Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 декабря 2013 года г.Ставрополь
Октябрьский районный суд Ставропольского края в составе:
Председательствующего судьи Якименко И.И.,
При секретаре Собировой З.С.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Октябрьского суда г.Ставрополя гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконными действий администрации города Ставрополя, выразившихся в отказе в предоставлении услуги по оформлению документов для аренды земельного участка.
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий администрации города Ставрополя, выразившихся в отказе в предоставлении услуги по оформлению документов для аренды земельного участка.
Свои требования она мотивировала тем, что она, ФИО1 (до вступления в зарегистрированный брак Щ.), является инвалидом третьей группы инвалидности с детства, что подтверждается справкой выданной филиалом № 1 бюро медико-социальной экспертизы г. Ставрополя от 09.09.2011 серия МСЭ-2011 № **
С 2005 года она проживает в квартире знакомых № ** по ул. ** в г. ** вместе со своими родителями -матерью Щ.И.П., отцом Щ.С.И., братом Щ.А.С. Никто из её родственников жилья в собственности не имеет. Кроме того, 27.07.2013 она вступила в зарегистрированный брак с Б.С.Н., который также в настоящее время проживает в вышеуказанной квартире. Таким образом, в съемной квартире площадью 67,7 кв.м. в настоящее время проживает две семьи количеством 5 человек.
Как установлено ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Определением Конституционного суда Российской Федерации от 13 октября 2009 года № 1127-0-0 разъяснено, что Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относится и положение части четырнадцатой статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющее право для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 20 ноября 1998 года № 155-0, конституционный принцип равенства перед законом должен сопрягаться с социальным характером государства, что находит отражение в создании более благоприятных условий для лиц, нуждающихся в социальной поддержке.
Как установлено ч. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Учитывая, вышеизложенное 13.11.2013года она, ФИО1 (Щ. до вступления в зарегистрированный брак) обратилась в комитет градостроительства администрации города Ставрополя (орган, курирующий вопросы распределения земельных участков на территории города Ставрополя) с заявлением, о предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, расположенного на территории города Ставрополя в первоочередном порядке.
По результатам рассмотрения её заявления из комитета
градостроительства администрации города Ставрополя ею был получен ответ от 11.11.2013 № **, в котором сообщалось, что в соответствии со статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности с 01 октября 2005 года осуществляется на торгах (конкурсах, аукционах) в порядке, установленном статьей 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Норма статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации», устанавливающая право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного, дачного хозяйства и садоводства не подкреплена законодательным установлением льготного порядка предоставления земельных участков для указанных целей (бесплатно или за меньшую плату).
Верховным Судом Российской Федерации в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года», утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 17.09.2008, дано разъяснение по вопросу предоставления земельных участков указанным категориям граждан лишь в части, касающейся заключения договоров купли-продажи земельных участков. При предоставлении инвалидам земельных участков для жилищного строительства в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по договору купли-продажи торги не проводятся.
Кроме того свободные земельные участки на территории города Ставрополя отсутствуют.
Таким образом, в настоящее время действующим земельным законодательством Российской Федерации не предусмотрен льготный порядок предоставления земельных участков данной категории граждан, что делает невозможным реализацию указанного права, в связи с чем
правовые основания для предоставления мне земельного участка для индивидуального жилищного строительства отсутствуют.
Однако доводы, изложенные в ответе Комитета градостроительства администрации города Ставрополя, об отказе в первоочередном предоставлении ей земельного участка для индивидуального жилищного строительства, не основаны на нормах права и нарушают её законные права и интересы.
Вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, порядок и особенности предоставления таких земельных участков для жилищного строительства регулируются нормами ст. ст. 28,30 и 30.1 Земельного кодекса РФ.
Согласно ч. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются за плату. В силу ч. 1, 2 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных Кодексом.
Проведение аукциона предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, «шаг аукциона» и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, равные возможности и условия для всех участников аукциона. При таких обстоятельствах реализация принципа первоочередности предоставления земельного участка инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, невозможна.
В соответствии с Обзором законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года, утвержденного Постановлением Президиума Верховного суда Российской Федерации от 17.09.2008 года, торги при предоставлении земельного участка инвалиду для индивидуального жилищного строительства не проводятся, но заключение договора купли-продажи земельного участка с инвалидом в рамках первоочередного предоставления земельных участков не исключается. Данное право, указанное в ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по своей сути, является льготой, поскольку исключает необходимость выкупать земельный участок по наибольшей цене, предложенной в ходе торгов (аукциона).
Тогда единственное отличие в приобретении инвалидом прав на земельный участок для индивидуального жилищного строительства является то обстоятельство, что торги по его продаже или продаже права аренды не проводятся, когда как возмездность приобретения права на земельный участок сохраняется.
Таким образом, реализация инвалидом права на первоочередное получение земельного участка под индивидуальное жилищное строительство предусматривает заключение договора купли-продажи или договора аренды без проведения торгов.
Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 28.08.2013 № 84-АПГ13-3 даны разъяснения, в частности, что пунктами "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что социальная защита, включая социальное обеспечение, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Статьей 10 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям субъектов Российской Федерации отнесены разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления. Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Таким образом, факт непринятия льготного порядка предоставления земельных участков инвалидам не может свидетельствовать о том, что инвалиды не могут воспользоваться своим правом, закрепленным Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», на получение в первоочередном порядке земельных участков в пользование и не препятствует им в реализации указанного права.
В настоящее время сложившаяся судебная практика ставит в зависимость права инвалидов на первоочередное получение земельного участка для жилищного строительства от наличия нуждаемости, соответствующей категории лиц, в улучшении жилищных условий.
На учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, она не состоит.
Однако, у неё имеются доказательства, что съемная квартира в которой она и все члены её семьи зарегистрированы и проживаем, принадлежит на праве собственности иному лицу.
Иной жилой площади на праве собственности они не имеют.
В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо
собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, то есть те, кто снимает квартиру (или угол), т.е. пользуются жильем по договорам коммерческого найма или поднайма, проживают в качестве временных жильцов, занимают жилые помещения специализированного жилищного фонда.
Доводы комитета градостроительства администрации города Ставрополя об отсутствии свободных земельных участках на территории города Ставрополя являются так же не состоятельными.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о зарегистрированных правах на земельный участок и зарегистрированные объекты недвижимого имущества по ул. Отрадной, 27 отсутствуют.
По сведениям комитета градостроительства администрации города Ставрополя информация о предоставлении вышеуказанного земельного участка кому-либо из граждан также отсутствует.
Поэтому она просит: признать отказ Администрации г.Ставрополя в предоставлении муниципальной услуги по подготовке документов для предоставления ей в аренду земельного участка незаконным и обязать администрацию города Ставрополя устранить допущенные нарушения её прав, путем предоставления ей, ФИО1, в аренду земельного участка, расположенного по ул. **, для строительства индивидуального жилого дома.
В судебном заседании ФИО1 свои требования поддержала и в обоснование своих требований привела доводы аналогичные с выше указанными, по тексту. Дополнив, что обжалует она действия в связи с отказом в предоставлении ей муниципальной услуги по подготовке документов для предоставления земельного участка в аренду.
В судебное заседание представитель администрации г.Ставрополя не явился, тогда как администрация г.Ставрополя была извещена надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела 24.12.2013 года, о чем свидетельствует телеграмма, которая вручена администрации. О причине неявки в судебное заседание администрация г.Ставрополя, в нарушении требований ч.1 ст.167 ГПК РФ, суду не сообщила. Следовательно суд считает необходимым рассмотреть данное дело в отсутствии представителя администрации г.Ставрополя.
В материалах дела иметься отказ Администрации в котором изложена позиция администрации г.Ставрополя по заявлению ФИО1 о предоставлении муниципальной услуги по подготовке для этого документов. Из отказа следует, что « в администрацию города Ставрополя по вопросу предоставления земельного участка для индивидуального жилищной строительства на праве аренды, в порядке ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российское Федерации» рассмотрено комитетом градостроительства администрации города Ставрополя.
По результатам рассмотрения обращения сообщаем следующее.
В соответствии со статьей 30.1 Земельного кодекса Российское Федерации предоставление земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной иле муниципальной собственности с 01 октября 2005 года осуществляется не торгах (конкурсах, аукционах) в порядке, установленном статьей 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Норма статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», устанавливающая право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного, дачного хозяйства и садоводства не подкреплена законодательным установлением льготного порядка предоставления земельных участков для указанных целей (бесплатно или за меньшую плату).
Верховным Судом Российской Федерации в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года», утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 17.09.2008, дано разъяснение по вопросу предоставления земельных участков указанным категориям граждан лишь в части, касающейся заключения договоров купли-продажи земельных участков. При предоставлении инвалидам. земельных участков для жилищного строительства в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по договору купли-продажи торги не проводятся.
Кроме того, свободные земельные участки на территории города Ставрополя отсутствуют.
Таким образом, в настоящее время действующим земельным законодательством Российской Федерации не предусмотрен льготный порядок предоставления земельных участков данной категории граждан, что делает невозможным реализацию указанного права, в связи с чем правовые основания для предоставления Вам земельного участка для индивидуального жилищного строительства отсутствуют».
В судебное заседание представитель градостроительного комитета администрации г.Ставрополя не явился, тогда как градостроительный комитет администрации г.Ставрополя был извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела 24.12.2013 года, о чем свидетельствует телеграмма, которая вручена градостроительному комитету администрации г.Ставрополя. О причине неявки в судебное заседание градостроительного комитета администрация г.Ставрополя, в нарушении требований ч.1 ст.167 ГПК РФ, суду не сообщил. Следовательно, суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствии представителя градостроительного комитета администрации г.Ставрополя.
Выслушав заявителя, исследовав материалы дела, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании ФИО1 (до вступления в зарегистрированный брак Щ.), является инвалидом третьей группы инвалидности с детства, что подтверждается справкой выданной филиалом № 1 бюро медико-социальной экспертизы г. Ставрополя от 09.09.2011 серия МСЭ-2011 № **
С 2005 года она проживает в квартире знакомых № ** по ул. ** в г. * вместе со своими родителями -матерью Щ.И.П., отцом Щ.С.И., братом Щ.А.С. Никто из данных родственников жилья в собственности не имеет. Кроме того, 27.07.2013 она вступила в зарегистрированный брак с Б.С.Н., который также в настоящее время проживает в вышеуказанной квартире. Таким образом, в съемной квартире площадью ** кв.м в настоящее время проживает две семьи количеством 5 человек, никто них жильем необеспечен.
Как установлено ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Определением Конституционного суда Российской Федерации от 13 октября 2009 года № 1127-0-0 разъяснено, что Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относится и положение части четырнадцатой статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющее право для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 20 ноября 1998 года N 155-0, конституционный принцип равенства перед законом должен сопрягаться с социальным характером государства, что находит отражение в создании более благоприятных условий для лиц, нуждающихся в социальной поддержке.
Ч. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
13.11.2013года ФИО1 (Щ. до вступления в зарегистрированный брак) обратилась в комитет градостроительства администрации города Ставрополя (орган, курирующий вопросы распределения земельных участков на территории города Ставрополя) с заявлением о предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, расположенного на территории города Ставрополя в первоочередном порядке.
По результатам рассмотрения заявления ФИО1 ею из комитета градостроительства администрации города Ставрополя получен ответ, от 11.11.2013 № **, в котором сообщается, что в соответствии со статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности с 01 октября 2005 года осуществляется на торгах (конкурсах, аукционах) в порядке, установленном статьей 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Норма статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации», устанавливающая право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного, дачного хозяйства и садоводства не подкреплена законодательным установлением льготного порядка предоставления земельных участков для указанных целей (бесплатно или за меньшую плату).
Верховным Судом Российской Федерации в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года», утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 17.09.2008, дано разъяснение по вопросу предоставления земельных участков указанным категориям граждан лишь в части, касающейся заключения договоров купли-продажи земельных участков. При предоставлении инвалидам земельных участков для жилищного строительства в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по договору купли-продажи торги не проводятся.
Кроме того свободные земельные участки на территории города Ставрополя отсутствуют.
Таким образом, в настоящее время действующим земельным законодательством Российской Федерации не предусмотрен льготный порядок предоставления земельных участков данной категории граждан, что делает невозможным реализацию указанного права, в связи с чем
правовые основания для предоставления ей земельного участка для индивидуального жилищного строительства отсутствуют.
Однако суд не может согласиться с данными доводами, изложенные в ответе Комитета градостроительства администрации города Ставрополя, об отказе в первоочередном предоставлении ФИО1 земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Так как отказ не основан на нормах права и нарушает законные права и интересы ФИО1.
Вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, порядок и особенности предоставления таких земельных участков для жилищного строительства регулируются нормами ст. ст. 28,30 и 30.1 Земельного кодекса РФ.
Согласно ч. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются за плату. В силу ч. 1, 2 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных Кодексом.
Проведение аукциона предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, «шаг аукциона» и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, равные возможности и условия для всех участников аукциона. При таких обстоятельствах реализация принципа первоочередности предоставления земельного участка инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, невозможна.
В соответствии с Обзором законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года, утвержденного Постановлением Президиума Верховного суда Российской Федерации от 17.09.2008 года, торги при предоставлении земельного участка инвалиду для индивидуального жилищного строительства не проводятся, но заключение договора купли-продажи земельного участка с инвалидом в рамках первоочередного предоставления земельных участков не исключается. Данное право, указанное в ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по своей сути, является льготой, поскольку исключает необходимость выкупать земельный участок по наибольшей цене, предложенной в ходе торгов (аукциона).
Тогда единственное отличие в приобретении инвалидом прав на земельный участок для индивидуального жилищного строительства является то обстоятельство, что торги по его продаже или продаже права аренды не проводятся, когда как возмездность приобретения права на земельный участок сохраняется.
Таким образом, реализация инвалидом права на первоочередное получение земельного участка под индивидуальное жилищное строительство предусматривает заключение договора купли-продажи или договора аренды без проведения торгов.
Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 28.08.2013 № 84-АПГ13-3 даны разъяснения, в частности, что пунктами "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что социальная защита, включая социальное обеспечение, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Статьей 10 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям субъектов Российской Федерации отнесены разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления. Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Таким образом, факт непринятия льготного порядка предоставления земельных участков инвалидам не может свидетельствовать о том, что инвалиды не могут воспользоваться своим правом, закрепленным Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», на получение в первоочередном порядке земельных участков в пользование и не препятствует им в реализации указанного права.
В настоящее время сложившаяся судебная практика ставит в зависимость права инвалидов на первоочередное получение земельного участка для жилищного строительства от наличия нуждаемости соответствующей категории лиц в улучшении жилищных условий.
Как установлено в судебном заседании на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий ФИО1 не состоит.
Съемная квартира в которой проживает ФИО1 и все члены её семьи принадлежит на праве собственности иному лицу. Иной жилой площади на праве собственности ФИО1 и члены её семьи не имеют.
Доводы заявителя не опровергнуты ответчиками. Тогда как в соответствии со ст.249 ГПК РФ обязанность опровержения доводов заявителя лежит на публичном органе, являющемся более сильной стороной по делу.
В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо
собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, то есть те, кто снимает квартиру (или угол), т.е. пользуются жильем по договорам коммерческого найма или поднайма, проживают в качестве временных жильцов, занимают жилые помещения специализированного жилищного фонда.
Суд так же не может согласиться с тем, у администрации города Ставрополя отсутствуют свободные земельные участках на территории города Ставрополя.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о зарегистрированных правах на земельный участок и зарегистрированные объекты недвижимого имущества по ул. ** отсутствуют.
По сведениям комитета градостроительства администрации города Ставрополя информация о предоставлении вышеуказанного земельного участка кому-либо из граждан также отсутствует.
Доводы заявителя не опровергнуты ответчиками. Тогда как в соответствии со ст.249 ГПК РФ обязанность опровержения доводов заявителя лежит на публичном органе.
При таких обстоятельствах суд считает, что отказом от 11.11.2013 № ** были нарушены права заявителя на предоставление земельного участка инвалиду, нуждающемуся в получении жилья либо земельного участка под индивидуальное жилищное строительство. Тогда как права эти подлежат защите в силу ст. 255 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 258 ГПК РФ признав право нарушенным суд выносит решение об устранении нарушений, должностными лицами. А поэтому суд считает необходимым обязать администрацию города Ставрополя устранить допущенные нарушения прав ФИО1, путем оказания муниципальной услуги в подготовке документов для предоставления в аренду земельного участка, расположенного по ул. ** ФИО1, для строительства индивидуального жилого дома.
На основании изложенного ст.10, 12 ГК РФ, и руководствуясь ст.ст. 254,255,258, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Признать неправомерными действия Администрации г.Ставрополя в отказе в оказании муниципальной услуги ФИО1, в подготовке документов для предоставления в аренду земельного участка, расположенного по ул. **, для строительства индивидуального жилого дома.
Обязать администрацию города Ставрополя устранить допущенные нарушения прав ФИО1, путем оказания муниципальной услуги в подготовке документов для предоставления в аренду земельного участка, расположенного по ул. ** ФИО1, для строительства индивидуального жилого дома.
Решение может быть обжаловано в течении месяца в Ставропольский крайсуд, с подачей апелляционной жалобы через Октябрьский суд.
Судья Якименко И.И.