ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-350/2022 от 31.10.2022 Вачского районного суда (Нижегородская область)

Дело № 2 -350/2022г.

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Решение в окончательной форме принято 31 октября 2022 года

р.п. Вача 25 октября 2022 года

Вачский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Бариновой Н.С.,

при секретаре судебного заседания Лузиной И.А.,

с участием процессуального истца зам. прокурора Вачского района Нижегородской области Владимировой С.С.,

представителя третьего лица администрации Вачского муниципального района Нижегородской области Х. , действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Вачского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство» об обязании устранить нарушения требований законодательства о водоснабжении, а именно получить лицензию на пользование недрами,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Вачского района Нижегородской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство» об обязании устранить нарушения требований законодательства о водоснабжении, а именно получить лицензию на пользование недрами, указывая на то, что прокуратурой Вачского района во исполнение организационно-распорядительных документов прокуратуры области проведена проверка соблюдения законодательства о водоснабжении и лицензировании, в ходе которой установлено, что постановлением администрации Вачского муниципального района от 09.10.2018 № 774 создано МУП «ЖКХ», которое осуществляет деятельность в сфере водоснабжения. Одним из видов деятельности предприятия является забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд.

Постановлением администрации Вачского муниципального района от \\ на праве хозяйственного ведения за МУП «ЖКХ» закреплены 11 единиц артезианских скважин, расположенных в р.\, д. \, \.

Указанные объекты (артезианские скважины) находятся на балансе предприятия и имеют балансовую стоимость.

Между тем, лицензии на право пользования недрами МУП «ЖКХ» не имеет. Проекты зон санитарной охраны артезианских скважин отсутствуют.

В нарушение указанных требований, добыча подземных вод посредством вышеназванных источников питьевого водоснабжения, осуществляется МУП «ЖКХ» в отсутствие соответствующей лицензии, выданной уполномоченным органом.

Длительное безлицензионное недропользование, осуществляемое МУП «ЖКХ» вне поля зрения лицензирующего органа, не может способствовать рациональному использованию и охране недр, а также обеспечению воспроизводства минерально-сырьевой базы, в интересах неопределенного круга лиц.

Невыполнение МУП «ЖКХ» требований законодательства о водоснабжении нарушает право граждан (неопределенного круга лиц) - пользователей услуг водоснабжения, оказываемых данным предприятием на территории Вачского муниципального района, на получение качественной и безопасной для жизни и здоровья услуги (холодного водоснабжения).

Непринятие МУП «ЖКХ» мер к получению лицензии на право пользования недрами, а также невыполнения запланированных мероприятий в том числе направленных на реконструкцию системы водоснабжения, затрагивает права неопределенного круга лиц, проживающих на территории Вачского муниципального района.

В данном судебном заседании процессуальный истец зам. прокурора Вачского района Нижегородской области Владимирова С.С. исковые требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в иске, просила:

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство» устранить нарушения требований законодательства о водоснабжении, а именно получить лицензию на пользование недрами.

Предоставить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, сведения о надлежащем извещении о дате, месте и времени судебного заседания в материалах дела имеются.

Представитель третьего лица администрации Вачского муниципального района Нижегородской области Х. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований.

Согласно ч. 1 ст. 233 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

При указанных обстоятельствах, суд в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, ст. 233 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося ответчика, в порядке заочного производства.

Суд, выслушав пояснения зам. прокурора Владимировой С.С., представителя третьего лица, проверив материалы дела, установив юридически значимые для разрешения спора обстоятельства, исследовав и оценив в совокупности доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся по делу доказательств в соответствии со ст. ст. 67,71 ГПК РФ, считает исковые требования прокурора Вачского района Нижегородской области обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 4 ст. 27, ч. 3 ст. 34 Федерального закона от 17.12.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурору предоставлено право на обращение в суд с заявлением, если этот требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

Положением ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор наделен правом обращения в суд с заявлением в интересах прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.12 Конституции РФ и в ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ).

Закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон № 2395-1), определяя правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивая защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр, устанавливает разрешительный режим пользования недрами.

В соответствие со ст. 2.3 Закона № 2395-1, к участкам недр местного значения относятся: участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее - питьевое водоснабжение) или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, а также для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ.

Согласно ст. 9 Закона № 2395-1, пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами. Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.

В соответствии со статьями 11 и 23 Закона № 2395-1, предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона № 2395-1 установлено, что пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Требования к содержанию лицензии на пользование недрами установлены в статье 12 Закона № 2395-1.

Порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование недрами, а также форма лицензии установлены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федеральным агентством по недропользованию от 25 октября 2021 года № 782/13.

Согласно ч. 1 ст. 9 Закона Нижегородской области от 03.11.2010 № 169-З «О недропользовании на территории Нижегородской области», предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Участки недр местного значения - участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, участки недр, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее - питьевое водоснабжение) или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, а также для целей хозяйственно-бытового водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ (п. 5 ст. 1).

В соответствие с ч. 2 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В соответствии с п.п.4,5 ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ), проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Согласно п. 1.4, 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10 (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02), зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников (пункт 1.4). Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Пункт 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 указывает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зон санитарной охраны.

В п.п. 1.11, 1.12, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 отражены сведения о том, что проект зон санитарной охраны должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зон санитарной охраны разрабатывается специально.

В состав проекта зон санитарной охраны должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями. При этом проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Между тем, согласно п. 1.17 п.п. 1.11, 1.12, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зон санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.

Федеральный закон от 05.05.20П №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон от 05.05.2011 №99-ФЗ) регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.

Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного выше ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

В соответствии с частью 2 статьи 19.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, в границах предоставленных им горных отводов и (или) геологических отводов имеют право на основании утвержденного технического проекта для собственных производственных и технологических нужд осуществлять добычу подземных вод в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр.

Положение о порядке осуществления добычи подземных вод для собственных производственных и технологических нужд пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, в границах предоставленных им горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта, утвержденное приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.06.2009 №168 устанавливает порядок добычи подземных вод для собственных производственных и технологических нужд пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, в границах предоставленных им горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта.

Пунктом 3 Положения установлено, что основанием для осуществления права пользования недрами с целью добычи подземных вод для собственных производственных и технологических нужд является наличие у пользователя недр лицензии на право пользования недрами с целью разведки и добычи полезных ископаемых или совмещенной лицензии с целью геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, предоставленных ему горного отвода и (или) геологического отвода и утвержденного технического проекта на добычу подземных вод.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Постановлением администрации Вачского муниципального района от \\ создано МУП «ЖКХ», которое осуществляет деятельность в сфере водоснабжения и одним из видов деятельности предприятия является забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд.

Постановлением администрации Вачского муниципального района от \\ на праве хозяйственного ведения за МУП «ЖКХ» закреплены 11 единиц артезианских скважин, расположенных в р.\, \, \.

Указанные объекты (артезианские скважины) находятся на балансе предприятия и имеют балансовую стоимость.

Между тем, как установлено судом, в нарушении вышеприведенных требований закона, лицензии на право пользование недрами МУП «ЖКХ» не имеет. Проекты зон санитарной охраны артезианских скважин отсутствуют.

В нарушение указанных требований, добыча подземных вод посредством вышеназванных источников питьевого водоснабжения осуществляется МУП «ЖКХ» в отсутствие соответствующей лицензии, выданной уполномоченным органом.

Вместе с тем, длительное безлицензионное недропользование, осуществляемое МУП «ЖКХ» вне поля зрения лицензирующего органа, не может способствовать рациональному использованию и охране недр, а также обеспечению воспроизводства минерально-сырьевой базы, в интересах неопределенного круга лиц.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ) целью государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является, в том числе охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.

Суд считает, что невыполнение МУП «ЖКХ» требований законодательства о водоснабжении нарушает право граждан (неопределенного круга лиц) - пользователей услуг водоснабжения, оказываемых данным предприятием на территории Вачского муниципального района, на получение качественной и безопасной для жизни и здоровья услуги (холодного водоснабжения).

Суд считает, что непринятие МУП «ЖКХ» мер к получению лицензии на право пользования недрами, а также невыполнения запланированных мероприятий, в том числе, направленных на реконструкцию системы водоснабжения, затрагивает права неопределенного круга лиц, проживающих на территории Вачского муниципального района.

Исходя из установленных по делу обстоятельств и приведенных норм права, суд приходит к выводу о необходимости обязать Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство» устранить нарушения требований законодательства о водоснабжении, а именно получить лицензию на пользование недрами, удовлетворив тем самым исковые требования прокурора.

Руководствуясь положениями ст. 206 ГПК РФ, исходя из характера требований, учитывая объем мероприятий, который необходимо выполнить ответчику, в отсутствии возражений последнего, суд считает необходимым предоставить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Согласно ст. 103 ч. 1 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 333.20 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей: в случае, если истец, административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком, административным ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, административных исковых требований, а в случаях, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, в полном объеме;

Таким образом, в силу действующего законодательства прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции.

Каких либо документов, подтверждающих обстоятельства для освобождения ответчика от уплаты государственной пошлины суду не представлено и в материалах дела не имеется.

Как следует из искового заявления, требования истца носят неимущественный характер.

Принимая во внимание, что истец по данному иску прокурор Вачского района освобожден от уплаты государственной пошлины согласно ст. 333. 19 ч. 1 НК РФ, то государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в сумме 300,00 руб.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Прокурора Вачского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство» удовлетворить.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства о водоснабжении, а именно получить лицензию на пользование недрами.

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство» госпошлину в доход бюджета Вачского муниципального района Нижегородской области в размере 300,00 ркблей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Срок обжалования заочного решения в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Вачский районный суд - Ответчиком в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда. Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья - подпись

Копия верна: судья Н. С. Баринова