Таким образом, в рассматриваемом случае принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, как и проведение процедуры выбора земельного участка для строительства, предусмотренной статьей 31 Земельного кодекса РФ, в целом, противоречит нормам действующего законодательства.

 По мнению департамента архитектуры, основания полагать, что письмо от 19.12.2013 № 09/15246 не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права Тимошенко А.С., отсутствуют.

 Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

 Частью 1 статьи 254 ГПК РФ предусмотрено, что гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

 Согласно статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина;

 созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

 Предоставление земельных участков для строительства регулируется Земельным Кодексом РФ и законодательством субъекта федерации, в частности законом Омской области от 08.02.2006 г.. №731-03.

 Статья 30 ЗК РФ предусматривает два способа (процедуры) предоставления земельных участков для строительства: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.

 Согласно ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

 Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны.

 К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

 Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

 Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 ЗК РФ, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения.

 Судом установлено, что 26 апреля 2012 г. Тимошенко А.С. обратился в Главное управление по земельным ресурсам Омской области с заявлением о выборе земельного участка площадью 4000 кв.м. под строительство коммунально-складского объекта, не требующего создания санитарно-защитной зоны, расположенного северо-западнее строения №1 по Черлакскому тракту в Ленинском АО г. Омска и предварительном согласовании места размещения объекта «коммунально-складского объекта, не требующего создания санитарно- защитной зоны».

 На момент подачи Тимошенко А.С. заявки, ГУЗР Омской области было тем компетентным органом, которое было уполномочено рассматривать заявления граждан и юридических лиц о предоставлении земельных участков и принимать решение о предварительном согласовании места размещении объекта при предоставлении земельного участка согласно Положению о Главном управлении по земельном ресурсам Омской области, утвержденному Указом Губернатора Омской области от 16 июня 2006 года №95.

 Указом Губернатора Омской области от 07 февраля 2013 года №17 Главное управление по земельным ресурсам Омской области было ликвидировано. В связи с этим соответствующими функциями был наделен департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска. Так, согласно Решения Омского городского Совета от 27 февраля 2013 года № 111 в Положение о Департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска были внесены изменения, согласно которым департамент принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка или решение об отказе в размещении объекта как в отношении земельных участков, расположенных в городе Омске, находящихся в муниципальной собственности, так и в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

 В порядке, установленном постановлением Правительства Омской области от 16.06.2006 № 73-п «О мерах по совершенствованию регулирования земельных отношений на территории города Омска», на основании заявления Тимошенко А.С. от **.****.**** вх. № *** Главное управление по земельным ресурсам Омской области обратилось в департамент архитектуры с заявлением от **.****.**** о выборе земельного участка площадью *** га. для размещения коммунально-складского объекта, не требующего создания санитарно-защитных зон, северо - западнее ***.

 Указанное обращение **.****.**** рассмотрено на заседании комиссии по градостроительству и землепользованию на территории города Омска. По результатам рассмотрения принято решение о возможности использования указанной территории для строительства в порядке статьи 31 Земельного кодекса РФ.

 В рамках обеспечения процедуры выбора испрашиваемого земельного участка, распоряжением департамента архитектуры от **.****.**** № *** утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории для строительства коммунально-складского объекта, не требующего создания санитарно-защитной зоны северо-западнее строение № ***.

 Однако, **.****.**** года в адрес Тимошенко А.С. департаментом архитектуры и градостроительства направлен ответ исх. № ***, согласно которомурешением Омского городского Совета от **.****.**** года № *** установлен перечень случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах. В соответствии с пунктом 63 статьи 2 Решения № *** строительство коммунально-складских объектов, не требующих создания санитарно-защитной зоны, включено в указанный перечень. С учетом положений Постановления Омского городского Совета от 20.11.2013 № 655 «Об официальном толковании применения во времени Решения Омского городского Совета от19.06.2013 г. № 131, принятие решения в соответствии с п. 6 ст. 31 ЗК РФ не представляется возможным.

 В соответствии с пунктом 1.2 статьи 30 ЗК РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.

 Решением Омского городского Совета от 19 июня 2013 года № 131 установлен перечень случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах. В соответствии с пунктом 63 статьи 2 Решения № 131 строительство коммунально-складских объектов, не требующих создания санитарно-защитной зоны, включено в указанный перечень. Данное решение вступило в силу 29 июня 2013 года.

 Согласно Постановлению Омского городского Совета от 20.11.2013 № 655 «Об официальном толковании применения во времени Решения Омского городского Совета от19.06.2013 г. № 131 «Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах» со дня вступления в силу Решения № 131, в случае поступления в уполномоченный орган заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, а также при наличии на дату вступления в силу Решения № 131 в уполномоченном органе таких заявлений, независимо от стадии выполнения процедуры выбора земельного участка до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, уполномоченный орган не вправе принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в случае намерения заявителя осуществить строительство объекта, включенного в утвержденный Решением №131 перечень.

 В силу пункта 2 Постановления № 655 толкование, данное в настоящем Постановлении, является обязательным для всех лиц, применяющих Решение Омского городского Совета от 19.06.2013 г. № 131 «Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах».

 Однако, судом установлено, что департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска не завершил процедуру выбора земельного участка по заявке Тимошенко А.С. и не выдал заявителю распоряжение о предварительном согласовании места размещения объекта в установленные законом сроки.

 Статьей 9 Закона Омской области от 08.02.2006 г. №731-03 «О регулировании земельных отношений в Омской области» определен шестимесячный срок на обеспечение выбора земельных участков для строительства. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, принимается уполномоченным органом в течение одного месяца.

 Таким образом, решение о предварительном согласовании места размещения объекта, учитывая обращение Тимошенко А.С. от **.****.**** года, ГУЗР должен был принять не позднее **.****.**** г., соответственно, департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска - **.****.**** года.

 Кроме того, согласно ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

 Отношения по выбору земельного участка урегулированы ст. 31 ЗК РФ и начинаются с момента подачи заинтересованным лицом заявления о выборе земельного участка и принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

 В Решении Омского городского Совета от 19.06.2013 г. №131 «Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах» прямо не предусмотрено, что данный нормативный акт распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, а именно к заявлениям о выборе земельных участков и принятии решения предварительном согласовании мест размещения объектов, которые были поданы до вступления в силу Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 года №131.
          Таким образом, Тимошенко А.С. верно полагает, что действие Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 г. №131 не распространяется на отношения, возникшие на основании заявления о выборе земельных участков и принятии решений о предварительном согласовании мест размещения объектов, поданных до вступления его в силу, то есть, до ********* г.

 Учитывая изложенное, суд, признает заявление Тимошенко А.С. обоснованным, полагает возможным принять решение об обязанности департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Заявление Тимошенко А.С. удовлетворить

 Обязать департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска оформить результаты рассмотрения заявления Тимошенко А.С. в порядке, действующем на момент его обращения с заявлением о выборе земельного участка площадью *** кв.м. под строительство коммунально-складского объекта, не требующего создания санитарно-защитной зоны, расположенного северо-западнее строения №*** и предварительном согласовании места размещения объекта коммунально-складского объекта, не требующего создания санитарно- защитной зоны.

 Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Омска.

 Судья   О.В. Свотина