Дело № 2-350/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Шахунья |
Шахунский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Шатохиной Н.В.,
С участием помощника Шахунского городского прокурора Рыбакова Н.Д., представителей ответчика ФИО1, адвоката Залетиной О.Н.,
при секретаре Галкиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Шахунья гражданское дело по исковому заявлению Шахунского городского прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО2, Администрации городского округа город Шахунья Нижегородской области о признании незаконным разрешения на ввод в эксплуатацию, об обязании приостановить деятельность Торгового центра «Континент»,
УСТАНОВИЛ:
Шахунский городской прокурор обратился в Шахунский районный суд с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО2, Администрации городского округа город Шахунья Нижегородской области о признании незаконным разрешения на ввод в эксплуатацию, об обязании приостановить деятельность Торгового центра «Континент», указывая, что в ходе проведённой городской прокуратурой проверки с участием сотрудников ОНДиПР г.о.г.Шахунья установлено, что по адресу: * * * расположено двухэтажное здание с эксплуатируемым подвальным этажом и недостроенным чердачным помещением. Собственниками всех помещений торгового центра является ФИО2 В здании организован и функционирует торговый центр «Континент», помещения которого сдаются в аренду в целях организации торговли и оказания услуг, общая площадь помещений составляет <данные изъяты>. * * * администрацией г.Шахунья выдано разрешение * * * на строительство объекта капитального строительства - двух одноэтажных пристроев к существующему зданию, расположенного по адресу: * * *. * * * администрацией * * * выдано разрешение * * * на строительство объекта капитального строительства - двухэтажного пристроя к существующему зданию магазина, расположенного по адресу: * * *. * * * администрацией Шахунского района выдано разрешение * * * на строительство объекта капитального строительства – нежилых помещений I и II этажей и крыши, расположенного по адресу: * * *. * * * администрацией Шахунского района выдано разрешение * * * на строительство объекта капитального строительства – реконструкцию нежилых производственных помещений под помещения административного назначения, расположенного по адресу: * * *. * * * администрацией Шахунского района выдано разрешение * * * на строительство объекта капитального строительства – реконструкцию части помещений первого и подвального этажа торговых площадей, расположенного по адресу: * * *. В указанном объекте капитального строительства, осуществлены реконструкция помещений здания и строительство пристроев. В нарушение требований п.3, 9 ч.3 ст.55 Градостроительного Кодекса РФ, несмотря на отсутствие заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации * * * администрацией г.Шахунья выдано разрешение * * * на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства - одноэтажный пристрой к существующему зданию, расположенного по адресу: * * *; * * * администрацией г.Шахунья выдано разрешение * * * на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства - одноэтажный пристрой к существующему зданию, расположенного по адресу: * * *; * * * администрацией г.Шахунья выдано разрешение * * * на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства - двухэтажного пристроя к существующему зданию, расположенного по адресу: * * *; * * * администрацией Шахунского района выдано разрешение * * * на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства - двухэтажного пристроя к существующему зданию магазина, расположенного по адресу: * * *; * * * администрацией Шахунского района выдано разрешение * * * на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства - пристрой к зданию котельной * * * под склад твердого топлива, расположенного по адресу: * * *; * * * администрацией Шахунского района выдано разрешение * * * на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства – нежилых помещений * * * и 8 после реконструкции - административные помещения, расположенного по адресу: * * *; * * * администрацией Шахунского района выдано разрешение * * * на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства - торговых площадей, расположенного по адресу: * * *.
В ходе проверки выявлены нарушения пожарной безопасности и антитеррористической защищенности. В Торговом центре «Континент» в доступных для граждан местах не размещены информационные стенды (табло), содержащие телефоны правообладателя соответствующего места массового пребывания людей, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности, а также информационные материалы о действиях при возникновении чрезвычайной ситуации, совершении террористического акта, обнаружении подозрительных предметов, мероприятия по антитеррористической защищенности и укрепленности не проводятся, сведения отражённые в паспорте безопасности не соответствуют фактическим. Система автоматической пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в торговом центре выполнены позонно (поэтажно), у каждой торговой точки установлена своя АПС и СОУЭ сигнал от которых не выведены на общий пост с круглосуточным дежурством, вместе с тем торговый центр является единым пожарным отсеком (не разделен на разные пожарные отсеки) (Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ ч.4 ст. 4, ч. 1 и 3 ст. 6, СП 3.13130.2009 табл.1 п.2); части здания, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности (помещения торговли, общественного питания, бытового обслуживания, складские и технические помещения) не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ ч. 4 ст. 4, ч. 1 и 3 ст. 6; СП 4.13130.2013 п. 4.2); коридоры длиной более 60 метров не разделены противопожарными перегородками 2-го типа (Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ ч. 4 ст. 4, ч. 1 и 3 ст. 6, ст.53; СП 1.13130.2009 п.4.3.3 абзац 2); пути эвакуации не соответствуют требованиям: в здании ТЦ имеется 1 лестничная клетка, остальные 2 лестницы соединяющие этажи ТЦ выполнены внутренними открытыми; на стенах внутренних открытых лестниц, а также в подвале размещены баннеры с неустановленными показателями пожарной опасности; у магазина «Домашний очаг» на пути эвакуации размещены товары, выходы из кафе «Зодиак» отделаны сгораемыми материалами (Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ ч. 4 ст.4, ч. 1 и 3 ст. 6, ст.53; СП 1.13130.2009 п.4.2.1, п.4.2.2., п.7.2.1., п.4.3.2 абзац 5); в полу на путях эвакуации допускаются перепады высот менее 45 см и выступы, за исключением порогов в дверных проемах; в местах перепада высот не предусмотрены пандусы с уклоном не более 1:6 (Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ ч. 4 ст. 4, ч. 1 и 3 ст. 6, ст.53; СП 1.13130.2009 п.4.3.4, ППР п.36 а); подвальный этаж имеет 4 эвакуационных выхода, которые не соответствуют предъявляемым требованиям (Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ ч. 4 ст. 4, ч. 1 и 3 ст. 6, ст.53; СП 1.13130.2009 п.4.2.1, п.4.2.2., п.7.1.6., п.7.1.7, п.7.1.8, 7.2.1); узлы пересечения строительных конструкций с нормируемыми пределами огнестойкости (перекрытия, противопожарные стены) кабелями, трубопроводами, воздуховодами и другим технологическим оборудованием имеют предел огнестойкости выше пределов, установленных для пересекаемых конструкций; отверстия (зазоры) образовавшиеся в местах пересечения противопожарных преград (перекрытий между 1 и 2 этажами) коммуникациями, кабелями и проводами, а также перекрытия между 2 этажом и чердачным помещением, вентиляционными каналами, выполненными из труб ПВХ не заполнены негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость) (ППР п.22); в подвале порошковая система АУП переведена на ручной пуск; часть подвала не защищена АУП (ППР п. п. 61, 62); в подвале длиной более 15 м. при отсутствии оконных проёмов система дымоудаления не выполнена (Федеральный закон от 22.07.2008г. № 123-ФЗ ч. 4 ст. 4, ч. 1 и 3 ст. 6, а также ст.138; СП 7.13130.2013 п.7.2 б), в).
Просят признать незаконными: разрешение администрации г.Шахунья от * * ** * * на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства - одноэтажный пристрой к существующему зданию, расположенного по адресу: * * *; разрешение администрации г.Шахунья от * * ** * * на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства - одноэтажный пристрой к существующему зданию, расположенного по адресу: * * *; разрешение администрации г.Шахунья от * * ** * * на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства - двухэтажного пристроя к существующему зданию, расположенного по адресу: * * *; разрешение администрации Шахунского района от * * ** * * на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства - двухэтажного пристроя к существующему зданию магазина, расположенного по адресу: * * *; разрешение администрации Шахунского района от * * ** * * на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства - пристрой к зданию котельной * * * под склад твердого топлива, расположенного по адресу: * * *; разрешение администрации Шахунского района от * * ** * * на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства – нежилых помещений * * * после реконструкции - административные помещения, расположенного по адресу: * * *; разрешение администрации Шахунского района от * * ** * * на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства - торговых площадей, расположенного по адресу: * * *. Приостановить деятельность «Торгового центра «Континент», расположенного по адресу: * * *, до получения в установленном порядке заключения органа государственного строительного надзора, разрешений на ввод объекта в эксплуатацию, устранения нарушений законодательства о противодействии терроризму: разместить в «Торговом центре «Континент» в доступных для граждан местах информационные стенды (табло), содержащие телефоны правообладателя соответствующего места массового пребывания людей, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности, а также информационные материалы о действиях при возникновении чрезвычайной ситуации, совершении террористического акта, обнаружении подозрительных предметов, актуализировать сведения отражённые в паспорте безопасности, а также устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности: установить в «Торговом центра «Континент» единую систему автоматической пожарной сигнализации и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре с выводом сигнал на общий пост с круглосуточным дежурством; части здания, а также помещений различных классов функциональной пожарной опасности разделить между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами; коридоры длиной более 60 метров разделить противопожарными перегородками 2-го типа; пути эвакуации освободить и привести в полное соответствие требованиям пожарных норм; устранить перепады высот в полу на путях эвакуации, в местах перепада высот установить пандусы с уклоном не более 1:6; отверстия (зазоры) образовавшиеся в местах пересечения противопожарных преград (перекрытий между 1 и 2 этажами) коммуникациями, кабелями и проводами, а также перекрытия между 2 этажом и чердачным помещением вентиляционными каналами, заполнить негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемости; привести систему автоматического пожаротушения в соответствие требованиям нормативов, обеспечив её функционирование на площади и в помещениях всего подвала, в том числе в автоматическом режиме; установить в подвальном помещении систему дымоудаления.
Помощник Шахунского городского прокурора Рыбаков Н.Д. в судебном заседании иск поддержал.
Представитель ответчика адвокат Залетина О.Н. в судебном заседании пояснила, что все нарушения устранены, кроме установки системы дымоудаления в подвале, в настоящее время там торговля не ведется. Разрешения на ввод в эксплуатацию являются законными. Просит в иске отказать.
Представитель ответчика ФИО1 в судебном заседании пояснил, что все нарушения требований антитеррористической безопасности, нарушения пожарной безопасности устранены. Разрешения на ввод в эксплуатацию объекта были выдан в соответствии с законодательством. Просит в удовлетворении иска отказать.
Представитель администрации г.о.г.Шахунья в судебное заседание не явилась, согласно заявления, просит применить срок исковой давности по требованию о признании разрешения на ввод в эксплуатацию незаконным, в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица ФИО3 в судебное заседание не явился, представил заявление, согласно которому большинство нарушений устранено, остаются нарушения требований пожарной безопасности по установлению системы автоматической установки пожаротушения, из подвала отсутствует не менее двух эвакуационных выходов. При эксплуатации двух этажей, установление системы автоматического пожаротушения не требуется.
Третье лицо инспекция государственного строительного надзора Нижегородской области извещена о времени и месте рассмотрения дела, представитель в судебное заседание не явился. Согласно заявления, просят рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законами.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В силу статьи 2 Федерального закона "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Федеральный закон N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22 июля 2008 года определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к зданиям и сооружениям.
Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390 утверждены Правила противопожарного режима в РФ.
Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 №272 утверждены Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии РФ, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий), в соответствии с п.21, 23, 27, 29, 31, 32 которых антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей обеспечивается в том числе путем контроля за соблюдением требований к обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей.
Все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются системой оповещения и управления эвакуацией.
Пути эвакуации в местах массового пребывания людей должны быть свободны для перемещения людей и транспортных средств.
Места массового пребывания людей 1 и 2 категории оборудуются информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны правообладателя соответствующего места массового пребывания людей, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности.
В силу ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения, либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
В судебном заседании установлено, что по адресу: * * * расположено двухэтажное здание с эксплуатируемым подвальным этажом и недостроенным чердачным помещением. Собственниками всех помещений торгового центра является ФИО2 В здании организован и функционирует торговый центр «Континент», помещения которого сдаются в аренду в целях организации торговли и оказания услуг, общая площадь помещений составляет <данные изъяты>
В ходе проверки 20.04.2018г., проведённой городской прокуратурой с участием сотрудников ОНДиПР г.о.г.Шахунья установлено, что по адресу: * * *, выявлены нарушения пожарной безопасности и антитеррористической защищенности, а именно: в Торговом центре «Континент» в доступных для граждан местах не размещены информационные стенды (табло), содержащие телефоны правообладателя соответствующего места массового пребывания людей, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности, а также информационные материалы о действиях при возникновении чрезвычайной ситуации, совершении террористического акта, обнаружении подозрительных предметов, мероприятия по антитеррористической защищенности и укрепленности не проводятся, сведения отражённые в паспорте безопасности не соответствуют фактическим. Система автоматической пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в торговом центре выполнены позонно (поэтажно), у каждой торговой точки установлена своя АПС и СОУЭ сигнал от которых не выведены на общий пост с круглосуточным дежурством, вместе с тем торговый центр является единым пожарным отсеком (не разделен на разные пожарные отсеки) (Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ ч.4 ст. 4, ч. 1 и 3 ст. 6, СП 3.13130.2009 табл.1 п.2); части здания, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности (помещения торговли, общественного питания, бытового обслуживания, складские и технические помещения) не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ ч. 4 ст. 4, ч. 1 и 3 ст. 6; СП 4.13130.2013 п. 4.2); коридоры длиной более 60 метров не разделены противопожарными перегородками 2-го типа (Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ ч. 4 ст. 4, ч. 1 и 3 ст. 6, ст.53; СП 1.13130.2009 п.4.3.3 абзац 2); пути эвакуации не соответствуют требованиям: в здании ТЦ имеется 1 лестничная клетка, остальные 2 лестницы соединяющие этажи ТЦ выполнены внутренними открытыми; на стенах внутренних открытых лестниц, а также в подвале размещены баннеры с неустановленными показателями пожарной опасности; у магазина «Домашний очаг» на пути эвакуации размещены товары, выходы из кафе «Зодиак» отделаны сгораемыми материалами (Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ ч. 4 ст.4, ч. 1 и 3 ст. 6, ст.53; СП 1.13130.2009 п.4.2.1, п.4.2.2., п.7.2.1., п.4.3.2 абзац 5); в полу на путях эвакуации допускаются перепады высот менее 45 см и выступы, за исключением порогов в дверных проемах; в местах перепада высот не предусмотрены пандусы с уклоном не более 1:6 (Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ ч. 4 ст. 4, ч. 1 и 3 ст. 6, ст.53; СП 1.13130.2009 п.4.3.4, ППР п.36 а); подвальный этаж имеет 4 эвакуационных выхода, которые не соответствуют предъявляемым требованиям (Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ ч. 4 ст. 4, ч. 1 и 3 ст. 6, ст.53; СП 1.13130.2009 п.4.2.1, п.4.2.2., п.7.1.6., п.7.1.7, п.7.1.8, 7.2.1); узлы пересечения строительных конструкций с нормируемыми пределами огнестойкости (перекрытия, противопожарные стены) кабелями, трубопроводами, воздуховодами и другим технологическим оборудованием имеют предел огнестойкости выше пределов, установленных для пересекаемых конструкций; отверстия (зазоры) образовавшиеся в местах пересечения противопожарных преград (перекрытий между 1 и 2 этажами) коммуникациями, кабелями и проводами, а также перекрытия между 2 этажом и чердачным помещением, вентиляционными каналами, выполненными из труб ПВХ не заполнены негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость) (ППР п.22); в подвале порошковая система АУП переведена на ручной пуск; часть подвала не защищена АУП (ППР п. п. 61, 62); в подвале длиной более 15 м. при отсутствии оконных проёмов система дымоудаления не выполнена (Федеральный закон от 22.07.2008г. № 123-ФЗ ч. 4 ст. 4, ч. 1 и 3 ст. 6, а также ст.138; СП 7.13130.2013 п.7.2 б), в).
В ходе рассмотрения дела ответчиками представлены доказательства об устранении нарушений правил пожарной безопасности, а именно заключение по обследованию технического состояния ТЦ «Континент» от 23.05.2018г., выполненного экспертной организацией ПромМашТест, согласно которому строительные конструкции ТЦ «Континент» находятся в работоспособном техническом состоянии, дальнейшая эксплуатация объекта допускается.
Согласно информации ОНД иПР по г.о.г.Шахунья от * * * и от 23.05.2018г. в торговом центре «Континент» устранены ранее выявленные нарушения: система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в торговом центре выполнена общей для всего здания; кафе «Зодиак», являющееся по функциональной пожарной опасности классом ФЗ.2. отделено от торговой части здания противопожарной преградой; заполнение дверного проёма противопожарной преграды находится на стадии завершения; работа по разделению коридора длиной более 60 метров противопожарными перегородками 2-го типа завершена; в здании ТЦ лестничная клетка отделена дверями с устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах. В коридорах на путях эвакуации мебель и сгораемые материалы убраны. На стенах внутренней открытой лестницы баннеры демонтированы. У магазина «Домашний очаг» на пути эвакуации сгораемые материалы убраны. У выхода из кафе «Зодиак» наружу горючая отделка демонтирована, на полу на путях эвакуации на перепадах высот выполнен 1 пандус; отверстия(зазоры) образовавшиеся в местах пересечения противопожарных преград(перекрытий между 1 и 2 этажами) коммуникациями, кабелями и проводами, а также перекрытия между 2 этажом и чердачным помещением вентиляционными каналами, выполненными из труб ПВХ заделаны негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость); часть подвала с туалетами, расположенная в нежилом помещении, общей площадью394 кв.м, этаж 1, подвал, адрес местонахождения объекта: * * *, пом. 23, выгорожена собственником и отделена от остальной части подвала противопожарной перегородкой. Эвакуационный выход из огороженной части подвала с туалетами имеется. Система автоматической противопожарной защиты выгороженной части подвала с туалетами исправна.
Также ответчиками представлены доказательства устранения нарушений антитеррористической защищенности, а именно: в Торговом центре размещены в доступных для граждан местах информационные стенды (табло), содержащие телефоны правообладателя соответствующего места массового пребывания людей, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности, а также информационные материалы о действиях при возникновении чрезвычайной ситуации, совершении террористического акта, обнаружении подозрительных предметов, заключен договор на обслуживание кнопки экстренного вызова полиции.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что нарушения пожарной безопасности и антитеррористической защищенности, установленные проверкой от * * * ответчиками устранены в большей части.
Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
Согласно отзыва инспекции государственного строительного надзора требование Шахунского городского прокурора получить в инспекции заключение о соответствии данного объекта противоречит нормам действующего законодательства.
Согласно п.п. 1,2 ч. 1 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ (далее по тексту - ГсК РФ) государственный строительный надзор осуществляется: при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со ст. 49 настоящего Кодекса либо является модифицированной проектной документацией; при реконструкции объектов капитального строительства, в том числе, при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со ст. 49 настоящего Кодекса.
Согласно п.п. 9, 10 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 № 54 государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок.
Проверке соответствия выполняемых работ, применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства и результатов таких работ требованиям технических регламентов, нормам и правилам, а также требованиям иных нормативных правовых актов и проектной документации подлежит соблюдение: при строительстве - требований к осуществлению подготовки земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования; при реконструкции - требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства для реконструкции в случае изменения параметров объекта капитального строительства, его частей, а также замены и (или) восстановления несущих строительных конструкций объекта капитального строительства (за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов).
Согласно п.п. 11 - 13, 26 Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации РД-11-04-2006, утвержденного Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2006 г. N 1129 (далее по тексту - Порядок) при проведении проверки должностное лицо органа государственного строительного надзора осуществляет следующие действия: рассматривает представленные застройщиком, техническим заказчиком, лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, для проведения проверки документы, связанные с выполнением работ (включая отдельные работы, строительные конструкции, участки сетей инженерно-технического обеспечения, инженерные системы и оборудование), применением строительных материалов (изделий), а также с осуществлением строительного контроля; проводит визуальный осмотр выполненных работ (включая отдельные выполненные работы, строительные конструкции, участки сетей инженерно - технического обеспечения, инженерные системы и оборудование) и примененных строительных материалов (изделий); оформляет результаты проведенной проверки.
Согласно п. 8 Положения государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с ч. 5 ст. 52 ГсК РФ извещения о начале работ до даты выдачи заключении о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Таким образом, как следует из системного толкования вышеприведенных правовых норм Положения и Порядка, государственный строительный надзор осуществляется только в форме проверок, проводимых с определенной периодичностью и только в процессе производства работ по строительству/реконструкции объекта, но не после фактического завершения работ по строительству/реконструкции. Заключение о соответствии построенного/реконструированного объекта может быть выдано застройщику/техническому заказчику органом строительного надзора только по результатам государственного строительного надзора, осуществляемого в ходе строительства/реконструкции объекта в установленном законом порядке.
Градостроительным кодексом РФ не предусмотрены случаи, при которых орган государственного строительного надзора выдает застройщику заключение о соответствии построенного/реконструированного объекта, если этим органом надзор за строительством/реконструкцией такого объекта не осуществлялся. Заключение о соответствии тем более не может быть выдано, если построенный/реконструированный объект уже эксплуатируется и на него зарегистрировано право собственности.
Таким образом, требование об обязании ответчиков получить в инспекции государственного строительного надзора Нижегородской области заключение о соответствии ТЦ «Континент», расположенного по адресу: * * *, не подлежит удовлетворению.
Требования истца о признании незаконным разрешений администрации г.Шахунья на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства - также не подлежат удовлетворению.
В суде установлено, что администрацией г.Шахунья выдано разрешение * * * на строительство объекта капитального строительства - двух одноэтажных пристроев к существующему зданию, расположенного по адресу: * * *.
* * * администрацией Шахунского района выдано разрешение * * * на строительство объекта капитального строительства - двухэтажного пристроя к существующему зданию магазина, расположенного по адресу: * * *.
* * * администрацией Шахунского района выдано разрешение * * * на строительство объекта капитального строительства – нежилых помещений I и II этажей и крыши, расположенного по адресу: * * *.
* * * администрацией Шахунского района выдано разрешение * * * на строительство объекта капитального строительства – реконструкцию нежилых производственных помещений под помещения административного назначения, расположенного по адресу: * * *.
* * * администрацией Шахунского района выдано разрешение * * * на строительство объекта капитального строительства – реконструкцию части помещений первого и подвального этажа торговых площадей, расположенного по адресу: * * *.
Администрацией * * * выданы разрешения на ввод объектов в эксплуатацию – 1-но этажный пристрой к существующему зданию, общей площадь. * * * м. (* * * от * * *), 1-но этажный пристрой к существующему зданию, общей площадью * * *. (* * * от * * *), 2-х этажный пристрой к существующему зданию, общей площадью * * * (* * * от * * *), двухэтажный пристрой к существующему зданию магазина, общей площадью * * *. (* * * от * * *.), помещение * * * и * * * после реконструкции объекта, общей площадью * * * (* * * от * * *), торговые площади, общей площадью * * *. (* * * от * * *).
Согласно ч. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (часть 1 статьи 200 ГК РФ).
Истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ).
Суд приходит к выводу, что срок исковой давности по данному требованию пропущен.
Стороной ответчика заявлено о применении срока исковой давности, что в силу закона является основанием для отказа в удовлетворении данных требований.
Статья 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставляет заинтересованному лицу право обратиться в суд с иском о запрещении деятельности, в результате которой был причинен вред или создается опасность причинения такого вреда в будущем.
Данная норма выполняет предупредительную функцию, направленную на обеспечение охраны прав и интересов граждан и организаций, являясь в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав. Для решения вопроса о запрещении деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем, должны быть представлены доказательства неустранимости выявленных недостатков, наличие которых создает угрозу причинения вреда, или нежелания их устранить.
Исходя из диспозиции названной нормы в системном истолковании с частью 1 статьи 56 ГПК РФ бремя доказывания возможности причинения вреда, вины ответчика и необходимости запрещения деятельности, создающую опасность причинения вреда, лежит на истце.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что выявленные нарушения ответчиками в большей степени устранены, оснований для приостановления деятельности Торгового центра «Континент» в полном объеме не имеется.
Вместе с тем, поскольку выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности в подвале объекта не устранены, требования Шахунского городского прокурора подлежат удовлетворению частично, в части обязания ответчика ИП ФИО2 приостановить эксплуатацию подвального помещения Торгового центра «Континент» расположенного по адресу: * * *, за исключением части подвального помещения с туалетами, расположенными в нежилом помещении * * * до устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности.
Руководствуясь ст. 196-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Шахунского городского прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО2, Администрации городского округа * * * о признании незаконным разрешения на ввод в эксплуатацию, об обязании приостановить деятельность Торгового центра «Континент» удовлетворить частично.
Обязать индивидуального предпринимателя ФИО2 приостановить эксплуатацию подвального помещения Торгового центра «Континент» расположенного по адресу: * * *, за исключением части подвального помещения с туалетами, расположенными в нежилом помещении * * * до устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности.
В удовлетворении исковых требований о приостановлении деятельности Торгового центра «Континент», расположенного по адресу: * * *, в полном объеме, а также в удовлетворении требований о признании незаконным разрешений на ввод в эксплуатацию отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Шахунский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме * * *.
Судья подпись
Копия верна.
Судья Н.В.Шатохина