Дело № 2-3509/14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 июля 2014 года г. Сергиев Посад
Московской области
Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Уваровой О.А.,
при секретаре Пузанковой О.В.,
рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО8 о признании решения Министерства социальной защиты населения Московской области незаконным, обязании устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, уточнив заявленные требования, обратилась в суд с заявлением о признании решения Министерства социальной защиты населения Московской области незаконным, обязании устранить нарушения (л.д.65-66).
В судебном заседании заявитель ФИО1 уточненные требования поддержала, суду пояснила, что обратилась в Сергиево-Посадское Управление социальной защиты населения с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», приложив все необходимые документы, включая почетную грамоту Общероссийского отраслевого объединения работодателей электроэнергетики за заслуги в развитии электроэнергетики Российской Федерации. Однако, решением Министерства социальной защиты населения Московской области от ДД.ММ.ГГГГ (протокол № в присвоении звания «Ветеран труда» было отказано, в виду того, что представленная почетная грамота не относится к ведомственным знакам отличия в труде. Полагает, что данное решение Министерства социальной защиты населения Московской области нарушает её права, поскольку почетная грамота Общероссийского отраслевого объединения работодателей электроэнергетики является ведомственным знаком отличия в труде. Кроме того, непрерывный трудовой стаж составляет <данные изъяты> лет, а стаж в электроэнергетики более <данные изъяты> лет, за что распоряжением Председателя Московской областной Думы от ДД.ММ.ГГГГ № награждена благодарственным письмом за многолетний добросовестный труд, высокое профессиональное мастерство, в связи с профессиональным праздником – Днем энергетика. Просит признать решение комиссии по присвоению звания «Ветеран труда» Министерства социальной защиты населения Московской области (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ.) незаконным в отказе в присвоении звания «Ветеран труда», обязать Министерство социальной защиты населения Московской области учесть почетную грамоту как ведомственный знак отличия в труде и присвоить звание «Ветеран труда» с выдачей соответствующего удостоверения.
Представитель Сергиево-Посадского управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области, по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражал против заявленных требований, пояснив, что Общероссийское отраслевое объединение работодателей электроэнергетики (Объединение РаЭл) не являлось федеральным органом государственной власти РФ, СССР или РСФСР, законодательство Московской области не предусматривает возможности присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, награжденным почетной грамотой Общероссийского отраслевого объединения работодателей электроэнергетики. Пояснил, что согласно ч.3 ст.4 Федерального закона от 27.11.2002 г. №156-ФЗ «Об объединениях работодателей» Общероссийское отраслевое (межотраслевое) объединение работодателей – это объединение, созданное на добровольной основе работодателями отрасли (отраслей) или вида (видов) деятельности, которые в совокупности осуществляют свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации и (или) с которыми состоит в трудовых отношениях не менее половины работников отрасли (отраслей) или вида (видов) деятельности. Также указал, что обобщая поступившие запросы органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам, связанным с отнесением той или иной награды к ведомственным знакам отличия в труде, которые дают право на присвоение звания «Ветеран труда», Минтруда России в письме (от ДД.ММ.ГГГГ №) указал в пункте <данные изъяты>, в частности, что почетные звания, знаки, грамоты, дипломы и другие награды, выданные предприятиями (учреждениями, организациями) при присвоении звания «Ветеран труда» не учитываются. Исключением, по мнению специалистов Минтруда России, является только ситуация, когда удостоверение к награде выдано органами государственной власти субъекта РФ или организацией (заводом, фабрикой и т.д.) со ссылкой, что вручение производится от имени федерального органа, и при этом имеется ссылка на решение этого федерального органа. Просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Министерства социальной защиты населения Московской области в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ФИО1, руководитель группы режимов Оперативной службы Филиала ОАО «<данные изъяты>» - «<данные изъяты>» награждена почетная грамота Общероссийского отраслевого объединения работодателей электроэнергетики за заслуги в развитии электроэнергетики Российской Федерации, на основании протокола заседания Комитета по наградам № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6-8,9,31).
Как следует из материалов дела, ФИО1 обратилась в Сергиево-Посадское Управление социальной защиты населения с заявлением по вопросу присвоения звания «Ветеран труда», представив в том числе почетную грамоту Общероссийского отраслевого объединения работодателей электроэнергетики за заслуги в развитии электроэнергетики Российской Федерации.
Решением Министерства социальной защиты населения Московской области от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) ФИО1 отказано в присвоении звания «Ветеран труда», в виду того, что представленная ФИО1 почетная грамота не учитывается (л.д. 6-8).
Отказывая в присвоении ФИО1 звания «Ветеран труда», Министерство социальной защиты населения Московской области исходило из того, что Почетная грамота, представленная заявителем, не относится к наградам, учитываемым при присвоении указанного звания.
Суд не может согласиться с доводами заинтересованного лица, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По смыслу приведенной правовой нормы, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Следовательно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению.
При этом соответствующие нормативные акты субъектов Российской Федерации, согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 4 Постановления от 31 октября 1995 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.
Таким образом, участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (с последующими изменениями и дополнениями).
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 указанного Федерального закона ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Таким образом, федеральным законодателем определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.
Согласно пункту 4 статьи 7 названного Федерального закона порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В порядке реализации указанного правомочия постановлением Правительства Московской области от 11 июля 2006 года N 655/26 утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, имеющим место жительства в Московской области.
Пунктом 2.1 названного постановления к ведомственным знакам отличия в труде относятся награды, решения о награждении которыми были приняты руководством федеральных органов государственной власти, федеральных органов судебной власти, Прокуратуры Российской Федерации, органов государственной власти и управления СССР и РСФСР, судов и органов прокуратуры СССР и РСФСР.
Между тем положения указанного постановления Правительства Московской области, определяя перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", ограничивают (сужают) по сравнению с Федеральным законом "О ветеранах" круг лиц, которым может быть присвоено такое звание, поскольку исключают значительный объем ведомственных знаков отличия в труде, решение о награждении которыми принималось органами, имевшими установленные законодательством СССР полномочия принимать такие решения.
В соответствии с федеральным законодательством органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать лишь порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", под которыми понимается организационный и правовой механизм реализации присвоения звания "Ветеран труда" лицам, категории которых определены непосредственно федеральным законодательством.
Министерство социальной защиты Московской области не учло положения статьи 7 Федерального закона "О ветеранах", который к ветеранам труда относит определенные категории лиц, в том числе лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде и имеющих трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Положения Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" не содержат нормативно-определенного понятия "ведомственный знак отличия в труде".
Между тем, как следует из актов законодательства СССР, на основе предписаний которых ранее регламентировались вопросы награждения различного рода ведомственными знаками отличия в труде, правом решения вопросов о награждении ведомственными знаками отличия в труде были наделены руководители органов государственной власти и ведомств не только бывшего СССР, РСФСР, но и иных союзных республик, являвшихся в соответствии с Конституцией СССР равноправными членами СССР.
Правовой смысл подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" указывает на то, что к числу лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, относятся все лица, решение о награждении которых такими знаками принималось в соответствии с нормами действовавшего в соответствующий период законодательства органами и организациями, наделенными определенными полномочиями в установленном законом порядке.
Указанный правовой подход в полной мере соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно высказываемой им в постановлениях и определениях, в соответствии с которой соблюдение принципа поддержания доверия граждан к действиям государства предполагает правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере социального обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе ранее действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2006 года N 89-О).
В соответствии с п.3 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» основанием для его присвоения являются следующие документы: трудовые книжки, справки архивных учреждений и организаций, подтверждающие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу; о награждении орденами или медалями, либо о присвоении почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо о награждении за продолжительный добросовестный труд нагрудными и почетными знаками (значками), почетными званиями, почетными грамотами и благодарностями руководства органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации. Ценные подарки и денежные премии не учитываются при решении вопроса присвоения звания «Ветеран труда».
П. 8 Положения установлено, что ведомственные знаки отличия в труде принимаются при условии, если они учреждены Правительством РФ и другими федеральными органами законодательной и исполнительной власти, Администрацией Президента РФ, федеральными органами судебной власти, Прокуратурой СССР и РФ, президиумами Верховного Совета СССР и РСФСР, Советами Министров СССР и РСФСР, Верховным Судом СССР, Прокуратурой СССР, министерствами и ведомствами СССР и РСФСР, ВЦПС, ФНПР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюза отраслей народного хозяйства, и при условии работы награжденных граждан в структуре указанных органов, министерств и ведомств.
ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об учреждении Межрегионального отраслевого объединения работодателей электроэнергетики. ДД.ММ.ГГГГ Объединение было зарегистрировано в соответствии с ТК ПК от ДД.ММ.ГГГГ, ФЗ от 27.11.2002 г. №156-ФЗ «Об объединениях работодателей».
ДД.ММ.ГГГГ Объединение РаЭл приобрело общероссийский статус и сменило название на «Общероссийское отраслевое объединение работодателей электроэнергетики» (Объединение РаЭл). В состав Объединения РаЭл входят организации, охватывающие все направления в сфере электроэнергетики и расположенные во всех регионах.
Согласно п.1.5.3 Положения о наградах Общероссийского отраслевого объединения работодателей электроэнергетики (Объединение РаЭл), утв. Наблюдательным советом Объединения РаЭл ДД.ММ.ГГГГ №, наградой Объединения РаЭл является Почетная грамота работодателей электроэнергетики (л.д. 73-76).
Изложенное дает основание считать ведомственной наградой Почетную грамоту Общероссийского отраслевого объединения работодателей электроэнергетики (Объеинение РаЭл).
На момент рассмотрения обращения в комиссию трудовой стаж ФИО1 составлял <данные изъяты> лет.
При таких обстоятельствах, принятое решение Комиссии по присвоению звания «Ветеран труда» Министерства социальной защиты населения Московской области об отказе ФИО1 в присвоении звания «Ветрена труда» (протокол комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № не основано на нормах действующего законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 167, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление ФИО9 о признании решения Министерства социальной защиты населения Московской области незаконным, обязании устранить нарушения - удовлетворить.
Признать решение Комиссии по присвоению звания «Ветеран труда» Министерства социальной защиты населения Московской области (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в присвоении ФИО10 звания «Ветеран труда» незаконным.
Обязать Министерство социальной защиты населения Московской области присвоить ФИО11 звание «Ветеран труда» с учетом почетной грамоты Общероссийского отраслевого объединения работодателей электроэнергетики на имя ФИО12 (протокол заседания Комитета по наградам № от ДД.ММ.ГГГГ.) в качестве ведомственной награды с выдачей соответствующего удостоверения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Сергиево-Посадский городской суд Московской области.
Судья: О.А. Уварова
Решение в окончательной форме принято 15 августа 2014 года.
Судья: О.А. Уварова