ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-351 от 30.07.2018 Большеглушицкого районного суда (Самарская область)

<данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

30 июля 2018 года село Большая Черниговка

Большеглушицкий районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Черновой В.В.,

с участием исполняющего обязанности прокурора Большечерниговского района Самарской области Егорова А.В.,

при секретаре Зотовой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

гражданское дело №2-351 по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Большечерниговского района Самарской области в интересах муниципального образования – сельского поселения Глушицкий муниципального района Большечерниговский Самарской области к ФИО1 о возмещении материального ущерба в порядке регресса,

У С Т А Н О В И Л:

Исполняющий обязанности прокурор Большечерниговского района Самарской области обратился в суд с иском в интересах муниципального образования – сельского поселения Глушицкий муниципального района Большечерниговский Самарской области к ответчику о возмещении материального ущерба в порядке регресса в размере 3503620,03 рублей.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Большечерниговского района проведена проверка исполнения бюджетного законодательства, законодательства о контрактной системе и законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства в Администрации сельского поселения Глушицкий муниципального района Большечерниговский Самарской области, в ходе которой установлено, что ФИО1, являясь в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, в нарушение требований ч.3 ст.219 БК РФ, достоверно зная, что в бюджете сельского поселения Глушицкий на 2013 год и на плановый <данные изъяты> отсутствуют средства в сумме 23484394,22 рубля, запланированные на оплату проектно-изыскательских работ по объекту «Проектирование и реконструкция водозабора, НФС и водопровода в поселке Глушицкий и поселке Пензено муниципального района Большечерниговский», действуя вопреки интересам службы, ДД.ММ.ГГГГ подписал контракт, согласно которому между Администрацией сельского поселения Глушицкий (заказчик) и ООО «ЕвроГеоПроект» (подрядчик) заключен муниципальный контракт , по которому подрядчик обязуется по заданию заказчика в сроки, предусмотренные контрактом, выполнить проектно-изыскательные работы по объекту «Проектирование и реконструкция водозабора, НФС и водопровода в поселке Глушицкий и поселке Пензено муниципального района Большечерниговский». ДД.ММ.ГГГГ подрядчик выполнил работы, предусмотренные контрактом, вместе с тем, работы заказчиком Администрацией сельского поселения Глушицкий оплачены не были, денежные средства в бюджет сельского поселения на исполнение муниципального контракта в период 2013-2017 годов не закладывались. Решением Арбитражного суда Самарской области от 30 ноября 2016 года с Администрации сельского поселения Глушицкий в пользу ООО «ЕвроГеоПроект» взыскана задолженность в размере 24400285,59 рублей, в том числе 23484394,22 рублей основного долга, 915891,37 рублей пени, судебные расходы в размере 45738,69 рублей, а также пени с ДД.ММ.ГГГГ по день фактического исполнения обязательств от суммы задолженности в размере 1801840,15 рублей. Кроме того, в дальнейшем ДД.ММ.ГГГГ Администрацией сельского поселения Глушицкий произведена оплата пени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (по день фактического исполнения обязательств) в размере 740149,82 рублей. Указанное привело муниципальное образование к необоснованным расходам, а также к неэффективному расходованию бюджетных средств. Ссылаясь на п.3 ст.219, п.1,2 ст.72 БК РФ, ст.12, ч.2,3 ст.2 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ст.1069 ГК РФ, ч.1, 3.1 ст.1081 ГК РФ, ч.2 ст.15 ГК РФ, ст.45 ГПК РФ и.о. прокурора Большечерниговского района просит взыскать с бывшего главы Администрации сельского поселения Глушицкий муниципального района Большечерниговский Самарской области ФИО1 в бюджет сельского поселения Глушицкий муниципального района Большечерниговский Самарской области в порядке регресса материальный вред в размере 3503620,03 рублей.

В судебном заседании истец исполняющий обязанности прокурора Большечерниговского района Самарской области Егоров А.В. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просит взыскать с <данные изъяты> ФИО1 в бюджет сельского поселения Глушицкий муниципального района Большечерниговский Самарской области в порядке регресса материальный вред в размере 3503620,03 рублей.

Муниципальное образование, в интересах которого подан иск, в лице главы Администрации сельского поселения Глушицкий муниципального района Большечерниговский Самарской области – ФИО4 в судебном заседании просил вынести решение на усмотрение суда и пояснил, что без поддержки районной администрации указанный контракт бы не заключался. Он не считает сумму, указанную в иске в 3503620,03 рублей ущербом для сельского поселения, все это <данные изъяты> ФИО1 делалось для людей, проектные работы сделаны и теперь они войдут в областную программу на реконструкцию и вода будет. Каких либо нарушений по данному контракту выявлено не было, допускает, что инициатива по заключению контракта исходила от Администрации Большечерниговского района.

Ответчик ФИО1, его представитель ФИО5 в судебном заседании иск не признали по основаниям, изложенным в возражениях на иск (том 2 л.д. 60-63). Просят отказать в удовлетворении иска.

Представитель третьего лица руководитель правового управления Администрации Большечерниговского района Самарской области

ФИО6 возражала против удовлетворения исковых требований и суду пояснила, что Администрация Большечерниговского района Самарской области с самого начала была в курсе относительно проводимых мероприятий по заключению ФИО1 контракта, потому что проблема водоснабжения в поселке Глушицкий очень давно существует. Несмотря на то, что бюджет у сельского поселения свой, у муниципального района свой, но в целом они представляют собой консолидированный бюджет муниципального района Большечерниговский и вся просроченная задолженность, которая возникает у того или иного сельского поселения, она находит свое отражение в консолидированном бюджете. На момент подписания ФИО1 контракта с ООО «ЕвроГеоПроект» действовала областная целевая программа «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры на 2009-2015 годы», утвержденная Постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, она предусматривала возможность вхождения в программу именно с проектными работами. Поэтому в заключенном ФИО1 контракте очень сжатые сроки на проведение работ, для того, чтобы срочно провести эти проектные работы, вступить в эту указанную программу, и пока не наступил срок оплаты по муниципальному контракту, получить средства из областного бюджета и оплатить ими кредиторскую задолженность по контракту. К сожалению, эта программа в ноябре 2013 года отменена Постановлением Правительства с началом действия другой программы, которая перестает предусматривать такое мероприятие, как проектные работы, то есть на проектные работы возможность была уже утрачена заявиться. В настоящее время, когда сельское поселение уже имеет на руках проектную документацию, появилась возможность по действующему законодательству заявиться в программу на строительство этого объекта на территории сельского поселения Глушицкий. Со стороны ООО «ЕвроГеоПроект» была допущена просрочка исполнения проектной документации, поэтому и сельское поселение утратило до конца 2013 года возможность войти в эту программу, в январе 2014 года программа утратила силу. В последующем никому не представлено возможности заявиться на оплату проектных работ. На сегодняшний момент денежные средства сельскому поселению на оплату проектных работ были выделены, сельское поселение хоть и не через программу, задолженность оплатило (по данному объекту был принят отдельный акт Правительства Самарской области, который предусмотрел возможность выделения иных межбюджетных трансфертов на оплату задолженности по судебному акту в размере основной задолженности без штрафных санкций). При действии вышеназванной областной программы, после проведения проектных работ и получения положительного заключения, после подачи заявки на участие в этой программе сельского поселения, денежные средства из областного бюджета пришли бы непосредственно в бюджет сельского поселения – <данные изъяты> от цены контракта и <данные изъяты> средств местного бюджета, которые у сельского поселения на момент заключения контракта имелись в бюджете. Администрация Большечерниговского района считает, что вины ФИО1 не имеется, он действовал исключительно в интересах сельского поселения для того, чтобы решить одну из насущных проблем на территории поселения, своими силами он никогда бы ее не решил, поэтому, опираясь на поддержку Администрации района, осуществил действия по заключению муниципального контракта.

Третье лицо ООО «ЕвроГеоПроект» в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены, просили рассмотреть дело в их отсутствие, направили письменные пояснения (том 2 л.д.46-47).

Суд, выслушав объяснения истца, лица, в интересах которого предъявлен иск, ответчика, представителя ответчика, представителя третьего лица, допросив свидетелей, изучив материалы дела, находит иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

По утверждению свидетеля Свидетель №2, он работает <данные изъяты>, о заключении в 2013 году ФИО1 муниципального контракта и включение поселка Пензено в этот контракт ему известно, это инициатива районной администрации, бывшего ФИО3ФИО2 обеспечение двух поселков питьевой водой – это большие деньги, большой проект, ни он как <данные изъяты>, ни <данные изъяты> сами не могли быть инициаторами заключения такого муниципального контракта.

Свидетель Свидетель №1 суду пояснил, что в 2013 году он работал в ООО «ЕвроГеоПроект» в должности заместителя генерального директора по проектно-изыскательским работам, в подписании договора между сельским поселением Глушицкий и ООО «ЕвроГеоПроект» на выполнение проектно-изыскательских работ по водоснабжению поселков Глушицкий и Пензено он не принимал участия, ему передали техническое задание, приступил к проектированию, был главный инженер проекта. Из опыта своей работы может пояснить, что <данные изъяты> такой проект не потянул бы, все это обсуждается на уровне района, это абсурдно, чтобы <данные изъяты> самовольно заключил такой контракт. Данный проект включает в себя проектную документацию, по которой осуществляется строительство водопровода, сейчас эти документы возможно отдать подрядчику на исполнение строительства и реконструкции, с учетом корректировки. При проведении проектно-изыскательских работ он приезжал в районную администрацию и помнит, что кто-то из заместителей <данные изъяты> на совещании торопил с исполнением контракта.

Из материалов дела усматривается, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состоял в должности <данные изъяты><данные изъяты> (том 1 л.д. 12.).

Согласно Устава сельского поселения Глушицкий муниципального района Большечерниговский самарской области, <данные изъяты> в пределах своих полномочий вправе от имени поселения приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности (том 1 л.д. 97- 133)

На должность <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был избран ФИО2 (том 1 л.д. 35-37).

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией сельского поселения Глушицкий муниципального района <адрес> (заказчик) в лице <данные изъяты> ФИО1 и ООО «ЕвроГеоПроект» (исполнитель) в лице ФИО11 заключен муниципальный контракт , согласно которого Заказчик поручает подрядчику, а Подрядчик принимает на себя выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: «Проектирование и реконструкция водозабора, НФС и водопровода в <адрес> и <адрес> муниципального района <адрес>» в соответствии с техническим заданием. Срок выполнения проектных (изыскательских) работ: 1 этап (передача Заказчику готовой проектно-сметной документации в соответствии с техническим заданием – стадия П) с момента подписания муниципального контракта в течение 30 днй; 2 этап (передача заказчику готовой проектно-сметной документации в соответствии с техническим заданием – стадия П и Р с положительным заключением государственной экспертизы проектной документации) с момента подписания муниципального контракта в течение 90 дней. Срок действия контракта до ДД.ММ.ГГГГ. Стоимость настоящего контракта составляет 23484394,22 рублей. Оплата производится в течение 360 дней после подписания обеими сторонами акта сдачи-приемки выполненных работ и при наличии всех согласований с заинтересованными организациями, а также получения положительного заключения Государственной экспертизы. (том 1 л.д. 38-52).

Акт сдачи-приемки выполненных работ об оказанных услугах на сумму 23484394,22 рублей был подписан сторонами ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 53).

ДД.ММ.ГГГГ постановлением Администрацией сельского поселения Глушицкий муниципального района Большечерниговский Самарской области утверждена муниципальная целевая программа «Чистая вода» сельского поселения Глушицкий муниципального района Большечерниговский Самарской области на 2013-2018 годы, которая предусматривала реконструкцию водозабора, НФС, водопроводных сетей в поселке Глушицкий, проектирование и строительство водозабора, НФС, водопроводных сетей в селе Благодатовка (том 1 л.д. 55-62), однако не была реализована на территории сельского поселения, как пояснил в судебном заседании ответчик ФИО1 в связи с несвоевременным получением положительного заключения государственной экспертизы.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 30 ноября 2016 года, оставленным без изменения Одиннадцатым Арбитражным апелляционным судом от 27 февраля 2017 года, с Администрации сельского поселения Глушицкий муниципального района Большечерниговский Самарской области в пользу ООО «ЕвроГеоПроект» взыскана задолженность в общем размере 24400285,59 рублей, в том числе 23484394,22 рублей основного долга, 915891,37 рублей пени; с 24 ноября 2016 года по день фактического исполнения обязательств от суммы задолженности исходя из 1/300 действующей в день уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ, от неуплаченной суммы за каждый день просрочки; судебные расходы в размере 45738,69 рублей (том 1 л.д. 13-23, 24-30).

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Большечерниговского района Самарской области вынесено представление о принятии мер по устранению нарушений в связи с неоплатой исполненного муниципального контракта (том 1 л.д. 143-144), на которое был дан ответ Администрацией сельского поселения Глушицкий о принятии мер по изысканию средств на оплату контракта, с приложением копий писем Администрации Большечерниговского района о выделении финансовых средств (том 1 л.д. 146-190), а также представлен рапорт от 28 апреля 2017 года помощника прокурора Большечерниговского района о том, что Администрацией сельского поселения Глушицкий направлены обращения в Правительство Самарской области о включении мероприятий по выполнению проектно-изыскательских работ по объекту « проектирование и реконструкция водозабора, НФС и водопровода в поселках Глушицкий и Пензено», со специалистом сельского поселения проведена разъяснительная работа по осуществлению муниципальных закупок с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, принятие иных мер прокурорского реагирования не требуется (том 1 л.д. 145).

Как видно из копий платежных поручений, Администрацией сельского поселения Глушицкий в пользу ООО «ЕвроГеоПроект» были оплачены денежные средства: ДД.ММ.ГГГГ – пени с ДД.ММ.ГГГГ по день фактического исполнения обязательств в размере 1801840,15 рублей, судебные расходы в размере 45738,69 рублей, пени от основного долга в размере 915891,37 рублей, ДД.ММ.ГГГГ пени в размере 740149,82 рублей, всего 3503620,03 рублей, ДД.ММ.ГГГГ оплачена сумма основного долга в размере 23484394,22 рублей (том 1 л.д. 63-67).

В бюджете сельского поселения Глушицкий на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденного решением Собрания представителей сельского поселения Глушицкий от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрены (заложены) денежные средства на жилищно-коммунальное хозяйство в размере 1637091,10 рублей и на благоустройство в размере 1637091,10 рублей (том 1 л.д. 68-86).

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ руководителем Большеглушицкого межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета РФ по Самарской области отменены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении ФИО1 в совершении преступлений, предусмотренных ст.ст.285, 286 УК РФ в связи с отсутствием состава указанных преступлений,

от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ соответственно, с направлением материала для проведения дополнительной проверки (том 1 л.д. 191-197, 201-202).

До настоящего времени процессуальное решение Большеглушицким межрайонным следственным отделом следственного управления Следственного комитета РФ по Самарской области в отношении ФИО1 не принято (том 1 л.д. 235).

Распоряжением <данные изъяты>ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ было установлено провести открытый конкурс на определение подрядной организации для выполнения проектно-изыскательских работ по объекту «Проектирование и реконструкция водозабора, НФС и водопровода в <адрес> и <адрес> муниципального района <адрес>» на сумму 46380325,98 рублей, источник финансирования: бюджет Самарской области и бюджет Администрации сельского поселения Глушицкий муниципального района Большечерниговский Самарской области (том 2 л.д. 2-11).

В период с 2010 по 2015 годы на территории Самарской области действовали следующие государственные программы развития водоснабжения: - областная целевая программа «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры на 2009-2015 годы», утвержденная постановлением Правительства Самарской области №164 от 25 марта 2009 года; - государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ; - государственная программа Самарской области «Развитие коммунальной инфраструктуры и совершенствование системы обращения с отходами в Самарской области» на 2014 -2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Самарской области от 29 ноября 2013 года №701 (том 2 л.д. 64)

Областная целевая программа «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры на 2009-2015 годы», утвержденная постановлением Правительства Самарской области №164 от 25 марта 2009 года (в которую по утверждению представителя третьего лица Администрации Большечерниговского района, Администрация сельского поселения Глушицкий после заключения муниципального контракта от 06 июля 2013 года, выполнения подрядчиком проектно-изыскательских работ и получения положительного заключения государственной экспертизы, намеревалась подать заявку на предоставление субсидии для оплаты указанного контракта и дальнейшей реконструкции объектов), предусматривала предельную и максимальную долю участия средств областного бюджета, в том числе формируемых за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета, в софинансировании расходного обязательства муниципального образования составляющую <данные изъяты> от суммы общего объема финансирования расходного обязательства.

Условиями предоставления субсидий по вышеуказанной программе являлись, в том числе: - наличие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации; - копия муниципального контракта с подрядной организацией на выполнение работ (услуг) проектированию, строительству, реконструкции, модернизации планируемого к софинансированию за счет субсидий объекта.

Однако, постановлением Правительства Самарской области №701

от ДД.ММ.ГГГГ, признано утратившим силу постановление Правительства Самарской области №164 от 25 марта 2009 года об утверждении областной целевой программы программа «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры на 2009-2015 годы», программа перестала действовать с 01 января 2014 года.

18 февраля 2014 года Администрацией Большечерниговского района самарской области в адрес ООО «ЕвроГеоПроект» было направлено сообщение о том, что заказчику (Адинистрации сельского поселения Глушицкий) не представлена к рассмотрению и приемке проектно-сметная документация, значительно нарушены сроки проведения работ по проектированию объекта, обозначенные в графике выполнения работ, являющимся приложением к контракту. Строительство проектируемого объекта было заявлено на участие в мероприятиях по развитию социальной и инженерной инфраструктуры в муниципальном районе Большечерниговский в рамках реализации программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, на 2014 год. В результате ненадлежащего исполнения своих обязательств по контракту ООО «ЕвроГеоПроект», ни у Администрации Большечерниговского района, ни у Администрации сельского поселения Глушицкий не появилось какой-либо возможности обосновать бюджетную заявку в части включения в программу (том 2 л.д.12-13).

Администрация сельского поселения Глушицкий также предъявляла претензии к ООО «ЕвроГеоПроект» о нарушении сроков проведения подрядчиком работ, о чем свидетельствует переписка (том 2 л.д. 163-205).

В судебном заседании установлено, что проблема с водоснабжением населения сельского поселения Глушицкий длится на протяжении многих лет, что подтверждается представленными в судебное заседание документами: письмом в адрес губернатора Самарской области, обращениями, заявлениями граждан-жителей поселка Глушицкий в адрес губернатора, перечнем поручений, поступившим в ходе встречи врио губернатора Самарской области с населением муниципального района Большечерниговский, письмами Роспотребнадзора в адрес главы сельского поселения Глушицкий о качестве питьевой воды, о водоснабжении, судебными актами об устранении нарушений санитарного законодательства (том 2 л.д. 14-29, 49-57, 66-67).

Кроме того, в период 2015-2017 годов Администрацией Большечерниговского района направлялись письма в адрес врио губернатора Самарской области, первого вице-губернатора – председателя Правительства Самарской области, министру энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области по оплате разработанной проектно-сметной документации, о водоснабжении поселка Глушицкий, о включения мероприятия в программу(том 2 л.д. 70-77).

Между министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области и Администрацией сельского поселения Глушицкий муниципального района Большечерниговский Самарской области заключено Соглашение №115 от 27 декабря 2017 года о предоставлении в 2017 году из областного бюджета местному бюджету иных межбюджетных трансфертов в целях погашения кредиторской задолженности по исполнению государственных актов, возникшей в связи с выполнением работ по проектированию объектов водоснабжения, в размере 23484394,22 рублей (том 2 л.д. 78-82).

В настоящее время ФИО1 <данные изъяты><адрес>, проживает <адрес><данные изъяты>, <данные изъяты>, его доход согласно справок формы 2-НДФЛ за 2017 год составил в общей суме <данные изъяты> рублей, за 2018 год – <данные изъяты> рублей (том 2 л.д. 114-117)

В силу ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с ч.3 ст.219 БК РФ, получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ответчик ФИО1, заключая муниципальный контракт с подрядчиком на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту «Проектирование и реконструкция водозабора, НФС и водопровода в п.Глушицкий и п.Пензено муниципального района Большечерниговский Самарской области» намеревался в дальнейшем подать заявку на вступление в Областную целевую программу «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры на 2009-2015 годы», которая предусматривала софинансирование обязательства муниципального образования в размере <данные изъяты> от суммы общего объема финансирования расходного обязательства, а для предоставления субсидии – в том числе, наличие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, копии муниципального контракта с подрядной организацией на выполнение работ по проектированию, строительству, реконструкции, модернизации планируемого к софинансированию за счет субсидий объекта. Доля местного софинансирования в бюджете сельского поселения Глушицкий муниципального района <адрес> в размере <данные изъяты> от 23484394,22 рублей, составляющая 11742019,1 рублей, на момент заключения контракта имелась, поскольку в бюджете сельского поселения Глушицкий на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденного решением Собрания представителей сельского поселения Глушицкий от 21 декабря 2012 года были предусмотрены (заложены) денежные средства на жилищно-коммунальное хозяйство в размере 1637091,10 рублей и на благоустройство в размере 1637091,10 рублей.

Не подача заявки на вступление и не вступление в Областную целевую программу «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры на 2009-2015 годы» не зависела от <данные изъяты><данные изъяты> ФИО1, поскольку программа перестала действовать с ДД.ММ.ГГГГ, после заключения указанного выше муниципального контракта, и до получения Администрацией сельского поселения необходимых для вступления в программу разработанного проекта и получения положительного заключения государственной экспертизы.

Таким образом доводы истца о нарушении ФИО1 требований ч.3 ст.219 БК РФ, выразившимся в том, что он, как глава Администрации сельского поселения заключил муниципальный контракт в отсутствие доведенных до сельского поселения лимитов бюджетных обязательств, необоснованны и не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

Согласност.1069ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Для наступления деликтной ответственности казны Российской Федерации должно быть доказано наличие ряда специальных условий: наступление вреда; противоправность поведения причинителя вреда; причинная связь между двумя первыми элементами; вина причинителя вреда.

Согласноп. 3.1 ст. 1081ГК РФ, Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование в случае возмещения ими вреда, по основаниям, предусмотреннымстатьями 1069и1070Гражданского кодекса Российской Федерации, а также по решениям Европейского Суда по правам человека имеют право регресса к лицу, в связи с незаконными действиями (бездействием) которого произведено указанное возмещение.

При этом лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт причинения вреда и размер понесенных убытков, виновность причинителя вреда, а также наличие причинно-следственной связи между возникшими убытками и незаконными действиями (бездействием) лица, по вине которого эти убытки возникли.

Доказательств того, что указанные в исковом заявлении выплаты в размере 3503620,03 рублей являются ущербом, причиненным в результате действий (бездействия) ответчика ФИО1, как бывшего главы Администрации сельского поселения Глушицкий муниципального района Большечерниговский Самарской области, стороной истца суду не представлено.

Так, объективных доказательств, подтверждающих противоправность поведения ответчика, наличие его вины в причинении ущерба, а также существование причинно-следственной связи между поведением бывшего главы Администрации сельского поселения Глушицкий ФИО1 и наступившими последствиями в виде выплаты из бюджета пени за просрочку оплаты суммы задолженности и судебных расходов не имеется.

Кроме того, выплата пени за просрочку оплаты задолженности и судебных расходов не может быть отнесена к материальной ответственности главы сельского поселения и взыскана с него в порядке регресса, поскольку такая выплата не является прямым возмещением причиненного третьему лицу ущерба, а является мерой гражданско-правовой ответственности по муниципальному контракту.

Действия <данные изъяты> предметом рассмотрения Арбитражного суда Самарской области при вынесении решения не являлись.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что допуская просрочку оплаты суммы задолженности по муниципальному контракту, именноответчик действовал за рамками своей компетенции или в нарушение действующего законодательства, в том числе противоправно, судом не установлено, а сам по себе факт взыскания в пользу исполнителя работ пени за просрочку оплаты задолженности о необоснованности действий ответчика, без представления доказательств противоправного поведения ответчика, его вины в причинении ущерба, причинной связи между его противоправным поведением и наступившим ущербом, достаточным основанием для возложения на ответчика ФИО1 – <данные изъяты> полной материальной ответственности в соответствии с вышеприведенными положениями гражданского законодательства не является.

Недоказанность указанных обстоятельств исключает материальную ответственность ответчика.

Суд полагает, что выплаты, произведенныеАдминистрацией сельского поселения Глушицкий муниципального района Большечерниговский Самарской областина основании решения арбитражного суда не являются вредом, причиненным имуществу муниципального образования, поскольку суммы, перечисленные муниципальным образованием были взысканы на основании норм гражданского законодательства, являются процентами за просрочку оплаты суммы задолженности по муниципальному контракту, судебными расходами и не являются возмещением вреда согласно

ст. 1069ГК РФ.

Ссылка истца наст. 1081ГК РФ в данном случае несостоятельна, так как <данные изъяты><данные изъяты> действовал не как работник, поскольку отношения между муниципальным образованием и выборным должностным лицом не являются трудовыми, а действовал в рамках своей компетенции установленной законом, от имени муниципального образования.

Истцом не было представлено доказательств, подтверждающих умышленный, виновный характер действий ответчика ФИО1, а также доказательств того, что он действовал недобросовестно и неразумно.

Сам по себе факт взыскания пени и судебных расходов, в том числе решением суда, не является основанием для вывода об умышленности действий <данные изъяты> ФИО1 по причинению ущерба муниципальному образованию.

Таким образом, суд оценивая все доказательства по делу в их совокупности, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований исполняющего обязанности прокурора Большечерниговского района Самарской области в интересах муниципального образования – сельского поселения Глушицкий муниципального района Большечерниговский Самарской области к ФИО1 о возмещении материального ущерба в порядке регресса.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении искового заявления исполняющего обязанности прокурора Большечерниговского района Самарской области в интересах муниципального образования – сельского поселения Глушицкий муниципального района Большечерниговский Самарской области к ФИО1 о возмещении материального ущерба в порядке регресса - отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца через Большеглушицкий районный суд Самарской области.

Председательствующий <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>