ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3510/2023 от 15.12.2023 Октябрьского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело № 2-3510/2023

29RS0018-01-2023-004636-47

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

15 декабря 2023 г.

город Архангельск

Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе

председательствующего судьи Поздеевой Ю.М.,

при секретаре Бобковой С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ермолина Н. О. к обществу с ограниченной ответственностью «ТГК-2 Энергосбыт» о понуждении производить начисление платы за электроэнергию исходя из фактического потребления коммунальной услуги, производить начисление льготы по оплате электроэнергии исходя из фактического объема потребления коммунальной услуги, произвести перерасчет размера начисленных льгот, взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Ермолин Н.О. обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «ТГК-2 Энергосбыт» (далее – ООО «ТГК-2 Энергосбыт») о понуждении производить начисление платы за электроэнергию исходя из фактического потребления коммунальной услуги, производить начисление льготы по оплате электроэнергии в размере 50 % на сумму платежей, начисленных исходя из фактического объема потребления коммунальной услуги, произвести перерасчет размера начисленных льгот исходя из фактического потребления коммунальной услуги в отдельном жилом помещении за период с 20 февраля 2020 г. (со дня опломбировки ИПУ) по 01 ноября 2023 г., взыскании компенсации морального вреда в размере 5 000 рублей.

В обоснование заявленных требований указал, что проживает по адресу: <адрес>, является инвалидом третьей группы. В принадлежащем ему жилом помещении (комната в коммунальной квартире) установлен индивидуальный прибор учета электроэнергии. Учитывая тот факт, что потребляет энергию самостоятельно, не в совокупности с другими проживающими в квартире, положения об оплате электроэнергии в коммунальной квартире не должны быть применены к истцу. Соответственно, льгота должна начисляться исходя не из норматива потребления в коммунальной квартире, а исходя из количества фактически потребленной электроэнергии. Фактически счетчик, установленный в жилом помещении истца, также затрагивает часть общего имущества (туалет, коридор). Кроме того, на каждый потребляемый истцом источник электроэнергии существует отдельный выключатель. Если при расчете ООО «ТГК-2 Энергосбыт» исходит из объема электроэнергии, потребленного только в одной комнате, то при определении компенсации расходов на оплату коммунальной услуги по электроснабжению норматив потребления следует определять для помещения, состоящего из 1 комнаты с количеством проживающих – 1 человек. Поскольку Ермолин Н.О. проживает в одной комнате, на входе в которую установлен индивидуальный прибор учета, плата за потребленную электроэнергию начисляется только по индивидуальному прибору учета и не зависит от количества электроэнергии, потреблённой в остальных помещениях в коммунальной квартире. Кроме того, в квитанции ООО «ТГК-2 Энергосбыт» не фигурирует обязанность по оплате платежей за общеквартирную электроэнергию. Таким образом, должна начисляться льгота по оплате электроэнергии в размере 50% от фактически потребленного объема электроэнергии в отдельной жилом помещении, в котором истец проживает. Указывает, что ООО УК «ЖКС» акт осмотра приборов учета составлен только 26 апреля 2023 г., в соответствии с которым установлено, что счетчик запитан с общедомового рубильника, подключен к общедомовому счетчику отдельно от общеквартирного счетчика, на все места общего пользования имеются отдельные выключатели и розетки, подключенные к счетчику. Ранее этот документ в суд он представить не мог ввиду его позднего составления. Учитывая возникновение нового доказательства, новый отказ ООО «ТГК-2 Энергосбыт», произошло изменение основания иска.

В судебном заседании 15 ноября 2023 г. истец требования поддержал по основаниям и доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика Бобылева А.В. просила отказать в удовлетворении исковых требований.

Исследовав письменные материалы дела, материалы дела № 2-3717/2020, суд приходит к следующему.

В данном случае суд рассматривает дело по существу и признает новым основанием акт осмотра ООО УК «ЖКС» приборов учета, который составлен 26 апреля 2023 г., то есть после рассмотрения по существу дела № 2-3717/2020. Согласно данному акту установлено, что счетчик запитан с общедомового рубильника, подключен к общедомовому счетчику отдельно от общеквартирного счетчика, на все места общего пользования имеются отдельные выключатели и розетки, подключенные к счетчику. Учитывая возникновение нового доказательства, новый отказ ООО «ТГК-2 Энергосбыт» (письмо от 12 октября 2023 г. № 02-09/17-02/8607), произошло изменение основания иска.

В силу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно пункту 1 статьи 540 ГК РФ, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

В соответствии с пунктом 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными приборов учета энергии.

Положениями статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

В силу статьи 41 ЖК РФ собственникам комнат в коммунальной квартире принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данной квартире, используемые для обслуживания более одной комнаты (далее - общее имущество в коммунальной квартире). Изменение размера общего имущества в коммунальной квартире возможно только с согласия всех собственников комнат в данной квартире путем ее переустройства и (или) перепланировки.

Согласно статье 247 Гражданского кодекса РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.

Пунктом 7.1.59 Правил устройства электроустановок, утвержденных Минэнерго России 6 октября 1999 г., предусмотрено в жилых зданиях установку один одно- или трехфазный расчетный счетчик (при трехфазном вводе) на каждую квартиру.

Правилами предоставления коммунальных услуг предусмотрена возможность оборудования комнат в коммунальной квартире комнатными приборами учета электрической энергии, которые представляют собой средства измерения, позволяющие определить объем (количество) потребления электрической энергии суммарно по нескольким жилым помещениям, занимаемым потребителем, и при наличии технической возможности, используемые для определения объемов (количества) потребления электрической энергии в указанных одном жилом помещении или в нескольких жилых помещениях.

В силу пункта 50 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой (далее - коммунальная квартира), осуществляется в соответствии с формулами 7. 8. 16, 19 и 21 приложения N 2 к настоящим Правилам, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду - в соответствии с формулами 25 - 27 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Если коммунальная квартира оборудована общим (квартирным) прибором учета электрической энергии и при этом все комнаты в коммунальной квартире оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии, то размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю в комнате в коммунальной квартире, определяется в соответствии с формулой 9 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Если коммунальная квартира оборудована общим (квартирным) прибором учета электрической энергии и при этом не все комнаты в коммунальной квартире оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии, то расчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах), оборудованной комнатным прибором учета электрической энергии, осуществляется исходя из показаний комнатного прибора учета и достигнутого соглашения между всеми потребителями в коммунальной квартире о порядке определения объема (количества) электрической энергии, потребленной в помещениях, являющихся общим имуществом собственников комнат в коммунальной квартире, и о его распределении между всеми потребителями в коммунальной квартире. Указанное соглашение должно быть оформлено в письменной форме, подписано потребителями коммунальной квартиры или их уполномоченными представителями и передано исполнителю.

Исполнитель в этом случае осуществляет расчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителям в коммунальной квартире в соответствии с полученным от них соглашением, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором такое соглашение было передано исполнителю. При отсутствии указанного соглашения расчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению осуществляется в соответствии с формулой 7 приложения N 2 к настоящим Правилам без учета показаний комнатных приборов учета электрической энергии.

При этом, если между всеми потребителями в коммунальной квартире не достигнуто соглашение о порядке определения объема (количества) электрической энергии, потребленной в помещениях, являющихся общим имуществом собственников комнат в коммунальной квартире, и о его распределении между всеми потребителями в коммунальной квартире в требуемой Правилами письменной форме, судебный порядок заключения такого соглашения действующим законодательством не предусмотрен.

В соответствии с подпунктом "з" пункта 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов N 354 потребитель вправе принимать решение об установке индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Согласно статье 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности" и пункта 81 Правил N 354, действовавшие в момент возникновения правоотношений, оснащение жилого помещения приборами учета, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. По смыслу пункта 2 и пункта 80 Правил N 354 комнатные приборы учета должны учитывать только потребление электроэнергии в жилом помещении потребителя (комнате) без учета потребления электроэнергии в местах общего пользования.

Пунктом 81 Правил предусмотрено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем, в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил. Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета. В случаях, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил, прибор учета электрической энергии вводится в эксплуатацию не позднее месяца со дня его установки.

Судом установлено, что Ермолин Н.О. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, представляющего собой коммунальную квартиру, включающую 6 комнат, собственники которых не состоят в родственных отношениях, ведут раздельное хозяйство. Истец является собственником комнаты .

Жилое помещение истца оборудовано прибором учета НЕВА МТ 124 AS О № 2023.

Согласно квитанции на оплату электроэнергии за июль 2023 года (л.д.18), начисление платы за электроэнергию истцу производится ответчиком исходя из показаний указанных приборов учета.

Доводы истца о начислении платы исходя из норматива потребления коммунальной услуги, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем в удовлетворении требования о понуждении ответчика производить начисление платы за электроэнергию исходя из фактического потребления коммунальной услуги надлежит отказать. То есть после вынесения решения суда по делу № 2-3717/2020 ответчиком начисление платы за электроэнергию истцу производится исходя из показаний указанных приборов учета.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Норматив потребления коммунальных услуг по электроснабжению в Архангельской области утвержден Постановлением Правительства Архангельской области от 17 августа 2012 г. № 9-пн.

Поскольку дом по <адрес> относится к категории многоквартирных домов без централизованного отопления и (или) горячего водоснабжения с жилыми помещениями, оборудованными газовыми плитами и (или) плитами на твердом топливе, количество комнат в жилом помещении превышает 4, а количество проживающих в нем более 5 человек, норматив потребления электрической энергии, приходящийся на комнату истца, составляет 167 кВт*ч.

Следовательно, размер компенсации по оплате коммунальных услуг подлежит исчислению исходя из установленного для комнаты в коммунальной квартире норматива потребления электрической энергии в размере 167 кВт*ч.

Таким образом, ООО «ТГК-2 Энергосбыт» правомерно определен размер денежной компенсации, причитающейся истцу как лицу, имеющему право на получение льготы.

При данных обстоятельствах, требования истца о понуждении производить начисление льготы по оплате электроэнергии в размере 50 % на сумму платежей, начисленных исходя из фактического объема потребления коммунальной услуги, произвести перерасчет размера начисленных льгот исходя из фактического потребления коммунальной услуги в отдельном жилом помещении за период с 20 февраля 2020 г. (со дня опломбировки ИПУ) по 01 ноября 2023 г. не подлежат удовлетворению.

Истец указывает на причинение ему как потребителю морального вреда. Вместе с тем, судом не установлено нарушения ответчиком прав истца как потребителя коммунальной услуги по электроснабжению, в связи с этим оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Ермолина Н. О. к обществу с ограниченной ответственностью «ТГК-2 Энергосбыт» о понуждении производить начисление платы за электроэнергию исходя из фактического потребления коммунальной услуги, производить начисление льготы по оплате электроэнергии исходя из фактического объема потребления коммунальной услуги, произвести перерасчет размера начисленных льгот, взыскании компенсации морального вреда - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Архангельска.

Решение в окончательной форме изготовлено 22 декабря 2023 г.

Председательствующий Ю.М. Поздеева