Костромской районный суд Костромской области Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Костромской районный суд Костромской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело №2-351/2010 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Кострома 21 апреля 2010 года
Костромской районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Добровольской Т.В.,
при секретаре Джурко Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению главы Администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя,
У С Т А Н О В И Л:
Глава Администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района обратилась в суд с заявлением об отмене постановления судебного пристава-исполнителя от 05.103.2010 года о взыскании с Администрации Шунгенского сельского поселения исполнительного сбора, с которым они не согласны. Поскольку судебный пристав-исполнитель Ширин Д.А. признал причину неисполнения должником исполнительного документа неуважительной и постановил взыскать исполнительный сбор, и при отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательств суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора, а в соответствии со ст.401 ГК РФ - Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Поэтому считает действия судебного пристава-исполнителя неправомерными, поскольку главою Администрации Шунгенского сельского поселения лично давались пояснения о причинах неисполнения исполнительного документа. В которых говорилось, что администрация Шунгенского поселения никоим образом не препятствует предоставлению Соиной А.Ю. вне очереди жилого по договору социального найма. Но в данный момент возможности такого предоставления не имеется, так как свободного жилого фонда нет, а строительство на территории Шунгенского сельского поселения не ведется уже более 20 лет. Соответвенно предоставить жилье нет возможности. Также Соина А.Ю. стоит первой в очереди на получение жилой площади. Однако, Шириным Д.А. данные объяснения проигнорированы.
В судебном заседании представитель заявителя глава администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Коврижных И.Я. поддержал заявленные требования, подтвердив обстоятельства, изложенные в заявлении. Дополнив, что судебный пристав Ширин Д.А. подверг Администрацию Шунгенского сельского поселения взысканию исполнительного сбора. Пристав посчитал причину неисполнения должником исполнительного документа неуважительной. Администрация Шунгенского сельского поселения обращалась в Арбитражный суд с обжалованием указанного постановления судебного пристава исполнителя, но ДД.ММ.ГГГГ судья вынес определение о прекращении производства по делу в связи с тем, что арбитражные суды не правомочны рассматривать дела по разрешению споров, вязаных с исполнением исполнительных документов. Он лично давал объяснения о причинах неисполнения исполнительного документа. Администрация Шунгенского сельского поселения не препятствовала предоставлению Соиной А.Ю. вне очереди жилого помещения по договору социального найма. Свободного жилья на тот момент не было, новые дома не строятся. И только из-за того, что сотруднику милиции, проживающему в Шунге было предоставлено жилье, освободившееся жилое помещение было решено предоставить Соиной А.Ю., на что она согласилась. Если бы не произошла такая ситуация с милиционером, жилье Соиной А.Ю. так бы и не было предоставлено независимо от постановлений пристава. Как только Соина А.Ю. к ним обратилась, она сразу была поставлена первой в очереди на получение жилой площади. По данному факту Ширину Д.А. давались объяснения, однако он на них никак не проигнорировал. На сегодняшний день Соиной А.Ю. предложили квартиру и даже показали ее. В решении суда не было оговорено, в какой именно срок Администрация Шунгенского сельского поселения должна предоставить Соиной А.Ю. жилье, поэтому они сразу поставили ее в очередь на получение жилой площади. Он не согласен с постановлением пристава. Они поставили Соину А.Ю. в очередь, так как свободного жилья не было, однако как только квартира появилась, они сразу же предложили. Ему было направлено предписание о том, что он должен исполнить решение суда, однако он этого сделать не мог. Он направлял представителя администрации Кузнецова В.А. к приставам на беседу, тот объяснял, почему не исполняется решение суда.
Представитель заинтересованного лица судебный пристав-исполнитель Отдела судебных приставов №1 г. Костромы УФССП России по Костромской области Ширин Д.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района. Пояснив, что действительно 12.02.2010 года было возбуждено вышеуказанное исполнительное производство в отношении должника администрации Шунгенского сельского поселения. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства была вручена лично главе администрации Шунгенского сельского поселения под роспись 26.02.2010 года. 05.03.2010 года им, в соответствии с п.2 ст.12 ФЗ «О судебных приставах» и ст.6 ФЗ «Об исполнительном производстве», главе администрации Шунгенского сельского поселения было выставлено требование в срок до 11.03.2010 года предоставить Соиной А.Ю. вне очереди жилое помещение по договору социального найма. Данное требование не исполнено до настоящего времени. 12.04.2010 года глава администрации Коврижных И.Я. был предупрежден об уголовной ответственности, предусмотренной ст.315 УК РФ. Также с главы администрации Шунгенского сельского поселения было взято объяснение по неисполнению судебного решения. 05.03.2010 года им было вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора, в связи с неисполнением судебного решения, а также в связи с непринятием всех мер к исполнению решения суда. Должник не представил никаких сведений о том, почему не было исполнено решение суда. Писем от главы практически не поступало. Ответов на предписания судебных - приставов от главы поселения тоже не поступало. Сведений о том, что Соина А.Ю. стоит в очереди на предоставление жилья, им представлено должником не было. Кузнецову, который является представителем администрации Шунгенского сельского поселения, неоднократно предлагалось дать объяснения по поводу неисполнения предписаний приставов. Исполнительский сбор в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера устанавливается с должника-организации в размере 5000 рублей. Считает, что администрация Шунгенского сельского поселения не исполнила судебное решение, не предоставила полный пакет документов, подтверждающих их действия по исполнению судебного решения.
Рассмотрев заявление, изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд приходит к следующим выводам.
Статья 13 ГПК РФ предусматривает обязательность вступивших в законную силу судебных решений для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Ни затруднительность исполнения решений суда, ни отсутствие именно для этих целей материальных средств не освобождают должника и не могут освобождать от исполнения решений суда, вынесенных в защиту прав, интересов заинтересованных лиц.
В случае неисполнения решений суда осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возложено законом на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, что указано в законе «Об исполнительном производстве», детально регулирующего порядок, условия принудительного исполнения и ответственность должника.
В соответствии со ст.36 ч.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ от 02.10.2007 года с последующими изменениями Содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Решением Костромского районного суда Костромской области от 19.11.2009 года были удовлетворены исковые требования Соиной А.Ю. к администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района. На администрацию Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района была возложена обязанность предоставить Соиной А.Ю. вне очереди жилое помещение по договору социального найма.
12.02.2010 года заместителем начальника отдела - заместителем старшего судебного пристава Отдела судебных приставов №1 г. Костромы УФССП по Костромской области на основании исполнительного листа №2-351/2009 от 19.11.2009 года, выданного Костромским районным судом Костромской области было возбуждено исполнительное производство №34/41/8348/9/2010 в отношении должника администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района.
Должнику предложено в срок 5 дней со дня получения настоящего постановления, добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе. Должник также предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере .
В соответствии со ст.30 ч.1 Закона «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ от 02.10.2007 года с последующими изменениями - Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа.
Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
В силу ч.12 ст.30 Закона «Об исполнительном производстве» - Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве», к которой отсылает вышеуказанная ст.30 как раз и предусматривает исполнительский сбор.
Как указанно в данной статье - Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. 2. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. 3. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей.
Итак, как установлено судом в соответствии с законом судебным приставом-исполнителем при возбуждении исполнительного производства было предложено должнику Администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района добровольно исполнить решение суда, установлен максимальный пятидневный срок, должник предупрежден, в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин, предоставленный для добровольного исполнения будет взыскан исполнительский сбор в размере 5000 рублей.
26.02.2010 года судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов №1 г. Костромы УФССП по Костромской области главе администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района было направлено требование о предоставлении Соиной А.Ю. вне очереди жилого помещения по договору социального найма в срок до 05.03.2010 года. Главе администрации Шунгенского сельского поселения было выставлено требование явиться в отдел судебных приставов №1 г.Костромы 05.03.2010 года по вопросу исполнения судебного решения. В данном требовании также указывалось, что за невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя в соответствии со ст.ст. 17.14, 17.15, 19.7, 19.5 КоАП РФ виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности.
Данное требование было получено главой администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района 26.02.2010 года.
Однако, должник - Администрация Шунгенского сельского поселения, несмотря на то, что исполнительный лист на принудительное исполнение был предъявлен Соиной А.Ю. в службу судебных приставов 08.02.2010 года, и до этого времени решение суда не исполнялось, и после возбуждения исполнительного производства и предложения добровольно исполнить решение, решение не исполняла. За отсрочкой исполнения решения суда даже по мотивам затруднительности его исполнения не обращалась. На требования судебного пристава-исполнителя не реагировала. Никаких письменных пояснений, возражений Администрацией Шунгенского сельского поселения не направлялось и никаких письменных пояснений не давалось.
Вплоть до 11.03.2010 года, когда представителем администрации Кузнецовым В.А. были даны первые пояснения, где указал, что возможности предоставить Соиной А.Ю. жилое помещение не имеется и никаких мер не предпринимается.
Сам глава поселения фактически никаких письменных объяснений приставу не давал, один раз, не пожелав дожидаться, когда с него будут взяты письменные пояснения, а 15.03.2010 года на все вопросы об исполнения решения поясняя, что он все объяснил ранее при беседе.
Из чего видно, что Администрация поселения и не предпринимала никаких попыток для исполнения решения, не объяснения ни причин неисполнения, и не имея причин, делающих невозможным его исполнение.
Никаких чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, то есть непреодолимой силы, делающей невозможным исполнение решение суда, не имелось. Никаких чрезвычайных событий, стихийных бедствий и т.п. на территории Шунгенского сельского поселения не было.
Указываемые администрацией обстоятельства об отсутствии свободного жилья и финансовых средств существовали и на момент вынесения решения суда, возможно будут существовать и далее, но это как указывалось выше не освобождает от гражданско-правовой ответственности, которую возложил на администрацию суд, ни от выполнения решения суда. То, что Соина А.Ю. стоит под № 1 в списках внеочередников не имеет отношения к исполнению решения. Поскольку решение было вынесено не о поставке на учет, а о предоставлении жилого помещения.
Затруднительность исполнения, отсутствие бюджетных средств на данные цели не освобождают администрацию от исполнения решения суда. Напротив, законом возлагается на должника обязанность исполнения решения суда.
Администрация же Шунгенского сельского поселения после вынесения решения суда никаких попыток для его исполнения не предпринимала, не ставя вопрос об изменении способа и порядка решения, не обращаясь ни в соответствующие органы или к спонсорам за финансовой поддержкой.
В связи с неисполнением администрацией Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района без уважительных причин вышеуказанного исполнительного документа, в пятидневный срок, судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов №1 г. Костромы УФССП по Костромской области 05.03.2010 года было вынесено постановление о взыскании с должника (администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района) исполнительского сбора в размере 5000 рублей.
Неисполнение решения суда имело место и далее, что подтверждается исполнительным производством. Что также подтверждает обоснованность и правильность действий судебного пристава-исполнителя, не давая оснований для снижения размера исполнительного сбора.
05.03.2010 года судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов №1 г. Костромы УФССП по Костромской области в адрес администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района было направлено требование о предоставлении Соиной А.Ю. вне очереди жилого помещения по договору социального найма в срок до 11.03.2010 года.
Данное требование было получено главой администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района 05.03.2010 года.
Одновременно глава администрации Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района, как руководитель организации должника, судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов №1 г. Костромы УФССП по Костромской области был предупрежден, что в случае злостного неисполнения вступившего в законную силу решения суда, а равно воспрепятствования его исполнению, может быть привлечен к уголовной ответственности, предусмотренной ст.315 УК РФ.
15.03.2010 года судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов №1 г. Костромы УФССП по Костромской области повторно в адрес администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района было направлено требование о предоставлении Соиной А.Ю. вне очереди жилого помещения по договору социального найма в срок до 01.04.2010 года.
Таким образом, судебным приставом-исполнителем в соответствии с законом, в установленном порядке и в определенном законом размере обоснованно в связи с неисполнением решения суда было вынесено постановление о взыскании с администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района исполнительского сбора в размере И никаких оснований для его отмены не имеется.
В связи с чем требования заявителя главы администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления Администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района об отмене постановления судебного пристава-исполнителя от 05.03.2010 года о взыскании с Администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района исполнительного сбора отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Костромской областной суд через районный суд.
Судья: Добровольская Т.В.