Дело № 2-362/2022
Р Е Ш Е Н И Е С У Д А
Именем Российской Федерации
26 мая 2022 года г.о. Электросталь
Электростальский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи К.А. Михайличенко, с участием истца ФИО1, представителя ответчика ООО «Эльвест» - генерального директора ФИО2, при секретаре Горбачук Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к АО «Восточные коммунальные сети» и ООО «Эльвест» о защите прав потребителя,
у с т а н о в и л:
22.11.2021 в суд поступил иск ФИО1 к АО «Восточные коммунальные сети» и ООО «Эльвест» о защите прав потребителей.
Исковые требования мотивированы тем, что 28.03.2017 между ФИО1 и ООО «Восток-Сервис» был заключен договор управления многоквартирным домом № . 02.10.2016 правопреемником ООО «Восток-сервис» стала управляющая компания ООО «Эльвест». В связи с переходом на прямые договора с ресурсоснабжающей организацией, с 01.09.2018 между ФИО1 и АО «Восточные коммунальные сети» (далее АО «ВКС») был заключен публичный договор (договор оферты) продажи (поставки) коммунальных ресурсов в дополнение к действующему договору № ТЭ-009УК/2017 от 24.01.2017 на передачу (прием) коммунального ресурса – тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение между ООО «Восток-Сервис» и АО «ВКС».
В доме , в котором проживает истец, используется закрытая система отопления, где отсутствует отбор массы теплоносителя из отопительной системы. На доме установлен прибор учета тепловой энергии (ВКТ-7) для учета энергии, введенный в повторную эксплуатацию 31.12.2019 АО «ВКС» и ООО «Эльвест» (акт № 900 от 31.12.2019). В связи с тем, что в доме закрытая система отопления для учета тепловой энергии, по мнению истца, необходимо использовать формулу Qo=M1(h1-h2).
Вместе с тем, как указывает истец, несмотря на своевременную оплату истцом услуг за теплоснабжения, ответчики при расчете размера платы за коммунальную услугу за отопление рассчитывают размер платы за МКД с ОДПУ по формуле Qo=M1 (h1-h2) + M2 (h2-hx), в которой учитывается несуществующий отбор массы теплоносителя из отопительной системы.
Ответчики отказываются выполнять требования Минстроя России № 99/пр от 17.03.2014 для закрытых систем отопления, мотивируя наличием ошибочных документов предыдущей ресурсоснабжающей организации и необходимость изменения проекта и предыдущих технических условий.
Истец ФИО1, ссылаясь на ст. 19 Федерального закона РФ от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», ст. 13 Федерального закона РФ от 23.11.2009 № 26-ФЗ «Об энергосбережении», ст. 15 ГК РФ просит суд: обязать АО «ВКС» и ООО «Эльвест» размер платы за коммунальные услуги рассчитывать исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого для многоквартирного дома по с закрытой системой отопления по формуле учета энергии тепла Qo=M1(h1-h2); обязать АО «ВКС» и ООО «Эльвест» совместно выполнить изменения формулы в ВКТ-7 специалистов по ВКТ-7в соответствии с руководством по эксплуатации, в котором прописан порядок выбора и установки формулы; обязать АО «ВКС» исправить технические условия № 06-93/2179 от 12.08.2014 в части, касающейся формулы Qo=M1(h1-h2) для многоквартирного дома по с закрытой системой отопления.
В судебном заседании истец ФИО1 обоснование иска и исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика АО «ВКС» извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представил суду письменный отзыв на иск, в котором исковые требования ФИО1 не признал, указал, что АО «ВКС» не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку после установки и ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета, ОДПУ включается в состав общего имущества многоквартирного дома и за его рабочее состояние отвечает управляющая компания или ТСЖ; Прибор учета в доме был допущен в эксплуатацию актом повторного допуска в эксплуатацию от 31.12.2019 со сроком до 30.06.2023.Управляющая организация как исполнитель коммунальной услуги (потребитель) отвечает за техническую исправность и за эксплуатацию прибора учета тепловой энергии и теплоносителя. АО «ВКС» является ресурсоснабжающей организацией, производит прямые расчеты с собственниками и нанимателями МКД на основании раздела 4 постановления Правительства № 354 принимает не позднее 26 числа текущего месяца показания ОДПУ от управляющей организации. Формула учета тепловой энергии по дому была прописана в технических условиях № 06-93/2179 от 12.08.2014 и предусмотрена рабочим проектом узла учета тепловой энергии и водопотребления № 4-327/1114, согласованным с ООО «Элемаш-ТЭК». В доме закрытая система отопления, однако выданные ООО «Элемаш-ТЭК» технические условия на установку коммерческих узлов учета расходов тепловой энергии и ГВС, а также рабочий проект узла учета тепловой энергии и водопотребления ГВС № 4-327/1114 соответствует требованиям Приказа Минстроя РФ от 17.03.2014 № 99/пр., а именно принципиальной схеме размещения точек измерения количества тепловой энергии и массы (объема) теплоносителя, а также его регистрируемых параметров в закрытых системах теплоснабжения на тепловых пунктах (ЦТП, ИТП) с дополнительным контролем расхода теплоносителя в обратном трубопроводе.
Представитель ответчика ООО «Эльвест»- генеральный директор ФИО2 исковые требования ФИО1 не признала по доводам представленного суду письменного отзыва на иск. В отзыве указала, что во исполнение требований Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» ресурсоснабжающая организация ООО «Элемаш-ТЭК» в 2014 году произвела установку ОДПУ тепловой энергии в МКД по адресу: , управление которым в 2014 осуществляла управляющая компания ООО «Восток-Сервис». Ввиду того, что собственники помещений не обеспечили оснащение МКД ОДПУ в срок, установленный законом № 261-ФЗ (до 01.07.2012), работы были выполнены ресурсоснабжающей организацией. Формула, которая применяется для определения количества тепловой энергии и теплоносителя прописана в технических условиях № 06-93/2179 от 12.08.2014 и водопотребления № 4-327/1114, т.е. во всей технической документации и соответствует нормам законодательства РФ.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 210 ГК РФ, ст. 153, 158 ЖК РФ собственник жилого помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество, обязан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с п. 40 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. Объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме (пункт 44 Правил).
Истец ФИО1 является собственником квартиры .
В связи с переходом на прямые договора с ресурсоснабжающей организацией с 01.09.2018 между ФИО1 и АО «ВКС» заключен публичный договор (договор оферты) поставки (продажи) коммунальных ресурсов. Согласно п.п. 2.1, 2.2 предметом публичного договора продажи (поставки) коммунальных ресурсов является поставка исполнителем коммунальных ресурсов – горячей воды, теплоснабжения для нужд заказчика в соответствии с нормами действующего законодательства. Учет поставленных коммунальных ресурсов (горячей воды) производится по показаниям приборов учета, имеющихся у заказчика, а при их отсутствии – по установленным законодательством РФ нормативам потребления. Учет поставленных коммунальных ресурсов (теплоснабжения) производится по тарифам, нормативам потребления и порядком внесения платы утвержденным законодательством РФ, а также в соответствии с показаниями общедомовых приборов учета (ОДПУ), при их наличии.
В силу пунктов 1, 7 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету, осуществляемому в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
В соответствии с пунктом 5 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034, коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя не определена иная точка учета.
Из п. 23 указанных Правил следует, что сбор сведений о показаниях приборов учета, о количестве поставленной (полученной, транспортируемой) тепловой энергии, теплоносителя, количестве тепловой энергии в составе поданной (полученной, транспортируемой) горячей воды, количестве и продолжительности нарушений, возникающих в работе приборов учета, и иных сведений, предусмотренных технической документацией, отображающихся приборами учета, а также снятие показаний приборов учета (в том числе с использованием телеметрических систем - систем дистанционного снятия показаний) осуществляются потребителем или теплосетевой организацией, если иное не предусмотрено договором с теплоснабжающей организацией.
В соответствии с п. 41 постановления Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 теплоснабжающей организацией ООО «Элемаш-ТЭК» управляющей организации ООО «Восток-сервис» 12.08.2014 было выдано техническое задание на выполнение проектных, строительно-монтажных и пусконаладочных работ по установке узлов учета тепловой энергии по адресу: . В соответствии с техническим заданием ООО «Теплоком-Сервис М» был разработан проект узла учета тепловой энергии и водопотребления ГВС № 4-327/1114, который был согласован с теплоснабжающей организацией ООО «Элемаш-ТЭК».
Согласно пункту 68 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034, акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.
ОДПУ в многоквартирном доме допущен к эксплуатации в присутствии ответственных представителей, что подтверждается актом допуска в эксплуатацию узла тепловой энергии у потребителя от 02.12.2014.
С 02.10.2016 управляющей организацией по дому является ООО «Эльвест», которое производит расчет за коммунальные ресурсы по теплоснабжению и горячему водоснабжению на основании показаний введенного в 2014 году ОДПУ.
31.12.2019 составлен акт повторного допуска ОДПУ к эксплуатации со сроком до 30.06.2023.
Согласно п. 7 Приказа Минстроя РФ от 17.03.2014 № 99/пр для осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя применяются следующие методы: а) приборный, при котором величины всех параметров, необходимые для осуществления коммерческого учета, получены путем измерений (регистрации) приборами на узлах учета тепловой энергии, теплоносителя на источниках тепловой энергии, теплоносителя; б) расчетный, при котором величины всех параметров, необходимые для осуществления коммерческого учета при отсутствии приборов или в периоды их выхода из строя или работы в нештатном режиме, принимаются по расчету, по средним показателям предыдущего периода, приведенным к условиям рассматриваемого периода, по справочным источникам и косвенным показателям;
Одним из принципов законодательства в сфере энергоснабжения является приоритет учетного способа подсчета ресурсов над расчетным (определение ВС РФ от 08.02.2018 № 305-ЭС17-14967), поэтому наличие введенного в установленном порядке в эксплуатацию сертифицированного и поверенного прибора учета энергии предполагает необходимость исчисления количества потребленной энергии по показаниям такого прибора учета.
Из п. 5 Приказа Минстроя РФ от 17.03.2014 № 99/пр следует, что для целей коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя в соответствии с Правилами допускаются приборы (средства измерений), соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Применяемые средства измерений должны быть обеспечены методиками измерений, указанными в описаниях типа этих средств измерений.
Осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях: 1) отсутствие в точках учета приборов учета; 2) неисправность приборов учета; 3) нарушение установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
Формула, которая применяется для определения количества тепловой энергии и водопотребления по дому прописана в п. 11 технических условий от 12.08.2014 № 06-93/2179, утверждена рабочим проектом узла учета тепловой энергии в водопотребления № 4-327/1114, которая соответствует требованиям Приказа Минстроя РФ от 17.03.2014 № 99/пр, а именно принципиальной схеме размещения точек измерения количества тепловой энергии и массы (объема) теплоносителя, а также его регистрируемых параметров в закрытых системах теплоснабжения на тепловых пунктах (ЦТП, ИТП) с дополнительным контролем расхода теплоносителя в обратном трубопроводе.
Формула, предусмотренная техническим заданием и рабочим проектом ОПДУ тождественно равная формуле, предусмотренной п. 40 Приказа Минстроя РФ от 17.03.2014 № 99/пр, из которого следует, что количество тепловой энергии, полученной потребителем а отчетный период, при условии работы теплосчетчика в штатном режиме рассчитывается:
, Гкал, (5.5)
где:
- масса теплоносителя, полученного потребителем по подающему трубопроводу, т;
- масса теплоносителя, возвращенного потребителем по обратному трубопроводу, т;
- удельная энтальпия теплоносителя в подающем трубопроводе на узле учета, ккал/кг.
При указанных обстоятельствах судом отклоняется довод истца о необходимости применения формулы учета энергии тепла, указанной в п. 35 Приказа Минстроя РФ от 17.03.2014 № 99/пр, поскольку расчет энергии тепла осуществляется по формуле, предусмотренной в технических условиях, рабочем проекте и используется в тепловычислителе ВКТ-7-04.
Пунктом 75 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034, установлены случаи, при которых узел учета считается вышедшим из строя: а) отсутствие результатов измерений; б) несанкционированное вмешательство в работу узла учета; в) нарушение установленных пломб на средствах измерений и устройствах, входящих в состав узла учета, а также повреждение линий электрических связей; г) механическое повреждение средств измерений и устройств, входящих в состав узла учета; д) наличие врезок в трубопроводы, не предусмотренных проектом узла учета; е) истечение срока поверки любого из приборов (датчиков); ж) работа с превышением нормированных пределов в течение большей части расчетного периода.
Доказательства выхода из строя ОДПУ, установленного в многоквартирном доме и введенного в эксплуатацию в установленном порядке, истцом не представлено и судом не добыто.
При указанных обстоятельствах суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований истца в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к АО «Восточные коммунальные сети» и ООО «Эльвест» о защите прав потребителя: возложении обязанности на АО «Восточные коммунальные сети» и ООО «Эльвест» рассчитывать размер платы за коммунальные услуги, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого для многоквартирного дома № с закрытой системой отопления по формуле учета энергии тепла Qo=MI (h1-h2); возложении на АО «Восточные коммунальные сети» и ООО «Эльвест» обязанности совместно выполнить изменения формулы в ВКТ-7 специалистом по ВКТ-7 в соответствии с руководством по эксплуатации, в котором описан порядок выбора и установки формулы; возложении на АО «Восточные коммунальные сети» обязанности исправить технические условия №06-93/2179 от 12.08.2014 года в части, касающейся формулы Qo=MI (h1-h2) для многоквартирного дома с закрытой системой отопления- отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Электростальский городской суд Московской области.
Судья К.А. Михайличенко
В окончательной форме решение суда принято 05 июля 2022 года.
Судья К.А. Михайличенко