ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-350/2017 от 02.02.2017 Ленинскогого районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 02 февраля 2017 г. по делу № 2-350/2017

Ленинский районный суд города Ставрополя в составе: председательствующего судьи Никитенко Т.Н.,

при секретаре Текеевой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело иску ФИО1 к комитету по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации <адрес обезличен> и Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес обезличен> о возмещении солидарно материального вреда, компенсации морального вреда, возмещении судебных расходов,

установил:

ФИО1 обратился с иском к комитету по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации города Ставрополя, Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю, правительству Ставропольского края, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» о возмещении солидарно материального вреда, компенсации морального вреда, возмещении судебных расходов.

Впоследствии истец отказался от иска в части требований к правительству Ставропольского края и Федеральному государственному бюджетному учреждению «Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды». Производство по делу в этой части прекращено.

В обоснование иска ФИО1 указал, что <данные изъяты> на своем автомобиле ВАЗ <данные изъяты>, гос. номер <номер обезличен> он попал под сильный град. В результате его автомашине причинен ущерб в размере <данные изъяты> рублей.

Истец указал, что о надвигающемся ливне с градом не было никаких предупреждений. Уже дома истец зашел на официальный сайт МЧС и Ставропольской гидрометеорологической службы, предупреждений там не было. Ни по телевидению, ни по радио, ни через сотовых операторов такая информация также не поступала.

Истец указал, что прошедший град был крупным, представлял собой опасное природное явление и в силу законодательства ответчики должны были предупредить о надвигающемся опасном явлении.

Указал, что обязательства ответчиков в области предупреждения не были выполнены, допущено бездействие.

Со ссылкой на положения ст. 15, 1069 Гражданского кодекса РФ истец просил взыскать с ответчиком солидарно <данные изъяты> рублей возмещения материального ущерба, <данные изъяты> рублей компенсации морального вреда, <данные изъяты> рублей расходов по оплате государственной пошлины.

В судебном заседании ФИО1 и его адвокат Зарудняк Т.Н. исковые требования поддержали.

Представители ГУ МЧС России по СК ФИО2, ФИО3, ФИО4 исковые требования ФИО1 не признали и указали, что согласно положению ст. 4 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.

Пунктом «б» ч. 5 ст. 4.1. ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предусмотрено, что обеспечение координации деятельности органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны (в том числе управления силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, силами и средствами гражданской обороны), организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны на региональном уровне осуществляют органы повседневного управления (центры управления в кризисных ситуациях), находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Таким органом на территории Ставропольского края является ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Ставропольскому краю».

Указали, что в полномочия ГУ МЧС России по Ставропольскому краю не входит оповещение населения о возможной угрозе возникновения опасного метеорологического явления.

Считают, что истцом не представлено доказательств незаконности действий Главного управления, находящихся во взаимосвязи с возникновением ущерба у истца, не представлено доказательств того, что ущерб автомобилю был причинен именно 14.05.2016, не представлено доказательств того, что им были предприняты все от него зависящие меры по недопущению причинения ущерба, такие как – истцом не предоставлены доказательства его ознакомления с информацией выложенной на официальных сайтах.

Указали также, что на ГУ МЧС Росси по Ставропольскому краю не возложено задач по борьбе с градом действующим законодательством. Борьба с градом осуществляется градобойными службами.

Указали, что Управлением были предприняты все меры для информирования населения о предстоящем комплексе неблагоприятных явлений произошедших 14.05.2016.

Представители ответчика - комитета по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации <адрес обезличен>ФИО5 и ФИО6 иск не признали и указали, что 14.05.2016 в 10 часов 57 минут в ЕДДС города Ставрополя от Ставропольского ЦГМС поступило штормовое предупреждение об опасном метеорологическом явлении в Ставропольском крае: «В ближайшие 3-6 часов и до конца суток 14 мая, а также сутки 15 мая местами ожидается сильный дождь в сочетании с грозой, градом и шквалом 20-25 м/с». Таким образом, в Комитете отсутствовала информация о штормовом предупреждении на 14.05.2016 в виде выпадения града в черте города Ставрополя аномально крупных размеров, не устанавливалась зона возможной чрезвычайной ситуации в границах муниципального образования город Ставрополь.

Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, - ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Ставропольскому краю» ФИО7 и ФИО8 заявили о необоснованности иска, указав, что с целью организации информирования населения об угрозе возникновения ЧС, вызванных КМЯ (сильный дождь, в сочетании с грозой, градом и шквалом 20-25 м/с) 14.05.2016 ОДС ЦУКС были выполнены следующие мероприятия.

Проведено заблаговременное информирование населения Ставропольского края об ухудшении погодных условий с 11.05.2016 на сайте Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю в разделе «Оперативная информация - Прогнозы».

Ежедневно в период с 11.05.2016 по 14.05.2016 оперативной дежурной сменой ФКУ «ЦУКС Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю» проводился комплекс соответствующих мероприятий: доведение оперативного ежедневного сводного прогноза возникновения и развития ЧС (по данным Ставропольского ЦГМС) до территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Ставропольского края, а также органов повседневного управления (единых дежурно-диспетчерских служб) муниципальных образований по электронной почте и в режиме видеоконференцсвязи при проведении ежедневного развода оперативных дежурных смен органов управления; информирование населения об угрозе возникновения ЧС (происшествий) в связи с комплексом неблагоприятных метеорологических явлений через средства массовой информации, информирование населения в местах массового пребывания людей с использованием 36 терминальных комплексов ОКСИОН Ставропольского края, а также оповещение дальнобойщиков с использованием КВ радиостанции с периодичностью 1 раз в час; на сайте Главного управления в разделе «Прогнозы» размещены оперативные ежедневные сводные прогнозы возникновения и развития ЧС, связанные с состоянием (изменением) погодных условий.

После получения штормового предупреждения об опасном метеорологическом явлении в Ставропольском крае от Ставропольского ЦГМС 14.05.2016 в 10:57 по факсу и электронной почте специалист по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций ЦУКС в 11:20 разработал экстренное предупреждение о вероятном возникновении чрезвычайных ситуаций (происшествий). Общее время подготовки составило 23 минуты, что не превышает нормативное время не более 30 минут, определенное приказом МЧС России от 15.01.2014 № 12 «Об утверждении Инструкции по проверке и оценке деятельности территориальных органов МЧС России».

Одновременно с этим старшим оперативным дежурным ЦУКС с целью организации информирования о штормовом предупреждении проведены следующие мероприятия: в 11:12 информация о штормовом предупреждении по СМС-рассылке доведена до губернатора Ставропольского края, ряда руководителей министерств и ведомств Ставропольского края, руководящего состава Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю (24 абонента); в 11:15 информация от штормовом предупреждении доведена до органов повседневного управления муниципальных образований (единых дежурно диспетчерских служб) в режиме видеоконференцсвязи из зала оперативной дежурной смены ЦУКС, а в 11:17 через оперативного дежурного пункта управления по аппаратуре оповещения (П-157) с получением соответствующего подтверждения; в период с 11:27 по 11:29 были подготовлены и направлены заявки через оперативную дежурную смену ФКУ «ЦУКС СКРЦ МЧС России» на организацию информирования населения путем рассылки СМС сообщений через трех операторов сотовой связи (МЕГАФОН, БИЛАЙН), а так же рапорт и распоряжение о выводе на терминальные комплексы общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (далее - ОКСИОН) текстов об информировании населения и рекомендациям в ходе прохождения комплекса неблагоприятных метеорологических явлений на территории Ставропольского края; в период с 11:30 14.05.2016 по 20:00 15.05.2016 был организован вывод информации о комплексе неблагоприятных метеорологических явлений на 36 терминальных комплексов ОКСИОН (100% от имеющихся), при этом контроль вывода указанной информации на ТК осуществлялся, в том числе специалистами ФАУ «ИЦ ОКСИОН» г. Москва с использованием «Специального программного обеспечения ОКСИОН»; в 11:30 экстренное предупреждение о вероятном возникновении чрезвычайных ситуации на территории края размещено на сайте Главного управления; в 11:44 в разделе сайта Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю «Оперативная информация – Внимание» представлены данные о прогнозе и рекомендациях населению; в 11:31 по электронной почте отправлена заявка в ООО «Информ-мобил» на организацию оповещения населения путем рассылки СМС сообщений через оператора сотовой связи МТС; в 11:31 экстренное предупреждение о вероятном возникновении чрезвычайных ситуаций (происшествий) отправлено электронной почтой в адрес территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (33 абонента), органов исполнительной власти края (24 абонента), руководителей организаций и объектов края (10 абонентов), а также в адрес органов повседневного управления (единых дежурно-диспетчерских служб) муниципальных образований края и подразделений Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю (96 абонентов); в 11:38 в соответствии с пресс-релизом были подготовлены и направлены заявки на информирование по четырем телеканалам, восьми радиостанциям и 18 информагентств, которые были реализованы с 12:08 на теле- и радиоканале ГТРК «Ставрополье» и в 12:30 на сайте информагентства «1777.ру» и далее в ряде других СМИ. Подтверждающие материалы приложены материалам дела; в период с 12:00 14.05.2016 до 20:00 15.05.2016 проводилось оповещение дальнобойщиков с использованием КВ радиостанции оперативным дежурным пункта управления Главного управления; в 12:32 оператором сотовой связи МЕГАФОН, в 12:34 оператором сотовой связи БИЛАЙН и в 11:51 оператором сотовой связи МТС подтверждена заявка на оповещение населения; на основании подтверждений, полученных от операторов сотовой связи, оповещение населения Ставропольского края было проведено в период: оператором сотовой связи МТС - до 11:42 14.05.2016; операторами сотовой связи МЕГАФОН и БИЛАЙН - с 12:34 до 16:58 14.05.2016.

На основании изложенного считают, что ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Ставропольскому краю» были выполнены все мероприятия по информированию населения о комплексе неблагоприятных метеорологических явлений 14.05.2016.

Представители ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» ФИО9 и адвокат Антонова О.Г. также не признали иск и указали, что приказом ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» от 26.02.2016 № 22 утверждено в новой редакции Положение о порядке действий организации наблюдательной сети Росгидромета на территории ЮФО и СКФО при угрозе возникновения и возникновении опасных природных гидрометеорологических явлений, которым установлен порядок действий и обязанности самого учреждения и его филиалов при подготовке и передаче экстренной информации об угрозе возникновения ОЯ (штормовых предупреждений) или возникновения ОЯ (штормовых оповещений).

Порядок действий дежурного прогнозиста регламентирован пунктом 4.5 указанного Положения, а также Инструкцией действия дежурной смены Ставропольского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 01.03.2016.

Согласно п. 4.5.3 Положения штормовое предупреждение после его подписания (согласования) начальником ЦГМС немедленно доводится до органов управления РСЧС, исполнительной власти (правительства) субъекта РФ и других потребителей в субъекте РФ в соответствии со «Схемой передачи ОЯ».

В праздничные и выходные дни текст штормового предупреждения дежурный прогнозист согласовывает с начальником отдела по телефону (п.1.2 Инструкции от 1 марта 2016 года).

Текст переданного штормового предупреждения записывается или подшивается в специальном журнале с указанием времени его передачи, фамилий передавшего и принявшего лиц (4.5.4 Положения).

В соответствии с п. 1.4 Инструкции в тексте штормового предупреждения указывается дата, время возникновения ОЯ, территория (часть территории), интенсивность и продолжительность прогнозируемого ОЯ.

При необходимости уточнения времени возникновения или районов распространения ОЯ составляется уточнение штормового предупреждения. Если последующий анализ аэросиноптического материала показывает, что ожидавшееся ранее ОЯ не возникает, то дается отмена штормового предупреждения с максимально возможной заблаговременностью (п.1.5 Инструкции).

Экстренная информация передается органам МЧС России в субъектах РФ, а также органам МЧС России регионального уровня в соответствии с соглашениями, заключенными органами МЧС России и учреждениями Росгидромета на региональном и территориальном уровнях (п.4.5.7 Положения).

Такое соглашение на территориальном уровне было заключено 01.06.2011 между управлением по делам ГО и ЧС администрации г.Ставрополя и ГУ «Ставропольский ЦГМС». Пунктом 2.1 названного Соглашения предусмотрено, что стороны направляют друг другу оперативную информацию по вопросам, предусмотренным Соглашением, посредством электронной связи или по телефону-факсу, в том числе, штормовые предупреждения об опасных гидрометеорологических явлениях (ОЯ). Предоставление информации является бесплатным. Пунктом 3.4 Соглашения установлена письменная форма передачи информации по электронной почте gochs@stavadm.ru или по факсу 8 (<номер обезличен>. Согласно п. 4.2 Соглашения ответственность за правильность и эффективность использования полученной от ГУ «Ставропольский ЦГМС» информации возложена на управление по делам ГО и ЧС администрации <адрес обезличен>.

Указали, что Ставропольский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды – филиал ФГБУ «Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» – своевременно и надлежащим образом выполнил все возложенные на него обязанности. Штормовое предупреждение об опасном метеорологическом явлении было составлено <данные изъяты> в <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут исходя из анализа сложившейся синоптической ситуации и результатов расчетных методов прогностических величин метеоэлементов: «В ближайшие <данные изъяты> часов и до конца суток <данные изъяты> мая, а также в сутки <данные изъяты> мая местами ожидается КМЯ (комплекс неблагоприятных метеорологических явлений): сильный дождь в сочетании с грозой, градом и шквалом до <данные изъяты> м/с). Немедленно после составления штормовое предупреждение в письменном виде факсимильной связью было передано органам государственной власти <адрес обезличен>, МЧС, управлению по делам ГО и ЧС администрации <адрес обезличен>, другим организациям согласно Схеме доведения штормовых предупреждений и оповещений от <данные изъяты> мая 2016 года, что подтверждается штормовым предупреждением № <данные изъяты> и бланком передачи с отметками дежурного прогнозиста о его передаче в период с <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут до <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут.

Дальнейшее оповещение о возникновении возможных ЧС, связанных с опасным метеорологическим явлением, возложено на Центр управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по <адрес обезличен> в соответствии со своей схемой оповещения, которой предусмотрено оповещение ЕДДС муниципальных образований, включая <адрес обезличен>, крупных организаций, а также населения.

В период с <данные изъяты> до <данные изъяты> часов <данные изъяты> со служебного телефона сотовой связи <данные изъяты> лично начальником Ставропольского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды о ранее переданном в письменной форме штормовом предупреждении были дополнительно оповещены следующие должностные лица: - ФИО10, Заместитель председателя <адрес обезличен>, председатель комиссии по ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности в <адрес обезличен>; ФИО11, Первый заместитель председателя <адрес обезличен>; ФИО4, заместитель начальника ГУ МЧС России по <адрес обезличен>.

В связи с очень быстрым, так называемым «взрывным» характером развития (за <данные изъяты> час) локальных конвективных мощных грозо-градовых облаков и связанных с ними опасных метеорологических явлений: шквала, града, ливня, заблаговременное определение конкретного места (населенного пункта) их возникновения и реализации не представляется возможным. В таких случаях атмосферных процессов (явлений) мезометеорологического масштаба в системе Росгидромета применяется термин «местами» по краю (области), что подразумевает вероятность возникновения метеорологических явлений в любом месте края (области), в данном случае <адрес обезличен>, в состав которого входит <адрес обезличен>.

Представитель правительства <адрес обезличен>ФИО12 иск не признал и указал, что в рамках заключенного Соглашения между МЧС России и правительством <адрес обезличен> о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, организации осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, осуществления поиска и спасания людей на водных объектах, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от <данные изъяты><данные изъяты>-р, <адрес обезличен> передало, а МЧС России приняло следующие полномочия, реализуемые за счет средств бюджета <адрес обезличен>, по решению вопросов организации мероприятий по защите населения и территории <адрес обезличен> от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и ликвидации указанных чрезвычайных ситуаций, включая: осуществление в установленном порядке сбора и обмена информацией в области защиты населения и территории <адрес обезличен> от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; обеспечение своевременного оповещения и информирования населения <адрес обезличен> об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.

При этом согласно пункту <данные изъяты> статьи <данные изъяты> Соглашения, реализацию предаваемых <адрес обезличен> полномочий на территории <адрес обезличен> от имени МЧС России осуществляет ГУ МЧС России по <адрес обезличен>.

Представитель администрация <адрес обезличен>ФИО13 также указала на необоснованность исковых требований ФИО1

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся и дополнительно представленные материалы, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о необоснованности исковых требований ФИО1 в полном объеме по следующим основаниям.

Судом установлено, что <данные изъяты> на территории <адрес обезличен> сформировался комплекс неблагоприятных метеорологических явлений: сильный дождь в сочетании с грозой, градом и шквалистым ветром.

<данные изъяты> в <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут Ставропольским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды – филиал ФГБУ «Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» было составлено штормовое предупреждение об опасном метеорологическом явлении: «В ближайшие <данные изъяты> часов и до конца суток <данные изъяты> мая, а также в сутки <данные изъяты> мая местами ожидается КМЯ (комплекс неблагоприятных метеорологических явлений): сильный дождь в сочетании с грозой, градом и шквалом до <данные изъяты> м/с).

Штормовое предупреждение в письменном виде факсимильной связью было передано органам государственной власти Ставропольского края, МЧС, управлению по делам ГО и ЧС администрации г. Ставрополя, другим организациям согласно Схеме доведения штормовых предупреждений и оповещений от 11 мая 2016 года, что подтверждается штормовым предупреждением № 10 и бланком передачи с отметками дежурного прогнозиста о его передаче в период с 10 часов 30 минут до 10 часов 50 минут.

Суд считает, что истцом в нарушение положений ГПК РФ не представлено доказательств незаконности действий заявленных им ответчиков - ГУ МЧС Росси по Ставропольскому краю и комитета по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации г. Ставрополя, а также взаимосвязи между их деятельностью и возникновением у него ущерба – повреждения транспортного средства.

Судом установлено, что и ответчиками и третьими лицами, участвующими в деле, не допущено незаконного бездействия.

Так, суд считает, что в полномочия ГУ МЧС России по Ставропольскому краю не входит оповещение населения о возможной угрозе возникновения опасного метеорологического явления. Так, согласно ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Ставропольского края является ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Ставропольскому краю».

При этом судом установлено, что ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Ставропольскому краю» были выполнены все мероприятия по информированию населения о комплексе неблагоприятных метеорологических явлений 14.05.2016.

Так, с целью организации информирования населения об угрозе возникновения ЧС, вызванных КМЯ (сильный дождь, в сочетании с грозой, градом и шквалом 20-25 м/с) 14.05.2016 ОДС ЦУКС были выполнены следующие мероприятия: проведено заблаговременное информирование населения Ставропольского края об ухудшении погодных условий с 11.05.2016 на сайте Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю в разделе «Оперативная информация - Прогнозы»; ежедневно в период с 11.05.2016 по 14.05.2016 оперативной дежурной сменой ФКУ «ЦУКС Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю» проводился комплекс соответствующих мероприятий: доведение оперативного ежедневного сводного прогноза возникновения и развития ЧС до территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Ставропольского края, а также органов повседневного управления (единых дежурно-диспетчерских служб) муниципальных образований по электронной почте и в режиме видеоконференцсвязи при проведении ежедневного развода оперативных дежурных смен органов управления; информирование населения об угрозе возникновения ЧС (происшествий) в связи с комплексом неблагоприятных метеорологических явлений через средства массовой информации, информирование населения в местах массового пребывания людей с использованием 36 терминальных комплексов ОКСИОН Ставропольского края, а также оповещение дальнобойщиков с использованием КВ радиостанции с периодичностью 1 раз в час; на сайте Главного управления в разделе «Прогнозы» размещены оперативные ежедневные сводные прогнозы возникновения и развития ЧС, связанные с состоянием (изменением) погодных условий.

После получения штормового предупреждения об опасном метеорологическом явлении в Ставропольском крае от Ставропольского ЦГМС 14.05.2016 в 10:57 по факсу и электронной почте специалист по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций ЦУКС в 11:20 разработал экстренное предупреждение о вероятном возникновении чрезвычайных ситуаций (происшествий). Общее время подготовки составило 23 минуты, что не превышает нормативное время не более 30 минут, определенное приказом МЧС России от 15.01.2014 № 12 «Об утверждении Инструкции по проверке и оценке деятельности территориальных органов МЧС России».

Одновременно с этим старшим оперативным дежурным ЦУКС с целью организации информирования о штормовом предупреждении проведены следующие мероприятия: в 11:12 информация о штормовом предупреждении по СМС-рассылке доведена до губернатора Ставропольского края, ряда руководителей министерств и ведомств Ставропольского края, руководящего состава Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю (24 абонента); в 11:15 информация от штормовом предупреждении доведена до органов повседневного управления муниципальных образований (единых дежурно диспетчерских служб) в режиме видеоконференцсвязи из зала оперативной дежурной смены ЦУКС, а в 11:17 через оперативного дежурного пункта управления по аппаратуре оповещения (П-157) с получением соответствующего подтверждения; в период с 11:27 по 11:29 были подготовлены и направлены заявки через оперативную дежурную смену ФКУ «ЦУКС СКРЦ МЧС России» на организацию информирования населения путем рассылки СМС сообщений через трех операторов сотовой связи (МЕГАФОН, БИЛАЙН), а так же рапорт и распоряжение о выводе на терминальные комплексы общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (далее - ОКСИОН) текстов об информировании населения и рекомендациям в ходе прохождения комплекса неблагоприятных метеорологических явлений на территории Ставропольского края; в период с 11:30 14.05.2016 по 20:00 15.05.2016 был организован вывод информации о комплексе неблагоприятных метеорологических явлений на 36 терминальных комплексов ОКСИОН (100% от имеющихся), при этом контроль вывода указанной информации на ТК осуществлялся, в том числе специалистами ФАУ «ИЦ ОКСИОН» г. Москва с использованием «Специального программного обеспечения ОКСИОН»; в 11:30 экстренное предупреждение о вероятном возникновении чрезвычайных ситуации на территории края размещено на сайте Главного управления; в 11:44 в разделе сайта Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю «Оперативная информация – Внимание» представлены данные о прогнозе и рекомендациях населению; в 11:31 по электронной почте отправлена заявка в ООО «Информ-мобил» на организацию оповещения населения путем рассылки СМС сообщений через оператора сотовой связи МТС; в 11:31 экстренное предупреждение о вероятном возникновении чрезвычайных ситуаций (происшествий) отправлено электронной почтой в адрес территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (33 абонента), органов исполнительной власти края (24 абонента), руководителей организаций и объектов края (10 абонентов), а также в адрес органов повседневного управления (единых дежурно-диспетчерских служб) муниципальных образований края и подразделений Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю (96 абонентов); в 11:38 в соответствии с пресс-релизом были подготовлены и направлены заявки на информирование по четырем телеканалам, восьми радиостанциям и 18 информагентств, которые были реализованы с 12:08 на теле- и радиоканале ГТРК «Ставрополье» и в 12:30 на сайте информагентства «1777.ру» и далее в ряде других СМИ. Подтверждающие материалы приложены материалам дела; в период с 12:00 14.05.2016 до 20:00 15.05.2016 проводилось оповещение дальнобойщиков с использованием КВ радиостанции оперативным дежурным пункта управления Главного управления; в 12:32 оператором сотовой связи МЕГАФОН, в 12:34 оператором сотовой связи БИЛАЙН и в 11:51 оператором сотовой связи МТС подтверждена заявка на оповещение населения; на основании подтверждений, полученных от операторов сотовой связи, оповещение населения Ставропольского края было проведено в период: оператором сотовой связи МТС - до 11:42 14.05.2016; операторами сотовой связи МЕГАФОН и БИЛАЙН - с 12:34 до 16:58 14.05.2016.

Указанные обстоятельства нашли свое подтверждение в судебном заседании путем прослушивания аудидиозаписей, просмотра и приобщения скринов с сайта ГУ МЧС России по Ставропольскому краю, сделанных 14.05.2016, а также путем он-лайн просмотра в судебном заседании сайта ГУ МЧС России по Ставропольскому краю.

При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования ФИО1 являются необоснованными и отказывает ему в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь статьями 67, 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, суд

решил:

ФИО1 в удовлетворении исковых требований к комитету по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации города Ставрополя и Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю о возмещении солидарно материального вреда, компенсации морального вреда, возмещении судебных расходов отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Т.Н. Никитенко

Мотивированное решение изготовлено 05.02.2017.

Судья Т.Н. Никитенко