ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3504/2022 от 20.09.2022 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело

55RS0-78

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> 20 сентября 2022 года

Центральный районный суд <адрес> в составе

председательствующего судьи Мотроховой А.А.,

при секретаре судебного заседания ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО4 Фёдоровны к Департаменту жилищной политики Администрации <адрес> о признании права на социальную выплату,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с названным иском, указав в обоснование, что в ДД.ММ.ГГГГ департаментом жилищной политики Администрации <адрес> отказано в признании истца участником мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» и включении в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2023 году по <адрес> на основании пп.2 п.17 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание молодых семей участниками мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы по причине не предоставления акта обследования строящегося индивидуального жилого дома, утвержденного органом местного самоуправления <адрес>, подтверждающего готовность жилого дома в процентах (не менее 30%).

При обращении в Администрацию ЦАО <адрес> для подтверждения готовности жилого дома в процентах (не менее 30%) и составления акта ДД.ММ.ГГГГ также был получен отказ в выдаче акта на основании п.1 ст.14 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача акта освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства с привлечением средств материнского капитала <адрес>», утвержденного Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п.

Истец указывает, что необходимые документы ею были представлены. Полагает, что ответчик необоснованно ей отказал.

Просит суд включить истца в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2023 году по <адрес> на основании пп.2 п.17 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание молодых семей участниками мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», утвержденного постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п.

В судебном заседании истец заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.

Заслушав истца, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Как установлено материалами дела, истец обратилась в администрацию ЦАО <адрес> заявлением о выдаче акта освидетельствования проведения основных работ по строительству индивидуального жилого дома, подтверждающего готовность в процентах, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 55:36:080101:3391 примерно в 380 м северо-западнее ориентира по адресу: <адрес>).

На обращение администрацией ЦАО <адрес>ДД.ММ.ГГГГ направлен ответ, из которого следует, что согласно п.3 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил выдачи документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли), осуществляемого с привлечением средств материнского (семейного) капитала» акт освидетельствования выдается уполномоченным органом после проведения осмотра объекта.

В ходе осмотра объекта ДД.ММ.ГГГГ установлено, что работы по строительству индивидуального жилого дома, согласно выданному разрешению на строительство от ДД.ММ.ГГГГ №RU 55301000-6, не выполнены в полном объеме, произведен монтаж фундамента, возведены стены 1-го этажа и частичного стены 2-го этажа блоков «вармит».

Положением «Об администрации ЦАО <адрес>, утвержденным Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ, определение готовности жилого дома в процентах не предусмотрено. Для проведения соответствующей экспертизы истец может обратиться в любую специализированную организацию, имеющую лицензию на проведение данных видов работ.

На основании п.1, ст.14 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача акта освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства с привлечением средств материнского (семейного) капитала (<адрес>)», утвержденного постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п, администрация округа отказала в выдаче акта освидетельствования проведения основных по строительству индивидуального жилого дома (л.д.25).

Из ответа департамента жилищной политики Администрации <адрес>, направленного в адрес истца ДД.ММ.ГГГГ, следует, что решением комиссии по жилищным вопросам департамента от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ) истцу отказано в признании участником мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» и включении в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2023 году, по <адрес> на основании пп.2 п.17 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание молодых семей участниками мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», утверждено постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п: непредставление или предоставление в неполном объеме документов, указанных в п.10, 11 административного регламента, а именно: не предоставлен акт обследования строящегося индивидуального жилого дома, утвержденный органом местного самоуправления <адрес>, подтверждающий готовность жилого дома в процентах (не менее 30%) (л.д.26).

В материалы дела истцом представлено техническое заключение по результатам обследования объекта незавершенного строительство адресу: <адрес>. подготовленного БУОО «Омский центр КО и ТД» от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно выводам специалистов степень готовности на дату проведения исследования 33% (л.д.11-19).

Согласно ответу ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.30), за истцом зарегистрировано право собственности на следующие объекты:

- собственность на земельный участок с кадастровым номером , местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир пятиэтажное административное здание. Участок находится примерно в 380 м от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, ЦАО, <адрес> (дата регистрации с ДД.ММ.ГГГГ);

- общая долевая собственность на помещение (комната) с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес><адрес>, сек.3, <адрес>, 1/3 доля в праве (дата регистрации с ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно распоряжению Администрации ЦАО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ зданию, расположенному на земельном участке с кадастровым номером , установлен почтовый адрес: <адрес> (л.д.96).

Разрешая требования истца в части возложения обязанности на Департамент жилищной политики Администрации <адрес> обязанности включить истца в список участников целевой программы за 2023 год, суд учитывает следующее.

Предоставление государственной поддержки молодым семьям осуществляется в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее - Правила).

Право молодой семьи - участницы мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее - мероприятие ведомственной целевой программы) на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты (пункт 3 Правил).

Согласно пункту 4 Правил выдача свидетельства о праве на получение социальной выплаты на основании решения о включении молодой семьи в список участников мероприятия ведомственной целевой программы осуществляется органом местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в мероприятии ведомственной целевой программы (далее - орган местного самоуправления), в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей -претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

Участником мероприятия ведомственной целевой программы в соответствии с пунктом 6 Правил может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятия ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В соответствии с пунктом 18 Правил, для участия в мероприятии ведомственной целевой программы в целях использования социальной выплаты, в том числе для оплаты цены договора строительного подряда на строительство жилого дома молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы: а) заявление по форме согласно приложению в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов); б) копия документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи; в) копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется); г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях; д) документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты; е) копия документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета каждого члена семьи.

Орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, предусмотренных пунктами 18 или 19 настоящих Правил, и в 10-дневный срок со дня представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей мероприятий ведомственной целевой программы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления в 5-дневный срок (пункт 21 Правил).

Согласно положениям пункта 22 Правил, основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей мероприятия ведомственной целевой программы являются: а) несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом б настоящих Правил; б) непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктами 18 или 19 настоящих Правил; в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, а также мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам, предусмотренных Федеральным законом "О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния».

В соответствии с пунктом 24 Правил орган местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников мероприятий ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, с учетом предполагаемого объема средств, которые могут быть предоставлены из федерального бюджета в виде субсидии на реализацию мероприятия ведомственной целевой программы на соответствующий год, средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятия ведомственной целевой программы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы (пункт 26 Правил).

Согласно положениям пункта 27 Правил после доведения ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятия ведомственной целевой программы, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации мероприятия ведомственной целевой программы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

В случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей-участников мероприятия ведомственной целевой программы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Исходя из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ-О, во исполнение предписаний статьи 40 (часть 2) Конституции Российской Федерации, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации постановлением от ДД.ММ.ГГГГ утвердило федеральную целевую программу «Жилище» на 2015-2020 годы, а в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей», включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Закрепив в названных Правилах право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации было вправе, как это следует из статей 38 (часть 1), 40 и 114 (пункты "в", "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для получения выплаты, в частности условие о соответствии молодой семьи всем установленным названными Правилами требованиям, в том числе возрастному критерию, а именно возраст каждого из супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты не должен превышать 35 лет (подпункт "а" пункта 6 Правил). Такое регулирование, как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан (определения от ДД.ММ.ГГГГ-О-О и от ДД.ММ.ГГГГ-О).

Согласно указанным Правилам список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (пункты 20 и 22).

После утверждения распределения субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на текущий год из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», утверждает список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 23 указанных Правил).

Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.

Таким образом, само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья (определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-О и от ДД.ММ.ГГГГ-О).

Как установлено материалами дела, между истцом <данные изъяты>

С заявлением к ответчику истец обратилась ДД.ММ.ГГГГ (л.д.78-79).

ДД.ММ.ГГГГ истцу ответчиком направлено уведомление об отказе в признании участником мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась с названным иском в суд, требуя включить ее в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2023 году.

<данные изъяты>, также представлен пакет документов, необходимы для принятия решения, кроме того ответчик необоснованно отказал истцу в признании участником программы, сославшись на не предоставление истцом акта обследования, строящегося индивидуального жилого дома, утвержденный органом местного самоуправления <адрес>, подтверждающий готовность жилого дома в процентах, тогда как администрация ЦАО <адрес> в своем ответе указала, что определение готовности жилого дома в процентах не предусмотрено и рекомендовала обратиться в специализированную организацию, что истец и сделала ранее в 2020 году.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Обязать департамент жилищной политики Администрации <адрес> включить ФИО4<данные изъяты>ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> желание получить социальную выплату в 2023 году по <адрес> на основании пп.2 п.17 Административного регламента, утвержденного постановлением Администрации <адрес>-п от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание молодых семей участниками мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья А.А. Мотрохова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ