ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3510/19 от 06.06.2019 Абаканского городского суда (Республика Хакасия)

19RS0-12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 июня 2019 года, г. Абакан РХ Дело № 2-3510/2019

Абаканский городской суд в составе председательствующего судьи Балашовой Т.А. при секретаре Баяндиной Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о взыскании задолженности по заработной плате, обязании рассчитать компенсацию за нарушение срока выплат, взыскании компенсации за нарушение срока выплат,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, Управление), взыскании задолженности по заработной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 95 407,18 (с учетом вычета НДФЛ – 13%), за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 9877,60 руб. (с учетом вычета НДФЛ – 13%), обязании Управление рассчитать денежную компенсацию за нарушение срока выплат за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения суда, взыскании компенсации за нарушение срока выплат, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения суда, судебных расходов в сумме 1000 руб. на услуги независимого бухгалтера. Требования мотивированы тем, что до ДД.ММ.ГГГГ истец работала в ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, была уволена в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. В день увольнения истец получила расчетные листки и для проверки начисленных выплат она обратилась к независимому бухгалтеру, после проведенной проверки бухгалтером было установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на дополнительную стимулирующую выплату (премию) истцу не начислялся районный коэффициент (30%) и северная надбавка (30%). Размеры районного коэффициента и северной надбавки прописаны в п. 6.1 трудового договора. Начисление районного коэффициента и северной надбавки регламентируется ст. 315, ст. 316, ст. 317 ТК РФ. Дополнительная стимулирующая выплата (премия) относилась к регулярным выплатам, так как выплачивалась ежемесячно и являлась неотъемлемой частью постоянного заработка работника. С января 2019 года ответчик оставшимся работникам на дополнительную стимулирующую выплату (премию) стал начислять районный коэффициент и северную надбавку.

В судебное заседание истец не явилась, была извещена надлежащим образом о нем, доказательств уважительных причин отсутствия истца в судебном заседании материалы дела не содержат.

В порядке ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца.

Представитель ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ ФИО2 в судебном заседании заявленные требования не признала, поддержала письменные возражения на иск, из которых следует, что согласно приложения к приказу Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» и п. 12.3. приказа начальника Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ фонд оплаты труда определяется суммированием фонда должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок) с учетом повышения должностных окладов связанных с тяжелыми работами, во вредных и (или) опасных условиях труда с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации в размерах, установленных приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ и штатным расписанием ЖЭ(К)О и фондов выплат компенсационного характера и стимулирующего характера и единовременного денежного вознаграждения за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года - в размере двух должностных окладов (тарифных ставок), на которые начисляются районный коэффициент и северная надбавка. А значит, что та часть фонда оплаты труда, в который вошли начисления районного коэффициента и северной надбавки, которая составила экономию фонда оплаты труда, в дальнейшем в соответствии с приказами начальника ЖЭ(К)О распределена между работниками с учетом выполнения показателей и критериев оценки эффективности деятельности гражданского персонала. При этом дополнительное начисление коэффициентов на дополнительное материальное стимулирование не требуется. В связи с чем, представитель просила в иске отказать в полном объеме, применить последствия пропуска истцом срока обращения в суд.

Выслушав пояснения участвующих лиц, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Как установлено в ходе судебного заседания, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ работала в жилищно-эксплуатационном (коммунальном) отделе № 14 (г. Абакан) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по Центральному военному округу ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ в <данные изъяты> уволена ДД.ММ.ГГГГ в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, что подтверждается трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ, записями № в трудовой книжке истца.

Пунктом 6.1 трудового договора установлено, что за выполнение обязанностей, предусмотренных настоящим трудовым договором работнику устанавливается должностной оклад в размере 6864 руб. в месяц с оплатой пропорционально отработанному времени.

- районный коэффициент к заработной плате, в размере - 30% (постановление Правительства от ДД.ММ.ГГГГ)

- процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах крайнего севера, приравненных к ним местностях - 30% (приказ Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГ).

Пунктом 6.2 трудового договора предусмотрено, что выплата компенсационного и стимулирующего характера, осуществляются в соответствии с Положением о выплатах компенсационного и стимулирующего характера работников ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, Положением о премировании ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, правилами внутреннего трудового распорядка, действующими у работодателя, настоящим трудовым договором.

Обращаясь в суд с данным иском, истец указывает, что работодателем в период ее работы на дополнительную стимулирующую выплату (премию) (далее – ДМС) не начислялся районный коэффициент и северная надбавка, что и послужило основанием для заявленных требований.

Приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала в ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ (далее – Положение, Положение о системе оплаты труда), которое устанавливает систему оплаты труда гражданского персонала Управления в соответствии с требованиями приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 2.2. Положения предусмотрено, что система оплаты труда гражданского персонала Учреждения включает: размеры должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок); условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера; условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера.

Из п. 5 Положения следует, что в выплаты компенсационного характера входят, в том числе и выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями.

Пунктом 6 Положения предусмотрено, что к заработной плате гражданского персонала филиалов Учреждения, дислоцированных в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, устанавливаются коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях) и выплачиваются процентные надбавки к заработной плате в порядке и размерах, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях.

Размеры районных коэффициентов к заработной плате гражданского персонала Учреждения, установленные законодательными и иными нормативными актами бывшего Союза ССР, действующими на территории Российской Федерации, применяются в пределах и порядке, не противоречащих законодательству Российской Федерации (приложение к приложению приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ).

Пунктом 12.3 Положения предусмотрено, что при формировании фонда оплаты труда учитываются следующие показатели: а) численность гражданского персонала Учреждения, предусмотренная штатами, б) должностные оклады (тарифные ставки) в размерах, установленных приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ (в расчете на год или количество месяцев содержания должностей), в) выплаты компенсационного характера (в расчете на год или количество месяцев содержания должностей) за работу, в том числе за работу в местностях с особыми климатическими условиями, г) выплаты стимулирующего характера (в расчете на год) по всем должностям (профессиям), включенным в расчет фонда оплаты труда:

- надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы - в фактически установленном размере по указанным в приказе Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГс должностям;

- надбавка за выслугу лет - в размере 4 должностных окладов (тарифных ставок);

- премия по результатам работы - в размере 3 должностных окладов (тарифных ставок);

- единовременное денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года - в размере двух должностных окладов (тарифных ставок);

- выплаты стимулирующего характера, установленные приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ с (кроме выплачиваемых за счет средств экономии фонда оплаты труда), - в фактически установленном размере.

Пунктом 12.4 Положения предусмотрено, что фонд оплаты труда определяется суммированием фонда должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок) и фондов выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ.

В п. 5, 6 Порядка предусмотрены положения аналогичные п. 12.3, 12.4 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала, утвержденного приказом Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ принято решение работникам филиалов ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ за счет экономии фонда оплаты платы труда осуществлять дополнительные выплаты материального стимулирования в ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с «Положением о выплате дополнительного материального стимулирования работникам филиалов (жилищно-коммунальных отделов, жилищно-коммунальных служб) ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ».

Пунктом 1.3 данного Положения предусмотрено, что под выплатой дополнительного материального стимулирования следует понимать поощрение работников за добросовестный, эффективный труд. Установление дополнительного материального стимулирования заключается в выплате работникам денежных сумм сверх размера оклада и гарантированных выплат.

Пунктом 2.1 предусмотрено, что выплата дополнительного материального стимулирования за счет экономии фонда оплаты труда осуществляется при наличии средств на эти цели, по представлению ходатайства руководителя структурного подразделения по итогам работы за месяц, в случае достижения работником высоких производственных показателей при одновременном безупречном выполнении обязанностей, возложенных трудовым договором и должностной инструкцией. Максимальный размер выплат премий и стимулирующих выплат (с учетом районного регулирования), устанавливаемых за счет экономии фонда оплаты труда заместителям начальника Филиала, начальникам структурных подразделений и их заместителям, другим категориям работников не может превышать в среднем в месяц суммы, указанной в приложении к Положению. В приложении указанно, что максимальный размер выплат другим категориям работников составляет до 50 000 руб.

Изложенное указывает на то, что ДМС не является обязательной выплатой, образуется при наличии экономии ФОТ, выплачивается в сумме, определенной в ходатайстве руководителя структурного подразделения по итогам работы за месяц, ее размер ограничен.

В материалах дела представлен в копии Приказ начальника Жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела (<адрес>) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ (по Центральному военному округу), от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенный в соответствии с вышеуказанными нормами, которым за достижения работников Жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела (<адрес>) филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России (по Центральному военному округу) за счет экономии фонда оплаты труда произвести дополнительную выплату за ДД.ММ.ГГГГ, работникам, в том числе истцу с указанием сумм, соответствующих фактическим выплатам ДМС при выплате заработной платы в спорный период, что не отрицалось истцом, сумма по приказу соответствует представленному истцом расчетному листку за ДД.ММ.ГГГГ

Из расчетных листков истца за спорный период следует, что истцу помимо обязательных выплат (оклад, надбавка за выслугу лет, премия разовая, начисленные на данные выплаты районный коэффициент и северная надбавка), начислена также дополнительная стимулирующая выплата (ДМС). Ее размер не фиксирован, в разные месяцы, согласно приказам – разный: за ДД.ММ.ГГГГ – 5057,68 руб., за ДД.ММ.ГГГГ – 3432 руб., за ДД.ММ.ГГГГ – 17952 руб., за ДД.ММ.ГГГГ – 17 952 руб., за ДД.ММ.ГГГГ – 25000 руб., за ДД.ММ.ГГГГ – 22440 руб., за ДД.ММ.ГГГГ – 17952 руб., за ДД.ММ.ГГГГ – 11668,80 руб., за ДД.ММ.ГГГГ – 8218,89 руб., за ДД.ММ.ГГГГ – 11668,80 руб., за ДД.ММ.ГГГГ – 26928 руб.

Руководствуясь вышеуказанными нормами права, локальными правовыми актами, суд считает, что та часть фонда оплаты труда, которая составила его экономию и была распределена между работниками с учетом выполнения показателей и критериев оценки эффективности деятельности гражданского персонала, уже содержит районный коэффициент и северную надбавку и повторное начисление коэффициентов не требуется.

Указанное обстоятельство подтверждается представленными в материалах дела стороной ответчика расчетом ФОТ бюджетного штатного расписания ЖЭ(К)О № 14 (г. Абакан) на ДД.ММ.ГГГГ, анализом начисления заработной платы, представленными истцом документами не опровергнуто.

Довод истца о том, что с ДД.ММ.ГГГГ действующим работникам ответчика начисляется районный коэффициент и северная надбавка на дополнительную стимулирующую выплату, суд не принимает во внимание.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ утверждена и введена в действие новая форма расчетного листка с указанием в нем составных частей заработной платы (гарантированных, компенсационных, стимулирующих начислений), причитающихся работнику Учреждения за соответствующий период, размеров и оснований произведенных удержаний, а также общей денежной суммы, подлежащей выплате.

Во исполнение данного приказа, в расчетном листке с ДД.ММ.ГГГГ указываются составные части дополнительной стимулирующей выплаты, при этом сама выплата не увеличивается.

То обстоятельство, что истцу при увольнении в ДД.ММ.ГГГГ выдали расчетный лист старого образца, при установленных судом обстоятельствах, не свидетельствует о нарушении прав истца бездействием ответчика.

Таким образом, учитывая требования Положения о системе оплаты труда, Порядка формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ, Положения о выплате дополнительного материального стимулирования работникам филиалов (жилищно-коммунальных отделов, жилищно-коммунальных служб) ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований о взыскании задолженности по заработной плате в размере 95407,18 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, 9877,60 руб. за ДД.ММ.ГГГГ

Кроме того, учитывая, что истец обратилась с иском в суд ДД.ММ.ГГГГ, а выплата заработной платы (полный расчет) в соответствии с п. 6.3 Трудового договора производится 15 числа месяца, следующего за расчетным, следовательно, истцом в соответствие со ст. 392 ТК РФ пропущен годичный срок для обращения в суд с требованиями о взыскании задолженности по заработной плате за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ., что в силу ст. 199 ГК РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.

В соответствии со ст. 207 ГК РФ с истечением срока исковой давности по главному требованию считается истекшим срок исковой давности и по дополнительным требованиям (проценты, неустойка, залог, поручительство и т.п.), в том числе возникшим после истечения срока исковой давности по главному требованию.

Требования об обязании ответчика рассчитать компенсацию за нарушение срока выплат, взыскании компенсации за нарушение срока выплат удовлетворению также не подлежат, поскольку являются производными от основного требования, в удовлетворении которого истцу отказано.

Учитывая, что истцу отказано в удовлетворении требований в полном объеме, оснований для распределения судебных расходов по правилам ст. 98 ГПК РФ у суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск ФИО1 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о взыскании задолженности по заработной плате, обязании рассчитать компенсацию за нарушение срока выплат, взыскании компенсации за нарушение срока выплат оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Абаканский городской суд.

СУДЬЯ Т.А. БАЛАШОВА

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.