ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-350/19 от 22.11.2019 Красногорского районного суда (Алтайский край)

Дело № 2-350/2019г.

Мотивированное решение изготовлено 22.11.2019г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 ноября 2019 года Красногорский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Коноваленко Л.В.,

при секретаре Дроздовой И.В.,

с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 ФИО7 к Администрации Красногорского района Алтайского края о возложении обязанности предоставить в собственность земельный участок без проведения торгов, заключить договор купли- продажи земельного участка.

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд к ответчику с исковым заявлением, в котором просил предоставить в собственность земельный участок, площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: в 9 км. от <адрес>, кадастровый , без проведения торгов по кадастровой стоимости, возложить обязанность на Администрацию Красногорского района Алтайского края осуществить подготовку проекта договора купли- продажи земельного участка.

В обоснование заявленных требований указал, что 01.12.2014г.между истцом и Администрацией Красногорского района был заключен договор аренды на земельный участок, с кадастровым номером ,который используется им в рамках разрешенного использования. На основании ст. 10 п.4 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и ст. 39.3 п.2 Земельного кодекса РФ истец просил заключить договор купли-продажи на данный земельный участок. В таком праве ему было отказано, со ссылкой на Закон Алтайского края от 14.03.2003 № 8-ЗС «О регулировании отдельных отношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон АК № 8-ЗС).

Решением Красногорского районного суда Алтайского края от 17.06.2019г. по делу № 2-212/2019г. по иску ФИО1 к Администрации Красногорского района Алтайского края о признании отказа в продаже земельного участка незаконным, обязании заключить договор купли- продажи, в удовлетворении иска ФИО1 отказано. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 13.08.2019г. решение Красногорского районного суда Алтайского края от 17.06.2019г. отменено в части отказа в признании решения незаконным. В мотивированной части апелляционного определения содержится суждение о том, что заявление ФИО1 о предоставлении ему в собственность спорного земельного участка подлежит повторному рассмотрению ответчиком.

В соответствии с апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 13.08.2019г. истец повторно обратился в Администрацию Красногорского района Алтайского края о предоставлении ему в собственность спорного земельного участка путем заключения договора купли- продажи без проведения торгов, по цене, равной кадастровой стоимости. Ответчик на данное заявление ответил повторным отказом, ссылаясь на то, что преамбула Закона Алтайского края № 8-ЗС от 14.03.2003г. « О регулировании отдельных отношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения», в соответствии с которой мораторий на предоставление в собственность земельных участков не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, введена в действие с 01 марта 2015г. и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с указанной даты. Поскольку договор аренды ФИО1 заключен 01.12.2014г., следовательно, действие преамбулы Закона Алтайского края № 8- ЗС в отношении него не распространяется.

Истец считает отказ не законным и полагает, что с декабря 2017года у него возникло право на приобретение в собственность арендуемого им земельного участка в соответствии с нормами Земельного кодекса РФ.

В преамбуле Закона АК № 8-ЗС указано, что его действие не распространяется на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии с разрешенным использованием которых предусматриваются гаражное строительство, ведение личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется земельным кодексом РФ.

Земельным кодексом Российской Федерации (далее ЗК РФ) ст. 39.3. предусмотрены случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов. Согласно п.п. 9 п. 2 ст. 39.3 без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину, этому гражданину по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня, истечения срока указанного договора аренды земельного участка.

В судебном заседании истец ФИО1 на удовлетворении иска настаивал по указанным в нем основаниям, посредством занесения в протокол судебного заседания уточнил исковые требования и просил возложить обязанность на Администрацию Красногорского района предоставить в собственность земельный участок без проведения торгов, заключить с истцом договор купли- продажи земельного участка площадью 1500 га, расположенного в 9 км. на север от <адрес> кадастровый .

Представитель ответчика – Администрации Красногорского района – ФИО2, действующая на основании доверенности от 09.01.2019г., в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований в полном объеме. В письменном отзыве на исковое заявление указала, на то, что в соответствии со ст.1 Закона Алтайского края от 14.03.2003г. № 8-ЗС « О регулировании отдельных отношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения» предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, производится с 01 января 2052 года. Законом Алтайского края от 04.03.2015г. № 16-ЗС « О внесении изменений в закон Алтайского края «О регулировании отдельных отношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения» внесены изменения в Закон Алтайского края № 8-ЗС, преамбула указанного Закона дополнена абзацем 2, в соответствии с которым действие указанного закона не распространяется на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии с разрешенным использованием которых, среди прочих, предусматривается ведение личного подсобного хозяйства. Действие Закона Алтайского края № 8-ЗС, в редакции Закона Алтайского края № 16-ЗС распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01 марта 2015г., тогда как правоотношения с ФИО1 возникли в момент заключения договора аренды, а именно 01.12.2014г.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные письменные доказательства, суд находит заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной или иной формах собственности.

Согласно ст. 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

На основании Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; земельное законодательство состоит из Земельного Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. На основании и во исполнение Земельного Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Согласно абзацу 1 п. 4 ст. 1 Федерального закона N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).

Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ,

В п. 2 ст. 15 ЗК РФ указано, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом и федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Судом установлено, что на основании договора аренды земельного участка от 01.12.2014г., заключенного Администрацией Красногорского района Алтайского края и ФИО1 в соответствии с Постановлением Администрации Красногорского района от 27.11.2014г. ФИО1 передан в пользование на условиях аренды из земель сельскохозяйственного назначения земельный участок:

- площадью 1500 га, находящийся в 9 км. на север от с. Калаш Красногорского района Алтайского края, кадастровый . Предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства ( пчеловодство).

В договоре аренды указано, что приведенное описание цели использование участка является окончательным и именуется в дальнейшем «Разрешенное использование».

Указанное подтверждается и представленной в материалы дела копией кадастрового паспорта спорного земельного участка от 20.10.2014г. филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Алтайскому краю, а также выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 08.11.2019г.

Договор аренды земельного участка заключен сроком с 01.12.2014г. по 01.12.2024г.

29.08.2019г. ФИО1 обратился к главе Администрации Красногорского района Алтайского края с заявлением о предоставлении в собственность вышеуказанного земельного участка без проведения торгов на основании п.4 ст. 10 ФЗ № 101 и пп.9.п2 ст. 39.3 ЗК РФ.

Согласно ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации ( ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, и именно собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом, а в соответствии с ч. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Согласно ч. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Администрацией Красногорского района Алтайского края ФИО1 дан ответ от 11.09.2019г., о том, что в соответствии со ст. 2 Закона Алтайского края от 04.03.2015г. № 16-ЗС « О внесении изменений в закон Алтайского края от 14.03.2003 № 8-ЗС «О регулировании отдельных отношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения» п.1 ст.1 настоящего Закона вступает в силу с момента его официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01 марта 2015г. Между Администрацией Красногорского района Алтайского края и ФИО1 договор аренды на вышеуказанный земельный участок заключен 01.12.2014г., то есть до 01.03.2015г., до вступления в силу изменений в законе. На основании изложенного Администрация Красногорского района не может передать запрашиваемый земельный участок в собственность.

Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Согласно ч.1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

В соответствии с ч.2 ст. 22 ЗК РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 624 ГК РФ в законе или договоре аренды может быть предусмотрено, что арендованное имущество переходит в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены.

В соответствии с ч. 1 ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

В силу п. 9 ч. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа:

-земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.

В соответствии с ч.1, 3 Статья 39.4. Земельного кодекса РФ при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на аукционе по продаже земельного участка цена такого земельного участка определяется по результатам аукциона или в размере начальной цены предмета аукциона при заключении договора с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, либо с единственным принявшим участие в аукционе его участником. При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.

В силу ч. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Нормативно-правовым актом, регулирующими отношения в области оборота земель сельскохозяйственного назначения на уровне субъекта – Алтайского края является Закон Алтайского края от 14.03.2003 № 8-ЗС «О регулировании отдельных отношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения».

В соответствии со ст. 1 Закона Алтайского края от 14.03.2003 № 8-ЗС «О регулировании отдельных отношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения» предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, производится с 1 января 2052 года.

Согласно преамбуле вышеуказанного Закона Алтайского края( в ред. Закона АК от 04 октября 2017 года N 66-ЗС) настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" регулирует отдельные отношения в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Алтайского края.

Действие настоящего Закона не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные, дачные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 1 Закона Алтайского края от 04 марта 2015 года № 16-ЗС «О внесении изменений в Закон Алтайского края "О регулировании отдельных отношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения" преамбула Закона Алтайского края от 14.03.2003 № 8-ЗС дополнена абзацем вторым следующего содержания: "Действие настоящего Закона не распространяется на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии с разрешенным использованием которых предусматриваются гаражное строительство, ведение личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом РФ.

Пунктом 2 статьи 2 Закона Алтайского края от 04.03.2015г. № 16-ЗС установлено, что пункт 1 статьи 1 настоящего Закона вступает в силу с момента его официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 марта 2015 года.

В соответствии со ст. 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса.

Согласно ч.2 ст. 422 Гражданского кодекса РФ если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Договор аренды ФИО1 заключен 01.12.2014г., соответственно права и обязанности сторон, установленные условиями данного договора, возникли 01.12.2014г., тогда как абзац второй преамбулы закона Алтайского края от 14.03.2003 № 8-ЗС в силу прямого указания закона распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.03.2015г.

Таким образом, действие преамбулы Закона Алтайского края от 14.03.2003г. № 8-ЗС на отношения, возникшие из договора аренды, заключенного с ФИО1 не распространяется, следовательно, право на приобретение арендуемого земельного участка по основаниям, установленным п. 9 ч. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов у ФИО1 отсутствует.

При таких обстоятельствах суд полагает, что исковые требования ФИО1 удовлетворению не подлежат в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Красногорский районный суд Алтайского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Л.В. Коноваленко

.

.

.

.

.

.