ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-350/2015 от 28.11.2016 Ветлужского районного суда (Нижегородская область)

Дело №2-350/2015

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Ветлуга ДД.ММ.ГГГГ

(решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ)

Ветлужский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Горева И.А., при секретаре Соколовой А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ветюговой Л.Н. к администрации Ветлужского района Нижегородской области, администрации г.Ветлуги Нижегородской области о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Ветюгова Л.Н. обратилась в суд с иском к администрации Ветлужского района Нижегородской области, администрации г. Ветлуги Нижегородской области о предоставлении жилого помещения, двухкомнатной квартиры, общей площадью не менее 34 кв. метров, жилой не менее 22,2 кв. метров, отвечающую санитарным и техническим требованиям, в границах города <адрес>. В обоснование требований истец указала, что

согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ей было приобретено жилое помещение по адресу: <адрес> виде двухкомнатной квартиры с изолированными комнатами, общей площадью 19,3 кв. м., в том числе основной 14.3 кв. м. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ указанный жилой дом признан ветхим и включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. На участие в долевом строительстве жилых помещений в многоквартирном доме в целях приобретения в муниципальную собственность жилых помещений для переселения граждан Ветлужского муниципального района <адрес> из аварийного жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ был заключен муниципальный контракт . Согласно региональной программе, расселение дома и его снос запланирован на 4 квартал ДД.ММ.ГГГГ. Под расселение истцу предложили однокомнатную квартиру по адресу: <адрес>, общей площадью 34 кв. метра из них жилой 22, 2 кв. метра. После ее обращения в районную администрацию оказалось, что районная администрация при подготовке заявки на расселение аварийного жилого дома в котором находилась ее квартира, утеряла документы на эту квартиру, подтверждающее то, что эта квартира двухкомнатная.

В связи с тем, что истец была не согласна получать однокомнатную квартиру, районная администрация совместно с застройщиком сделали перепланировку в данной квартире и установили перегородку, утверждая, что квартира соответствует санитарным и техническим требованиям для двухкомнатной квартиры. Решением Ветлужского районного суда было отказано в иске районной администрации о производстве мены ее квартиры, по причине несоблюдения процедуры, предшествующей изъятию квартиры. Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ районной администрации отказано в выкупе квартиры по причине несоблюдения процедуры предшествующей изъятию квартиры. Надлежащее соглашение ответчиком до момента изъятия жилого помещения в письменном виде не заключалось, т.е. соглашение об обмене на конкретное жилое помещение не достигнуто, хотя квартиру истца включили в программу, с выбранным способе переселения - изъятие жилого помещения, путем обмена. Это подтверждается приложением к региональной адресной программе многоквартирных домов по способам переселения граждан, из граф 5 -10 и 14- следует, что для всех жителей аварийных домов был выбран способ переселения - обмен и не указано ни одного – выкупа. Истец не возражала против обмена. Только отказалась от предлагаемого варианта квартиры для обмена, так как квартира фактически является однокомнатной, с перегородкой и не соответствовала требованиям СНиП. Тогда как квартира Ветюговой Л.Н. была с изолированными комнатами, а предлагаемая квартира была с проходными комнатами, что значительно снижает ее потребительские качества. Не смотря на то, что ранее в своем решении суд указал, что при рассмотрении иска Ветюговой Л.Н. предоставлении квартиры в соответствии со СНиП, квартира являлась подходящим вариантом для обмена, однако, и в этом случае требовалось ее предварительное согласие на обмен именно на эту квартиру. В постановлении Правительства Нижегородской области от 19 июня 2013 года № 383 « Об утверждении региональной адресной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013-2015 годы» указано, что критерий отбора аварийных домов на территории муниципальных образований Нижегородской области. В адресный перечень программы включены все аварийные многоквартирные дома, сведения о которых представлены муниципальными образованиями Нижегородской области в Министерстве социальной политики Нижегородской области для реализации положения предусмотренного пунктом 6 статьи 17 Федерального закона № 185-ФЗ. Очередность расселения аварийных многоквартирных домов в разрезе этапе реализации программы определяется муниципальными образованиями, на основании следующих критериев - аварийные многоквартирные дома, для собственников помещений в которых истек установленный разумный срок сноса таких домов силами собственников, также аварийные многоквартирные дома, в которых все жилые в нежилые помещения находятся в муниципальной собственности; аварийные многоквартирные дома, где всеми собственниками выбраны конкретно варианты переселения, взяты обязательства в письменной форме о реализации конкретного варианта переселения и согласованы с органами местного самоуправления условия изъятия жилых помещений; аварийные многоквартирные дома, в которых общие собрания собственников помещений приняли единогласные решения об участии в региональной программе по переселению, но для которых не истек установленный срок сноса таких домов силами собственников.

Объем финансирования программы за счет средств местных бюджетов

реализация программных мероприятий предусматривает наличие обязательств органов местного самоуправления муниципальных образований – участников программы по расходованию средств местных бюджетов на следующие цели. Обеспечение обязательного долевого финансирования мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда; обеспечение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда, то есть финансирования дополнительной площади благоустроенных жилых помещений, приобретаемых (строящихся) в рамках заключенных муниципальных контрактов; п. 8 «порядок, расходования субсидий, полученных муниципальными образованиями - участниками программы на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, за счет средств Фонда и областного бюджета». В целях определения источников финансирования для совершения расчетов с застройщиками (генеральными подрядчиками) по заключенным муниципальным контрактам на приобретение (строительство) благоустроенных жилых помещений муниципальным образованиям - участникам программы до совершения первого платежа по данным контрактам необходимо распределить приобретаемые (строящиеся) по заключенным муниципальным контрактам жилые помещения между гражданами, проживающими в аварийном жилищном фонде, на основании соответствующего решения органа местного самоуправления или органа по учету и распределению жилья и заключенных предварительных соглашений с гражданами - собственниками и соглашений о намерениях с нанимателями жилого помещения должны происходить как указано в программе до совершения первого платежа застройщику, т.е. фактически согласование должно но быть до начала строительства жилого дома для расселения по данным проекта дома и квартир в нем. В указанном муниципальном контракте в п. 4.4. указана сумма первого платежа в размере <данные изъяты>, аванс до ДД.ММ.ГГГГ / с тем, чтобы в последствии через суд либо обязать произвести мену на основании предварительного заключенного договора мены либо выкупить жилое помещение на согласованных условиях о выкупе жилого помещения ; в случае отсутствия согласия данные обстоятельства должны быть зафиксированы не после факта предоставления жилого помещения, а еще в процессе подготовки документов. Статья 32 ЖК РФ / п. 8/, ФЗ от 21.07.2007г. №185-ФЗ «О фонде содействия № 14 «О не реформирования жилищно-коммунального хозяйства» ФЗ-185 и региональной программой, также ссылающейся на ЖК РФ и ФЗ-185,где предусмотрена последовательность действий администрации по выполнению программы. Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2007 года 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 ЖК РФ). При этом собственник имеет право выбора любого из названных обеспечения его жилищных прав. Кроме этого, из положений ФЗ-185 следует, что федеральный законодатель предусматривая правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для переселения нарушений граждан из аварийного жилищного фонда, одновременно предписывает осуществлять переселение граждан из аварийного жилищного фонда не по своему усмотрению, a в соответствии с жилищным законодательством. В Бюллетене Нижегородского областного суда № 6 за июнь 2014 года указано, что по общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жило помещения в доме путем выкупа. Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления и только с учетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ). Вместе с тем, если жилой дом признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов. Данная судебная практика подтверждается постановлениями Пленумов Верховного Суда РФ, судебными решениями других регионов. Так пленумом Верховного Суда РФ в п. 20 постановления от 02 июля 2009 года «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ, разъяснено, что судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для муниципальных нужд необходимо иметь в виду, что несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собой отказ в иске органу государственной власти (органу местного правления) о выкупе жилого помещения. Данная ситуация возникла по причине многочисленных нарушений со стороны Администрации. При сопоставлении условий Программы, т.е. условий расселения аварийного жилья с требованиями ст. 32 ЖК РФ, то обстоятельство, что истец отказалась от предложенного варианта жилого помещения, не освобождает администрацию от обязанности предоставить истцу другой вариант квартиры. На момент расселения вариантов было много. По мнению истца некоторые незаконно получили жилье в квартирах под расселение. Администрация не стала регулировать возникший конфликт и согласовывать другой вариант. Таким образом, незаконным несвоевременным «узакониванием» требований о сносе дома и последующими незаконными действиями, направленными на выкуп у истца жилого помещения после расселения дома, с учетом других многочисленных нарушений, допущенных администрацией района до включении аварийного дома в программу переселения, администрация лишает истца права получить жилье по выбранному истцом способу изъятия жилого помещения - путем обмена, кроме этого, согласованного с администрацией. Самое главное, выкупная цена изымаемого жилого помещения должна делиться не в результате отказа истца от переселения, а на стадии подготовки, до включения аварийного дома в региональную программу. Часть 8 ст. 32 ЖК РФ предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену. По смыслу приведенной нормы, отселение граждан из сносимых жилых домов и прекращение их права собственности на жилые помещения в этих домах может быть осуществлено только с согласия собственника путем заключения договора, что соответствует положениям ст. 235 Гражданского кодекса РФ, устанавливающей основания прекращения права собственности. Согласно ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Часть 3 ст. 154 ГК РФ предусматривает, что для заключения договора необходимо выражение согласованной воли (двусторонняя сделка) либо трех или более сторон (многостороння сделка). Таким образом, отношения между районной администрацией и истцом должны строиться на принципах равенства участников гражданского оборота. Согласован вариант изъятия жилого помещения - мена. Не решен вопрос по условиям обмена. Поэтому, нужно исходить, какой стороной допущены нарушения. Нарушения возможно, в форме самоуправства со стадии, предшествующей включению аварийного дома в программу переселения. Исходя из региональной программы и методических разработке региональной адресной программы по переселению граждан жилищного фонда соглашение об изъятии с указанием всех необходимо в том числе - обмен или выкуп, планируется заранее, при формировании заявки органа местного самоуправления на предоставление Финансового обеспечения, т.е. еще до включения аварийного дома в региональную программу. Это видно из приложения № 2 к программе переселения жилья Нижегородской области, указанной ранее. О допущенных неустранимых нарушениях «Рекомендации по подготовке заявок на предоставление финансовой поддержке за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства протокол № 394 от 22 февраля2013 года, приложения в т.ч. № 2 «методические рекомендации по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилого фонда. То есть надлежащих соглашений собственнику изымаемых жилых помещений, в том числе с указанием адреса, размера площади, в соответствии со ст. 32 ЖК РФ в соответствии с условиями региональной программы переселения, не заключалось.

В судебном заседании истец Ветюгова Л.Н. поддержала заявленные требования, ссылаясь на доводы изложенные в исковом заявлении. Кроме того указала, что в аварийном многоквартирном доме, в котором находится ее квартира, общее собрание собственников помещений не принимало единогласное решение об участии в региональной программе по переселению, о предстоящем сносе дома жителей дома не уведомляли. Не было сообщено жителям, включенным впоследствии в программу расселения в письменном виде об установлении разумного срока сноса дома силами собственников. Собственники не знали до осени ДД.ММ.ГГГГ о том, что дом признан аварийным и включен в программу переселения. Конкретные варианты квартир собственникам не представлялись и предварительно не согласовывались предлагаемые варианты будущих квартир, о чем может говорить отсутствие каких-либо письменных обязательств о таких согласованиях, в том числе согласований условий изъятия жилых помещений, выкупная цена изымаемого жилого помещения должна определяться не в результате отказа истца от переселения, а на стадии подготовки заявки, до включения аварийного дома в региональную программу. Подробные обоснования указаны в исковом заявлении. Ответчики предъявили в суд отзыв на исковое заявление, в котором указывают, что в связи с тем, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ соглашение об изъятии жилого помещения тем или иным способом между администрацией Ветлужского района, администрацией города Ветлуги и Ветюговой Л.Н. не было заключено, администрация Ветлужского муниципального района, и администрация города Ветлуги обратились в Ветлужский районный суд с иском к Ветюговой Л.Н. об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд путем выкупа, прекращения права собственности, признании прав муниципальной собственности, обязаннее освободить жилое помещение <адрес>. При этом они приложили к своему отзыву необходимые документ, постановление об изъятии, информационное письмо, копию примерного договор выкупа, проект, копию примерного соглашения - мены. Решением Ветлужского районного суда Нижегородской области от 29.12.2015 год в удовлетворении исковых требований Администрации Ветлужского муниципального района Нижегородской области было отказано в связи с несоблюдением администрацией Ветлужского муниципального района процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника. Для устранения нарушений, процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника администрацией Ветлужского муниципального района администрацией города Ветлуги произведены следующие действия: Межведомственной комиссией при администрации Ветлужского муниципального района собственникам жилых помещений в аварийном <адрес> направлены требования о его сносе или реконструкции с указанием конкретного (разумного срока) - 6 месяцев. Указанное требование получено Ветюговой Л.Н. На основании полученного требования о сносе или реконструкции <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ собственниками жилых помещений проведено общее собрание. Принято решение о сносе указанного аварийного дома. По истечении установленного в требовании срока (6 месяцев) администрацией Ветлужского муниципального района <адрес> было принято постановление от 19.07.2016 года № 308 «Об изъятии земельного участка для муниципальных нужд и расположенного на нем жилого помещения путём выкупа. В связи с принятием указанного постановления администрацией Ветлужского муниципального района и поступлением его в адрес администрации города Ветлуги ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> Ветюговой Л.Н. была направлено письмо предложением взамен изымаемого жилого помещения <адрес> заключить договор мены на <адрес> в <адрес>, либо заключить с администрацией соглашение о выкупе земельного участка и объекта недвижимости, расположенного по тому же адресу. К указанному письму прилагались примерные формы договора мены соглашения о выкупе. В установленный администрацией города Ветлуги срок ( ДД.ММ.ГГГГ) Ветюгова Л.Н. ответ не предоставила. В связи с отсутствием ответа Ветюговой Л.Н. на направленную ей информацию Администрацией Ветлужского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ постановление “Об изъятии земельного участка для муниципальных нужд расположенного на нем жилого помещения путем выкупа» направлено в государственную регистрацию. Таким образом, Ветюговой Л.Н. была предоставлена возможность выбрать способ изъятия жилого помещения.

Исходя из того, что районная администрация в нарушение требований ФЗ-18 Ст. 32 ЖК РФ, условий региональной программы продолжает узаконивание действий за рамками срока, предоставленного условиями программы, выполнять дальнейшие действия, предшествующие изъятию жилого помещения и земельного участка. Кроме того, подала исковое заявление о выкупе спорной квартиры и земельного участка.

В соответствии с п.4 ст. 32 ЖК РФ собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством. В связи с тем, что постановление об изъятии земельного участка принято ДД.ММ.ГГГГ, необходимо применять Земельный Кодекс РФ, действующий на это время. В соответствии со статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие путем выкупа земельных участков для государственных и муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных, в том числе с размещением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.

Согласно статье 279 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительное отчуждение земельного участка может осуществляться в соответствии с решением об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, которое принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством. В силу пункта 1 статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации. Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда (пункт 2 статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации). Пункт 3 статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством. Порядок изъятия участка, а также находящихся на нем зданий, сооружений и другого недвижимого имущества предусматривает последовательное проведение следующих процедур : принятие решения об изъятии федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления, в зависимости от того, для чьих нужд изымается имущество (пункты 1, 2 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации); письменное уведомление об изъятии правообладателя изымаемого имущества органом, принявшим решение об изъятии (пункт 3 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации); государственная регистрация решения об изъятий в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок и извещение правообладателя о произведенной регистрации с указанием ее даты (пункт 4 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации); определение по соглашению с правообладателем платы за изымаемое имущество и других условий выкупа (статья 282 Гражданского кодекса Российской Федерации). В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие. В течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение:

1) осуществляют размещение решения об изъятии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

2) обеспечивают опубликование решения об изъятии (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию;

3) направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость,

4) направляют копию решения об изъятии в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

11. Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения об изъятии или со дня возврата отправителю. Статья 56.7. 1. В целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для

государственных или муниципальных нужд уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, организация, подавшая такое ходатайство:

1) выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования земельных участков, подлежащих изъятию, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной схемой расположения земельного участка;

2) выступают заказчиком кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельных участков, подлежащих изъятию, в случае, если границы таких земельных участков подлежат уточнению;

3) выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков для их предоставления взамен изымаемых земельных участков;

4) обращаются от имени правообладателя изымаемой недвижимости без доверенности с заявлением о кадастровом учете земельных участков, подлежащих изъятию, земельных участков, предоставляемых взамен изымаемых земельных участков, или земельных участков, границы которых подлежат уточнению в связи с изъятием, если необходимо проведение государственного кадастрового учета таких земельных участков;

5) выступают заказчиком работ по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, а также по оценке недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества;

6) осуществляют переговоры с правообладателем изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия;

7) осуществляют совместно с уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, подготовку соглашения об изъятии недвижимости в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии;

8) направляют проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания.

Согласие правообладателей изымаемой недвижимости на осуществление действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не требуется. Для подготовки и заключения соглашения об изъятии недвижимости постановка на государственный кадастровый учет объектов недвижимого имущества, которые расположены на изымаемых земельных участках и сведения о которых не внесены в государственный кадастр недвижимости, не требуется. В случае, если решение об изъятии принято по инициативе уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, осуществление указанных в подпунктах 1-6 пункта 1 настоящей статьи действий может быть поручено подведомственному таким органам государственному или муниципальному учреждению. Размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством. В случае, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таких земельных участках и принадлежащих правообладателям таких земельных участков объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению. В целях определения размера возмещения рыночная стоимость земельного участка, право частной собственности, на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость подлежащих прекращению иных прав на земельный участок определяется исходя из разрешенного использования земельного участка на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии земельного участка. Размер возмещения определяется не позднее, чем за шестьдесят дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости. Отчет об оценке, составленный в целях определения размера возмещения, рыночной стоимости земельного участка, предоставляемого в собственность взамен изымаемого, или рыночной стоимости права, на котором предоставляется земельный участок взамен изымаемого, действителен вплоть до подписания в соответствии со статьей 56.9 настоящего Кодекса соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо до решения суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

Статья 56.9. соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд содержит:

1) наименования лиц, являющихся сторонами соглашения об изъятии недвижимости;

2) кадастровые номера земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, которые подлежат изъятию, или в случае отсутствия кадастровых номеров зданий, сооружений, помещений в них, объектов незавершенного строительства их условные номера, присвоенные в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а при отсутствии условных номеров иное описание этих зданий, сооружений, помещений в них, объектов незавершенного строительства;

3) цель изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд;

4) реквизиты решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд; ,

5) права на земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, которые прекращаются и (или) возникают на основании соглашения об изъятии недвижимости;

6) срок передачи земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию. При этом срок указанной передачи не может превышать шесть месяцев со дня прекращения прав прежнего правообладателя изымаемой недвижимости

7) размер и порядок выплаты возмещения за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимости;

Соглашение об изъятии недвижимости заключается с каждым правообладателем земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества. Если лицу, с которым заключается соглашение об изъятии недвижимости, принадлежат земельный участок и расположенный на нем объект недвижимого имущества, соглашение об изъятии недвижимости заключается в отношении всех принадлежащих данному лицу и подлежащих изъятию объектов недвижимого имущества. При наличии согласия лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, в соглашении об изъятии недвижимости может быть предусмотрено предоставление им земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества взамен изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества в соответствии с пунктами 4 и 5 настоящей статьи. В случае, предусмотренном пунктом 3 настоящей статьи, в соглашении об изъятии недвижимости указываются:

1) кадастровые номера земельных участков, передаваемых или предоставляемых взамен изымаемых земельных участков;

2) рыночная стоимость земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, передаваемых или предоставляемых на праве собственности взамен изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества;

3) рыночная стоимость иных прав, на которых предоставляются земельные участки взамен изымаемых земельных участков;

4) срок передачи объектов недвижимого имущества взамен изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества;

5) разница между размером возмещения за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимости и рыночной стоимостью передаваемых или предоставляемых взамен объектов недвижимого имущества, прав на них, порядок оплаты такой разницы лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимости. Размер возмещения уменьшается на величину, равную рыночной стоимости земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, передаваемых или предоставляемых в собственность взамен изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, или рыночной стоимости иных прав, на которых предоставляются земельные участки и (или) иные объекты недвижимого имущества взамен изымаемых объектов недвижимого имущества. К соглашению об изъятии недвижимости, предусматривающему изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества путем предоставления возмещения за них собственнику или обмена на иное недвижимое имущество, применяются правила гражданского законодательства о купле-продаже или мене.

Статья 56.10 соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 56.2 настоящего Кодекса. Проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества. Одновременно с проектом соглашения об изъятии недвижимости, направляемым правообладателю изымаемой недвижимости в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, направляются следующие документы:

1) кадастровые паспорта земельных участков, подлежащих изъятию в соответствии с соглашением об изъятии недвижимости, а также кадастровые паспорта расположенных на таких земельных участках зданий, сооружений, помещений в них, объектов незавершенного строительства (если сведения о таких зданиях, сооружениях, помещениях в них, объектах незавершенного строительства внесены в государственный кадастр недвижимости);

2) отчет об оценке рыночной стоимости изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или об оценке рыночной стоимости прав на земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению в связи с изъятием, а также отчет об оценке размера убытков, причиняемых изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества ;

3) отчет об оценке земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, предоставляемых взамен изымаемых, или оценке стоимости права, на котором предоставляются земельные участки взамен изымаемых, в случае, если условиями соглашения об изъятии недвижимости предусмотрено предоставление земельных участков или иных объектов недвижимого имущества взамен изымаемых объектов недвижимого имущества.

В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости. Возмещение за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации или в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, поданного организацией, указанной в пунктах 1 и 2 статьи 56.4 настоящего Кодекса, за счет средств указанной организации. Таким образом, районной администрацией не исполнены требования Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Земельного кодекса Российской Федерации и не совершены все предусмотренные законом действия для изъятия путем выкупа для муниципальных нужд земельного участка и расположенного на нем жилого помещения. Далее, что региональной программой предусмотрена только мена и только заключение договоров мены с собственниками жилых помещений, подлежащих изъятию. Как утверждают ответчики, истцу полагается только та квартира, которая указана в программе, так как это адресная программа и отсутствует какая -либо альтернатива предоставить другое помещение. В случае, если истец не согласна с данным вариантом, то имеет право только на выкупную цену (возмещение за жилое помещение). В соответствии с положениями части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Согласно части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение. Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения достигнутого с органом местного самоуправления, с зачетом его стоимости определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение. Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включенный в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, с 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содей реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. Согласно паспорту региональной программы основными целями программы являются: переселение граждан из аварийного жилищного фонда; создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан; формирование адресного подхода к решению проблемы переселения граждан из аварийного жилищного фонда развитие малоэтажного жилищного строительства; повышение качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Граждане, являющиеся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, имеют право в соответствующие статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации на предоставление взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения по договору мены органом местного самоуправления, включающим в себя обязательстве переселению в обмениваемые жилые помещения (п.п.1 п.3.2). <адрес> в подтверждение наличия между нами соглашения о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения жилого помещения расположенного по адресу: <адрес> никакого соглашен представила. В п. 9 ст. 32 ЖК РФ указано, что если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашения выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения. Как следует из этого положения, истец согласна с изъятием жилого помещения, не заявляла о выкупе жилого помещения, была согласно с меной, что предусмотрено в региональной программе. Однако, по вине районной администрации программе указан адрес в одностороннем порядке, без ведома и согласия истца. Как разъяснено Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», с для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помете собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду, что несоблюдение процедуры, предшествующая изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собой отказ в иске государственной власти (органу местного самоуправления) о выкупе жилого помещения. Предыдущий суд принял решение о том, что предлагаемая истцу квартира соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, данное обстоятельство не может нарушать ее права, как собственника аварийного жилого помещения, между сторонами должно быть достигнуто соглашение по всем существенным условиям, к которым, безусловно, относятся характеристики предоставляемого жилого помещения. Истец выбрала способ обеспечения жилищных прав в виде предоставления иного жилого помещения взамен занимаемого жилого помещения, расположенного в аварийном доме. Не достижения между Ветюговой Л.Н. и администрацией соглашения о предоставлении жилого помещения не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования о предоставлении жилого помещения, поскольку истец имеет право на предоставление жилого помещения взамен изымаемого жилого помещения. Согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащих сносу или реконструкции, утв. Президиумом ВС РФ 29.04.2014 года, предоставление собственнику непригодного для проживания жилого помещения другого жилого помещения на праве собственности возможно исключительно при наличии достигнутого об этом соглашения с органом государственной власти или местного самоуправления, принявшим решение о сносе дома. При таких обстоятельствах, несмотря на принятие решения об изъятии земельного участка, на котором расположен рассматриваемый аварийный дом и жилое помещение в данном доме, принадлежащее мне на праве собственности, в нарушение ст. 56 ГПК РФ администрацией района в материалы дела не представлено доказательств, достижения соглашения с истцом о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого.

Представитель администрации Ветлужского района Г.В.С..( действующий на основании доверенности) иск Ветюговой Л.Н. не признал, указав что предлагаемая Ветюговой Л.Н. взамен аварийной двухкомнатная благоустроенная квартира находится во вновь выстроенной и принятом в эксплуатацию доме. Эта квартира значительно больше по площади, имеющейся у Ветюговой Л.Н. аварийной квартиры, как в целом, так и по каждому помещению, равнозначна ей по количеству комнат, полностью благоустроена (имеет санузел, центральное отопление, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение) и отвечает всем строительным нормам и правилам. При этом аварийная квартира не являлась благоустроенной (холодная уборная в общем коридоре, печное отопление, отсутствие водоснабжения и водоотведения). Требуемая двухкомнатная квартира администрацией истцу по программе была предоставлена. Решением суда, апелляционным определением достоверно установлено, что права Ветюговой Л.Н. не нарушены, предоставленная по программе квартира отвечает всем техническим и гигиеническим требованиям. Доводы Ветюговой Л.Н. относительно размеров и расположения комнат, применимы к жилым помещениям, предоставляемых гражданам в порядке улучшения жилищных условий, а не в порядке расселения аварийного жилья. В настоящее время фактически Ветюговой Л.Н. было предоставлено жилое помещение, в виде двухкомнатной квартиры, отвечающую санитарным и техническим требованиям, в границах <адрес>. Законных оснований в выделение ей другого жилого помещения нет. Жилой дом <адрес>, признанный аварийным расселен. Все собственники квартир получили новые благоустроенные квартиры. Осталась одна <адрес>, принадлежащая Ветюговой Л.Н., так как та отказывается оформлять сделку. По этой причине в настоящее время аварийный жилой дом не снесен, расположен в центре города, угрожает жизни и здоровью граждан.

Представитель администрации г. Ветлуги Ч.И.Л..( действующая на основании доверенности) иск Ветюговой Л.Н. не признала. Выделенная Ветюговой Л.Н. квартира во вновь построенном жилом доме во всех отношениях лучше, чем имевшаяся у нее аварийная квартира и по состоянию и размеру. Согласно акта соблюдения законодательства РФ и Нижегородской области при расселении граждан из аварийного многоквартирного жилого дома комиссией из контрольной - счетной палаты нарушений выявлено не было. Выделенное Ветюговой Л.Н жилое помещение соответствует всем санитарным и техническим требованиям. Законных оснований в выделение ей другого жилого помещения нет.

Суд, выслушав доводы сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, исследовав материалы гражданского дела , 2-180/2015 приходит к следующему.

Статья 40 Конституции РФ гарантирует каждому право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Жилищное законодательство предусматривает два способа компенсации утраченных благ собственника сносимого жилого помещения.

Первый - путем выкупа помещения в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Второй - путем предоставления, по соглашению с собственником, другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Как следует из свидетельства о государственной регистрации права <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ истец Ветюгова Л.Н. является собственником квартиры <данные изъяты> общей площадью 19,3 кв. метра, основной площадью 14,3 кв.м, расположенного на 1 этаже <адрес> (л.д.62).

Из текста договора купли-продажи данной квартиры от ДД.ММ.ГГГГ и инвентаризационного плана от ДД.ММ.ГГГГ следует, что принадлежащая Ветюговой Л.Н. квартира общей площадью 19.3 кв.м имеет прихожую-кухню площадью 5 кв.м., и две жилых комнаты по 4.5 метра и 9.8 метра соответственно. В квартире имеется печь. При этом туалет и ванна отсутствуют.

Решением Ветлужского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ достоверно установлено, что в собственности Ветюговой Л.Н. помимо указанной квартиры также имеется жилой <адрес>, общей площадью 124,5 кв. м.

Согласно справкам администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу, что послужило основанием для включения его в региональную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013-2017 годы».

Заключение межведомственной комиссии и решение органа местного самоуправления о признании <адрес> непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу, сторонами не оспаривается.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 19.06.2013 года №383 дом <адрес> включен в государственную региональную программу Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013-2017 годы».

В силу ч.10 ст.32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию путем выкупа каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч.1-3, 5-9 настоящей статьи.

Согласно ч.8 ст.32 Жилищного кодекса РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Разъясняя порядок применения ст.32 Жилищного кодекса РФ, Пленум Верховного Суда РФ в п.20,22 Постановления от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ" указал, что данное положение закона, принятое в развитие положений ч.3 ст.35 Конституции РФ о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения, направлены, прежде всего, на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения, в связи, с чем собственник имеет право на предоставление другого жилого помещения, либо его выкуп по своему выбору.

Как следует из отчета об исполнении мероприятий указанной региональной адресной программы, являющегося приложением к данной программе, собственнику квартиры <адрес> Ветюговой Л.Н. в качестве равноценного возмещения в порядке реализации региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013-2017 годы» выделена <адрес> микрорайона <адрес>.

Соответственно, установленный программой механизм обеспечения жилыми помещениями собственников аварийных жилых помещений имеет адресный безальтернативный характер и предусматривает предоставление собственнику конкретной квартиры в конкретном жилом доме.

Как следует из свидетельства о государственной регистрации права, кадастрового паспорта и инвентаризационного плана ГП НО «Нижтехинвентаризация» имеющаяся у Ветюговой Л.Н. квартира имеет общую площадь 19,3 кв.метра, с учетом двух жилых комнат по 4,5 метра и 9,8 метра соответственно. В квартире отсутствует туалет и санузел, имеется печное отопление.

Из коллективного обращения жителей дома <адрес> следует, что общедомовой туалет обрушился, канализация отсутствует, крыша дома протекает, лестница на второй этаж дома «врастает» в первый этаж, лестничная клетка нависает над коридором первого этажа, что не позволяет жильцам ходить в полный рост, условия проживания в доме антисанитарные.

Техническим паспортном введенного в эксплуатацию нового жилого дома <адрес>, в котором истцу выделена квартира <адрес> в рамках региональной адресной программы, подтверждено, что предлагаемая квартира имеет общую площадь 33.6 кв.метра, в том числе раздельный коридор, кухню, санузел, а также две отдельных жилых комнаты по 12,9 метров и 8,9 метра соответственно.

Достоверно установлено, что квартира полностью благоустроена, имеет центральное отопление, холодное и горячее водоснабжение и канализацию. Как аварийная, так и предоставляемая квартиры расположены в черте <адрес>.

В силу положений ч.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Решением Ветлужского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ достоверно установлено, что в результате предоставления Ветюговой Л.Н. благоустроенной двухкомнатной квартиры общей площадью 33,6 кв.метров вместо имеющейся у нее неблагоустроенной двухкомнатной квартиры общей площадью 19,3 кв.метра ее жилищные условия не будут ухудшены. Соответственно, правовых оснований для возложения на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению истца Ветюговой Л.Н. иным жилым помещением большей площади, иной планировки и расположенного в другом жилом доме не имеется, поскольку это противоречило бы положениям региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес> с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013-2017 годы». …Суд также учитывает, что поскольку квартира предоставляется Ветюговой Л.Н. не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи признанием прежней квартиры не пригодной для проживания, а ее жилищные условия в результате переселения не будут ухудшены, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности, то иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.

Апелляционным определением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ достоверно установлено, что согласно действующему законодательству обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения, либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ.

Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения, либо его выкуп (ст. 32 Жилищного кодекса РФ).

При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

В случае если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч. ч. 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

Согласно ч. 6 названной статьи возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).

Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда (ч. 9 указанной статьи).

При этом, гражданам, переселяемым из аварийного жилья, гарантируется предоставление благоустроенных жилых помещений, равнозначных по общей площади ранее занимаемым, с сохранением за ними права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по нормам предоставления, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).

Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, то по смыслу ч. 9 ст. 32 ЖК РФ орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.

При возникновении спора о размере выкупной цены рыночная стоимость жилого помещения должна быть установлена по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Согласно подп. «и» п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.

Из анализа вышеуказанных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого благоустроенного жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. При этом законом определено, что основным критерием равноценности жилых помещений для граждан, переселяемых из аварийного жилья, является их равнозначность по общей площади.

При таких данных, учитывая, что гражданам, выселяемым из аварийных жилых помещений, другое жилье предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, не могут быть признаны существенными.

На основании изложенного, принимая во внимание, что Ветюгова Л.Н. не лишена возможности защитить свои права иным способом, а именно, путем предъявления требования о выкупе принадлежащего ей жилого помещения, суд первой инстанции правомерно отказал ей в удовлетворении заявленных требований.

Достоверно установлено, что ответчиками исполнены обязательства по предоставлению Ветюговой Л.Н. квартиры в рамках региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ.

Согласно решение администрации г. Ветлуги от ДД.ММ.ГГГГ года № <данные изъяты> истцу предоставлена квартира большей площади, отвечающая техническим и санитарным требованиям, в границах города Ветлуги.

Оснований для возложения обязанности на ответчиков в рамках адресной программы по представлению другой квартиры оснований нет.

Доводы Ветюговой Л.Н. о нарушении ответчиками действующего законодательства при выполнении региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда являются несостоятельными, основаны на неправильном толковании норм материального права.

Так образом, как иск Ветюговой Л.Н. к администрации Ветлужского района Нижегородской области, администрации г.Ветлуги Нижегородской области о предоставлении иного благоустроенного жилого помещения не менее 34 кв. метров, жилой не менее 22,2 кв. метров, отвечающую санитарным и техническим требованиям, в границах города <адрес> удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В исковых требованиях Ветюговой Л.Н. к администрации Ветлужского района Нижегородской области, администрации города Ветлуги Нижегородской области отказать в полном объеме заявленных требований.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Ветлужский районный суд в течение месяца со дня принятия решения районным судом в окончательной форме.

Судья: И.А. Горев