ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3508/17 от 18.12.2017 Железнодорожного районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело № 2-3508/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 декабря 2017 года город Барнаул

Железнодорожный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Леонтьевой Т.В.,

при секретаре Приходько М.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2к Правительству Алтайского края о признании незаконным решения

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с иском к Правительству Алтайского края, неоднократно уточняв предмет иска, окончательно просил признать незаконным решение комиссии Правительства Алтайского края по рассмотрению вопросов дополнительного пенсионного обеспечения о назначении пенсии за выслугу лет от ДД.ММ.ГГГГ в части: указания на осуществление ежемесячной доплаты к пенсии со дня представления заявителем (ФИО2) копии решения о прекращении выплаты пенсии за выслугу лет как сотруднику органов внутренних дел, названия решения - «Решение о назначении пенсии за выслугу лет».

В обоснование своих требований указал, что он с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ замещал должность <данные изъяты> Избирательной комиссии Алтайского края. Освобожден от замещаемой должности в связи с прекращением полномочий Избирательной комиссии Алтайского края созыва <данные изъяты> годов. Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 2 Закона Алтайского края от 09 декабря 2005 года № 120-ЗС «О государственных должностях Алтайского края» (далее - Закон Алтайского края от 09 декабря 2005 года № 120-ЗС) должность <данные изъяты> Избирательной комиссии Алтайского края является государственной должностью Алтайского края, установленной для непосредственного исполнения полномочий Избирательной комиссии Алтайского края. Решением комиссии Правительства Алтайского края по рассмотрению вопросов дополнительного пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ о назначении пенсии за выслугу лет ему назначена ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости. Дополнительно в решении Комиссии Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ указано: осуществлять ежемесячную доплату к пенсии со дня представления заявителем копии решения о прекращении выплаты пенсии за выслугу лет как сотруднику органов внутренних дел. С решением Комиссии Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ он не согласен в части указания на осуществление ежемесячной доплаты к пенсии со дня представления заявителем (мною ФИО2) копии решения о прекращении выплаты пенсии за выслугу лет как сотруднику органов внутренних дел, а также в части названия указанного решения - «Решение о назначении пенсии за выслугу лет» по следующим основаниям. Он поступил на службу в органы внутренних дел Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ был уволен с должности <данные изъяты> Главного управления внутренних дел Алтайского края с правом получения пенсии за выслугу лет. Выслуга в органах внутренних дел Российской Федерации в льготном исчислении составляет 20 лет 10 месяцев 10 дней. На основании статьи 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» лица рядового и начальствующего состава, проходившее службу в органах внутренних дел Российской Федерации, обладают статусом военнослужащего. Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел. Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1). При увольнении из органов внутренних дел Российской Федерации ему была назначена пенсия за выслугу лет. В дальнейшем он еще в течение 14-ти лет работал в Алтайском крае на различных руководящих должностях, в том числе 9,5 лет замещал государственную должность Алтайского края - был <данные изъяты> Избирательной комиссии Алтайского края.

Весь этот период ему на основании статьи 57 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» ежемесячно осуществлялась выплата пенсии за выслугу лет независимо от заработка по основному месту работы или другого дохода.

После освобождения от должности <данные изъяты> Избирательной комиссии Алтайского края его ежемесячный доход состоял из пенсии за выслугу лет, размер которой по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ равнялся <данные изъяты> рублей.

В мае 2017 года на основании Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ему в связи с достижением предельного возраста (60 лет) была назначена страховая пенсия по старости.

На основании части пятой статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 при определении размера страховой пенсии по старости была исключена ежемесячная фиксированная выплата к страховой пенсии по старости (<данные изъяты> рублей ), в результате чего пенсия составила <данные изъяты> рублей.

Согласно п. 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ, части пятой статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 военнослужащие при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Таким образом, после достижения возраста 60-ти лет у него на основании пункта статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года№ 166-ФЗ и части пятой статьи Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 возникло право на одновременное получение двух видов пенсий: пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости.

На основании пункта 1 статьи 8 Закон Алтайского края от 09 декабря 2005 года № 120-ЗС у него также возникло право на получение ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости, финансируемой за счет средств краевого бюджета.

Порядок назначения ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) определен в Положении о порядке назначения, индексации и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии, пенсии за выслугу лет и доплаты к пенсии, утвержденном Постановлением Администрации Алтайского края от 26 ноября 2015 года № 478.

Постановлением Правительства Алтайского края от 27 января 2017 года № 14 установлен размер средней заработной платы, применяемый в целях реализации Закона Алтайского края от 09 декабря 2005 года № 120-ЗС.

В марте 2017 года он обратился к заместителю Председателя Правительства Алтайского края - руководителю Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края с письменным заявлением, в котором просил дать разъяснения о порядке назначения ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости при наличии у меня пенсии за выслугу лет за период службы в органах внутренних дел Российской Федерации.

В ответе Департамента по вопросам государственной службы и кадров Администрации и Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ (приложение № 6) ему было предложено сделать выбор одного из следующих видов пенсионного обеспечения: ежемесячной доплаты к пенсии (как лицу, замещавшему должность Алтайского края) либо пенсии за выслугу лет (как лицу, проходившему службу в органах внутренних дел Российской Федерации). При этом было указано, что случаев одновременного получения трех видов пенсии не предусмотрено.

ДД.ММ.ГГГГ председатель комиссии Правительства Алтайского края по рассмотрению вопросов дополнительного пенсионного обеспечения, заместитель Председателя Правительства Алтайского края - руководитель Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края провел очередное заседание комиссии, на котором было принято решение (решение Комиссии Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ) о назначении ежемесячной доплаты к пенсии, составляющей суммарно с учетом страховой пенсии по старости, фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений указанной выплаты 67,5 процентов среднемесячного денежного вознаграждения. Дополнительно в решении комиссии было указано: осуществлять выплату со дня представления заявителем копии решения о прекращении выплаты пенсии за выслугу лет как сотруднику органов внутренних дел.

На основании решения Комиссии Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ Министерством труда и социальной защиты Алтайского края было принято решение об определении размера ежемесячной доплаты к пенсии от ДД.ММ.ГГГГ (приложение №7), согласно которому ему с ДД.ММ.ГГГГ пожизненно определена ежемесячная доплата к пенсии в размере <данные изъяты> рублей. .

С учетом требования решения Комиссии Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ, он был вынужден обратиться в Центр финансового обеспечения ГУ МВД России по Алтайскому краю с заявлением о временном приостановлении выплаты пенсии за выслугу лет до рассмотрения спорного вопроса в судебном порядке. Согласно справке Центра финансового обеспечения ГУ МВД России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ (приложение № 9) с ДД.ММ.ГГГГ выплата пенсии за выслугу лет прекращена.

Фактическое требование о прекращении выплаты пенсии за выслугу лет мне как лицу, проходившему службу в органах внутренних дел, указанное в решении Комиссии Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ, считаю незаконным, так как этим было нарушено право истца, как военнослужащего, на пенсионное обеспечение (за счет средств федерального бюджета), гарантированное законодательством Российской Федерации.

Кроме того, решение Комиссии Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ имеет незаконное название: «Решение о назначении пенсии за выслугу лет».

Решение Комиссии Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ с учетом положений, закрепленных в статье 8 Закона Алтайского края от 09 декабря 2005 года № 120-ЗС, должно называться «Решение о назначении ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности)».

Должность <данные изъяты> Избирательной комиссии Алтайского края не относится к категории должностей, которым в соответствии с законодательством назначается пенсия за выслугу лет, так как согласно пункту 2 статьи 1 Закона Алтайского края от 09 декабря 2005 года № 120-ЗС лица, замещающие государственные должности Алтайского края, осуществляют профессиональную деятельность в органах государственной власти и иных государственных органах Алтайского края, не являются государственными служащими Российской Федерации и государственными гражданскими служащими Алтайского края.

Прекращение с ДД.ММ.ГГГГ по инициативе Правительства Алтайского края выплаты пенсии за выслугу лет, финансируемой за счет средств федерального бюджета, не согласуется со статьями 7, 18, частями 1 и 2 статьи 39, частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации и напрямую нарушает право (право военнослужащего), на пенсионное обеспечение, гарантированное законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ и статье 5 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 военнослужащие имеют право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению: пенсию за выслугу лет, либо пенсию по инвалидности.

Пенсия за выслугу лет - ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляется военнослужащим в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с выходом на пенсию за выслугу лет. Пенсия за выслугу лет (за исключением пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим и пенсии за выслугу лет гражданам из числа работников летно-испытательного состава), установленных к трудовой пенсии по инвалидности) назначается бессрочно (подпункт 1 пункта 4 статьи 23Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ).

На основании статьи 57 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 пенсии, назначаемые военнослужащим, выплачиваются полностью независимо от наличия у пенсионеров заработка или другого дохода. Пенсионерам, поступившим на работу или имеющим доход от занятия предпринимательской деятельностью, не выплачиваются только надбавки к пенсии, предусмотренные для неработающих пенсионеров пунктом «б» статьи 17 и статьей 24 настоящего Закона.

При этом ни Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ, ни Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 (специальный закон, регулирующий вопросы назначения пенсий военнослужащим), не содержат каких-либо правовых положений, определяющих условия для прекращения выплаты военнослужащим пенсии за выслугу лет.

Приостановление выплаты назначенных пенсий возможно только на время службы при поступлении пенсионера повторно на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах), Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации (часть вторая статьи 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1).

На основании пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет.

Страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности.

Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ, части пятой статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 военнослужащие при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Финансовое обеспечение расходов на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, включая организацию их доставки, производится за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом (статья 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ).

На основании пункта 1 статьи 8 Закона Алтайского края от 09 декабря 2005 года № 120-ЗС лица, замещавшие государственные должности не менее пяти лет подряд и уволенные в связи с истечением срока полномочий имеют право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с федеральным законодательством.

Ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости (инвалидности) -дополнительная мера социальной поддержки за счет средств краевого бюджета лиц, замещавших государственные должности Алтайского края, предусмотренная Законом Алтайского края в целях компенсации заработной платы, утраченной ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности.

В соответствии с пунктом 9 статьи 8 Закона Алтайского края от 09 декабря 2005 года № 120-ЗС лицам, имеющим одновременно право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с настоящей статьей, пенсию за выслугу лет, иные выплаты, устанавливаемые в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации или актами органов местного самоуправления в связи с замещением государственных должностей субъектов Российской Федерации или муниципальных должностей либо в связи с прохождением государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации или муниципальной службы, а также пенсию за выслугу лет, ежемесячное пожизненное содержание, ежемесячную доплату к пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) или дополнительное (пожизненное) ежемесячное материальное обеспечение, назначаемые и финансируемые за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации, назначается ежемесячная доплата к пенсии в соответствии с настоящей статьей или одна из иных указанных выплат по их выбору.

Вместе с тем, при толковании и применении указанной статьи Закона Алтайского края от 09 декабря 2005 года № 120-ЗС недопустимо нарушение прав граждан, гарантированных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ и Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1, являющимися законами прямого действия.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено Федеральным законом.

На основании пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ право на одновременное получение двух видов пенсий первоначально было предоставлено только:

гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы (пенсия по
инвалидности и трудовая пенсия по старости);

участникам Великой Отечественной войны (пенсия по инвалидности и трудовая
пенсия по старости);

3 родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности), или пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия);

4) вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившим в новый брак (пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности).

Право военнослужащих на получение двух пенсий было закреплено в 2014 году пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ (в редакции указанного Федерального закона от 21 июля 2014 года).

Закон Алтайского края «О государственных должностях Алтайского края» № 120-ЗС был принят 09 декабря 2005 года.

В связи с изменением федерального законодательства в статью 8 «Пенсионное обеспечение лиц, замещавших государственные должности» указанного закона Законами Алтайского края от 03 декабря 2014 года № 96-ЗС, от 21 декабря 2016 года № 95-ЗС, от 05 июля 2016 года № 52-ЗС были внесены изменения, однако при этом не были учтено, что в 2014 году военнослужащим было гарантировано право на получение двух пенсий, что исключает для военнослужащих, замещавших государственные должности Алтайского края, необходимость выбора между пенсией по выслуге лет и ежемесячной доплатой к страховой пенсии по старости.

Положение пункта 9 статьи 8 Закона Алтайского края от 09 декабря 2005 года № 120-ЗС предусматривающее необходимость выбора одной из указанных выше выплат не могут применяться в отношении военнослужащих, замещавших государственные должности Алтайского края, а должны распространяются только на лиц, замещавших государственные должности Алтайского края, которым на основании пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ установлена одна пенсия по их выбору.

Комиссия Правительства Алтайского края по рассмотрению вопросов дополнительного пенсионного обеспечения при назначении ему ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости не совместила положения пункта 9 статьи 8 Закона Алтайского края от 09 декабря 2005 года № 120-ЗС с правовыми нормами Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ и Закона Российской Федерации от 12 Февраля 1993 года №4468-1, не учла приоритет федерального законодательства над законами субъектов Российской Федерации, в результате чего было нарушено право истца на одновременное получение двух пенсий финансируемых из средств федерального бюджета.

В судебном заседании истец ФИО2 и его представитель ФИО3 требования поддержали, в прениях истец указал на то, что не настаивает на втором требовании о признании незаконным решение комиссии Правительства Алтайского края по рассмотрению вопросов дополнительного пенсионного обеспечения о назначении пенсии за выслугу лет от ДД.ММ.ГГГГ в части названия решения - «Решение о назначении пенсии за выслугу лет».

В судебном заседании представитель ответчика Правительства Алтайского края ФИО4 полагала, что отсутствуют основания для удовлетворения иска, поддержала письменные возражения.

Представитель третьего лица ГУ МВД России по Алтайскому краю ФИО6 указывала на то, что может выразить позицию только в отношении пенсии за выслугу лет, которую ранее истец получал в ГУ МВД России по Алтайскому краю, пояснив, что при обращении истца вновь такая пенсия ему будет назначена.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ФИО2 поступил на службу в органы внутренних дел Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ был уволен с правом получения пенсии за выслугу лет.

В дальнейшем ФИО2 замещал государственную должность Алтайского края - был <данные изъяты> Избирательной комиссии Алтайского края с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Освобожден от замещаемой должности в связи с прекращением полномочий Избирательной комиссии Алтайского края состава <данные изъяты> годов.

Весь этот период работы на государственных должностях Алтайского края ему осуществлялась выплата пенсии за выслугу лет.

В мае 2017 года на основании Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ФИО2 в связи с достижением предельного возраста (60 лет) была назначена страховая пенсия по старости.

При определении размера страховой пенсии по старости была исключена ежемесячная фиксированная выплата к страховой пенсии по старости (<данные изъяты> рублей), в результате чего пенсия составила <данные изъяты> рублей.

В марте 2017 года он обратился к заместителю ФИО1 края - руководителю Администрации Губернатора и ФИО1 края ФИО5 с письменным заявлением, в котором просил дать разъяснения о порядке назначения ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости при наличии пенсии за выслугу лет за период службы в органах внутренних дел Российской Федерации.

В ответе Департамента по вопросам государственной службы и кадров Администрации и Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ ему было предложено сделать выбор одного из следующих видов пенсионного обеспечения: ежемесячной доплаты к пенсии (как лицу, замещавшему должность Алтайского края) либо пенсии за выслугу лет (как лицу, проходившему службу в органах внутренних дел Российской Федерации). При этом было указано, что случаев одновременного получения трех видов пенсии не предусмотрено.

ДД.ММ.ГГГГ председатель комиссии Правительства Алтайского края по рассмотрению вопросов дополнительного пенсионного обеспечения, заместитель Председателя Правительства Алтайского края - руководитель Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края провел очередное заседание комиссии, на котором было принято решение (решение Комиссии Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ) о назначении ежемесячной доплаты к пенсии, составляющей суммарно с учетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений указанной выплаты 67,5 процентов среднемесячного денежного вознаграждения. Дополнительно в решении комиссии было указано: осуществлять выплату со дня представления заявителем копии решения о прекращении выплаты пенсии за выслугу лет как сотруднику органов внутренних дел.

На основании решения Комиссии Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ Министерством труда и социальной защиты Алтайского края было принято решение об определении размера ежемесячной доплаты к пенсии от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ему с ДД.ММ.ГГГГ определена ежемесячная доплата к пенсии в размере 49 <данные изъяты> рублей..

С учетом требования решения Комиссии Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 обратился в ГУ МВД России по Алтайскому краю с заявлением о приостановлении выплаты пенсии за выслугу лет.

Согласно справке Центра финансового обеспечения ГУ МВД России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ выплата пенсии за выслугу лет прекращена.

Обращаясь в суд с данным иском, истец полагал, что ответчиком при принятии решения об осуществлении доплаты к пенсии при условии прекращения выплаты пенсии за выслугу лет как сотруднику органов внутренних дел, было нарушено право истца на одновременное получение двух пенсий финансируемых из средств федерального бюджета.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.

В соответствии с ч. 5 ст. 1 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

В соответствии с положениями Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", регулирующего правовой статус государственных гражданских служащих, единство системы государственной службы Российской Федерации, взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования, а также посредством соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий; установлений ограничений и обязательств при прохождении государственной службы Российской Федерации различных видов; учета стажа государственной службы Российской Федерации различных видов; учета стажа государственной службы Российской Федерации иных видов при исчислении стажа гражданской службы; соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу Российской Федерации (статьи 6 и 7).

В настоящее время действует Указ Президента РФ от 16 августа 1995 года N 854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы", в соответствии с пунктом 1 которого установлено, что лица, замещавшие государственные должности Российской Федерации на постоянной основе и получавшие денежное вознаграждение за счет ассигнований федерального бюджета, освобожденные от указанных должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в РФ" (далее - ежемесячная доплата к пенсии).

Согласно п. 4 Указа Президента РФ от 16 августа 1995 года N 854 лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации, одновременно имеющим право на ежемесячную доплату к пенсии, предусмотренную настоящим Указом, пенсию за выслугу лет, ежемесячное пожизненное содержание, ежемесячную доплату к пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию), дополнительное (пожизненное) ежемесячное материальное обеспечение, иные выплаты, назначаемые и финансируемые за счет ассигнований федерального бюджета в соответствии с федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, которыми предусмотрены назначение и выплата пенсий за выслугу лет, иные выплаты в порядке и на условиях, установленных для федеральных государственных гражданских служащих, а также на пенсию за выслугу лет, ежемесячную доплату к пенсии, иные выплаты в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации или актами органов местного самоуправления в связи с замещением государственных должностей субъектов Российской Федерации и муниципальных должностей либо в связи с прохождением государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации или муниципальной службы, устанавливается ежемесячная доплата к пенсии, предусмотренная настоящим Указом, или одна из выплат по их выбору.

Пунктом 10 Указа Президента Российской Федерации от 19 августа 1995 года N 854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы" органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений названного указа исключительно за счет собственных средств.

По смыслу Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" гарантии лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.

В Алтайском крае принят закон, предметом регулирования которого являются отношения, связанные с замещением гражданами Российской Федерации государственных должностей, устанавливаемых федеральными нормативными правовыми актами, Уставом (Основным Законом) Алтайского края, законами Алтайского края и настоящим Законом для непосредственного исполнения полномочий органов государственной власти Алтайского края - Алтайского краевого Законодательного Собрания и Правительства Алтайского края, иных государственных органов Алтайского края - Избирательной комиссии Алтайского края, Счетной палаты Алтайского края, Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Алтайском крае, а также правовое положение лиц, замещающих указанные должности, а именно Закон Алтайского края от 09.12.2005 №120-ЗС «О государственных должностях Алтайского края».

В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона Алтайского края от 09.12.2005 №120-ЗС «О государственных должностях Алтайского края» лица, замещавшие государственные должности не менее пяти лет подряд и уволенные в связи с истечением срока полномочий, отставкой по собственному желанию, досрочным прекращением срока полномочий по иным основаниям, не предусмотренным частью 2 настоящей статьи, имеют право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности) (далее - пенсия), назначенной в соответствии с федеральным законодательством.

Согласно п. 9 ст. 8 Закона Алтайского края от 09.12.2005 №120-ЗС «О государственных должностях Алтайского края» лицам, имеющим одновременно право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с настоящей статьей, пенсию за выслугу лет, иные выплаты, устанавливаемые в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации или актами органов местного самоуправления в связи с замещением государственных должностей субъектов Российской Федерации или муниципальных должностей либо в связи с прохождением государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации или муниципальной службы, а также пенсию за выслугу лет, ежемесячное пожизненное содержание, ежемесячную доплату к пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) или дополнительное (пожизненное) ежемесячное материальное обеспечение, назначаемые и финансируемые за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации, назначается ежемесячная доплата к пенсии в соответствии с настоящей статьей или одна из иных указанных выплат по их выбору.

Таким образом, пунктом п. 9 ст. 8 Закона Алтайского края от 09.12.2005 №120-ЗС «О государственных должностях Алтайского края» предусмотрено право выбора лица соответствующих выплат:

- на пенсию за выслугу лет, иные выплаты, устанавливаемые в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации или актами органов местного самоуправления в связи с замещением государственных должностей субъектов Российской Федерации или муниципальных должностей либо в связи с прохождением государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации или муниципальной службы,

- на пенсию за выслугу лет, ежемесячное пожизненное содержание, ежемесячную доплату к пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) или дополнительное (пожизненное) ежемесячное материальное обеспечение, назначаемые и финансируемые за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации,

- либо на доплату к пенсии по данному закону.

В силу п. 10 ст. 8 Закона Алтайского края от 09.12.2005 №120-ЗС «О государственных должностях Алтайского края» порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии, перерасчета ее размера, индексации, а также основания приостановления выплаты устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Алтайского края.

В силу п. 39 Постановления Администрации Алтайского края от 26.11.2015 N 478 (ред. от 07.07.2017) "О порядке назначения, индексации и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии, пенсии за выслугу лет и доплаты к пенсии" выплата ежемесячной доплаты к пенсии, пенсии за выслугу лет, доплаты к пенсии прекращается:

а) в случае смерти лица;

б) в случае признания лица в установленном порядке умершим или безвестно отсутствующим;

в) в случае назначения лицу пенсии за выслугу лет, ежемесячной доплаты к пенсии, иных выплат, устанавливаемых в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации или актами органов местного самоуправления в связи с замещением государственных должностей субъектов Российской Федерации или муниципальных должностей либо в связи с прохождением государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации или муниципальной службы, а также пенсии за выслугу лет, ежемесячного пожизненного содержания, ежемесячной доплаты к пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) или дополнительного (пожизненного) ежемесячного материального обеспечения, назначаемых и финансируемых за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации;

Из смысла п. 9 ст. 8 Закона Алтайского края от 09.12.2005 №120-ЗС «О государственных должностях Алтайского края» следует, что законодатель субъекта предусмотрел выплату данное ежемесячной доплаты к пенсии только при условий выбора её при наличии права на получение пенсии по выслуге лет.

Следовательно, так же как и лица, замещавшие государственные должности Российской Федерации, в отношении которых пункт 4 Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года N 854 исключает возможность получения одновременно и доплаты к пенсии и пенсии за выслугу лет.

В указанной норме п. 9 ст. 8 Закона Алтайского края от 09.12.2005 №120-ЗС «О государственных должностях Алтайского края», вопреки доводам истца, идет речь об одновременном наличии права на получение доплаты к пенсии и пенсии за выслугу лет, а не об одновременном возникновении такого права (начала течения права).

Поскольку истец получал пенсию сотрудника по линии МВД по выслуге лет, то ответчиком ему правомерно было предложено произвести выбор, а именно разъяснено, что доплата к пенсии может быть назначена к выплате только в случае предоставления документов о прекращении выплаты пенсии за выслугу лет.

Одновременное получение обоих выплат действующим законодательством исключено.

Ссылка истца на то, что положения п. 9 ст. 8 Закона Алтайского края от 09.12.2005 №120-ЗС «О государственных должностях Алтайского края» не подлежат распространению на него, поскольку данная норма принята без учета федерального законодательства, а именно
Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", не учитывает статус сотрудника МВД в отставке, не может являться основанием к удовлетворению иска, поскольку данная норма не индивидуализирует получателей пенсии по выслуге лет из федерального бюджета, в связи с чем, исходя из буквального толкования данной нормы суд исходит из того, что положения данной нормы распространяются на всех получателей пенсий по выслуге лет.

Ссылка истца на то, что законодательство Алтайского края в части установления такой доплаты не может разрешать вопрос, и ограничивать права истца на получение пенсии за выслугу лет при получении доплаты к пенсии, такая норма противоречит федеральному законодательству, не может быть принята во внимание судом, поскольку к полномочиям районного суда не отнесено определения соответствия законодательства субъекта Российской Федерации федеральному законодательству.

Закон Алтайского края от 09.12.2005 №120-ЗС «О государственных должностях Алтайского края» принят в установленном порядке уполномоченным органом, в настоящее время недействующим в полном объеме, либо в какой-то части не признан, а потому подлежат применению судом.

Кроме того, суд учитывает цель такой доплаты к пенсии, которую преследовал законодатель.

Согласно п. 1 ст. 8 Закона Алтайского края от 09.12.2005 №120-ЗС «О государственных должностях Алтайского края» ежемесячная доплата назначается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с федеральным законодательством.

Цель назначения доплаты – поддержание материального уровня лица, замещавшего государственную должность Алтайского края. По сути, данная выплата предусмотрена вместо пенсии после отставки с государственной должности Алтайского края.

Однако согласно ч. 1 ст. 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").

Учитывая изложенное, суд не находит оснований для признания незаконным решение комиссии Правительства Алтайского края по рассмотрению вопросов дополнительного пенсионного обеспечения о назначении пенсии за выслугу лет от ДД.ММ.ГГГГ в части: указания на осуществление ежемесячной доплаты к пенсии со дня представления заявителем (ФИО2) копии решения о прекращении выплаты пенсии за выслугу лет как сотруднику органов внутренних дел.

Разрешая требования истца о признании незаконным решения комиссии Правительства Алтайского края по рассмотрению вопросов дополнительного пенсионного обеспечения о назначении пенсии за выслугу лет от ДД.ММ.ГГГГ в части названия решения - «Решение о назначении пенсии за выслугу лет», поскольку в силу ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации защите в судебном порядке подлежат нарушенные либо оспариваемые права.

Между тем, судом не установлено нарушения прав истца такой формулировкой решения, такая формулировка названия решения на существо его содержания, а также на существо отношений сторон не повлияла. Истец и ответчик подтвердили, что фактически в наименовании решения допущена описка, которая не имеет значение на правоотношения сторон по вопросу назначения доплаты к пенсии. Кроме того, истец в прениях требования в данной части не поддержал.

При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2к Правительству Алтайского края о признании незаконным решения оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Т.В. Леонтьева