ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-350/19 от 29.01.2019 Центрального районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело №2-

350

/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29

января

2019 года

Центральный районный суд города Новосибирска в составе:

председательствующего судьи Александровой Е.А.,

при секретаре Копаневой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Главному Управлению МВД России по <адрес> и МВД по <адрес>-Алания о признании статуса «Ветеран боевых действий» и выданного удостоверения – действительным,

у с т а н о в и л:

Истец обратился в суд с иском к Главному Управлению МВД России по <адрес> и МВД РФ по <адрес>-Алания в котором просит:

- Признать незаконным решение комиссии МВД РФ по <адрес>-Алания по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий об отказе в присвоении ему статуса «Ветеран боевых действий» подполковнику запаса ФИО1;

- Признать, что ФИО1 является ветераном боевых действий, в связи с участием в таковых в <адрес>-Алания с 14.08.2000 года по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и обязать комиссию МВД РФ по <адрес>-Алания по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий признать удостоверение серии РМ от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Министерством внутренних дел РСО-Алания – действительным;

- Признать за ФИО1 право на льготы, в связи с наличием статуса «Ветеран боевых действий», предоставляемые начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленного иска истец указал, что он, подполковник запаса МВД РФ ФИО1, действительно в периоды - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в зоне вооруженного конфликта в Северо-Кавказском регионе и выполнял задачи по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года, прилегающего к территории Чеченской Республики. Данный факт подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ФКУ «Военный комиссариат <адрес>».

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он находился в служебной командировке в составе Объединенной группировки войск (сил) на территории Северо-Кавказского региона РФ и принимал участие в выполнении служебно-боевых задач. Данный факт подтверждается справкой того же военного комиссариата от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, решением Владикавказского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившем в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, также доподлинно установлено, что подполковник ФИО1 принимал личное участие в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта. Таким образом, факт личного участия его, ФИО1, в боевых действиях, установлен судом.

ДД.ММ.ГГГГ Министерством внутренних дел РСО-Алания в лице заместителя министра ФИО2 ему, ФИО1, выдано удостоверение ветерана боевых действий серии РМ и он по месту своего постоянного проживания (<адрес>) до ДД.ММ.ГГГГ получал от Отделения Пенсионного фонда РФ по <адрес> социальную помощь в виде ежемесячной денежной выплаты по категории «Ветеран боевых действий».

Однако ДД.ММ.ГГГГ он получил уведомление из Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> о том, что на основании решения комиссии МВД РФ по <адрес>-Алания по пересмотру документов, подтверждающих выдачу удостоверения «Ветеран боевых действий», выявлено и признано недействительным его удостоверение и ему с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время прекращена ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) из Пенсионного фонда РФ.

Как указал истец, он с такой позицией категорически не согласен, поскольку этим грубо нарушаются его права как ветерана боевых действий, как офицера МВД, принимавшего участие в боевых действиях. Его друзья-однополчане, находившиеся вместе с ним в этот же период времени в зоне конфликта, до настоящего времени являются ветеранами боевых действий и получают до сих пор ежемесячные выплаты ЕДВ.

В связи с этим истец неоднократно письменно обращался в МВД РФ и МВД по <адрес>-Алания с заявлениями о восстановлении ему статуса «Ветеран боевых действий», однако каждый раз получал неудовлетворительные ответы.

Полагая, что его права нарушены, ФИО1 обратился в суд.

Истец ФИО1 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме и пояснил, что он является военным пенсионером, подполковник запаса. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годаон проходил военную службу в Северо-Кавказском Краснознаменном институте внутренних войск МВД России, дислоцирующемся в <адрес> Республики Северная Осетия-Алания. В периоды - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он выполнял задачи в зоне вооруженного конфликта в Северо-Кавказском регионе по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года, прилегающего к территории Чеченской Республики. Кроме этого, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год он находился в служебной командировке в составе объединенной группировки войск в Ханкале (<адрес>). Фактвыполнения им задач по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта, в условиях вооруженного конфликта на территории Северо-Кавказского региона непосредственно прилегающей к Чеченской Республике, после отмены чрезвычайного положения, в указанный период подтверждается решением Владикавказского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель истца ФИО3, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании поддержал исковые требования, просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Главного Управления МВД России по <адрес>ФИО4,действующая на основании доверенности, ФИО5, действующая на основании доверенности, заявленные ФИО1 исковые требования не признали и просили суд в иске отказать. Также представитель ответчика ФИО4 представила в суд возражения на исковое заявление, в котором указала, что ГУ МВД России по <адрес> считает себя ненадлежащим ответчиком по данному делу.

Представитель ответчика - МВД РФ по <адрес>-Алания в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия (л.д. 100). При этом представителем ответчика представлены в суд возражения на исковое заявление (л.д. 102-104), в которых он просит суд отказать ФИО1 в удовлетворении исковых требований в полном объеме по следующим основаниям.

1. Как следует из искового заявления, истец ДД.ММ.ГГГГ получил уведомление из УПФР РФ в <адрес> о том, что его удостоверение ветерана боевых действий признано недействительным и ему прекращена ежемесячная денежная выплата. Следовательно с указанной даты ФИО1 знал о нарушении своего права, однако в суд с иском обратился лишь в октябре 2018 года. Таким образом истцом пропущен общий срок исковой давности, предусмотренный п. 1 ст. 196 ГК РФ, составляющий три года. Им также пропущен срок для обращения в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 392 ТК РФ, согласно которой, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Доказательств того, что указанный процессуальный срок пропущен по уважительной причине истцом не представлено.

2. Признание граждан ветеранами боевых действий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах». Согласно пп. 1 п. 1 статьи 3 данного закона к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов Г. безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами Г. власти СССР, органами Г. власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов Г. власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации. Указанный перечень лиц, которые могут быть признаны ветеранами боевых действий, является исчерпывающим.

Разделом 3 Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, утвержденного названным Законом «О ветеранах», к ведению боевых действий на территории Российской Федерации отнесены:

- выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года;

- выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О зонах вооруженных конфликтов», к зоне вооруженного конфликта в Чеченской Республике отнесена только территория Чеченской Республики.

Чрезвычайное положение на территории Республики Северная Осетия–Алания и Республики Ингушетия было введено со ДД.ММ.ГГГГ в связи с осетино-ингушским конфликтом октября-ноября 1992 года и отменено ДД.ММ.ГГГГ. Выполнение задач по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года не связано с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике.

Решения о ведении боевых действий в ходе осетино-ингушского конфликта не принималось. Военнослужащие и сотрудники органов внутренних дел выполняли задачи по обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности, ликвидации последствий этого конфликта.

Таким образом военнослужащие и сотрудники органов внутренних дел, выполнявшие задачи по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта на территории Республики Северная Осетия–Алания и Республики Ингушетия к ветеранам боевых действий не относятся.

3. Истцом не представлено доказательств участия в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 года по декабрь 1996 года или выполнения задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года.

Представленным решением Владикавказского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ установлено его участие в ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта, но не установлено выполнение вышеперечисленных задач, дающих право на получение удостоверения ветерана боевых действий.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление пенсионного фонда РФ (Г. учреждение) в <адрес>.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав мнение лиц участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела доказательства, приходит к следующему.

Судом установлено, что согласно пункту 12 Послужного списка офицера, ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в Северо-Кавказском Краснознаменном институте внутренних войск МВД России в должности преподавателя кафедры обеспечения служебно-боевой деятельности внутренних войск, в воинском звании – подполковник. Уволен с военной службы в запас по абз. 3 подп. «в» пункта 5 статьи 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и абз. 3 подп. «в» пункта 5 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы (по семейным обстоятельствам). Исключен из списков личного состава с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 150-158).

В соответствии с пунктом 13 Послужного списка офицера, ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в служебной командировке в составе Объединенной группировки войск (сил) на территории Северо-Кавказского региона РФ и принимал участие в выполнении служебно-боевых задач. Основание: Указ Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Указанный период времени засчитывать в выслугу лет для назначения пенсии из расчета один день военной службы за три дня.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил службу в зоне вооруженного конфликта в Северо-Кавказском регионе и выполнял задачи по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года, восстановлению законности и правопорядка. Указанный период времени засчитывать в выслугу лет для назначения пенсии из расчета один месяц службы за три месяца. Основание: Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ, Указ Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ, Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные периоды военной службы ФИО1 в зоне вооруженного конфликта в Северо-Кавказском регионе и выполнении им задачи по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» (л.д. 16).

Согласно выписке из приказа начальника Северо-Кавказского Краснознаменного института внутренних войск МВД России с/ч от ДД.ММ.ГГГГ, преподавателя подполковника ФИО1 – находившегося в н.<адрес> с ДД.ММ.ГГГГ полагать прибывшим из служебной командировки (л.д. 17).

Владикавказский гарнизонный военный суд в решении от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, признал, что подполковник ФИО1 и другие военнослужащие (всего 5 человек), выполняли задачи по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта, в условиях вооруженного конфликта на территории Северо-Кавказского региона непосредственно прилегающей к Чеченской Республике, после отмены чрезвычайного положения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18-22).

На основании решения Владикавказского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ начальникомСеверо-Кавказского Краснознаменного института внутренних войск МВД России ДД.ММ.ГГГГ был издан приказ «О дополнительных льготах и компенсациях военнослужащим Северо-Кавказского Краснознаменного института внутренних войск МВД России за период выполнения задач по ликвидации последствий Осетино-Ингушского конфликта октября-ноября 1992 года и на территории Северо-Кавказского региона, прилегающего к территории Чеченской Республики».

Начальник института приказал: 1. Нижепоименованных военнослужащих полагать выполнявшими задачи в зоне вооруженного конфликта в указанный период времени. Подполковника ФИО1:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Указанные периоды засчитать в выслугу лет для назначения пенсии из расчета один месяц военной службы в условиях вооруженного конфликта за три. Полевые (суточные) деньги выплатить в тройном размере исходя из размеров установленных на момент фактической выплаты за указанные периоды (л.д. 7-8).

На основании решения комиссии по выдаче удостоверений ветерана боевых действий (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 167), Министерством внутренних дел РСО-Алания ДД.ММ.ГГГГФИО1 выдано удостоверение «Ветеран боевых действий» серия РМ , за ним признано право на льготы, установленные п.1 ст.16 Федерального закона «О ветеранах» (л.д. 46).

Как следует из письменного сообщения Министерства внутренних дел РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с указанием Первого заместителя Министра внутренних дел РФ генерал-полковника милиции ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ комиссией МВД России была проведена проверка правомерности признания ветеранами боевых действий сотрудников (военнослужащих) МВД по <адрес>-Алания и пенсионеров из их числа. В ходе проверки было выявлено, что в МВД по РСО-Алания в результате неверной трактовки Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах», Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об удостоверении ветерана боевых действий, приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России», в период с 2004 по 2006 годы удостоверения ветерана боевых действий в большинстве случаев выдавались не за выполнение задачв условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях РФ, отнесенных к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 года по декабрь 1996 года и не за выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 год, а за участиесотрудников (военнослужащих) МВД по <адрес>-Алания в ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года.

В результате проведенной проверки оснований выдачи удостоверений ветерана боевых действий решением комиссии МВД по <адрес>-Алания по пересмотру документов, подтверждающих выдачу удостоверений ветерана боевых действий от ДД.ММ.ГГГГ (протокол , л.д. 168-оборот), удостоверение «Ветеран боевых действий» серия РМ на имя ФИО1 признано недействительным, как выданное в нарушение действующего законодательства, так как военнослужащие и сотрудники органов внутренних дел, выполнявшие задачи по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта в условиях чрезвычайного положения на территории Республики Северная Осетия-Алания и Республики Ингушетия, к ветеранам боевых действий не относятся (письмо МВД РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 165-166).

Согласно уведомлению Управления пенсионного фонда РФ (Г. учреждение) в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и письма Пенсионного фонда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) по категории «Ветеран боевых действий» в отношении ФИО1 прекращена с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что на основании решения комиссии МВД по <адрес>-Алания по пересмотру документов, подтверждающих выдачу удостоверения «Ветеран боевых действий», выявлено и признано недействительным удостоверение ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (удостоверение серия РМ от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 23,24).

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в Министерство внутренних дел РФ с письменным заявлением, в котором просил признать решение комиссии МВД по <адрес>-Алания о признании недействительным его удостоверения ветерана боевых действий незаконным (л.д. 26-28).

На указанное заявление ФИО1 из МВД России поступил ответ (от ДД.ММ.ГГГГ), в котором ему отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий (л.д. 38-39).

Аналогичный ответ был направлен в адрес ФИО1 и из МВД по <адрес>-Алания (от ДД.ММ.ГГГГ), в котором со ссылкой на Федеральный закон «О ветеранах» и другие нормативные акты, сказано, что правовых оснований для восстановления ему статуса ветерана боевых действий отсутствуют (л.д. 41-42).

В соответствии с п.1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах», в редакции, действовавшей в период выдачи ФИО1 удостоверения «Ветеран боевых действий», к ветеранам боевых действий относились военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов Г. безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами Г. власти СССР, органами Г. власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов Г. власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Пунктом 3 ст. 3 указанного выше Закона о ветеранах установлен перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону. Так, согласно приложению "Выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года» и «Выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года" относится к разделу три приложения.

На лиц, принимавших участие в боевых действиях в государствах (на территориях), указанных в разделе III, распространяется действие статей 3 и 4 Федерального закона "О ветеранах".

Из анализа приведенных выше норм в их совокупности следует, что законодатель ставит приобретение статуса ветерана боевых действий в зависимость от соблюдения следующих условий: фактического участия в боевых действиях или осуществление функций, приравненных к участию в боевых действиях, в определенных государствах, городах и территориях и в определенные периоды; оформление соответствующего удостоверения в порядке и на условиях, которые предусмотрены соответствующими нормативными актами.

Полномочия по определению порядка и условий выдачи удостоверения ветерана боевых действий предоставлены Правительству РФ, которое в свою очередь делегировало ряд своих полномочий в этом вопросе федеральным органам исполнительной власти.

Так, Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, пунктом 2 которого предусмотрено, что выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.

Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – Инструкция).

Согласно п.1 Инструкции в редакции, действовавшей в период выдачи ФИО1 удостоверения ветерана боевых действий, Инструкция разработана в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об удостоверении ветерана боевых действий» и определяет порядок выдачи в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации удостоверений ветерана боевых действий сотрудникам и работникам органов внутренних дел, военнослужащим и лицам гражданского персонала внутренних войск МВД России, гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России, выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, либо выполнявшим (выполняющим) задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона.

В соответствии с п.3 приведенной Инструкции основанием для выдачи удостоверений лицам, указанным в пункте 1 настоящей Инструкции, является документально подтвержденный факт прохождения службы (военной службы), работы в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, устанавливаемый в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций».

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годапроходил военную службу в Северо-Кавказском Краснознаменном институте внутренних войск МВД России, дислоцирующемся в <адрес> Республики Северная Осетия-Алания.

Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», внутренние войска призваны защищать интересы личности, общества и государства, конституционные права и свободы граждан от преступных и иных противоправных посягательств. В статье 2 этого же закона указано, что выполнение задач, возложенных на внутренние войска, осуществляются, в том числе, военными образовательными организациями высшего образования.

В соответствии со ст. 17 указанного закона, исполнение обязанностей военной службы военнослужащими внутренних войск в составе караула, гарнизона, заставы, войскового наряда, а также в составе воинских частей (подразделений), привлекаемых для выполнения возложенных на внутренние войска задач, является несением боевой службы. Продолжительность несения боевой службы военнослужащими внутренних войск определяется временем фактического нахождения военнослужащего в составе караула, гарнизона, заставы, войскового наряда, а также в составе воинских частей (подразделений), привлекаемых для выполнения возложенных на внутренние войска задач.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций» дополнительные гарантии и компенсации предоставляются за время фактического выполнения задач в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта

Согласно Указу Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года» действие Постановления от ДД.ММ.ГГГГ распространяется на личный состав соединений и воинских частей федеральных органов исполнительной власти, участвующих в нормализации обстановки, восстановлении законности и правопорядка на территории <адрес> и Ингушетия.

Постановлениями Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, выполнение военнослужащими задач по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта, после отмены на этих территориях чрезвычайного положения, отнесено к выполнению задач при вооруженном конфликте.

Из приказа Председателя В. Г. комитета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжения Председателя В. Г. комитета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и справки полномочного представителя президента РФ в <адрес>-Алания следует, что Высшее военное командное училище внутренних войск МВД РФ (далее Северо-Кавказский Краснознаменный институт внутренних войск МВД России, дислоцирующийся в <адрес> Республики Северная Осетия-Алания) входило в перечень частей, участвующих в выполнении задач по нормализации обстановки, восстановлении законности и правопорядка на территории Республики Северная Осетия и Ингушетия после отмены на этих территориях чрезвычайного положения до ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные выше нормативные акты приведены в решении Владикавказского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19), на основании которых суд сделал вывод, что выполнение заявителями (ФИО1 и др.) задач в составе оперативных групп, войскового резерва, подразделений постоянной готовности, участие совместно с сотрудниками органов внутренних дел в патрулировании, в охране наиболее важных объектов, в обеспечении пресечения деятельности банд-формирований, несении службы на блокпостах и заставах, в составе выставляемых заслонов, секретов, маневренных групп, участие в обеспечении безопасности перевозки вынужденных переселенцев, относится к фактическому выполнению задач в условиях вооруженного конфликта.
Таким образом судом установлено, что ФИО1 в период прохождения военной службы в зоне вооруженного конфликта в Северо-Кавказском регионе, фактически выполнял задачи по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года, восстановлению законности и правопорядка в зоне чрезвычайного положения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Данный факт нашел свое подтверждение в ходе судебного заседания из представленных в материалы дела документов, в частности, послужного списка истца, приказа начальникаСеверо-Кавказского Краснознаменного института внутренних войск МВД России от ДД.ММ.ГГГГ, решения Владикавказского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ.

При этом суд учитывает, что решение Владикавказского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ имеет преюдициальное значение при рассмотрении искового заявления ФИО1 в Центральном районном суде <адрес>, так как, в соответствии с ч.2 ст.61 ГПК РФ- обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Ответчик – МВД РФ по <адрес>-Алания в своих возражениях на исковое заявление указал, что истцом не представлено доказательств его участия в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта, а в представленном ФИО1 решении Владикавказского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ установлено лишь егоучастиев ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта,но неустановлено выполнениевышеперечисленных задач, дающих право на получение удостоверения ветерана боевых действий.

Однако, изложенные выше утверждения ответчика не соответствуют действительности, так как решением Владикавказского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которое уже приведено выше, установлено именновыполнение ФИО1 задач по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта.

Данный факт установленрешением Владикавказского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ и доказыванию, согласно ч.2 ст.61 ГПК РФ, не подлежит. Иное будет означать пересмотр вступившего в законную силу и исполненного в полном объеме решения гарнизонного военного суда, что в полномочия Центрального районного суда
<адрес> не входит.

Кроме этого, на запрос суда, на основании каких документов Комиссией МВД по <адрес>-Алания было принято решение о признании недействительным удостоверения «Ветеран боевых действий» от ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО1, Ответчик представил письменный ответ (л.д. 165-166), в котором сказано, что в МВД по <адрес>-Алания направлялись запросы на подтверждение непосредственного участия ФИО1 в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона в период с 2000 года по 2004 год: в 2010 году – на имя начальника СКВИ ВВ МВД РФ и в 2015 году – в ГИАЦ МВД России. Однако представить эти документы Ответчик не может, в связи с тем, что они были уничтожены по истечению сроков хранения (представлена копия акта об уничтожении несекретных документов).

Из данного письма Ответчика видно, что запросы на ФИО1 направлялись в 2010 году и в 2015 года, а лишен он был удостоверения «Ветеран боевых действий» ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует выписка из протокола заседания комиссии МВД по РСО-Алания (л.д. 168 на обороте).

Также в материалах дела содержится ответ от ДД.ММ.ГГГГ/Р-5132-18 из Центрального архива войск национальной гвардии (на запрос МВД по РСО-Алания), где сказано, что в приказах Северо-Кавказского военного института внутренних войск МВД РФ, утвержденных командующим ОГВ(с) «О льготном исчислении выслуги лет и дополнительной денежной выплате военнослужащим, принимавшим участие в проведении контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона российской Федерации» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, находящихся на хранении в Центральном архиве войск национальной гвардии РФ, сведений о фактическом участии ФИО1 в контртеррористической операции не обнаружено (л.д. 43).

Этот же ответ из Центрального архива войск национальной гвардии был положен в основу письма ФИО1 из МВД по РСО-Алания о том, что он к ветеранам боевых действий относиться не может (л.д. 38-39).

Однако, как установлено в суде, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО1 находился в служебной командировке в составе Объединенной группировки войск (сил) на территории Северо-Кавказского региона РФ и принимал участие в выполнении служебно-боевых задач (н.<адрес>). И данный период ФИО1 не оспаривается, так как он действительно лишь участвовал в выполнении служебно-боевых задач, а удостоверение «Ветеран боевых действий» ему было выдано за выполнение задач по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года, восстановлению законности и правопорядка в зоне чрезвычайного положения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, Ответчик не представил суду доказательств того, чем руководствовалась Комиссия МВД по <адрес>-Алания, принимая решение о признании недействительным удостоверение «Ветеран боевых действий» от ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО1

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что удостоверение «Ветерана боевых действий» серии РМ от ДД.ММ.ГГГГ было выдано ФИО1 МВД РФ по <адрес>-Алания законно и обоснованно, в связи с чем он имеет право пользования мерами социальной поддержки, предусмотренными действующим законодательством для ветеранов боевых действий с момента их прекращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

При этом суд учитывает, что в течение 10 лет за ФИО1 признавался государством присвоенный ему статус ветерана боевых действий, на основании этого удостоверения ему производились выплаты. Материалы дела не содержат данных о недобросовестности истца, о введении органов МВД России в заблуждение.

С учетом изложенного суд находит требования ФИО1 обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом, надлежащим ответчиком по указанному делу является Министерство внутренних дел по <адрес>-Алания, так как последним выдавалось ФИО1 удостоверение ветерана боевых действий и решением комиссии Министерства внутренних дел по <адрес>-Алания указанное удостоверение признано недействительным. 

Рассматривая доводы ответчика на пропуск ФИО1 трехгодичного срока исковой давности, предусмотренного ст. 196 ГК РФ, суд считает, что этот вывод ответчика основан на неправильном толковании и применении норм материального права. Так, согласно п. п. 1 и 3 ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников; к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Спорные правоотношения вытекают из законодательства о социальном обеспечении, носят публично-правовой характер, поэтому нормы Гражданского кодекса РФ, регулирующие исковую давность, неприменимы к указанным правоотношениям.

Кроме этого, ФИО1, имея право на назначение ежемесячной денежной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ, не получал ее по причине необоснованного признания недействительным удостоверения ветерана боевых действий. Таким образом, ежемесячная денежная выплата с марта 2015 года не была получена им по вине Министерства внутренних дел по <адрес>-Алания, следовательно, причитающиеся выплаты должны быть произведены за прошлое время без ограничения каким-либо сроком. Исковая давность к возникшим правоотношениям, вытекающих из законодательства о социальной защите ветеранов, не применяется.

Кроме того, заявляя о пропуске истцом срока исковой давности, ответчик ссылается на норму ст. 392 ТК РФ.

Согласно ст. 392 ТК РФ, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Под индивидуальным трудовым спором понимается неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (ст. 381 ТК РФ).

Учитывая характер спорных правоотношений, наличие спора о праве, указанный спор не является индивидуальным трудовым спором.

Руководствуясь ст.ст.194, 199 ГПК РФ, судья

Р е ш и л :

Исковые требования ФИО1 к Министерству внутренних дел по <адрес>-Алания о признании статуса «Ветеран боевых действий» и выданного удостоверения действительным – удовлетворить.

Признать незаконным решение комиссии МВД РФ по <адрес>-Алания по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий об отказе в присвоении статуса «Ветеран боевых действий» подполковнику запаса ФИО1.

Признать, что ФИО1 является ветераном боевых действий, в связи с участием в таковых в <адрес>-Алания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязать комиссию МВД по <адрес>-Алания по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий признать удостоверение серии РМ от ДД.ММ.ГГГГ, выданное МВД по <адрес>-Алания – действительным.

Признать за ФИО1 право на льготы, в связи с наличием статуса «Ветеран боевых действий», с ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Главному Управлению МВД России по <адрес> – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения суда с подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд <адрес>.

Решение суда в окончательной форме изготовлено «08» февраля 2019 года.

Судья Е.А. Александрова

Подлинник решения находится в гражданском деле -350/2019 Центрального районного суда <адрес>.