ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3514/19ГОД от 27.05.2019 Петрозаводского городского суда (Республика Карелия)

Дело № 2- 3514\2019 год

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 мая 2019 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Витухиной О.В., при секретаре Изрец К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору в интересах ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Профессионал» об обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Иск заявлен по тем основаниям, что в Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору поступило обращение ФИО1 по вопросу начисления ООО «Профессионал» платы за коммунальные ресурсы по горячему водоснабжению, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном <адрес>. На основании обращения, Комитетом инициирована внеплановая документарная проверка. Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ выявлено нарушение части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта «ж» пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами". Комитетом выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений лицензионных требований. Указанное Предписание получено ООО Профессионал" ДД.ММ.ГГГГ. Срок исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ истек ДД.ММ.ГГГГ. Решением Комитета от ДД.ММ.ГГГГ о переносе срока исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ срок исполнения предписания перенесен до ДД.ММ.ГГГГ. В результате проверки установлено, что многоквартирный <адрес> панельный, девятиэтажный, 3-х подъездный, 1984 года постройки, оборудован центральной системой электроснабжения, теплоснабжения, горячего водоснабжения (закрытая схема), холодного водоснабжения, водоотведения, вентиляции. МКД оборудован общедомовыми приборами учета коммунальных ресурсов по электроэнергии, холодному водоснабжению. Количество жилых помещений 108, количество нежилых помещений 0. МКД имеет закрытую систему горячего водоснабжения (подпункт 27 пункта 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"). МКД находится в управлении ООО "Профессионал" на основании договора управления. Истец полагает, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Общество неверно начисляло плату за коммунальные ресурсы по горячему водоснабжению, потребляемые при использовании и содержании общего имущества по жилому помещению (квартира истца) МКД в связи с некорректным применением нормативов потребления коммунальных ресурсов, чем нарушило порядок начисления платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, установленный частью 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации. Факт неисполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ установлен проверкой: распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ, акт от ДД.ММ.ГГГГ. На основании изложенного, истец просит обязать ООО "Профессионал" исполнить предписание Комитета от ДД.ММ.ГГГГ., а именно:

1) произвести собственнику жилого помещения многоквартирного <адрес> ФИО1 перерасчет платы за коммунальные ресурсы по горячему водоснабжению, потребляемые при пользовании и содержании общего имущества в МКД в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исходя из норматива потребления коммунальных ресурсов по горячему водоснабжению в размере 0,029 (Приказ Госкомитета РК по жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике от 28.08.2012 N 42 (ред. от 27.05.2013)), в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исходя из нулевого норматива потребления коммунального ресурса по горячему водоснабжению в целях содержания общего имущества (Приказ Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК от 19.12.2017 N 326);

2) с августа 2018 года начислять собственнику жилого помещения многоквартирного дома по <адрес> ФИО1 плату за коммунальные ресурсы по горячему водоснабжению, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД исходя из нулевого норматива потребления коммунального ресурса по горячему водоснабжению в целях содержания общего имущества.

Определить срок по исполнению требований предписания от ДД.ММ.ГГГГ. - в течение 15 дней со дня вступления в силу решения суда по настоящему делу.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ПАО «ТГК-1».

Истец ФИО1, представитель истца ФИО2, действующая на основании доверенности, требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.

Представители ответчика ФИО3, ФИО4, действующие на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласились, поддержали позицию, изложенную в отзыве.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, согласно представленному отзыву, просят в удовлетворении требований отказать, полагают, что применение ООО «Профессионал» норматива потребления горячей воды в целях содержания общего имущества для многоквартирных домов с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, утвержденного Приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 31.05.2017 года № 156 является правомерным, просят рассмотреть дело в отсутствии представителя.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.

На основании пункт 3 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управляющая компания является исполнителем коммунальных услуг в многоквартирном доме (далее - МКД) путем приобретения коммунального ресурса и предоставляет его собственникам помещений в жилом доме и на общедомовые нужды.

В соответствии с подпунктом 2 части 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, в состав платы за содержание жилого помещения включены расходы на оплату коммунальных ресурсов по горячему водоснабжению, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Коммунальные ресурсы по горячему водоснабжению, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме является жилищной услугой и рассчитывается с квадратных метров.

С 01.01.2017 плата за содержание жилого помещения включает в себя плату холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 9.1 статьи 156 Кодекса).

Размер платы за коммунальные услуги, предоставленные на содержание общедомового имущества МКД определяются исходя из утвержденных органами власти субъекта Российской Федерации нормативов (часть 9.2 статьи 156 Жилищного Кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на плату общедомовых нужд определяется при наличии общедомового прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Исключения составляют:

1) оснащение многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов;

2) принятие на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций ОДН:

а) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний общедомового прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

б) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям общедомового прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок расчета платы за коммунальные услуги, в том числе предоставленные на содержание общего имущества многоквартирного дома, регламентируют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 36.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

Согласно пункту 48 Правил № 354 объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулой 15 приложения N 2 к Правилам № 354.

В судебном заседании установлено, что в Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору поступило обращение ФИО1 по вопросу начисления ООО «Профессионал» платы за коммунальные ресурсы по горячему водоснабжению, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме <адрес>.

Указанный МКД находится в управлении ООО "Профессионал" на основании договора управления, что сторонами не оспаривается.

На основании обращения, Комитетом инициирована внеплановая документарная проверка. Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ выявлено нарушение части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта «ж» пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами". Комитетом выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений лицензионных требований. Указанное предписание получено ООО Профессионал" ДД.ММ.ГГГГ. Срок исполнения предписания истек ДД.ММ.ГГГГ. Решением Комитета от ДД.ММ.ГГГГ срок исполнения предписания перенесен до ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время предписание не исполнено.

В результате проверки установлено следующее: многоквартирный <адрес> панельный, девятиэтажный, трех подъездный, 1984г. постройки, оборудован центральной системой электроснабжения, теплоснабжения, горячего водоснабжения (закрытая схема), холодного водоснабжения, водоотведения, вентиляции. МКД оборудован общедомовыми приборами учета коммунальных ресурсов по электроэнергии, холодному водоснабжению. Количество жилых помещений 108, количество нежилых помещений 0. МКД имеет закрытую систему горячего водоснабжения (подпункт 27 пункта 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"). Начисление платы за коммунальные ресурсы по горячему водоснабжению, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД в период с января 2017 по май 2017 года производилось ответчиком в следующем размере январь 2017 года -10,76 руб., февраль – май 2017 года по 43,68 руб., тогда как в соответствии с Приказом Госкомитета РК по жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике от 28.08.2012 № 42, для закрытой системы водозабора, для категории МКД с централизованным горячим и холодным водоснабжением в домах, оборудованных душами и ваннами, норматив за коммунальные ресурсы по горячему водоснабжению, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД установлен в размере 0,029 куб.м. на 1 кв.м. общей площади общего имущества МКД в месяц, что должно составлять в указанный период следующие начисления за период с января 2017 года по май 2017 года по 43,81 руб. в месяц.

За июнь 2017 года ответчиком начислено 43,68 руб., за период с июля 2017 года по июнь 2018 года ответчиком начислено по 46,21 руб., за июль 2018 года – 34,82 руб., тогда как следовало, по мнению Комитета, за указанный период следует выставлять нулевой норматив.

Таким образом, истец полагает, что ООО «Профессионал» нарушило порядок начисления платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, установленный ч.9.2 статьи 156 Жилищного кодекса РФ, чем нарушило права истца - собственника <адрес> данного МКД ФИО1

Между тем, при разрешении спора суд учитывает следующее.

Результаты проверки, проведенной на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ были признаны незаконными постановлением мирового судьи судебного участка № 6 г. Петрозаводска Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ по делу . Указанное постановление Комитетом не обжаловалось, вступило в законную силу. Данное постановление имеет преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора.

Как следует из постановления мирового судьи, распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ о назначении внеплановой документарной проверки в отношении Общества в качестве основания проведения лицензионного контроля содержит указание на мотивированное представление от ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения обращения от ДД.ММ.ГГГГ.

В мотивированном представлении должностного лица приводятся ссылки лишь на реквизиты обращения, содержание которого позволило выявить достаточные данные о необходимости проведения внеплановой проверки согласно пп. «в» п. 2 ч.2, ч. 3.3 ст. 10 Федерального закона № 294 в отношении Общества (нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены)).

Таким образом, правовым основанием для вынесения распоряжения о внеплановой документарной проверке следует признать пп. «в» п.2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294. Вместе с тем, такого основания для внеплановой проверки лицензиата ни ч.3 ст. 196 ЖК РФ, ни ч. 10 ст. 19 Федерального закона № 99 не содержит, соответственно, проверочные мероприятия были проведены с грубым нарушением (п. 2 ч. 2 ст. 20 Федерального закона № 294).

В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона № 294 результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательством нарушения юридическим лицом обязательных требований и требований, установленных муниципальным законодательством.

С учетом вышеизложенного, мировой судья пришел к выводу, что результаты проверки, проведенной на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ, нельзя признать законными, следовательно и само предписание не отвечает критериям законности.

Кроме того, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению и по существу.

Судом установлено, сторонами не оспаривается, подтверждается письменными материалами дела, что многоквартирный <адрес>, оборудован централизованной системой горячего водоснабжения (закрытая схема).

Согласно письмам Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики от 11.04.2019 № 5661\15.3-08\МСЖКХиЭ-и и от 26.04.2019 № 6577\05.3-07\МСЖКХиЭ на территории Республики Карелия нормативы потребления холодной и горячей воды на СОИ (содержание общего имущества) определены в соответствии с правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 и утверждены Приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства энергетики Республики Карелия от 31.05.2017 № 156. В соответствии с п.4 Правил при определении нормативов потребления холодной и горячей воды на СОИ в многоквартирном доме учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома - этажность, износ внутридомовых систем теплоснабжения (открытая, закрытая), вид системы горячего водоснабжения, оснащенность в местах общего пользования водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием. Нормативы холодной и горячей воды на СОИ, утвержденные приказом, дифференцированы по категориям многоквартирных домов в соответствии с приложением № 2 к Правилам.

Для расчета размера платы за потребленные коммунальные ресурсы холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах с закрытой системой горячего водоснабжения допускается применение нормативов соответствующих коммунальных ресурсов в размере, установленном Приказом норматива потребления холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества для многоквартирных домов с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением (в зависимости от этажности многоквартирных домов).

Приказом Государственного комитета Республики Карелия по жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике от 28.08.2012 № 42, в редакции от 27.05.2013, установлен норматив горячего водоснабжения на общедомовые нужды в размере 0,029 куб. на 1 кв.м. общей площади общего имущества в месяц (раздел I приложения к Приказу).

В соответствии с Приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК от 19.12.2017 № 326 «О внесении изменений в приказ Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 31 мая 2017 года № 156» для многоквартирных домов с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением установлен норматив потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в зависимости от этажности. Для МКД этажностью 6-9 этажей норматив составляет 0.028 куб.м. на 1 кв.м. площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 15.12.2016 №340 «О внесении изменений в приказ Государственного комитета Республики Карелия по жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике от 28.08.2012 № 42» приложение к приказу изложено в новой редакции, в которой норматив на горячее водоснабжение на общедомовые нужды отсутствует. Данные изменения вступили в силу с 01.01.2017.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 №1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме установлено, что до утверждения нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, но не позднее 01.06.2017, при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, с 01.01.2017 применяются установленные субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016 нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.

Приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 31.05.2017 № 156, которым утверждены нормативы потребления коммунальных ресурсов и целях содержания общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Карелия, норматив потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартиных домах с централизованным холодным водоснабжением, с водонагревателями, и водоотведением, не установлен. Действие указанного приказа распространяется на отношения, возникшие с 01.06.2017.

Кроме того, согласно письму Минстроя РК от 05.02.2019 г. № 1878/05.3-07/МСЖКХиЭ количество тепловой энергии на горячее водоснабжение для многоквартирных домов с закрытой системой горячего водоснабжения определяется в следующем порядке:

- объем потребления горячего водоснабжения определяется с использованием приборов учета (коллективный, индивидуальные), в случае отсутствия приборов учета с использованием норматива потребления коммунальной услуги (горячее водоснабжение), утвержденного в соответствии с действующим законодательством: - объем потребления горячей воды, предоставленной на общедомовые нужды, определяется с использованием норматива потребления горячей воды в целях содержания общего имущества для многоквартирных домов с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением (в зависимости от этажности многоквартирных домов) (Приложение 2 к приказу Министерства № 156 от 31.05.2017г.).

Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчиком правомерно применен норматив потребления коммунальных ресурсов. То обстоятельство, что норматив потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах с централизованным холодным водоснабжением, с водонагревателями, и водоотведением, не установлен, не свидетельствует о наличии оснований для выставления истцу нулевого норматива потребления коммунального ресурса с июня 2017 года; в данной части доводы истца основаны на неверном толковании норм права. Действия ответчика по начислению истцу платы за коммунальные ресурсы по горячему водоснабжению, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД в период с января 2017 по май 2017 года исходя из норматива потребления коммунальных ресурсов по горячему водоснабжению в размере 0,028 куб.м. на 1 кв.м., что составляет на истца по 43,68 руб. ежемесячно, а за январь 2017 года – 10,76 руб. вместо норматива в размере 0,029 куб.м. на 1 кв.м., что составляет по истцу сумму 43,81 руб. ежемесячно, права истца не нарушают.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Таким образом, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, истцом не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность заявленных требований, нарушений прав истца.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, а также принимая во внимание, что спорное предписание не соответствует нормам действующего законодательства, оснований для возложения на ответчика обязанности по его исполнению судом не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору в интересах ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Профессионал» об обязании совершить определенные действия, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного решения.

Судья О.В.Витухина

Мотивированное решение

изготовлено 03 июня 2019 года.