ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3511 от 24.06.2011 Промышленного районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

                                                                                    Промышленный районный суд города Ставрополя                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Промышленный районный суд города Ставрополя — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-3511/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 июня 2011 года г. Ставрополь

Промышленный районный суд г. Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Аграфенина Л.П.,

при секретаре Черченко Т.А.

рассмотрев в помещении суда в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Володина О.юН., ФИО2 об изменении вида разрешенного использования земельного участка, признании незаконным бездействия ответчиков и возложении обязанности на Комитет градостроительства администрации г. Ставрополя, администрацию г. Ставрополя принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Заявители обратились в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ об изменении вида разрешенного использования земельного участка, признании незаконным бездействия ответчиков и возложении обязанности на Комитет градостроительства администрации г. Ставрополя, администрацию г. Ставрополя принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

В судебном заседании заявители ФИО3, ФИО2 доводы заявления поддержали, суду пояснили, что в ДД.ММ.ГГГГ году приобрели на праве общей долевой собственности земельный участок, расположенный по адресу: г. Ставрополь, садоводческое товарищество  с назначением «земли населенных пунктов» под сад, площадью - 300 кв.м., с кадастровым номером №, с расположенным на нем доме (литер Б), с назначением нежилое здание, площадью 95,7 кв.м., этажностью - 2 эт., кадастровым номером №, с целью постоянного проживания, а также дальнейшего изменения вида разрешенного использования земельного участка и объекта недвижимости, находящегося на нем, на индивидуальное жилищное строительство. ДД.ММ.ГГГГ они подали в Комитет градостроительства администрации г. Ставрополя заявление об изменении вида разрешенного использования земельного участка и объекта, расположенного на нем на индивидуальное жилищное строительство. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ, № они были проинформированы о том, что в настоящее время процедура изменения вида разрешенного использования земельных участков, расположенных в садоводческих и дачных товариществах приостановлена в связи с тем, что по проекту корректировки генерального плана города Ставрополя ряд садоводческих товариществ попадает в территорию жилой застройки, так же разъяснялось, что жилые строения, расположенные на дачных участках, могут быть признаны пригодными для постоянного проживания в судебном порядке. Таким образом, они не только были не допущены к публичным слушаниям, как требует законодательство, но и лишены возможности в случае отказа обратиться в суд.

Решением Промышленного суда от ДД.ММ.ГГГГ принадлежащий им дом был признан жилым, с назначением «жилое здание», т.е. фактически индивидуальным жилым домом. Таким образом, в правоустанавливающих документах, появилось несоответствие назначения, адреса земельного участка и объекта, расположенного на нем. На земельном участке, с назначением «земли населенных пунктов» под сад с адресом: г. , расположен жилой дом (литер Б) с назначением «жилое» с адресом: г. .

В соответствии с п. 5 ст. 1. Земельного кодекса РФ установлено, что кодекс основан, в том числе, на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

Согласно ст. 37 Правил землепользования и застройки города Ставрополя "Перечень территориальных зон, выделенных на карте градостроительного зонирования" территории дачных и садоводческих объединений (Ж-4) относятся к жилым зонам. Правовые режимы использования зон Ж-4 и Ж-3 (Зона блокированной и усадебной застройки) практически идентичны.

В соответствии с п. 3 ст. 43 Правил землепользования и застройки города Ставрополя "Перечень территориальных зон, выделенных на карте градостроительного зонирования" в зоне Ж-4, условно разрешённым видом использования являются индивидуальные жилые дома. Вопрос о разрешении на условно разрешенный вид использования земельного участка (как было сказано выше) в обязательном порядке должен выноситься на публичные слушания. Информация о регулярном проведении публичных слушаний по вопросу изменения разрешения использования земельных участков, в том числе и садовых размещается на официальном сайте администрации города Ставрополя.

В ответе на запрос № от ДД.ММ.ГГГГ о сносе дачных обществ в Комитет градостроительства, подписанном заместителем директора Комитета градостроительства Д.И.А., содержится информация о том, что возможность реконструкции территории ДНТ "Росгипрозем" проектом генерального плана города Ставрополя предлагается рассмотреть после 2030 года.

На карте градостроительного зонирования города Ставрополя, размещенного на официальном сайте администрации города, видно, что территория ДНТ "Росгипрозем" окружена зонами Ж-1,Ж-4. Соответственно и развитие её инфраструктуры происходит совместно с этими зонами. Район обслуживается детской и взрослой поликлиниками, станцией скорой помощи. В 500 м от дома построены школа и детский сад.

Исходя из ст. 19. "Особенности проведения публичных слушаний по вопросам предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства и разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства" п. 6 следует, что: «Проведение публичных слушаний не требуется в случаях, когда правообладатели земельных участков и (или) объектов планируют использовать земельные участки и (или) объекты капитального строительства для условно разрешенного вида использования, определенного настоящими Правилами для соответствующей территориальной зоны, и испрашиваемый условно разрешенный вид использования указан в правоустанавливающих документах на земельный участок и (или) объект капитального строительства.»

Разрешенный вид использования теперь указан в их правоустанавливающих документах на объект капитального строительства и проведение, публичных слушаний не требуется, но не указана процедура изменения назначения земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ заявители вновь обратились в Комитет градостроительства администрации города Ставрополя с заявлением об изменении на основании решения суда вида разрешенного использования земельного участка, с назначения «земли населенных пунктов под сад» на «земли населенных пунктов под индивидуальное жилищное строительство», с присвоением единого адреса, для приведения в соответствие разрешенное использования земельного участка, и объекта, расположенного на нем. На что был получен ответ № от ДД.ММ.ГГГГ, что, по мнению комитета, решением Промышленного районного суда от ДД.ММ.ГГГГ был установлен юридический факт пригодности для постоянного проживания садового домика, расположенного на садовом земельном участке № в садоводческом товариществе «Росгипрозем», с предложением прописаться по данному адресу. Таким образом, был полностью проигнорирован тот факт, что их дом был признан жилым домом, с изменением назначения с нежилого на жилое.

То обстоятельство, что администрация города Ставрополя бездействовала, а именно, не допустила на рассмотрение вопроса об изменении вида разрешенного использования земельного участка на комиссию, которая бы подготовила соответствующие рекомендации, нарушает наши права, как собственников земельного участка свободно владеть, пользоваться и распоряжаться землей. Просят: Признать за ФИО3 и ФИО2. право на изменение вида условно разрешенного использования земельного участка площадью 300 кв.м, расположенного по адресу: , кадастровый номер №, с условно разрешенного использования «под сад» на вид условно разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства».

Просили признать бездействие администрации города Ставрополя, выразившееся в недопущении на рассмотрение вопроса об изменении вида условно разрешенного использования земельного участка на комиссию по проведению публичных слушаний, в непринятии решения об изменении вида условно разрешенного использования земельного участка на вид условно разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» незаконным.

Обязать администрацию города Ставрополя изменить вид условно разрешенного использования земельного участка, с условно разрешенного использования «под сад» на вид условно разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», с присвоением адреса.

Представитель администрации г. Ставрополя ФИО4, действующая на основании доверенности, с доводами заявления не согласилась, суду пояснила, что разрешенное использование земельного участка устанавливается в соответствии с градостроительным регламентом, который представляет собой Правила застройки города. Генеральный план застройки г. Ставрополя утвержден решением Ставропольской городской думы ДД.ММ.ГГГГ В это план корректировкой приняты Правила застройки г. Ставрополя в ДД.ММ.ГГГГ. На основании этих Правил будут разрабатываться проекты детальной застройки районов, кварталов города, в соответствии которыми будут рассматриваться вопросы изменения видов использования земельных участков, в том числе ДНТ и СТ. В настоящее время эти вопросы не рассматриваются ввиду отсутствия разработки проектов детальной застройки и планировки кварталов города. По ДНТ, СТ вопросы изменения видов использования земельных участков не рассматриваются, т.к. земельные участки в границах этих товариществ являются собственностью членов товариществ, которые также являются собственниками инфраструктуры: дорог, водопроводов, систем энегро- и газоснабжения. Город не несет ответственности за обслуживание этих объектов. Для того, чтобы изменить вид использования земельного участка в ДНТ, СТ и СНТ, необходимо взять их на баланс города и обслуживать их. Все объекты инфраструктуры должны соответствовать техническим, строительным, санитарно-гигиеническим нормам и правилам. В тех товариществах, где земля собственностью их членов не является, где не имеется объектов инфраструктуры, или имеется согласие всех членов ДНТ, СТ, вопрос об изменении вида использования выносился на публичные слушания и решался. Заявители не обращались с заявлением о публичных слушаниях по их вопросу. Просит отказать в удовлетворении заявления.

Представитель Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя ФИО5, доводы заявления не признал, суду пояснил, что заявителям не нужно проходить публичные слушания, т.к. у них условно разрешенный вид использования земельного участка под сад. Им необходимо обратиться в ФГУ «Земельная кадастровая палата» с заявлением об изменении вида использования земельного участка. Суд не может изменять вид использования земельного участка, поскольку это компетенция муниципального органа, собственника земли. Он не согласен с изложением требований заявителей, т.к. подавая жалобу в порядке главы 25 ГПК РФ, они одновременно требуют от суда реализовать свое предполагаемое право. В настоящее время в градостроительном регламенте идет приведение имеющихся документов в соответствие с Градостроительным кодексом РФ. Территориальное зонирование закончилось. ДНТ попало в жилой массив. В ДНТ «Росгипрозем» не имеется административных адресов, улиц, оно не соответствует требованиям адресного хозяйства. Вопросы об изменении видов использования земельных участков рассматривались только по тем товариществам, которые соответствовали требованиям адресного хозяйства. В настоящее время разрабатывается вопрос о том, какие СТ, ДНТ соответствуют требованиям адресного хозяйства, всем другим строительным и техническим требованиям, для того, чтобы взять на баланс их инфраструктуру, установить избирательные участки, почтовое обслуживание, медицинское обслуживание и пр. Просил отказать в удовлетворении заявления.

Суд, выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, находит заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса РФ, разрешенным использованием земельных участков признается использование объектов недвижимости в соответствии с градостроительным регламентом.

Градостроительные регламенты для каждой территориальной зоны и схема зонирования, определяющая границы территориальных зон различного функционального назначения, согласно пункту 2 статьи 39 являются составляющими правил застройки - нормативно-правового акта органа местного самоуправления устанавливающего порядок градостроительной деятельности на соответствующих территориях. Данные правила разрабатываются на основе генерального плана городского и сельского поселения или комплексны) схем планирования развития соответствующих территорий. В соответствии с градостроительной документацией о градостроительном планировании развития территорий поселений и правил застроим разрабатывается документация о застройке, которая является основой для создания проектов планировки определяющих красные линии и линии регулирования застройки, проектов межевания территорий и проектов застройки (статьи 57 и 58).

На базе указанной градостроительной документации и в соответствии со строительными нормами и  правилами разрабатывается и согласовывается проектная документация для строительства, реконструкции капитального ремонта зданий, строений и сооружений и их частей. Утвержденная в установленном порядке проектная документация является основанием для выдачи разрешения на строительство - документа удостоверяющего право собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта недвижимости осуществить застройку земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения и сооружена (статьи 61 и 62).

При этом градостроительная документация разрабатывается одновременно со схемами зонирования территорий, определяющих вид использования территорий и устанавливающих ограничения на их использование. На территориях городских и сельских поселений предусматривается возможность выделения следующих территориальных зон: жилые, общественно-деловые, производственные, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, рекреационные, зоны сельскохозяйственного использования, зоны специального назначения, зоны военных объектов и зоны режимных территорий (статьи 37 и 40).

Из приведенных положений вытекает, что право осуществлять строительство недвижимого имущества перестройку и снос ограничено необходимостью соблюдения не только строительных норм и правил, но и требований о назначении земельного участка, а также установленного вида использования территории.

Подобная регламентация градостроительной деятельности, в силу статьи 3 Градостроительного кодексе Российской Федерации, необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания посредством соблюдена требований, установленных нормативными правовыми актами и градостроительными нормами и правилами, г также контролем за их выполнением.

Это корреспондирует и действующему земельному законодательству Российской Федерации, которое регулирует отношения по использованию и охране земель как основы жизни и деятельности народов проживающих на соответствующей территории. Земля, будучи объектом права собственности, одновременно является важнейшей и неотъемлемой частью природы (природным объектом), основой осуществления хозяйственной и иной деятельности (подпункты 1 и 2 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации), чем обусловливается необходимость установления специальных правил в отношении правового режима земли.

В частности, Земельный кодекс Российской Федерации в статье 42 в качестве одной из обязанностей собственников земельных участков закрепляет соблюдение при их использовании требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов, а в пункте 2 статьи 83 предусматривает необходимость использования земель поселений в соответствии с документами зонирования территорий, утверждаемыми и изменяемым! нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (правилами землепользования и застройки).

На аналогичных началах строится и регулирование Гражданским кодексом Российской Федерации отношений, связанных с реализацией права собственности на землю. Так, в соответствии с его статьей 26 собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществляя их перестройку или снос - при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований

Право частной собственности на землю закреплено в Конституции Российской Федерации: граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (статья 36, часть 1). Собственники земли в полной мере обладают всеми правомочиями, входящими в содержание права собственности, однако владеть пользоваться и распоряжаться землей они вправе при условии, что реализация этих полномочий не наноси ущерба окружающей среде и не нарушает права и законные интересы иных лиц (статья 36, часть 2).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 6 июля 2000 года по запрос Волгоградской областной Думы о проверке конституционности пункта 1 и абзаца второго пункта 3 Указ; Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2287 "О приведении земельной законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации", Конституции Российской Федерации исходит из того, что земля является особого рода товаром, недвижимостью, а значит в регулировании земельных отношений должны гармонично взаимодействовать нормы земельного и гражданского законодательства. Данная правовая позиция применима и к отношениям владения пользования землями городских и сельских поселений, где нормы земельного законодательства также гармонично взаимодействуют с нормами гражданского и градостроительного законодательства.

Из изложенного следует, что к компетенции суда не отнесено изменение разрешенного вида использования земельного участка, поскольку разрешенный вид использования земельного участка определяется в соответствии с зонированием территорий на основании правил землепользования и застройки, которые разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления (ст. 11 Земельного кодекса РФ, глава 4 Градостроительного кодекса РФ.)

В соответствии с п.7 ст. 37,п.12.ст.39 Градостроительного кодекса РФ физическое или юридическое лицо вправе оспорить в суде решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.

Из представленных доказательств усматривается, что заявители обращались в комитет градостроительства администрации г. Ставрополя с заявлением изменения разрешенного вида использования земельного участка № в .

Представленный ответ от ДД.ММ.ГГГГ № за подписью заместителя директора Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя свидетельствует о том, что ответ заявителям дан не по существу вопроса и безотносительный к поставленному вопросу, т.к. содержит разъяснение постановления Конституционного суда РФ о праве обращения в суд с заявлением о признании строений, расположенных на дачных, садовых участках, пригодными к постоянному проживанию с разъяснением их права зарегистрироваться по месту проживания.

Данный ответ судом расценивается как бездействие администрации г. Ставрополя при разрешении вопроса о допуске заявителей к публичным слушаниям для получения согласия на изменение разрешенного вида использования земельного участка.

Этот вывод суда основан на доводах заявителей о том, что они обращались с заявлением о допуске их к публичным слушаниям с вопросом об изменении разрешенного вида использования земельного участка, который подтверждается самим ответом градостроительного комитета, из которого следует, что вопрос об изменении разрешенного вида использования земельного участка рассматривался.

В соответствии с решением Ставропольской городской думы от 28 июня 2006 г. № 77 «Об утверждении положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в г. Ставрополе» (в редакции решения от 30.05.2007 г. № 87) п.6 Заявление о проведении публичных слушаний направляется в Ставропольскую городскую думу или Главе города Ставрополя, а в случае, установленном частью 4 настоящей статьи, в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Ставрополя, и подлежит обязательному рассмотрению в срок не позднее двух месяцев со дня поступления, если иные сроки не установлены законодательством и настоящим Положением.

Заявления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства или реконструкции объектов капитального строительства, разрешения на изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки подлежат рассмотрению в пятидневный срок со дня их поступления.

По решению Ставропольской городской думы и Главы города Ставрополя заявление о проведении публичных слушаний может рассматриваться с участием его инициаторов или их представителей.

Заявление о проведении публичных слушаний подлежит предварительному рассмотрению комиссией по проведению публичных слушаний, а в установленных случаях - комиссией по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Ставрополя.

По результатам рассмотрения заявлений и рекомендаций комиссий, указанных в части 7 настоящей статьи, Ставропольская городская дума или Глава города Ставрополя принимает решение о проведении публичных слушаний либо об отказе в их проведении.

Основаниями для отказа в проведении публичных слушаний являются:

несоблюдение порядка реализации инициативы, проведения публичных слушаний, установленного настоящим Положением и иными правовыми актами, в том числе наличие недостоверных данных в документах, указанных в пункте 3 настоящей статьи;

несоответствие вопроса, выносимого на публичные слушания, требованиям статьи 2 настоящего Положения и иных правовых актов;

иные основания в соответствии с законодательством.

Из изложенного следует, что довод заявителей о проявлении бездействия администрации г. Ставрополя в лице градостроительного комитета, является обоснованным, т.к. их заявление фактически не рассмотрено, поскольку порядок рассмотрения заявления об изменении разрешенного вида использования земельного участка, предусмотренный вышеназванным положением, нарушен.

Суд усматривает нарушение прав заявителей при разрешении поставленного ими вопроса об изменении разрешенного вида использования земельного участка в виде получения разъяснения по поставленному вопросу, либо в допуске на публичное слушание, либо в получении обоснованного отказа в проведении публичных слушаний. Нарушения прав подлежат устранению.

В части требований об изменении вида разрешенного использования земельного участка на вид разрешенного использования «для целей индивидуального жилищного строительства», возложении обязанности на Комитет градостроительства администрации г. Ставрополя, администрацию г. Ставрополя принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка в удовлетворении суд считает необходимым отказать по тем основаниям, что суд не может изменять вид разрешенного использования земельного участка. Признание права на изменение разрешенного использования фактически означает изменение разрешенного использования земельного участка в нарушение прав собственника земельного участка, положений ГК РФ и градостроительного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Володина О.юН., ФИО2 об изменении вида разрешенного использования земельного участка, признании незаконным бездействия ответчиков и возложении обязанности на Комитет градостроительства администрации г. Ставрополя, администрацию г. Ставрополя принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка удовлетворить частично.

Признать бездействие администрации г. Ставрополя и Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя в разрешении вопроса о проведении публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка в садоводческом товариществе  - незаконным и возложить обязанность на администрацию г. Ставрополя, Комитет градостроительства администрации г. Ставрополя устранить допущенное нарушение прав Володина О.юН. и ФИО2.

В части требований Володина О.юН., ФИО2 об изменении вида разрешенного использования земельного участка на вид разрешенного использования «для целей индивидуального жилищного строительства», возложении обязанности на Комитет градостроительства администрации г. Ставрополя, администрацию г. Ставрополя принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка в удовлетворении - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней через Промышленный районный суд г. Ставрополя.

Судья подпись Л.П. Аграфенина

Копия верна. Судья Л.П. Аграфенина