ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3512/19 от 23.10.2019 Рыбинского городского суда (Ярославская область)

Дело № 2-3512/2019

Мотивированное решение изготовлено 23.10.2019г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Рыбинский городской суд Ярославской области в составе

председательствующего судьи Медведевой Т.В.,

при секретаре Ивановой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Рыбинске 14 октября 2019 г. гражданское дело по иску Управления недвижимости, строительства и инвестиций администрации Рыбинского муниципального района к ФИО1 о признании договора купли-продажи недвижимого имущества недействительным, применении последствий недействительности сделки,

установил:

Управление недвижимости, строительства и инвестиций администрации Рыбинского муниципального района обратилось в суд с иском к ФИО1, в котором просит признать недействительным договор купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ., применении последствий недействительности сделки.

Исковые требования мотивированы тем, что между Управлением недвижимости, строительства и инвестиций администрации Рыбинского муниципального района и ФИО1 в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», на условиях, предусмотренных информационным сообщением о проведении продажи муниципального имущества без объявления цены, находящегося в собственности Рыбинского муниципального района, опубликованным на официальном сайте <данные изъяты> под от ДД.ММ.ГГГГ, и на основании протокола -ПРЗ от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрения заявок на участие по продаже муниципального имущества, находящегося в собственности Рыбинского муниципального района, без объявления цены был заключен договор купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ. Предметом договора являлось недвижимое имущество – здание амбулатории, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый (или условный) ; земельный участок, общей площадью 585 кв. м, кадастровый , категория земель - земли населенных пунктов разрешенное использование – для эксплуатации здания амбулатории. Итоговая цена продажи имущества определена по результатам рассмотрения предложения по цене и составляет <данные изъяты> руб. (с учетом НДС) - цена здания и <данные изъяты> руб. - стоимость выкупа земельного участка. Расчет покупателем произведен в полном объеме, имущество передано покупателю. ДД.ММ.ГГГГ в адрес управления недвижимости, строительства и инвестиций администрации Рыбинского муниципального района Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области вынесено предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии с которым управлению предписано совершить действия, направленные на расторжение договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ. Ссылаясь, на ст.ст. 212, 217, 167 ГК РФ, ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», ФЗ «О защите конкуренции» истец просит признать договор купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ недействительным и применить последствия недействительности сделки.

Истец Управление недвижимости, строительства и инвестиций администрации Рыбинского муниципального района в судебное заседание представителя не направил, представил ходатайство о рассмотрении дела без их участия.

Ответчик ФИО1 в судебном заседании возражал против удовлетворения требований по доводам, изложенным в письменном отзыве (л.д. 30-36), в том числе, указывая, что со своей стороны никаких нарушений при заключении оспариваемой сделки не совершал. Планировал при выходе на пенсию организовать в <адрес> социальную баню. На момент предъявления иска понес расходы около <данные изъяты> рублей на содержание приобретенного строения. Требования истца считал неправомерными, ссылаясь, что сторона сделки не вправе оспаривать договор, если сама должна была знать о допущенных нарушениях при её заключении.

Выслушав ответчика, исследовав письменные материалы, суд приходит к выводу, что исковые требования Управление недвижимости, строительства и инвестиций администрации Рыбинского муниципального района не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте <данные изъяты> управлением недвижимости, строительства и инвестиций администрации Рыбинского муниципального района размещено извещение о продаже муниципального имущества без объявления цены: здания амбулатории, назначение: нежилое, общей площадью 230 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый (или условный) ; земельного участка, общей площадью 585 кв. м, кадастровый , категория земель - земли населенных пунктов разрешенное использование – для эксплуатации здания амбулатории.

Продажа этого имущества на аукционе, а затем посредством публичного предложения не состоялась.

В период действия срока приема заявок организатору поступили две заявки на участие от ФИО1 и ФИО4 Оба участника допущены к участию в продаже муниципального имущества без объявления цены.

В соответствии с протоколом -ПРЗ рассмотрения заявок на участие по продаже муниципального недвижимого имущества, находящегося в собственности Рыбинского муниципального района без объявления цены, от ДД.ММ.ГГГГ покупателем имущества признан ФИО1, предложивший наибольшую цену за продаваемое имущество. Между сторонами заключен договор купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, который сторонами исполнен: заключен в письменной форме, оплата покупателем внесена в полном размере, имущество передано от продавца покупателю по акту.

В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области истцу было направлено предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ, из текста которого следует, что согласно п. 8 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества является продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены. В соответствии с ч. 1 ст. 24 указанного Закона продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены осуществляется, если продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась. При продаже государственного или муниципального имущества без объявления цены его начальная цена не определяется. Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. В пункте 6 Извещения и Документации о продаже недвижимого имущества, находящегося в собственности Рыбинского муниципального района без объявления цены (здание амбулатории и земельный участок) на земельный участок установлена цена в размере <данные изъяты> руб. Таким образом, Управлением недвижимости, строительства и инвестиций администрации Рыбинского муниципального района в Извещении и Документации о продаже недвижимого имущества, находящегося в собственности Рыбинского муниципального района без объявления цены (здание амбулатории и земельный участок), установлено требование фиксированной цены на земельный участок, которое противоречит нормам Закона о приватизации и приводит к ограничению конкуренции, а именно к ограничению участников торгов по продаже недвижимого имущества.

В силу вышеуказанного Предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области истцу необходимо совершить действия, направленные на расторжение договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ.

Управление недвижимости, строительства и инвестиций администрации Рыбинского муниципального района обратилось в суд с иском к ФИО1 о расторжении договора купли-продажи имущества и истребовании имущества.

Решением Рыбинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований управления недвижимости, строительства и инвестиций администрации Рыбинского муниципального района к ФИО1 о расторжении договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ и истребовании имущества отказано.

Обращаясь в суд с настоящим иском Управление недвижимости, строительства и инвестиций администрации Рыбинского муниципального района ссылается на п. 6 ст.32 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», согласно которого нарушение порядка проведения продажи государственного или муниципального имущества, включая неправомерный отказ в признании претендента участником торгов, влечет за собой признание сделки, заключенной по результатам продажи такого имущества, недействительной.

Вместе с тем, в силу пункта 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Согласно пункту 1 статьи 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В пункте 71 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия (абзац 2 пункта 2 статьи 166 ГК РФ).

Таким образом, на истце лежит бремя доказывания не только обстоятельств того, что оспариваемая сделка, нарушает требования закона, но и обстоятельств, указанных в абзаце 2 пункта 2 статьи 166 ГК РФ, а именно, что данная сделка нарушает права или охраняемые законом интересы Рыбинского муниципального района, который представляет Управление недвижимости, строительства и инвестиций. Тогда как таких доказательств в материалы дела не представлено. Указанное в иске нарушение порядка определения цены предмета сделки не повлекло наступление убытков на стороне истца.

Кроме того, согласно пункту 5 статьи 166 ГК РФ и разъяснениям, приведенным в пункте 70 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", сделанное в любой форме заявление о недействительности (ничтожности, оспоримости) сделки и о применении последствий недействительности сделки (требование, предъявленное в суд, возражение ответчика против иска и т.п.) не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность лицо действует недобросовестно, в частности если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки.

В силу изложенного, Управление недвижимости, строительства и инвестиций администрации Рыбинского муниципального района, допустившее нарушение к порядку проведения торгов, не вправе ссылаться на данное обстоятельство как основание для признания сделки недействительной.

Проверка антимонопольного органа и направление в адрес истца предупреждения от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, основанием для признания договора купли-продажи недвижимого имущества недействительным не является.

Руководствуясь 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Управления недвижимости, строительства и инвестиций администрации Рыбинского муниципального района к ФИО1 о признании договора купли-продажи недвижимого имущества недействительным, применении последствий недействительности сделки оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Рыбинский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья

УИД 76RS0013-02-2019-003104-30