ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3505/18 от 31.01.2019 Минусинского городского суда (Красноярский край)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 января 2019 года город Минусинск

Минусинский городской суд в составе:

председательствующего: Сергеева Ю.С.

при секретаре: Чернюговой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г. Минусинске и Минусинском районе о включении в стаж периодов работы и понуждении назначить пенсию,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с заявлением к УПФ РФ в г. Минусинске, в котором просит суд обязать ответчика включить в стаж период работы в Монгольской Народной Республике с 03 сентября 1985 года по 11 июня 1990 года и обязать ответчика назначить ему пенсию с момента обращения с заявлением.

Свои требования истец мотивировал тем, что обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии и с 09 августа 2018 года ему назначили пенсию, однако часть стажа истца не быдла включена ответчиком и не была учтена при расчете пенсии, а именно период работы в Монгольской Народной Республике с 03 сентября 1985 года по 11 июня 1990 года где он работал в должности слесаря монтажника 6 разряда по контракту № 53-б.н/51200 и ему был предоставлен по возвращении отпуск 55 рабочих дней с 11 июня 1990 года, который оплачивался ВО «Загранэнергострорймонтаж».

В судебное заседание истец не явился, направил своего представителя, который настаивал на заявленных требованиях и суду пояснил, что истец был в указанное время то есть с 03 сентября 1985 года по 11 июня 1990 года в командировке за границей, с предприятия в СССР не увольнялся и по возвращению в СССР из МНР продолжил работать далее, в связи с чем полагает действия ответчика по не включению спорного периода в стаж истца незаконными и нарушающими права истца. Представитель истца просила суд обязать ответчика включить указанный период в стаж истца и обязать произвести перерасчёт размера назначенной пенсии.

Представитель ответчика в судебном заседании с требованиями не согласилась, суду пояснила, что ситуация регулируется Соглашением между СССР и Монгольской народной Республикой о сотрудничестве в области социального оьбечсп5ечения от 06.04.1981 года, согласно которого трудовой стаж истца должен быть подтвержден компетентными органами Монгольской народной Республики, однако такими органами стаж истца подтвержден не был, в связи с чем он не подлежит включению и не может быть принят при расчете размера пенсии, поэтому в удовлетворении заявленных требований необходимо отказать.

Допрошенная в качестве свидетеля ФИО2 суду пояснила, что выехала в 1985 году с супругом (истцом по делу) и детьми в Монголию, строить ТЭЦ, вернулись 03 сентября 1990 года. При оформлении пенсии свидетелю указанный период был включен в её стаж. Также свидетель пояснила, что ФИО1 не увольнялся с Востокэнергомонтаж, он был коммандирован, трудовая книжка осталась в СССР в Востокэнергомонтаже. Заработная плата в размере 60% перечислялась на книжку супругу. Работал супруг в Монголии 5 лет.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.3 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

К международным договорам, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения, относится Соглашение между СССР и Монгольской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения (Улан-Батор, 6 апреля 1981 г.) (далее - Соглашение). Россия выступает участником данного Соглашения как государство - правопреемник СССР.

Из содержания п. 1 ст. 1 Соглашения, оно распространяется на все виды социального обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством Договаривающихся Сторон. Под социальным обеспечением по настоящему Соглашению понимаются все виды обеспечения, которые предоставляются гражданам государственными органами, в том числе по старости.

Согласно п. 1 ст. 3 Соглашения, при осуществлении социального обеспечения применяется законодательство Договаривающейся Стороны, на территории которой проживает гражданин, если Соглашением не предусмотрено иное.

В силу ст. 4 Соглашения, при назначении пенсий и пособий засчитывается полностью трудовой стаж, в том числе стаж, дающий право для назначения пенсии на льготных условиях и в льготных размерах, приобретенные на территории обеих Договаривающихся Сторон и подтвержденный компетентными органами той Договаривающейся Стороны, на территории которой был приобретен стаж. Исчисление стажа работы в каждой из Договаривающихся сторон производится по законодательству той Договаривающейся стороны, на территории которой протекала работа или приравненная к ней деятельность.

Пунктом 2 ст. 9 Соглашения предусмотрено, что пенсионное обеспечение работников совместных, акционерных и иных предприятий и членов их семей, которые направлялись на временную или постоянную работу на территорию другого государства, производится по законодательству направляющего государства.

Судом установлено, что истец был принят на работу слесарем монтажником 4 разряда в Красноярское монтажное управление треста «Востокэнергомонтаж» 14.09.1981 года, что следует из его трудовой книжки (л.д. 13).

28 августа 1985 года истец откомандирован в Монгольскую Народную республику (л.д. 13)

В трудовой книжке имеется запись о том, что истец работал в монгольской народной Республике с 03 сентября 1985 года по 03 июня 1990 года (л.д. 14).

30 августа 1990 года после возвращения из МНР ФИО1 принят монтажником трубопроводчиком 5 разряда Красноярское монтажное управление треста «Востокэнергомонтаж» (л.д. 14).

Согласно ответа Министерства энергетики и экологии РФ (л.д. 73) ФИО1 по направлению Министерства энергетики и электрофикации СССР в служебной загранкомандировке в МНР с 03 сентября 1985 года по 03 июня 1990 года в тресте «Монголэнергострой» в должности слесаря по монтажу турбинного оборудования. По окончанию загранкомандирования ФИО1 полагался отпуск в количестве 55 рабочих дней.

Таким образом, материалами дела подтверждается факт работы ФИО1 в режиме командировки на территории Монгольской народной Республики с 03 сентября 1985 года по 03 июня 1990 года в тресте «Монголэнергострой» в должности слесаря по монтажу турбинного оборудования.

При этом судом установлено, что работодатель истца расположен на территории СССР - Красноярское монтажное управление треста «Востокэнергомонтаж», так как данных об увольнении в период работы в МНР не имеется и трудовые отношения с данной организацией носят непрерывный характер.

Как следует из Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих. Выпуск 68. Перечень наименований профессий рабочих, предусмотренных действовавшими выпусками Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, с указанием измененных наименований профессий и разделов нового ЕТКС, в которые они включены. Часть I, II, утвержденного Госкомтрудом СССР, по ЕТКС 1969 - 1980 гг. были предусмотрены "слесари-монтажники по оборудованию котельных установок", по ЕТКС 1983 - 1986 гг. указанная должность поименована как "монтажник оборудования котельных установок".

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.04.2007 г. N 243 утвержден Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 3, раздел "Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы", а также "Перечень наименований профессий рабочих, предусмотренных настоящим разделом, с указанием их наименований по ранее действовавшим выпускам и разделам ЕТКС 1988 г.", согласно которому "монтажник оборудования котельных установок" поименован ныне как "монтажник технологического оборудования и связанных с ним конструкций".

Однако Списками работ, дающих право на досрочное назначение пенсии, ни "слесари-монтажники по оборудованию котельных установок", ни тождественные им "монтажники оборудования котельных установок", ни "монтажники технологического оборудования и связанных с ним конструкций" не предусмотрены.

Оценивая по правилам ст. 67 ГПК РФ имеющиеся в материалах дела документы и пояснения истца в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В письме ПФ РФ от 24.02.1994 г. N 8/1017 "О зачете в специальный трудовой стаж времени работы за границей", дано разъяснение, согласно которому Законом РСФСР от 20.11.1990 г. 3 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" предусмотрено включение периода работы за границей только в общий трудовой стаж. Действующим до 1 января 1992 г. пенсионным законодательством предусматривалось включение периодов работы граждан за границей в специальный трудовой стаж для получения пенсии на льготных условиях (Закон "О государственных пенсиях" 1956 г.). Следовательно, периоды работы граждан Российской Федерации за границей до 1 января 1992 года могут быть засчитаны в стаж работы, дающей право на льготное пенсионное обеспечение.

Таким образом, принимая во внимание, что ФИО1 начинал работать за границей в МНР с 03.09.1985 года, то есть в период действия Закона "О государственных пенсиях" 1956 г., и продолжал непрерывно работать до 03.06.1990 г. - до вступления в силу Закона РСФСР от 20.11.1990 г. № 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР", суд приходит к выводу о имеющемся у него праве рассчитывать на включение всего периода нахождения в загранкомандировке на работе в должности слесаря по монтажу турбинного оборудования, поскольку указанную работу истец начал исполнять до изменений законодательства, ухудшающих положение истца, и рассчитывал на приобретение им пенсионных прав на основе действующего на начало работы законодательства.

Закон СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях" не содержит каких-либо прямых правил о порядке зачета в трудовой стаж периодов работы граждан за границей.

Законом от 20.11.1990 г. № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в ст. 4 было установлено право на пенсию граждан других союзных республик, иностранных граждан и лиц без гражданства, согласно которому проживающие в РСФСР граждане других союзных республик, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение пенсии на общих основаниях с гражданами РСФСР, если иное не предусмотрено Законом или договором. Согласно ст. 98 Закона в случае, когда иностранным гражданам либо лицам без гражданства и их семьям для назначения пенсии требуется определенный общий трудовой стаж, работа заграницей включается в такой стаж, если не менее двух третей его приходится на работу в СССР, если иное не предусмотрено договором. То есть речь в Законе идет о порядке определения общего трудового стажа для иностранных граждан и лиц без гражданства.

Разъяснение, данное письмом ПФ РФ от 24.02.1994 г. № 8/1017 "О зачете в специальный трудовой стаж времени работы за границей", противоречит п. 50 действующих до 2003 года Правил об условиях труда советских работников за границей, утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР от 25.12.1974 г. № 365, согласно которому в стаж работы по специальности (педагогический, медицинский и др.) включается время работы в учреждениях СССР за границей по данной специальности.

Из текста Письма ПФ РФ от 24.02.1994 г. № 8/1017 "О зачете в специальный трудовой стаж времени работы заграницей" неясно о каких именно гражданах РФ идет речь: постоянно или временно проживающих на территории иностранного государства, работающих в российских организациях, заключающих гражданско-правовые договоры с иностранными заказчиками или в организациях иностранных государств. Из системного анализа действующего на тот период времени законодательства и самого письма, следует, что указанное разъяснение касается граждан РФ, постоянно проживающих за границей и/или имеющих в определенный период времени другое гражданство, но принявших гражданство РФ, или лишенных гражданства и восстановивших его после политических преобразований в стране.

Поскольку советский (российский) гражданин, не меняющий своего гражданства, работающий в советских (российских) организациях, заключающих контракты с иностранными государствами или организациями, отправленный российским работодателем для выполнения трудовых обязанностей в командировку (не постоянное местожительство) за границу, имеет право на все права, предусмотренные пенсионным законодательством для российских граждан (также как и у работодателя остаются обязанности по выплате работникам заработной платы и отчислению соответствующих взносов в фонды РФ), период работы ФИО1 с 03.09.1985 г. по 03.06.1990 г. в загранкомандировке в Монгольской Народной Республике подлежит включению в стаж истца.

Довод стороны ответчика о том, что факт работы истца в МНР в спорный период не подтвержден компетентным органом МНР и поэтому не может быть включен в стаж истца суд полагает основан на неверном толковании правовых норм, так как истец в спорный период продолжал являться работником предприятия СССР и не являлся гражданином МНР.

На основании изложенного исковые требования ФИО1 о понуждении ответчика включить спорный период его работы в стаж подлежат удовлетворению, и в связи с чем размер пенсии подлежит перерасчету.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г. Минусинске и Минусинском районе включить ФИО1 в общий стаж период работы в Монгольской Народной Республике с 03 сентября 1985 года по 03 июня 1990 года в заграничной командировке в тресте «Монголэнергострой» в должности слесаря по монтажу турбинного оборудования и произвести перерасчет размера назначенной ФИО1 пенсии.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения суда.

Председательствующий:

Мотивированный текст решения суда изготовлен 18.02.2019 года.